УПРАВЛЕНИЕ И БИЗНЕС
УДК 338.436.33(571.51) О.В. Зинина, З.Е. Шапорова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В АПК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
O.V. Zinina, Z.E. Shaporova
INNOVATION ACTIVITY IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF KRASNOYARSK REGION
Развитие инновационной деятельности является одним из актуальных направлений развития в Российской Федерации. При этом Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной сферы в данный момент. Центральное звено современного АПК России - сельское хозяйство находится на периферии научно-технического прогресса, подчас лишено не только источников для простого воспроизводства, но и источников для покрытия производственных расходов. Цель данной работы - найти пути преодоления отставания российской экономики посредством рассмотрения возможности модернизации сельского хозяйства, менеджмента инноваций, выработки комплексной системы принятия эффективных управленческих решений с целью получения новых конкурентоспособных преимуществ как на уровне создаваемой продукции, так и отраслей в целом. Значительный рост в последнее время информационных потоков и высокотехнологичных производств, вертикальной и горизонтальной интеграции, новых направлений в бизнесе требует совершенствования моделей и механизмов по управлению инновационными проектами в отраслях, их рисками, привлекательностью и институциональным содержанием. Данные направления рассматриваются в статье подробно. В результате анализа можно прийти к выводу, что только во взаимодействии технико-технологических и организационно-экономических направлений инновационного развития возможно успешное продвижение по пути модернизации АПК.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, развитие, АПК, сельское хозяйство, эффективность.
The development of innovative activity is a topical direction of development in the Russian Federation. But Krasnoyarsk region is one of a few regions of Russia where there are almost all conditions for active development of the innovation sphere at the moment. Central link of modern Russian agricultural and industrial sector (AIS), agriculture is at the periphery of scientific and technological progress, often deprived not only of the sources for simple reproduction, but also sources to cover production costs. The aim of this work is to find the ways of overcoming the backwardness of the Russian economy by considering modernization of agriculture, innovation management, towards an integrated system of efficient decisionmaking with the aim of obtaining new competitive advantages both at the level of the products and industries as a whole. The significant recent growth of information flows and high-tech industries, vertical and horizontal integration, new directions in business require the perfection of models and mechanisms_ for management o f innovation projects in industries, risks, attractiveness, and institutional content. These directions are discussed in the article in detail. As a result of analysis one can come to the conclusion that the interaction between technical-technological and organizational-economic directions of innovative development may move forward on the path of modernization of AIC.
Keywords: innovation, innovation process, development, AIC, agriculture, efficiency.
Мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, вытеснять и разорять национальных товаропроизводителей. Поэтому РФ необходимо ставить и последовательно решать задачу инновационного развития АПК. Иного пути нет, если Россия имеет цель интегрироваться в мировое сельское хозяйство и занимать в нем соответствующую нишу.
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений развития в Российской Федерации. При этом Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной сферы.
Центральное звено современного АПК России - сельское хозяйство находится на периферии научно-технического прогресса, подчас лишено не только источников для простого воспроизводства, но и источников для покрытия производственных расходов. В такой ситуации не всякое сельскохозяйственное предприятие задумывается о повышении производительности труда, урожайности в растениеводстве и продуктивности
в животноводстве. Это приводит к низкой инвестиционной активности предприятий сельского хозяйства и тормозит развитие предприятий агропромышленного комплекса в целом. Общеизвестно, что основным источником развития АПК является сельское хозяйство, которое формирует потребность на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности (первая сфера АПК) и является поставщиком продукции для обрабатывающей и пищевой промышленности (третья сфера АПК). Получается, что, являясь краеугольным камнем АПК, интенсивное развитие сельского хозяйства будет стимулировать повышение спроса на продукцию первой сферы АПК и покрывать потребности третьей сферы АПК в полном объеме. В настоящее время потребности третьей сферы АПК частично покрываются за счет импорта продовольственной продукции. Соответственно, при повышении выпуска валовой продукции сельского хозяйства на рынке заработает «им-портозамещение», которое положительно скажется на всех участниках, задействованных в рыночных отношениях в АПК [6].
