Научная статья на тему 'Инновационное развитие налогового администрирования в России'

Инновационное развитие налогового администрирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
инновационное развитие / налоговое администрирование / информационные технологии / экономическая безопасность / классические принципы налогообложения / налоговая система / innovative development / tax administration / information technology / economic security / classical principles of taxation / tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Александровна Кирова, Марина Викторовна Карп, Людмила Сергеевна Самоделко, Александра Вячеславовна Захарова

Применение современных инновационных технологий поднимает налоговое администрирование на качественно новый уровень развития, что и определяет актуальность исследования. Вместе с тем цифровая трансформация налоговой системы должна базироваться на классических принципах налогообложения, отвечать интересам налоговых органов и налогоплательщиков, предотвращать налоговые риски. Целью исследования является определение трендов налогового администрирования в России и разработка прогноза его инновационного развития на основе анализа его трансформации с позиции классических принципов налогообложения. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: постановка проблемы; обзор основных информационных технологий, применяемых Федеральной налоговой службой России; исследование информационного обмена данными; определение влияния инновационного развития налогового администрирования на деятельность хозяйствующих субъектов. Авторы применяли методы: анализа и синтеза эмпирических данных информационных платформ, системный подход и метод интерпретации результатов. Новизна работы заключается в авторском взгляде на перспективы инновационного развития налогового администрирования. Результаты исследования доказали достаточно высокую эффективность применяемых цифровых технологий. Показано, что инновационное развитие администрирования усиливает налоговый контроль, увеличивает поступления в бюджет, повышает роль государства в сфере налогообложения. Сделан вывод, что инновационное налоговое администрирование существенно влияет на поведение налогоплательщиков, вызывает их озабоченность ростом налоговых рисков. Представлен прогноз инновационного развития налогового администрирования, согласно которому существует высокая вероятность смены статуса организаций на статус индивидуального предпринимателя, а также выпадение налоговых доходов от развивающейся е-коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Александровна Кирова, Марина Викторовна Карп, Людмила Сергеевна Самоделко, Александра Вячеславовна Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of tax Administration in Russia

The use of modern innovative technologies raises tax administration to a qualitatively new level of development, which determines the relevance of the study. At the same time, the digital transformation of the tax system should be based on classical principles of taxation, meet the interests of tax authorities and taxpayers, and prevent tax risks. The purpose of the study is to identify trends of tax administration in Russia and to develop a forecast of its innovative development from the standpoint of classical principles of taxation. To achieve this goal, it was necessary to solve the following tasks: problem statement; review of the main information technologies used by the Federal Tax Service of Russia; study of information exchange of data; determination of the impact of innovative development of tax administration on the activities of economic entities. In preparing the article, the authors used methods of analysis and synthesis of empirical data of information platforms, as well as a systematic approach and a method of interpreting the results during scientific research. The novelty of the paper lies in the author’s view of the prospects for the innovative development of tax administration. The results of the study proved the high efficiency of the digital technologies used. It is shown that the innovative development of administration strengthens tax control, increases budget revenues, increases the role of the state in the field of taxation. It is concluded that innovative tax administration significantly affects the behavior of taxpayers, causes their concern about the growth of tax risks. The completed forecast of innovative development of tax administration showed a high probability of changing the status of an organization to an individual entrepreneur, loss of tax revenues from developing e-commerce.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие налогового администрирования в России»

(CO ]

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2587-5671-2024-28-1-85-97 УДК 336.02,336.2,338.27(045) JEL Е62, G02, G28, Н2, Н3, 03

Инновационное развитие налогового администрирования в России

Е. А. Кирова, М. В. Карп, Л. С. Самоделко, А. В. захарова

Государственный университет управления, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Применение современных инновационных технологий поднимает налоговое администрирование на качественно новый уровень развития, что и определяет актуальность исследования. Вместе с тем цифровая трансформация налоговой системы должна базироваться на классических принципах налогообложения, отвечать интересам налоговых органов и налогоплательщиков, предотвращать налоговые риски. Целью исследования является определение трендов налогового администрирования в России и разработка прогноза его инновационного развития на основе анализа его трансформации с позиции классических принципов налогообложения. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: постановка проблемы; обзор основных информационных технологий, применяемых Федеральной налоговой службой России; исследование информационного обмена данными; определение влияния инновационного развития налогового администрирования на деятельность хозяйствующих субъектов. Авторы применяли методы: анализа и синтеза эмпирических данных информационных платформ, системный подход и метод интерпретации результатов. Новизна работы заключается в авторском взгляде на перспективы инновационного развития налогового администрирования. Результаты исследования доказали достаточно высокую эффективность применяемых цифровых технологий. Показано, что инновационное развитие администрирования усиливает налоговый контроль, увеличивает поступления в бюджет, повышает роль государства в сфере налогообложения. Сделан вывод, что инновационное налоговое администрирование существенно влияет на поведение налогоплательщиков, вызывает их озабоченность ростом налоговых рисков. Представлен прогноз инновационного развития налогового администрирования, согласно которому существует высокая вероятность смены статуса организаций на статус индивидуального предпринимателя, а также выпадение налоговых доходов от развивающейся е-коммерции.

