Научная статья на тему 'Подходы к формированию Алтайского кластера международного туризма в контексте трансграничных транспортных коридоров экономического пояса Шелкового пути'

Подходы к формированию Алтайского кластера международного туризма в контексте трансграничных транспортных коридоров экономического пояса Шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / БОЛЬШОЙ АЛТАЙ / АЛТАЙСКИЙ ИНТЕРРЕГИОН / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ALTAI / GREAT ALTAI / ALTAI INTERREGION / TRANSPORT CORRIDOR / ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ротанова Ирина Николаевна, Тикунов Владимир Сергеевич

Вопрос о том, как будет развиваться международный приграничный туризм в Алтайском интеррегионе (туристская дестинация «Большой Алтай»), в частности, с позиции формирования национальных и трансконтинентальных транспортных коридоров, актуален в национальном и геополитическом значениях. В статье рассмотрен ряд аспектов, посвященных рекреационно-географическому обоснованию модернизации Алтайского сегмента транспортной инфраструктуры Сибири в условиях развития международного приграничного туризма. Фактором, способствующим развитию Алтайского кластера международного туризма в контексте транспортной инфраструктуры, является перспектива формирования Алтае-Синь-цзянского транспортного сегмента в рамках реализации китайской инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути». Создание современной модели транспортной системы юго-востока Западной Сибири как инфраструктуры туризма вызывает необходимость проведения анализа эколого-природной и рекреационно-экономической среды на основе разработанной системы факторов и показателей транспортной обеспеченности с применением SWOT-анализа, рейтингового подхода и геоинформационно-картографического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ротанова Ирина Николаевна, Тикунов Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches of formation of the altai cluster of international tourism in context of transcontinental transport corridors economic zone of the silk road

The question of how to develop international cross-border tourism in the Altai region (tourist destination «Great Altai»), in particular, in the context of national and transcontinental transport corridors is important. The article deals with aspects devoted to the economic and geographical justification of the Altai segment of the Siberian transport infrastructure in the context of international cross-border tourism. The condition that contributes to the development of the destination of the Greater Altai international tourism, in particular, transport infrastructure, is the prospect of connecting to the implementation of the Chinese initiative of the «Silk Road Economic Belt», in particular, the Altai-Xinjiang transport hub. The creation of a modern model of the transport system in south-east of Western Siberia as a tourism infrastructure makes it necessary to analyze the ecological, natural and socio-economic environment on the basis of the developed system of factors and indicators of transport security using SWOT-analysis and geoinformatical-cartographic monitoring.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию Алтайского кластера международного туризма в контексте трансграничных транспортных коридоров экономического пояса Шелкового пути»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

«наука. инновации. технологии», № 2, 2018

удк 911.3:33+656 Ротанова И.Н. [Rotanova I.N.], Тикунов В.С. [Tikunov V.S.]

подходы к формированию алтайского кластера международного туризма в контексте трансграничных транспортных коридоров

экономического пояса шелкового пути

Approaches of formation of the altai cluster of international tourism in context of transcontinental transport corridors economic zone of the silk road

Вопрос о том, как будет развиваться международный приграничный туризм в Алтайском интеррегионе (туристская дестинация «Большой Алтай»), в частности, с позиции формирования национальных и трансконтинентальных транспортных коридоров, актуален в национальном и геополитическом значениях. В статье рассмотрен ряд аспектов, посвященных рекреационно-географическому обоснованию модернизации Алтайского сегмента транспортной инфраструктуры Сибири в условиях развития международного приграничного туризма. Фактором, способствующим развитию Алтайского кластера международного туризма в контексте транспортной инфраструктуры, является перспектива формирования Алтае-Синь-цзянского транспортного сегмента в рамках реализации китайской инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути». Создание современной модели транспортной системы юго-востока Западной Сибири как инфраструктуры туризма вызывает необходимость проведения анализа эколого-природной и рекреационно-экономической среды на основе разработанной системы факторов и показателей транспортной обеспеченности с применением SWOT-анали-за, рейтингового подхода и геоинформационно-картографического мониторинга.

