Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза: инновационный контекст'

Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза: инновационный контекст Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL ACTIVITY / HIGHER EDUCATION INSTITUTE INSTRUCTOR / SUBJECTS AND OBJECTS OF INNOVATION ACTIVITY AT HIGHER EDUCATION INSTITUTE / INNOVATION PROCESS / INNOVATION SYSTEM / INNOVATION CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогачева Елена Александровна

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю современного вуза в контексте инновационных процессов, происходящих в социально-экономической и научно-образовательной сферах российского общества и обосновываются новые понятия, вводимые в научный дискурс сферы инноватики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The demands for the contemporary higher education institute instructor's resignation in the context of innovation processes taking place in social-economic and scientific-educational spheres of the Russian society are considered in the article; new concepts introduced into scientific discourse of the innovation sphere are substantiated.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза: инновационный контекст»

ш

Е. А. Рогачева

f Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: ИННОВАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ

Е. А. Рогачева

PROFESSIONAL ACTIVITY OF CONTEMPORARY HIGHER EDUCATION INSTITUTE INSTRUCTOR: INNOVATION CONTEXT

Rogacheva E. A.

The demands for the contemporary higher education institute instructor's resignation in the context of innovation processes taking place in social-economic and scientific-educational spheres of the Russian society are considered in the article; new concepts introduced into scientific discourse of the innovation sphere are substantiated.

Key words: professional activity, higher education institute instructor, subjects and objects of innovation activity at higher education institute, innovation process, innovation system, innovation culture.

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к преподавателю современного вуза в контексте инновационных процессов, происходящих в социально-экономической и научно-образовательной сферах российского общества и обосновываются новые понятия, вводимые в научный дискурс сферыi инноватики.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, преподаватель вуза, современный вуз, субъектыi и объектыi инновационной деятельности в вузе, инновационный процесс, инновационная система, инновационная культура.

УДК 378.147

В современном мире высшая школа, находящаяся в процессе интенсивных преобразований, является одновременно и объектом, и субъектом происходящих изменений. Сохранение, а по возможности и укрепление субъектности высшего образования выступает в качестве базового концептуального принципа не только реформ национальных систем образования, но и широкомасштабных интеграционных процессов, разворачивающихся в регионе Европы, о чем и свидетельствуют материалы, характеризующие цели и задачи европейских реформ образования на современном этапе: в результате их осуществления должна возрасти субъектная (т. е. действенно-самостоятельная, активная) роль высшего образования в целом, роль каждого высшего учебного заведения, преподавателей и студентов как активных и ответственных участников процесса перемен.

Наше обращение к обсуждению данной проблемы обусловлено целым рядом причин, объективно уже возникших и возникающих в процессе развития современного вуза. Во-первых, преподаватель современного вуза должен обладать системным мышлением и владеть системным менеджментом, поскольку современный вуз представляет собой открытую, сложно-устроенную, саморазвивающуюся систему. Дадим определения некоторым терминам.

Система (греч. 5у$1ета - целое, составленное из частей, соединение) - совокупность закономерно связанных между собой элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний), составляющих определенное целостное образование, единство и определенный порядок в расположении и связи частей (6, с. 638).

Системный менеджмент - всесторонний подход к управлению организациями, который рассматривает организации как единое целое,

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

состоящее из взаимосвязанных частей, с видимой границей и окружающей средой (1).

Системный менеджмент (в контексте нашего исследования) - объединенная общей идеей (единой целью) совокупность методов, форм и средств руководства образовательным учреждением и управления качеством подготовки высококвалифицированных специалистов.

Современный - относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем- или чем-нибудь; стоящий на уровне своего века, не отсталый (6, с. 731). Необходимо добавить: модернизировать -вводя усовершенствования, сделать (делать) отвечающим современным требованиям (6, с. 353).

Таким образом, современный вуз (в контексте нашего исследования) - образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее многоуровневые программы высшего (бакалавриат, магистратура) и послевузовского (аспирантура, докторантура) профессионального образования, отвечающее современным требованиям со стороны государства, общества, личности в части качества подготовки высококвалифицированных специалистов (авт.).

Во-вторых, преподаватель современного вуза, вне зависимости от его желания, является одновременно субъектом и объектом инновационной системы и инновационной деятельности вуза. В нашем представлении, концептуальная модель инновационной системы вуза выступает как открытая самоорганизующаяся система, в которой субъекты и объекты инновационной деятельности вуза взаимодействуют в процессе выработки инновационных идей, создания и реализации инновационной продукции (работ, услуг) и осуществляют свою деятельность в рамках проводимой вузом (кафедрой, лабораторией) политики в области развития инновационной системы.

