78 Государство • Регионы • Развитие
Перспективные направления развития информационно-консультационной деятельности в Республике Бурятия
^ КУШНАРЕВА Ирина Георгиевна
Аспирант кафедры экономики, организации и управления предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления 670045, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 Тел.: (3012) 21-01-73 E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается информационно-консультационная деятельность в системе сельскохозяйственного консультирования, способствующая развитию АПК, росту выпуска отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия местного производства, повсеместному получению информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями, малыми формами хозяйствования и переработчиками, совершенствованию трансферта инновационных и передовых отечественных и зарубежных разработок в производство продовольствия. В результате анализа сделан вывод о том, что развитие информационно-консультационных услуг в системе продовольственного обеспечения, с одной стороны, позволит повысить эффективность использования ресурсов агропромышленного комплекса, увеличить объемы продовольствия собственного производства, в том числе в сельских территориях Республики Бурятия, а с другой стороны, будет способствовать как повышению конкурентоспособности региона, так и решению проблем технико-технологического, социально-экономического и пространственного развития региона, росту доходов населения, повышению эффективности оказанной консультационной помощи и внедрению инновационных технологий и достижений науки в агропромышленное производство, увеличению эффективности и устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств; росту образовательного и культурного уровня населения, повышению качества и экологической безопасности продовольствия.
JEL classification
R11
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ
В условиях объявления рядом зарубежных стран экономических санкций против РФ и ограничения импорта определенных групп товаров особенно актуальным становится возможность развития отечественного производства, постепенного импортозаме-щения зарубежного продовольствия отечественными продуктами более высокого качества.
В этой связи перед российскими товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями ставятся сложные производственные и организационные задачи, разрешение которых собственными силами не всегда возможно. Возникает необходимость в получении своевременной информационно-консультационной помощи [8].
Исходя из складывающейся потребности в информационно-консультационном обеспечении необходимо дальнейшее развитие и совершенствование системы информационно-консультационной деятельности в сельскохозяйственном консультировании [4].
При этом развитие информационно-консультационной деятельности должно быть ориентировано на расширение территориальной сети до повсеместного обеспечения возможности получения консультационных услуг, развитие кадрового потенциала, укрепление материально-технической базы и соответствующего ресурсного потенциала [9].
В частности, повсеместное получение консультационной помощи должно осуществляться за счет организации
и бесперебойной работы Единого информационного электронного портала (сайта) с равным доступом по всей территории региона; за счет ресурсного обеспечения формирований системы сельскохозяйственного консультирования, укрепления материально-технической базы, технической модернизации, расширения и развития существующих региональных и районных центров всех правовых форм [3; 7].
Рынок информационно-консультационных услуг Республики Бурятия представлен филиалами структурных подразделений АУ (ранее ГБУ) «Информационно-методологический центр сельских территорий РБ», филиалами ООО «Практик» и ООО «Инфоком», федеральными и региональными информационно-аналитическими системами и справочниками, такими как «Система Главбух», «Консультант», «Гарант» и пр.
Предлагаемые мероприятия по сохранению, расширению и увеличению существующих консультационных организаций всех организационно-правовых форм по районам республики будут способствовать увеличению количества консультационных услуг.
Как видно из табл. 1, в Республике Бурятия ожидаемое увеличение числа информационно-консультационных услуг к 2020 г. составит 320 000 ед., что на 215 000 информационно-консультационных услуг больше по сравнению с 2014 г., в процентном отношении планируемый рост составит 304,8%. Количество центров в городах республики, в частности в Улан-Удэ, Гусиноозерске, Кяхте, Бабушкине, Закаменске, а также во всех муниципальных образованиях региона к 2020 г. должно увеличиться на 23 организации, или на 169,7% по сравнению с 2014 г., число районных филиалов информационно-консультационных организаций увеличится на 14 ед., или на 150%.
Социальный эффект от реализации мероприятий выразится в создании 61 нового рабочего места, в том числе мест для ученых-консультантов, и в со-
State • Regions • Development 7S
Promising Directions of Development of Information and Consulting Activity in the Republic of Buryatia
Таблица 1 - Прогнозируемое развитие информационно-консультационной помощи
Целевые индикаторы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1. Количество оказанных услуг, тыс. ед. 105 156 192 250 300 312 320
В том числе бесплатных информационных услуг 48,7 57,4 66,6 70,2 76,2 79,9 82,5
2. Количество центров по оказанию консультационной помощи по РБ, ед. 33 47 50 50 52 54 56
3. Количество районных центров (филиалов) консультирования (в том числе сельскохозяйственного консультирования), ед. 28 32 36 38 40 42 42
4. Численность консультантов, чел. 71 105 105 114 120 128 132
■о
я
/ Ol
^ Irina G. KUSHNAREVA
Postgraduate of Economics, Organization and Management of the Enterprises of Processing Industry and Services Dept.
