Научная статья на тему 'Зимняя школа молодых исследователей из России и Казахстана (Барнаул, АлтГУ, 26-30 января 2016 г. )'

Зимняя школа молодых исследователей из России и Казахстана (Барнаул, АлтГУ, 26-30 января 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗИМНЯЯ ШКОЛА / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНЫ / КАЗАХСТАН / АЛТГУ / АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / WINTER SCHOOL / CROSS-BORDER INTERACTION / REGIONS / KAZAKHSTAN / ALTSU / ALTAI SCHOOL OF POLITICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышов Юрий Георгиевич

Рассказывается об итогах работы Зимней школы молодых исследователей из России и Казахстана. Этот проект появился на фоне активно развивающихся связей Алтайского государственного университета с вузами стран Центральной Азии. В 2015 г. Алтайская школа политических исследований провела два научных мероприятия, посвященных теме трансграничного сотрудничества регионов (в том числе и по историческим аспектам темы). У организаторов этих мероприятий появилась идея обсудить данную тему и применительно к российско-казахстанскому сотрудничеству, пригласив для этого молодых исследователей (преимущественно магистрантов и аспирантов) из Казахстана и России. На Школу поступили тексты 18 докладов из Алматы (Казахской академии труда и социальных отношений, Казахского национального университета им. аль-Фараби, Университета КИМЭП), из Астаны (Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева), из Семипалатинска (Финансово-экономического колледжа) и Усть-Каменогорска (ВосточноКазахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Казахстанско-Американского свободного университета). Кроме того, к ним добавились еще 16 докладов от молодых исследователей, работающих в Барнауле. Перед участниками Школы выступили ведущие эксперты; состоялись конкурс докладов и ролевая игра. По итогам работы все участники получили сертификаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чернышов Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Winter School for Young Researchers from Russia and Kazakhstan (Barnaul, Altai State University, 26-30 January 2016)

The article dwells on the results of the Winter School for young researchers from Russia and Kazakhstan (Barnaul, 26-30 January 2015). This project appeared on the background of actively developing relations between Altai State University and universities in Central Asia. In 2015, Altai School of Political Studies held two scientific events devoted to the cross-border cooperation of the regions (including the historical aspects of the topic). In this regard, the organizers of the event decided to discuss this topic in relation to the Russian-Kazakh cooperation, inviting young researchers (mainly undergraduates and graduate students) from Kazakhstan and Russia. The School received 18 papers from Almaty (Kazakh Academy of Labour and Social Affairs, the Kazakh National University named after Al-Farabi, KIMEP University), Astana (Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov), from Semipalatinsk (Finance and Economics College) and Ust-Kamenogorsk (East Kazakhstan State University named after S. Amanzholov, Kazakh-American Free University). Later came 16 more reports of young researchers working in Barnaul. Participants listened to the experts of the School; held a contest of reports and role-playing game. As a result of the work, all participants received certificates.

Текст научной работы на тему «Зимняя школа молодых исследователей из России и Казахстана (Барнаул, АлтГУ, 26-30 января 2016 г. )»

УДК 001 ББК 72

Зимняя школа молодых исследователей из России и Казахстана (Барнаул, АлтГУ, 26-30 января 2016 г.)

Ю.Г. Чернышов

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Winter School for Young Researchers from Russia and Kazakhstan (Barnaul, Altai State University, 26-30 January 2016)

Yu.G. Chernyshov

Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассказывается об итогах работы Зимней школы молодых исследователей из России и Казахстана. Этот проект появился на фоне активно развивающихся связей Алтайского государственного университета с вузами стран Центральной Азии. В 2015 г. Алтайская школа политических исследований провела два научных мероприятия, посвященных теме трансграничного сотрудничества регионов (в том числе и по историческим аспектам темы). У организаторов этих мероприятий появилась идея обсудить данную тему и применительно к российско-казахстанскому сотрудничеству, пригласив для этого молодых исследователей (преимущественно магистрантов и аспирантов) из Казахстана и России.

На Школу поступили тексты 18 докладов из Алматы (Казахской академии труда и социальных отношений, Казахского национального университета им. аль-Фараби, Университета КИМЭП), из Астаны (Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева), из Семипалатинска (Финансово-экономического колледжа) и Усть-Каменогорска (Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Казахстанско-Американского свободного университета). Кроме того, к ним добавились еще 16 докладов от молодых исследователей, работающих в Барнауле. Перед участниками Школы выступили ведущие эксперты; состоялись конкурс докладов и ролевая игра. По итогам работы все участники получили сертификаты.

Ключевые слова Зимняя школа, трансграничное сотрудничество, регионы, Казахстан, АлтГУ, Алтайская школа политических исследований.

