Научная статья на тему 'Инновационное развитие малого бизнеса в АПК'

Инновационное развитие малого бизнеса в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЫЙ БИЗНЕС В АПК / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА АПК / MALL BUSINESS IN AIC / INNOVATION / INNOVATIVE SYSTEM OF AIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридов Дмитрий Олегович

В статье проанализированы проблемы и перспективы инновационного развития малого бизнеса в АПК. Наиболее остро на сегодняшний момент стоит внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство малого бизнеса. Инновационное развитие должно основываться на интенсивном применении в производстве передовых научных разработок и достижений практики: эффективных технологий и техники, продуктов, способов организации и методов эффективного управления, новых рынков сбыта. В числе основных проблем инновационного развития малого бизнеса в сельском хозяйстве можно выделить такие, как: хронический недостаток финансовых средств, недостаточная информационная обеспеченность, несовершенство нормативно-правовой базы и системы государственной поддержки, недобросовестная конкуренция, административные барьеры и ряд других. Для активизации внедрения новшеств в организациях малого бизнеса необходимо наличие действенной инновационной системы. Состав инновационной системы развития малого бизнеса, по мнению автора, можно представить в схеме с выделением в качестве основных блоков факторов внутреннего и внешнего развития. Основной функциональной задачей инновационной системы в АПК является формирование информационных ресурсов по научно-техническим достижениям, инновационным проектам и последующее оперативное доведение новшеств до сельхозпроизводителей. К числу ключевых задач, решаемых с помощью инновационной системы, можно отнести повышение эффективности малого бизнеса и уровня жизни сельского населения, а также повышение обеспеченности населения продуктами питания. Последовательное соблюдение указанных принципов и комплексность развития инновационной системы будут способствовать успешному инновационному развитию малого бизнеса АПК, повышению его экономической эффективности, что в конечном счете будет способствовать дальнейшему росту обеспеченности населения продуктами питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN AIC

The article analyzes the problems and perspectives of innovation development of small businesses in the agro-industrial complex. Most acutely at the moment is the introduction of innovations in agricultural production of small businesses. Innovative development should be based on intensive use in the production of advanced scientific research and practices are: efficient technologies and techniques, products, methods of organization and effective management methods, new markets. Among the main problems of innovative development of small business in agriculture can be identified such as chronic lack of financial resources, insufficient information security, the imperfection of the legal framework and state support systems, unfair competition, administrative barriers and others. To activate the implementation of innovations in small business organizations they must have an efficient innovation system. The composition of the innovation system development of small businesses, according to the author, can be represented in a scheme with allocation as the main units of the internal and external factors of development. The main functional task of the innovation system in the AIC is to develop information resources for the scientific and technical achievements, innovation projects and the subsequent operational bringing of innovations to farmers. Among the key problems which should be solved with the help of an innovative system we can refer improving the efficiency of small businesses and rural livelihoods, and boost the supply of food. Consistent adherence to these principles and the complexity of the innovation system will contribute to the successful development of innovative small businesses agribusiness, enhance economic efficiency, which ultimately will contribute to further growth of availability of food.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие малого бизнеса в АПК»

УДК 334.722 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-119-124

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В АПК

СВИРИДОВ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ

Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье проанализированы проблемы и перспективы инновационного развития малого бизнеса в АПК. Наиболее остро на сегодняшний момент стоит внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство малого бизнеса. Инновационное развитие должно основываться на интенсивном применении в производстве передовых научных разработок и достижений практики: эффективных технологий и техники, продуктов, способов организации и методов эффективного управления, новых рынков сбыта. В числе основных проблем инновационного развития малого бизнеса в сельском хозяйстве можно выделить такие, как: хронический недостаток финансовых средств, недостаточная информационная обеспеченность, несовершенство нормативно-правовой базы и системы государственной поддержки, недобросовестная конкуренция, административные барьеры и ряд других. Для активизации внедрения новшеств в организациях малого бизнеса необходимо наличие действенной инновационной системы. Состав инновационной системы развития малого бизнеса, по мнению автора, можно представить в схеме с выделением в качестве основных блоков факторов внутреннего и внешнего развития. Основной функциональной задачей инновационной системы в АПК является формирование информационных ресурсов по научно-техническим достижениям, инновационным проектам и последующее оперативное доведение новшеств до сельхозпроизводителей. К числу ключевых задач, решаемых с помощью инновационной системы, можно отнести повышение эффективности малого бизнеса и уровня жизни сельского населения, а также повышение обеспеченности населения продуктами питания. Последовательное соблюдение указанных принципов и комплексность развития инновационной системы будут способствовать успешному инновационному развитию малого бизнеса АПК, повышению его экономической эффективности, что в конечном счете будет способствовать дальнейшему росту обеспеченности населения продуктами питания.

