Научная статья на тему 'Проблемы медицинского психолога в системе первичного звена здравоохранения'

Проблемы медицинского психолога в системе первичного звена здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы медицинского психолога в системе первичного звена здравоохранения»

ческие отчеты, проводить социологические опросы с населением.

Социальные работники ведут учетную и отчетную документацию по оказанию социальных услуг, предоставляют оперативную информацию и периодическую статистическую отчетность по утвержденной форме: 1) журнал регистрации; 2) статистическая карта учета социальных услуг; 3) таблица индикаторов - форма отчета по социальным услугам (ежемесячно, ежеквартально, годовой).

Таким образом, мы считаем, что социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают её как призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

И самый важный момент социальной работы - убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.

Если социальный работник в своём деле помнит и следует установке «не навреди», то дойдя до конечной цели с положительным, или даже в редких случаях, отрицательным результатом будет знать, что сделал все, что в его силах: дал возможность увидеть правильный путь, а следовать ли по этому пути каждый выбирает сам.

Литература

1. Послание президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана 2010 г.

2. Вступительное слово к журналу «Социальная работа - социальные услуги». Алматы, 2010, стр.1.

3. Абзалова Р.А. «Социальное благополучие и здоровье: теория и практика». Астана, 2006.

4. Абзалова Р.А. «Роль социального работника в здравоохранении» Методические рекомендации.

Астана, 2006.

ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

К.А. Рылова

ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Медицинская психология является отравлю. изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала.

Согласно приказа МЗРК от 05,01,2011 об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно- поликлиническую помощь. Вводиться должность психолога на уровне первичного звена здравоохранения.

Психолог нужен не для того, чтобы давать советы или составлять для человека план выхода из трудной ситуации. Каждый сам решает за себя, но иногда нужна помощь близкого, родственника, специалиста, чтобы увидеть сложную ситуацию с другой стороны и самостоятельно принять правильное решение.

В жизни никому не удается избежать психологических проблем, поскольку каждый новый день может стать незнакомой ситуацией, порой, сложной, из которой тяжело выйти одному. Хорошо если есть родственники и друзья готовые поддержать и выслушать, но бывает, что они не понимают, у них не хватает времени, они заняты собственными психологическими проблемами и слушают невнимательно.

Если сложная ситуация затягивается, то может стать хронической, как и любая другая болезнь, вроде простуды или насморка, у которых бывают опасные осложнений. Плохое настроение, апатия, постоянная усталость, страхи и раздражительность - последствия нерешенной проблемы.

Медицинские психологи работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить возникновение болезней, помочь людям улучшить психическое или ментальное состояние.

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной или сестрин-

ской практики все еще до конца не решены.

Профессия психолога консультанта является новой в здравоохранении. Поэтому возникают вопросы и проблемы в работе:

1. Формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит недостаточно активно. Важным обстоятельством было то, что права и реальные роли врача и медицинского психолога в лечебном процессе различны. [1].

2. Роль медицинского психолога в лечебном процессе не столь очевидна, так как бытует мнение, что психологи выполняют вспомогательную роль в целостном лечебном процессе, который ведет врач. Углубленное психологическое изучение интеллектуальных, эмоциональных, личностных особенностей пациента, страдающего заболеванием, - вот та задача, которую врачи ставят перед психологами.

3. Результаты психологического обследования оформляются в виде заключения и передаются лечащему врачу, который зачастую просто не знает, что с ними делать [2].

4. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Безусловно, ни один врач не станет отрицать существование психики человека, а многие признают ее существенное влияние на соматические процессы.

5. Недостаточная подготовка врачей в области медицинской психологии. Заключения психологов строятся на результатах использования методов, несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Поэтому эти заключения кажутся врачам бездоказательными и субъективными. [3].

6. слабое понимание медицинским персоналом роли психолога и отсутствие запроса на психологическую помощь. Суть этой проблемы в том, что врачи посылая на консультацию психолога. Не определяют четкой цели психологического исследования.

7. психолог пока не чувствует себя полноправным членом команды и не включается в общий медицинский процесс.

8. непонимание мед персонала того, что психолог за свой рабочий день может принять 3-5 человек, так как временные затраты на одного человека складываются из непосредственно диагностики и консультирования и обработки информации. На каждого клиента в среднем получается по 2 часа.

Надеемся, что данная нами информация о трудностях работы психолога поможет вам более эффективно начать свою практическую работу психологом-консультантом в медицинской организации первичного здравоохранения.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. М: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК»», 2002.-512с

2. ПоляковЮ.Ф.Здравоохранениеизадачипсихологии//Психологическийжурнал.-1984.-Т.5.-№2.-с63-69

3. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.Психология в медицине- М., 1989.-272с

ЖАС0СП1Р1М КЕЗЕН1НЩ ПСИХОЛОГИЯСЫ

Ж.Ц. Анназарова

МК^К «Демеу» Отбасылын медицинасынын ону-тэж'1рибел'1к орталыгы, Астана наласы

Жасeсшрiм езше деген шк карым - катынасын калыптастыруга (мен кандай болгым келедi?) бас^а адамдарга деген карым - катыныска, жэне де моральдык кундылыктарга талпынады. Нак осы жасeспiрiм кезецшде адам езшщ жаксылык пен жамандык категориялары арасында саналы тYPде ез орнын табады. «Намыс», «адамгерштк», «кукык», «мшдет» сиякты тулганыц сипатын баска да угымдар толгандырады. Жасeспiрiм кезецшде адам жаксылык пен зулымдылыктыц диапа-зоныныц шектел-ген шекарасына дешн таниды. Сондай - ак, ол езшщ акылы мен жаныныц кереметтей шарыктаудыц мешр-бандылыктан зулымдыкка, адамгер-штктен жауыздыкка дешнп диапазон аралыгын басынан еткередк Арбаулар мен шарыктауда, тресте жэне бастан еткеруде, жыгылуда жэне кайта туруда жасeспiрiм сезт бтуге умтылады. 1шк позицияны тацдау ете кYPделi рухани жумыс.

¥л-кыз 11-15 жас аралыгына келгенде олардыц мшез-кулкы, психологиясы езгере бастайды. «©тпелi кезец» немесе жасeспiрiмдiк даедарыс (переходной возраст) кезшде кыздар оцашаланып, уяц тартса, ул балалар бузыктыкка бейiм, ашуланшак болып кетедi. Бiз бYгiн жасeспiрiмдердегi осы кезецнщ себебi мен онымен калай кYресу жeнiне токталмакпыз.

«©тпелi кезец» - бул 11 жастагы кыз бен 13 жастагы ул баланыц биологиялык бой жету кезец деуге болады. Ол белгiлi бiр жас арасында eтедi дегенмен, эр адамда эр тYPлi байкалуы мYмкiн. Сол сиякты кыздар мен ер балалар арасындагы «eтпелi кезецде» де езшдк айырмашылык бар. Мэселен, кыздарда жасeспiрiмдiк дагдарыс жумсак жагдайда eтедi, улдарга караганда ерте басталады жэне тез

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.