Сложность появления и внедрения инноваций в АПК России также имеет общероссийские корни и трудности. «Трудности связаны, во-первых, с некоторыми особенностями общего российского потенциала», -пишет профессор Л.В. Никифоров, «во-вторых, - с его конкретным основанием, с накопившимися структурными несоответствиями внутри его отдельных составляющих и между ними; в-третьих, - с отсутствием в стране, как в прошлом, так и теперь, общественной системы, внутренне ориентированной на инновационное развитие и стимулирующей его в разных экономических и социальных блоках и сферах. Последнее обстоятельство наиболее негативно влияет на инновационное развитие. Именно оно порождало и порождает разного рода несбалансированность, а часто и деструкцию в российском потенциале и обществе» [5].
Таким образом, для запуска инновационной активности сельскохозяйственных предприятий надо найти источники финансирования инноваций. Для этого необходимо восстановить и развить инвестиционный потенциал АПК России на основе формирования экономического механизма его регулирования, что позволит повысить эффективность его функционирования [4].
Для преодоления отсталости российской экономике среди прочих условий необходима модернизация менеджмента инноваций, выработка комплексной системы принятия эффективных управленческих решений с целью получения новых конкурентоспособных преимуществ как на уровне создаваемой продукции, так и отраслей в целом. Значительный рост в последнее время информационных потоков и высокотехнологичных производств, вертикальной и горизонтальной интеграции, новых направлений в бизнесе требует совершенствования моделей и механизмов по управлению инновационными проектами в отраслях, их рисками, привлекательностью и институциональным содержанием [7, с. 13].
Выявление и использование незадействованных ресурсов управления инновационным потенциалом позволят радикально обновить
функционирование всех видов деятельности, которые будут иметь тогда возможность на уровне современных мировых тенденций адекватно отвечать угрозам и вызовам. При переводе отраслей экономики страны на инновационный путь развития совершенствование управленческого механизма данного процесса становится неотъемлемой частью интеграции национальной экономики в мировую [7, с. 61].
В сельскохозяйственном производстве инновационная деятельность является важнейшим фактором повышения интенсивности и производительности труда. Основными составляющими выхода на качественно новый уровень развития являются наличие рыночной инфраструктуры и перестройка системы государственного управления аграрным сектором экономики. Новые условия диктуют необходимость коренных преобразований в этой сфере, которые позволят России достойно вести конкурентную борьбу и обновить производственную базу.
На данный момент в России наблюдается хоть и небольшой, но стабильный рост эффективности производственной деятельности сельскохозяйственных организаций в период с 2005 по 2012 г. (табл. 1), даже кризисный 2008 г. не повлиял на динамику роста, по некоторым позициям мы приближаемся к показателям 2000 г. Стоит заметить, что почти все показатели как минимум вдвое ниже результатов 1992 г., объясняется это тем, что численность крестьянских (фермерских) хозяйств, начиная с 1995 г., заметно сократилась.
Таблица 1
Основные показатели производственной деятельности
и и «-» и ■*■ И
сельскохозяйственных организаций в Российской Федерации
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Посевная площадь, млн га 108,7 74,2 60,5 57,5 58,4 58,6 56,1 56,7 55,7
В т. ч.:
зерновых и зернобобовых культур 60,0 40,7 34,7 33,8 35,4 35,7 32,0 32,1 32,1
картофеля и овощебахчевых культур 1,4 0,5 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4
Поголовье скота (на конец года), млн гол.
Крупный рогатый скот 40,2 16,5 11,1 10,3 9,9 9,5 9,3 9,1 9,1
В т. ч. коровы 13,7 6,5 4,3 4,0 3,9 3,8 3,7 3,7 3,6
Свиньи 23,5 8,5 7,3 8,7 9,2 10,6 10,8 11,4 13,7
Овцы и козы 32,7 4,6 4,3 4,1 4,2 4,7 4,4 4,5 4,6
Производство продуктов сельского хозяйства, млн т
Зерно (в весе после доработки) 104,1 59,4 62,7 64,2 84,5 75,9 47,0 72,3 54,4
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сахарная свекла 25,0 13,3 18,8 25,3 25,9 22,2 19,7 41,2 39,5
Картофель 8,1 2,2 2,4 2,7 3,3 4,1 2,2 4,2 3,9
Овощи 4,5 2,5 2,1 2,2 2,5 2,5 2,1 2,9 2,5
Скот и птица на убой (в убойном весе) 5,3 1,8 2,3 3,0 3,4 3,9 4,4 4,8 5,3
Молоко 32,2 15,3 14,0 14,2 14,3 14,5 14,3 14,4 14,8
Яйца, млрд шт. 31,7 24,2 27,3 28,4 28,4 29,8 31,3 31,9 32,7
Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах. - М., 2014. - С. 274.
