Научная статья на тему 'Клиническое мышление в системе педиатрического образования'

Клиническое мышление в системе педиатрического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врачи-интерны-педиатры / клиническое мышление / активные методы обучения. / Interns pediatricians / clinical reasoning / active learning methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Е.Абдрахманова, Ш.Х. Рамазанова, З.Г. Давлетгильдеева, Е.Т. Кошербеков, А.Ж. Жунусова

Целью нашей работы является улучшение качества подготовки врачей-интернов по направлению «Педиатрия». Становление врача-педиатра как врача-клинициста, невозможно без клинического мышления. В связи с этим, в данной работе рассматривается необходимость развитие клинического мышления у врачей-интернов-педиатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Е.Абдрахманова, Ш.Х. Рамазанова, З.Г. Давлетгильдеева, Е.Т. Кошербеков, А.Ж. Жунусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL REASONING IN PEDIATRIC EDUCATION

The aim of our work is to improve the quality of training of interns in «Pediatrics». It is impossible to become a pediatrician without clinical thinking. Therefore, this paper discusses the need for the development of clinical thinking in pediatric interns.

Текст научной работы на тему «Клиническое мышление в системе педиатрического образования»

№3-2015

Ф.Н. НУРМАНБЕТОВА, А.К. БОШКАЕВА, Ф.Г. ОРАЗАЕВА

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттъщ Медицина университетi, Жогары оку орнынан ^Ui^i бшм беру 6eMiMi (PhD-докторантура жэне магистратура)

PHD-ДОКТАРАНТУРА БАFДАРЛАМАСЫНЫH, САПАМЕН КАМТАМАССЫЗ ЕТУ ХАЛЫ^АРАЛЬЩ СТАНДАРТЫ:

КАЗ¥МУ УШ1Н ТЭЖ1РИБЕ

ТYЙiн: PhD-доктор дэрежесiн алу Yшiн аньщталатын стандарттар хальщаральщ дэрежей бар болашак; кандидаттыц мак;сатына жететш курал болып табылады.

ДYHиежYзiлiк Медициналык; бiлiм Федерациясы (WFME) жэне (AMSE) Европалык; Медициналык; Мектеп бiрлестiгiнiц глобалды стандарттары, 2004 жылдан бастап Загребдеп ORPHEUS Ассоциациясыныц эзiрлеуiмен усынылган стандарттар келiсiлген кужаттарга негiзделген.

orpheush^ институциональды MYше ретiнде С.Ж. Асфендияров атындагы ^аз¥МУ ок;ыту ЖYЙесiнде хальщаральщ стандартты ЖYзеге асыруды дамытуда PhD-докторантарды дайындау багдарламасында Yлкен жауапкершiлiк алып отыр. ТYЙiндi свздер: хальщаральщ стандарттары ORPHEUS, AMSE, WFME, медицина гылымдардыц философия докторы

F.N. NURMANBETOVA, A.K. BOSHKAEVA, F.G. ORAZAEVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University Department of postgraduate education (PhD-doctoral and medical)

INTERNATIONAL STANDARDS FOR QUALITY ASSURANCE PROGRAM PHD-DOCTORAL: EXPERIENCE FOR KAZNMU

Resume: Definition of standards for PhD-doctor degree is a means to achieve the desired goal - opportunity to present the future candidates of science education, which has international recognition. The proposed standards are based on the agreed documents produced by the Association of ORPHEUS in Zagreb since 2004, and on the global standards of the Association of Medical Schools in Europe (AMSE) and the World Federation for Medical Education (WFME).

As an institutional member of ORPHEUS, Asfendiyarov Kazakh National Medical University, carrying out the development of international standards in the educational system, has a huge responsibility for the implementation of training programs for PhD-doctors. Keywords: international standards, ORPHEUS, AMSE, WFME, PhD of Medical Sciences.

КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Е.АБДРАХМАНОВА, Ш.Х. РАМАЗАНОВА, З.Г. ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА, Е.Т. КОШЕРБЕКОВ, А.Ж. ЖУНУСОВА

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, г.Алматы

УДК 616-053.2-071:378.144/146

Целью нашей работы является улучшение качества подготовки врачей-интернов по направлению «Педиатрия». Становление врача-педиатра как врача-клинициста, невозможно без клинического мышления. В связи с этим, в данной работе рассматривается необходимость развитие клинического мышления у врачей-интернов-педиатров. Ключевые слова: врачи-интерны-педиатры, клиническое мышление, активные методы обучения.

Настало время существенного улучшения качества подготовки специалистов. Необходимо формировать у будущих врачей профессиональное мышление, которое дает возможность интернам-педиатрам самостоятельно обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить оригинальные способы решения клинических задач. Развитое профессиональное мышление врача позволит правильно понять процесс заболевания человека, творчески и глубоко подойти к тактике его лечения.

Клиническое (врачебное) мышление - специфическая умственная деятельность практического врача, направленная на наиболее эффективное использование

теоретических научных знаний, практических навыков и личного опыта при решении профессиональных (диагностических, лечебных, прогностических и профилактических) задач для сохранения здоровья конкретного пациента (Академик РАМН В.И.Петров, 2010). Основными задачами профессионального обучения интернов-педиатров являются активация познавательной деятельности учащегося, развитие клинического мышления, формирование творческих способностей. Клиническое мышление в сегодняшней ситуации - это время доказательной медицины, время стандартизации, унификации, глобальных подходов, время высоких технологий и информатизации всего и вся, период

№3-2015

реформирования, как самого здравоохранения, так и высшей медицинской школы. Лечится дорого, не эффективно лечиться - очень дорого! (Академик РАМН В.И. Петров, 2010).

Современные условия обучения интернов отличаются необходимостью внедрения инноваций, новшеств и нововведений. Данные методы обучения позволяют развить У будущих врачей клиническое и критическое мышление, формировать опыт творческой и инновационной деятельности, совершенствуют компетенции, научить работать на опережение, стимулируют развитие не только учащегося но и преподавателя.

Клиническое мышление воспитывается в процессе общения студента, врача-преподавателя и больного (у постели больного). Это объясняет, почему любой вид заочного обучения медицине неприемлем [1].

Теоретическое клиническое мышление является основой целенаправленного лечебно-диагностического процесса и имеет свои существенные особенности:

> Предмет исследования врача «объект-субъект», активно отражающей своего обследователя и также активно (отрицательно или положительно) влияющий на его способ действия.

> Объект - пациент-постоянно изменяющийся из-за его патологического состояния.

> Неоходимость постоянной дифференциации и коррекции своего мыслительного процесса, т.е. необходимость рефлексии.

Клиническое мышление - это содержательно специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность и законченность медицинскому знанию.

В вопросах философии и в психологии выделяют 2 типа мыления - теоретического (разумного) и рассудочно -эмпирического мышления (В.В.Давыдов). Формирование профессионального клинического мышления должно осуществляться на основе теоретического типа мышления. При таких условиях оно будет одновременно и творческим и диалектическим. Такое мышление позволяет современному специалисту не просто работать, а создавать условия для творческой деятельности. Если клиническое мышление создается на основе эмпирического типа мышления, тогда оно будет нетворческим [2].

Творческое и рассудочно-эмпирическое формы мышления рассматриваются в психологии как две ступени рационального познания.

При этом именно теоретическое мышление как более высокая ступень, соответствующая современному уровню научного познания и общественной практики, представляет интерес для психолого-педагогических исследований. Клиническое мышление врача обладает следующими основными характеристиками: оно должно быть определенным; последовательным; доказательным. В клиническом мышлении имеются 2 противоречия: Первое противоречие между многовековым опытом использования традиционных клинических методов обследования пациентов и достижениями современной медицины в виде роста объема лабораторно-инструментальных исследований. Существует опасность, что при чрезмерной увлеченности техническими новшествами можно потерять нечто важное из многовекового опыта клинической медицины; Второе противоречие между целостностью объекта (больным пациентом) растущей дифференциацией медицинской науки. Медицина дробится на узкие специальности, в результате врач оказывается в плену ограничений той области медицины, в которой работает. Это приводит к тому, что больного исследует и лечит коллектив врачей. В этих условиях теряется общее представление о пациенте, ослабевает личная

ответственность врача за больного, затрудняется психологический контакт с пациентом [3].

