ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
ПIrpogí-V экон
экономика
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!
Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к бесплатной публикации научных статей. ISSN: 2500-0861. Возможны срочные публикации!
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ-ИМИТАЦИЙ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Главная страница журнала
The role of innovation-imitation in the development of agriculture
Экономические науки
Сельскохозяйственные науки
О журнале
Редакция
Общая лента
Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
НОВОСТИ
Экономика
Сельское хозяйство
УДК 330.01:001.895
Выходные сведения:
Курчеева Г.И. Роль инноваций-имитаций в развитии агропромышленного Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. № 4 http://aeconomy.ru/science/economy/rol-innovatsiy-imitatsiy-v-razvitii/
24.10.2016 о
комплекса // (12). URL:
Авторы:
Курчеева Г.И., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая информатика» ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация (630073 Россия, г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20) e-mail: kurcheeva@yandex.ru
Authors:
Kurcheeva G.I., Ph.D., assistant professor of dept. "Economic Informatics", Federal Statefinanced Educational Institution of Novosibirsk state technical University, Novosibirsk, Russian Federation (630073 Russia, Novosibirsk, prospect Karla Marksa, 24), \ e-mail:kurcheeva@yandex.ru
Ключевые слова:
инновации-имитации, прорывные инновации, открытые комплекс, выбор, стратегия, инновационная активность
инновации, агропромышленный
Это интересно
Keyword:
information provision, information and communication technology, agriculture, need to improve
Аннотация:
Данная статья направлена на систематизацию проблем, замедляющих инновационное развитие агропромышленного комплекса (АПК), направленное на его качественное преобразование, которое может быть достигнуто за счет разработки и внедрения более совершенных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, улучшенных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, новых машин, прогрессивных организационно-экономических моделей, современных информационных технологий и других нововведений.
Для повышения результативности разработки и продвижения инновации, важно определить, какой будет инновация, прорывная инновация, инновация-имитация или открытая инновация. В случае, когда инновации предполагается разрабатывать, создавая собственные научные подразделения и кооперируясь с конкурентами, партнерами для создания таковых, этот выбор будет основным стратегическим направлением инновационного развития. При этом появляется шанс разработки прорывных инноваций. В случае покупки, копирования, доработки инноваций такие шансы снижаются, и организация выбирает стратегию разработки и внедрения инноваций-имитаций. Развитие среды Интернет позволяет расширить это направление за счет открытых инноваций. Решение проблем инновационного развития АПК автор видит в комплексном развитии инноваций-имитаций и открытых инноваций.
Annotation:
О
This article focuses on systematization of the problems that slow down innovative development of the agroindustrial complex (AIC), aiming at its qualitative transformation that can be achieved through the development and implementation of improved technologies of production and processing of agricultural products, improved crop varieties and breeds of animals, new machines, and progressive organizational and economic models of modern information technologies and other innovations.
To improve the efficiency of development and promoting innovation, it is important to determine what will be innovation, breakthrough innovation, innovation-imitation or open innovation. In the case where innovation is expected to develop by creating their own research units and cooperate with competitors, partners for creation of such, this selection will be a key strategic focus of innovation development. Thus there is the chance of developing disruptive innovations. In the case of buying, copying, handling innovations, such chances are reduced, and the organization chooses a strategy of development and implementation of innovation-imitation. The development of the Internet allows you to extend that direction through open innovation. The decision of problems of innovative development of agribusiness, the author sees in the development of innovation, imitation and open innovation.
Одним из приоритетов инновационного развития России являются высокотехнологичные отрасли промышленности. Доля этих отраслей в настоящее время в экономике России незначительна, однако, ряд ученых предлагают сделать на них ставку при разработке и реализации Стратегии инновационного развития России [1, 2].
По статистике доля инновационной продукции в РФ в общем выпуске составляет пока всего 8-9% . В 2005-2010 гг. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, сохранялся на уровне 9.3-9.4%, а доля инновационной продукции в общем объеме выпуска не превышала 4.6-5.5%, причем предпосылки к росту этих показателей отсутствовали [3].
