Научная статья на тему 'Новые подходы в организации профессиональной поддержки педагогов'

Новые подходы в организации профессиональной поддержки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL TEACHERS ' SUPPORT / КОУЧИНГ / COACHING / МЕНТОРИНГ / MENTORING / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / LESSON-STUDY / КОЛЛАБОРА-ТИВНЫЙ ПОДХОД / КОЛЛАБОРАТИВТі әДіС-ТәСіЛ / COLLABORATIVE APPROACH / LESSON STUDY / МүГАЛіМДі КәСіБИ қОЛДАУ / әДіСТЕМЕЛіК ЖұМЫС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова М. В.

Автор говорит о принципиально новых подходах к организации профессиональной поддержки педагогов коучинг, менторинг, Lessonstudy, которые основаны на тесном взаимодействии коллег в решении профессиональных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в организации профессиональной поддержки педагогов»

Федорова М.В.,

заместитель директора по научно-методической работе КГУ «Средняя школа №1» акимата г. Рудного

Нег1зг1 свздер: мугал1мд1 кэс1би цолдау, коучинг, менто-ринг, эд1стемел1к жумыс, Lesson study, коллаборативт1 эд1с-тэс1л.

Ключевые слова: профессиональная поддержка учителя, ко-учинг, менторинг, методическая работа, Lessonstudy, коллабора-тивный подход.

Key words: professional teachers ' support, coaching, mentoring, methodical work, Lesson study, collaborative approach.

t* s

m о

<c л w О

L

О §

ш t-

к

PL,

О ш t-

Вестник «Орлеу^-kst

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ

Ацдатпа

Автор педагогтарды кэсiби колдауды уйымдасты-рудагы жаца тэсiлдерге, соньщ iшiнде: коучинг, менто-ринг, Lesson studyлер кэсiби мэселелердi шешуде эрш-тестердщ тыгыз карым-катынасына негiзделгенi туралы атап eтедi.

Аннотация

Автор говорит о принципиально новых подходах к организации профессиональной поддержки педагогов - коучинг, менторинг, Lessonstudy, которые основаны на тесном взаимодействии коллег в решении профессиональных проблем.

Annotation

The author speaks about radically new approaches to the organization of professional teachers' support - coaching, mentoring and Lesson study, which are based on close collaboration between colleagues in solving professional problems.

Методическая работа в школе была всегда. Семинары, открытые уроки, выступления, мастер-классы - хорошо и давно известные мероприятия, направляющие учителя на приобретение нового профессионального опыта. Программа уровневых Курсов повышения квалификации педагогических работников позволяет по-иному взглянуть на методическую работу в школе, переосмыслить её цель, значение и результат. Довольно продолжительный педагогический стаж в качестве учителя и заместителя директора по научно-методической работе и знания, полученные на курсах повышения квалификации 2(основного) уровня, дают мне основание сказать, как нуждается методическая служба школы в новых подходах. Чего скрывать, даже самый прекрасный семинар, получивший высокую оценку коллег, не гарантирует высокой отдачи. Чужой опыт, увиденный в чужой школе, в чужом классе, не всегда может быть перенесён в практику другого учителя, а если и апробирован, то результаты его могут и не оправдаться.

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

Принципиально новые, предлагаемые подходы к организации профессиональной поддержки педагогов - коучинг, менторинг, Lessonstudy. Все они основаны на тесном взаимодействии коллег в решении профессиональных проблем. Главное отличие данных подходов - практическая направленность на результат. Так, коучинг - креативный, активный, созидательный диалог, организуемый коучем-тренером, цель которого - совместное обдумывание практики преподавания, обмен идеями, побуждение коллег к пересмотру своей деятельности, принятию решения о её изменении в целях достижения качества обучения. Несколько слов о практике коучинга в нашей школе: в течение были проведены коучинг-сессии по темам «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в обучении. Обучение во взаимодействии и сотрудничестве», «Развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности через активные методы обучения».Работая с коллегами, осознаёшь, что коучинг - принципиально новый подход к организации методической работы в школе. Уставшие от традиционных семинаров, где главным дирижёром является завуч, учителя сами анализировали свою практику, высказывали мысли об её улучшении за счёт внедрения идей Программы 7 модулей. На смену заготовленному на бумаге выступлению пришёл профессиональный диалог, списанная чужая фраза уступила место живой мысли, логическим продолжением которой должны стать решение меняться и действовать. Причём, поменялся вектор профессионального диалога между учителями: от сетований на учеников по поводу их нерадивости коллеги перешли к переосмыслению своей практики.Приве-ду лишь насколько высказываний из анкет учителей: «Критическое мышление - это требование времени», «Занятие убедило: необходимо внести изменения в планирование своих уроков», «Моя проблема - составление вопросов. Сегодняшнее знакомство с классификацией вопросов по Блуму заставило меня задуматься о качестве заданий, предлагаемых мной на уроке», «Сегодня на коучинге сама прошла путь ученика в группе, впервые по-настоящему оценила эффек-

тивность групповой работы для учащихся и сложность для учителя! Сидеть в группах -не значит работать. Мы сегодня работали! И было здорово».

