DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-1-3
JEL classification: H21, О43
Е. С. Вылкова Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург,
Российская Федерация Н. Г. Викторова Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Н. В. Покровская Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Технологическая трансформация процедур налогового администрирования как фактор экономического роста
Аннотация. Экономический рост в России невозможен без широкого использования облачных и мобильных технологий для регистрации и учета налогоплательщиков. Исследование направлено на выявление положительных и отрицательных аспектов внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в регистрацион-но-учетные налоговые процедуры разных государств для выработки рекомендаций по совершенствованию этих процедур в РФ с целью увеличения темпов экономического роста. Методологическую базу исследования составляют общие и частные теории налогообложения. Исследование проведено методом сравнительного анализа двух групп стран: экономически развитых и стран догоняющего развития. Оценено текущее состояние цифровизации в рассматриваемых государствах. Систематизированы различные используемые программные средства и показано, что в экономически развитых странах цифровизация в большей степени влияет на улучшение качества налогового администрирования и экономический рост, чем в странах догоняющего развития. Показано, что в деятельности ФНС России прогрессивные технологии, применяемые в процедурах регистрации и учета налогоплательщиков, влияют на рост налоговых поступлений, прежде всего НДС. К наиболее актуальным задачам реформирования современной системы регистрации налогоплательщиков отнесены регистрация поимущественных налогов, НДС при импорте, налогов на прибыль и доход по месту выгод, а также развитие технологий цифровизации регистрационно-учетных процедур с учетом тенденций трансформации экономических процессов в направлении Smart-общества. Внедрение в практику максимально широкой цифровой регистрации и учета налогоплательщиков призвано существенно повысить эффективность налоговой системы РФ и способствовать стабильному росту отечественной экономики.
Ключевые слова: налоговое администрирование; экономический рост; регистрация; учет; информационные технологии; телекоммуникационные технологии.
Для цитирования: Вылкова Е. С., Викторова Н. Г., Покровская Н. В. (2020). Технологическая трансформация процедур налогового администрирования как фактор экономического роста // Journal of New Economy. Т. 21, № 1. С. 53-71. DOI: 10.29141/2658-5081-202021-1-3
Дата поступления: 25 ноября 2019 г.
Введение
Налогообложение является важным фактором достижения устойчивого и динамичного экономического роста. Кризисные явления в экономике неизбежно отражаются на налоговой системе [Ермакова, 2007; Буров и др., 2014; Покровская, 2015], и наоборот: налогообложение может создать необходимые предпосылки для экономического роста [Буров, 2010; Евстигнеев, Викторова, 2018]. Налоговое администрирование -одна из областей государственного управления, подвергшаяся активному вмешательству информационных и коммуникационных технологий [Троянская, 2013; Киреенко, 2015]. Многие рутинные процессы уходят в прошлое, налоговая среда становится все более доступной и прозрачной для ее участников [Popkova et al., 2017; Викторова, Вылкова, Покровская, 2019; Рощупкина, 2010], причем такие изменения характерны не только для отдельно взятых государств, но и для всего мирового сообщества, например, в части проведения автоматического обмена налоговой информацией1.
Основу успешного осуществления налогового администрирования составляет регистрация и учет налогоплательщиков. Эти вопросы требуют теоретического и практического осмысления, так как от четкой организации и полноты охвата регистрационно-учетных процедур зависит вся последующая фискальная и регулирующая деятельность налоговых органов любого государства в процессе создания условий для увеличения доходов бюджетов, решения широкого комплекса социально-экономических задач и, соответственно, для ускорения темпов экономического роста.
Целью статьи является выработка предложений по совершенствованию регистрации и учета налогоплательщиков в РФ для обеспечения устойчивого роста национальной экономики. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить и критически осмыслить имеющиеся теоретические изыскания по исследуемой тематике в смежных отраслях научных знаний; проанализировать передовые наработки разных стран в области совершенствования учетно-регистрационных налоговых процедур; исследовать российские особенности цифровизации налогового администрирования. Целесообразно принять во внимание футурологические прогнозы в части системно-технологических ориентиров развития в XXI в., предлагаемые К. Келли [2018]. Совершенствование налоговых учетно-регистрационных процедур должно происходить в комплексе осуществляемых налоговых преобразований на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Теоретические исследования проблем регистрации и учета налогоплательщиков
За последние несколько лет появились различные публикации российских ученых и практиков, затрагивающие вопросы применения ИКТ в налоговой сфере. Можно выделить ряд значимых направлений научных исследований.
По мнению авторов, цифровизация налоговой сферы в целом и регистрационно-учетных процедур в частности должна происходить с учетом нивелирования дисбаланса интересов участников процесса налогообложения, что предметно рассмотрено в работах Е. С. Вылковой и Е. А. Киселевой [2016], а также Ю. Г. Тюриной [2015а].
Е. А. Ермакова [2010] обоснованно уделяет внимание месту регистрационно-учетных процедур в системе бюджетного менеджмента.
Интерес представляет подход Н. Н. Тюпаковой [2011], рассматривающей значимость регистрационно-учетных процедур в рамках инвестиционных решений государственных и бизнес-структур.
1 OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. (2015). Action 1. Addressing the tax challenges of the digital economy. Final report. OECD. 172 p. Available at: https://www.oecd.org/tax/addressing-the-tax-challenges-of-the-digital-economy-action-1-2015-final-report-9789264241046-en.htm
К значимым исследованиям следует отнести работу М. А. Троянской [2014], в которой отмечается важность ряда учетно-регистрационных аспектов при решении вопросов налоговой конкуренции.
Авторы согласны с мнением Ю. Г. Тюриной [2015b], считающей регистрационно-учет-ные процедуры значимым инструментом налоговой политики государства.
Интерес для науки представляет исследование К. А. Банновой, А. С. Баландиной и Ю. А. Рюминой [Rumina, Balandina, Bannova, 2015], в котором к числу налоговых стимулов создания современного механизма развития инноваций относится и необходимость наличия четкого учета налогоплательщиков.
С. С. Быков и Х. Цимммерман [Bykov, Zimmermann, 2018] справедливо указывают учетно-регистрационные процедуры в качестве фундамента, на котором должно базироваться решение проблем налоговых расходов в условиях межбюджетных отношений.
А. П. Киреенко (Дидович) [2002] еще в начале 2000-х гг. отмечала, что формирование эффективного налогового механизма должно строиться на основе четкого и полного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения. С этой точкой зрения согласны О. В. Бобылев и Л. Р. Слепнева [2013], а также В. В. Рощупкина [2009].
В заключение следует указать, что достаточно многопланово исследуется теория и практика регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения И. А. Майбуровым и Ю. Б. Ивановым [2015].
Согласно данным Scopus наиболее цитируемыми являются публикации таких ученых, как Дж. Андреони, Б. Эрард, Дж. Файнштейн [Andreoni, Erard, Feinstein, 1998], Р. Левин [Levine, 1991], рассматривающих в числе прочих проблем также и вопросы регистрации и учета налогоплательщиков, еще в конце XX в. подчеркивающих важность данной регистрации и учета.