Агро-промышленный комплекс (АПК), объединяющий несколько направлений производственной деятельности относится к низкотехнологичным отраслям (производство сельскохозяйственной техники, пищевых продуктов и т.д). Продолжается работа над Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы [4].
Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство [5, 6].
Инновационное развитие АПК означает его качественное преобразование, достигаемое за счет роста производительных сил при одновременном совершенствовании организационно-экономического механизма сельского хозяйства, взаимодействующих с ним отраслей и АПК в целом. Оно обеспечивается постоянно расширяющимся использованием более совершенных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, улучшенных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, новых машин, прогрессивных организационно-экономических моделей, современных информационных технологий и других нововведений. Инновационное развитие АПК оценивается показателями инновационной активности, которые, к сожалению, не выделяют группы инноваций-имитаций [7].
Возникновение термина «инновация» разные авторы связывают с разными сферами деятельности и вкладывают разное содержание. Анализ определений позволил выделить следующие, имеющие, по мнению автора, практическое применение. Так, например, инновацией может называться «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта» [8].
А также, результат инновационной деятельности, полученный в виде нового продукта или усовершенствованной технологии или сам бизнес-процесс преобразования в целях получения нового продукта или технологии [9].
К сожалению, в АПК Сибирского федерального округа, как и в большинстве регионов России, инновационное обновление идет в замедленном темпе, что является одной из главных причин недопустимо затянувшегося кризисного состояния аграрной сферы. Невысокими остаются показатели развития информационных технологий [10].
Достаточно сложно оценить уровень инновационного потенциала в целом по АПК и в разрезе его отраслей, что затрудняет процесс эффективного распределения инвестиций в наиболее перспективные направления инновационного развития [11].
Еще не создана инновационная система, отвечающая задачам и требованиям устойчивого развития АПК. И главный показатель, к которому относим уровень человеческого капитала, отстает от показателей ведущих экономик мира [12].
Инновационное развитие, адекватное предстоящим масштабам и задачам научно-технического преобразования сельскохозяйственного производства, возможно при наличии должным образом организованной и эффективно функционирующей инновационной системы АПК, которая представляет собой совокупность взаимодействующих организаций - участников процесса создания и освоения нововведений с комплексным обеспечением инновационного процесса в аграрной сфере [13].
Одним из основных элементов инновационного развития АПК должна стать подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», предусматривающая повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства; создание благоприятной экономической среды, способствующей росту качества жизни [14].
Темпы инновационного развития АПК снижаются в результате действия ряда проблем, таких как:
• Невысокий уровень востребованности продвижения инноваций в современных российских условиях [15];
• Несоответствие требований системы государственных закупок продвижению инноваций в АПК;
• Несистемный подход к обеспечению государственных льгот на этапах разработки и продвижения инноваций [16, 17];
• Ограниченное применение таких методов анализа, как краудсорсинг и форсайт;
• Отсутствие методик оценки уровня инновационной активности и инновационного потенциала сельскохозяйственного производства. Необходимость введения потенциала и его составляющих для оценки возможностей предприятий в реализации современных моделей и методов в управлении инновационной деятельностью с учетом ее специфики и типа инновации;
• Сложность в получении достоверных оценок востребованности новшеств рынком и др. [18]
В экономической теории выделяют два противоположных подхода к инновационному технологическому развитию. Первый подход исходит из того, что организация находится в поиске новых технологий. При этом, покупая, приобретая в лизинг или организуя совместное производство на основе новой технологии, организация, по нашему мнению, фактически занимается имитацией инноваций.
Инновационная активность организации в этом случае сводится к поиску, выбору новых технологий, копированию, дальнейшему распространению и применению. Более того, копируя инновацию, организация адаптирует ее под свои потребности, а иногда и вносит существенные изменения в виде новых функций или бизнес-процессов. Другими словами, имитация является не только копированием, но и распространением инновации, применением ее там, куда она ранее не распространялась [19].