The question of how to develop international cross-border tourism in the Altai region (tourist destination «Great Altai»), in particular, in the context of national and transcontinental transport corridors is important. The article deals with aspects devoted to the economic and geographical justification of the Altai segment of the Siberian transport infrastructure in the context of international cross-border tourism. The condition that contributes to the development of the destination of the Greater Altai international tourism, in particular, transport infrastructure, is the prospect of connecting to the implementation of the Chinese initiative of the «Silk Road Economic Belt», in particular, the Altai-Xinjiang transport hub. The creation of a modern model of the transport system in south-east of Western Siberia as a tourism infrastructure makes it necessary to analyze the ecological, natural and socio-economic environment on the basis of the developed system of factors and indicators of transport security using SWOT-analysis and geoinformatical-cartographic monitoring.

Ключевые слова: Алтай, Большой Алтай, Алтайский интеррегион, транспортный коридор, Экономический пояс Шелкового пути, туристская дестинация.

Key words: Altai, Great Altai, Altai interregion, transport corridor, Economic Belt of the Silk Road, tourist destination.

Введение

Китайская инициатива воссоздания древнего Шёлкового пути как символа трансконтинентального транспортного коридора нового времени привлекла к участию в этом проекте более 30 стран. Можно ожидать, что современная коммуникационная артерия Шёлкового пути станет реальной инновацией для стран, находящихся в его зоне (прежде всего, стран Центральной Азии), и будет способствовать их конкурентным преимуществам. Этот исторический международный мегакоридор стал экономическим и культурным мостом между Востоком и Западом. Шёлковый путь формировался как транспортная артерия между Азией и Европой в течение длительного времени и оптимизировался в соответствие с требованиями времени. В начале третьего тысячелетия человечество находится в поиске новых моделей глобального сотрудничества, используя опыт многовековых коммуникационных транспортных коридоров. Современный мир не мыслим без развития инновационных транспортных сетей в виде взаимодополняющих друг друга скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, определяющих возможности повышения уровня развития экономики, туризма и, как следствие этого, повышение качества жизни населения.

Материалы и методы исследования

Для решения рассматриваемой в статье проблематики использовались системный анализ, витальный подход к исследованию организационных систем; был применен индикационный SWOT-анализ как инструмент быстрой оценки стратегического положения Алтайского региона.

Стратегическая концепция «Экономического пояса Шёлкового пути», выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпинем, включает пять базовых коммуникаций - основополагающих векторов развития мирового значения: политические, транспортные, торговые связи, денежное обращение и гуманитарное взаимодействие. Все они значимы и необходимы в контексте развития международного туризма, с одной стороны, как сферы бизнеса, с другой стороны, укрепления гуманитарных отношений между странами.

В концепции «Экономического пояса Шёлкового пути» под политическими связями понимается формирование стратегии и совершенствование механизмов экономического развития стран с учетом их стремления к взаимодействию при сохранении имеющихся различий, а также совместное планирование международного регионального сотрудничества, в частности, сферы туризма, на основе политических и правовых договоренностей между странами.

Укрепление транспортных связей направлено на улучшение трансграничной транспортной инфраструктуры, строительство транспортных магистралей и сетей, соединяющих Китай со странами Центральной Азии и Ев-

ропы, улучшение условий для экономического развития и передвижения людей, что также является необходимым и важным в развитии туризма.

Торговые связи в рамках стратегической концепции предполагают создание выгодных условий для инвестиций, снятие барьеров для торговли, уменьшение расходов и улучшение темпа и качества регионального экономического обращения товаров и услуг.

Взаимодействие в области модернизации денежного обращения создаст возможности для ведения расчетов с использованием национальных валют, что уменьшит расходы, позволит противостоять финансовым рискам и повысит международную конкурентоспособность в Центральной Азии.

Важной составляющей геополитики «Экономического пояса Шёлкового пути» является сфера гуманитарных связей - развитие общих устремлений народов к взаимодействию, позволит улучшить дружеские связи, углубить взаимопонимание и положит начало международному сотрудничеству на социальном уровне [Сыроежкин, 2017].

Перспектива подключения стран Центральной Азии, Монголии и России к реализации китайской инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути» практически открывает дорогу к «Большой Центральной Азии» («Большой Азии») - новой модели глобального сотрудничества. Алтайский интеррегион, в который входят два субъекта Российской Федерации: Алтайский край и Республика Алтай; Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан; северо-западные аймаки Монголии, в частности, Баян-Ульгийский и Ховдский; а также Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУА.Р) Китайской народной республики, может рассматриваться как узловой элемент («ядро») международной экономической зоны азиатского сотрудничества и, соответственно, Алтае-Синьцзянский международный транспортный сегмент.

