Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 74-77. Б01: 10.17223/15617793/425/9
УДК 04.41.31
В. И. Зиновьева, Н.И. Наумова
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЗАХСТАНА
Исследование выполнено в рамках государственного задания подведомственных Минобрнауки образовательных организаций по проекту «Теоретико-методологические основы и междисциплинарные подходы в формировании этносоциального инклюзивного образовательного пространства вуза» (№ 28.8279.2017/8.9).
Освещается современный этап подготовки кадров социальных работников в вузах столицы Казахстана Астане, в частности в Евразийском национальном университете. Рассматриваются особенности построения образовательных модулей. Акцентируется внимание на организации проектирования и исследовательском подходе в обучении студентов, связи с практической социальной работой, запросами работодателей, что является важным показателем институционализации социальной работы.
Ключевые слова: кадры социальных работников; российско-казахстанские связи; обмен опытом; инклюзия; сотрудничество студентов.
Современный Казахстан - это динамично развивающаяся территория, включающая также и быстро изменяющееся образовательное пространство. Именно Казахстан предложил и воплощает в жизнь принципы евроазиатской государственной политики. В последние два с лишним десятилетия появилось немало специальностей и дисциплин в вузовском образовании, которые были востребованы экономической интеграцией со странами СНГ и ближайшими соседями, а также потребностями преодоления отставания от мирового уровня, среди которых менеджмент, социальная работа, защита информации и т.д. Укрепление российско-казахстанских связей в контексте формирования евразийского экономического пространства требует усиления сотрудничества также в гуманитарной области. В сентябре 2016 г. в Евразийском национальном университете был проведен научно-методологический семинар по теме «Формирование социальной устойчивости личности студентов и актуальные направления развития социальной работы в Казахстане и России», а после его завершения - круглый стол по теме «Перспективы развития подготовки социальных работников в Республике Казахстан и Российской Федерации» в Университете экономики, финансов и внешней торговли (г. Астана).
Оба мероприятия были организованы кафедрами социологии и социальной работы вузов Казахстана и кафедрой истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В методологическом семинаре участвовали преподаватели и студенты, в ходе заседаний были заслушаны доклады и сообщения, состоялся обмен опытом по актуальным вопросам преподавания дисциплин, связи с практикой, групповом проектном обучении студентов, сопровождении в учебном процессе студентов с инвалидностью, была проведена ролевая игра студентов России и Казахстана по вопросам профессиограммы социальной работы.
Социальная работа относится к тем профессиям, цель которых состоит в смягчении внутренних противоречий в обществе, достижении согласия и благополучия. В постсоветский период возник устойчивый интерес молодежи к гуманитарному знанию, социаль-
ным наукам, что отражает потребность изменений в более позитивном направлении межличностного общения и межличностного взаимодействия в различных общественных институтах: семье, сфере деловых отношений, здравоохранении, досуге и пр. Во странах СНГ начались институционализация социальной работы и подготовка кадров социальных работников.
В исследовательской литературе активно обсуждается тема образовательного пространства как многоплановая, в том числе с точки зрения открытости образовательного процесса, и, как сферы образовательных услуг, которые делают доступными каналы образовательной информации, включая обмен опытом [1]. Вопросы профессионализации в социальной работе, обучении лиц с ограниченными возможностями также в настоящее время привлекают постоянное внимание специалистов, устроителей семинаров, конференций и т.п. [2, 3]. Идеология инклюзии, сформулированная в 60-е гг. XX в. в Швеции и Великобритании, стала популярной в России после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 г. Принципы инклюзии о преодолении дискриминации и равноправии лиц с ограниченными возможностями посредством создания безбарьерной архитектурной среды нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 г. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. Реализация этой Программы позволит обучаться не только в средней школе, но и в вузах молодым людям, имеющим различные нозологии в соответствии со своими способностями [4]. В настоящее время в высших учебных заведениях России утверждаются планы мероприятий по обеспечению доступности образовательной среды и образовательного процесса для инвалидов. В ТУСУРе сопровождение лиц с ограниченными возможностями осуществляется с 2010 г. с образованием в структуре вуза самодеятельной организации студентов и преподавателей кафедры истории и социальной работы -Центра сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ).
