Литература
1. Murray C.J.L. Quantifying the burden of disease: the technical basis for disability - adjusted life years / Global comparative assessments in the health sector. - Geneva - 1994 - P. 3-19.
2. Всемирная организация здравоохранения. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000 г. Системы здравоохранения: улучшение деятельности. 232 с.
3. Torrance G.W., Boyle M.N. & Horwood S.P. Application of multiattribute utility theory to measure social pretences for health states // Operation Researcy.-1982.- V. 30. - N 60. - P1043 - 1069.
4. Аканов А.А., Кульжанов М.К., Германюк Т.А. Глобальное бремя болезней в Казахстане - Алматы, 1996. - 118 с.
5. Турекулова А.А. Медико-социальные аспекты остеопороза у городского населения. Автореф. дисс. докт. Алматы, 2008.
6. Ким С.В. Использование таблиц DALY-индексов в здравоохранении // Проблемы соц. медицины и управл. здравоохр. - 2004. - № 32. - С. 13 - 16.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЕИСЗ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Р. А. Абзалова, Д.Ж. Ахимова, Н.К. Сэд 'рбекова ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана
В Послании Президента Н.Назарбаева народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» большое внимание уделено вопросам развития здравоохранения. «Здоровый образ жизни и принцип солидарной ответственности человека за свое здоровье - вот что должно стать главным в государственной политике в сфере здравоохранения, и повседневной жизни населения», - говорится в Послании [1].
В рамках реализации первого этапа государственной программы реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы Министерством здравоохранения Республики Казахстан разработаны концептуальные подходы к формированию единой методики сбора, обработки и хранения информации о состоянии здоровья граждан, получении медицинской и лекарственной помощи. Основной принцип сбора информации заключается в приближении ввода информации к местам ее непосредственного возникновения. Информация об обращаемости граждан в организации здравоохранения, оказанной медицинской и лекарственной помощи вводится в Единую информационную систему здравоохранения (далее - ЕИСЗ) самих медицинских организациях с использованием автоматизированных рабочих мест медицинского персонала [2].
ЕИСЗ - комплекс программно-технических средств и технологий управления, объединенных общей идеологией, подходами, справочниками и другими средствами, обеспечивающими целостную структуру оперативного управления здравоохранением на основе единых процедур сбора, обработки, агрегации и анализа информации [3].
Государственные органы, за счет концентрации информации на региональных серверах, будут иметь возможность анализа, обобщения и получения информации обо всех подведомственных организациях здравоохранения.
В ЕИСЗ поддерживается единая нормативно-справочная база и сформирована единая информационно-справочная Система управления ресурсами, состоящая из массивов информации по материально-техническим и кадровым ресурсами организаций здравоохранения, а также по информационным ресурсам системы здравоохранения [4].
В 2007 году начат процесс внедрения ЕИСЗ в пилотную эксплуатацию в организациях здравоохранения городов Астаны и Алматы, в 2010 году продолжилось по Акмолинской области.
Целью создания ЕИСЗ являются: улучшение качества управления путем улучшения качества и оперативности ввода, обработки и анализа информации; улучшение качества медицинской помощи Программные комплексы ЕИСЗ:
1. Медико-статистическая система (управления пациентом, населением и заболеваемостью)
2. Система управления ресурсами
3. Система управления финансами
4. Система мониторинга за санитарно-эпидемиологической ситуацией в Республике Казахстан
5. Система управления лекарственным обеспечением, мониторинга лекарственного оборота
6. Система управления качеством медицинских услуг
В ГККП УПЦСМ «Демеу» внедрение ЕИСЗ началось в 2007 году, данный центр является одним из первых объектов внедрения, которые входили в первичную пилотную эксплуатацию по г. Астана.
В первую очередь организация была оснащена необходимым оборудованием: персональные компьютеры, серверное оборудование, принтеры, а также был проведен монтаж ЛВС (локальная вычислительная сеть). Было организовано обучение медицинского персонала компьютерной грамот-
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ I 95
ности, программным комплексам ЕИСЗ, которое проходило в нескольких циклах и по мере выхода обновленных версий программ.
Огромная работа была проделана врачами и медицинскими сестрами по созданию регистра прикрепленного населения (далее РПН), это дало возможность впервые создать полноценную, эффективную электронную перепись прикрепленного населения. РПН является главным инструментом воздействия на конечный результат деятельности в разрезе специальностей и по организации в целом. По г. Астана данный регистр вводился через систему МСС (Медико-статистическая система). Информационная значимость данной программы очень высокая, так как является источником для формирования всех ключевых показателей здравоохранения, как в разрезе областей, отдельно взятой медицинской организации, так и персонала организации. Она требует непрерывного и тщательного наблюдения и обработки данных как со стороны разработчиков программы и управления здравоохранения, так и на уровне медицинской организации.
В процессе внедрения выявлялись некоторые недостатки программ и по ходу их выявления, постоянно проделывалась определенная корректировка.
Процесс внедрения сопровождался некоторыми трудностями:
1. компьютерная грамотность персонала была не на должном уровне;
2. несовершенство программных комплексов и их сложность для медицинских работников;
3. проделывалась двойная работа, т.к. помимо ввода данных в БД ЕИСЗ нужно было параллельно вести бумажную работу;
4. огромный информационный ресурс баз данных не используется для проведения анализа деятельности специалистов и структурных подразделений для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Так как не отработаны выходные отчетные данные, которые соответствовали бы потребностям организации и медицинским работникам. Есть только утвержденные формы медицинской отчетности, выраженные в сводных цифрах. Такой подход утрачивает актуальность ввода информации и не обеспечивает в полном объеме потребности врачей и руководителей организации.
Но, несмотря на некоторые трудности нужно отметить преимущества:
Для Управления здравоохранения - оперативное принятие решений; информационное обеспечение контрольно-надзорных функции за деятельностью организаций здравоохранения; управление качеством предоставления медицинских услуг.
Для медицинских организаций - управление деятельностью; осуществление преемственности медицинской помощи
Для медицинского персонала - автоматизированное рабочее место, сокращение рутинной работы
В перспективе от действующей ЕИСЗ можно ожидать следующее:
1. обеспечение достоверности информации;
2. планирование и взаимодействие между организациями здравоохранения;
3. улучшение системы учета и использования ресурсов ;
4. совершенствование финансовых взаимоотношений в отрасли;
5. планирование и мониторинг выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий;
6. мониторинг производства, движения и использования лекарственных средств;
7. совершенствование системы управления качеством оказания медицинской помощи.
Литература
1. Послание Президента Н.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» 2010 г.
2. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы
3. http://www.healthproject.kz
4. Информация о ходе реализации первого этапа (2005-2007 годы) Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы
96
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