Ключевые слова: инновационное развитие; налоговое администрирование; информационные технологии; экономическая безопасность; классические принципы налогообложения; налоговая система

BY 4.0

Для цитирования: Кирова Е.А., Карп М. В., Самоделко Л. С., захарова А. В. Инновационное развитие налогового администрирования в России. Финансы: теория и практика. 2024;28(1):85-97. DOI: 10.26794/2587-5671-2024-28-1-85-97

original paper

Innovative Development of tax Administration in Russia

E.A. Kirova, M. V. Karp, L. s. samodelko, A. V. Zakharova

State University of Management, Moscow, Russia

abstract

The use of modern innovative technologies raises tax administration to a qualitatively new level of development, which determines the relevance of the study. At the same time, the digital transformation of the tax system should be based on classical principles of taxation, meet the interests of tax authorities and taxpayers, and prevent tax risks. The purpose of the study is to identify trends of tax administration in Russia and to develop a forecast of its innovative development from the standpoint of classical principles of taxation. To achieve this goal, it was necessary to solve the following tasks: problem statement; review of the main information technologies used by the Federal Tax Service of Russia; study of information exchange of data; determination of the impact of innovative development of tax administration on the activities of economic entities. In preparing the article, the authors used methods of analysis and synthesis of empirical data of information platforms, as well as a systematic approach and a method of interpreting the results during scientific research. The novelty of the paper lies in the author's view of the prospects for the innovative development of tax administration. The results of the study proved the

© Кирова Е.А., Карп М. В., Самоделко Л. С., Захарова А. В., 2024

high efficiency of the digital technologies used. It is shown that the innovative development of administration strengthens tax control, increases budget revenues, increases the role of the state in the field of taxation. It is concluded that innovative tax administration significantly affects the behavior of taxpayers, causes their concern about the growth of tax risks. The completed forecast of innovative development of tax administration showed a high probability of changing the status of an organization to an individual entrepreneur, loss of tax revenues from developing e-commerce.

Keywords: innovative development; tax administration; information technology; economic security; classical principles of taxation; tax system

For citation: Kirova E. A., Karp M.V., samodelko L. s., Zakharova A. V. Innovative development of tax administration in Russia. Finance: Theory and Practice. 2024;28(1):85-97. DOI: 10.26794/2587-5671-2024-28-1-85-97

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопросов администрирования Федеральной налоговой службой России (ФНС России) сегодня возрастает, поскольку от результативности налогового администрирования напрямую зависит экономическое развитие государства. В настоящее время эффективность налогового администрирования тесно связана с инновационным развитием и созданием тран-закционной виртуальной среды [1-7]. В современных условиях трансформируются традиционные способы ведения бизнеса и взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, замещаясь бесконтактными электронными процедурами; расширяются права и обязанности субъектов налоговых отношений на фоне трансформации систем фискальных платежей; появляются новые продукты и услуги, обслуживаемые операторами электронных площадок, формируются информационные базы данных [8]. Эти процессы определенно имеют налоговые последствия, так как напрямую сопряжены с изменением цепочек формирования добавленной стоимости [9, 10], размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения1.

Тем временем развитию теории налогового администрирования не уделяется должного внимания. В российском законодательстве отсутствует официальное определение данного процесса. Управление налогами сводится к налоговому контролю и организационно-методической работе налоговых органов. Под налоговым администрированием понимают деятельность налоговых органов по управлению налоговыми отношениями. В то же время в ст. 82 Налогового кодек-

1 «Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (Заключена в г. Париже 24.11.2016). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_328579/ (дата обращения: 15.11.2022).

са Российской Федерации (НК РФ) определено: «Налоговым контролем признается деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом»2. При этом в российской практике налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля и охватывает также организационно-методическую деятельность, что в совокупности и составляет налоговое администрирование.

Для характеристики инновационного развития налогового администрирования в РФ применен эволюционно-системный подход в отношении применяемых оперативных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в виде готовых решений (ИКТ-решений) и программных комплексов по данным ФНС России, синтезированных со статистическими данными Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о расходах на налоговое администрирование.

Анализ и синтез данных цифровых платформ ФНС России и Федеральной таможенной службы России (ФТС России) позволил выделить налоговые индикаторы контрольной деятельности налоговой службы и охарактеризовать результативность межведомственного взаимодействия с позиции налогового администрирования.

Для определения перспектив влияния процессов цифровизации на налоговое администрирование в качестве основы использована гипотеза жизненного цикла технологий в контексте цифровой экономики. Аппроксимация количественных данных о налогоплательщиках по данным ФНС России, в том числе применяющих электронный обмен данными в своей деятельности по информации Федеральной службы государственной статистики (Росстат), позволила отразить тенденции

2 Налоговый кодекс РФ. URL: https://www.consultant.

ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 23.10.2022).

изменения выбранных показателей в ближайшей перспективе.

ИКТ ФНС РОССИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН ДАННЫМИ

В мире происходит усиление позиций государств в области развития и внедрения (ИКТ), а также обеспечения кибербезопасности. Россия оценивается экспертами в качестве страны с высоким уровнем развития ИКТ, способной совершить существенный скачок к цифровой трансформации 3. Тем не менее сохраняются проблемы в области нормативно-правового регулирования информационно-коммуникационного развития и обеспечения киберустойчиво-сти цифровых платформ [11].

В России ИКТ применяются и в рамках администрирования [12]. Однако расходы на выполнение контрольной функции ФНС России продолжают расти (табл. 1) на фоне внедрения новых информационных технологий.

