Библиографический список (References)
1. Мистров Л. Е. Модель синтеза систем информационной безопасности организационно-технических систем // Информационная безопасность регионов: научно-практический журнал. 2011. № 1 (8). С. 21-33. ISSN 1995-5731.
2. Бобылев Н. А. О гомотопическом методе исследования многокритериальных задач / Н. А. Бобылев, С. К. Коровин, В. И. Скалыга // Автоматика и телемеханика. 1996. № 10. ISSN 0005-2310.
3. Мистров Л. Е. Метод синтеза стратегий регионального информационного менеджмента // Информационные войны. 2012. № 2(24). С. 48-62. ISSN 1996-4544.
1. Mistrov L. E. Synthesis model of information security organizational and technical systems. Informacionnaja bezopasnost' regionov: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. No 1 (8). P. 21-33. ISSN 1995-5731.
2. Bobylev N. A., Korovin S. K., Skalyga V. I.
The homotopy method for the study of multiobjective problems. Avtomatika i telemehanika. 1996. No 10. ISSN 0005-2310.
3. Mistrov L. E. Method of synthesis strategies for regional information management. Informacionnye vojny. 2012. No 2(24). P. 48-62. ISSN 1996-4544.
УДК 338.436.33:005.59l.6
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОМ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
THE PROBLEM OF INFORMATION COMPONENT DEVELOPMENT IN INNOVATION PROCESSES - AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
© Коростелёв Вячеслав Геннадьевич
Vyacheslav G. Korostelev кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук (ИАгП РАН).
PhD (Economics), Associate professor, Federal State Budget Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences (IAgP RAS).
© Кадомцева Марина Евгеньевна
Marina Ye. Kadomtseva младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук (ИАгП РАН). junior researcher, Federal State Budget Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences (IAgP RAS).
В статье обосновано, что в качестве базового института, способного решить проблему информационного сопровождения инновационных процессов в агропромышленном комплексе, может рассматриваться информационно-консультационное обеспечение. Предложены рекомендации по интеграции системы информационно-консультационного обеспечения в механизм эффективного государственного управления агропромышленным комплексом.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационное обеспечение, инновационный процесс, информационно-консультационная служба.
The paperproves that the basic institution capable of settling the problem with information support of innovation processes in the agro-industrial complex can be the institution of information and advisory support. Recommendations on integrating the system of information and advisory support into a mechanism of efficient government management of the agro-industrial complex are offered.
Key words: agro-industrial complex, information support, innovation process, information and advisory service.
Стимулирование инновационной деятельности, широкое применение научно-технических достижений, повышение восприимчивости хозяйствующих субъектов к нововведениям являются основными направлениями развития агропромышленного комплекса (АПК) России в современных условиях. Однако динамика этих процессов сдерживается несовершенством инновационной инфраструктуры, информационного сопровождения нововведений. Отсутствие полноценной системы информационного обеспечения инновационного направления в АПК приводит к существенным проблемам, связанным с поиском, обработкой, хранением, оперативным получением достоверной информации хозяйствующими субъектами.
Анализ зарубежного опыта подтверждает, что страны, в которых имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению аграрных регионов информационных продуктов и услуг, а также обеспечения их безопасности, используя интернет-технологии, преуспевают в своём развитии. Таким образом, международное сообщество подчёркивает определяющую роль информации в интенсификации инновационных процессов в АПК, понимая, что неразвитость соответствующей инфраструктуры создаёт барьеры для коммерциализации разработок и их внедрения в аграрное производство.