В России прием на специальность «социальная работа» был открыт в 90-е гг. XX в., в Казахстане несколько позже, в 2000-е гг., в 20 университетах, в том
числе в столице страны - Астане - в трех вузах: Назарбаев Университете, Евразийском национальном университете (ЕНУ) и в Казахском университете экономики, финансов и международной торговли (на коммерческой основе). Назарбаев Университет -элитное учебное заведение, в котором обучение ведется на английском языке, оно имеет тесные связи с ведущими университетами США и Великобритании. В Евразийском национальном университете с 2004 г. на факультете социальных наук была организована кафедра социологии и социальной работы и начался прием в соответствии с двухуровневой системой образования - на бакалавриат и в магистратуру (по социологии). В университете действует система кредитов, ежегодных практик, налажен обмен с зарубежными специалистами, магистранты имеют право на зарубежные командировки сроком до 10 дней, в основном в университеты России.
Подготовка бакалавров социальной работы включает 8 модулей, из которых ведущим является модуль теории и практики социальной работы (27 кредитов). Изучение данного курса рассчитано на то, что студент будет способен применять понятия и категории профессиональной социальной работы на трех языках, освоит современные теории, концепции, принципы социальной работы, социальные технологии с тем, чтобы применять их в конкретной работе со случаем, в других формах и различных сферах жизнедеятельности. Кроме того, в рамках этого модуля обучающийся получит знания и сформирует основные подходы профилактики личной профессиональной деформации и эмоционального выгорания. По содержанию к этому направлению близок модуль «Психология социальной работы» (21 кредит), так как преподаваемые дисциплины создают у студентов представление о теориях, объясняющих поведение клиента, дополняют знания, полученные при изучении предыдущего модуля, учат студентов дифференцировать социальную работу с клиентами с учетом национально-культурного аспекта, индивидуально-психологических характеристик при проведении социального обслуживания, консультационной, посреднической, профилактической деятельности. Одной из целей этих модулей является формирование у бакалавров коммуникативных навыков, включая вербальные и невербальные средства, умение вести деловые переговоры, дискутировать по вопросам организации социальной работы.
Далее, по степени важности, выделяется модуль проектирования и исследований в социальной работе (24 кредита). Значимость этого направления трудно переоценить с точки зрения формирования у студентов подходов в исследовательской деятельности и применения ее результатов в практической социальной работе. В вузовском обучении чаще всего применяется субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход, описанный В. Луковым, так как он позволяет разработать и осуществить небольшой проект в конкретные сроки, «воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [5. С. 37]. Метод социального проектирования, с точки зрения акмеологии, развивает как спо-
собность работать в команде, так и, что более важно, умение видеть, формулировать проблему и понимать логику ее поэтапного решения. Этот метод может быть реализован практически при изучении следующего модуля «Социальная работа с группами социального риска», который имеет две образовательные траектории: «социальная работа с семьей и детьми» и «социальная работа с взрослыми группами социального риска». Студенты, объединяясь в команды, смогут совместно координировать работу по структурированию проблем, проведению исследований, разработке алгоритмов, модели или интервенции в решении типичных трудностей социальной работы с клиентами.
Дисциплины модуля «Управление социальным обеспечением и социальной работой» (23 кредита) нацелены на овладение способностями организовывать разного рода воздействие (координация, корреляция и пр.) в работе с клиентом для упорядочения или изменения той социальной ситуации, в которой он находится. Менеджмент требует также координации усилий специалистов различных областей, создание многопрофильных групп (группы специалистов различного профиля, психологи, медики, социальные работники и т. п., которые совместно оказывают помощь клиенту) для решения задач в интересах преодоления трудностей клиента и развития благосостояния общества в целом. В рамках этого модуля студенты знакомятся с принципами управления персоналом социальных служб и подразделений учреждений социальной сферы, дополняют свои знания в области мобилизации личностных ресурсов, супервизии и профессионализации.
Таким образом, подготовка студентов специальности «социальная работа», осуществляемая как переход от одного модуля к другому в ходе бакалавриата, - это приобретение базовых знаний и одновременно решение прикладных задач по приобретению практических навыков социальной работы. Необходимым элементом этой подготовки является запрос потенциальных работодателей. Университет стремится учитывать это не только при подготовке социальных работников, но и сохраняя связи с выпускниками.