DOI 10.14258/izvasu(2016)2-47

The article dwells on the results of the Winter School for young researchers from Russia and Kazakhstan (Barnaul, 26-30 January 2015). This project appeared on the background of actively developing relations between Altai State University and universities in Central Asia. In 2015, Altai School of Political Studies held two scientific events devoted to the cross-border cooperation of the regions (including the historical aspects of the topic). In this regard, the organizers of the event decided to discuss this topic in relation to the Russian-Kazakh cooperation, inviting young researchers (mainly undergraduates and graduate students) from Kazakhstan and Russia.

The School received 18 papers from Almaty (Kazakh Academy of Labour and Social Affairs, the Kazakh National University named after Al-Farabi, KIMEP University), Astana (Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov), from Semipalatinsk (Finance and Economics College) and Ust-Kamenogorsk (East Kazakhstan State University named after S. Amanzholov, Kazakh-American Free University). Later came 16 more reports of young researchers working in Barnaul. Participants listened to the experts of the School; held a contest of reports and role-playing game. As a result of the work, all participants received certificates.

Key words: Winter School, cross-border interaction, regions, Kazakhstan, AltSU, Altai School of Political Studies.

Проект проведения Зимней школы с участием молодых исследователей из России и Казахстана появился на фоне все более активно развивающихся связей Алтайского государственного университета с вузами стран Центральной Азии. Казахстан — наиболее близкий к Алтайскому краю партнер, к тому же имеющий с ним протяженную общую границу. Следует отметить, что в 2015 г. Алтайская школа политических исследований провела два научных мероприятия, посвященных теме трансграничного сотрудничества регионов [1], и издала по их итогам сборник [2]. В связи с этим у организаторов этих мероприятий появилась идея обсудить данную тему и применительно к российско-казахстанскому сотрудничеству, пригласив для этого молодых исследователей (преимущественно магистрантов и аспирантов) из Казахстана и России. На обсуждение были вынесены многие поднимаемые в современной научной литературе [3-12] аспекты темы, в том числе и касающиеся исторического опыта сотрудничества.

Учредителями проекта стали Алтайская школа политических исследований, Алтайский государственный университет (кафедра всеобщей истории и международных отношений), Алтайское отделение Российской ассоциации политической науки и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Школа начала свою работу в зале Президентской библиотеки АлтГУ. На ее открытие пришли более 90 преподавателей и студентов, мно-

гие из которых представляют страны Центральной Азии — Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Китай.

Председатель оргкомитета Школы профессор Ю.Г. Чернышов во вступительном слове отметил, что вынесенная на обсуждение тема трансграничного сотрудничества регионов чрезвычайно важна в реальных условиях современного мира. Она важна в том числе и для казахстанцев, и для жителей Алтайского края и Республики Алтай. Интерес к этому проекту молодых исследователей из Казахстана проявился, в частности, в том, что на Школу поступили тексты 18 докладов из Алматы (Казахской академии труда и социальных отношений, Казахского национального университета им. аль-Фараби, Университета КИМЭП), из Астаны (Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева), из Семипалатинска (Семипалатинского финансово-экономического колледжа) и Усть-Каменогорска (Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Казахстанско-Американского свободного университета). Кроме того, к ним добавились еще 16 докладов от молодых исследователей, работающих в Барнауле. А общее число участников оказалось в три раза больше первоначально планировавшегося.

С приветствием к участникам Школы обратился также проректор по научной и инновационной работе АлтГУ профессор А.А. Тишкин, подчеркнувший

Рис. 1. Открытие Зимней школы

важность развития в университете центральноази-атского направления исследований. Декан исторического факультета профессор Е.В. Демчик добавила, что она испытывает настоящую гордость, видя, как много в этом зале находится иностранных студентов, желающих участвовать в научных дискуссиях.

После открытия школы состоялся небольшой он-лайн-семинар с участием преподавателей из двух казахстанских столиц — Алматы и Астаны. Тепло поздравила участников с началом успешной работы профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая Р.Р. Каирбекова. Затем выступила доцент Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева К.С. Калиева, рассказавшая о работе Международной летней школы студентов Алтайского региона «Наш общий дом Алтай». Профессор АлтГУ П.К. Дашковский в ответ поделился опытом работы Азиатского экспертно-аналитиче-ского центра этнологии и международного образовательного сотрудничества АлтГУ Общение онлайн завершилось дружными аплодисментами в адрес коллег из Казахстана.

После перерыва участники слушали и обсуждали выступления экспертов. Первый доклад был посвящен теоретическим аспектам трансграничного взаимодействия регионов. Профессор кафедры ВИМО АлтГУ О.А. Аршинцева проанализировала основные научные подходы к теме, встречающиеся в современной литературе. Второй доклад был не менее оригинальным, но основывался уже на анализе конкретного эмпирического материала. Профессор кафедры всеобщей истории АлтГПУ В.С. Бойко выступил на тему «Приграничье как зона конфликта и сотрудничества в Центральной и Южной Азии».

После докладов прошли дискуссии по затронутым вопросам. В частности обсуждались вопросы о том, не является ли Большой Алтай «сконструированным регионом», и о том, насколько эта «конструкция», постепенно наполняющаяся содержанием, вызывает интерес в сопредельных странах. Был сделан вывод, что в настоящий момент наиболее перспективным в рамках «Большого Алтая» является именно российско-казахстанское направление сотрудничества.

Завершился первый день работы школы проведением инструктажа по подготовке к ролевой игре. 16 участников были разделены на две команды, которые получили задание разработать и представить проект трансграничного сотрудничества регионов России и Казахстана. Кроме того, были определены критерии оценок начинающегося на следующий день «конкурса выступлений».

Открывая работу школы 28 января, профессор Ю.Г. Чернышов сообщил, что на сайте Алтайской школы политических исследований уже выставлен для ознакомления «предварительный» вариант сборника тезисов [2]. Выступления экспертов, начатые

в первый день, продолжил доклад профессора кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ О.Ю. Курныкина. Он подробно рассмотрел тему «Внешняя политика Казахстана и перспективы российско-казахстанского сотрудничества». Многие интересные вопросы, поднятые в его докладе (например, «Сложилась ли региональная идентичность в странах Центральной Азии?» и «Какие последствия для России будет иметь проект нового Шелкового пути?»), побуждали слушателей к самостоятельным размышлениям.

Не менее интересным был доклад профессора кафедры востоковедения АлтГУ Ю.А. Лысенко «Проблемы и перспективы приграничного взаимодействия РФ и РК в научно-образовательной сфере». Она решила отказаться от «парадного» стиля подачи материала и остановилась на реальных проблемах, которые не способствуют развитию сотрудничества и нуждаются в решении. Это, в частности, нестыковки в образовательных программах и в системе ученых степеней, принятых в России и Казахстане. Интересен был и статистический материал о том, где предпочитают продолжать учебу выпускники казахстанских вузов.

После перерыва Школа перешла на новый формат работы — конкурс докладов. 16 молодых исследователей представили свои научные разработки и ответили на вопросы жюри. Этот конкурс был продолжен и в третий день работы школы. Победителями этого испытания стали те, кто смог лучше проявить навыки серьезной научной работы: умение формулировать проблему, анализировать материал, логично делать выводы и аргументированно отвечать на вопросы. После того как жюри подвело итоги конкурса, были объявлены имена занявших призовые места:

1) два первых места — Селезнева Е.В. (директор Павловского детско-юношеского центра) и ЭлемановаР.Т. (Киргизия, магистрант АлтГУ по направлению «Зарубежное регионоведение);

2) два вторых места — Бикетова Е.А. (аспирант кафедры ВИМО АлтГУ) и Зокирзода Б.Ф. (Таджикистан, магистрант АлтГУ по направлению «Зарубежное регионоведение);

3) два третьих места — Молдагазинова Ж.М. (Казахстан, магистрант Алтайского государственного педагогического университета по направлению «История») и Харитонова В.В. (Казахстан, студентка ИФ АлтГУ).

Завершила работу Школы ролевая игра «Проекты развития сотрудничества приграничных территорий России и Казахстана». Ее координатором выступил доцент кафедры ВИМО А.М. Бетмакаев. Участники предварительно разделились по интересам на две команды, которые должны были представить свои проекты сотрудничества российских и казахстан-

Рис. 2. Закрытие Школы: эксперты и участники

ских регионов по двум основным направлениям: «Инвестиции, торговля и туризм» и «Образование, наука и культура».

Совместная работа в командах была очень интересной для участников, так как среди них были представители разных стран и разных вузов — каждый старался внести свои знания и опыт в общий проект. Итогом стали две презентации проектов, вынесенные на обсуждение. А завершилась ролевая игра совместным принятием резолюции «Международной экспертной группы молодых исследователей из России и Казахстана».

