Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовское образование / иностранный язык в вузе / иностранный язык в нелингвистическом вузе / педагогические инновации / интернационализация образования / university education / foreign language in university / foreign language in non-linguistic university / pedagogical innovations / internationalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Ростовцева

Статья посвящена весьма актуальной на сегодняшний день проблеме дальнейшего совершенствования системы иноязычной подготовки студентов современного нелингвистического вуза на основе педагогических и иных инноваций. Для этого рассматриваются основные особенности развития современного общества. На основании их изучения доказывается значимость соответствующей проблематики. В качестве первой исследовательской задачи автором была определена попытка оценить текущее состояние преподавания иностранного языка в организациях, осуществляющих подготовку по программам высшего нелингвистического образования. Далее на основании анализа научно-исследовательской и методической литературы, а также привлечения собственного педагогического опыта автор говорит о ключевых направлениях внедрения инноваций в сферы планирования и реализации процесса формирования иноязычных компетенций будущих профессионалов. Кроме того, в данной статье предпринята попытка раскрыть основные черты системы мер, принятие которых может поспособствовать успешному практическому воплощению этих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.П. Ростовцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article is devoted to modern non-linguistic university students who study foreign language and the way how to further improve the results of the teaching process. For this purpose, the author examines the main features of the modern society development. Based on their study, the relevant issues importance is proved. As the first research task, the author assesses the current state of foreign language teaching in organizations that provide training in higher non-linguistic education programs. Further, based on the research and methodological literature analysis, as well as the author’s own pedagogical experience involvement, it is said about the key areas of innovation in the planning and implementation foreign-language competencies in future professionals forming process. The work reveals the main features of the measures system that if adopted can contribute to the successful practical implementation of these directions.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University

under the Russian Federation Government (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article is devoted to modern non-linguistic university students who study foreign language and the way how to further improve the results of the teaching process. For this purpose, the author examines the main features of the modern society development. Based on their study, the relevant issues importance is proved. As the first research task, the author assesses the current state of foreign language teaching in organizations that provide training in higher non-linguistic education programs. Further, based on the research and methodological literature analysis, as well as the author's own pedagogical experience involvement, it is said about the key areas of innovation in the planning and implementation foreign-language competencies in future professionals forming process. The work reveals the main features of the measures system that if adopted can contribute to the successful practical implementation of these directions.

Key words: university education, foreign language in university, foreign language in non-linguistic university, pedagogical innovations, internationalization of education

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена весьма актуальной на сегодняшний день проблеме дальнейшего совершенствования системы иноязычной подготовки студентов современного нелингвистического вуза на основе педагогических и иных инноваций. Для этого рассматриваются основные особенности развития современного общества. На основании их изучения доказывается значимость соответствующей проблематики. В качестве первой исследовательской задачи автором была определена попытка оценить текущее состояние преподавания иностранного языка в организациях, осуществляющих подготовку по программам высшего нелингвистического образования. Далее на основании анализа научно-исследовательской и методической литературы, а также привлечения собственного педагогического опыта автор говорит о ключевых направлениях внедрения инноваций в сферы планирования и реализации процесса формирования иноязычных компетенций будущих профессионалов. Кроме того, в данной статье предпринята попытка раскрыть основные черты системы мер, принятие которых может поспособствовать успешному практическому воплощению этих направлений.

Ключевые слова: вузовское образование, иностранный язык в вузе, иностранный язык в нелингвистическом вузе, педагогические инновации, интернационализация образования

Актуальность темы, рассматриваемой в настоящей статье, может быть обоснована рядом объективных факторов. В их ряду в первую очередь необходимо упомянуть прослеживающуюся во всех сферах жизни человеческого общества глобализацию (А.В. Анненкова, Н.Н. Киселева, О.А. Колмакова, ГА. Проскурина, М.А. Хлыбова). Завершение формирования всемирного экономического пространства, связанные с ним подготовка и реализация ряда крупных международных проектов делают необходимым активное сотрудничество между выпускниками нелингвистических вузов, осуществляющими профессиональную деятельность в разных странах и регионах [1]. Совершенствование же средств коммуникации существенно облегчает взаимодействие между ними.