Результаты исследования и их обсуждение

Алтайский интеррегион в рамках стратегии нового Шёлкового пути. Актуальность формирования Алтае-Синьцзянского международного транспортного сегмента обусловлена повышенным вниманием общества к вопросам развития мировой транспортной системы в контексте трансконтинентальных транспортных мегапроектов, меридиональных и широтных транспортных коридоров.

Сегодня невозможно переоценить роль транспорта на просторах Сибири, в частности, в Алтайском регионе. Сфера транспортных коммуникаций является одной из приоритетных отраслей экономики Сибири и России в целом. Поэтому анализ современной ситуации и вопрос о направлениях развития транспортной системы в российском Алтае, имеют принципиальное значение.

В Алтайском крае функционируют авто - и железнодорожные транспортные сети, соединяющие Россию с Казахстаном, государствами Центральной Азии. Через Республику Алтай проходит автомагистраль, соединяю-

щая Россию с Монголией - Чуйский тракт, строится автодорога в Республику Казахстан. Прямого автомобильного сообщения с Китайской Народной Республикой не существует, хотя Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, где протяженность границы составляет немногим более 50 км, и проходит она в высокогорной малодоступной области Алтая. На территории Республики Алтай отсутствует железнодорожный транспорт, что является негативным фактором развития региона (рис. 1).

Исторически доказано, что наиболее выгодные условия для экономического развития имеются у тех районов, через которые проходят основные транспортные пути. Более выгодное положение в Сибири занимают регионы, через территории которых проходит Транссибирская магистраль. Однако, в связи с тем, что Транссибирская магистраль имеет недостаточно разветвленную систему, а площадь, занимаемая Сибирью, велика, необходимо создание новых транспортных коридоров и мультимодальных узлов [Голубчиков, Ти-кунов, 2013; Сш Weihong е1 а1., 2014]. На сегодняшний день эта проблема является весьма существенной и актуальной.

В качестве китайского форпоста, ориентированного на Центральную Азию и Европу, выступает Синьцзян. В последние годы в СУАР построены новые заводы, скоростные дороги и жилые кварталы. Многие транснациональные компании разместили здесь свои представительства, существенных успехов добились и местные предприятия. Преобразуется китайско-казахстанское приграничье. Развивается сеть контрольно-пропускных пунктов (КПП), так приграничные города китайско-казахстанской границы (Хоргос, Тачэн) преобразованы в КПП для открытия торговых коридоров и пригра-нично-трансграничного туризма. Осуществляются международные грузовые железнодорожные перевозки. Развитие Шелкового пути на китайско-казахстанской границе меняет образ жизни местных жителей, возрастает количество предпринимателей, в частности, в сфере производства продуктов питания, гостеприимства, услуг [Первухин, 2014].

Правительство Китая намерено в течение десяти ближайших лет резко повысить объем товарооборота со странами вдоль нового Шелкового пути, что создаст для СУАР возможность стать крупным международным торговым узлом и ведущим финансово-экономическим центром Центральной Азии. На это направлены меры, содействующие укреплению отношений с соседними торговыми партнерами: перемены в дипломатической политике, уменьшение таможенных тарифов, строительство инфраструктуры и др. В связи с развитием «Экономического пояса Шелкового пути» в перспективе ожидаются новые экономические и туристские проекты. Несомненно, что новые проекты будут способствовать не только развитию сферы экономики, но и сферы досуга и оздоровления - развитию внутреннего и международного туризма в СУ-АР, а также в Алтайском регионе - Большом Алтае.

Рис. 1. Политическое и административно-территориальное деле-

ния «Большого Алтая».