Важнейшей сферой, затрагивающей интересы всех людей, является здравоохранение. В последнее время острым стал вопрос сопровождения больного в связи и после проведенного медицинского лечения. Поскольку медицинские работники не обязаны отслеживать его психологическую реакцию на препараты или побочные реакции, если это не угрожает жизни, то человек остается один на один со своей болезнью и может утратить равновесие. А. Меттери отмечает, что существует противоречие между областью социальной работы и медициной, когда доктор выносит окончательное решение, а социальный работник обязан оказывать клиенту поддержку в повседневной жизни. [6. Р. 258]. Социальный работник в этом случае становится посредником между врачом и пациентом, а также психологом и наставником. Так, например, на базе поликлиники г. Астаны в 2000 г. был создан Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу» с новым профилем услуг, семейными врача-
ми и семейными медсестрами. Цель этого Центра -поддержка семьи в органах здравоохранения со стороны социальных работников. Здесь работают, в том числе, выпускники ЕНУ. Он обслуживает 15 участков, курирует 2 школы, 2 детских сада и, кроме медицинских кабинетов, имеет отделение профилактики и социально-психологическую службу по развитию человеческих ресурсов, молодежный центр здоровья и т. п. Социально-психологическая служба пользуется популярностью у населения, в кабинете психолога специалисты снимают страх у больных в специфических ситуациях. При кабинете есть отдельная комната, где можно поговорить с родителями отдельно от детей, если этого требует ситуация. Служба осуществляет в обязательном порядке патронаж семей, в которых есть дети до 5 лет, особенно тех, кто имеет неблагопрятные жилищные условия.
Ведущими формами работы в «Демеу» являются тренинги, которые проводятся с семьями, школы подготовки родителей по профилактике детского травматизма, по обмену опытом, есть кабинеты экстренной медицинской помощи, арт-терапии, формируются многопрофильные группы. Беседа является активной формой интервенции социального работника, в ходе которой происходит выявление острых вопросов, а затем социальная служба занимается поиском путей их решения. Особое место занимает кабинет супервизии во главе с опытным социальным работником. Здесь разбираются сложные случаи: отказ от ребенка, отрицательное отношения к врачу со стороны пациента и пр.
Специалисты социально-психологической службы участвуют в конкурсах проектов. В настоящее время под руководством социальных работников реализуются два проекта: «Я выбираю доброжелательность» и «7 миллиардов добрых дел». Оба проекта осуществляются с привлечением волонтеров, направлены на развитие взаимосвязей между семьями, различными социальными институтами, клиентами и реализуются на территории всех 15 участков. Таким образом, фактически создан новый тип медико-социального учреждения, сочетающий близкие функции и отвечающий в комплексе интересам социального обслуживания населения.
Тесный контакт с работодателями характерен для подготовки социальных работников в Казахском университете экономики, финансов и международной торговли. Основной формой такого сотрудничества являются совместные заседания в форме круглого стола представителей вуза во главе с ректором
С.А. Аблыманаковым и руководителей, директоров различных социальных служб г. Астаны. Таким образом устанавливается обратная связь с тем, чтобы учесть запросы практики на студенческой скамье. Особое внимание в Казахстане уделяется воспитанию детей, сохранению национальных традиций уважения старших и преемственности семейного уклада. Вуз сотрудничает с институтами по делам семьи, в том числе занимающимися сопровождением детей с особыми потребностями, с Детским психоневрологическим медико-социальным учреждением, Корпоративным фондом «University medical center», Центром социального обслуживания населения акимата г. Астана. Реабилитация детей с ограниченными возможностями осуществляется с учетом опыта работы по месту жительства. Профессорско-преподавательский состав развивает связи с Медико-социальным учреждением для пожилых и инвалидов акимата г. Астаны с целью подготовки кадров социальных работников для этой социальной группы. Актуальной темой, общей для всех образовательных заведений, является трудоустройство выпускников и, в связи с этим, поддерживаются постоянные контакты с городскими Центром занятости акимата г. Астана и Управлением занятости труда и социальной защиты г. Астана по вопросам трудоустройства выпускников. Постоянные связи с работодателями позволяют учесть при подготовке социальных работников те детали, которые трудно предусмотреть в теоретических курсах.
Таким образом, образовательное пространство в Казахстане характеризуется, как и в России, расширением образовательных услуг, развитием профессии «социальная работа», которая является формой социальной политики, служит реализации потенциальных способностей личности в области решения проблем, защите их прав, социальной справедливости и социальной безопасности. На современном этапе требуется внедрение принципов инклюзии в вузах и создания равноправных условий для обучения лиц с инвалидностью, включения их в последующем в общественную жизнедеятельность. Обмен опытом с российскими вузами, которые приступили к реализации инклюзивного подхода, является полезным для университетов Казахстана, точно так же, как и складывающаяся там практика подготовки социальных работников с целью их профессионализации в органах здравоохранения и работы с целевыми группами для подготовки кадров социальных работников в российских вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Н.Н. Выбор профессии и образования студентами вуза в современных условиях // Сотис. 2009. № 3. С. 21-30.
2. Никитин В.А. Состояние и проблемы научной разработки истории социальной политики и социальной работы // Вопросы социальной
истории. 2012. № 2. С. 5-11.
3. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровнего образования: организационные и методические аспек-
ты : материалы Всерос. конф. (Москва, 18 ноября 2016 г.) / сост. В.Д. Байрамов, Н.А. Ореховская. М. : МГГЭУ, 2016. 847 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федера-
ции «Доступная среда» на 2011-2020 гг.». URL: http://base.garant.ru/71265834/
5. Луков В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие. 7-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та ; Флинта, 2007. 240 с.
6. Metteri A. Researching difficult situations in social work. Morality and Politics in Expert Work // Reconstructing Social Work Research: Finnish
Methodological Adptations. Jyvaskyla : SoPhi, University of Jyvaskyla, 2010. P. 242-273.
Статья представлена научной редакцией «Социлогия и педагогика» 11 декабря 2017 г.
DEVELOPMENT OF THE SPECIALTY "SOCIAL WORK" IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF KAZAKHSTAN
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 425, 74-77. DOI: 10.17223/15617793/425/9
Valentina I Zinovieva, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Natalia I Naumova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: professional social workers; Russian-Kazakh relations; sharing experiences; inclusion; students' collaboration.
The authors show the current stage of staff training in social work in the post-Soviet space, in particular, in Kazakhstan, in the context of comparison with how this task is being accomplished in Russia. The aim of the article is the consideration of institutionali-zation as a stage in the formation of professional social work, identification of approaches in the training of social workers in Kazakhstan and Russia. The main issues of higher education in this specialty were discussed at meetings of the scientific and methodological seminar which took place in September 2016 at the Eurasian National University on the topic "Formation of social stability of students' personality and topical development trends in social work in Kazakhstan and Russia" and at a round table on the topic "Prospects of the development of social workers' training in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation" at the University of Economy, Finance and Foreign Trade (Astana, Kazakhstan). The meeting was attended by a delegation of teachers and students of the Department of History and Social Work of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics. Based on a comparative analysis of participants' speeches, differences and common positions were revealed. Thus, in Kazakhstan the formation of the specialty "Social Work" is influenced by the Western model. The educational process of the Eurasian National University includes elements of the Bologna system, loans, construction of educational modules, defence of doctoral theses for a PhD degree. In addition, creating social services on the basis of district polyclinics (Center for Family Medicine "Demeu") is in progress. This direction is relevant in modern social work, but in Russia it is given insufficient attention. The Russian model of institutionalizing social work pay more attention to traditions of charity, the experience of the social welfare system of the Soviet period, combining it with innovative approaches based on the application of group project training in the university, implementation of the principles of inclusion, creation of barrier-free educational environment accessible for people with disabilities. In the domestic system of training of social workers, more attention is also paid to the organization of new forms of research work of students. The general problem of university education in Kazakhstan and in Russia is the topic of employment of graduates, creation of stable university links with employers. For this, the University of Economy, Finance and Foreign Trade (Astana) organizes round tables with representatives of social services in order to take into account the needs of social work practices in the educational process at the university. The authors think that both Russia and Kazakhstan are mastering the world experience of social work, searching for optimal forms of university training of specialists and developing institutionalization.
REFERENCES
1. Volkova, N.N. (2009) Vybor professii i obrazovaniya studentami vuza v sovremennykh usloviyakh [Choice of a profession and education of higher
school students in modern conditions]. Sotis. 3. pp. 21-30.
2. Nikitin, V.A. (2012) Sostoyanie i problemy nauchnoy razrabotki istorii sotsial'noy politiki i sotsial'noy raboty [State and problems of scientific
development of the history of social policy and social work]. Voprosy sotsial'noy istorii. 2. pp. 5-11.
3. Bayramov, V.D. & Orekhovskaya, N.A. (eds) (2016). Professional'naya orientatsiya invalidov i lits s OVZ v sisteme mnogourovnego obrazovani-
ya: organizatsionnye i metodicheskie aspekty [Professional orientation of disabled people and persons with health limitations in the system of multi-level education: organizational and methodological aspects]. Proceedings of the all-Russian conference. Moscow. 18 November 2016. Moscow: MGGEU.
4. Garant.ru. (2015) Decree of the Government of the Russian Federation of 1 December 2015. On approval of the state program of the Russian Fed-
eration "AccessibleEnvironment for 2011-2020". [Online] Available from: http://base.garant.ru/71265834/. (In Russian).
5. Lukov, V.A. (2007) Sotsial'noeproektirovanie [Social design]. 7th ed. Moscow: Moscow University for the Humanitites ; Flinta.
6. Metteri, A. (2010) Researching difficult situations in social work. Morality and Politics in Expert Work. In: Reconstructing Social Work Research:
Finnish Methodological Adaptations. Jyvaskyla: SoPhi, University of Jyvaskyla.
Received: 11 December 2017