Ключевые слова: малый бизнес в АПК, инновации, инновационная система АПК

Малое предпринимательство в сельском хозяйстве - специфичная и важная категория сектора малого предпринимательства и экономики страны в целом. Малый бизнес решает множество социально-экономических задач, важнейшими из которых являются обеспечение продовольствием населения, решение социальных проблем села, налаживание устойчивого развития сельских территорий, обеспечение занятости и поддержание доходов сельского населения.

В числе основных проблем малого бизнеса в сельском хозяйстве можно выделить такие, как хронический недостаток финансовых средств, недостаточная информационная обеспеченность, несовершенство нормативно-правовой базы и системы государственной поддержки, недобросовестная конкуренция, административные барьеры и ряд других.

Однако наиболее остро на сегодняшний момент стоит внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство малого бизнеса.

В литературе насчитываются множество определений понятия «инновации». Впервые данный термин ввел в научный оборот в 1911 г. австрийский, позже американский ученый Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития». Ученый выделил 5 новых комбинаций факторов: 1) использование новой техники, новых технологических процессов; 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья; 4) изменения организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта. Эти комбинации факторов производства получили название нововведений (инноваций) [1].

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:

D. O. SVIRIDOV

«Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [2].

Различные авторы трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. В конечном итоге, анализируя определения различных авторов, понятие «инновации» можно трактовать как изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, посред-ствам которого материализуется новое научное знание или формируется новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создаются новые.

Предметом многих исследований представителей Западной экономической школы являются патентные отношения, часто исследуется влияние количества и стоимости патентов на динамику инвестиций и экономический рост [3-5]. Важный вывод по этому поводу делает Джозеф Е. Стиглиц в работе «Права интеллектуальной собственности, знаний и инноваций»: «... ужесточение режимов интеллектуальной собственности, за счет снижения доступности набора идей, может привести к снижению уровня инноваций, и даже более низкому уровню инвестиций в инновации, в результате уменьшения размера пула знаний» [4].

В Российской действительности главная проблема - внедрение новшеств в производство. Возможность широкого осуществления инновационной деятельности имеют крупные компании, ведущие собственные научные исследования. Организации малого бизнеса не способны конкурировать с ними в этом вопросе из-за ограниченности финансовых ресурсов. Хотя практическое внедрение инноваций в деятельность малого бизнеса способствует их выходу на новый уровень.

При этом малый бизнес имеет и ряд преимуществ в сфере инноваций, среди которых можно считать высокую мобильность и независимость действий; способность быстро реагировать на изменения; более высокую интенсивность труда и заинтересованность в его результатах. Готовность к риску, постоянным поискам новых идей формирует потенциальную высокую инновационную активность малого бизнеса.

Развитие инновационных процессов в АПК страны всегда определялось потребностями производства, достижениями науки и техники, наличием материально-технических ресурсов и возможностями освоения передового производственного опыта. В дореформенный период внедрение в производ-

ство новшеств осуществлялось в России с помощью особых внедренческих подразделений органов государственного управления агропромышленным комплексом региона, научно-производственных систем, научно-исследовательских институтов, вузов и других подразделений научно-технической сферы. В Министерстве сельского хозяйства России существовало специальное подразделение по внедрению, которое проводило анализ и систематизацию эффективных научных разработок, производило рассылку рекомендации, организовывало выставки, семинары и повышение квалификации кадров. В его компетенцию входило финансирование мероприятий в рамках реализации научно-технической политики, определение содержания и объемов финансирования НИОКР в области агропромышленного производства в субъектах Российской Федерации.