Алтайский кластер международного туризма в аспекте транспортных мегапроектов. Туризм начала XXI века -глобальное экономическое и социокультурное явление мира. Сегодня туризм относится к крупнейшим и наиболее динамично развивающимся отраслям мирового хозяйства, опережающим по темпам роста многие другие отрасли мировой экономики. В Алтайском приграничье, охватывающем территории четырех государств (России, Казахстана, Китая и Монголии), под патронажем Международного координационного совета «Наш общий дом Алтай» на протяжении последних пятнадцати лет формируется международная ту-ристско-рекреационная дестинация «Большой Алтай». Для того чтобы территория могла рассматриваться как туристско-рекреационная дестинация, она должна отвечать ряду основных требований, среди которых предложение определенного набора услуг, отвечающих потребностям туриста и удовлетворяющих его спрос на транспортную доставку, размещение, питание, развлечения, досуг и т.д. [Ротанова, 2015].

Приоритет развития сферы туризма в Большом Алтае способствует формированию и продвижению туристской дестинации этого международного трансграничного региона.

Приграничное сотрудничество на Алтае четырех государств обусловлено историческими предпосылками. В течение многих веков гигантское горное пространство (площадью около 30 тысяч квадратных километров) соединялось культурными, этническими, торгово-экономическими, политическими, миграционными связями. Существуют историко-культурные доказательства того, что некоторые ответвления древнего караванного Шёлкового пути проходили и по территории Большого Алтая [Харламов, Харламова, 2014].

Перспективы Большого Алтая как туристской дестинации, в первую очередь, обусловлены наличием природных ресурсов, потенциал которых значителен и разнообразен. Многообразие природно-климатических условий, создаваемое горными и котловинными формами рельефа, высотными и экспозиционными особенностями определяет богатый набор обитающих здесь видов и сообществ флоры и фауны. Это обусловлено особенностями географического положения, оцениваемыми многими изучавшими его исследователями как уникальность и феномен этого региона, что определяет благоприятные условия для реализации различных видов экологического и при-родно-познавательного туризма.

Стратегия правительств стран Большого Алтая в области финансирования природоохранной деятельности ориентирует функционирующие природные резерваты на развитие туризма. Алтайский интеррегион богат археологическими и историко-культурными ценностями, этнокультурным разнообразием, дошедшим до наших дней традиционным жизненным укладом и бытом населяющих его народов. Здесь вступают в межкультурное взаимодействие представители славянского, тюркского, монгольского и китайского этносов. Алтай - своеобразный центр евразийской этнокультурной консолидации. Значимость природных и культурных ценностей Алтая подтверждена включением в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия номинации «Золотые горы Алтая» (Россия), состоящей из пяти кластеров: Алтайский и Катунский государственные биосферные природные заповедники, природный парк «Белуха», природный парк «Зона покоя Укок» и Телецкое озеро. Примечательно, что объект «Золотые горы Алтая» может в ближайшее время стать международным, четырехсторонним объектом Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, расширившись на сопредельные страны - Китай, Монголию и Казахстан [Ротанова, Харламова, 2014].

Туристская дестинация «Большой Алтай» является весьма перспективной для развития международного и трансграничного природно-познава-тельного, экологического и адекватного туризма. Практически в любой части

Большого Алтая может быть создан полноценный туристский продукт, пригодный для практической реализации.

Развитие в пределах Большого Алтая международного туризма относится к приоритетным и первостепенным областям сотрудничества расположенных здесь стран. Разработан и получает апробацию трансграничный кольцевой маршрут «Алтай — золотые горы», проходящий через наиболее привлекательные территории Алтайского края, Республики Алтай, Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии, Восточно-Казахстанской области Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Появление такого маршрута можно считать объективно сложившимся трансграничным туристским продуктом, способным сыграть большую роль в экономическом и гуманитарном сотрудничестве в Большом Алтае. Решение о нем было принято международным координационным советом «Наш общий дом — Алтай» на уровне глав приграничных регионов Алтая. В 2007 и в 2012 гг. состоялись две экспедиции по трансграничному автомобильному кольцевому маршруту, в которых приняли участие представители туристического бизнеса, органов власти приграничных территорий, средств массовой информации, Международного координационного совета «Наш общий дом Алтай» всех четырех государств, подтвердившие актуальность и реальность данного проекта.

Профессионалы туристского бизнеса находят этот международный маршрут вполне перспективным, считают, что он сможет привлечь достойное внимание на международном туристском рынке, однако опасаются, что его реализации в ближайшее время могут угрожать бюрократические сложности и проблемы межгосударственных отношений, а также практическое отсутствие комфортной транспортной доступности.