Второй подход исходит из того, что организация направляет свои усилия на разработку прорывных, «революционных» инноваций. На практике происходит повсеместно смешение двух этих понятий. Так, внедряя новую технологию, обеспечивающую комплексное обслуживание группы молочного скота для агрофирмы, руководители заявляют о внедрении прорывной
инновации. Не вызывает разногласий, по нашему мнению вопрос о принадлежности такой технологии к группе инноваций, поскольку внедрение имеет место на новом рынке и новой территории. Но технология, уже получившая распространение на других рынках, не может считаться прорывной [20].
С учетом выделенных подходов к разработке и продвижению инноваций можно говорить о стратегиях развития, а также смешанном варианте, сочетающим элементы внешней и внутренней среды той и другой стратегии [21].
Исторический опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что многие из них успешно прошли период внедрения инноваций-имитаций, первоначального накопления капитала.
Следующий период представлял собой уже смешанный вариант, включающий единичные случаи прорывных инноваций в общем объеме инноваций-имитаций. Следовательно, наиболее рациональное направление инновационного развития отраслей АПК относится к созданию импортозамещающих производств и освоение внутреннего рынка на основе инноваций-имитаций.
При этом основной механизм развития - это имитация (адаптация) зарубежных технологий и создание совместных предприятий. Если инновационная технология внедряется в производство, производя продукцию, пользующуюся спросом на рынке, то дальнейшее применение, без каких либо вариантов модернизации, обновления, переводит эту технологию в разряд устаревших. Разработка инноваций-имитаций позволяет повысить результативность производства и продвижения продукции АПК. Возможности продвижения возрастают по мере внедрения передовых информационных технологий.
Открытые инновационные процессы предполагают свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие многих независимых участников (как отдельных людей, так и организаций) в условиях высококонкурентной и динамично глобализующейся рыночной среды [22].
Понятие «открытые» инновации достаточно редкое для направлений инновационного развития АПК. Это связано, прежде всего, с более традиционной структурой производимой продукции, по сравнению с другими отраслями. Тем не менее, в области продвижения сельскохозяйственной продукции, обслуживания производственных процессов и других, открытые инновации доказывают свою результативность. Эффективное управление продвижением инноваций сегодня опирается на разработку и использование информационно-коммуникационных технологий и систем, составной частью которых является веб-сайт, социальные сети [23].
Например, конкурсы, игры, объявляемые на сайтах производителей сельскохозяйственной продукции с целью привлечения своих потребителей для улучшения качества своей продукции, поиска и внедрения креативных идей. Анализ сайтов производителей сельскохозяйственной продукции с целью ресурсосбережения и повышения результативности продвижения своей продукции на внутреннем и мировом рынке.
Выводы
Нельзя недооценивать роль инноваций в развитии АПК. Определяя цели долгосрочного развития, необходимо закладывать варианты развития как прорывных, так и инноваций-имитаций и открытых инноваций.
Тем не менее, утверждения отдельных руководителей сельскохозяйственных организаций о внедрении прорывных инноваций основано на заблуждении и подмене понятия инновация-имитация на понятие прорывная инновация.
Разработке и внедрению открытых инноваций в АПК не уделяется должного внимания. Необходимо перенимать мировой опыт в этой области, привлекая заинтересованные целевые группы пользователей к разработке как инноваций-имитаций, так и открытых инноваций, не требующей крупных капитальных вложений. Накопленный опыт может позволить перейти к разработке прорывных инноваций.
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2011. - № 4.- С. 68-85
2. Кузык Б. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2009. - № 1. - С. 56-67
3. Алетдинова А.А. Факторы инновационного развития агропромышленного комплекса России / А.А. Алетдинова, Г.И. Курчеева // Кластерная структура экономики промышленности. Под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2014. - С. 192-214.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
5. Коптелов, А. Информационные технологии в сельском хозяйстве / А.Коптелов, О.Оситнянко // Агробизнес: информатика - оборудование - технологии. - 2010. - № 12. - С. 60-64
6. Плотников, В.Н. Российское фермерство: состояние и перспективы развития / В.Н.Плотников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 3. - С. 16-20
7. Курчеева Г. И. Инновационная активность как условие перехода к шестому и седьмому технологическим укладам (на материалах Новосибирской области) / Г. И. Курчеева // Современная конкуренция. - 2016. - Т. 10, № 3 (57). - С. 106-118.
8. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности / Р. Фатхутдинов // Управление персоналом. - 2000. - № 1. - С. 29-39.
9. Алетдинова А.А. Информационное обеспечение инновационного развития организаций: монография/ А. А. Алетдинова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. - 276 с.
10. Михеев Ю.А. Система государственного управления в информационном обществе и информационно-коммуникационные технологии. М.: ГМЦ Росстат. - 2011. - с. 255
11. Наговицина Л.П. Проблема информационного обеспечения оценки инновационного потенциала организации потребительской кооперации / Л.П. Наговицина, А.А. Алетдинова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013. - № 3. - С. 140-144.
12. Алетдинова А.А. Человеческий капитал и малый бизнес России / А.А. Алетдинова, А.В. Корицкий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 10-2. - С. 4-10.
13. Спицын В.В. Оценка результативности развития высокотехнологичных отраслей России в сравнении с зарубежными странами. Мир новой экономики. 2014. - № 3- С.41-49.
14. Непомнящий, А. В. Инновационное образование: достижения и перспективы / А. В. Непомнящий, B. И. Писаренко // Высш. образование сегодня. - 2007. - № 7. - С. 14-19.
15. Зайцев Д.А. Методика принятия решения по внедрению информационного обеспечения инновационной деятельности на IT-предприятии/Д.А.Зайцев, Д.А.Корнилов, С.А. Борисов// Фундаментальные исследования.-2015.-№12 (часть 3).-С.566 -570.
16. Зайцев Д.А. Разработка алгоритма совершенствования информационного обеспечения инновационной деятельности IT-предприятий/Д.А. Зайцев, Д.А. Корнилов//Управление экономическими системами. -2015. - № 6/2015 (78). -URL: http://uecs.ru/index.php7option = com_flexicontent&view = items&id = 3619.
17. Корнилов Д. А., Зайцев Д. А. Информационное сопровождение бизнеса, интернет-продажи и продвижение продукции//Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: Материалы Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород: 2014. С. 13-22.
18. Курчеева Г.И., Лисова О.О. Бенчмаркинговый анализ сайтов предприятий молочной промышленности // Практический маркетинг, 2014. - № 6 (208). - С. 26-32
19. Козиков А.А., Юданов А.Ю. Имитация как конкурентная стратегия. Современная конкуренция. - № 5 (29). - 2011. - С. 3-20.
20. Курчеева Г.И., Алетдинова А.А. Выбор инструментов интернет-маркетинга для реализации современной модели инновационного цикла / В сборнике: Инженерные инновации и экономика промышленности / Труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2015. - с. 140-150.
21. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М.И. Горевая,
Г. И. Курчеева, Г. А. Клочков, Н.А. Шкляева. - Новосибирск, 2010. - 203 с.
22. Гоосфелд Т., Роландт Т. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт 2008. - Т. 2. - №1. - С. 24-29.
23. Курчеева Г.И., Сапрыкин Д.С. Разработка новых инструментов для повышения результативности продвижения в социальных сетях // Инновации, 2015. - № 4. - с. 94-99
References
1. Glazyev S. Y. On alternative system of public policies of modernization and development of the national economy // Russian economic journal. 2011. - № 4.- P. 68-85
2. Kuzyk B. the Innovative development of Russia: a scenario approach // Economic strategy. 2009. -No. 1. - P. 56-67
3. Aletdinova A. A. the Factors of innovative development of agroindustrial complex of Russia / Aletdinova A. A., G. I. Kurchaeva // Cluster structure of the economy of industry. Under the editorship of A. V. Babkin. - SPb.: Izd-vo SPbSPU, 2014. - P. 192-214.
4. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by decree of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 № 1662-R.
5. Koptelov, A. Information technology in agriculture / A. Koptelov, O., Osinenko // Agribusiness: computer science - equipment - technology. - 2010. - No. 12. P. 60-64
6. Plotnikov, V. N. Russian farming: status and prospects / V. N. Carpenters // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2011. - No. 3. - P. 16-20
7. Kurcheeva G. I. Innovative activity as a condition for the transition to sixth and seventh technological orders (on the materials from Novosibirsk region) / G. I. Kurchaeva // Modern competition. - 2016. - Vol. 10, No. 3 (57). - P. 106-118.
