Научная статья на тему 'Роль рефлексии в профессиональном росте учителей прошедших уровневые курсы'

Роль рефлексии в профессиональном росте учителей прошедших уровневые курсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА / REFLECTIVE PRACTICE / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REFLECTIVE LEARNING / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ВЫХОД / REFLEXIVE ATTITUDE REFLECTIVE OUTPUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюсенбаев Еркин Абдумаликович

В статье анализируются влияние рефлексии учителя на его профессиональный рост, даются определения терминов: рефлексия, рефлексивная практика, рефлексивное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рефлексии в профессиональном росте учителей прошедших уровневые курсы»

Литература

1. Саидрасулова Х. Б. К вопросу формирования подготовки кадров и адаптации их к новой технологической среде. // Профессиональное становление личности XXI века в системе непрерывного образования: теория, практика и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 15-16 апреля 2016 г. Том 10. Ташкент , 2016.

2. В Сырдарье начат выпуск смартфонов UZTE. [Электронный ресурс]. URL: http://uztemobile.uz/news/19. (дата обращения: 29.05.2016).

The role of reflection in professional growth of teachers have passed

proficiency courses Duyssenbayev Ye. (Republic of Kazakhstan) Роль рефлексии в профессиональном росте учителей прошедших

уровневые курсы Дюсенбаев Е. А. (Республика Казахстан)

Дюсенбаев Еркин Абдумаликович /Duyssenbayev Yerkin - эксперт по оцениванию, Центр педагогических измерений, Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются влияние рефлексии учителя на его профессиональный рост, даются определения терминов: рефлексия, рефлексивная практика, рефлексивное обучение. Abstract: the article analyzes the influence of reflection of the teacher to his professional development, provides defnitions of terms: reflection, reflective practice, reflective learning.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная практика, рефлексивное обучение, рефлексивная позиция, рефлексивный выход.

Keywords: reflection, reflective practice, reflective learning, reflexive attitude reflective output.

Качество и эффективность любой системы образования, в конечном счете, зависит от работы педагогов, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

Одно из наиболее важных продвижений в вопросе повышения статуса педагога связано с начатым коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. В стране созданы принципиально новые базовые комплексы этой системы: Национальный центр повышения квалификации педагогов с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при «Назарбаев Интеллектуальных школах». По результатам трехмесячной подготовки учителям, в дополнение к имеющимся категориям, присваиваются новые квалификационные уровни, которые станут основой дальнейшего повышения оплаты их труда.

Основными целями деятельности этих центров обучения в соответствии являются повышение квалификации педагогических работников РК, трансляция педагогического опыта Назарбаев Интеллектуальных школ и зарубежного передового педагогического опыта общеобразовательным школам Республики Казахстан.

ЦПМ в сотрудничестве с казахстанскими и международными партнерами разработаны уровневые программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (первый (продвинутый), второй (основной), третий (базовый). Сейчас названия этих курсов изменились и соотвественно называются: «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», «Лидерства учителя в школе» и «Эффективное преподавание и обучение».

Например, продолжительность обучения по Программе «Эффективное преподавание и обучение» -девять недель, структурированные в три этапа:

- Первый этап аудиторного обучения «Лицом к лицу» - четыре недели;

- Практика в школе - четыре недели;

- Второй этап аудиторного обучения «Лицом к лицу» - одна неделя.

В первом аудиторном этапе учителя обучаются в коллаборативной среде, совместно обсуждая новые знания и сотнеся их со своим прежним опытом. Во время школьной практики они проводят рефлексивную практику.

Конструктивистская теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на личности ученика, организации учебных занятий с приоритетами на динамику совершенствования знаний, идей и навыков у учеников, что достижимо при условии предоставления ученикам возможностей для подтверждения своих знаний по изучаемой теме, критического переосмысления определенных предположений, коррекции своих убеждений и формирования нового понимания [ 1, 135].

Указанные характеристики сущности конструктивистского обучения предполагают наличие у учителя определенного образа мыслей и убеждений, а также навыков широкого диапазона действий, адекватных этим убеждениям.

Для большинства учителей, в соответствии с их образованием и профессиональной подготовкой, естественны размышления о своей работе, но принципиальным является обеспечение этого процесса системностью и атмосферой сотрудничества с заинтересованными лицами. Понятие «рефлексивный практик» восходит из работ философа, психолога и образовательного реформатора Джона Дьюи и философа, индустриального и технологического исследователя Дональда Шона.