Автоматизированная информационная система «Налог-3», став крупнейшим агрегатором информации, успешно обрабатывает сведения, поступающие в ФНС России (табл. 2), а налоговая служба стала поставщиком данных, в какой-то мере конкурентом Росстата [13]. Результаты контрольно-аналитической работы (КАР) и налогового мониторинга доказывают эффективность применяемых новаций, использование которых приводит к росту уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг и исполнению бюджета.

Инновационным достижением стала автоматизированная система контроля «НДС-2» (АСК «НДС-2»), позволяющая контролировать возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) и сопоставлять счета-фактуры «по принципу "зеркального отображения" — реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя», а также формировать «систему добросовестной среды налогового администрирования» [14, с. 59].

Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК «ККТ»), анализирующая данные о расчетах с потребителем и передающая информацию в онлайн-режиме налоговым органам, позволила автоматизировать

3 InfoWatch. Аналитический отчет: цифровизация и ки-бербезопасность. Экспертно-аналитический центр. 2021. URL: https://www.infowatch.ru/form-modal/report-download/39175 (дата обращения: 10.01.2023).

аналитический процесс полученной информации с ККТ и сократить налоговые проверки субъектов предпринимательства. В 2021 г. ежемесячная контролируемая выручка составила 4,7 трлн руб.4 Поэтапно развивается информационная система маркировки и прослеживания товаров. В ближайшей перспективе в планах ФНС России задействовать информационную систему реестра населения и записей актов гражданского состояния. Сегодня внедряется Система комплексного управления и администрирования долга (СКУАД) с целью агрегирования и анализа данных об активах и пассивах, включая скрытые активы должников. Запущена автоматизированная система налогообложения АУСН-онлайн. Введен в действие новый подход уплаты налогов в виде единого налогового платежа на единый налоговый счет. Широкое распространение получила система мобильных приложений. Численность пользователей личным кабинетом налогоплательщика по итогам 2021 г. приблизилась к 46 млн чел.5

В результате применение современных технологий привело к эффективному выявлению схем уклонения от налогообложения, сокращению затрат на налоговый контроль, снижению административной нагрузки на налогоплательщиков, сокращению времени проведения контрольных мероприятий и пр.

Таким образом, контрольная деятельность с применением инновационных технологий позволила ФНС России в 2021 г. получить 36,6 трлн руб. Важнейшим аспектом этой деятельности стала аналитическая работа, благодаря которой было получено 174 млрд руб. (52% всех поступлений). В результате отработки схемных вычетов по НДС налоговыми органами обеспечено 32 млрд руб. (на 37% больше, чем в 2020 г.). Как итог, в 2021 г. около 440 млрд руб. поступило за счет роста эффективности налогового администрирования6.

4 Егоров Д. В. Об итогах работы ФНС России за 2021 год и основных задачах на 2022 год, ценностях ФНС России как основы человекоцентричных изменений и новой служебной культуры. URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www. new.nalog.ru/docs/about_fts/docs/doc_egorov22022022.docx (дата обращения: 12.01.2023).

5 Егоров Д. В. Об итогах работы ФНС России за 2021 год и основных задачах на 2022 год, ценностях ФНС России как основы человекоцентричных изменений и новой служебной культуры. URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www. new.nalog.ru/docs/about_fts/docs/doc_egorov22022022.docx (дата обращения: 12.01.2023).

6 Сайт ФНС России. URL: www.nalog.gov.ru (дата обраще-

ния: 03.10.2022).

Таблица 1 / Table 1

Расходы на налоговое администрирование в Российской Федерации / Expenses on Tax Administration in the Russian Federation

Показатель / Indicator 2018 2019 2020 Состояние / Condition

Расходы на налоговое администрирование, тыс. руб.

Операционные расходы 141400000 159100000 168 379 897 Î

Расходы на заработную плату 112 500 000 130500000 135538770 Î

Информационно-коммуникационные расходы 19 792 369 18 161976 35 714 939 IÎ

Капитальные затраты 3700000 4100000 1045800 ÎI

Расходы на налоговое администрирование по функциям ФНС России, тыс. руб.

Всего: 145584 145299 144178 I

- расходы, связанные с регистрацией и обслуживанием налогоплательщиков, с возвратом и обработкой платежей; 24 187 23 798 23 041 I

- расходы, связанные с аудитом, расследованиями и пр. проверками; 78 594 78 348 79 745 IÎ

- расходы, связанные с принудительным взысканием задолженности; 16 728 17 012 17 209 Î

- прочие расходы 26 075 26 141 24 183 ÎI

Оперативные ИКТ-решения в области налогового администрирования

Созданные на заказ + + + Применяются

Готовые коммерческие решения - - + Применяются

Программное обеспечение как услуга - - - Не применяются

Источник/Source: составлено авторами по данным ФНС России и ОЭСР / Compiled by the authors according to the data of the Federal Tax Service of Russia and the OECD. URL: https://www.nalog.gov.ru; https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/publications-and-products/tax-administration-3-0-the-digital-transformation-of-tax-administration.htm (дата обращения: 10.01.2023) / (accessed on 10.01.2023).

На выполнение фискальной функции направлено также взаимодействие ФНС и ФТС России7. Данные, представленные в табл. 3, характеризуют его как эффективное. Сокращение количества проверочных мероприятий обусловлено внедрением ИКТ в рамках налогового администрирования, в частности, внедрением риск-ориентированного подхода при планировании и подготовке проверок [15].