Однако отсутствие мер государственной защиты, массовое банкротство предприятий, невостребованность производством научных разработок привели в дальнейшем к свертыванию существующей инновационной инфраструктуры в АПК [6].

В Российской Федерации на современном этапе развитие инноваций сдерживают следующие факторы:

- тенденция снижения количества и качества научно-исследовательских разработок;

- недостаточное финансирование предприятий и исследовательских учреждений, связанных с инновациями;

- дефицит квалифицированных кадров;

- отсутствие открытой информации об инновационных проектах, а также организационного механизма применения инновационных технологий.

Инновационное развитие должно основываться на интенсивном применении в производстве передовых научных разработок и достижений практики: эффективных технологий и техники, продуктов, способов организации и методов эффективного управления, новых рынков сбыта и др.

В современных условиях должен происходить не только экономический рост, но и экономическое развитие отрасли на основе качественного изменения производства. Оно должно заключаться в применении более производительной техники и совершенных технологий, перспективных сортов и гибридов, средств химизации и защиты растений. Качественное улучшение должно затронуть и трудовые ресурсы в виде использования более высококвалифицированного труда на основе совершенствования организации производства и труда.

В результате будет увеличиваться не только объем производства продукции, но и его экономи-

ческая эффективность, что будет способствовать дальнейшему росту обеспеченности населения продуктами питания [7].

Потенциальные возможности развития малого бизнеса формируются в том числе и личными подсобными хозяйствами населения. Личное подсобное хозяйство способствует формированию субъектов хозяйствования нового типа. Хотя в настоящее время большинство сельских жителей не решаются вести самостоятельные крестьянские хозяйства, но реалии сегодняшней жизни (спад производства в общественном секторе, чрезвычайно низкая заработная плата сельскохозяйственных работников, систематическая задержка ее выплаты, рост безработицы) вынуждают их увеличивать масштабы и товарность своих подсобных хозяйств, которые по своим масштабам и функциям приближаются к фермерским хозяйствам и со временем могут в них перерасти [8].

Решению основной проблемы малого бизнеса - обеспечению финансовыми ресурсами может

способствовать участие в потребительских кредитных кооперативах. Преимущества кредитных кооперативов перед коммерческими банками заключаются в некоммерческом характере деятельности: они нацелены на оказание услуг своим пайщикам на взаимовыгодной основе, а не на получение максимальной прибыли. Обслуживание ограниченного круга лиц и субсидиарная ответственность по обязательствам кооператива обусловливают снижение риска невозврата займов. Как показывает практика, инвестиционные риски в кредитных кооперативах также сведены к минимуму, и чаще всего обеспечивается полный возврат ссуд [9].

Для активизации внедрения новшеств в организациях малого бизнеса необходимо наличие действенной инновационной системы.

Состав инновационной системы развития малого бизнеса, по мнению автора, можно представить в схеме с выделением в качестве основных блоков факторов внутреннего и внешнего развития (рис. 1).

Внутренние факторы

Земля

Кадры

Капитал

Информация

Предпринимательская способность

Инновационное развитие малого бизнеса

Заимствование инноваций

Освоение инноваций

Внешние факторы

Реализация государственных программных мероприятий

Инфраструктра

Нормативно-правоваябаза

Инновационно-активные формы хозяйствования

Цели инновационного развития малого бизнеса

Рис. 1. Инновационная система АПК (авторская трактовка)

К числу ключевых задач, решаемых с помощью инновационной системы, можно отнести повышение эффективности малого бизнеса и уровня жизни сельского населения, а также повышение обеспеченности населения продуктами питания.

Основной функциональной задачей инновационной системы в АПК является формирование информационных ресурсов по научно-техническим достижениям, инновационным проектам и последующее оперативное доведение новшеств до сельхозпроизводителей.

Как показывает опыт развитых стран мира, в условиях конкуренции на мировом рынке выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру инноваций [6].

Так, инновационному развитию АПК способствует переход к рыночному способу хозяйствования, научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

В развитии инновационной деятельности в регионах должны участвовать региональные органы власти, поскольку в рыночных условиях наиболее эффективный механизм косвенного стимулирования инновационного развития. Требуется совершенствование ряда нормативно-правовых документов: по льготному налогообложению, организационным формам, механизмам стимулирования инновационной деятельности в региональных АПК и др.