В таких условиях естественным представляется существенное возрастание важности иноязычных знаний, умений и навыков в структуре компетентностного портрета лиц, успешно завершивших обучение по большинству программ высшего образования (О.Ю. Дигтяр, С.С. Миронцева, Ю.П. Спирина). Соответственно и процесс их развития должен претерпеть ряд трансформаций [2].

Ключевые особенности описанной выше ситуации позволяют следующим образом сформулировать цель статьи: рассмотрение основных аспектов дальнейшего совершенствования системы иноязычной подготовки студентов современного нелингвистического вуза на основе педагогических и иных инноваций.

Этой цели соответствуют следующие задачи:

- проанализировать текущее состояние преподавания иностранного языка в организациях, осуществляющих подготовку по программам высшего нелингвистического образования;

- рассказать о ключевых направлениях внедрения инноваций в сферы планирования и реализации процесса формирования иноязычных компетенций будущих профессионалов;

- предложить систему мер, принятие которых может поспособствовать успешному практическому воплощению этих направлений.

При решении перечисленных выше задач автором использовались следующие методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта;

- изучение специальной литературы.

Научная новизна статьи заключается в изучении главных направлений внедрения инноваций в процесс формирования иноязычных компетенций у будущих специалистов, бакалавров и магистров нелингвистических специальностей.

Теоретическая значимость состоит в анализе текущего состояния соответствующего аспекта деятельности вузов нашей страны и определении возможностей, существующих для дальнейшего совершенствования такового.

Практическая значимость видится в том, что на страницах исследования были предложены некоторые меры, способствующие улучшению хода и результатов иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов.

Последние десятилетия в истории отечественной системы высшего образования во многом связаны с активизацией использования элементов коммуникативного подхода [3-7], в том числе при планировании и реализации иноя-

зычной подготовки будущих представителей нелингвистических специальностей (О.Ю. Дигтяр, А.В. Кащеева, Н.Н. Киселева, С.С. Миронцева, Ю.П. Спирина, А.С. Тамарина, М.А. Хлыбова). Накопленный теоретический и практический опыт наглядно демонстрирует, что правильное применение данного подхода позволяет достичь следующих промежуточных результатов:

- достаточно эффективное системное обучение студентов различным видам речевой деятельности на иностранном языке [3];

- достижение уровня сформированности иноязычного общения, приемлемого с точки зрения требований общества к иноязычной компетенции представителей нелингвистических специальностей на предыдущих этапах его развития;

- планирование и реализация обучения студентов соответствующей дисциплине с учётом специфики их будущей профессиональной деятельности [2].

К настоящему моменту можно говорить в целом об успешном завершении поэтапного, реализовавшегося усилиями множества педагогов-исследователей и практиков внедрения рассматриваемого подхода в процесс иноязычной подготовки лиц, осваивающих неязыковые специальности в пространстве отечественных вузов [3]. То же самое можно сказать о связанной с ним парадигме профессиональной направленности обучения рассматриваемой дисциплине [4].

Основываясь на вышеизложенном, мы можем с определённой долей уверенности говорить о создании солидного фундамента для дальнейшего совершенствования интересующего нас сегмента подготовки студентов. Представляется возможным констатировать сформированность следующих элементов деятельности, направленной на совершенствование хода и результатов этого процесса:

- цель;

- задачи [3];

- элементы содержательной стороны;

- наиболее значимые методологические подходы [4];

- некоторые средства и организационные формы.

Для дальнейшего инновационного развития преподавания ИЯ в нелингвистических вузах важными также являются некоторые особенности понимания его роли современными педагогами. Действительно, сегодня данная академическая дисциплина рассматривается ими в следующих качествах:

- мощный инструмент, обеспечивающий наиболее полное освоение учащимися системы профессиональных и личностных компетенций [5];

- необходимое средство иноязычного профессионального общения (А.В. Кащеева, О.А. Колмакова, ГА. Проскурина, А.Н. Щукин).