7 Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 18.01.2023).

Обмен информацией осуществляется на регулярной основе и направлен на выявление фирм-однодневок и пресечение незаконного вывода денежных средств за рубеж. По итогам 2021 г. из Единого государственного реестра было исключено 850 юридических лиц, что позволило предотвратить сомнительные внешнеторговые сделки на 275 млрд руб.8 Сегодня осуществляется не только обмен информацией, но и проводятся прове-

8 Развитие сотрудничества ФНС России и ФТС России обсудили на совместной коллегии ведомств. 10 декабря 2021. URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/news/activities_ fts/11691836/ (дата обращения: 12.01.2023).

Таблица 2/ Table 2

Налоговые индикаторы деятельности ФНС России / Tax Indicators of the Activity of the Federal Tax Service of Russia

Показатель / Indicator 2020 2021 2022 (9 мес.) / 2022 (9 months) Состояние / Condition

Количество документов, представленных для государственной регистрации в электронном виде, тыс. ед. 2 782 3 124 2 294 и

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, % 99,4 99,5 99,8 Т

Автоматизация и улучшение сервисности, снижение конфликтности с заявителями (снижение проигрышей в суде по жалобам, прошедшим досудебное урегулирование), % 15,6* 7,8* 8,0 It

Количество выездных налоговых проверок, тыс. ед. 6,2 8,1 8,0 Т

Доначислено на одну выездную проверку, млн руб. 33,6 49,8 69,8 Т

Количество компаний, участвующих в проекте налогового мониторинга, ед. 95 209 339 Т

Исполнение федерального бюджета, % 83,4 130,2 119,0 и

Налоговый разрыв по налогу на добавленную стоимость, % 0,46 0,67 0,83 Т

Доля добровольной уплаты по результатам контрольно-аналитической работы (КАР), % 53,8 52,2 41,0 1

Источник/Source: составлено авторами по данным ФНС России / Compiled by the authors according to the data of the Federal Tax Service of Russia. URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 16.03.2023) / (accessed on 16.03.2023). Примечание /Note: * данные приведены за 9 месяцев / * Data are given for 9 months.

рочные мероприятия, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства [16].

В результате совершенствование существующих и внедрение новых ИКТ привело к росту взыскиваемых платежей по итогам совместной деятельности двух ведомств, а также применения технологий больших данных, системы распределенного реестра и искусственного интеллекта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В условиях инновационного развития налогоплательщики испытывают определенные трудности, вызываемые дополнительными расходами на приобретение современных технологий, кассовое оборудование, техническое обслуживание, обучение персонала [17]. Ощущается усталость налогоплательщиков от внедрения и совершенствования ИКТ [18]. Сохраняется проб-

лема доступности современных технологий [19]. Однако развитие «бесплатного программного обеспечения, бесплатных сервисов, а также "пилотных проектов" в налогообложении, в рамках которых любой налогоплательщик сможет апробировать на практике новые 1Т-системы и сервисы, позволит удостовериться в эффективности внедряемых систем и ознакомиться с их работой без значительных финансовых вложений» [16, с. 307]. В то же время снижение административного бремени на 10% может привести к росту предпринимательской деятельности на 4% [20, р. 681].

В результате можно констатировать, что циф-ровизация налогового администрирования привела к возрастанию роли государства с позиции экономического регулирования и побуждает налогоплательщиков к выполнению требований налогового законодательства РФ через контрольную функцию (рис. 1). Стоит отметить, что потенциал

Таблица 3/ Table 3

Показатели взаимодействия ФНС и ФТС России / Indicators of Interaction Between the Federal Tax

service and the Federal Customs service of Russia

Показатель / Indicator 2018 2019 2020 2021 2022 (янв.-февр.) / 2022 (Jan.-Feb.) 2023 (янв.) / 2023 (Jan.)

Количество совместных проверочных мероприятий, шт.: 796 680 385 495 57 33

- скоординированных 208 187 84 118 15 5

Доначислено денежных средств (таможенных платежей, пеней, штрафов) по итогам совместных проверочных мероприятий, млрд руб.: 4,734 10,533 10,258 5,997 0,973 0,814

- по скоординированным 1,617 4,362 2,390 1,291 0,121 0,218

Взыскано платежей по итогам совместных проверочных мероприятий, млрд руб.: 2,011 6,233 1,931 3,675 0,823 0,366

- по скоординированным 0,580 4,179 0,183 0,773 0,051 0,071

Возбуждено дел об административных правонарушениях по итогам совместных проверочных мероприятий, шт.: 1 131 1 807 1 748 2 085 133 97

- по скоординированным 200 496 197 579 43 4

Возбуждено уголовных дел по итогам совместных проверочных мероприятий, шт.: 67 90 83 85 14 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по скоординированным 20 20 16 20 1 -

Источник / Source: составлено авторами по данным ФТС России / Compiled by the authors according to the Federal Customs Service of Russia. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/rezul-taty-vzaimodejstviya-tamozhennyx-i-nalogovyx-organov (дата обращения: 17.01.2023) / (accessed on 17.01.2023).

развития административной составляющей на сегодняшний день сохраняется, хотя и достиг уже достаточно высокого уровня.

