Научная статья на тему 'Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: сущность, содержание, направленность'

Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: сущность, содержание, направленность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА / ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паштаев Б. Д.

на основе анализа тенденций развития системы высшего профессионального образования раскрываются сущность, содержание и направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза: сущность, содержание, направленность»

Bologna Process as basis for integration of Russian higher and professional education into the European one: practice, goals, functions, structure, perspectives».

Б.Д. Паштаев

ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕННОСТЬ

INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY: NATURE, CONTENT, DIRECTION

Аннотация: на основе анализа тенденций развития системы высшего профессионального образования раскрываются сущность, содержание и направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя современного вуза, инновационно-коммерческая деятельность, критерии инновационно-коммерческой разработки.

Abstract: the nature, content and direction of the innovation and commercialactivity of the university teacher is revealed on the basisof the analysis of trends in higher education system development.

Keywords: professional competence of teachers of the modern university, innovation and commercial activity, the criteria of innovation and commercial development.

В отечественной системе высшего профессионального образования в настоящее время происходят процессы, которые можно назвать одним общим словом «модернизация», но, как нам представляется, на фоне происходящих процессов самым важным является процесс диверсификации модели вуза. В нашем исследовании, под диверсифицированной моделью вуза мы будем понимать современную вузовскую систему, которая характеризуется полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационно-коммерческую, сервисную и другие функции) и динамичностью (вуз постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих под воздействием конъюнктуры рынка, конкуренции, изменения экономических отношений).

Целенаправленный анализ научной литературы позволил выявить три стратегии формирования новых типов университетов: путем модернизации существующих вузов; путем слияния существующих вузов; путем создания новых вузов [1, с. 5-45]. Безусловным преимуществом в происходящем процессе формирования новых типов университетов пользуются первые два пути, так как они связаны с наименьшими ресурсными издержками. Практически все модели современных университетов (национальных исследовательских, федеральных, исследовательских, инновационных, предпринимательских, корпоративных, региональных и др.) в своих целях и миссии содержат направленность на инновации, ориентированность на рынок образовательных и исследовательских услуг, коммерциализацию результатов своей деятельности и, следовательно, предъявляющих иные требования к профессиональной компетентности преподавателей, в них работающих.

Таким образом, мы выходим на компетентностную модель преподавателя современного вуза, которая должна быть дополнена инновационно-коммерческим компонентом в структуре его профессиональной компетентности. В нашем понимании

© Б.Д. Паштаев, 2012

«профессиональная компетентность преподавателя современного вуза» представляет собой обобщенное личностно-профессиональное образование, характеризующееся наличием базовых (теоретико-методологической, научно-исследовательской, психолого-педагогической, методической, предметной) и ключевых (информационно-технологической, инновационно-коммерческой, воспитательно-развивающей, проективно-менеджерской, коммуникативно-рефлексивной) компетенций,

позволяющих в соответствии с ФГОС ВПО осуществлять профессионально-педагогические функции в режиме, как традиционной (функционирующей), так и диверсифицированной (развивающейся) модели вуза.

После того, как мы изложили данные поправки и пояснения, мы можем сформулировать определения понятий «инновационно-коммерческий компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза» и «инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза». «Инновационно-коммерческий компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза» - это сложное новообразование в его профессиональной компетентности, интегрирующее в себе: способность преподавателя включаться в одну или несколько стадий инновационного процесса; обладание знаниями в области авторского права и перевода интеллектуальных продуктов в нематериальные активы вуза; представления о процессе коммерциализации интеллектуальной собственности и умения позиционировать себя в качестве субъекта на рынке научно-инновационных и учебно-инновационных разработок и услуг. Следовательно, «инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза» - это компонент его профессиональной деятельности, характеризующий направленность на достижение инновационно-коммерческого результата и активность преподавателя в процессе достижения этого результата.

Процесс коммерциализации (от лат. commercium, превращение чего-либо в источник доходов) [2] продуктов интеллектуальной собственности в данной публикации - это элемент трансферта, при котором потребитель (заказчик, покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (вузу, автору) интеллектуальной разработки в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями [3, с. 13]. Для того чтобы осуществлять инновационный процесс и процесс коммерциализации в высшем учебном заведении, должна быть развита инфраструктура инновационной системы вуза (лат. infra - под, structura - строение, устройство) [2], как совокупность субъектов инновационной деятельности вуза, способствующих осуществлению данной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы вуза (включая студенческие структуры) относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, учебно-деловые центры, венчурные фонды, инновационно-активные кафедры, лаборатории и др. [2, с. 17].

Среди приведенных инновационных структурных подразделений вуза особое место занимает инновационно-активная кафедра (как источник инновационных идей). Инновационно-активная кафедра вуза - это кафедра, не менее половины преподавателей и сотрудников которой активно предлагают научно-инновационные и (или) учебно-инновационные разработки (инновационную продукцию, технологии, услуги) и участвуют в инновационной деятельности по их созданию [2, с. 17].