East Siberia State University of Technology and Management 670045, RF, the Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Klyuchevskaya St., 40 Phone: (3012) 21-01-73 E-mail: [email protected]
Keywords
INFORMATION AND CONSULTING SERVICES MARKET
AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
AGRICULTURAL CONSULTING
FOOD SUPPLY
FOOD SECURITY
IMPORT SUBSTITUTION
ECONOMIC SANCTIONS
хранении 71 рабочего места. Всего к 2020 г. может быть создано 132 рабочих места, 56 из которых в сельских местностях республики, что будет способствовать снижению миграции из села в город.
Для стимулирования товаропроизводителей, особенно в сельской местности, необходимо получение информационно-консультационных услуг на бесплатной основе, в связи с чем планируемое увеличения охвата бесплатными информационно-консультационными услугами к 2020 г. будет расширено до 82 000 ед., что на 33 800 ед., или на 169,4%, больше по сравнению с 2014 г.
Следует отметить, что затраты на создание 14 районных филиалов могут быть минимальными, так как в 2012 г. произошло сокращение 14 районов в АУ ИМЦ. В настоящее время данные центры оборудованы всей необходимой техникой, поэтому требуются только квалифицированные специалисты. Данные центры могут быть расположены на территории зданий, находящихся в собственности Администраций районов, а также в зданиях Многофункциональных центров (МФЦ), принадлежащих районным Администрациям, тем самым удешевляя стоимость платных информационно-кон-
сультационных услуг, а также позволяя существенно расширить число бесплатных информационно-консультационных услуг различного характера.
Особое внимание следует уделить развитию и совершенствованию кадрового потенциала, которое необходимо проводить путем подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок консультантов. Также необходимо интегрировать работу консультантов с опытом научно-технического потенциала научных организаций и вузов в области информатизации и информационных технологий, внедрения инновационных передовых отечественных и зарубежных достижений, стимулировать получение специалистами-практиками, в том числе молодыми специалистами в сфере информационно-консультационных услуг, ученых степеней, использовать зарубежный опыт.
Исходя из вышесказанного следует разработать программу кадрового обеспечения и кадрового резерва с опорой на государственную поддержку (подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров осуществлять за счет средств федерального, республиканско-
Abstract
The article deals with information and consulting activity in the system of agricultural consulting that contributes to the development of agro-industrial complex, expands domestic production of agricultural goods and local foodstuffs, offers a widespread information and advisory support for agricultural producers, small entities and processors, and helps put innovative Russian and foreign projects into food production. The results of the analysis show that the development of information and consulting services in the system of food supply, on the one hand, can make the use of agro-industrial resources more efficient and enhance the production volumes of home-grown products including the agricultural territories of the Republic of Buryatia. On the other hand, it will improve the competitiveness of the region; facilitate resolution of the problems in technical and technological, socio-economic and spacial development of the region; increase incomes of the population; promote the efficiency of consulting service; accelerate introduction of innovative technologies and scientific achievements into agro-industrial production; boost the efficiency and functional sus-tainability of agriculture businesses, sole traders, farmer and private households; elevate educational and cultural level of the population; raise the quality of foodstuffs and food safety.
JEL classification
R11
го бюджета и бюджета конкретных предприятий), совершенствовать формы и методы подготовки консультантов, в том числе возможности их стажировок в лучших отечественных и зарубежных консультационных организациях, создать систему контроля профессионализма консультантов, разработать положения о статусе, квалификации консультанта, организовать базу данных ведущих консультантов системы. Для выявления качества и уровня деятельности консультантов необходимо применять систему мониторинговых исследований, представляющую собой комплекс мероприятий непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования информационно-консультационных процессов с использованием качественных и количественных показателей.
Ресурсное обеспечение субъектов рынка информационно-консультационных услуг должно осуществляться путем аренды или реконструкции существующих офисных помещений с целью предоставления консультантам рабочих мест для приема клиентов и проведения индивидуальных и групповых мероприятий; путем оснащения информационно-консультационных центров современным компьютерным, типографским, множительным и презентационным оборудованием, предоставления программных продуктов, портативных полевых приборов, лабораторного оборудования и транспортных средств в отдаленных районах [10].