С другой стороны, дополненная, смешанная и виртуальная реальности становятся обыденными условиями хозяйственной деятельности организаций, меняются способы реализации бизнеса (форматы онлайн и офлайн), а развитие киберфизических технологий трансформирует системы фискальных инструментов и налогообложение в связи с появлением новых субъектов (базы данных, роботы), приводя к размыванию налогооблагаемой базы и смещению центра прибыли (уход от налогов), перенастройке цепочек формирования добавленной стоимости (комбинированные схемы партнерства) [8]. Как результат, налоговая система сталкивается с потенциальной возможностью выпадения бюджетных доходов.

В связи с чем переход к автоматическому налогообложению на базе инновационных технологий, сосредоточенном на контроле транзакций в режиме реального времени, — это реальность ближайшего времени.

Цифровизация системы уплаты налогов должна быть продумана с позиций соблюдения классических принципов налогообложения (справедливости, определенности, удобства, экономии) и учитывать интересы как налоговых органов, так и налогоплательщиков. Однако в настоящее время не в полной мере реализован принцип определенности. Налогоплательщики испытывают затруднения в понимании целостности механизма выполнения своих налоговых обязательств и их администрирования. Сегодня трудно оценить выполнение принципа удобства и экономии с позиций налогоплательщиков по причине проте-

6000000

5000000

R2 = 0,9857

ш

о" m

I-

и aj т

z ^

о

4000000 —

3000000 —

2000000

1000000

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

R2 = 0,9714 2023 2024

100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 -20,0 -40,0 -60,0 -80,0

ос О

=3

I Количество организаций Доля компаний с признаками фиктивности Налоговый разрыв по НДС

Доля добровольной уплаты по результатам контрольно-аналитической работы Полиномиальная (Доля компаний с признаками фиктивности) Полиномиальная (Налоговый разрыв по НДС)

Полиномиальная (Доля добровольной уплаты по результатам контрольно-аналитической работы) 3 линейный фильтр (Доля добровольной уплаты по результатам контрольно-аналитической работы)

Рис. 1 /Fig. 1. Эффективность налогового администрирования организаций в РФ / Efficiency of Tax Administration of Organizations in the Russian Federation

Источник/Source: составлено авторами по данным ФНС России и Росстата / Compiled by the authors according to the data of the Federal Tax Service of Russia and Rosstat. URL: https://www.nalog.gov.ru & https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2.2.26.xls (дата обращения: 19.01.2023) / (accessed on 19.01.2023).

кающей цифровой трансформации налоговой системы. Взаимоотношения участников налоговых отношений выходят на качественно иной уровень, и цифровизация как стратегическое направление развития налогового администрирования не должна привести к тотальной «зависимости» обязанности уплаты налога от нехватки финансовых ресурсов государства.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Для анализа влияния процессов цифровизации налогового администрирования на налогоплательщиков использована гипотеза жизненного цикла технологий в контексте цифровой экономики в части трактовки предельности уровня производительности системы как таковой [6]. По своей сути, данная гипотеза утверждает, что на-

ибольшую финансовую отдачу ИКТ приносят на этапе ввода и в течении определенного времени (по факту трех-четырех лет (рис. 1) прирост в виде отдачи нивелируется. Так, ввод в 2015 г. АСК «НДС-2» привел к резкому сокращению доли компаний с признаками фиктивности на фоне сокращения налогового разрыва по НДС и росту поступлений в бюджет. В то же время постепенный ввод инноваций в течение определенного времени позволил обеспечить дополнительные поступления в бюджет по результатам контрольно-аналитической работы налоговой службы. Пик данных поступлений пришелся на 2020 г. — в сложное по меркам экономики России время, а в перспективе данный показатель имеет нисходящий тренд. Однако коэффициент аппроксимации ^2) полиномиального тренда 3-й степени предрекает развитие кибермо-шенничества, появление цифрового признака

0

Таблица 4/ Table 4

Коэффициент аппроксимации состава налогоплательщиков (R2) в зависимости от степени полиномиальной функции / The Coefficient of Approximation of the Composition of Taxpayers (R2)

Depending on the Degree of the Polynomial Function

Показатель / Indicator 2 3 4 5 6

Количество налогоплательщиков, всего 0,8817 0,8849 0,9606 0,9734 0,9750

Количество организаций, всего 0,9455 0,9707 0,9938 0,9956 0,9957

- количество организаций, использующих электронный обмен данными 0,8641 0,8987 0,9459 0,9606 0,9642

- количество организаций, не использующих электронный обмен данными 0,7323 0,7636 0,9107 0,9378 0,9426

Количество ИП 0,1086 0,5136 0,6488 0,8595 0,8675

Источник/Source: расчеты авторов / Authors' calculations.

Примечание/Note: серым цветом выделены результаты коэффициента, приемлемые для оценки достоверной аппроксимации / The results of the coefficient acceptable for estimating a reliable approximation are highlighted in gray.

фиктивности организаций (теневая инкассация, дистанционное управление с одной группы 1Р-адресов или одного устройства операциями по счетам разных организаций [21]). Более того, налоговый разрыв по НДС имеет перспективу перехода в отрицательную плоскость, что можно объяснить развитием онлайн-формата реализации товаров, работ, услуг, сопряженного с ростом объемов онлайн-экспорта9.