Поиск в Scopus по наличию в названии слов «налог» и «цифровизация» дает только 14 публикаций. Примечательно, что в публикациях превалируют российские авторы. Следует отметить работу К. А. Банновой и Е. Н. Дыриной [Dyrina, Bannova, 2015], которые обоснованно считают регистрационно-учетные процедуры важными для осуществления грамотной налоговой политики государства. Вопросам совершенствования регистрации налогоплательщиков в условиях цифровизации экономики посвящены отдельные главы книги «Оптимизация налоговой системы: предпосылки, тенденции и перспективы» [Gashenko, Zima, Davidyan, 2019].
Регистрация и учет налогоплательщиков в рамках исследования вопросов цифрови-зации налогообложения в отдельных странах рассматривается в работах О. С. Олатунжи, К. Б. Айоделе [Olatunji, Ayodele, 2017] и С. Ходзик [Hodzic, 2019]. На примере Хорватии названными авторами раскрыты основные проблемы внедрения информационных технологий в такие налоговые процедуры: неразвитость IT-инфраструктуры в сельской местности, необходимость обеспечения безопасности данных. В Нигерии была подтверждена положительная связь между развитием информационных технологий и налоговой производительностью.
Внимание инновационным регистрационным процедурам уделено в статьях зарубежных исследователей как в рамках надгосударственного налогового регулирования [Bradbury, O'Reilly, 2018], так и в отношении национальных налоговых систем, в частности, в контексте оценки эффективности налогового администрирования ^tersone, Ketners, 2017].
Согласно Scopus поиск по критерию содержания в заглавии «tax services» по отрасли знаний Economics, Econometrics and Finance дает 29 публикаций. Однако все они посвящены аудиторским сервисам, а не регистрационным сервисам налоговых администраций.
Согласно Scopus поиск по критерию содержания в заглавии (registration) AND (tax*) не дает ни одной публикации по экономическим наукам. В связанных со Scopus ресурсах есть только один небольшой материал, непосредственно содержащий в заглавии терминологическую конструкцию «регистрация налогоплательщика» [Acul-Ocoro, 2008].
Анализ публикаций российских и зарубежных авторов показывает, что остаются нерешенными многие вопросы, связанные с цифровизацией налогообложения. Так, например, не ясно, как облагать налогами и, соответственно, контролировать роботов [Vishnevsky, Chekina, 2018], насколько масштабно внедрять в процедуры налогового администрирования искусственный интеллект, каким образом отслеживать его влияние на налоговые решения, какова будет роль человека в цифровых налоговых отношениях, как будут выглядеть налоговые органы и налогоплательщики в будущем.
Проведенный авторами анализ российских и зарубежных публикаций свидетельствует о том, что в настоящее время крайне мало работ посвящено непосредственно исследованию инновационных техник регистрации и учета налогоплательщиков, непосредственно сравнительному межстрановому исследованию инновационных техник регистрации и учета налогоплательщиков. Хотя именно исчерпывающие их регистрация и учет являются первоосновой для успешного решения всех прочих налоговых вопросов с целью пополнения бюджета, комплексного совершенствования налоговой системы любого государства, его экономического роста. Опыт разных стран в таких отношениях может послужить базой для совершенствования системы налогового администрирования отдельно взятого государства в контексте его международной интеграции для обеспечения стабильно высоких темпов экономического роста.
На восполнение данного пробела и направлена прежде всего данная статья.
Методика исследования налоговых учетных и регистрационных процедур
Регистрация и учет налогоплательщиков, с одной стороны, являясь рутинными процессами, на протяжении всей истории налогообложения вовлекали большое количество налоговых инспекторов, занимающихся по сути «конвеерными операциями». Под регистрацией будем понимать постановку лица на учет в налоговом органе с присвоением ему специального статуса налогоплательщика, под учетом - зафиксированные действия такого лица, связанные с исполнением налоговой обязанности (исчислением, уплатой налоговых платежей, формированием и подачей отчетности). С другой стороны, регистрация и учет - это первооснова любых налоговых процессов и явлений, позволяющая четко фиксировать операции, грамотно их оценивать и анализировать, принимать оптимальные решения по выявлению резервов экономического роста.
В этой связи в настоящее время крайне важно выявить современные тренды и перспективный потенциал применения российскими налоговыми органами ИКТ в процедурах регистрации и учета налогоплательщиков, определить направления совершенствования указанных процедур с учетом возрастания объемов виртуальных бизнес-операций для обеспечения стабильно высоких темпов экономического роста в РФ.
Методология данного исследования предполагает рассмотрение двух гипотез:
1) в силу быстрого развития компьютерной и мобильной техники и технологий, мировых интеграционных процессов, все большего покрытия территорий Интернетом не возникает принципиальных различий между государствами в части цифровизации налогового администрирования. Особенно такой тренд связан с процедурами регистрации и учета налогоплательщиков как наиболее регламентированных в системе налогообложения;
2) развивающиеся страны по причине отставания в экономическом и технологическом развитии больше применяют в указанных выше процедурах человеческий труд, слабо используют прогрессивные технологии. Соответственно, высокоразвитым странам присуща практически полная автоматизация регистрации и учета налогоплательщиков.
Для достижения поставленной цели используем следующий подход:
1. Отберем группы стран догоняющего и опережающего социально-экономического развития - по четыре страны в группе с учетом их разного географического размещения - используя данные рейтинга «The Global Competitiveness Index 4.0» 2018 г., оценим также данные и по РФ.
2. Определим тренд в части качества налогового администрирования по этим странам и России согласно данным отчета «Paying Taxes» за 2011-2019 гг. (показатель - время, затрачиваемое на уплату налогов).
3. На основании информации с официальных сайтов налоговых органов соответствующих государств проанализируем применение тех или иных технологий к определенным налоговым процедурам, обобщим результаты.
4. На примере РФ выявим влияние ИКТ, применяемых в процедурах налогового администрирования, на рост налоговых доходов как основного источника экономического развития государства.
5. Сделаем выводы.
Для проведения исследования отобраны две группы стран, для которых характерны разные типы экономики. В первую группу государств с развитой экономикой включены исторически сложившиеся лидеры - США и Великобритания, яркий представитель скандинавской социально-экономической политики - Швеция и небольшое европейское государство - Швейцария. Вторую группу формируют страны, принадлежащие к разным континентам, с развивающейся экономикой - Кения, Мексика, Индонезия, Монголия. Отдельно выделена Россия, поскольку результаты анализа групп стран позволят сделать выводы и предложения по совершенствованию российской системы налогового администрирования в части регистрации и учета налогоплательщиков.
Результаты межстранового сравнительного анализа регистрационно-учетных процедур
В первую очередь авторами на основе результатов отчета Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Index 4.0»1 2018 г. оценен уровень глобальной конкурентоспособности в эпоху четвертой промышленной революции каждого из отобранных для предметного анализа государств, что позволяет определить влияние цифрови-зации на экономику этих стран, их «продвинутость» в технологической сфере.
Результаты табл. 1 говорят о корректном отборе стран для анализа цифровых воздействий на различные общественные процессы (для настоящего исследования область налогового администрирования).
Теперь рассмотрим отобранные из предметного отчета «Paying Taxes» данные в ретроспективе (отчеты 2011-2019 гг.) по странам в части только одного показателя, используемого для оценки качества работы налоговых органов, - времени, затрачиваемого налогоплательщиками на уплату налогов.