Для проведения работ по детальному изучению инновационных разработок, особенно научных разработок, инновационных технологий в сфере АПК, производства и переработки продукции, консультационные центры необходимо укомплектовать исследовательско-лабо-раторным оборудованием, в частности агроконсультационный центр и его районные филиалы. Данное оборудование должно быть приобретено на средства федерального бюджета либо с привлечением государственных дотаций на федеральном уровне, если речь идет о сфере сельскохозяйственного консультирования, и собственных средств фирмы, если речь идет о коммерческой структуре, во избежание привлечения средств из дефицитного бюджета региона [1; 2].
В сфере трансферта инноваций необходимо выявить потребности товаропроизводителей в научно-технических и инновационных разработках, сформировать банк информационных ресурсов путем мониторинга научно-технических
и инновационных разработок, провести среди них отбор наиболее своевременных и эффективных и распространить информацию о них путем анализа состояния научно-технических достижений и предоставления информации посредством Интернета и других электронных средств. Также необходимым является издание обзорной и прогнозно-аналитической информации по отрасли; формирование заказов на научно-исследовательские и инновационные разработки; координирование внедренческой деятельности по отраслевым направлениям и пропаганда отраслевой инновационной политики.
Однако не следует забывать, что значимый вклад в законодательное и нормативно-правовое обеспечение информационно-консультационной деятельности могут внести общественные организации, такие как Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР), Союз промышленников и предпринимателей и различные объединения консультантов, в связи с чем необходимо формирование ассоциации консультантов региона по различным направлениям, в том числе в сфере АПК.
На региональном уровне формирование соответствующей законодательной и нормативной базы должно быть направлено в первую очередь на принятие региональных нормативных документов о развитии и нормировании деятельности информационно-консультационных организаций различных организационно-правовых форм. Создание новых региональных систем консультирования должно закрепляться постановлениями или распоряжениями Правительства и Администраций субъектов Российской Федерации.
Также необходимо выделить ряд механизмов для развития рынка информационно-консультационных услуг: правовой, организационно-экономический, финансовый, технико-технологический, маркетинговый и мотивационный.
К реализации правового механизма можно отнести формирование законодательной и нормативно-методической базы, включающей принятие федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании», утверждение «Положения о системе сельскохозяйственного консультирования», а также ряда ведомственных документов Минсельхо-за России, обеспечивающих функционирование системы, регламентирующих ее деятельность и определяющих взаимоотношения формирований системы
с основными субъектами АПК; разработку и принятие Федеральной целевой программы развития информационно-консультационной деятельности, а также региональных программ развития сельскохозяйственного консультирования. Это позволит обеспечить концентрацию материальных, информационных, кадровых ресурсов и минимизацию затрат, связанных с формированием единой государственной системы сельскохозяйственного консультирования1.
В рамках реализации организационно-экономического механизма развития рынка информационно-консультационных услуг неотъемлемым элементом должен стать социально-экономический мониторинг развития системы сельскохозяйственного консультирования, а также мониторинг удовлетворенности сельских товаропроизводителей и населения оказанными информационно-консультационными услугами, который будет обеспечивать постоянную обратную связь с объектами и субъектами АПК [5].
Финансирование субъектов сельскохозяйственного консультирования должно осуществляться из различных источников, в том числе из бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и районных бюджетов, а также за счет средств, полученных от оказания платных консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной учредительными документами, поступлений из общественных, профессиональных и благотворительных фондов и иных средств финансовой поддержки общественно значимой сельской консультационной деятельности и развития этой деятельности в субъекте Российской Федерации.
В целевых программах, связанных с развитием сельскохозяйственного производства и сельских территорий, принимаемых субъектами Российской Федерации, на осуществление консультационной деятельности должно выделяться до 2% средств, предусматриваемых бюджетом субъекта РФ для финансирования программ по развитию сельского хозяйства и развитию сельских территорий в целом.
Региональными бюджетами субъектов Российской Федерации должно быть
1 О сельскохозяйственном консультировании: проект Федерального закона // Министерство сельского хозяйства (официальный сайт). URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show.