Аппроксимируем количественные данные о налогоплательщиках, опираясь на статистические данные ФНС России, в том числе применяющих электронный обмен данными в своей деятельности по информации Росстата (табл. 4). Такой подход позволит охарактеризовать влияние инновационного развития налогового администрирования на поведение налогоплательщиков с точки зрения субъектности правоотношений.

Полученные результаты аппроксимации массива данных (табл. 4) позволяют заключить, что полиномиальный тренд 5-й и 6-й степеней наиболее точно отражает тенденции поведения налогоплательщиков под влиянием цифровых технологий. При этом тренд 5-й степени менее точен, чем 6-й степени.

Графическое сравнение аппроксимации (рис. 2) показало, что при прогнозном росте общей чис-

9 Аналитическая компания Data Insight. URL: www. datainsight.ru (дата обращения: 22.02.2023).

ленности налогоплательщиков вероятно снижение общей численности организаций за счет субъектов, использующих электронный обмен данными с потенциальной сменой статуса на ИП. Пока не понятно, связано ли это с сокращением административно-управленческих расходов или иных издержек, переходом в менее контролируемую ФНС России зону и т.д. Однако данный тренд характерен для е-коммерции.

Несмотря на всеобщую цифровизацию, необходимо учитывать возможности налоговых субъектов по доступности для них инновационных сервисов. Принуждение налогоплательщиков к применению инновационных технологий часто нарушает принцип удобства в уплате налогов. Поэтому необходимо учитывать интересы разных групп налоговых субъектов, создавать доступные и удобные для них инновационные продукты и оставлять за налогоплательщиком право выбора при уплате налогов. Для широкого включения налогоплательщиков в инновационные процессы следует учитывать их финансовые возможности и создавать налоговые преференции для инновационного оснащения их деятельности.

ВЫВОДЫ

Основным результатом научной работы стал синтез проблематики, возникающей в рамках администрирования налогоплательщиков на фоне цифровой трансформации и обеспечения

^^^^ Количество налогоплательщиков, всего

—Количество организаций, всего

количество организаций, использоаавшихэлектронный обмен данными между своими и внешними информационными системами

Количество организаций, не использовавших злектронн ый обмен данными между своими и внешними информационными системами

Количество ИП

Рис. 2 / Fig. 2. Аппроксимация состава налогоплательщиков / Approximation of the Composition of Taxpayers

Источник/Source: расчеты авторов / Authors' calculations.

14000 12000 10000

ti

v 8000

и .0

6000

о

m itu 4000

T

s

о 2000

-2000 -4000 -6000

5-я степень

R2 = 0,9734

R2 = 0,8595

R2 = 0,9606 R2 = 0,9956

12345678901234 11111111122222 00000000000000 22222222222222

R2 = 0,9378

14000 12000 10000

8000

о m i-

u

6000

4000

о 2000

-2000 -4000 -6000

6-я степень

R2 = 0,9426

R2 •= 0,975 R2 = 0,8675

R2 = 0,9957

12345678901234 11111111122222 00000000000000 22222222222222

R2 = 0,9638

0

0

экономической безопасности субъектов предпринимательства, выявление трендов и перспектив инновационного развития налогового администрирования.

Широко применяемое на практике понятие налогового администрирования официально не закреплено в российском законодательстве, по сути, сводится к налоговому контролю и организационно-методической работе налоговых органов. Налоговое администрирование в совокупности с системой налогов и сборов должно основываться на классических принципах налогообложения, в своем развитии ориентироваться на полноту реализации этих принципов.

Проведенное исследование показало, что инновационное развитие налогового администрирования привело к возрастанию роли государства и понуждению налогоплательщиков к выполнению налоговых обязательств. Административный потенциал налоговых органов достиг высокого уровня, сохраняется инновационный тренд развития. Однако в перспективе инновационный

тренд надо развивать не с фискальных позиций, а с учетом интересов налогоплательщиков, исходя из классических принципов налогообложения.

Цифровизация налогового администрирования усилила роль государства в экономическом регулировании налоговых отношений, повысила налоговую дисциплину. Последствием инновационного развития налогового администрирования стали существенные дополнительные поступления за счет контрольно-аналитической работы налоговых органов. Однако проведенный расчет коэффициента аппроксимации ^2) полиномиального тренда 3-й степени прогнозирует качественно новый признак фиктивности организаций, который означает уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и выпадение доходов бюджета.

Процессы цифровой трансформации налогового администрирования активно влияют на поведение налогоплательщиков. Построенные графики аппроксимации показали, что в перспективе при прогнозном росте общей численности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогоплательщиков вероятно снижение численности организаций, использующих электронный обмен данными, за счет смены статуса на ИП по разным причинам.

Прогнозируется тренд перехода налогового разрыва НДС в отрицательную плоскость по причине широкого применения онлайн-формата реализации товаров и увеличения объемов он-лайн-экспорта.

Прогнозирование дальнейшего инновационного развития налогового администрирования показывает возможность реального перехода к автоматическому налогообложению на базе цифро-

вых технологий и контроль транзакций в режиме реального времени. Однако при использовании технологий обработки информации налоговым органам следует исходить из классических принципов налогообложения, оценивать последствия цифровой трансформации и ее влияние на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, предотвращать налоговые риски.