И еще на двух определениях необходимо остановиться, поскольку они употребляются в нашем исследовании и являются предметом инновационно-коммерческой деятельности. Научно-инновационная разработка - это разработка, проводимая в рамках приоритетных направлений науки, технологий и техники в РФ, (утверждены президентом РФ 21.05.2006 г., Пр-843), по заказу и на средства федеральных, региональных, местных органов власти, учреждений и организаций

разной формы собственности, юридических и физических лиц, и отвечающая критериям инновационности. Учебно-инновационная разработка - это разработка (учебник, учебное пособие и программа, образовательная технология и его психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, учебно-методический комплекс (УМК) в бумажном и электронном виде), проводимая по заказу и на средства федеральных, региональных, местных органов власти, учреждений и организаций разной формы собственности, юридических и физических лиц, и отвечающая критериям инновационности.

Нами были разработаны критерии инновационности разработок, о которых речь идет в определениях - это:

- востребованность на рынке продукции, технологий, услуг, подтверждаемая наличием официальных заявок (заданий) на разработку;

- наличие заказчика (покупателя) на разработку (наличие договора, контракта);

- потенциальная коммерциализуемость (возможность продажи и получения прибыли, возмещения затрат);

- креативность (творческий характер разработки с оттенком прагматичности: зачем, для кого, как и что именно нужно создавать);

- конкурентоспособность (обладание преимуществами среди аналогов);

- высокая эффективность (экономическая, социальная, экологическая, психолого-педагогическая, комплексная) использования в конкретных отраслях производства, либо в образовательном и научно-исследовательском процессах;

- приростной эффект: внедрение инновации приводит не только к повышению эффективности в сфере её применения, но и снижению затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;

- удовлетворяют сложившиеся индивидуальные, коллективные, общественные потребности в новых продуктах или способах;

- наукоёмкость (значительная доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

- уникальность (неповторимость, единственность в своем роде);

- оригинальность (необычность, самостоятельность, незаимствованная, авторская разработка) [3, с. 26].

Пожалуй, ключевым критерием, с позиций нашего исследования, среди названных критериев является коммерческая реализуемость, поскольку, коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Следующее важное условие успешности такой деятельности в современном вузе - это обеспеченность необходимыми ресурсами: инвестициями (т.е., источниками различных ресурсов); «человеческими ресурсами» (носителями и источниками компетенций, способными к интеллектуальному труду); технологическая и методическая оснащенность преподавателей и сотрудников; обеспеченность необходимыми знаниями и информацией; техническая оснащенность рабочих мест.

Еще одно важное условие - это постоянная (необходимая и целесообразная) обновляемость знаний, кадров, обновляемость технического, технологического и методического оснащения, обеспечение обновления источников или программ инвестиций, обновляемость информационных и коммуникационных технологий, а также методов, обновляемость организационной структуры и корпоративной культуры вуза.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что сущность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза состоит в необходимости ориентации своей научной и образовательной деятельности не только

на получение собственно научных и образовательных результатов, но и на возможность получения таких результатов (интеллектуальных разработок), которые имели бы прикладное (рыночное) значение и решали бы какую-либо проблему (экономическую, производственную, образовательную), т.е. обладали бы свойством потенциальной коммерциализуемости. Содержание инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза заключается в позицировании себя на рынке научных и образовательных услуг одновременно как ученого, преподавателя, маркетолога и менеджера. Направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза концентрируется на совершенствовании личностной и профессиональной сфер в зависимости от потребностей общества, государства, самой личности преподавателя и рынка научных и образовательных услуг.

Отсюда вытекает вполне обоснованная необходимость разработки педагогической модели подготовки преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности и создания условий для реализации такой модели в пространстве современного вуза.

Литература

1. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2002, № 2(13), с. 25-31.

2. Инновационная деятельность в классическом университете: термины и понятия / Под ред. профессора В.А. Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во Сервисшкола, 2008. - 36 с.

3. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. - М.: МГИУ, 2009. - 296 с.

А.А. Поляков А.В. Соломатин

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВУЗАМ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CORPORATIONS AS AN ALTERNATIVE TO INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE NEW ECONOMY

Аннотация: в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к учебным заведениям в новой экономике, необходимо переосмысление механизма инвестирования в их развитие, а также поиск путей к формированию и управлению инновационным развитием университетских комплексов в условиях модернизации системы высшего образования России. В качестве основы такого механизма предлагается переход на систему управления вузами как научно-образовательными корпорациями.

Ключевые слова: вуз, инновационное развитие, капитализация, знания, менеджмент.

Abstract: in accordance with the new requirements of the educational institutions in the new economy, we need to rethink the mechanism of investing in their development, and also to search for ways to the formation and management of the innovative development of the University complexes in conditions of modernization of the system of higher education of Russia. As the basis of such a mechanism is proposed transition to the system of management of Universities as the scientific-educational corporations.

© А.А. Поляков, А.В. Соломатин, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.