Таким образом, в пространстве современного нелингвистического вуза иностранный язык выступает в качестве одной из обязательных и систематизирующих междисциплинарных областей знания [2]. Его использование в процессе подготовки будущего высококвалифицированного специалиста способствует профессионализации и социализации личности студента. Такой ролью ИЯ в ходе формирования необходимых черт профессионального портрета обучающихся определяются ключевые направления внедрения инноваций в сферу преподавания этого предмета (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления внедрения педагогических и иных инноваций в сферы планирования и реализации процесса формирования иноязычных компетенций у будущих представителей нелингвистических специальностей на ступени высшего образования

Направление Роль его реализации в улучшении хода и результатов развития иноязычных компетенций студентов

Оптимизация реализуемой модели обучения иностранным языкам в связи с наиболее актуальными требованиями современного общества к бакалаврам, специалистам и магистрам нелингвистических направлений Рост эффективности формирования компетенций, необходимых для эффективного иноязычного общения в профессиональной сфере [6]

Повышение уровня сформирвоанности умений и навыков, связанных с чтением и переводом иноязычных текстов на профессиональную тематику

Участие коллективов кафедр иностранных языков в организации и внедрении в вузах концепции интернационализации образования Максимальный учёт международных требований при подготовке будущих профессионалов [5]

Активизация сотрудничества между вузами с одной стороны, потенциальными работодателями - с другой Приращение вероятности достижения намеченных целей высшего образования, в том числе в части иноязычной подготовки

Создание организационно-педагогических условий, необходимых для изучения двух и более иностранных языков Лучшее усвоение учащимися необходимых компетенций за счёт постижения черт сходства и различия между осваиваемыми языками

Упрощение освоения умений и навыков профессиональной коммуникации, чтения технической документации на третьем и последующих языках за счёт более широкой лингвистической базы [6]

Обеспечение расширения и устойчивого развития системы непрерывного языкового образования Возможность разработки и реализации вариативных форм и учебных программ дополнительного образования, в том числе дистанционного и смешанного

Разработка теории и практики формирования у студентов, осваивающих нелингвистические специальности, определённого уровня межкультурной коммуникативной компетенции на каждой последовательной ступени высшего образования [2] Подготовка выпускников к решению профессиональных задач с использованием средств изучаемого языка

Оптимизация формирования у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности в условиях интенсивных контактов с коллегами из-за рубежа [4]

Развитие более высокого уровня готовности учащихся к повышению собственного уровня владения иностранным языком

Совершенствование качества существующих и разработка новых учебно-методических материалов Повышение эффективности реализации большинства форм как аудиторной, так и внеаудиторной работы по соответствующей дисциплине [7]

Скорейшая адаптация их результатов к требованиям российского и мирового рынка труда

Диверсификация подготовки по ИЯ Обеспечение её непрерывности

Разработка новых методических приёмов обучения студентам различным видам иноязычной речевой деятельности Повышение эффективности иноязычной подготовки на основе инновационных методологических подходов

Максимальный учёт особенностей современного контингента учащихся при составлении и реализации соответствующих образовательных программ [4]

Теперь необходимо остановиться на некоторых мерах, принятие которых будет с определённой вероятностью способствовать более эффективной реализации направлений, охарактеризованных в табл. 1. Во-первых, в связи с необходимостью подготовки молодых кадров, соответствующих требованиям современного общества, необходима, как уже говорилось, интенсификация сотрудничества между вузами и работодателями, не исключая сферы иноязычной подготовки студентов. Автору представляется, что повышение эффективности подобного взаимодействия требует проведения специальных психолого-педагогических исследований и разработки на основе их результатов рекомендаций его дальнейшему развитию.

Объектами таких исследований могут быть особенности совместной деятельности вуза и работодателя, направленной на конструирование образовательных программ [2]; вопросы организации и проведения фирмами-партнёрами практики обучающихся, предполагающей широкое применение средств изучаемого языка (Н.Н. Киселева, С.С. Миронцева, Н.М. Симеонова); различные аспекты разработки и реализации методистами и преподавателями вузов программ обучения, в том числе ИЯ, отдельных нерегулярных групп обучающихся по спецзаказам предприятий; проблемы привлечения к итоговому контролю и оценке результатов обучения соответствующей дисциплине занятых на таких предприятиях специалистов, владеющих им [3].