Информационная система большинства зарубежных стран обеспечивает широкомасштабный показ передового опыта, преимущественно через Интернет, средства массовой информации (СМИ), научно-технические конференции, семинары, выставки, форумы «Дни поля» и так далее в области производства и переработки продукции сельского хозяйства, машинно-технологического обеспечения АПК, способствуя внедрению результатов научных исследований и успешной практики передовых предприятий. При этом в развитых странах на фоне развития ИТ наблюдается тенденция снижения роли информационно-консультационных служб АПК как посреднических структур между производителями аграрных инноваций и их потребителями. Типовая схема работы, когда товаропроизводитель обращается в информационно-консультационную службу, а консультант сам готовит ответ, используя соответствующую литературу, базы данных, пакеты прикладных программ и прочие источники знаний, либо переадресует вопрос более знающему консультанту, в зарубежных странах начинает претерпевать изменения [1, с. 29]. Например, в Австралии в настоящее время почти отказались от посредника-консультанта. В стране нет отдельной федеральной или региональной информационно-консультационной службы
АПК. Функции по предоставлению аграрной информации и отчасти консультирования фермеров берут на себя сайты министерств сельского хозяйства провинций. Фермеры самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в Интернете на этих сайтах, ориентируясь по отраслевому признаку. В Канаде, одной из наиболее аграрно-развитых стран, общей федеральной информационно-консультационной службы вообще не существует. В настоящее время наблюдается тенденция установления непосредственной связи заинтересованных сельхозпроизводителей с университетами и фирмами, занимающимися инновационными аграрными исследованиями, чему немало способствует развитие современных ИТ.
Всесторонний анализ процесса информатизации в АПК России показал, что происходит существенное отставание от передовых стран почти по всем основным направлениям: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, количеству действующих информационных систем. До сих пор используются устаревшие технологии проектирования, разработки и сопровождение информационных систем, в том числе обеспечения их безопасности. В России существует целый ряд факторов, тормозящих процесс информатизации в сельской местности. Среди них стоит выделить относительно высокую стоимость услуг интернет-провайдеров, что не соответствует уровню жизни людей в сельских регионах. Отмечается слабая активность правительства в отношении развития и распространения новых ИТ в стране, отсутствие законодательной базы в этом направлении, низкая степень обеспечения ИБ и моти-вационной готовности населения к обновлению ИТ-услуг, а также недооценка важности самого процесса информатизации. Экономика страны не достаточно воспринимает ноу-хау, и только лишь те предприятия, которые связаны технологически с западными странами, вынуждены внедрять их.
Отставание с развитием информатизации в АПК России предопределяет необходимость формирования эффективной системы информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов. В современных условиях эта тема становится особенно актуальной, так как информационно-консультационные службы являются той необходимой посреднической структурой, которая способна повысить уровень эффективности аграрного производства на основе его инновационного развития.
Информационно-консультационные службы в Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года рассматриваются в ка-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
честве основы инновационной инфраструктуры АПК на региональном и районном уровнях. Информационно-консультационная деятельность объединяет три основных направления: 1) инновационное; 2) информационное; 3) консультационное [2, с. 33].
В рамках первого направления охватываются структуры, обеспечивающие создание инноваций, их освоение, позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям перевести деятельность на более высокий уровень развития.
Второй вектор - это информационно-консультационные службы, представляющие собой открытую структуру общего доступа, которая носит характер информационно-справочной системы с пополнением банков данных информационными ресурсами, поставляемыми научными организациями, органами управления АПК, консультационными службами, сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими источниками информации.
Третье направление включает в себя структуры консультационного обслуживания отрасли и предприятий АПК по экономическому анализу, организации и экономике производства, управлению, технологии, бизнес-планам, маркетингу [3, с. 14].
Информационно-консультационные службы являются необходимым элементом инновационной инфраструктуры, который играет важную связующую роль в информационном обеспечении субъектов инновационного процесса в АПК на всех его этапах. Исследования показали, что в АПК России в настоящее время нет других подобных структур в инновационном русле, охватывающих макро-, мезо- и микроуровни, имеющих возможность непосредственного взаимодействия с научными организациями, органами управления и хозяйствующими субъектами. Участвуя в реализации инновационных проектов, информационно-консультационные службы, с одной стороны, непосредственно работают с производителями сельскохозяйственных товаров, поэтому хорошо знают их проблемы, потребности в информации и консультировании, с другой стороны, непосредственно контактируют с разработчиками НИОКР, осуществляют поиск инноваций для удовлетворения запросов клиентов. Таким образом, информационно-консультационные службы АПК являются связующим и передаточным звеном инновационной системы, доводящим нововведения до хозяйствующих субъектов, значительно повышая их конкурентоспособность. Вместе с тем данные службы играют ключевую роль в своевременном доведении информации об условиях и порядке
господдержки до производителей сельхозпродукции.