Мастерская- это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимся. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые (решение клинических задач) и диалогические. Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления

- система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие учащиеся не испытывают больших затруднений в работе, так как чувствуют в группе поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений [4].

Под рефлексным клиническим мышлением следует понимать творческий познавательный процесс, обеспечивающий решение профессиональных задач путем анализа генезиса и развития заболевания, предвидения возможных его осложнений, дифференции и коррекции лечебных мероприятий.

Высокий уровень профессионализма связан с теоретической формой мышления.

Рефлексия - переживаемый в мыслях и (или) чувствах процесс осознания субъектом своей деятельности. Это отражение чувств, возникших у учащихся в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы педагога и обучаемых; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, это осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления.

Благодаря рефлексии достигается значительный эффект: во-первых, эффективность в овладении учащимися необходимыми учебными действиями обеспечивается только при включении направляемой рефлексии. Рефлексия создает условия для внутренней мотивации на деятельность, для «приближения» содержания обучения к учащемуся.

В настоящее время внедрение основных принципов Болонского процесса, переход Отечественного высшего образования на трехуровневую систему актуализирует задачу подготовки творческого конкурентоспособного специалиста, обладающего общекультурной и профессиональной компетенциями.

В КазНМУ при подготовке педиатров используют активные метод обучения. Особенностями активного обчения являются:

- принудительная активация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

- активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя;

- повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества;

- постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых посредством прямых и обратных связей;

- направленность на преимущественных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки;

При обучении интерна-педиатров для развития мышления в нашем ВУЗе используются различные методы активного обучения, такие как: проблемные лекции, семинары, тематические дискусси, круглые столы, метод мозгового штурма, деловые игры, ролевые игры, курация больных, клинический разбор тематического больного, интерпретация результатов параклинического

обследования, симуляционное обучение (симуляционные технологии в обучении интернов-педиатров является одним из важных механизмовзапускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне, портфолио, кейс-стади и т.д. [5].

Главный принцип активных методов обучения - запрет на высказывания студента «я не могу», «я не знаю». Рекомендуется соблюдать принцип свободного пространства: участники занятия могут свободно передвигаться, располагаться по кругу, объединятся в малые группы [6].

Основными задачами профессионального обучения интернов-педиатров являются активации познавательной

6-^КаЗчЬ» 'У I №3-2015

деятельности учащегося развитие клинического мышления формирование творческих способностей. В современных условиях организации учебного процесса в высших учебных заведениях не ограничиваются следующими требованиями к учащимся как компетентность в знаниях, умениях и навыках. ВОЗ расширяет сферы человеческого интеллекта еще до трех составляющих -проницательности, отношения к учебе и здравого смысла. Проницательность включает сообразительность, логику, аналитику, гибкость, скорость мышления, интуицию [6]. Например, преподаватель формирует клиническое мышление во время клинического разбора тематического больного. Стимулирует активность у студентов при осмотре и опросебольного ребенка. Интерны последовательно по очереди (регулирует преподаватель) задают вопросы пациенту (родителю больного, волонтеру или преподавателю) по определенной схеме. Далее интерн дает заключение по анамнезу болезни и анамнезу жизни больного. И решает клиническую задачу:

- патология какой системы предполагается?

- острое или хроническое заболевание?

