Кудинова Л.Н.
учитель географии 1 уровня КГУ «Средняя школа № 10» ГУ «Отдел образования
акимата Житикаринского района»
Нег1зг1 свздер: квшбас-шылыц басцармада, мугалгмнгц лидерлж айцындамасы, децгей-л1к курстары, ынтымацтастыц, инновациялыц цызмет, коу-чинг-сессии, менторинг, формативное багалау
Ключевые слова: лидерство в управлении, лидерская позиция учителя, уровневые курсы, сотрудничество, инновационная деятельность, коучинг-сессии, менторинг, формативное оценивание
Keywords: leadership
in the management, leader position of teacher,level courses, collaboration, innovative activity, coaching sessions,mentoring, formative assessment
В _ kt_19
Вестник «Орлеу^-kst ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
ЛИДЕРСТВО В УПРАВЛЕНИИ: ОБУЧЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО
Ацдатпа:
Макала 6Yrmri ^ннщ езект келелi мэселеа ^а-закстан Республикасыньщ педагогикалык кадрларын кайта дайындауга байланысты мектепте мугал1мнщ кеш-басшылык устанымын калыптастыруга арналган. Мака-лада жумыс барысында мугал1мнщ ез тэжiрибесiн езгер-ту бойынша пайда болатын келелi мэселелерi ашылады. МYFалiм - кешбасшыныц езiндiк ерекшелштер^ онын кызметтiк мiндеттерi белгiленедi жэне бейнеленедi. Жу-мыстыц максаты децгейлш курстарды тарату, мектеп тэжiрибесiне езгерютер ецпзу болып табылады.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования лидерской позиции учителя в школе в связи с переподготовкой педагогических кадров Республики Казахстан. В статье раскрываются проблемы, возникающие перед учителем в процессе работы по изменению собственной практики. Выделяются и описываются характерные особенности учителя- лидера, его функциональные обязанности.Работа имеет целью популяризацию уровневых курсов, распространение первого опыта работы по внесению изменений в школьную практику.
Annotatoin: §
ix
The article is devoted to an actual problem of the < leadership positions of the teachers at the school in connection с with retraining of teachers in the Republic of Kazakhstan. a The article reveals the problems facing teachers in the process CD of changing their own practices. Identifies and describes the characteristics of the teacher-leader, his functional responsibilities. The aim of the article is popularization of с level courses, the first experience of work on the revision of с the school experience. s
и
к
Одним из главных направлений подготовки учи- s телей по Программе первого продвинутого уровня счи- С тается подготовка учителей - лидеров. Что же такое О лидерство? Лидерство это предоставление учителям О возможности участвовать в принятии решений и руко- ^
водить развитием школы. Лидерская позиция учителя S
к
направлена не только на индивидуальное развитие: ее s
основная задача заключается в том, чтобы помочь кол- ^
о
легам реализовать новые идеи и инициировать приня- С тие ими ответственности по выполнению руководящих С
ролей. g
О
и
Вестник «Oрлеу»-kst
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
и
К |Т
С ^
О «
о
Е-
К :>
К
и ©
с
и
с ©
Другой стержневой характеристикой лидерской позиции учителя является сотрудничество. Чтобы лидерство учителя было эффективным, оно должно включать в себя обоюдное доверие и поддержку. В то время как качество обучения сильно влияет на мотивацию и успеваемость учеников, говорят и о влиянии качества лидерства на мотивацию учителей и на уровень преподавания в классе.
Нам, учителям, прошедшим обучение по уровневым программам, выпала особая миссия - быть проводником, «носителем» инновационной деятельности в школах, обусловленной принципиальными изменениями требований к формируемым навыкам учащихся. При обучении на курсах первого уровня я получила новый эмоциональный и личностный опыт, расширила навыки социального взаимодействия, что, в свою очередь, способствовало развитию новой профессиональной культуры.
Функции учителей - лидеров представляют собой: непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе; аналитический обзор школьной практики; участие в принятии решений вопросов школьного менеджмента; повышение квалификации коллег внутри школы; участие в эффективности других учителей.
Для определения фокуса развития школы мною был проведен сбор информации с использованием методов анкетирования, опроса, интервьюирования среди учителей, учащихся и их родителей. Данные, полученные в результате, позволили мне точечно определить проблему нашей школы.
У нас в школе, помимо меня, трехуровневые курсы повышения квалификации прошли 5 учителей: трое - курсы третьего уровня и два учителя получили сертификаты об окончании второго уровня. Педагоги, прошедшие эти курсы, освоили новые методы преподавания, которые позволяют им работать творчески, добиваться устойчивой мотивации к учению. Они и составили основу творческой группы учителей, которые выразили желание участвовать в изменении школьной практики.