Россия занимает не последнее место среди стран-лидеров и по такому критерию, как индекс производства сельскохозяйственной продукции (табл. 2). Отметим при этом значительную долю импорта продукции данной сферы в отечественной экономике.
В связи с необходимостью инновационного развития России и, в частности, сельского хозяйства Министерство экономического развития страны утвердило стратегию «Инновационная Россия - 2020» [1].
Таблица 2
Индексы производства продукции сельского хозяйства*
Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Россия 112,2 115,6 119,4 132,3 134,2 119,0
Европа
Беларусь 125 132 138 150 151 155
Республика Македония 101 104 107 113 114 120
Украина 119 122 114 133 131 129
Эстония 124 122 124 130 133 133
Азия
Азербайджан 140 142 147 156 162 158
Армения 155 155 170 172 172 149
Таджикистан 153 162 173 183 203 217
Филиппины 121 125 132 136 134 136
Африка
Алжир 141 147 126 136 167 179
Объединенная Республика Танзания 145 153 151 153 158 158
Судан 140 150 153 160 167 166
Америка
Аргентина 120 121 134 131 113 134
Боливия 117 122 128 128 134 135
США 104 105 109 111 113 113
Чили 119 126 125 126 124 128
*Россия и страны мира. - М.: Росстат, 2014. - С. 207.
Реализация данной стратегии позволит получить комплексный эффект в агрокомплексе, включающий в себя повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий агропромышленного комплекса и смежных отраслей и дальнейшее повышение производительности труда. В соответствии с Программой инновационного развития, в 2020 г. в России планируется производить продуктов питания и напитков на треть больше, чем в 2014 г. В целом планируется снижение объемов импорта и увеличение экспорта российской сельскохозяйственной продукции.
Перечислим комплекс мер, обеспечивающих развитие инноваций в АПК страны. В растениеводстве инновационная политика должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование методов селекции -создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоение научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
В животноводстве инновационная деятельность обуславливает эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства. Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивых к заболеваниям. Не менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологическим и научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, повышающими уровень и эффективность производства продукции животноводства. Внедрение высокоадаптивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства на основе инновационной деятельности является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции [2].
Структура экономики Красноярского края, сегодняшнее состояние промышленности и предпринимательства края, характеризующиеся сырьевой направленностью и высокой степенью физического или морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на импортозамещение, требуют немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе [3]. Необходимость внедрения новаторства в регионе в настоящее время имеет острейшую актуальность, задержка в развитии инновационной деятельности может привести край к переходу к самому негативному сценарию
развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.
Формирование инновационно-ориентированной модели общественного производства требует, в первую очередь, определения долгосрочных стратегических ориентиров как для государственного сектора, так и для частного бизнеса, обеспечивая взаимосвязь их интересов, создания для этого соответствующих механизмов и стимулов. Таким образом, в стратегии и тактике реформ должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государства.
В условиях инновационной модели общественного производства оно должно выработать и реализовать соответствующую стратегию научно-технического и промышленного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет:
- освоения массового выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения;
- вовлечения в хозяйственный оборот важнейшего стратегического резерва государства - накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;
- использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке;
- консолидации и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского сектора экономики.
Поскольку развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений развития в Российской Федерации, в Красноярском крае созданы практически все условия, необходимые для активного развития инновационной сферы.
Красноярское правительство рассматривает также долгосрочную целевую программу по поддержке сельскохозяйственных производителей до 2020 г., сообщено газетой «Коммерсант». Предполагается также, что с будущего года в течение 7 лет региональные власти вложат в агропромышленный комплекс почти 18,4 млрд руб [8].