1 World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2018. Available at: http://reports.weforum.org/ global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/.
Таблица 1. Оценка анализируемых государств по рейтингу «The Global Competitiveness Index 4.0» 2018 г.
Table 1. Assessment of the selected countries according to the Global Competitiveness Index 4.0 as of 2018
Страна Оценка в баллах (от 0 до 100) Место в рейтинге
США 85,6 1
Швейцария 82,6 4
Великобритания 82,0 8
Швеция 81,7 9
Россия 65,6 43
Индонезия 64,9 45
Мексика 64,6 46
Кения 53,7 93
Монголия 52,7 99
Источник: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2018. Available at: http:// reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/.
В табл. 2 отражены сведения по отчетам 2011, 2015 и 2019 гг. как наиболее характеризующим изменения исследуемого показателя.
Таблица 2. Время, затрачиваемое налогоплательщиками на уплату налогов, ч в год
Table 2. Time to prepare and pay taxes, hours per year
Страна 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
США 175 175 175 175 175 175 175 175 175
Великобритания 105 105 105 105 105 105 105 105 105
Швеция 122 122 122 122 122 122 122 122 122
Швейцария 63 63 63 63 63 63 63 63 63
Кения 352 320 214 214 196 186 180 180 180
Мексика 312 289 289 241 241 241 241 241 241
Монголия 192 192 148 148 148 134 134 134 134
Индонезия 259 259 254 234 221 208 208 208 208
Россия 177 177 168 168 168 168 168 168 168
Источник: World Bank, PwC. Paying Taxes. Available at: https://www.pwc.com/gx/en/services/tax/ publications/paying-taxes-2019.html.
Следует отметить неизменяющийся тренд в развитых странах и положительный тренд по отчетам 2011-2013 гг. (Россия, Монголия), 2011-2014 гг. (Мексика), 2011-2016 гг. (Индонезия), 2011-2017 гг. (Кения), а затем стабилизацию этого показателя в развивающихся странах. Причем, по данным отчета 2019 г., только Мексика и Индонезия отстают от первой группы стран, разрыв между странами по сравнению с 2011 г. существенно сократился. Одним из факторов, повлиявших на данную ситуацию, является активность применения в налоговом администрировании ИКТ.
Далее перейдем к обзору современных технологий, используемых налоговыми органами для регистрации и учета налогоплательщиков в этих странах.
США. Онлайн-сервисы налоговых органов существуют как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. На сайте Службы внутренних доходов США (IRS) можно не только подать декларацию в электронном виде, заявление на представление различных видов вычетов, получить налоговые консультации, но и внести коррективы в данные о налогоплательщике. Дополнительные возможности предоставляет мобильное
приложение1, позволяя проверить статус принятия решения о возврате налога, уплатить налог, получить налоговые советы. Его ключевым преимуществом является облегченная возможность аутентификации пользователя для входа в иные онлайн-сервисы IRS.
Великобритания. Налоговые органы (HMRC) стремятся стать одними из самых «цифровых», для чего последовательно реализуются программы «Making tax easier: the end of the tax return» с 2015 г. и «Making Tax Digital»2 с 2018 г. В рамках данных программ всем представителям малого и среднего бизнеса предоставлен доступ к цифровому налоговому счету, который позволяет взаимодействовать с налоговыми органами онлайн. К 2021 г. предприятия и отдельные налогоплательщики смогут регистрироваться, подавать декларации, оплачивать налоги и обновлять свою информацию круглосуточно. HMRC собирает и обрабатывает информацию, влияющую на налогообложение, максимально приближено к реальному времени3.
Швеция. Подача налоговых деклараций и уплата налогов через интернет-сервисы широко распространены. Это объясняется наличием у каждого налогоплательщика помимо удостоверения личности в материальной форме, которое выдается Налоговым агентством Швеции (Skatteverket), электронного удостоверения личности (e-legitimation), которое используется для аутентификации в различных государственных сервисах, в первую очередь ориентированных на расчет и уплату налогов4.
Швейцария. В подаче налоговых деклараций по подоходному налогу сервис Taxme Online5 кантона Берн, существующий с 2000-х гг., в настоящее время конкурирует только с оффлайн-версией Taxme CD, количество плательщиков, заполняющих декларации в бумажном виде, стремительно сокращается [Glassey, 2010]. Такой популярности электронных сервисов также способствует автоматическая регистрация в системе при постановке на учет в качестве налогоплательщика.
Кения. Здесь необходимо отметить опыт по внедрению системы iTax - приложения, которое обеспечивает полностью интегрированное и автоматизированное администрирование всех налогов, взимаемых в стране. Оно позволяет налогоплательщику регистрироваться, заполнять декларации, оплачивать и запрашивать статус в режиме реального времени. Система iTax регистрирует налогоплательщиков на основе уникального персонального идентификационного номера (PIN). В данную систему интегрированы коммерческие банки, позволяющие налогоплательщикам осуществлять онлайн-уплату налогов. Важное значение играет связь iTax с Центральным банком Кении и информационной системой финансового управления, что делает возможным фиксировать налоговые платежи, направляемые в различные уровни бюджетной системы. Система iTax включает в себя несколько онлайн-сервисов и позволяет обрабатывать налоговые декларации и информацию для налоговых вычетов по всем налогам. В ней также содержится информация об оценке объектов обложения, которые применяются для нескольких налогов одновременно. Система позволяет налоговым органам Кении генерировать отчеты о доходах за разные периоды времени, выявлять неплательщиков, направлять напоминания и уведомления об уплате налогов, рассчитывать пени и штрафы, применять дополнительные меры для обеспечения исполнения налоговых обязательств [Ndung'u, 2017].
1 IRS2Go. Available at: https://www.irs.gov/ru/newsroom/irs2goapp.
2 HM revenue & customs making tax digital Available at: https://www.gov.uk/government/publications/ making-tax-digital.
3 OECD. (2016). Rethinking tax services. The changing role of tax service providers in SME tax compliance. Paris, OECD Publishing. 128 p.
4 Om e-legitimation. Available at: https://www.skatteverket.se/privat/etjansterochblanketter/allaetjanster/ ome legitimation.4.18e1b10334ebe8bc80004811.html.
5 Die elektronischen TaxMe-Dienste. Available at:https://www.fin.be.ch/fin/de/index/steuern/taxme.html.
Мексика. Приложение Службы налогового администрирования SAT Mobile содержит такие сервисы, как возможность проверки счетов-фактур с помощью QR-кодов, а также записи на прием и геолокацию отделений Службы. Оно включает консультации о величине налоговых обязательств, индикатор соблюдения налогового законодательства, фискальный календарь, информационные материалы и новости. Важной особенностью приложения является его интеграция с социальными сетями. Одной из основных особенностей SAT Mobile является возможность создания, просмотра и получения (загрузки) электронных счетов-фактур. Обмен информацией осуществляется с помощью облачных технологий, что позволяет управлять счетами с мобильного устройства, на котором установлено приложение. Оно также отправляет электронные письма в формате XML и PDF и включает функцию электронной подписи. Предполагается расширение спектра услуг в рамках SAT Mobile1.
