Вестник «врлеуи-kst
Б.К. Жакупова,
заместитель директора по НМР, ГУ «Затоболъская средняя школа
№1» отдела образования акимата Костанайского района
He?i)?i свздер: зерттеу, пэнара-льщ байланыс, кэс\би б\лт
Ключевые слова: исследование, межпредметная связь, профессионализм
Keywords: research, intersubject connection, professionalism
cs; x
i
<
m О
го
£ ua
О -
L_
0 §
1
X Ш H
О
Ш
H
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Ацдатпа
Осы макала мугал1 мд ерд i н зерттеу жумысынын уйымдастыру мэселелерш кетередг Автор 6ip пэн аясында журпзшген ¡здешс жумыстыц нэтижесшде токталып, эрштестердщ зерттеу дагдыларын дамыту уипн пэнаральщ максат, 6ip талап жэне ортак; нэтижеш жоспарлау манызды екешн керсетедг
Аннотация
Данная статья поднимает проблему организации исследовательской деятельности учителей. Автор отмечает результативную работу в рамках одного предмета и показывает значимость планирования межпредметной цели, единых подходов и общего результата для развития исследовательских навыков коллег.
Annotation
This article raises the issue of the organization of research activity of teachers. The author points out the effective work in one subject and shows the importance of interdisciplinary planning objectives, common approaches and the overall result for the development of research skills of colleagues.
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 отмечено: «В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это - междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей»[1, с.8]. Данный тезис обосновал необходимость проведения исследования и исследования фронтального.
Учитель, ответственно относящийся к своей деятельности, всегда работает над совершенствованием своего педагогического мастерства с целью повышения эффективности и результативности процесса преподавания и обучения.
Весгннк «Op.;iey»-kst
Педагоги, обучаясь на курсах нового формата, первоначальные навыки исследования в действии заложили во время практики на базе одного класса и классов, в которых преподавали.
Созданное школьное педагогическое сообщество организовало учителей одного методического объединения для проведения исследования в формате Lesson study. Учителя одной образовательной области искали оптимальные пути совершенствования групповой работы на уроках своей дисциплины. Работавшие таким образом параллельно четыре группы добились неплохих результатов. Их наработки стали достоянием всех педагогов школы.
Следующей ступенью развития исследовательской деятельности практикующего педагога становится фронтальное исследование коллег, работающих в одной параллели.
При организации исследования в действии очень важным моментом является определение цели. Исследование не должно стать просто исследованием для исследования. Это творческая деятельность должна носить рациональный характер, участникам такой коллективной, командной деятельности необходимо осознание важности того, чем они занимаются. И тема исследования не должна рождаться на пустом месте.
В результате, в основу исследования текущего учебного года заложена определенная в прошлом учебном году школьная методическая тема «Критериальное оценивание - ключевой подход в формировании навыков обучения и преподавания». Критериальное оценивание на сегодняшний день в рамках формативного оценивания -наиболее продуктивный инструмент в формировании индивидуальной траектории самосовершенствования и саморазвития обучающихся. Это - инструмент.
Следующая задача: «Фокус ведущих мировых образовательных систем направлен на выравнивание образовательных достижений школьников» [1, с.9] опреде-
лим тему исследования: «Компетентная поддержка слабоуспевающих учащихся начальной и основной школы - реальная возможность повышения качества преподавания и обучения».
Таким образом, инструмент, масштаб и тема были определены, обоснованы и осознаны как важные и необходимые.
Наступил момент определения механизма реализации. В Государственной программе отмечено: «Практикуется повышение квалификации непосредственно на базе школ без отрыва от работы» [1, с.9]. Данный тезис оказался существенным, так как в исследование включены не только сертифицированные педагоги. Отличной поддержкой стало внедрение программы профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», которая помогает вооружать необходимыми навыками всех участников коллективной работы. Эффективность данной программы отмечают не только слушатели, но и сертифицированные учителя, так как диалог и работа идет практически наравных. Такая ситуация конечно же не итог одного дня. Начиная с 2012-2013 годов, сертифицированные учителя грамотно организовывали пропаганду идей семи модулей через планомерную систему коуч-сессий; продумано провели обучение по структуре современного урока, начиная с этапа постановки SMART -цели и заканчивая обратной связью. Идеи,
рожденные на открытых уроках сертифи- <
m
цированных учителеи, также не прошли с
ГО
незамеченными. Все это хорошо, но иссле- < довательскими навыками, пусть еще где-то о «сырыми» владеют пока единицы, и это, 2 в основном, сертифицированные учителя. Поэтому к группам учителей параллелей § 3,5,8 классов определены менторы из числа сертифицированных учителей второго н и первого уровней. Для слаженной рабо- ~ ты назначены координаторы и кураторы ^
групп учителей, работающих в параллелях 2
ь
третьих, пятых и восьмых классов.
Ежемесячные консультации членов
о
Вестник «Opjiey»-kst
групп свидетельствуют о достаточно серьезном подходе и выявляют множество проблем, связанных прежде всего с методологией исследования. В инструктивно-методическом письме сказано, что «Школьное образование республики находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум (далее - В ЭФ) обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, Некомпетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие» [2, с.З]. Учителю нужно самому обладать знаниями и умениями успешного в современном мире человека или активно работать над их формированием и развитием. Это важно прежде всего для педагога серьезно настроенного на повышение своей профессиональной компетентности. Вторую, но не по значимости, проблему определили так: вести «кустарным» путем такое исследование без достойной поддержки ученых уже не соответствует уровню участников исследования в действии. Отличной находкой в группе учителей, работающих в параллели 8-х классов, стала технология ИСУД(Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), согласно которой «проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учащихся позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного»
взаимодействия: «если у тебя такие учеса
ники, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так...» [3, с.1] (подчерка
кнуто автором работы). Сама же матрица индивидуального стиля учебной деятельности (матрица ИСУД), отражающая совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, спроектирована как открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости.
Следующим не менее важным является
определение конечного продукта. Он должен быть максимально универсальным и воспроизводимым. Планируем сборники рубрикаторов с прописанными до мелочей дескрипторами, обеспечивающими обучающимся понимание и тракторию их собственного обучения и развития.
На сегодняшний день понятно, что наше фронтальное исследование будет длиться не один год. Вполне вероятно, что мы его закончим одновременно с разработкой школьной методической темы. Слияние произошло органично и теперь максимально взаимосвязано.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Исследование в действии должно отражать потребности как педагогов, так и обучающихся в самосовершенствовании и саморазвитии. Эти процессы возможны при критическом отношении к своей деятельности, к ее результатам. Умение соотностить свои цели с общими, ре-ализовывать совместно, плюс творчество и инициатива - вот слагаемые успешного исследования в действии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы [Электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U1600000205
2. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах республики Казахстан в 2016-2017 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. [Электронный ресурс] http://nao.kz/loader/fromorg/2/24
3. Галеева, H.JL, Спасская, Н.П. Система мониторинга эффективности образовательного процесса на основе определения зоны ближайшего развития каждого ученика в условиях коррекционно-развивающего обучения в школе № 196. Завуч. № 1, 1999. [Электронный ресурс] http: //upr. 1 September. ru/view_article.php?id=200802301