В целях активизации инновационной деятельности в Российской Федерации используются прямые и косвенные методы государственного регулирования. Прямые методы государственного регулирования осуществляются, как правило, в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой, а косвенные - через стимулирование инновационных процессов и создание благоприятного инновационного климата.

Основные формы государственной поддержки инновационной деятельности изложены в Федеральном законе 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и может осуществляться в виде:

- предоставления информационной поддержки;

- предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

- предоставления образовательных услуг;

- формирования спроса на инновационную продукцию;

- финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

- реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

- поддержки экспорта;

- обеспечения инфраструктуры и в других формах, не противоречащих законодательству [10].

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, где выделена отдельная подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» [11].

Целями ее реализации являются:

- повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;

- создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль;

- выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии.

К сожалению, фактически осуществляемой государственной поддержки инновационной деятельности в современных условиях явно недостаточно.

Среди ожидаемых результатов реализации подпрограммы увеличение количества реализованных инновационных проектов в целом по России до 104. В большинстве регионов данный критерий крайне низок. Так, в Тамбовской области в соответствие с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 гг. предусмотрена реализация лишь одного инновационного проекта в 2019 г. [12]. Во многих случаях Администрации субъектов Российской Федерации относятся формально к государственной поддержке инновационной деятельности в регионах и реализации Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

На наш взгляд, целесообразно также дальнейшее совершенствование методов оценки эффективности внедрения инноваций в производство. Интересно с этой точки зрения предложение А. В. Никитина, сделанное в работе «Понятие, виды продуктовых инноваций и методы оценки эффективности их внедрения предприятиями»: «Анализ теории и практики показывает, что для активи-

зации инновационных процессов, наряду с методами оценки, на базе дисконтирования денежных потоков необходимо применять также количественные методы анализа внутрихозяйственной эффективности инновационных проектов» [13].

Последовательное соблюдение указанных принципов и комплексность развития инновационной системы будут способствовать успешному инновационному развитию малого бизнеса АПК, повышению его экономической эффективности, что в конечном счете будет способствовать дальнейшему росту обеспеченности населения продуктами питания.

Литература

1. Шумпетер И. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982.

2. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ № 832 от 24.07.1998 г. // Российская газета. 1998. 19 авг.

3. Chatterji А., Glaeser E., Kerr W. Clusters of En-trepreneurship and Innovation // NBER Working Paper. № 19013. Issued in May 2013.

4. Stiglitz J. E. Intellectual Property Rights, the Pool of Knowledge, and Innovation // NBER Working Paper. №. 20014. Issued in March 2014.

5. Ryan L., Moser P. Do Patent Pools Encourage Innovation? Evidence from 20 U.S. Industries under the New Deal // NBER Working Paper. № 18316. Issued in August 2012.

6. Гершанок Г. А., Молодчик Н. А., Попов В. Л. [и др.] Основы инновационного предпринимательства. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012.

7. Дубовицкий А. А., Греков Н. И. Обоснование перспектив экономического роста и развития овощеводства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 79-82.

8. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Современное состояние и проблемы развития личных подсобных хозяйств населения // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2006. № 2. С. 120-124.

9. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Перспективы развития кредитной потребительской кооперации // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2010. № 4-6. С. 229-232.

10. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) // Справ.-правов. система «КонсультантПлюс»

11. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (ред. от 19.12.2014) // Справ.-правов. система «Кон-сультантПлюс»

12. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы: постановление администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. № 1443 // Справ.-правов. система «КонсультантПлюс»

13. Никитин А. В. Понятие, виды продуктовых инноваций и методы оценки эффективности их внедрения предприятиями // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12 (034). С. 217-221.

References

1. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: Issledovaniya predprinimatel'skoj pribyli, kapitala, kredita i cikla kon"yunktury [Theory of Economic Development: Studies of business profits, capital, credit and market conditions cycle]. M.: Progress, 1982.

2. Koncepciya innovacionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 1998-2000 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF № 832 ot 24.07.1998 g. [Concept of the Russian Federation Innovation Policy for 1998-2000: Decree of the RF Government № 832 of 24.07.1998] // Rossijskaya gazeta. 1998. 19 avg.