8. Fatkhutdinov R. A. Innovation management as a system of competitiveness / R.] / / personnel
Management. - 2000. - No. 1. - P. 29-39.
9. Aletdinova A. A. Information support of innovative development of organizations: monograph / A. A. Aletdinova. - Novosibirsk: Publishing house NSTU, 2013. - 276 p.
10. Mikheev Yu. a. System of public administration in the information society and information and communication technologies. M.: Rosstat GMC. - 2011. - P. 255
11. Nagovitsina L. P. the Problem of information support of an assessment of innovative potential of the organizations of consumer cooperation / by L. P. Nagovitsina, Aletdinova A. A. // Economics, statistics and Informatics. Bulletin UMO. - 2013. - No. 3. - P. 140-144.
12. Aletdinova A. A. Human capital and small business of Russia / Aletdinova A. A., A. V. Koritskii // journal of Russian entrepreneurship. - 2011. No. 10-2. - S. 4-10.
13. Spitsyn V. V. Estimation of efficiency of development of high-tech industries in Russia in comparison with foreign countries. The world of the new economy. 2014. - № 3- Pp. 41-49.
14. Nepomnyashchii, A. V. Innovative education: achievements and prospects / A. V. Nepomnyashchii, V. I. Pisarenko // Vyssh. education today. - 2007. - No. 7. - S. 14-19.
15. Zajcev D.A. Metodika prinjatija reshenija po vnedreniju informacionnogo obespechenija innovacionnoj dejatel'nosti na IT-predprijatii/D.A.Zajcev, D.A.Kornilov, S.A. Borisov//Fundamental'nye issledovanija.-2015.-№12 (chast' 3).-P.566 -570.
16. Zajcev D.A. Razrabotka algoritma sovershenstvovanija informacionnogo obespechenija innovacionnoj dejatel'nosti IT-predprijatij/D.A. Zajcev, D.A. Kornilov//Upravlenie jekonomicheskimi sistemami. -2015. -№ 6/2015 (78). -URL: http://uecs.ru/index.php7option = com_flexicontent&view = items&id = 3619.
17. Kornilov D. A., Zajcev D. A. Informacionnoe soprovozhdenie biznesa, internet-prodazhi i prodvizhenie produkcii//Aktual'nye voprosy jekonomiki, menedzhmenta i innovacij: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh, specialistov, prepodavatelej vuzov, aspirantov, studentov. Nizhnij Novgorod: 2014. P. 13-22.
18. Kurcheeva G. I. Lisova O. Benchmarking analysis of the sites of the dairy industry // Practical marketing, 2014. - № 6 (208). - P. 26-32
19. Kosikov A. A., Yudanov A. Yu. Imitation as a competitive strategy. Modern competition. - № 5 (29). - 2011. - P. 3-20.
20. Kurcheeva G. I., Aletdinova A. A. the Choice of tools Internet marketing for the implementation of the modern model of the innovation cycle / collector: Engineering innovation and industrial Economics / Proceedings of scientific-practical conference with international participation. Saint-Petersburg, 2015. P. 140-150.
21. Strategic management: textbook / M. I. Goreva, G. I. Kurchaeva, G. A. Klochkov, N.. Shklyaeva. - Novosibirsk, 2010. - 203 p.
22. Grosfeld T., T. Roland the Logic of open innovation: creating value by connecting networks and knowledge / foresight 2008. - T. 2. - No. 1. - P. 24-29.
23. Kurcheeva G. I., Saprykin D. S. the Development of new tools to improve the efficiency of promotion in social networks in the future, 2015. - No. 4. - p. 94-99
Возврат к списку
YO OX
mA РИ
4 900 руб
I
6 500 руб 6 000 руб ^Д 3 500 руб ^Д 2 800 руб ^Д 4 45{1
© 2014-2017 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная бесплатная публикация научных статей, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу
ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ
INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород