Irina N. Rotanova, Ph. D. in Geography, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) [email protected]
Tatiana P. Korneichuk, Student Altai State University (Barnaul, Russia) [email protected]
CITIES OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICTS AS CENTERS OF CULTURAL TOURISTIC RESOURCES
Abstract. The paper analyses the key elements of resource base for cultural tourism managed in context of urban territories of the today's Siberian Federal District (SFD; Russia). The authors name the main indicators of the Siberian cities touristic attraction level; they assess real cultural tourism sphere resources of 130 cities in 12 federal subjects of Russia. The major political units of the Russian district ranged by the authors on the cultural resources diversity ground and on a criteria of cities involvement into cultural tourism level.
Keywords: urban tourism, cultural tourism, cultural touristic resources, of cultural tourism destination, the Siberian Federal District, center of cultural tourism, administrative units of the Siberian Federal District.
УДК [061-057.87+061-053.81](571.15+470+571+574+517.3+510)
И. Н. Ротанова, кандидат географических наук, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
К. С. Калиева, кандидат исторических наук, доцент Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева
(Усть-Каменогорск, Казахстан) [email protected]
Б. Баярхуу, кандидат географических наук, доцент Ховдский государственный университет (Ховд, Монголия)
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ТРАНСГРАНИЧНОМ АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ МОЛОДЁЖИ И СТУДЕНТОВ «НАШ ОБЩИЙ ДОМ - АЛТАЙ»)
Аннотация. С 2003 г. по инициативе и под эгидой Международного координационного Совета «Наш общий дом - Алтай» (г. Барнаул, Россия) организуется работа одноименных международных летних школы для студентов и молодых учёных ведущих образовательных организаций высшего образования Алтайского интеррегиона - Большого Алтая. Ежегодно в работе школы принимают участие около 30 российских, китайских, монгольских и казахских студентов из Алтайского края, Республики Алтай (Россия), Восточно-Казахстанской области (Казахстан), Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков (Монголия), Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай). Деятельность школы способствует укреплению межнационального взаимопонимания и добрососедских отношений между представителями молодёжи, населяющей разные территории современного Большого Алтая, содействует стабильному прогрессу региональной и межгосударственной интеграции алтайского приграничья.
Ключевые слова: Международный координационный Совет «Наш общий дом - Алтай», Международная летняя школа студентов и молодых учёных «Наш общий дом - Алтай», межкультурные коммуникации, Большой Алтай, приграничное сотрудничество.
Особенность современного мира заключается в том, что, с одной стороны, он охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, подвержен глобализации, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а, с другой стороны, многообразен и многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, межкультурными противоречиями, доходящими до конфликтов, инициируя и формируя «вызовы современности».
«Вызовы современности» в широком понимании межкультурных коммуникаций - это совокупность природных, культурных, социальных и экономических проблем, от решения которых зависит будущее цивилизации и прогресс человечества. К «вызовам современности» относятся противоречия и проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством, а требуют широкого развития межкультурных коммуникаций.
Ответом на «вызовы современности» может стать нормализация международных отношений в экономике, в сфере информатизации, в экологии, в межкультурных коммуникациях на основе интернализации, партнёрства, поиска баланса интересов государств, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальным культурам. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия, и подчеркивает важность межкультурных коммуникаций, начиная с молодежи.
Развитие международного приграничного взаимодействия в Алтайском регионе - Большом Алтае обусловлено как общемировыми процессами интеграции и глобализации, находящими отражение в общественной жизни граничащих государств, так и целенаправленными усилиями, предпринимаемыми уже более 15 лет Международным координационным советом «Наш общий дом - Алтай» (МКС «Алтай») в создании оптимальных условий развития алтайских территорий четырех стран: России, Казахстана, Монголии и Китая [1]. Региональное международное объединение по приграничному сотрудничеству МКС «Алтай», являясь добровольным неформальным объединением органов государственной власти, ученых и представителей общественных организаций приграничных административно-территориальных образований, поддерживает ряд проектов, среди которых приоритет имеют направленные на укрепление молодежного сотрудничества, развитие неформального образования молодого поколения, сохранение историко-культурного наследия и природных ценностей, формирование добрососедских отношений [2]. Четырехсторонняя межгосударственная интеграция в Алтайском регионе имеет явное выражение гуманитарных связей, примером чему является как активная совместная культурно-коммуникативная деятельность в рамках МКС «Алтай», так и опыт проведения Международных летних школ научной молодежи и студентов Алтайского региона «Наш общий дом - Алтай».
Международные летние школы молодых ученых и студентов Алтайского региона «Наш общий дом - Алтай» проводятся ежегодно, начиная с 2003 года, по инициативе и под эгидой МКС «Алтай». В них принимают участие около 30 российских, казахстанских, китайских и монгольских молодых ученых и студентов из Алтайского края и Республики Алтай (Россия), Восточно-Казахстанской области (Республика Казахстан), Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков (Монголия), Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай) [3].
Любая школа чему-то учит. 16-летний опыт проведения Школы с уверенностью подтверждает, что каждая из них - это коллективное интернациональное неформальное обучение, причем, как непосредственно обучающихся, т. е., научной молодежи и студентов, так и ее организаторов и лекторов. Многолетнее успешное проведение Школ дает право говорить о том, что международные молодежные школы - один из важнейших элементов приграничного регионального сотрудничества, одна из форм установления тесных научных, деловых, гуманитарных, культурных и личностных связей между молодежью. Такие связи способствуют формированию не только политического, бизнес- и научного сообщества, но и эколого-культурного, ориентированного на долговременное сотрудничество в интересах всех народов и развивающего общие ценности.
В основе проведения Школы заложен принцип поочередного ее проведения на базе одного из вузов приграничных регионов Большого Алтая. За 16 лет Школа состоялась во всех четырех странах Алтая. Обычно часть ее проводится в стенах вуза, а часть - в условиях окружающей природной среды (на базах учебных практик или в близлежащих туристско-оздоровительных комплексах), что позволяет знакомиться с природными и культурными ценностями региона проведения Школы.
Каждая Школа имеет свою тематику, которая отражает ведущую направленность, непосредственно связанную с Алтайским регионом, и роль молодежи в решении актуальных вопросов его развития, например:
Биосферный потенциал Большого Алтая и пути его сохранения (2003 г.).
Роль молодежи в решении экологических и социально-экономических проблем Алтайского региона: научные основы и конкретные проекты (2005 г.).
Устойчивое развитие Алтайского региона: биосферный потенциал - опыт международного сотрудничества - экологическая культура - экономические инновации (2008 г.).
Начиная с молодежи, стимулировать обмен в области культуры, науки и техники, экономики и экологии в Алтайском регионе (2009 г.).
Межкультурный диалог в Алтайском регионе: традиции, современность, будущее (2014 г.);
Трансграничное сотрудничество в регионе Большого Алтая: экология - экономика -история - образование - культура (2016 г.).
Трансграничное сотрудничество и молодежные инициативы в регионе Большого Алтая: экология - экономика - история - образование - культура - добровольчество (2018 г.).
Несмотря на тематическую разноплановость, задачи школы остаются практически постоянными:
- обобщить исторический опыт культурного, экологического, экономического и политического сотрудничества народов Алтайского региона;
- обсудить наиболее перспективные стратегии и механизмы устойчивого развития Алтайского региона на основе баланса традиций и инноваций;
- обсудить меры культурного противодействия экстремизму и национализму;
- выявить существенные социально-психологические черты современного студента и факторы их формирования;
- упрочить традиции и наметить пути межкультурного диалога молодежи в Алтайском регионе.
Программа каждой из Школ, с одной стороны, имеет уже сложившийся в течение ряда лет регламент, с другой же стороны, всегда отражает своеобразие региона ее проведения. Традиционно во время Школы читаются лекции, для чего приглашаются высококвалифицированные профессионалы в различных областях науки, культуры, общественных отношений, представители органов управления, краеведы и пр. За период работы Школы сформировалось основное ядро преподавательского коллектива, куда входят специалисты из Барнаула, Москвы, Новосибирска, Кемерово, Горно-Алтайска, Усть-Каменогорска, Ховда. Большей частью - это ученые и специалисты с большой буквы, большие энтузиасты своей профессиональной специализации. Это всегда и интересные люди, открытые к общению, щедро делящиеся своими знаниями, опытом и, конечно, любовью к Алтаю. Каждая лекция - это не просто научное изложение одной из проблем, важной для Алтайского региона, но и донесение до аудитории творчески представленного мировоззренческого взгляда лектора, что требует вложения авторского труда, так как лекции во время проведения Школ коренным образом отличаются от плановых учебных дисциплин. Не каждая кафедра или факультет вуза любого из регионов-участников Школы имеет в своем составе такой высокопрофессиональный и разнопланово представленный коллектив, поэтому, несомненно, общение с преподавательским составом Школы вносит существенный вклад в воспитание молодого поколения Алтая.
Одной из самых важных, полезных и интересных составляющих Школы является представление докладов-сообщений ее непосредственными участниками - молодыми учеными и студентами вузов алтайского приграничья. В выступлениях, а нередко и в вопросах и в последующих
обсуждениях-дискуссиях по теме выступлений наиболее ярко проявляется отношение молодого человека, или даже поколения, к представленному результату исследования, к историческому событию, культурному факту, проблеме сохранения природы Алтая, к вызовам современности. Следует отметить, что выступления большинства участников Школы - это насыщенные содержанием и наглядные презентации или доклады, иллюстрированные плакатами или раздаточными материалами. Наиболее часто доклады молодых ученых посвящены экологической, исторической, этнокультурной, демографической, а в последние годы туристской тематике. В сообщениях, звучащих на Школах последних лет, нередко поднимаются вопросы, связанные с разработкой и реализацией конкретных проектов, в том числе эколого-экономической сферы, социального предпринимательства. Так, актуальной является тематика организации экологического туризма, туризма на особо охраняемых природных территориях, экологического просвещения. Усиливаются проблемные и дискуссионные аспекты научных и практико-ориентированных сообщений.
Организация и проведение международных студенческих школ «Наш общий дом - Алтай» в полной мере соответствует решению задач устойчивого развития в приграничном Алтайском регионе, своеобразных ответов на «вызовы современности», чему способствует именно форма Школы - интерактивные лекции, открытые дискуссии, неофициальное общение, совместное проведение досуга, установление дружеских отношений. Важный результат - это укрепление контактов общественности четырех стран, начиная со студенческого возраста. Научная молодежь разных вузов, разных стран выявляет общие для всех народов Алтайского региона ценности, учится их воплощать в реальные дела и сотрудничать на их основе, развивать межкультурные коммуникации.
В 2012 и 2014 гг. Алтайский край стал местом проведения Молодежных форумов ШОС, в подготовке и проведении которых активное участие принял МКС «Алтай», а одной из площадок была Школа студентов Алтайского региона.
Согласно Решению, принятому в завершение Школы-2014, по инициативе российских и казахстанских участников создан сайт в социальной сети Вконтакте (http://vk.com/club76336521), на котором происходит обмен новостями и достижениями, дружеское общение. Работа школ имеет отражение и на сайте МКС «Алтай» - Алтай трансграничный (http://www.altaiinter.info).
На протяжении ряда лет Школа является одной из образовательных площадок Международного молодежного управленческого форума «Алтай. Точки Роста» (АТР). Участие в Международном форуме «АТР» отразилось на регламенте работы Школы появлением проектов, конкурс которых объявляется одним из его организаторов - Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодёжь). В регламент Школы включен блок работы над проектами, их представление и обсуждение в рамках образовательных занятий. У участников Школы есть достижения в получении грантов Федерального агентства «Росмолодежь» для реализации проектов в 2016, 2017 и 2018 годах.
Развитие связей между представителями студенческой молодежи, изначальным стимулом которых является Международная летняя школа молодых ученых и студентов «Наш общий дом -Алтай», способствует укреплению взаимопонимания и добрососедских отношений между народами, углублению региональных и межгосударственных межкультурных коммуникаций в Алтайского приграничье.
Список литературы
1. Ротанова, И. Н. Большой Алтай: биосферно-культурная уникальность как потенциал межгосударственного сотрудничества / И. Н. Ротанова, А. В. Иванов, С. М. Журавлёва, Г. А. Ефремов // Развитие территорий. - 2016. - № 1. - С. 93-105.
2. Иванов, А. В. Международный координационный совет «Наш общий дом - Алтай»: сотрудничество сопредельных территорий России, Казахстана, Монголии и Китая / А. В. Иванов, И. Н. Ротанова // Ползуновский альманах. - 2011. - № 3. - С. 61-65.
3. Ротанова, И. Н. Международная летняя студенческая школа «Наш общий дом - Алтай» - центр межнационального молодежного общения в Алтайском регионе / И. Н. Ротанова, А. В. Иванов // Наш общий дом - Алтай. Международное партнёрство: наука, экономика, образование, культура, туризм : матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Усть-Каменогорск, Казахстан; 3 июня 2008 г.). - Усть-Каменогорск : Изд-во Восточ.-Казахстан. гос. ун-т им. С. Аманжолова, 2008. - С. 161-163.
Irina N. Rotanova, Ph. D. in Geography, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) [email protected]
Kansha S. Kalieva, Ph. D. in History, Associate Professor Daulet Serikbaev East Kazakhstan State Technical University (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan)
Batbaiaryn Baiarkhuu, Ph. D. in Geography, Associate Professor Khovd State University (Khovd, Mongolia) [email protected]
CHALLENGES OF THE PRESENT DAY AND INTERCULTURAL RELATIONSHIPS
IN CROSS-BOARD ALTAI REGION (A CASE OF "ALTAI IS OUR COMMON HOME"", INTERNATIONAL SCIENTIFIC SCHOOL FOR YOUTH AND STUDENTS)
Abstract. Since 2003, the International Coordination Council "Altai Is Our Common Home" (Barnaul, Russia) held cognominal international summer schools for students and young scientists from the leading educational organizations of higher education in the Great Altai region. Every year near 30 Russian, Chinese, Mongolian and Kazakh students from the Altai Krai and the Altai Republic (Russia), East Kazakhstan region (Kazakhstan), Khovd and Bayan-Olgii provinces (Mongolia), Xinjiang Uyghur autonomous region (China) take part in the School activities. It helps to make strengthen inter-ethnic mutual understanding and good neighborhood relations between the youth settled the territories of the today's the Great Altai; also, it contributes to stable progress in regional and interstate integration of the Altaian cross-border area.
Keywords: "Altai Is Our Common Home", the International coordination Council; "Altai Is Our Common Home", International Summer School for Students and Young Scientists; intercultural relationships; the Great Altai; cross-border cooperation.
УДК 338.482.2:332.025.1(470+571)
А. П. Соловьёв, кандидат педагогических наук, директор студенческого городка Государственный университет управления (Москва, Россия)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассмотрен ряд примеров успешной реализации туристских программ регионального масштаба в современной России, дана авторская оценка перспектив их дальнейшего использования. На конкретных примерах рассмотрены некоторые особенности организации кластерного подхода в туризме в системе государственно-частного партнёрства.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъект, туризм, региональные туристские программы, туристский кластер.
В системе развития туризма в субъектах Российской Федерации можно выделить ряд областей, которые традиционно считаются лидерами и признанными центрами внутреннего и въездного туризма. Среди них лидируют Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Республика Крым. В первую десятку национального туристского рейтинга также входят Московская область, Калининградская область, Республика Карелия, Ярославская область, Нижегородская область, Алтайский край. Конечно, туристским потенциалом обладает большинство регионов нашей страны, но реализовать его в наибольшей степени пока удается вышеперечисленным субъектам.