Законопроект, который был разработан красноярским Минсельхо-зом, предусматривает полную реализацию программ относительно субсидирования краевых сельхозпроизводителей, прежде всего выплату компенсации на покупку минеральных удобрений, возмещение некоторой части процентной ставки по кредитам. Власти также намереваются поддержать элитное семеноводство, восстановление плодородия почв. За счет таких мер к 2020 г. мясное производство в регионе должно вы-
расти на 43,6 % (до 306,1 тыс. т), молока - на 4,6 (до 757,1 тыс. т), валовой сбор зерновых культур - на 7,6 (до 2,1 млн т), овощей - на 4,7 % (до 270 тыс. т).
Любопытно сравнить всю финансовую составляющую приоритетной отрасли со всеми затратами республиканской казны по Минфину -4 533 903 тыс. руб., Министерству здравоохранения - 3 903 154 тыс. руб.
Стоит обратить внимание на такую статью расходов, как «центральный аппарат»: в Минсельхозе - 24,8 млн руб., а в Минздраве -31,9 млн руб., в Минфине - почти 96,8 млн руб.
Осуществляемая на основе инновационного развития модернизация АПК означает качественное его преобразование, вовлечение в этот процесс производительных сил и совершенствование производственных отношений. Рост производительных сил сельского хозяйства включает: повышение почвенного плодородия и увеличение продуктивности земли как основного средства производства в сельском хозяйстве, увеличение биологического потенциала продуктивности и других хозяйственно полезных качеств сельскохозяйственных растений и животных, более полную их реализацию в производстве; повышение производительности сельскохозяйственного труда, изменение роли человека в производстве путем замены ручного труда механизированным; рост материально-вещественных элементов производительных сил за счет расширения масштабов применения и качественного улучшения средств производства.
Совершенствование аграрных производственных отношений включает реализацию отношений собственности, в том числе земельных отношений; переход на прогрессивные организационные формы сельскохозяйственного производства в составе многоукладной аграрной экономики, усиление роли сельскохозяйственной кооперации, формирование интегрированных агропромышленных структур; обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; стимулирование инвестиционной деятельности в АПК; государственное регулирование (ценообразование, кредитование, налогообложение, страхование) и поддержку АПК (субсидии, дотации, компенсации, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей); создание инфраструктуры рынка.
Согласно рассматриваемому подходу, рост производительных сил АПК обеспечивается массовым применением в производстве новых технологий, а совершенствование производственных отношений реализуется с помощью конкретного организационно-экономического механизма АПК, отражающего особенности того или иного этапа аграрного развития. Только во взаимодействии технико-технологических и организационно-экономических направлений инновационного развития возможно успешное продвижение по пути модернизации АПК
Литература
1. Балацкий Е. Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках // Экономика и общество. - 2014. - № 4. - С. 100.
2. Бартенев СА. История экономических учений: учебник. - М.: Эко-номистъ, 2014. - 457 с.
3. Голиченко О. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Вопросы экономики. - 2013. -№ 6. - С. 26-36.
4. Дежина И., Леонов И. Экономико-правовое обеспечение коммерциализации интеллектуальной собственности // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 74.
5. Никифоров Л.В. Социально-экономические системы и инновационный тип развития // Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. - М.: Изд-во ИЭ РАН, 2010. - С. 268-269.
6. Кашубо Н. Управление инновационными процессами в АПК //АПК: экономика, управление. - 2011. - № 4. - С. 51-56.
7. Косалс Л. Технологические инновации в России: социально- экономический аспект / / Экономика и общество. - 2011. - № 7-8. - С. 78.
8. URL: http://www.agroru.com/news/krasnoyarskij-kraj-v1ozhitsya-v-agrarnyi-sektor18779.htm.
З.Е. Шапорова, Н.В. Максимова
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Z.E. Shaporova, N.V. Maksimova
METHODS OF ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY
OF ECONOMIC SYSTEMS
Ключевым вопросом в понимании эффективности инструментов инновационного развития остается выявление показателей, которые следует измерять. Во многом эмпирический анализ затруднен ввиду отсутствия достоверных данных, характеризующих инновационную активность и конкурентоспособность. Требуемые индикаторы должны отражать эффективность инновационной деятельности экономических систем различных уровней, а также позволять прослеживать взаимосвязь показателей и проводить последовательное агреги-