Организация турфирмами приграничных регионов новых брендовых международных туристских маршрутов на территории Большого Алтая направлена на повышение конкурентоспособности на рынке туристских услуг и развитие молодой туристской дестинации. Именно с этой точки зрения рассматриваются различные программы развития туризма, связанные с феноменом Шёлкового пути. К ним можно отнести участие в совместном проекте ЮНВТО/ЮНЕСКО «Стратегия развития туризма с использованием коридорного подхода к наследию Шёлкового пути». Администрацией Алтайского края и Туристским центром Алтайского края был реализован проект по разработке международного туристского маршрута «Шёлковый путь» в пределах Алтайского края. Он включает автомобильное (автобусное) путешествие продолжительностью 7 дней и протяженностью более 1200 км по территории 8 районов и 3-х городов Алтайского края с посещением объектов туристского интереса, как относящихся ко времени действия Шёлкового пути, так и возникших в другие периоды, не связанные с историей Шёлкового пути, но представляющие интерес в качестве объектов туризма международного значения [Харламов, Харламова, 2014].

Несомненно, что Китай является всемирно признанной дестинацией Шёлкового пути. Участие России, в том числе Алтайского края, в формировании единого информационного туристского пространства и единого туристского бренда «Великий Шёлковый путь» будет способствовать как сохранению и популяризации историко-культурного наследия, развитию культурно-познавательного туризма, так и продвижению туристской дестинации «Большой Алтай». Стартовым может стать трансграничный маршрут по Алтаю в рамках программы Всемирной туристской организации «Великий Шелковый путь», обсуждение и согласование которого китайской и российской сторонами происходило в Урумчи в 2014 году [Ротанова, 2013; Харламов, Харламова, 2014].

Векторы развития и вызовы действительности.

Концепция «Экономического пояса Шёлкового пути» представляет собой новую возможность международного сотрудничества в сфере транспорта, торговли, инвестиций, гуманитарных отношений. Продвижение экономического взаимодействия, в первую очередь базирующееся на создании международного транспортного коридора, позволит существенно повысить деловую активность прилегающих регионов в сервисной индустрии, инфраструктурных отраслях, а также в туризме.

Вопросы развития транспортных коридоров, в частности, трансконтинентальных, начали активно рассматриваться на рубеже ХХ-ХХ1 вв., и более широко - с начала второго десятилетия ХХ1 века [Приграничные..., 2010; Ба-шалханова, Веселова, Корытный, 2012; Иноземцев, Зубов, 2013; Тулохонов, 2013, 2014, Иванов и др., 2017 и др.].

Большой Алтай может стать одной из «интеграционных зон» в силу сложившихся здесь приграничных связей, прохождения традиционных торговых маршрутов, путей миграции населения и других условий, сформировавшихся под влиянием естественных географических факторов.

Туристско-рекреационный потенциал региона «Большой Алтай» создает условия для организации самых различных видов отдыха и оздоровления, привлекает сохранившимися феноменами истории и культуры.

Разработка модели современного транспортного коридора является актуальной и сложной междисциплинарной задачей. Диагностика территории в в аспекте развития транспортных коридоров в рамках модели трансконтинентальной транспортной системы в целях обеспечения устойчивого развития требует привлечения широкого спектра географических данных и методов знаний, а также данных и методов смежных наук, в первую очередь, экономики, дистанционного зондирования, математического моделирования, информатики. В постановке задачи - диагностической оценке условий и ресурсов, а также в разработке геоинформационной модели транспортной системы Алтайского регионального кластера в контексте трансконтинентальных транс-

портных коридоров и мультимодальных узлов на основе принципов устойчивого развития научная проблема формулируется впервые. В целях исследования векторов развития и вызовов действительности применен индикационный SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для формирования туристской дестинации Большого Алтая в соответствие с концепцией «Экономического пояса Шёлкового пути» (табл.).

Таблица. SWOT-АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ

ДЕСТИНАЦИИ «БОЛЬШОЙ АЛТАЙ» В КОНТЕКСТЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ [по 7, 8]

Сильные стороны

1. Выгодное географическое положение вблизи прохождения планируемых транспортных магистралей «Экономического пояса Шёлкового пути».

2. Уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал региона, богатое био- и ландшафтное разнообразие.

3. Уникальное культурно-историческое наследие.

4. Наличие сети природоохранных учреждений для развития туризма.

