Научная статья на тему 'Решение конкретных ситуаций на занятиях по учебной практике как способ развития функциональной грамотности учителя начальной школы'

Решение конкретных ситуаций на занятиях по учебной практике как способ развития функциональной грамотности учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / METHOD OF CASE STUDY / КЕЙС / CASE / ПОДГОТОВКА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / PREPARATION FOR TECHNOLOGICAL PRACTICE / КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / әДіСТі ЗЕРТТЕУ әДіСі / ІС / ТЕХНОЛО-ГИЯЛЪЩ ТәЖіРИБЕГЕ ДАЙЫН-ДАУ / ЦУЗЫРЕТТіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буртылева З.А.

Предлагаемая статья предназначена для преподавателей педагогических колледжей. Знакомит с особенностями применения метода конкретных ситуаций на занятиях по учебной практике, содержит пример одного из кейсов и алгоритм оценки его решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение конкретных ситуаций на занятиях по учебной практике как способ развития функциональной грамотности учителя начальной школы»

(55(55 (охо)

Вестник «Qp.fiey»-kst

З.А. Буртылева,

преподаватель, Костанайский педагогический колледж

He?i)?i свздер: ddicmi зерттеу sdici, ic, техноло-гиялыц тэж1рибеге дайын-дау, цузыреттШк.

Ключевые слова: метод кейс-стади, кейс, подготовка к технологической практике, компетентности.

Keywords: method of он case study, case, preparation ® for technological practice, ^ competence.

О

£

w О

¡3

о

w =Г

0

CL С

ш ¡3

1 I

о

S

m

0 к

1

s

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

¥сынылган макала педагогикальщ колледждердщ мугал1м-дерше арналган. Ол сабакта нащы жагдайлардыц эдютерш оку тэжчрибесше колданудын ерекшел1 KTepi мен таныстырды, 6ip жагдайдыц мысалын жэне оньщ шеипмш багалау ал горит Mi н камтиды.

Аннотация

Предлагаемая статья предназначена для преподавателей педагогических колледжей. Знакомит с особенностями применения метода конкретных ситуаций на занятиях по учебной практике, содержит пример одного из кейсов и алгоритм оценки его решения.

Annotation

The proposed article is for teachers of pedagogical colleges. Presents the peculiarities of the application of the method of concrete situations in the classroom during practice, contains an example of one of the cases and an algorithm for its evaluating.

Современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века за всю жизнь. Информация в мире удваивается каждые два года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание.

Для того чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, уже недостаточно академических знаний, функциональных навыков, личностных компетенций и отношений. Необходимы абсолютно новые качества - метапознания, ме-такомпетенции.

Передовые экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» - к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться» [1, с.З].

Как достичь данных целей? Конечно же переформатирование следует начинать с преподавательского корпуса, со студентов, будущих выпускников педагогических колледжей.

Нормативная база обновления содержания образования ориентирует преподавателей и методистов педагогических колледжей на выбор технологий для создания условий, способствующих развитию функциональной грамотности будущих учителей начальной школы.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями [2]. Для формирования функцио-

нально грамотной личности следует придерживаться определённых стратегий. Остановимся на некоторых из них: обучение должно носить деятельностный характер; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности; использовать продуктивные формы групповой работы; обучение на основе решения конкретных ситуаций. Все эти условия созвучны со стратегиями метода Кейс - стади.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:

• выявление, отбор и решение проблем;

• работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

• анализ и синтез информации и аргументов;

• работа с предположениями и заключениями;

• оценка альтернатив;

• принятие решений;

• слушание и понимание других людей -навыки групповой работы.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы [3].

Как спланировать, какие использовать стратегии, методы, формы и приёмы на уроках по определённым темам - вот вопросы, с которыми каждый день будут сталкиваться студенты при выходе на технологическую практику.

Помочь в этом можно, используя стратегии кейс - стади.

Используя кейс - стади формируются следующие компетентности:

1. Способность принимать решения -умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

2. Способность к обучению - умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации.

3. Системное мышление - умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ.

4. Самостоятельность и инициативность - умение проявлять активность в ситуациях неопределенности.

5. Готовность к изменениям и гибкость -умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям.

6. Способность работать с информацией - умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую.

7. Упорство и целеустремлённость -умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров.

8. Коммуникативные способности - умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт.

9. Способность к межличностным контактам - умение слушать и понимать собеседника.

10. Проблемность мышления - умение вырабатывать модели решения проблем [4].

Все перечисленные компетенции удачно формируются с помощью решения практических кейсов во время подготовки к технологической практике на занятиях учебной практики. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию, с^ Этот кейс создает практическую, «действу- § ющую» модель ситуации. При этом учебное д назначение такого кейса может сводиться к м тренингу обучаемых, закреплению знаний, ^ умений и навыков поведения (принятия ре- 2 шений) в данной ситуации. Такие кейсы о должны быть максимально наглядными и м детальными. Главный его смысл сводится к о познанию жизни и обретению способности к с реальной профессиональной деятельности. Н Конструкция урока состоит из несколь- ^

ких этапов, зависящих от конкретной цели, §

к

которой должен достичь учитель. Я"

Достаточно часто будущим педагогам га

сложно выбрать наиболее целесообразный К

материал, продумать форму организации К учебной деятельности школьников, спро-

гнозировать и применить продуктивные методы и приёмы, позволившие научить детей самостоятельно добывать учебный материал и впоследствии применять его в любой ситуации.