State • Regions • Development 81
Таблица 2 - Прогноз эффективности информационно-консультационных услуг по выращиванию сельскохозяйственных культур на вновь введенных землях сельскохозяйственного назначения всеми формами хозяйствования РБ
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020 г. к 2014 г., %
Площадь земель, введенных в севооборот, га 2 200 2 500 2 800 3 200 3 350 3 400 3 500 159
Валовой сбор, т 3 520 4 000 4 760 5 440 6 030 6 120 6 300 179
Урожайность, ц/га 16 16 17 17 18 18 18 113
Цена реализации, тыс. р./ц 1,2 1,2 1,4 1,4 1,5 1,5 1,5 125
Объем реализованной продукции, т 280 750 1 020 1 400 1 800 1 850 2 000 690
Выручка от реализации продукции, тыс. р. 336 900 1 428 1 960 2 700 2 775 3 000 863
Таблица 3 - Эффективность консультаций по вопросам выращивания сельскохозяйственных животных (КРС)
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 г. к 2014 г., %
Поголовье животных, гол. 18 240 20 040 22 450 25 140 28 200 31 520 173
Объем произведенной продукции, т 270 980 1 240 1 850 2 050 2 500 926
Цена реализации 1 ц продукции, тыс. р. 22 24 24 25 25 26 118
Объем реализованной продукции, т 250 950 1 100 1 500 1 800 2 000 800
Выручка от реализации, млн р. 55,0 228,0 264,0 375,0 450,0 520,0 945
предусмотрено субсидирование части затрат на оплату консультационных услуг и приоритетное выделение кредитных ресурсов и субсидий сельхозпроизводителям, пользующимся услугами консультационных организаций на платной основе.
Целесообразно совершенствование системы налогообложения информационно-консультационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных налоговых условий для формирований системы и хозяйствующих субъектов, которым оказываются консультационные услуги [6].
В свою очередь, технико-технологический механизм позволит провести комплектование информационно-консультационных центров современными техническими средствами, позволяющими им интегрироваться в единую информационную систему с целью создания соответствующих условий для осуществления эффективной информационно-консультационной деятельности.
Мотивационный механизм включает закрепление статуса аграрного консультанта и совершенствование оплаты труда специалистов. Необходимо внедрять систему поощрения, направленную на повышение заинтересованности сельско-
хозяйственных товаропроизводителей в получении качественных консультационных услуг.
Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать совершенствованию и развитию рынка информационно-консультационных услуг в системе продовольственного обеспечения региона.
От оказания информационно-консультационных услуг в регионе, согласно табл. 2, ожидаемый эффект по показателю «площадь сельскохозяйственных земель, вновь введенных в севооборот» за период 2015-2020 гг. составит 18 750 га, при этом в 2020 г. площадь введенных земель должна увеличиться на 1300 га по сравнению с 2014 г., или на 159%. Применение инновационных технологий и использование услуг ученых консультантов-агрономов будет способствовать увеличению валового сбора зерновых культур: к 2020 г. он должен составить 6300 т, или на 2780 т (на 179%) больше, чем в 2014 г.
Применение инновационных ресурсосберегающих технологий в хозяйствах всех форм собственности будет способствовать повышению урожайности на 113% и составит 18 ц/га в 2020 г. по сравнению с 16 ц/га в 2014 г. Это в свою
очередь приведет к увеличению объема реализуемой продукции на 630% и составит 2 000 т в 2020 г. по сравнению с 280 т в 2014 г. Данная ситуация благоприятно отразится на финансовом положении предприятий, так как продукция будет реализована на 3 000 тыс. р. в 2020 г. по сравнению с 336 тыс. р. в 2014 г., что свидетельствует о восьмикратном увеличении дохода хозяйств.
Это позволит охваченным информационно-консультационной деятельностью сельскохозяйственным организациям, зарегистрированным крестьянско-фер-мерским хозяйствам и юридическим лицам, субъектам малого предпринимательства получить доход от реализации продукции животноводства в 2019 г. на 945% больше, чем в 2014 г., что составит 520 млн р. против 55 млн р. в 2014 г. (табл. 3).
Таким образом, реализация всех вышеуказанных направлений развития информационно-консультационной деятельности в системе продовольственного обеспечения позволит повысить продовольственную безопасность региона и выведет информационно-консультационную деятельность в сельскохозяйственном консультировании на качественно новый уровень.
82 Государство • Регионы • Развитие
Источники
1. Баутин В.М. Инновационная деятельность в АПК: проблемы охраны и реализации интеллектуальной собственности. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006.
2. Баутин В.М. Информационно-консультационная служба должна ориентироваться на инновации // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 3-4.
3. Веселовский М.Я. Организация информационно-консультационной службы // Аграрная наука. 2001. № 7. С. 24-25.
4. Гуляев П.В. Проблемы эффективного использования информационного ресурса в экономике // Региональная экономика. 2009. № 32(125). С. 10-14.
5. Демишкевич Г.М., Игошкин О.В. Информационно-консультационное обеспечение АПК как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства. М.: ООО «Столичная типография», 2008.
6. Киреева О.В. Организация региональной системы информационно-консультационного обслуживания агропромышленного комплекса: монография. Самара, 2003.
7. Меденников В.И., Сальников С.Г. Инновационный подход к развитию единого Интернет-пространства // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 102-110.
8. Николаева Э.В., Николаева Е.А. Стратегия инновационного развития АПК региона в условиях глобального кризиса: проблемы и пути решения // Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России: материалы 3-го Всерос. конгресса экономистов-аграрников. М., 2009.
9. Оксанич Н.И., Наумкин А.В. Государственно-частное партнерство в реализации аграрной политики. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011.
10. Поздняков В.Г. Информационные ресурсы по АПК: состояние и перспективы их развития // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 76-83.
References
1. Bautin V.M. Innovatsionnaya deyatel'nost' v APK: problemy okhrany i realizatsii intellektual'noy sobstvennosti [Innvoative acticity in agro-industrial complex: the problems of protection and implementation of intellectual property]. Moscow, Russian State Agrarian University Publ., 2006.
2. Bautin V.M. Informatsionno-konsul'tatsionnaya sluzhba dolzhna orientirovat'sya na innovatsii [Information and consulting services should focus on innovations]. Izvestiya Timiryazevskoy sel'skokhozyaystvennoy akademii - Izvestia of TimiryazevAgrarian Academy, 2012, no. 2, pp. 3-4.
3. Veselovskiy M.Ya. Organizatsiya informatsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby [Organizing information and consulting service]. Agrarnaya nau-ka - Agrarian Science, 2001, no. 7, pp. 24-25.
4. Gulyaev P.V. Problemy effektivnogo ispol'zovaniya informatsion-nogo resursa v ekonomike [Problems of the effective use of information resources in economy]. Regional'naya ekonomika - Regional Economics, 2009, no. 32(125), pp. 10-14.
5. Demishkevich G.M., Igoshkin O.V. Informatsionno-konsul'ta-tsionnoe obespechenie APK kak faktor povysheniya effektivnosti sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [Information and consulting support for agro-industrial complex as a factor in increasing the efficiency of agricultural production]. Moscow, OOO Stolichnaya tipografiya Publ., 2008.
6. Kireeva O.V. Organizatsiya regional'noy sistemy informatsionno-konsul'tatsionnogo obsluzhivaniya agropromyshlennogo kompleksa: monografiya [Organizing a regional system of information and consulting service of agro-industrial complex: a monograph]. Samara, 2003.
7. Medennikov V.I., Sal'nikov S.G. Innovatsionnyy podkhod k razvitiyu edinogo Internet-prostranstva [Innovative approach to the development of the common web space]. Nauchno-informatsionnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya APK: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific and Informational Support for Innovation Development: Proc. of the Int. sci.-pract. conference]. Moscow, 2012, pp. 102-110.
8. Nikolaeva E.V., Nikolaeva Ye.A. Strategiya innovatsionnogo razvitiya APK regiona v usloviyakh global'nogo krizisa: problemy i puti resheniya [The strategy of innovation development of agro-industrial complex of a region in conditions of a global crisis: the problems and solutions]. Problemy ekonomicheskogo rosta i konkurentosposobnosti sel'skogo khozyay-stva Rossii: materialy 3-go Vseros. kongressa ekonomistov-agrarnikov [The Problems of economic growth and competitiveness of Russia's agricultural sector: Proc. of 3rd All-Russia Congress of Specialists in Agrarian Economics]. Moscow, 2009.
9. Oksanich N.I., Naumkin A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v realizatsii agrarnoy politiki [Public-private partnership in implementing agrarian policy]. Moscow, OOO NIPKTs Voskhod-A Publ., 2011.
10. Pozdnyakov V.G. Informatsionnye resursy po APK: sostoyanie i perspektivy ikh razvitiya [Information resources for agro-industrial complex: the current state and prospects of development]. Nauchno-informatsionnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya APK: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific and Informational Support for Innovation Development: Proc. of the Int. sci.-pract. conference]. Moscow, 2011, pp. 76-83.