Научная статья на тему 'Роль ментора в профессиональном развитии молодого учителя'

Роль ментора в профессиональном развитии молодого учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ментора в профессиональном развитии молодого учителя»

Вестник «Орлеу^-kst

10 Мектетшшк гылыми тэжiрибелiк топтардьщ ж^мысы оп ж^мысы Жыл келемш-де Экспериментатор мугал.,

11 «Шебер - сынып» Тэж1рбие Мамыр Экспериментатор мугал.,

Мектептеп педагогтармен жYргiзiлетiн эксперимент™ ж^мыстар езшщ гылыми-те-орияльщ жэне эдiстемелiк дайындыгы мен кэсiби шеберлшн арттыруда мрашмдердщ жYЙелi тYPде жYргiзетiн ужымдьщ жэне жеке iс-эрекеттерiн дамытуда eзiндiк мацызы зор.

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы формирования исследовательской культуры педагога, как важнейшего фактора повышения компетентности.

ЭДЕБИЕТТЕР

1. КР Бшм берудi дамытудьщ 2011-2020 жылдарга арналган мемлекеттiк багдарлама-

сы. Астана. 2010.

2. Таубаева Ш.Т. Исследовательская кул-тьуры учителя: методология, теория и практика формирования. Алматы, 2010.

3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-ме-тодологического анализа // Педагогика, 2005, №4.- С.19-27., с.82

4. Кудайбергенова К.С. Методика развития профессиональной компетентности учителей. // Менеджмент в образовании, 2009 №3.

5. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать. Алматы, 2009.

РОЛЬ МЕНТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

а

н и

н

и =

Рч

и

н =

S

Современной школе необходим профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий учитель, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, умеющий самостоятельно принимать решения. Однако, как показывает анализ школьной практики, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно. Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Решить эту задачу поможет организация и проведение мен-торинга в школе.

Менторинг (англ. mentoring) - длитель-

Ж.У. Маралбаева,

заместитель директора по УВР КГУ «СШ № 1» отдела образования акимата Карабалыкского района, Костанайская область

ный процесс создания доверительных, лич-ностно-заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога [1].

Молодые учителя - большой потенциал профессионализма и энтузиазма в системе образования. Задача ментора - помочь молодому педагогу успешно справиться со своими должностными обязанностями, преодолеть недостатки практического опыта, развить его личностные качества, коммуникативные и

Вестник «Oрлеу»-kst

управленческие умения. Очень важно быть рядом с молодым учителем в тот момент, когда он еще не умеет удерживать внимание учеников в течение всего урока, как создать ситуацию успеха для каждого ученика, как правильно отобрать материал для урока и какие наиболее эффективные методические приемы использовать, чтобы дети поняли его. Именно ментор поможет учителю справиться с этими проблемами и сохранить уверенность в себе, а значит и удовлетворенность работой в школе.

Ежегодно наша школа пополняется молодыми специалистами, которые требуют опытного наставника, помогающего им в профессиональном становлении. В течение учебного год моей подопечной был молодой учитель, за плечами которого только профессиональный колледж. С первых дней у меня сложились доверительные отношения с мен-ти. Изучив потребности подопечной через анкетирование, посещение уроков, я постаралась оказать ей методическую поддержку. Она внимательно прислушивалась к моим рекомендациям. Из опыта менторинга она научилась, как правильно организовать и провести групповую работу, разрабатывать задания к уроку по таксономии Блума от понимания до оценивания, узнала, что оценивание учащихся может быть формативным и суммативным, приобрела навыки работы с критериями оценивания. По моему мнению, наиболее успешными на уроках были задания, выполненные в группе. Потому что, работая в группе, у детей не было страха ошибиться, получить низкую оценку за урок. В результате процесса менторинга уроки моей подопечной изменились: учитель перестал быть главной фигурой на уроке, групповая работа дала свои результаты [2].

Из данного опыта я поняла, что поддержку ментора необходимо осуществлять ежедневно, а не от случая к случаю, потому что менторинг может продолжаться на протяжении длительного времени. По сути, это - трехступенчатая структура по оказанию помощи:

первый этап - изучить запросы менти;

второй этап - выбрать эффективное решение;

третий этап - внедрение изменений.

Убедилась, что менторинг весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании, который позволяет подопечному следовать по пути старших и мудрых коллег, которые могут передать знания, опыт и открыть двери к высшим возможностям [1].

Основная цель ментора - оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому - еще одна задача наставника. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приёмы и методы, устранить недостатки в своей работе, выработать индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Итогом процесса менторинга будет готовность учителей к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем [1].

Роль ментора направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.

Известный китайский мудрец и философ Конфуций дал миру великолепный путь осмысления наших устремлений: не делай другому того, чего не желаешь себе; помоги другому в том, чего хочешь достичь сам. Мы хотим достичь успехов в системе воспитания подрастающего поколения, и это может стать результатом наших совместных усилий. Роль ментора в этом процессе - это роль друга, учителя, координатора учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Второй (средний) уровень.

2. А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова «Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать» Алматы, 2012.

гч

а

^

н и

н

и =

Рч

и

н =

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.