Научная статья на тему 'Инновационное мышление современного педагога'

Инновационное мышление современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное мышление современного педагога»

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА А. К. Мынбаева

На наш взгляд, методология инновационного обучения включает: во-первых, - плюрализм и разнообразие методологических

подходов-принципов современной педагогической науки (личностноориентированного, синергетического, системного, компетентностно-го, диалогического и деятельностного, культурологического, герменев тического, информационного, технологического и других подходов); во-вторых, - понятийный аппарат инновационного обучения, законы и принципы инновационного процесса в образовании; в-третьих, -основы инновационной культуры педагога.

Определимся и разведем понятия «новшество», «нововведение», «инновация». Новшество - явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии и содержание нового. Нововведение - это внедренное новшество. Инновация отождествляется с нововведением. Инновация -нововведение, ввод нового, введение новизны. Инновационный процесс - комплексная деятельность по формированию и развитию содержания образования и организации нового. Инновационные методы обучения -это методы обучения, которые несут в себе новые способы взаимодействия «преподаватель - студент», «учитель - ученик», определенное новшество в практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Выделяют два типа нового: (1) «чисто» новое, т.е. впервые созданное, то, что находится на уровне адекватном открытию, соответствует уста-давлению новой истины; (2) новое, имеющее примесь старого, т. е состоящее из слоя старого, слоя нового и т.д. [1; 2]. Предложим еще одну типологию инноваций (технологий, методов, методик): (а) абсолютное новшество (абсолютно новая технология); (б) модернизированное новшество (значительно усовершенствованная технология); (в) модифицированное новшество (незначительно усовершенствованная технология); (г) инновация, технология, привнесенная на новую территорию (например, тренинги для Республики Казахстан, кредитная технология обучения для Казахстана); (д) инновационная технология новой сферы применения. Условно полный «жизненный цикл» новшества включает пять этапов: старт быстрый рост зрелость -> насыщение финиш. Нововведение, таким образом, есть динамическая система, характеризующаяся внутренней логикой (инновационный процесс) и закономерным развитием во времени и пространстве (жизненный цикл) [3].

410

Известно, что лишь 7-10% новых идей приводят к абсолютно новым продуктам, все остальное есть модификация, модернизация и т.п. То же происходит и в педагогической науке. Многие формы и методы обучения являются результатом модернизации, модификации уже известных или привнесенных из-за рубежа. В то же время, на наш взгляд, имеется необходимость постоянного соотнесения новшества со старым для определения сущности нового. Например, часто про кредитную систему обучения говорят, что она похожа на рейтинговую систему. Однако кредитная система - это абсолютно новая система обучения, поскольку ее сущность составляет кредит - зачетная единица (образовательные программы считаются в кредитах, выстраивается индивидуальная траектория обучения студентов, увеличивается значимость самостоятельной работы студентов, нагрузка преподавателей также считается в кредитах и т.д.).

Содержание инноваций раскрывается через принцип амбивалентности (по А. Сейтешеву [4]) - двойственности, т.е. связи двух полярно противоположных сил, наличие в любом явлении одновременно присутствующих противоположностей (верх - низ, сила - слабость, свет - тьма, в обучении: традиции - инновации). Таким образом, на микро- и макроуровне педагогической деятельности инновационные методы и формы обучения должны применяться в совокупности с традиционными. Каждый педагог ищет свой паритет традиционных и инновационных методов обучения. В этом проявляется личностный почерк, личностная составляющая инновационной деятельности, культура инновационной деятельности педагога. Ясно, что у традиций и инноваций есть свои сильные и слабые стороны. Задача педагога - минимизировать минусы. Поэтому грамотное и эффективное проектирование полностью лежит на плечах педагога. Если традиционное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, то инновационное обучение готовит к действиям в новых, неизвестных ситуациях будущего.

Особенностями инновационного обучения являются: (а) работа

на опережение, предвосхищение развития; (б) открытость к будущему; (в) направленность на личность, ее развитие; (г) обязательное присутствие элементов творчества; (д) партнерский тип отношений (сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь) и др. Совместно со старшим преподавателем кафедры общей и этнической педагогики Казахского национального университета имени аль-Фараби,

З.М. Садвакасовой нами собрано более 120 инновационных методов

411

обучения, которые представлены в учебном пособии «Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать» [5]. В пособии приведены и инновационные методы, предложенные и студентами (со ссылкой на их авторство). Для оценки инновационного методического потенциала можно ввести понятие «инновационное портфолио педагога». Фактически он может означать портфель инновационных разработок и методик педагога и включает три раздела: (1) документы и сертификаты владения инновационными разработками (акты внедрения, свидетельства о регистрации объектов интеллектуальной собственности и др.), (2) непосредственно сами методы и методики инновационного обучения, презентационный материал и продукты деятельности учащихся; (3) отзывы коллег, администрации, студентов по применению инноваций. Подобная практика может помочь и в критериях оценки самих инноваций.

Почему мы придерживаемся позиции о необходимости применения инновационных методов обучения в учебном процессе? Во-первых, потому что современное время - время инноваций, новшеств и нововведений. Это закономерность информационного общества. Каждый день мы сталкиваехмся с новым товаром и продуктом, новым знанием, новыми идеями. Этому должен соответствовать и процесс обучения, и методы обучения. Во-вторых, приучение к инновационным методам обучения, постоянное их использование, позволяет сделать открытым к новшествам мышление самих студентов, научить их работать на опережение. В-третьих, инновационные методы обучения - это активные методы обучения, а педагогические экспериментальные данные (Х.Е. Майхнер) подтверждают их преимущество в учебном процессе. Известно, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и видят. В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали сами.

Являются ли инновации ценностями? Да. Они являются и объективной тенденцией развития общества, поскольку инновации есть неотъемлемое свойство информационного общества, обладающего характеристиками новизны, динамичностью и разнообразием. Следовательно, они становятся ценностями общества. Во-вторых, с точки зрения субъективной позиции педагога, создающего и применяющего инновации в образовании, они есть ценность, поскольку являются результатом творческой работы педагога, интеллектуальным продуктом, выстраданным и эмоционально окрашенным.

412

Обогащение теоретическими знаниями педагогической инноватики с включением их в миропонимание будущих специалистов происходит постепенно. Систематизируются знания, проектируется технология инновационной деятельности, которая сопоставляется с необходимостью проектирования жизненного цикла инноваций, инновационная деятельность связывается с научно-исследовательской культурой педагога и т.д. Структура инновационного процесса включает этапы: создания новшества, распространения новшества, освоение новшества в образовательной деятельности. Создание новшества является результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образования, а также результатом анализа передового педагогического опыта. Всегда ли инновации проходят все этапы инновационного процесса? Почему часто с точки зрения педагогической инноватики процессы реформирования образования «пробуксовывают»? Что такое стратегия ввода инноваций в образовательную среду? Каковы критерии оценки инноваций в образовании? Эти и другие вопросы активно поднимаются в студенческой аудитории, их решение - в руках настоящих и будущих педагогов и менеджеров образования.

Литература

1. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - 91 с.

2. Таубаева Ш. Г., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. - Алматы: Гылым, 2001. - 296

3. Анисимов В. В., Грохольская О. Г, Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. - М.: Просвещение, 2006. - С. 420-439.

4. Сейтешев А. Современные проблемы воспитания и пути их решения // Мысль, 2008, № 1. С. 26-33.

5. Мынбаева А. К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать. - Алматы, 2007. - 284 с.

413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.