Полученные результаты работы рекомендуется использовать в качестве основы для дальнейших исследований в области прогнозирования социально-эколого-экономического развития Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bornman M., Wassermann M. Tax knowledge for the digital economy. Journal of Economic and Financial Sciences. 2020;13(1):461. DOI: 10.4102/jef.v13i1.461

2. Switzer J. S., Switzer R. V. Taxation of virtual world economies: A review of the current status. Journal of Virtual Worlds Research. 2014;7(1):1-14. DOI: 10.4101/jvwr.v7i1.6292

3. Scarle S., Arnab S., Dunwell I., Petridis P., Protopsaltis A., de Freitas S. E-commerce transactions in a virtual environment: Virtual transactions. Electronic Commerce Research. 2012;12(3):379-407. DOI: 10.1007/s10660-012-9098-4

4. Barros M. Robots and tax reform: Context, issues and future perspectives. International Tax Studies. 2019;2(6):2-6. DOI: 10.59403/wzzjzg

5. Булгатова Ю. С., Дырхеев А. В. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в современном обществе. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018;(1):8-15. DOI: 10.18101/2304-4446-2018-1-8-15

6. Вишневский В. П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019;35(4):606-627. DOI: 10.21638/spbu05.2019.406

7. Вишневский В. П., Гончаренко Л. И., Дементьев В. В., Гурнак А. В. Принципы налогообложения для цифровой экономики. Terra Economicus. 2022;20(2):59-71. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-2-5971

8. Вишневский В. П., Чекина В. Д. Робот против налогового инспектора, или как изменит налоговую систему четвертая промышленная революция: обзор проблем и решений. Journal of Tax Reform. 2018;4(1):6-26. (На англ.). DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042

9. Bhatt G. D., Emdad A. F. An analysis of the virtual value chain in electronic commerce. Logistics Information Management. 2001;14(1-2):78-85. DOI: 10.1108/09576050110362465

10. Jayasooriya S. D. Virtual value chain and physical value chain integration to get the competitive advantage in the Sri Lankan e-commerce market. Global Scientific Journals. 2021;9(2):1-20. DOI: 10.11216/gsj.2021.02.49031

11. Анисимова А. А. Цифровизация в сфере налогового администрирования: мировой опыт совершенствования онлайн-сервисов. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022;18(6):1120-1138. DOI: 10.24891/ni.15.11.2015

12. Захарова А. В., Самоделко Л. С., Кирова Е. А. Оценка возможности применения цифровой платформы федеральной налоговой службы России при определении налоговой нагрузки организации. Вестник университета (Государственный университет управления). 2021;(4):97-105. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-97-105

13. Карп М. В., Самоделко Л. С., Першина Т. А. и др. Формирование статистических показателей, характеризующих деятельность микропредприятий, на основе информационных ресурсов ФНС России в целях снижения административной нагрузки на малый бизнес. М.: Русайнс; 2021. 296 с.

14. Молчанов Е. Г. Инновационные инструменты налогового администрирования в условиях действия программы «Цифровая экономика в Российской Федерации». Учет и статистика. 2019;(3):55-65.

15. Крылова Д. Э., Ахмадеев Р. Г., Морозова Т. В., Зверева А. О. Исследование влияния цифровизации экономики на эффективность налогового контроля. Экономические системы. 2021;14(1):48-57.

16. Петухова Р. А., Григорьева Я. А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019;(46):303-316. DOI: 10.17223/19988648/46/21

17. Крохина Ю. А. Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы. Финансовое право. 2022;(9):26-29. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-9-26-29

18. Шагидаева А. Б. Налоговая грамотность и налоговая культура в России в цифровую эпоху. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021;(1):82-87. DOI: 10.25586/RNU. V9276.21.01.P.082

19. Деревцова И. В., Внукова Я. А., Головащенко Е. А., Денисевич Д. Д. Проблема цифрового неравенства регионов России как угроза экономической безопасности. Baikal Research Journal. 2021;12(2):20. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).20

20. Braunerhjelm P., Eklund J. E., Thulin P. Taxes, the tax administrative burden and the entrepreneurial life cycle. Small Business Economics. 2021;56(2):681-694. DOI: 10.1007/s11187-019-00195-0

21. Терновская Е. П. Цифровизация и риски расширения теневой экономической деятельности в России. Теория и практика общественного развития. 2022;(1):87-94. DOI: 10.24158/tipor.2022.1.13

REFERENCES

1. Bornman M., Wassermann M. Tax knowledge for the digital economy. Journal of Economic and Financial Sciences. 2020;13(1):461. DOI: 10.4102/jef.v13i1.461

2. Switzer J. S., Switzer R. V. Taxation of virtual world economies: A review of the current status. Journal of Virtual Worlds Research. 2014;7(1):1-14. DOI: 10.4101/jvwr.v7i1.6292

3. Scarle S., Arnab S., Dunwell I., Petridis P., Protopsaltis A., de Freitas S. E-commerce transactions in a virtual environment: Virtual transactions. Electronic Commerce Research. 2012;12(3):379-407. DOI: 10.1007/s10660-012-9098-4

4. Barros M. Robots and tax reform: Context, issues and future perspectives. International Tax Studies. 2019;2(6):2-6. DOI: 10.59403/wzzjzg

5. Bulgatova Yu.S., Dyrkheev A. V. Information technologies as a means of modernizing public administration in contemporary society. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment = Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2018;(1):8-15. (In Russ.). DOI: 10.18101/2304-4446-2018-1-8-15