Современная система информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов, осуществляющих деятельность по оказанию информационной и консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению. Основными функциональными составляющими являются центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональном и районном уровнях [4, с. 280].
Проведённый анализ работы системы взаимодействия районных и региональных консультационных центров с федеральными центрами сельскохозяйственного консультирования позволил выявить нарушение вертикали этой системы от центральных органов до низового звена. Одной из задач федеральных структур является формирование инновационных массивов для последующего размещения их на информационных носителях и передачи региональным консультационным центрам [5]. В базу данных включены инновации, получившие одобрение научно-технического совета Минсельхоза России и региональных органов управления АПК, рекомендованные к освоению повсеместно или в определённых почвенно-климатических зонах и хозяйственных условиях АПК России.
Проверка деятельности региональных информационно-консультационных служб показала, что даже при всеобщей компьютеризации получить такие сведения не всегда возможно по причинам отсутствия единого информационного портала, баз данных инновационных разработок. Негативно сказывается нежелание большинства научных учреждений делиться информацией, высокая стоимость информационных ресурсов, которыми располагают федеральные структуры. Региональные консультационные центры, в силу низкого обеспечения финансовыми ресурсами, не способны приобретать и распространять необходимую информацию о научных достижениях в сфере сельского хозяйства, методах их внедрения.
В перспективе, на базе структурных подразделений, оказывающих функции информационного консультирования хозяйствующим субъектам АПК, необходимо создать единый информационный портал аграрных знаний, интегрирующий тематические ресурсы различных министерств, ведомств, разработчиков инновационных продуктов, предоставляющий консультации заказчикам в режиме удалённого
доступа. Такой информационный портал должен выполнять следующие функции:
- архив нормативной и нормативно-правовой информации;
- создание «социального заказа» на прикладные разработки и инновационные проекты;
- предоставление доступа к электронным библиотекам публикаций;
- координация, распространение и обновление прикладных программ и баз данных;
- дистанционное обучение;
- электронная торговая площадка;
- виртуальная биржа труда;
- библиотеки ссылок на тематические сайты министерств, описывающих спектр государственных услуг, оказываемых товаропроизводителям рассматриваемой нами предметной области в электронном виде;
- предоставление «обратной связи» пользователям портала, формируемой на основе межведомственного информационного взаимодействия.
При этом важно создание системы навигации по информационным ресурсам для субъектов инновационного процесса и интеллектуальной службы обеспечения запросов пользователей, отраслевого интернет-портала по инновационным разработкам [6]. Но пока информационно-консультационные службы делают попытку организовать свои региональные банки данных инновационных ресурсов.
Отсутствие связи с координирующим центром развития информационно-консультационного сервиса на федеральном уровне означает принципиальную невозможность построения общей идеологии развития информационно-коммуникационных систем. Назрела необходимость создания на основе современных ИТ единой системы информационно-консультационного обеспечения АПК, позволяющей её субъектам оперативно получать и распространять информационные продукты. Для этого надо создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность всех субъектов системы сельскохозяйственного консультирования, единое информационное пространство. Принципиальным делом будет являться разработка и принятие федеральной целевой, а также региональных программ развития сельскохозяйственного консультирования. Это позволит обеспечить концентрацию материальных, информационных, кадровых ресурсов и минимизацию затрат, связанных с формированием единой государственной системы сельскохозяйственного консультирования. Региональными бюджетами субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено субсидирование части затрат на оплату таких услуг. Вместе с тем
необходимо обеспечение условий по привлечению инвестиций в развитие сельскохозяйственного консультирования, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития. Реализация подобных мероприятий позволит создать оптимальную структуру консультирования, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счёт внедрения современных инновационных разработок.
