Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
УДК 378. 147-322
К.О.ШАРИПОВ, Э.К.КАРЛОВА, Е.В.НЕЧЕПУРЕНКО
Казахский Национальный Университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра биологической химии, г. Алматы
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Использование интерактивных методов обучения обусловлен необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Правильная организация занятий является важным инструментом в повышении качества обучения. Рекомендуется использовать игровые методы обучения, которые стимулируют мыслительную деятельность студентов, развивают их познавательную активность, позволяют приобрести коммуникативные навыки. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, традиционные методы обучения, игровой метод, познавательная деятельность.
Одной из основных целей Болонского процесса является обеспечение необходимого качества высшего образования. Для улучшения качества подготовки специалистов необходимо применить современные активные методы обучения, обеспечивающих творческую активность студентов, направленных на формирование и развитие профессионального мышления, способностей к освоению новых способов профессиональной деятельности [1]. На кафедре биологической химии сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к
совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно -воспитательного процесса. Преподавателями накоплен богатый опыт работы с использованием интерактивных методов обучения. Кафедра создает все условия, необходимые для обеспечения студентам возможности получения качественного доступного образования. В курсе общей химии студенты-медики изучают общие энергетические и кинетические закономерности протекания химических и биохимических процессов, основные типы реакций, протекающих в организме: протолитические, гетерогенные, окислительно -восстановительные, лигандообменные равновесия. Согласно принципу профессиональной направленности они познают свойства растворов биополимеров, электролитов и неэлектролитов, причины возникновения осмоса и осмотического давления, основы количественного анализа, способы количественной характеристики состава растворов, основы электрохимических процессов, строение
биокомплексных соединений, в частности гемоглобина, элементный состав организма, биологическую роль химических элементов.
Поиски обновления новых методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективных считается использование игровых методов в учебном процессе. Наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Игровой метод, наряду с традиционными методами проведения занятий, повышает эффективность
преподавания предмета, делает процесс обучения более интересным, способствует успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы [2].
Примером может служить использование такого метода интерактивного обучения, как «Папка со входящими документами», который создает типичную обстановку офиса с его многообразием документов. В ходе работы студенты научаться сортировать эти документы по определенным параметрам и там, где это необходимо, предпринимать определенные действия. Применение этого метода активизирует деятельность студентов, формирует познавательный интерес, позволяет осуществлять связь обучения с жизнью [3]. Игры-соревнования с использованием компьютерных технологий позволяют в зависимости от материала вводить в игру вопросы разного уровня сложности - от простых, требующих запоминания и простого воспроизведения изученного материала, до более сложных - требующих понимания проблемы, применения полученных знаний и их интерпретации. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.
При анализе обратной связи от студентов по внедрению игровых методов обучения на 1 курсе факультета общей медицины была выявлена положительная реакция студентов на обучение с использованием игровых методов.
Таким образом, в условиях кредитной системы обучения, где студент в основном должен обучаться самостоятельно, игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от всех участников. Использование игр в учебно-воспитательном процессе позволяет раскрыть творческие способности студентов, сформировать у студентов умение находить пути решения, стремление
Вестник КазНМУ, №4(2) - 2013
понять и прислушаться к точке зрения других, развитие навыков общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова. Инновационные методы1 обучения или как интересно преподавать.- Алматы: 2010. -340 с.
2 О.И. Бибик, Л.И. Маренкова. Современные педагогические технологии, применяемые преподавателями в учебном процессе на кафедре общей и биоорганической химии.- Материалы учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии, посвященной 55-летию КемГМА: внутривуз. сб. тр. - Кемерово: КемГМА, 2010. - 165 с.
3 Лазарева, И. А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения / И. А. Лазарева // Инновации в образовании. - 2004. - № 3. - С. 52-60.
К.О.ШАРИПОВ, Э.К.КАРЛОВА, Е.В.НЕЧЕПУРЕНКО
ЖАЛПЫ ХИМИЯ ПЭН1Н О^ЫП-УЙРЕНУ БАРЫСЫНДА СТУДЕНТТЕРД1Н ТАНЫМДЫ^ БЕЛСЕНД1Л1 ПН АРТТЫРАТЫН ^¥РАЛ
РЕТ1НДЕ О^ЫТУДЬН, ОЙЫН ТЭОЛДЕИ Н ^ОЛДАНУ
ty^h: Ок;ытудыц интербелсенд эдiстерiн ;олдану - бэсекеге ;айлетп бмтт маман даярлауга непзделген. О;ыту сапасын арттырудыц мацызды тэалдершц 6ipi - саба;ты ЖYPriзудi д^рыс ^йымдастыра йлу. Студенттердiц ойлау ;айлет1н арттыруга, танымды; белсендiлiriн жетiлдiруге, сонымен ;атар коммуникативт дащыларды игеруге сегтпн типзепн о;ытудыц ойын тэсiлдерi ^сынылады.
ТYйiндi сездер: о;ытудыц интербелсендi эдiстерi, о;ытудыц дэстYPлi эдiстерi, ойын эдid, танымдь; белсендiлiк.
K.O. SHARIPOV, E.K.KARLOVA, E.V. NECHEPURENKO
GAME TRAINING METHODS FOR STUDY OF GENERAL CHEMISTRY FOR INCREASING INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS
Resume: Using interactive training methods need to improve quality of speaalist training. Proper organization of training is important tool for improving the quality of education. Recommended to use the game teaching methods which are stimulate mental activity of students, develop their cognitive activity can acquire communication skills. Keywords: interactive teaching methods, traditional methods of teaching, game method, cognitive activity.