Библиографический список

Одной из перспективных возможностей, существующих сегодня для реализации охарактеризованных ранее путей совершенствования иноязычного образования, является создание условий для развития личностных свойств обучающихся [1]. В этой связи актуальной является, например, дальнейшая разработка педагогами-исследователями и практиками вопросов, связанных с формированием у студентов нелингвистических вузов следующих качеств:

- мотивированность к формированию иноязычных коммуникативных компетенций в профессиональной сфере [2];

- рефлексивная способность к самопознанию и саморегуляции.

Завершая рассмотрение проблем, связанных с инновационным развитием

системы иноязычной подготовки лиц, обучающихся в неязыковом вузе, в первую очередь отметим необходимость обеспечения её дальнейшего совершенствования на настоящем этапе. Такая ситуация обусловлена рядом объективных тенденций в развитии современного общества и, в частности, системы вузовского образования.

При этом всем предшествующим развитием иноязычного образования студентов нелингвистических вузов был подготовлен фундамент для дальнейшего внедрения в него педагогических и иных новаций. Таковое представляется возможным при условии реализации основных путей, описанных в тексте статьи, а также принятия ряда необходимых мер, благоприятствующих их реализации.

1. Анненкова А.В., Киселева Н.Н. Опыт обучения студентов основам делового общения посредством интеграции дисциплин базового цикла. Бизнес. Образование. Право. 2022; № 2 (59): 317-323.

2. Колмакова О.А. Инновационное развитие иноязычного образования (на примере технического вуза). Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-2: 152-154.

3. Хлыбова М.А. Особенности смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10, № 2 (35): 311-313.

4. Дигтяр О.Ю. Обучение иноязычной профессиональной коммуникации студентов нелингвистических вузов с применением ролевой игры в рамках профессионально ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 41-43.

5. Спирина Ю.П., Миронцева С.С. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 188-191.

6. Симеонова Н.М. Моделирование ситуаций профессионального общения на основе ролевых игр в процессе иноязычной подготовки студентов-экономистов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 64-67.

7. Сорокопуд Ю.В., Коломиец О.М., Канюк А.С., Соколова Н.И. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 320-324.

References

1. Annenkova A.V., Kiseleva N.N. Opyt obucheniya studentov osnovam delovogo obscheniya posredstvom integracii disciplin bazovogo cikla. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022; № 2 (59): 317-323.

2. Kolmakova O.A. Innovacionnoe razvitie inoyazychnogo obrazovaniya (na primere tehnicheskogo vuza). Probiemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-2: 152-154.

3. Hlybova M.A. Osobennosti smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Azimut nauchnyh issiedovanij: pedagogika ipsihoiogiya. 2021; T. 10, № 2 (35): 311-313.

4. Digtyar O.Yu. Obuchenie inoyazychnoj professional'noj kommunikacii studentov nelingvisticheskih vuzov s primeneniem rolevoj igry v ramkah professional'no orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 41-43.

5. Spirina Yu.P., Mironceva S.S. Diagnostika urovnya razvitiya inoyazychnoj professional'no orientirovannoj kommunikativnoj kompetencii buduschih 'ekonomistov v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 188-191.

6. Simeonova N.M. Modelirovanie situacij professional'nogo obscheniya na osnove rolevyh igr v processe inoyazychnoj podgotovki studentov-'ekonomistov. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 64-67.

7. Sorokopud Yu.V., Kolomiec O.M., Kanyuk A.S., Sokolova N.I. Genezis razvitiya professional'nogo obrazovaniya Rossii: determinanty i veduschie tendencii razvitiya. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 320-324.

Статья поступила в редакцию 10.05.24

УДК 378

Rudenko E.Yu, teacher, Department of Pedagogy and Psychology, postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: gadzhiev.m.s @mail.ru

Grebennikova V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication, Kuban State University

(Krasnodar, Russia), E-mail: vmgrebennikova@mail.ru

Nikitina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Psychology and Pedagogy, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia),

E-mail: nn00803@mail.ru

ON THE PEDAGOGICAL PRINCIPLE OF THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS FOR THE CIVIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. Graduates of a pedagogical university (subject teachers) need to have professional skills in the field of civic education of modern schoolchildren. The article reveals the essence and basic characteristics of the concept of "pedagogical principle," provides various interpretations of this concept depending on the theoretical approach used (system-structural, normative-indicative, procedural, dialectical, individual-oriented). A set of pedagogical principles is considered, the implementation of which in the educational process of a pedagogical university will contribute to the formation of professional readiness of future subject teachers for the civic education of modern teenagers, help students obtain not only the necessary theoretical knowledge, but also develop basic competencies for the effective implementation of civic education of school students. In particular, the characteristics of such pedagogical principles as the principle of purposefulness, integrity and consistency, the principle of active participation and independence, interactivity, the principle of development of reflection and self-analysis, the principle of pedagogical support and accompaniment, individualization, the principle of taking into account the specifics of cybersocialization of modern adolescents in the process of their civic education are given.