5. Наличие и приемлемый уровень туристской инфраструктуры.

6. Поддержка на государственном и региональном уровне развития международного туризма, наличие федеральных и региональных стимулирующих программ.

7. Растущий из года в год поток туристов, в том числе наличие внутреннего спроса.

8. Отсутствие приграничных конфликтов.

9. Опыт многолетнего международного сотрудничества в регионе.

10. Наличие сформированного продукта туристского интереса для различных категорий туристов.

Слабые стороны

1. Выраженная континентальность и сезонность климата, экстремальные климатические явления.

2. Значительная удаленность многих потенциально привлекательных туристических объектов и недостаточность подготовки их для приема туристов.

3. Недостаточный уровень транспортного обеспечения и транспортной логистики.

4. Медленное развитие инфраструктуры объектов туризма.

5. Отсутствие единых стандартов туристского обслуживания.

6. Низкий уровень жизни населения.

7. Высокие транспортные тарифы.

8. Недостаточный уровень таможенного и визового сервиса.

Возможности

1. Возможность развития международных и региональных транспортных магистралей и сетей, транспортно-логистических центров, придорожной инфраструктуры и сопутствующего сервиса высокого уровня.

2. Возможность для развития широкого диапазона видов туризма.

3. Снижение зависимости от фактора сезонности за счет строительства новых круглогодичных комплексов, горнолыжных трасс.

4. Инвестиционные проекты инфраструктуры туристской отрасли и гостиничного комплекса и их государственная поддержка.

5. Значительное увеличение мест размещения и объектов питания.

6. Внедрение стандартов туристского обслуживания, гостеприимства и сервиса.

7. Финансирование туризма со стороны государства и региональных администраций.

8. Рост интереса мировых и российских гостиничных сетей.

9. Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса.

10. Развитие сотрудничества с приграничными, соседними и другими регионами.

Угрозы

1. Продолжение снижения численности населения.

2. Угроза существования объектов историко-культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры без проведения охранных мероприятий.

3. Быстрое истощение ресурсов.

4. Экологические проблемы.

5. Снижение количества туристов.

6. Большое количество сильных конкурентов.

7. Недостаточная концентрация капитала и отсутствие стратегических инвесторов.

Индикационный SWOT-анализ как инструмент быстрой оценки стратегического положения региона свидетельствует, что стратегия развития должна как можно выгоднее сочетать внутренние возможности территории (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах). Можно сделать вывод о том, что туристская дести-нация «Большой Алтай» имеет перспективы конкурентоспособности и развития на международном рынке. Реализация концепции «Экономического пояса

Шёлкового пути», поддержка туриндустрии со стороны четырех государств и приграничных регионов, наличие стимулирующих программ предоставляют огромные возможности для эффективного развития туризма и создания качественного и узнаваемого туристского продукта Большого Алтая [Ротанова, 2013, 2015; Харламов, Харламова, 2014].

Комплексность и многоаспектность задач требуют привлечения современных геоинформационных технологий, которые позволяют, с одной стороны, представить территориально-функциональную структуру территории в виде нескольких информационных картографических слоев (базовых, тематических и интегральных), а с другой, выделить основные стадии трансформации этой структуры, в том числе, в аспекте развития транспортных систем различного масштаба.

В числе новационных подходов разработка научно обоснованного комплекса рейтингов элементов транспортного мегакоридора, что также следует считать относительно новой задачей, несмотря на популярность рейтингов и их соответствие современным системам управления. До настоящего времени рейтинги как способ ранжирования элементов исследуемой системы использовался в значительной степени ad-hoc (лат., специально, по особому случаю, ситуативно), на основании субъективных оценок или объективно определяемых частных показателей.

Выводы

Проблема междисциплинарной интеграции заключается в формировании единого образа обстановки для системы управления и, соответственно, разных пространственных масштабов представления информации. В задаче создания модели трансконтинентального транспортного коридора эта проблема встаёт особенно остро, поскольку необходимо гармонизировать процессы, происходящие в разных масштабах: от континентального до уровня отдельного транспортного узла коридора (такого, как Алтайский сегмент транспортной системы Сибири). Качественное развитие транспорта, формирование Алтайского сегмента международной транспортной системы будет способствовать ускорению экономического развития Алтайского региона, а также формированию устойчивых тесных экономических связей с более развитыми центральными районами России, а также зарубежными странами, в том числе приграничными территориями Казахстана, Китая, Монголии - Большим Алтаем.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-55-53109.