Монголия. Налоговые органы используют в своей деятельности IT-систему, которая включает в себя мониторинг соблюдения налогового законодательства (регистрация налогоплательщика, налоговые декларации и платежи по налогам, учет и управление задолженностью по налогам), систему заполнения деклараций в электронном виде (в настоящее время к этой системе подключено 22 налоговых управления и более 60000 налогоплательщиков), систему обслуживания налогоплательщиков (онлайн-сервисы), систему регистрации юридических лиц, информационную систему налоговых органов (регистрация корреспонденции, управление персоналом, финансовая информация и др.)2. Все региональные налоговые органы по всей стране используют одни и те же прикладные программы.
Вместе с тем при более глубоком анализе IT-системы рассматриваемой страны становятся очевидны ее существенные недостатки. Отсутствие системы управления рисками приводит к тому, что проверке подвергается 40 % налогоплательщиков вне зависимости от признаков соблюдения ими налогового законодательства; налоговые службы в сельской местности обновляют информацию не чаще одного раза в две недели; стоимость внедрения системы весьма высока, а информационная безопасность недостаточна; система сохраняет возможность коррупции налоговых инспекторов; порядка 80 % сотрудников налоговых инспекций заняты внесением сведений в систему вручную [Sambuu, Dandar, 2009].
Индонезия. В этой стране также неоднозначны последствия внедрения IT в налоговое администрирование. Оценки системы электронной регистрации и получения идентификационного номера налогоплательщика на примере региона Пратама показывают, что, с одной стороны, электронная регистрация на местном уровне является предпосылкой повышения качества общественных услуг, а с другой стороны, успешность данной системы зависит от стимулирующих (удобство пользователей и снижение стоимости обслуживания) и сдерживающих (культурных и инфраструктурных) факторов ее распространения. Как результат, недостаток осведомленности налогоплательщиков о данной системе и инфраструктурные препятствия становятся основной проблемой успешной реализации электронной регистрации [Sumartono, Soesilo Zauhar, Hermawan, 2017].
Российская Федерация. Информационные технологии широко распространены в процедурах регистрации и учета российского налогового администрирования и разделяются на две группы: используемые налоговыми органами для контрольных целей
1 OECD. (2016). Rethinking tax services. The changing role of tax service providers in SME tax compliance. Paris, OECD Publishing. 128 p.
2 Korea Institute of Public Finance. (2002). Tax system and intergovernmental fiscal relationship in Mongolia: Assessments and suggestions. 125 p.
и применяемые налогоплательщиками для исполнения своей обязанности. Ключевым ресурсом онлайн-взаимодействия двух сторон налоговых отношений выступает интернет-сайт ФНС России (https://www.nalog.ru/). Среди показателей, отражающих эффективность его функционирования, выделяются следующие: количество online-сервисов, размещенных на сайте, количество налогоплательщиков, обратившихся к сайту, количество зарегистрированных пользователей в личном кабинете налогоплательщика физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица. Ведется статистика и по количеству обращений пользователей к другим сервисам сайта, например, к ресурсам «Подача электронных документов на регистрацию», «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Данные по этим показателям за период с 2015 г. по первое полугодие 2019 г. приведены в табл. 3.
Таблица 3. Оценка эффективности функционирования сайта ФНС России по отдельным показателям (2015-2018 гг. и I полугодие 2019 г.)
Table 3. Efficiency evaluation of the Federal Tax Service of Russia website functioning according to selected indicators
(in 2015-2018 and the first half of 2019)
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. I полугодие 2019 г.
1. Количество оНпе-сервисов 40 49 50 50 50
2. Количество пользователей, зарегистрированных в личных кабинетах налогоплательщиков: 1) юридических лиц, тыс. единиц 2) индивидуальных предпринимателей, тыс. единиц 3) физических лиц, млн чел. 82 34 14,7 260 520 24,0 565 949 28,0 747 1 400 24,8 854 1 700 27,2
3. Количество обратившихся к сайту ФНС России налогоплательщиков, млн чел. 36,8 123,0 141,5 145,0 74,9
4. Количество поданных электронных документов на государственную регистрацию, тыс. пакетов - 407,9 705,1 897,7 752,0
5. Количество обратившихся пользователей к сервису «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», млн обращений - 483,0 340,0 1 200,0 482,6
Источник: Эффективность работы ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics_and_analytics/effectiveness/
Очевидно, что за анализируемый период увеличилось количество опНпе-сервисов на 10 единиц, а количество зарегистрированных пользователей в личном кабинете налогоплательщика юридического лица - более чем в 10 раз, в личном кабинете налогоплательщика индивидуального предпринимателя - в 50 раз, в личном кабинете налогоплательщика физического лица - в 1,8 раза. Существенно возросло количество обращений как к самому сайту налоговой службы, так и к отдельным ее сервисам. В этом смысле показателен сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», обращения к которому возросли в 3 раза (сравнение 2018 г. с 2016 г.).
Наряду с ресурсами официального сайта, которые ориентированы в большинстве своем на налогоплательщиков и иных пользователей, в деятельности налоговых органов необходимо также выделить ресурсы, в основу которых положены современные ИКТ: во-первых, автоматизированную информационную систему «АИС Налог», в которой по состоянию на 01.07.2019 администрируются в едином облаке 174 млн налогоплательщиков, во-вторых, автоматизированную систему контроля НДС (АСК НДС), которая позволяет выявлять недобросовестных налогоплательщиков, пресекать уклонение от уплаты этого
налога. Влияние фактора «налоговое администрирование» с учетом применения названной технологии существенно в отношении НДС (табл. 4).
Таблица 4. Рост поступлений НДС: результаты факторного анализа (2017-2018 гг., I полугодие 2019 г.), млрд руб. Table 4. Growth of VAT revenues: Results of factor analysis (for 2017-2018, the first half of 2019), billion rubles
Показатель 2017 г. 2018 г. I полугодие 2019 г.
Экономические + 138 + 160 + 116
Законодательные - + 8 + 79,8
Структурные и временные + 54 + 224 + 51,2
Налоговое администрирование + 221 + 113 + 60,1
Итого + 413 + 505 + 307,1
Источник: Эффективность работы ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related, activities/statistics_and_analytics/effectiveness/
Для сравнения, в части роста поступлений по налогу на прибыль организаций фактор налогового администрирования не оказывает столь существенного влияния (табл. 5).
Таблица 5. Рост поступлений налога на прибыль организаций: результаты факторного анализа (2017-2018 гг., I полугодие 2019 г.), млрд руб. Table 5. Growth of corporate income tax revenues: Results of factor analysis (for 2017-2018, the first half of 2019), billion rubles
Показатель 2017 г. 2018 г. I полугодие 2019 г.
Экономические, включая временной фактор + 41 + 631 +375
Законодательные + 452 + 179 -
Налоговое администрирование + 27 - + 21
Итого + 520 + 810 + 396
Источник: Эффективность работы ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics_and_analytics/effectiveness/
В целом можно констатировать факт роста налоговых поступлений в бюджеты разных уровней за период 2016-2018 гг. и положительную динамику за I полугодие 2019 г. (табл. 6).
Таблица 6. Поступление доходов, администрируемых ФНС России, в бюджеты разных уровней (2016-2018 гг. и I полугодие 2019 г.), млрд руб. Table 6. Revenues administered by the Federal Tax Service of Russia coming to budgets of various levels (in 2016-2018 and the first half of 2019), billion rubles
Вид бюджета 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018 г. от 2016 г. I полугодие 2019 г.