Выходя на практику, будущие педагоги испытывают затруднения при планировании зачётных уроков и используют материал интернет ресурсов. Не всегда этот материал идеален и помогает построить урок так, чтобы достичь поставленные на уроке цели. Метод кейс - стади поможет научиться ориентироваться в имеющейся информации и выбирать наиболее качественный материал.

Так, например, работая над темой учебной практики "Конструирование план - конспекта по конкретной теме на уроках русского языка", распределяю студентов по группам. Каждой из групп предлагается кейс, содержащий материал этапа "сообщение темы и целей урока", разработанный учителем -практиком по теме "Слово и слог", 2 класс. Студентам предлагается проанализировать методы, формы и приёмы, используемые учителями -практиками, выбрать наиболее продуктивные и предложить своё решение.

(Образец кейса).

Русский язык. Тема: "Слово и слог", 2 класс.

Выберите наиболее продуктивный способ выделения темы урока. Предложите свой вариант. с^ 1-ый вариант:

щ Формулирование темы и цели урока.

^ На доске: МО ЗИ РОЗ ПО МА 8 СНЕГ ЛЕ КРЫ ДРУГ ША ^ - Что здесь написано? 2 - Что можно составить из этих слогов? о - Исходя из этого, назовите тему урока, ш {Тема: Слово и слог)

О - Зная тему урока и используя опорную Д запись, сформулируйте цели урока, д - Узнать, что такое ....

- Учиться правильно .... ^ 2-ой вариант:

Я Минутка чистописания. Пропишите

га правильно и красиво слова мак, мама, ма-

Д шина. Д

К - Скажите, ребята, чем похожи эти слова?

(Начинаются на букву «М», во всех словах есть гласная «А»), А чем они отличаются друг от друга? (значением, количеством букв, первое слово - односложное, второе -двухсложное, третье - трехсложное).

Тема урока:

Учитель: Тема нашего урока. Слово и слог. Деление слова на слоги.

Цели: Мы сегодня на уроке должны научиться делить слова на слоги, повторить правописание сочетаний жи -ши, безударных гласных, правописание предлогов со словами.

3-ий вариант:

Учитель:

- Мы повторили, какую роль выполняют гласные буквы, из слогов составляли слова, а из слов предложения. Используя слова-опоры, сформулируйте тему нашего урока.

Дети:

- Тема нашего урока "Слог, слово". Будем учиться делить слова на слоги и различать в слове количество слогов.

4-ый вариант:

3 станция - «Ознакомительная»

В русском языке живут буквы гласные и согласные. Они очень дружные между собой. Согласные соглашаются с гласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог-это союз гласных и согласных. Иногда слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной-никогда. Плохо она звучит, когда одна. Иногда в слог встает еще одна согласная буква и их становится три. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда одна.

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Дружит гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма- и -ша,а вместе Маша

К нам явились на урок.

-Кто скажет, как определить, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных столько и слогов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Откройте учебник на стр.65 и прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим. (Какие бывают слоги)

Ш

5-ый вариант:

Работа по учебнику. С. 65.

-Прочитайте тему нашего урока. (Слог. Ударение. Перенос слова.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Какие бывают слоги!)

Студенты знакомятся с содержанием кейса, обсуждают, анализируют, выбирают наиболее продуктивный вариант или предлагают свои варианты. После выступления представителей одной группы в обсуждение включаются остальные студенты. Во время обсуждения так же анализируется выступление представителей первой группы и, возможно, предлагается своё видение по содержанию исследуемого этапа урока. Таким образом, у студентов формируется навык анализа имеющейся информации и проектирования своей деятельности.

Оценивать студента за содержательную активность в дискуссии или публичной (устной) презентации, которая включает в себя следующие составляющие:

1. Выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.).

2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.

3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.

4. Демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.

5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.

6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.

7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.

8. Подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, данный студентом при непубличной (письменной) презентации считается удовлетворительным, если:

• было сформулировано и проанализи-

ровано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

• проведено максимально возможное количество расчетов;

• были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других студентов;

• были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

• составленные документы по смыслу и содержанию отвечают требованиям;

• приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методами.

Таким образом, использование метода Кейс - технологии позволяет подготовить будущих педагогов к решению реальных педагогических задач, сформировать компетентного преподавателя, способного критически оценить любую ситуацию и разработать стратегию её решения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017.

2.Горбачёва Е.Ю., Овсянникова A.A., g Ковалевская О.Н., Беланова Н.В. Развитие К функциональной грамотности на уроках че- га рез новые подходы в обучении. [Электрон- ^ ный ресурс] //http://www.rusnauka.com/ Й

3.Долгоруков А. Метод case-study как со- 2

л

временная технология профессионально-о- у

риентированного обучения. [Электронный и

ресурс] //http://www.evolkov.net/case/case. О

study.html ^

4.Айкина, Т. Ю. Метод кейсов в форми- 3 ровании коммуникативной компетенции щ студентов. [Электронный ресурс] //https:// § cyberleninka.ru/article/n/metod-keysov-v- ^ formirovanii-kommunikativnoy-kompetentsii- § studentov Сетевой ресурс й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.