- какие отрицательные факторы могли способствовать развитию настоящего заболевания или отягощали его? Задача преподавателя - не только использовать все достижения практической и теоретической медицины, но прежде всего научить клинически мыслить. При этом студент должен видеть больного, а не учится по абстрактным моделям болезни, ибо в этих случаях пациент будет рассматриваться сквозь бланки анализов, рентгеновских и других исследований. (проф.Е.М.Тареев). Задача клинического преподавателя состоит в том, чтобы

начинающий овладел методами исследования и приемлемыми умозаключениями в такой степени, чтобы быть самостоятельным деятелем (проф.С.П.Боткин). В процессе клинического разбора истории болезни пациента преподаватель инициируют дискуссию. Интерны проводят интерпретацию параклинических данных. По окончании клинического разбора тематического больного принимается решение о предполагаемом диагнозе, составляется схема лечения. Все заключения отразить на доске. Преподаватель отмечает, в какой психологической атмосфере проводился опрос. Какие средства

коммуникации - вербальные (словесные), невербальные использованы учащимся. После перерыва - курация больных, презентация электронных докладов, изучение дидактических материалов [6].

Контроль конечного уровня знаний можно провести методом «515». Условия метода: за 5 мин. каждый интерн должен написать 15 новых медицинских терминов (глоссарий), который он усвоил в процессе данного занятия. Интернам предлагается взаимная проверка результатов выполнения задания. Преподаватель корригирует ответы. Подведение итогов занятия. Преподаватель акцентирует внимание на то, какие компетенции были сформулированы у интерна педиатра (знания, навыки, коммуникативные навыки, правовые аспекты, саморазвитие). Выводы: Для развития клинического мышления интернов педиатров мы можем рекомендовать использовать активные методы обучения, такие как: проблемные лекции, семинары, деловые, ролевые игры, круглые столы, метод мозгового штурма, симуляционное обучение, тематическое обучение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ф.Ф. Тетенев, Формирование и развитие клинического мышления важнейшая задача медицинского образования. //«Успехи современного естествознания». - №4. - 2008. - С. 5.

2 О.М.Кузьминов. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании в PDF. -БелГУ. - 2012. -155 с.

3 Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. - 3-е изд. доп. - Алматы: ДОИВА, 2009. - 344 с.

4 Муравьев К. А., Ходжаян А. Б., Рой С. В. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10 (часть 3). — С. 534-537.

5 Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х., Баймаханова Н.Т., «Активные методы обучения в медицинском ВУЗе». - Алматы: 2011. - С.8.

6 Малишевский М.В., «Клиническое мышление и формирование профессиональных компетенций по специальности». - М.: «Лечебное дело», 2013. - С. 65.

Г.Е.АБДРАХМАНОВА, Ш.Х.РАМАЗАНОВА, З.Г.ДАВЛЕТГИЛЬДЕЕВА, Е.Т.К0ШЕРБЕКОВ, А.Ж.ЖУНУСОВА

СЖАсфендияров атындагы Казац ¥лттъщ медицина университетi, Алматы ц.

ПЕДИАТРИЯЛЬЩ Б1Л1М БЕРУ ЖУЙЕСШДЕП КЛИНИКАЛЬЩ ОЙЛАУ

TyWh: бiздщ жумысымыздыц ма;саты «Педиатрия» багыты бойыншаа дэр^ер-интерндерд даярлаудыц сапасын жа;сарту болып табылады. Дэр^ер -педиатрдыц дэр^ер-клиницист ретшде ;алыптасуы клиникалы; ойлау-;абшетшйз мумюн емес. Осыган байланысты бул ма;аламызда дэр^ер-интерн-педиатрларда клиникалы; ойлау ;абшетш дамытудыц ;ажеттшт туралы ;арастырылады.

TYrnH4i сездер: дэр^ерлер-интерндер-педиатрлар, клиникалы; ойлау ;абшеть о;ытудыц белсендi эдктерь

G.E.ABDRAKHMANOVA, SH.H.RAMAZANOVA, Z.G.DAVLETGILDEEVA, E.T.KOSHERBECOV, A.ZH.ZHUNUSSOVA

Kazakh national medicai University named after S. D. Asfendiyarov, Almaty

CLINICAL REASONING IN PEDIATRIC EDUCATION

Resume: The aim of our work is to improve the quality of training of interns in «Pediatrics». It is impossible to become a pediatrician without clinical thinking. Therefore, this paper discusses the need for the development of clinical thinking in pediatric interns. Keywords: Interns pediatricians, clinical reasoning, active learning methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.