Консолидированный бюджет РФ 14 483 17 343 21 328 + 6 845 11 138
Федеральный бюджет РФ 6 929 9 162 11 927 + 4 998 6 263
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 7 554 8 181 9 402 + 1 848 4 875
Источник: Эффективность работы ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn78/related activities/statistics_and_analytics/effectiveness/
Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что инновации в сфере цифро-визации регистрационно-учетных процедур являются значимым (немаловажным) фактором ускорения темпов развития российской экономики, поскольку снижаются затраты
времени, труда на эти процедуры, а система взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками становится все более доступной и прозрачной, что позволяет наиболее эффективно пополнять бюджетную систему государства налоговыми доходами.
Обсуждение и рекомендации
В результате исследования отработаны две гипотезы. Так, с одной стороны, следует отметить использование всеми анализируемыми странами, независимо от уровня их экономического развития, информационных и телекоммуникационных технологий в процедурах регистрации и учета налогоплательщиков (постановка на учет, уплата налогов, подача отчетности), что подтверждает первую гипотезу. Объективно государства в силу изменения внешней среды должны постоянно совершенствовать свои системы администрирования, создавая налоговые платформы и экосистемы. При этом возникает естественная проблематика такого развития у любой страны. Однако развивающиеся страны имеют и иные проблемы, связанные с отставанием в разработке и внедрении прогрессивных технологий, недостаточным охватом Интернетом территорий, слабой 1Т-инфра-структурой, информационной безопасностью. Поэтому на сегодняшний момент можно говорить и о состоятельности второй гипотезы исследования. Возможно, что процессы глобальной интеграции государств с применением ИКТ повлияют на устранение неравенства в существующих налоговых возможностях стран догоняющего развития и сделают открытыми и прозрачными любые налоговые отношения.
С этой целью для всех стран Международный валютный фонд выпустил рекомендации по использованию информационных технологий в администрировании. В документе обозначены основные этапы типовой реформы по цифровизации налоговых отношений (табл. 7).
Таблица 7. Рекомендуемые этапы внедрения IT в налоговое администрирование Table 7. Recommended stages of introducing information technologies in tax administration
Этап Цель Характеристика
Информационный Одностороннее взаимодействие для обеспечения налогоплательщику доступа к личной информации и большей прозрачности Предоставление обширной информации о налогах, а также возможности налогоплательщику отслеживать свой статус взаимодействия с налоговыми органами
Трансакционный Двустороннее взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом (как дискретное, так и в режиме реального времени) Представление налогоплательщиком информации о своей деятельности в электронной форме (регистрация, подача деклараций, учет) при взаимодействии с третьими лицами (платежи, закупки). Оказание налоговым органом услуг для соблюдения налогового законодательства (раскрытие информации третьими лицами, взаимные проверки и т. д.)
Функциональной совместимости Применение ИТ-интерфейсов для всех участников налоговых отношений, позволяющих осуществлять интерактивный сбор информации в режиме реального времени Автоматическое формирование величины налоговых обязательств по данным учета, электронный аудит и электронные взаимные проверки, электронное выставление налоговых извещений, единое окно государственных органов для упорядочения отношений с гражданами и бизнесом
Источник: [Cotton, Dark, 2017a, p. 9]. Том 21 • №1 • 2020
Как можно увидеть из табл. 7, регистрация налогоплательщиков с использованием информационных технологий является важнейшей предпосылкой для перехода к многостороннему непрерывному взаимодействию в налоговом администрировании. Задачами современной системы регистрации налогоплательщиков, построенной на IT-технологи-ях, обобщенными в рекомендациях Международного валютного фонда, в частности, являются:
• присвоение национального идентификационного номера всем налогоплательщикам, а также обслуживание лицензируемой предпринимательской деятельности;
• сохранение данных регистрации разных типов налогов для одного «клиента» (налогоплательщика);
• интеграция системы регистрации со всеми другими основными бизнес-функциями;
• возможность установления связей между субъектами, в которых налогоплательщики являются директорами или партнерами компаний;
• обеспечение контроля любых доступов и корректировок в базе данных регистрации [Cotton, Dark, 2017b].
Если говорить о совершенствовании процедур регистрации и учета налогоплательщиков в России, то здесь будет полезен опыт Великобритании, где онлайн-взаимодей-ствие затрагивает не только малый, но и средний бизнес. Для построения российской налоговой экосистемы интересно решение iTax в Кении.
Необходимо выделить насущные и долгосрочные задачи модернизации российского налогового администрирования, в том числе регистрации и учета налогоплательщиков.
Наиболее актуальными в настоящее время являются следующие задачи:
1. Необходимо осуществлять постоянное развитие и уточнение системы регистрации плательщиков поимущественных налогов и формирование соответствующего кадастра.
2. Происходящие в 2017 и 2019 гг. изменения механизмов уплаты иностранными организациями НДС при импорте электронных услуг в РФ требуют адекватных новаций в регистрации, необходимой для постановки на учет в российских налоговых органах. В этой связи целесообразно грамотно использовать передовой опыт применения информационных технологий для регистрации и учета плательщиков НДС, который достаточно хорошо разработан в зарубежных странах1, в том числе в части проектов создания единых баз данных налоговых органов различных государств2.
3. В отдаленной перспективе целесообразно рассмотреть возможность внедрения в практику системы регистрации момента и места возникновения прибыли для решения проблемы справедливой территориальной привязки налогов, поступающих в субфедеральные бюджеты.
4. Возможны различные варианты изменения схемы зачисления налога на доходы физических лиц с большей привязкой к месту фактического жительства работника и потребления локальных услуг. Здесь есть большой потенциал именно у электронной регистрации налогоплательщиков по принципу выгод, увязывающей зачисление налога и получение государственных и муниципальных услуг на определенной территории.
В данной статье затронуты лишь две технологии, используемые в налоговом администрировании, - облачные и мобильные решения. Перспектива дальнейших исследований - анализ применения искусственного интеллекта (ИИ), блок-чейн, больших данных, машинного обучения и иных новаций в налоговых процедурах.
1 EY. (2015). Global digital tax developments review. 56 p. Available at: https://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/ey-global-digital-tax-developments-review/$FILE/ey-global-digital-tax-developments-review.pdf
2 EY Tax Insights. (2018). Tax administration goes digital. 16 p. Available at: https://taxinsights.ey.com/archive/ archive-pdfs/1701-2158584-tax-administration-goes-digital-1-23-v5.pdf
Полагаем, что последующее развитие технологий цифровизации регистрационно-учетных процедур должно осуществляться с учетом тенденций трансформации экономических процессов в направлении Smart-общества, к которым следует отнести:
1) перевод в «цифру» как вертикальных процессов внутри ФНС России, так и горизонтальных связей с внешней средой;
2) создание цифровой платформы ФНС, вокруг которой станет формироваться экосистема для налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности;
3) формирование и апробацию проекта обложения налогами робототехнических устройств и киберфизических систем, правовое обеспечение этого процесса;
4) внедрение информационной налоговой системы с ИИ для обработки быстрорастущих объемов больших данных и налогообложения в условиях функционирования международной цифровой монетарной системы (МЦМС), а в последующем разработку полномасштабного проекта применения квантовых технологий в налогообложении.