Для начала мы определили стратегию своих действий. Совместно с администраци-
ей школы, руководителями МО, учителями творческой группы определили цель нашей работы, поставили задачи и обозначили ожидаемый результат наших преобразований. Учли проведение ряда обучающих мероприятий для учителей, коучингов и тренингов, теоретических семинаров, процесса менто-ринга. Учителя 2 уровня проводят коучинги, обучая учителей новым подходам в преподавании, тем самым содействуют профессиональному росту учителей школы. Проведенные коучинг- сессиибыли результативны, их тематика вытекала из потребностей и запросов учителей, была направлена на решение проблемы школы. Учителя творческой группы на своих уроках внедряли диалогическое обучение, затем обсудили первые успехи и проблемы на заседании круглого стола «Учебная беседа как средство развития познавательной активности и устойчивой мотивации к учению». В январе в рамках школы проведен семинар «Профессиональная компетентность учителя: чему учить и как учить?», сертифицированными учителями даны открытые уроки с использованием новых подходов в обучении.
Семинар был полезен и сертифицированным учителям, и членам администрации, вскрыл проблемы во внедрении новых подходов в практику преподавания. Проведенные уроки вызвали большой интерес у других педагогов школы, при обсуждении было высказано много противоречивых мнений по поводу использования модулей Программы. Наибольшее количество вопросов возникло по применению формативного оценивания и самооценивания деятельности ученика. И это хорошо, так как говорит о неравнодушии, о желании учителей изменить собственную практику, сместить акцент с преподавания на процесс обучения.
В феврале я провела коучинг для молодых учителей района по теме «Обучение в сотрудничестве». Надо сказать, я получила большое удовлетворение от работы с молодыми учителями: активные, амбициозные, креативные, именно они способны быстро отреагировать на реформирование школьной практики.
Другим важным направлением своей
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
работы считаю работу в сетевом сообществе сертифицированных учителей области. Нам необходимо общение с коллегами, мы можем поделиться опытом работы, трудностями, проконсультироваться друг с другом, обсудить рабочие вопросы.
Работа учителя-лидера предполагает неформальное наставничество, менторство. Осуществляемый процесс менторинга с подопечными дает свой положительный результат, потому как устанавливаются доверительные отношения, которые являются залогом успешного дальнейшего сотрудничества. После ряда бесед, посещений уроков и обсуждения профессиональных вопросов, я увидела способность учителей к глубокой рефлексии своего урока, умение найти пути решения проблемы. И очень радует, что моя помощь способствовала построению такого урока, на котором ученик является главным действующим лицом, учитывается его зона ближайшего развития.
Но, конечно же, в процессе работы возникает ряд трудностей. На некоторых из них мне хотелось бы остановиться. Учителя понимают важность и необходимость внедрения ключевых идей 7 модулей в практику преподавания, но зачастую, сталкиваясь с трудностями, не отрабатывают тот или иной модуль в полной мере. Я все же придерживаюсь того мнения, что все модули на уроке возможно использовать только после тщательной детальной отработки каждого из них, иначе урок оказывается неэффективным.
Нельзя формально подходить к преобразованию практики. Один работник образования сравнил влияниешкольных реформ на учительскую практику с влиянием шторма на океан: «На поверхности волнение, а в глубине океана тишь и спокойствие. Реформа вспенивает поверхность воды, создавая ощущение больших изменений, а жизнь на глубине следует своим путем, оставаясь практически незатронутой всеми этими волнениями». Вот и меня тревожит иногда поверхностный подход. Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только засчет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений, у учителей должны быть
высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и, главное, коллективная вера в их общуюспособность улучшить образование детей.
Одной из проблем является отсутствие сотрудничества и взаимопомощи учителей даже в рамках одной школы, не говоря уже о городе, районе или области. Здесь дело в высокой индивидуализации учебного труда педагога, учителя неохотно делятся с коллегами своими наработками, ревностно охраняют свои достижения, ресурсы, ограничивая профессиональную энергию рамками своего класса, взаимоотношениями со своими учениками. Возможно, здесь играет роль элемент конкуренции, соперничества, когда на первый план выходит желание педагога выглядеть более компетентным по сравнению с коллегами, а о том, что это вредит эффективности процесса обучения, задумываются не многие.
Все проблемы решаемы, а трудности преодолимы. Сегодня совершенно ясно, что назад дороги нет - необходимо строить новую школу. Ясно и другое - задачи, стоящие перед школой, не будут решены, если учитель останетсяв стороне от них. А это значит, что каждому надо многому учиться и, прежде-всего, учиться изменяться, быть гибким и мобильным, толерантным и коммуникативно-компетентным.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя 1 уровня. АОО«Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012, второе издание.
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пис-кунова Е. В., Тряпицына А. П.Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Подобщ.ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.:
Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2005. — 290 с.
3. М. Барбер, М. Муршед - Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших системшкольного образования мира, 2008,Перевод публикуется в редакции «МакКинзи».
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
«
и к ¡т
С ^
О «
о
Е-
к
:> ^
к
и ©
с
и
с ©