Библиографический список

1. Баденков Ю.П., Ротанова И.Н. Новые природоохранные инициативы и подходы в Алтае-Саянском экорегионе // Ползуновский вестник, 2011. № 4-2. C. 34-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Башалханова Л.Б., Веселова В.Н., Корытный Л.М. Ресурсное измерение социальных условий жизнедеятельности населения Восточной Сибири. - Новосибирск: Академическое изд-во "Гео", 2012. 221 с.

3. Голубчиков Ю.Н., Тикунов В.С. Анализ программ устойчивого развития горных территорий земного шара применительно к возможностям их реализации в республике Алтай // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 1 (38). С. 346-351.

4. Иванов А.В., Попков Ю.В., Фотиева И.В., Гупта П. Трансевра-зийские транспортные мегапроекты: проектные замыслы // Регион: экономика и социология, 2017. № 4 (96). С. 267-284.

5. Иноземцев В.Л., Зубов В.М. Сибирский вызов. М.: Перо, 2013. 88 с.

6. Первухин В.В. Новый Шёлковый путь // Энергетическая политика, 2014. № 3. С. 18-27.

7. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и приграничных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / Отв. ред. П.Я. Бакланов, А.К. Тулохонов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 610 с.

8. Ротанова И.Н. Формирование туристского продукта в пределах трансграничного региона «Большой Алтай»: проблемы и потенциал // Наука и туризм: стратегии взаимодействия: сборник статей. Вып. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 110-115.

9. Ротанова И.Н. Векторы развития туристско-рекреационной де-стинации «Большой Алтай» в контексте создания экономического пояса Шелкового пути // Общий дом. Общий шанс: сборник статей Международного форума субрегионального экономического сотрудничества вокруг Алтайских гор в рамках ЭПШП третьего созыва. 11.08.2015. Китай. Синьцзян. Урумчи. 2015. С. 330-348 (рус., кит.).

10. Ротанова И.Н., Харламова Н.Ф. Рекреационно-географичес-кие исследования в Алтайском регионе: монография. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. 2014. 284 с.

11. Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: Проблемы и перспективы// URL: http://www.ipp.kg/ru/print/2768/.

12. Тулохонов А.К. О роли информатизации и моделирования природных и социально-экономических систем в развитии современных географических исследований // География и природные ресурсы. 2013. № 2. С. 177-178.

13. Тулохонов А.К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации, или Как обустроить российскую периферию. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. 256 с.

14. Харламов С.В., Харламова Н.Ф. Международный туристский проект «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае // География и природопользование Сибири, 2014. Вып. 17. С. 184-198.

15. Cui Weihong, Jiang Yang-ming, Golubchikov Yu.N., Rakhimov K.K., Sobyanin A.D., Tikunov V.S., Wang Yun-fei, Yang Xian-kun. Geographical Sybstantiation of the Pacific-Atlantic and Indo-Arctic transport Net.- Proceedings of the International Conference "Sustainable Development of Territories: Cartography and GI Support", InterCarto/InterGIS 20, Belgorod, Kharkov (Ukraine), Kigali (Rwanda), Nairobi (Kenya), 2014. Р 237-249 (кит.).

References

1. Badenkov Yu.P., Rotanova I.N. Novye prirodoohrannue iniciativy i podhody v Altae-Sayanskom ekoregione [New environmental initiatives and approaches in the Altai-Sayan Ecoregion] // Polzunovskij vestnik, 2011. No 4-2. P. 34-38 (in Russian).

2. Bashalhanova L.B., Veselova V.N., Korytnyj L.M. Resursnoe izme-renie socialnyh uslovij zhiznedeyatelnosti naseleniya Vostochnoj Sibiri [The resource dimension of social conditions of life of the population of Eastern Siberia]. Novosibirsk: Publishing house "Geo", 2012. 221 p. (in Russian).

3. Golubchikov Yu.N., Tikunov V.S. Analiz program ustojchivogo raz-vitiya gornih territorij zemnogo shara primenitelno k vozmozhnos-tiam ih realizacii v respublike Altai [The analysis of programs of sustainable development of mountain territories of the globe in relation to the possibilities of their implementation in the Republic of Altai] // World of science, culture, education, 2013. No 1 (38). P. 346-351 (in Russian).