Заключение
Проведенное исследование тенденций внедрения информационных и коммуникационных технологий в регистрационно-учетные налоговые процедуры в США, Великобритании, Швейцарии, Швеции, Мексике, Кении, Индонезии, Монголии и России дополняет предшествующие работы, посвященные отдельным технологическим аспектам налогового администрирования.
В РФ в настоящее время требуется развитие и уточнение системы регистрации плательщиков поимущественных налогов, внесение изменений в регистрацию в российских налоговых органах иностранных организаций - плательщиков НДС при импорте электронных услуг, более четкая территориальная привязка прибыли, поступающей в субфедеральные бюджеты, и НДФЛ к месту фактического жительства работника и потребления локальных услуг.
Дальнейшее совершенствование технологий цифровизации регистрационно-учетных процедур должно включать перевод в «цифру» вертикальных процессов внутри ФНС РФ и горизонтальных связей с внешней средой, создание комплексной цифровой платформы ФНС, формирование системы налогообложения с помощью робототехнических устройств и киберфизических систем, внедрение информационной налоговой системы с ИИ для обработки быстрорастущих объемов больших данных и налогообложения, а в перспективе переход на квантовые технологии в налогообложении.
Внедрение в практику перечисленных инициатив по созданию возможностей для максимально широкой цифровой регистрации и учета налогоплательщиков призвано существенно повысить эффективность налоговой системы РФ, улучшить ее позицию в международных рейтингах и способствовать стабильному росту российской экономики.
Источники
Бобылев О. В., Слепнева Л. Р. (2013). Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики. № 1 (45). С. 166-168.
Буров В. Ю. (2010). Методы снижения объемов теневой деятельности малого предпринимательства как фактор резерва экономического роста // Проблемы современной экономики. № 2 (34). С. 209-215.
Буров В. Ю., Атанов Н. И., Андриянов В. Н., Судакова Т. М. (2014). Теневая экономика и коррупция как формы проявления экономической преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. № 4. С. 65-74.
Викторова Н. Г., Вылкова Е. С., Покровская Н. В. (2019). Налоговое стимулирование НИОКР среднего и малого бизнеса // Финансы и кредит. Т. 25, № 2. С. 409-425. DOI: https://doi.org/10.24891/ fc.25.2.409
Вылкова Е. С., Киселева Е. А. (2016). Нивелирование дисбаланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации. СПб.: КультИнформПресс. 181 с.
Дидович А. П. (2002). Возможности формирования эффективного налогового механизма в регионе // Регион. Серия: Экономика и социология. № 4. С. 111-122.
Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. (2018). Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Серия: Экономика и управление. № 2 (86). С. 5-15.
Ермакова Е. А. (2007). Финансовая система России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. № 1 (15). С. 75-79.
Ермакова Е. А. (2010). Бюджетный менеджмент и его функциональные элементы // Финансы и кредит. № 20 (404). С. 2-7.
Келли К. (2018). Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер. 352 с.
Киреенко А. П. (2015). Методы исследования налогообложения в современной зарубежной литературе // Journal of Tax Reform. Т. 1, № 2-3. С. 209-234. DOI: 10.15826/jtr.2015.1.2.013.
Майбуров И. А., Иванов Ю. Б. (2015). Налоговые реформы: теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 519 с.
Покровская Н. В. (2015). Влияние кризиса на налоговые условия заемного финансирования российских компаний // Экономика и экологический менеджмент. № 4. С. 70-76.
Рощупкина В. В. (2009). К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне // Финансы и кредит. № 3 (339). С. 47-50.
Рощупкина В. В. (2010). Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. № 13. С. 30-34.
Троянская М. А. (2013). Налоговое регулирование и инструменты его реализации // В мире научных открытий. № 11-10 (47). С. 211-217.
Троянская М. А. (2014). Мониторинг использования механизмов налоговой конкуренции субъектами Российской Федерации // Финансы и кредит. № 33 (609). С. 51-60.
Тюпакова Н. Н. (2011). Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России // Теория и практика общественного развития. № 2. С. 276-279.
Тюрина Ю. Г. (2015a). Инструменты налоговой политики в системе управления экономикой региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. Т. 25, № 4. С. 665-671. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).665-671.
Тюрина Ю. Г. (2015b). Сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков в контексте развития теорий налогообложения // Экономическое возрождение России. № 1 (43). С. 77-82.
Acul-Ocoro (2008). Taxpayer registration: An easy guide to understanding my taxes. Uganda Revenue Authority, issue no. 5. 168 р.
Andreoni J., Erard B., Feinstein J. (1998). Tax compliance. Journal of Economic Literature, vol. 36, issue 2, pp. 818-860.
Bradbury D., O'Reilly P. (2018). Inclusive fiscal reform: Ensuring fairness and transparency in the international tax system. International Tax and Public Finance, no. 25 (6), pp. 1434-1448. DOI: 10.1007/ s10797-018-9507-2.
Bykov S. S., Zimmermann H. (2018). Tax expenditure as a problem in intergovernmental relations. Journal of Tax Reform, vol. 4, issue 1, pp. 27-44. DOI: https://doi.org/10.15826/jtr.2018.4.1.043.
Cotton M., Dark G. (2017a). Use of technology in tax administrations 1: Developing an information technology strategic plan. IMF. 27 p.
Cotton M., Dark G. (2017b). Use of technology in tax administrations 2: Core information technology systems in tax administrations. IMF. 18 p.
Dyrina E. N., Bannova K. A. (2015). Improvement in implementation of fiscal policy of Russia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 166, pp. 52-67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.483.
Gashenko I. V., Zima Yu. S., Davidyan A. V. (2019). Optimization of the taxation system: Preconditions, tendencies and perspectives. Springer. 238 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01514-5.
Glassey O. (2010). Why TaxMe makes taxpayers happy? Proc. European Conf. on eGovernment (ECEG 2010). Limerick, pp.1-12. HAL Id: hal-00568117.
Hodzic S. (2019). Tax administrative challenges of the digital economy: The Croatian experience. eJournal of Tax Research, vol. 16, issue 3, pp. 762-779.
Levine R. (1991). Stock markets, growth, and tax policy. The Journal of Finance, vol. 46, issue 4, pp. 1189-1574. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1991.tb04625.x.
Ndung'u N. (2017). Digitalization in Kenya: Revolutionizing tax design and revenue administration. In: Gupta S., Keen M., Shah A., Verdier G. (eds.) Digital Revolutions in Public Finance. Washington: IMF, pp. 247-248. DOI: https://doi.org/10.5089/9781484315224.071.
Olatunji O. C., Ayodele K. B. (2017). Impact of information technology on tax administration in Southwest, Nigeria. Archives of Business Research, vol. 9, no. 5, pp. 139-150. DOI: http://dx.doi. org/10.14738/abr.59.3549.
Popkova E., Yakovleva E., Dubova Yu., Tyurina Yu., Troyanskaya M., Alferova T. (2017). Economic mechanisms of management of socio-ecological systems' sustainability. European Online Journal of Natural and Social Sciences, vol. 6, issue 4, pp. 572-579.