6. Vishnevsky V. P. The digital economy in the context of the Fourth Industrial Revolution: Opportunities and limitations. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St. Petersburg University Journal of Economic Studies. 2019;35(4):606-627. (In Russ.). DOI: 10.21638/spbu05.2019.406

7. Vishnevsky V. P., Goncharenko L. I., Dementiev V. V., Gurnak A. V. The principles of taxation for digital economy. Terra Economicus. 2022;20(2):59-71. (In Russ.). DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-259-71

8. Vishnevsky V. P., Chekina V. D. Robot vs. tax inspector or how the Fourth Industrial Revolution will change the tax system: A review of problems and solutions. Journal of Tax Reform. 2018;4(1):6-26. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042

9. Bhatt G. D., Emdad A. F. An analysis of the virtual value chain in electronic commerce. Logistics Information Management. 2001;14(1-2):78-85. DOI: 10.1108/09576050110362465

10. Jayasooriya S. D. Virtual value chain and physical value chain integration to get the competitive advantage in the Sri Lankan e-commerce market. Global Scientific Journals. 2021;9(2):1-20. DOI: 10.11216/gsj.2021.02.49031

11. Anisimova A. A. Digitalization in tax administration: Global practices of online service improvement. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security. 2022;18(6):1120-1138. (In Russ.). DOI: 10.24891/ni.15.11.2015

12. Zakharova A. V., Samodelko L. S., Kirova E. A. Assessment of the possibility of using the digital platform of the Federal Tax Service of Russia in determining the tax burden of the organization. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2021;(4):97-105. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-20214-97-105

13. Karp M. V., Samodelko L. S., Pershina T. A., et al. Formation of statistical indicators characterizing the activities of microenterprises based on the information resources of the Federal Tax Service of Russia in order to reduce the administrative burden on small businesses. Moscow: RuScience; 2021. 296 p. (In Russ.).

14. Molchanov E. G. The innovation instruments of tax administration in the conditions of action of the Digital Economy in the Russian Federation program. Uchet i statistika = Accounting and Statistics. 2019;(3):55-65. (In Russ.).

15. Krylova D. E., Akhmadeev R. G., Morozova T. V., Zvereva A. O. Feature of the impact of the economy's digitization on the efficiency of tax control. Ekonomicheskie sistemy = Economic Systems. 2021;14(1):48-57. (In Russ.).

16. Petukhova R. A., Grigorieva Ya. A. Tax administration in the digital economy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University. Journal of Economics. 2019;(46):303-316. (In Russ.). DOI: 10.17223/19988648/46/21

17. Krokhina Yu. A. Errors of digital technologies in tax control: Legal consequences for the budget system. Finansovoe pravo = Financial Law. 2022;(9):26-29. (In Russ.). DOI: 10.18572/1813-1220-2022-9-26-29

18. Shagidaeva A. B. Tax literacy and the tax culture in Russia in the digital age. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo = Vestnik of Russian New University. Series: Man and Society. 2021;(1):82-87. (In Russ.). DOI: 10.25586/RNU.V9276.21.01.P.082

19. Derevtsova I. V., Vnukova Ya.A., Golovashchenko E. A., Denisevich D. D. The problem of digital inequality in the regions of Russia as a threat to economic security. Baikal Research Journal. 2021;12(2):20. (In Russ.). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).20

20. Braunerhjelm P., Eklund J. E., Thulin P. Taxes, the tax administrative burden and the entrepreneurial life cycle. Small Business Economics. 2021;56(2):681-694. DOI: 10.1007/s11187-019-00195-0

21. Ternovskaya E. P. Digitalization and the risks of expanding shadow economic activities in Russia. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. 2022;(1):87-94. (In Russ.). DOI: 10.24158/tipor.2022.1.13

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / About THE AUTHORs

Елена Александровна Кирова — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, Москва, Россия

Elena A. Kirova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Accounting, Auditing and Taxation, State University of Management, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5434-7913 Kirova-elena@yandex.ru

Марина Викторовна Карп — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, Москва, Россия

Marina V. Karp — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of the Department of Accounting, Auditing and Taxation, State University of Management, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-7339-9911 marvik-09@mail.ru

Людмила Сергеевна Самоделко — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, Москва, Россия

Lyudmila S. Samodelko — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Accounting,

Audit and Taxation, State University of Management, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6551-5625

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

Samodelko-diplom@yandex.ru

Александра Вячеславовна Захарова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, Москва, Россия

Alexandra V. Zakharova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Accounting, Audit and Taxation, State University of Management, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4444-1209 avzakharova@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Е. А. Кирова — постановка проблемы, разработка концепции статьи, формирование выводов исследования, научное руководство.

М. В. Карп — теоретическая часть, описание результатов.

Л. С. Самоделко — методологическая база, сбор статистических данных, табличное и графическое

представление результатов.

А. В. Захарова — сбор и анализ литературы.

Author's declared contribution:

E. A. Kirova — formulation of the problem, development of the concept of the article, formation of

research conclusions, scientific guidance.

M. V. Karp — theoretical part, description of results.

L. S. Samodelko — methodological base, collection of statistical data, tabular and graphical representation of results.

A. V. Zakharova — collection and analysis of literature.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; после рецензирования 15.03.2023; принята к публикации 26.03.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 15.02.2023; revised on 15.03.2023 and accepted for publication on 26.03.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.