Многие учителя выразили желание изучить остальные модули Программы, предложили провести открытые уроки с практическим применением изученных подходов. Считаю это важным, поскольку это инициатива исходит не сверху, от завуча, а является выражением самих педагогов, отражает их личные профессиональные потребности.

Совсем иной результат достигается посредством осуществления менторинга, доверительного диалога опытного, успешного учителя и коллеги, имеющего профессиональные затруднения. Отчасти подход напоминает знакомое наставничество, некогда эффективной, но сегодня, увы, за-формализованной формы сотрудничества. Менторингоснован на доверительных, лич-ностно заинтересованных взаимоотношениях коллег, формирует партнёрские связи в профессиональном сообществе, ориентирует учителя-ментора на конкретные положительные изменения в практике опекаемого коллеги.

Особо следует сказать о Lessonstudy - коллаборативном подходе в решении проблемы в обучении учащихся в аутентичном классе. Эффективность его стала очевидной для педагогов нашей школе уже на первом этапе подготовки. Проблема, предлагаемая для организации Lessonstudy, была обозначена в анализе образовательных показателей школы за прошлый год. Для проведения Lessonstudy выбраны 4 класса разных возрастных ступеней, где процент качества обучения ниже среднего по школе:

1) Учащиеся 4 класса, выпускники начальной школы, стоящие на этапе перехода в основную школу

2) Учащиеся 5 класса, перешедшие на основную ступень обучения и несколько растерявшиеся в условиях предметного обучения и кабинетной системы

3) Ученики 6 класса, именно в этот период обучения закладывается фундамент знаний по основам наук, интенсивно формируются универсальные умения, отсутствие которых станет серьёзным барьером в

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

Вестник «Oрлеу»-kst

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

достижении качества образования.

4) Учащиеся 9 класса, выпускники основной школы, решающие для себя вопрос о дальнейшем выборе образовательного пути.

В обсуждении коллегами в качестве основной причины отставания учащихся от сверстников была названа низкая мотивация к обучению. Исходя из этого, участниками Lessonstudy поставлена проблема: Какие педагогические средства эффективны для формирования у школьников устойчивой мотивации к обучению?

Были созданы 4 группы, учителей, работающих в данных классах и заинтересованных в решении проблемы. Количественный состав участников - 4-5 человек, возглавили работу каждой группы сертифицированные педагоги, прошедшие уров-невые Курсы. Были определены учителя для проведения серии последовательных уроков. Все они признались, что уроки их носят чаще всего традиционный характер, и согласились принять помощь коллег. Им было предложено разработать среднесрочное планирование, получив предварительно консультацию у коллег. Обсуждая проблему, участники сошлись во мнении, что для развития мотивации необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика. Это возможно через внедрение в обучение кол-лаборативного подхода. В ходе Lessonstudy-было проведено по 3 урока в каждой возрастной группе. После каждого проводилась рефлексия в группе, исследование «Голос ученика», собиралась доказательная база. Коллеги обсуждали результаты обучения конкретных учащихся, перенося их на остальных, выявляли барьеры, предлагали, как сделать следующий урок более эффективным. После проведения серии уроков был подведён итог, разработаны рекомендации по развитию мотивации в исследуемом классе. Результаты Lessonstudy в целом планируем обсудить в целом на школьном методическом совете и вынести на педагогический совет.

Безусловно, можно было бы пойти по привычному пути: провести семинар с

теоретическими выкладками по учебной мотивации, ограничиться выступлениями отдельных педагогов из своей практики, озадачить учителей, стоящих на аттестации открытым (показательным) уроком и поставить галочку о выполнении. Lessonstudy -ставит учителя в позицию исследователя, он наблюдает, оценивает, выявляет, предлагает, способствует формированию в коллективе партнёрских связей, основанных на решении общих профессиональных проблем, развивает рефлексивные умения педагога. Чёткое распределение работы внутри группы позволило использовать потенциал учителя дифференцированно. Так, учителя, прошедшие Курсы по уровневым программам, обучали, консультировали коллег, выступали в роли трансляторов идей 7 модулей, участники группы погружались в изучение новых подходов в педагогической практике, овладевали умениями, необходимыми при обучении на Курсах: готовили отчёт по уроку, брали интервью у учеников, проводили анкетирование и т.д. Учитель-практик в ходе Lessonstudy знакомился с особенностями планирования уроков, преобразовывал свою практику. Ценность данного подхода, на мой взгляд, в том, что методический выход на учителя носит личностно-ориентированный характер, а результат - личностно-значимый для профессионального развития.

Разумеется, надо ещё много работать. Надо вписать новые подходы в существующую систему методической работы, по максимуму использовать их для улучшения практики, адаптировать к условиям школы. Ведь любую идею можно загубить, если действовать необдуманно или, не апробировав, игнорировать. Государство сделало огромные вложения в подготовку учителя, результат этих вложений должен быть виден на местах.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Руководство учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013 год, 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.