Pеtersone M., Ketners K. (2017). Improvement of customs and tax administration ICT system performance. Proc. 23rd Annual Int. Sci. Conf. "Research for Rural Development 2017". Vol. 2, pp. 263-269. DOI: 10.22616/rrd.23.2017.077
Rumina U. A., Balandina A. S., Bannova K. A. (2015). Evaluating the effectiveness of tax incentives in order to create a modern tax mechanism innovation development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 166, pp. 156-168. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.502.
Sambuu U., Dandar E. (2009). E-Taxation in Mongolia: Current state, lessons learnt, and future challenges. Proc. 3rd Int. Conf. on Theory and Practice of Electronic Governance. Bogota, Columbia, pp. 135142. DOI: 10.1145/1693042.1693069.
Sumartono, Soesilo Zauhar, Hermawan. (2017). E-Registration application to support the local tax service. International Journal of Development Research, no. 7, pp. 13947-13952.
Vishnevsky V. P., Chekina V. D. (2018). Robot vs. tax inspector or how the fourth industrial revolution will change the tax system: A review of problems and solutions. Journal of Tax Reform, vol. 4, no. 1, pp. 6-26. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042.
Информация об авторах Вылкова Елена Сергеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики СевероЗападного института управления РАНХиГС, 199178, РФ, г. Санкт-Петербург, Средний пр-т В.О., 57/43.
Контактный телефон: +7 (812) 335-94-94, e-mail: [email protected].
Викторова Наталья Геннадьевна, доктор экономических наук, доцент, профессор Высшей инженерно-экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 195251, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29. Контактный телефон: +7 (812) 534-73-31, e-mail: [email protected]
Покровская Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, РФ, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. Контактный телефон: +7 (812) 363-67-76, e-mail: [email protected].
■ ■ ■
E. S. Vylkova North-West Institute of Management - branch of RANEPA, Saint Petersburg,
Russia
N. G. Viktorova Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg,
Russia
N. V. Pokrovskaya Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
Technological transformation of tax administration procedures as a factor of economic growth
Abstract. Russia's economic growth is impossible without the extensive use of cloud and mobile technologies in the registration and accounting of taxpayers. The purpose of the study is to identify positive and negative aspects of introducing information and communication technologies into the registration and accounting tax procedures in various countries to develop recommendations for the improvement of these procedures in the Russian Federation. General and special theories of taxation constitute the methodological basis of the research. The method of the study is comparative analysis of two groups of countries: economically developed and catch-up countries. The authors assess the current situation with digitalisation in the states, systematize software used, and demonstrate that in economically developed countries digitalisation has a more pronounced effect on the quality of tax administration and economic growth. The research shows that progressive technologies applied by the Federal Tax Service of Russia for the registration and accounting of taxpayers influence the growth of tax revenues, primarily VAT. The most urgent tasks of reforming the modern taxpayer registration system include registration of property taxes, VAT on imports, income taxes, as well as development of digitalisation technologies for the registration and accounting procedures taking into account the trends in economic processes' transformation towards a smart society. The widest possible introduction of digital registration and accounting of taxpayers is meant to significantly increase the efficiency of Russia's tax system and contribute to the stable growth of the domestic economy.
Keywords: tax administration; economic growth; registration; accounting; information technologies; telecommunication technologies.
For citation: Vylkova E. S., Viktorova N. G., Pokrovskaya N. V. (2020). Tekhnologicheskaya transformatsiya protsedur nalogovogo administrirovaniya kak faktor ekonomicheskogo rosta [Technological transformation of tax administration procedures as a factor of economic growth]. Journal of New Economy, vol. 21, no. 1, pp. 53-71. DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-1-3 Received November 25,2019.
References
Bobylev O. V., Slepneva L. R. (2013). Metodologicheskie podkhody k otsenke nalogovogo potentsiala regiona [Methodological approaches to assessing the regional tax potential]. Problemy sovremennoy ekonomiki = Problems of Modern Economics, no. 1 (45), pp. 166-168. (in Russ.)
Burov V. Yu. (2010). Metody snizheniya obyemov tenevoy deyatel'nosti malogo predprinimatel'stva kak faktor rezerva ekonomicheskogo rosta [Methods for reducing the shadow activity of small business as a factor behind economic growth]. Problemy sovremennoy ekonomiki = Problems of Modern Economics, no. 2 (34), pp. 209-215. (in Russ.)
Burov V. Yu., Atanov N. I., Andriyanov V. N., Sudakova T. M. (2014). Tenevaya ekonomika i korrupt-siya kak formy proyavleniya ekonomicheskoy prestupnosti [Shadow economy and corruption as a form of economic crime]. Kriminologicheskiy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava = Russian Journal of Criminology, no. 4, pp. 65-74. (in Russ.)
Viktorova N. G., Vylkova E. S., Pokrovskaya N. V. (2019). Nalogovoe stimulirovanie NIOKR srednego i malogo biznesa [Tax incentives for R&D of small and medium-sized business]. Finansy i kredit = Finance and Credit, vol. 25, no. 2, pp. 409-425. DOI: https://doi.org/10.24891/fc.25.2.409. (in Russ.)
Vylkova E. S., Kiseleva E. A. (2016). Nivelirovanie disbalansa interesov uchastnikov upravleniya nalogooblozheniem pri ego osushchestvlenii na urovne kommercheskoy organizatsii [Balancing the interests of tax administration participants at the level of a commercial organisation]. Saint Petersburg: Kul'tInformPress Publ. 181 p. (in Russ.)
Didovich A. P. (2002). Vozmozhnosti formirovaniya effektivnogo nalogovogo mekhanizma v regione [Possibilities of forming an effective tax mechanism in a region]. Region. Seriya: Ekonomika i sotsiologiya = Region. Series: Economics and Sociology, no. 4, pp. 111-122. (in Russ.)
Evstigneev E. N., Viktorova N. G. (2018). Budushchee rossiyskoy nalogovoy sistemy [The future of the Russian tax system]. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Seriya: Ekonomika i uprav-lenie = The bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management, no. 2(86), pp. 5-15. (in Russ.)
Ermakova E. A. (2007). Finansovaya sistema Rossii v usloviyakh globalizatsii [Russia's financial system under globalization]. Vestnik Saratovskogogosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, no. 1 (15), pp. 75-79. (in Russ.)
Ermakova E. A. (2010). Byudzhetnyy menedzhment i ego funktsional'nye elementy [Budgetary management and its functional elements]. Finansy i kredit = Finance and Credit, no. 20 (404), pp. 2-7. (in Russ.)
Kelly K. (2018). Neizbezhno. 12 tekhnologicheskikh trendov, kotorye opredelyayut nashe budushchee [The inevitable. Understanding the 12 technological forces that will shape our future]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ. 352 p. (in Russ.)
Kireenko A. P. (2015). Metody issledovaniya nalogooblozheniya v sovremennoy zarubezhnoy literature [Methods of investigating taxation in today's foreign literature]. Journal of Tax Reform, vol. 1, no. 2-3, pp. 209-234. DOI: 10.15826/jtr.2015.1.2.013. (in Russ.)
Mayburov I. A., Ivanov Yu. B. (2015). Nalogovye reformy: teoriya ipraktika [Tax reforms: theory and practice]. Moscow: YuNITI-DANA Publ. 519 p. (in Russ.)
Pokrovskaya N. V. (2015). Vliyanie krizisa na nalogovye usloviya zaemnogo finansirovaniya rossi-yskikh kompaniy [The impact of the crisis on tax conditions of borrowed finance of Russian companies]. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment = Economics and Environmental Management, no. 4, pp. 70-76. (in Russ.)
Roshchupkina V. V. (2009). K voprosu ob effektivnosti nalogovoy politiki na regional'nom urovne [On the efficiency of tax policy at a regional level]. Finansy i kredit = Finance and Credit, no. 3 (339), pp. 47-50. (in Russ.)
Roshchupkina V. V. (2010). Nalogovaya politika kak instrument upravleniya sotsial'no-ekonomich-eskim razvitiem subyektov Rossiyskoy Federatsii [Tax policy as a tool for managing the socioeconomic development of the constituent entities of the Russian Federation]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, no. 13, pp. 30-34. (in Russ.)
Troyanskaya M. A. (2013). Nalogovoe regulirovanie i instrumenty ego realizatsii [Tax regulation and tools for its implementation]. V mire nauchnykh otkrytiy = In the World of Scientific Discoveries, no. 11-10 (47), pp. 211-217. (in Russ.)
Troyanskaya M. A. (2014). Monitoring ispol'zovaniya mekhanizmov nalogovoy konkurentsii subyek-tami Rossiyskoy Federatsii [Monitoring the use of tax competition mechanisms by the constituent entities of the Russian Federation]. Finansy i kredit = Finance and Credit, no. 33 (609), pp. 51-60. (in Russ.)
Tyupakova N. N. (2011). Problemy nalogovogo regulirovaniya investitsionnykh protsessov v ekono-mike Rossii [Problems of tax regulation of investment processes in the Russian economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, no. 2, pp. 276-279. (in Russ.)
Tyurina Yu. G. (2015a). Instrumenty nalogovoy politiki v sisteme upravleniya ekonomikoy regio-na [Tax policy tools in economic management in the region]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, vol. 25, no. 4, pp. 665-671. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).665-671. (in Russ.)
Tyurina Yu. G. (2015b). Sbalansirovannost' interesov gosudarstva i nalogoplatel'shchikov v kontekste razvitiya teoriy nalogooblozheniya [Balancing the interests of the state and taxpayers in the context of the development of taxation theories]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, no. 1 (43), pp. 77-82. (in Russ.)
Acul-Ocoro (2008). Taxpayer registration: An easy guide to understanding my taxes. Uganda Revenue Authority, issue no. 5. 168 p.
Andreoni J., Erard B., Feinstein J. (1998). Tax compliance. Journal of Economic Literature, vol. 36, issue 2, pp. 818-860.
Bradbury D., O'Reilly P. (2018). Inclusive fiscal reform: Ensuring fairness and transparency in the international tax system. International Tax and Public Finance, no. 25(6), pp. 1434-1448. DOI: 10.1007/ s10797-018-9507-2.
Bykov S. S., Zimmermann H. (2018). Tax expenditure as a problem in intergovernmental relations. Journal of Tax Reform, vol. 4, issue 1, pp. 27-44. DOI: https://doi.org/10.15826/jtr.2018.4.1.043.
Cotton M., Dark G. (2017a). Use of technology in tax administrations 1: Developing an information technology strategic plan. IMF. 27 p.
Cotton M., Dark G. (2017b). Use of technology in tax administrations 2: Core information technology systems in tax administrations. IMF. 18 p.
Dyrina E. N., Bannova K. A. (2015). Improvement in implementation of fiscal policy of Russia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 166, pp. 52-67. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2014.12.483.
Gashenko I. V., Zima Yu. S., Davidyan A. V. (2019). Optimization of the taxation system: Preconditions, tendencies and perspectives. Springer. 238 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-01514-5.
Glassey O. (2010). Why TaxMe makes taxpayers happy? Proc. European Conf. on eGovernment (ECEG 2010). Limerick, pp.1-12. HAL Id: hal-00568117.
Hodzic S. (2019). Tax administrative challenges of the digital economy: The Croatian experience. eJournal of Tax Research, vol. 16, issue 3, pp. 762-779.
Levine R. (1991). Stock markets, growth, and tax policy. The Journal of Finance, vol. 46, issue 4, pp. 1189-1574. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6261.1991.tb04625.x.
Ndung'u N. (2017). Digitalization in Kenya: Revolutionizing tax design and revenue administration. In: Gupta S., Keen M., Shah A., Verdier G. (eds.) Digital Revolutions in Public Finance. Washington: IMF, pp. 247-248. DOI: https://doi.org/10.5089/9781484315224.071.
Olatunji O. C., Ayodele K. B. (2017). Impact of information technology on tax administration in Southwest, Nigeria. Archives of Business Research, vol. 9, no. 5, pp. 139-150. DOI: http://dx.doi. org/10.14738/abr.59.3549.
Popkova E., Yakovleva E., Dubova Yu., Tyurina Yu., Troyanskaya M., Alferova T. (2017). Economic mechanisms of management of socio-ecological systems' sustainability. European Online Journal of Natural and Social Sciences, vol. 6, issue 4, pp. 572-579.
Petersone M., Ketners K. (2017). Improvement of customs and tax administration ICT system performance. Proc. 23rd Annual Int. Sci. Conf. "Research for Rural Development 2017". Vol. 2, pp. 263-269. DOI: 10.22616/rrd.23.2017.077
Rumina U. A., Balandina A. S., Bannova K. A. (2015). Evaluating the effectiveness of tax incentives in order to create a modern tax mechanism innovation development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 166, pp. 156-168. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.502.
Sambuu U., Dandar E. (2009). E-Taxation in Mongolia: Current state, lessons learnt, and future challenges. Proc. 3rd Int. Conf. on Theory and Practice of Electronic Governance. Bogota, Columbia, pp. 135142. DOI: 10.1145/1693042.1693069.
Sumartono, Soesilo Zauhar, Hermawan. (2017). E-Registration application to support the local tax service. International Journal of Development Research, no. 7, pp. 13947-13952.
Vishnevsky V. P., Chekina V. D. (2018). Robot vs. tax inspector or how the fourth industrial revolution will change the tax system: A review of problems and solutions. Journal of Tax Reform, vol. 4, no. 1, pp. 6-26. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.042.
Information about the authors
Elena S. Vylkova, Dr. Sc. (Econ.), Prof. of Economics Dept., North-West Institute of Management -branch of RANEPA, 57/43 Sredniy Ave. of Vasilyevsky island, Saint Petersburg, 199178, Russia Phone: +7 (812) 335-94-94, e-mail: [email protected]
Natalya G. Viktorova, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Prof. of Higher School of Engineering and Economics, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 29 Politechnicheskaya St., Saint Petersburg, 195251, Russia
Phone: +7 (812) 534-73-31, e-mail: [email protected]
Natalya V. Pokrovskaya, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Credit Theory and Financial Management Dept., Saint Petersburg State University, 7-9 Universitetskaya Embankment, Saint Petersburg, 199034, Russia
Phone: +7 (812) 363-67-76, e-mail: [email protected]
© Вылкова Е. С., Викторова Н. Г., Покровская Н. В., 2020