Рефлексивный практик (учитель) (англ. reflexive practitioner) - педагог, тщательно и постоянно обдумывающий методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей практики преподавания и учения [1, 251].

Во втором аудиторном этапе они готовят портфолио, то-есть пишут рефлексивные отчеты и защищают одну презентацию.

Рефлексивный отчет предполагает ответы на следующие вопросы, касающиеся своего опыта: Почему что-то произошло или не произошло? Как превратить свои «минусы» в «плюсы»? Как улучшить свою практику в будущем? Рефлексия в действии (англ. reflection in action) процесс тщательного обдумывания в ходе действия (преподавания, учения), оценивания и критического анализа результатов действия для планирования и выполнения последующих шагов [1, 252].

Оценивание портфолио и презентации учителя имеет ключевое значение при определении степени соответствия последнего трем определяющим критериям успешного освоения Программы:

• Владение знанием и пониманием ключевых идей Программы.

• Применение ключевых идей Программы в своей практике преподавания и обучения.

• Размышления о внедрении новой практики преподавания и обучения и определение способов и идей для дальнейшего развития [1, 189].

В 2012-216 годах подготовлены более 400 тренеров и в рамках уровневых программ прошли обучение в ЦПМ и в АО НЦПК «врлеу» около 60 000 педагогических работников Республики Казахстан.

Филиалами ЦПМ и АО «НЦПК «врлеу» осуществляется посткурсовая поддержка учителей, окончивших уровневые и краткосрочные курсы: наблюдение уроков, проведение мастер-классов, обучающих семинаров, форумов и конференций учителей, консультаций.

В разных регионах Казахстана разработаны положение о деятельности сертифицированных учителей уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан с целью способствовать сертифицированным учителям в преобразовании школьной практики посредством коучинга и менторинга, в деятельности профессионального сообщества на основе идей и принципов Программы уровневых курсов и создание образовательной среды, способствующей формированию у учащихся навыков XXI века, навыков критического мышления, самомотивации, саморегулирования, умения учиться.

Созданы условия для плодотворной работы и ожидается сотрудничество сертифицированных педагогических кадров с учителями, не прошедшими обучение по уровневым курсам в целях реализации идей Программы, курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан и поддержания обновления содержания среднего образования, выполняющих лидирующие функции в качестве организаторов деятельности профессионального сообщества.

Важными приоритетами в деятельности учителя являются:

• стремление к пониманию способов постижения отдельными учениками конкретных тем учебных занятий;

• осознание необходимости соответствующей работы с учениками в целях корректировки или модификации их знаний;

• понимание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

Многие учителя при подготовке портфолио и при защите презентации среди ключевых критериев редко использует достоверные доказательства по рефлексии. Причинами этому являются возникающие у учителей затруднения при проведении рефлексии вносимых изменений, а также диагностирования и анализа полученных результатов. Вместе с этим, у многих учителей наблюдается слабая взаимосвязь между анализом полученных результатов и конкретными запланированными направлениями изменений в будущем.

86

Учитывая данные затруднения педагогов, мы предлагаем использовать специальную таблицу для рефлексивных записей, которая позволяет установить и проанализировать взаимовязь и взаимозависимость всех этапов рефлексивной практики учителя.

Таблица 2. Рефлексия актуальных проблем по программе «Лидерство учителя в педагогическом сообществе»

Трудности, возникшие при обучении обучающихся

Причины возникновения трудностей у обучающихся

Необходимость развития практики обучения

Конструктивные предложения для изменения практики

При проведении уроков

При проведении коучинга и менторинга

При организации педагогических сообществ

Заполнение данной таблицы позволит учителю четко определить конкретные шаги и направления деятельности учителя-лидера, окажет помощь в определении зон развития и планировании конкретных изменении в будущем.

В век информационных технологий неизбежны изменения самих функций учителя. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование. Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионализма учителя, важным компонентом которого является его способность к профессиональной рефлексии.

Попробуем сделать выводы из вышесказанного:

1. Чтобы успешно и продуктивно применять рефлексию педагогического взаимодействия рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.

2. Чтобы рефлексия стала потребностью у учителя, он должен быть готовым теоретически и практически применять ее в своей деятельности.

3. Рефлексия способствует организации наиболее конструктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся.

4. Чем выше уровень рефлексивной деятельности педагога, чем большим спектром рефлексивных форм и методов взаимодействия владеет педагог, тем выше уровень его профессионального роста.

Литература

1. Руководство для учителя. Программа «Эффективное обучение», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г., 202 с.

2. Демидко М. Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Минск.

3. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.