Для поддержки инновационного развития также целесообразно расширение сети районных информационно-консультационных служб АПК в каждом регионе, находящихся в непосредственной близости от производителей сельскохозяйственных товаров, увеличение количества консультантов. Считаем, что одной из функций информационно-консультационных служб должен стать мониторинг внедрения инноваций хозяйствующими субъектами АПК региона. Это позволит отслеживать продвижение проектов от научных структур до внедрения новшества в производство и получения эффекта от реализации, результативность работы субъектов на каждом из этапов инновационного процесса, институциональные факторы, оказывающие наибольшее влияние на инновационную активность предприятий АПК. Мониторинг будет способствовать своевременной корректировке инновационной политики региона.
Таким образом, эффективность интеграции системы сельскохозяйственного консультирования в механизм государственного управления АПК служит важнейшим «инструментом» его институционального развития. На современном этапе развития эффективно функционирующая система сельскохозяйственного консультирования может стать наиболее действенным средством реализации аграрной политики России, направленной на выход агропромышленного комплекса в целом и сельского хозяйства в частности, на устойчивое производство и дальнейшее развитие на основе достижений научно-технического прогресса и максимального использования знаний. Особую значимость придаёт тот факт, что затраты на развитие инновационной инфраструктуры, в том числе системы информационного обеспечения, формируют издержки «зелёной корзины». По классификации ВТО, затраты на консультационные услуги не регламентируются условиями Всемирной торговой организации.
Материалы поступили в редакцию 10.12.2013 г.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Библиографический список (References)
1. Мониторинг состояния и объёмов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в интернет-пространстве : отчёт о научно-исследовательской работе ГНУ ВИАПИ им. А. А. Никонова. М. : Аналитик, 2012. 154 с.
2. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года (проект). Режим доступа: http:// www.vniiesh.ru/documents/document_9519_ Стратегия инновац развития АПК до 2020г. 08.06.11.d0c (дата обращения: 12.12.2013).
3. Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования до 2015 года / Ю. Н. Егоров [и др.]. М. : ФГУ РЦСК, 2009. 6 с.
4. Федоренко В. Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства : науч. изд. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 368 с. ISBN 978-57367-0878-9.
5. Рупошев А. Р. Информационно-консультационное обеспечение инновационной деятельности растениеводческого сектора АПК // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК («ИнформАгро-2011») : матер. V Междунар. научн.-практ. конф. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2011. С. 231-239. ISBN 978-5-7367-0793-5.
6. Осовин М. Н. Роль современных информационных технологий в организационно-экономических процессах управления сельскохозяйственным производством [Электронный ресурс] // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2010. № 1. Режим доступа: http://www.iagpran.ru/journal.php?tid=200 (дата обращения: 08.12.2013). ISSN 2077-5598.
1. Monitoring the status and scope of information resources information and consulting service agribusiness in the Internet space. Otchjot o nauchno-issledovatel'skoj rabote GNU VIAPI im. A. A. Nikonova. Moscow, Analitik, 2012. 154 p.
2. Strategy of innovative development of agro-industrial complex of the Russian Federation until 2020 (draft). Available at: http://www.vniiesh.ru/ documents/document_95i9_Strategija innovac razvitija APK do 2020g. o8.o6.ii.doc (accessed 12 december 2013).
3. Egorov N. [et al.] The concept of development of the system of agricultural extension to 2015. Moscow, FGURCSK, 2009. 6 p.
4. Fedorenko V. F. Scientific and informational support of innovative development in the field of agriculture. Moscow, FGBNU «Rosinformagroteh», 2011. 368 p. ISBN 978-5-7367-0878-9.
5. Ruposhev A. R. Information and consultation to ensure innovation in crop agribusiness, Nauchno-informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitija APK («InformAgro-2011») : mater. V Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Mocow, FGNU «Rosinformagroteh», 2011. P. 231-239. ISBN 9785-7367-0793-5.
6. Osovin M. N. The role of modern information technologies in organizational and economic processes of agricultural production management, Regional'nye agrosistemy: jekonomika i sociologija. 2010. № 1. Available at: http://www.iagpran.ru/ journal.php?tid=200 (accessed 08 december 2013). ISSN 2077-5598.
Л .. Ц
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС I
« —^--------------^— I
ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ» 36829