Key words: pedagogical principles, professional readiness, vocational pedagogical education, schoolchildren, civic education

ЕЮ. Руденко, преп., аспирант, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: gadzhiev.m.s @mail.ru

В.М. Гребенникова, д-р пед. наук, проф., декан факультета педагогики, психологии и коммуникации Кубанского государственного университета,

г. Краснодар, E-mail: vmgrebennikova@mail.ru

Н.И. Никитина, д-р пед. наук, проф., Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова), г. Москва, E-mail: nn00803@mail.ru

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Выпускникам педагогического вуза (учителям-предметникам) необходимо обладать профессиональными навыками в сфере гражданского воспитания современных школьников. В статье раскрыта сущность и базовые характеристики понятия «педагогический принцип», приведены различные трактовки данного понятия в зависимости от применяемого теоретического подхода (системно-структурного, нормативно-указательного, процессуального, диалектического, индивидуально-ориентированного). Рассматривается совокупность педагогических принципов, реализация которых в учебно-воспитательном процессе педвуза будет способствовать формированию профессиональной готовности будущих учителей-предметников к гражданскому воспитанию современных подростков, помогать студентам получить не только необходимые теоретические знания, но и развивать базовые компетенции для эффективной реализации гражданского воспитания учащихся школ. В частности, приведены характеристики таких педагогических принципов, как принцип целенаправленности, целостности и системности, принцип активного участия и самостоятельности, интерактивности, принцип развития рефлексии и самоанализа, принцип педагогической поддержки и сопровождения, индивидуализации, принцип учета специфики киберсоциализации современных подростков в процессе их гражданского воспитания, принцип учета возрастных особенностей современных студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: педагогические принципы, профессиональная готовность, профессионально-педагогическое образование, школьники, гражданское воспитание

Статья подготовлена в рамках реализации проекта унитарной некоммерческой организации «Кубанский научный фонд» МФИ-20.1/80 «Подготовка педагогов к развитию метакогнитивных компетенций у обучающихся на основе интегративного подхода»

Учителя-предметники играют важную роль в формировании гражданской культуры общества, они являются педагогическими лидерами, которые несут определённую меру ответственности за формирование гражданского самосознания, социально значимых ценностей подрастающего поколения.

Сущность профессиональной готовности учителя-предметника к гражданскому воспитанию школьников заключается в способности педагога к эффективному осуществлению гражданско-воспитательной работы в общеобразовательной организации. Данная готовность включает в свой состав не только теоретические знания и умения, связанные с предметной областью учителя (с умением реализовывать воспитательную функцию в процессе преподавания своего предмета, учебной дисциплины), но и специализированные компетенции, педагогические навыки, позволяющие формировать у учеников активную гражданскую позицию, развивать их ценностные ориентации и социальные компетенции [1-14].

Актуальность темы исследования определяется тем, что учитель-предметник, обладающий высоким уровнем профессиональной готовности к гражданскому воспитанию школьников, владеет достаточно обширными теоретическими знаниями в сфере гражданского образования, умеет стимулировать интерес и понимание школьниками важности гражданских ценностей, имеет высокий уровень осведомлённости о политической, социокультурной, экономической, экологической ситуации в стране и мире, способен устанавливать доверительные отношения с учениками, вовлекать их в конструктивный диалог и дискуссии в рамках обсуждения актуальных для несовершеннолетних проблем гражданского общества, способствовать развитию коммуникативных навыков школьников, развивать у подростков критическое мышление, практическое применение гражданских компетенций [3; 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная готовность учителя-предметника к гражданскому воспитанию также включает и его готовность к постоянному саморазвитию, изуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.