3. Chatterji A., Glaeser E., Kerr W. Clusters of En-trepreneurship and Innovation // NBER Working Paper. № 19013. Issued in May 2013.

4. Stiglitz J. E. Intellectual Property Rights, the Pool of Knowledge, and Innovation // NBER Working Paper. №. 20014. Issued in March 2014.

5. Ryan L., Moser P. Do Patent Pools Encourage Innovation? Evidence from 20 U.S. Industries under the New Deal // NBER Working Paper. № 18316. Issued in August 2012.

6. Gershanok G. A., Molodchik N. A., Popov V. L. [i dr.] Osnovy innovacionnogo predprinimatel'stva [Basics of Innovative Entrepreneurship]. Perm': Izd-vo Perm. nac. issled. politekhn. un-ta, 2012.

7. Dubovickij A. A., Grekov N. I. Obosnovanie per-spektiv ekonomicheskogo rosta i razvitiya ovoshchevodstva [Rationale for the prospects of economic growth and development of vegetable growing] // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 6. S. 79-82.

8. Klimentova E. A., Dubovickij A. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya lichnyh podsobnyh ho-zyajstv naseleniya [Current status and problems of development of personal subsidiary farms of the population] // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2006. № 2. S. 120-124.

9. Klimentova E. A., Dubovickij A. A. Perspektivy razvitiya kreditnoj potrebitel'skoj kooperacii [Development Prospects of Credit Consumer Cooperatives] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernad-skogo. 2010. № 4-6. S. 229-232.

10. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike: feder. zakon ot 23.08.1996 g. № 127-FZ [On Science and State Scientific and Technical Policy: Federal Law of 08.23.1996, № 127-FZ] (red. ot 23.05.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.06.2016) // Sprav.-pravov. sistema «Konsul'tantPlyus»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj

D. O. SVIRIDOV

produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 g. № 717 [About the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020: Decree of the RF Government dated 14.07.2012, № 717] (red. ot 19.12.2014) // Sprav.-pravov. sistema «Konsul'tantPlyus»

12. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya Tambovskoj oblasti na 2013-2020 gody: postanovlenie ad-ministracii Tambovskoj oblasti ot 21 noyabrya 2012 g. №

1443 [On approval of the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food Tambov Region for 2013-2020: Decree of the Administration of the Tambov region on November 21, 2012 № 1443] // Sprav.-pravov. sistema «Konsul'tantPlyus»

13. Nikitin A. V. Ponyatie, vidy produktovyh innovacij i metody ocenki effektivnosti ih vnedreniya predpriyatiyami [The concept, types of product innovations and methods for evaluating the effectiveness of their implementation of enterprise] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2011. № 12 (034). S. 217-221.

* * *

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN AIC

SVIRIDOV DMITRY OLEGOVICH Russian Centre of civil and patriotic education of children and youth Moscow, The Russian Federation, e-mail: [email protected]

The article analyzes the problems and perspectives of innovation development of small businesses in the agro-industrial complex. Most acutely at the moment is the introduction of innovations in agricultural production of small businesses. Innovative development should be based on intensive use in the production of advanced scientific research and practices are: efficient technologies and techniques, products, methods of organization and effective management methods, new markets. Among the main problems of innovative development of small business in agriculture can be identified such as chronic lack of financial resources, insufficient information security, the imperfection of the legal framework and state support systems, unfair competition, administrative barriers and others. To activate the implementation of innovations in small business organizations they must have an efficient innovation system. The composition of the innovation system development of small businesses, according to the author, can be represented in a scheme with allocation as the main units of the internal and external factors of development. The main functional task of the innovation system in the AIC is to develop information resources for the scientific and technical achievements, innovation projects and the subsequent operational bringing of innovations to farmers. Among the key problems which should be solved with the help of an innovative system we can refer improving the efficiency of small businesses and rural livelihoods, and boost the supply of food. Consistent adherence to these principles and the complexity of the innovation system will contribute to the successful development of innovative small businesses agribusiness, enhance economic efficiency, which ultimately will contribute to further growth of availability of food.

Key words: small business in AIC, innovation, innovative system of AIC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.