Затем председатель оргкомитета Школы профессор Ю.Г. Чернышов подвел итоги ее работы и предложил участникам высказать свои мнения о том, как они оценивают эти результаты. Вот наиболее характерные оценки. Р.Т. Элеманова: «Спасибо, что вы организовали Школу, — я познакомилась с интересными молодыми исследователями, приобрела огромный опыт, и я счастлива, что нахожусь здесь с вами». Б.Ф. Зокирзода: «Спасибо и кафедре, и университету — я приобрел новый опыт и понял, какие есть в моих наработках минусы и плюсы, и хочу пожелать, чтобы высказанные нами здесь предложения по развитию международного сотрудничества воплотились в реальности». Ж.М. Молдагазинова: «Я присоединяюсь к словам благодарности и хочу сказать, что каж-

дому из нас Школа дала возможность углубить свои знания, многому научиться. Пусть этот проект развивается и дальше, а Школа станет ежегодной!». Другие участники также поблагодарили всех инициаторов этого проекта. Единственное высказанное пожелание было связано с тем, что участникам хотелось бы еще больше времени провести в совместной ролевой игре. Организаторы пообещали в будущем учесть такое пожелание.

Завершилась Школа вручением всем участникам именных сертификатов. Кроме того, каждый из них получил сборник статей — 31-й выпуск «Дневника АШПИ», посвященный исследованию темы трансграничного сотрудничества регионов. Тезисы участников (в том числе тех авторов из Казахстана, которые не смогли приехать) предполагается опубликовать в новом сборнике, включенном в базу Российского индекса научного цитирования.

Оргкомитет Школы выразил благодарность сотрудникам университета, научной библиотеки АлтГУ, краевой научной универсальной библиотеки им. В.Я. Шишкова, а также профессору Казахского национального университета им. Абая Р.Р. Каирбе-ковой (г. Алматы), доценту Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева К.С. Калиевой (г. Астана) и всем коллегам, которые оказали помощь в проведении Школы.

Библиографический список

1. «Алтай — Азия 2014», международный образовательный форум: сборник материалов II Междунар. образовательного форума «Алтай — Азия 2014. Евразийское образовательное пространство: новые вызовы и лучшие практики», 25-26 сентября 2014 г., Барнаул / под ред. С.В. Землюкова и др. — Барнаул, 2014.

2. Бикетова Е.А., Козулин В.Н., Чернышов Ю.Г Дискуссия о трансграничном взаимодействии регионов в истории и современности: научно-практическая конференция Алтайской школы политических исследований (Барнаул, 28-30 сентября 2015 г.) // Изв. Алт. гос. ун-та. — 2015. — № 4/2 (88). D0I:10.14258/izvasu(2015)4.2-47.

3. Дневник АШПИ. № 31. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Запад и Восток: регионы в трансграничном взаимодействии) / под ред. Ю.Г. Чернышо-ва. — Барнаул, 2015 [Электроннный ресурс]. — URL: http://ashpi.asu.ru/prints/dn31.html.

4. Гражданская идентичность и социальная интеграция этнических сообществ в полиэтничной среде приграничных регионов России / под общ. ред. С.Г. Максимовой. — Барнаул, 2015.

5. Дневник АШПИ. № 30. Современная Россия и мир: альтернативы развития (трансграничные мигранты и общество страны пребывания: взаимное восприятие и проблемы межкультурного взаимодействия) / под ред. Ю.Г. Чернышова. — Барнаул, 2014 [Электроннный ресурс]. — URL: http://ashpi.asu.ru/prints/dn30.html.

6. Жундубаев М.К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на со-

временном этапе: характер развития, проблемы и перспективы : автореф. дисс. ... канд. полит. наук. — М., 2014.

7. Осадчая О.П. Основные формы организации приграничного сотрудничества. — Рубцовск, 2013.

8. Сибирь в структуре трансазиатских связей: проблемы приграничной торговли и межрегионального взаимодействия: док. и материалы междунар. науч.-практ. конф. (в рамках 2-й Междунар. выставки-ярмарки приграничной торговли «Сибирь-Азия. Сотрудничество без границ»), Барнаул, 31 окт. — 1 нояб. 2000 г. / отв. ред. В.С. Бойко. — Барнаул, 2000.

9. Трансграничное сотрудничество: экономические и социально-гуманитарные аспекты развития Большого Алтая: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28-31 августа 2010 г., Барнаул — Белокуриха / под общ. ред. проф. Н.М. Никонова. — Барнаул, 2010.

10. Этнокультурное взаимодействие народов в трансграничном пространстве Северной Азии : сб. науч. ст. памяти Якова Михайловича Кофмана / отв. ред. Ю.М. Гончаров, Л.В. Кальмина. — Барнаул, 2013.

11. Ювица Н.В. Опыт и перспективы приграничного сотрудничества Казахстана и России // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2013. — № 8.

12. Cross-Border Trade within the Central Asia Regional Economic Cooperation / Prepared by the World Bank August 20, 2007 [Электроннный ресурс]. — URL: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/Cross-Border-Trade-CAREC.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.