4. Ivanov A.V., Popkov Yu.V., Fotieva I.V., Gupta P. Transevrazijskie transportnye megaproekty: proektnye zamysly [Trans-Eurasian transport mega-projects: project plans] // Region: Economy and Sociology, 2017. No 4 (96). P. 267-284 (in Russian).

5. Inozemcev V.L., Zubov V.M. Sibirskij vyzov [Siberian challenge]. M.: Pero, 2013. 88 p. (in Russian).

6. Pervuhin V.V. Novyj Shelkovuy put' [New Silk Road] // Energy policy, 2014. No 3. P. 18-27 (in Russian).

7. Prigranichnye i transgranichnye territorii Aziatskoj Rossii i pri-granichnyh stran (problemy i predposylki ustojchivogo razvitija [Cross-border and transboundary territories of the Asian part of Russia and bordering countries (problems and prerequisites of sustainable development)] / Ed. edited by P.Ya. Baklanov, A.K. Tu-lokhonov. Novosibirsk: SB RAS Publishing house, 2010. 610 p. (in Russian).

8. Rotanova I.N. Formirovanie turistskogo produkta v predelah tran-granichnogo regiona "Bolshoj Altaj": problem i potencial [The formation of the tourist product within the cross-border region "The Great Altai": problems and potential] // Science and tourism: strategies of cooperation: proceedings. Barnaul: Publishing house AltSU, 2013. Vol. 2. P. 110-115 (in Russian).

9. Rotanova I.N. Vektory razvitija turistsko-rekreacionnoj destinacii "Bolshoj Altai" v kontekste sozdanija ekonomiheskogo pojasa Shel-kovogo puti [Vectors of development of tourist and recreational destination "The Great Altai" in the context of the Silk Road Economic Belt creation] // Common house. Common chance: proceedings of articles of the international forum of sub-regional economic cooperation around the Altai mountains within the framework of the third convocation of the EBSR. 11.08.2015. China. Xinjiang.Urumchi. 2015. P. 330-348 (in Russian and Chinese).

10. Rotanova I.N., Kharlamova N.F. Rekreacionno-geograficheskie issledovaniya v Altajskom regione [Recreational and geographical research in the Altai region]: Barnaul: Publishing house AltSU. 2014. 284 p. (in Russian).

11. Syroezhkin K.L. Konceptsiya formirovanija "Ekonomicheskogo poyasa na Shelkovom puti": problem i perspektivy [The Concept of formation of the "Silk Road Economic Belt": Problems and prospects] // URL: http://www.ipp.kg/ru/print/2768/ (in Russian).

12. Tulokhonov A.K. O roli informacii i modelirovaniya prirodnuch i socialno-ekonomicheskih system v razvitii sovremennuch geogra-ficheskih issledovanij [On the role of informatization and modeling of natural and socio-economic systems in the development of modern geographical research] // Geography and natural resources. 2013. No. 2. P. 177-178 (in Russian).

13. Tulokhonov A.K. Politicheskaya geografiya Severnoj Azii v uslovijah globalizacii, ili kak obustroit' rossijskuu periferiju [Political geography of North Asia in the context of globalization, Or How to equip the Russian periphery]. Ulan-Ude: EKOS, 2014. 256 p. (in Russian).

14. Kharlamov S.V., Kharlamova N.F. Mezhdunarodnij turistskij proekt "Velikij Shelkovyj put" v Altajskom krae [The international tourist project "Great Silk Road" in the Altai territory] // Geography and environment of Siberia, 2014. Vol. 17. P. 184-198 (in Russian).

15. Cui Weihong, Jiang Yang-ming, Golubchikov Yu.N., Rakhimov K.K., Sobyanin A.D., Tikunov V.S., Wang Yun-fei, Yang Xian-kun. Geographical Sybstantiation of the Pacific-Atlantic and Indo-Arctic transport Net. - Proceedings of the International Conference "Sustainable Development of Territories: Cartography and GI Support", InterCarto/InterGIS 20, Belgorod, Kharkov (Ukraine), Kigali (Rwanda), Nairobi (Kenya), 2014, pp. 237-249 (in Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.