В-третьих, проблемы становления профессиональной компетентности преподавателей вузов целесообразно решать в рамках общенаучной проблемы развития «человеческого капитала». Инвестиции в человеческий капитал, способный не только разрабатывать новые технологии, но и превращать их в привлекательный коммерческий продукт, признаны мировым сообществом самыми выгодными как для роста конкурентоспособности экономики, так и для людей и усиления государства.

После того как мы изложили данные поправки и пояснения, мы можем сформулировать определение понятия «инновационная деятельность преподавателя вуза».

Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя вуза - это компонент его профессиональной деятельности в вузе, характеризующий направленность на достижение инновационного результата и активность преподавателя в процессе достижения этого результата.

Для осуществления инновационного процесса в высшем учебном заведении должна быть развита инфраструктура инновационной системы вуза как совокупность субъектов инновационной деятельности вуза, способствующих осуществлению данной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы вуза (включая студенческие структуры) относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, инновационно-активные кафедры, лаборатории и др.

Инновационная деятельность вуза - это совокупность практических действий всех субъектов инновационной деятельности вуза по обновлению услуг, организации инновационного обучения, инновационных научных исследований, инновационного производства, включая обоснование, создание (разработку) и освоение инноваций (новых продуктов, технологий, услуг).

Уточним, что объектами инновационной деятельности (отношений) в вузе являются исключительные права; информация в сфере инноваций; технологические секреты (ноу-хау); инновационные услуги; готовая продукция как результат реализованного в производство новшества и др.

Субъектами инновационной деятельности (отношений) в вузе являются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, студенты, сотрудники ассоциированных и корпоративных с вузом учреждений и организаций; кафедры, лаборатории, факультеты, центры; патентно-лицензионные службы, офис коммерциализации; малые инновационные предприятия, технопарки, техноцен-тры и др.; сам вуз (университет, академия, институт); ассоциированные и корпоративные с ним учреждения и организации (2, с. 25-26; 3, с. 213-214). При этом взаимоотношения между субъектами инновационной деятельности регулируются договорами, заключаемыми между ними. Порядок заключения договоров, выбор партнеров, определение обязательств и других условий взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности определяется Гра-

к Е. А. Рогачева

Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза.

жданским кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации, локальными нормативными актами вуза.

Инновационная система университета по целому ряду признаков может быть отнесена к категории «больших систем», которым присущи такие важнейшие признаки, как целенаправленность, адаптивность, динамизм, мобильность и др. Свойство инновационной системы в вариативных моделях - ее принципиальная нацеленность на будущее, прогностичность, что определяет и другие особенности, например, многофакторность и многокритериальность. Перечисленные свойства инновационной системы вуза создают условия для осуществления инновационного процесса, активным или пассивным участником которого является преподаватель вуза. Мы понимаем инновационный процесс как сложный комплекс работ от разработки идеи или новой технологии до ее широкого использования, получения нового продукта и его коммерциализации.

Полный цикл инновационного процесса включает в себя следующие последовательно выполняемые работы (стадии): генерирование идеи ^ проведение исследований ^ выработка инновационного предложения ^ разработка инновационного проекта ^ реализация инновационного проекта. Эффективность инновационного процесса в вузе зависит, прежде всего, от того, в какой мере его стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным финансированием, но в то же время и от того, насколько преподаватели вуза интегрированы в инновационный процесс, понимают его сущность и свою роль в нем.

Важно также преподавателю современного вуза следовать принципам системного подхода при прогностическом описании и построении той или иной модели инновационной системы вуза, инновационной системы преподавания учебной дисциплины, которые в то же время являются основой ее самоорганизации, саморазвития, даже саморазрушения.

Термин «творческое разрушение» придумал австрийский экономист 30-х годов XX века Йо-зеф Шумпетер. Возрождением из пепла капитализм обязан разрушению старых, проверенных и негибких компаний. Так открывается дорога для новых, живых и энергичных фирм, полных свежих идей и творческого мышления. Вот вам выбор: можно стать либо разрушителем, либо развалиной. Чтобы достичь первого и избежать второго, необходимо вдохновение, воображение, нововведения. Другими словами, нужны новые идеи (5).

Новые идеи могут реализоваться через инновационные программы (проекты) вуза, поэтому, в-третьих, преподаватель современного вуза должен быть включен в процессы разработки и реализации инновационной программы вуза. Под инновационной программой вуза мы понимаем комплекс взаимосвязанных мероприятий и инновационных проектов, проводимых по приоритетным научно-техническим и актуальным образовательным и научно-исследовательским направлениям и обеспечивающих в вузе в течение заданного периода создание, производство и начало реализации нового вида продукции, технологии, услуги с целью получения прибыли или иного полезного результата в научной, образовательной сферах или определенной отрасли экономики. Отсюда инновационная образовательная программа вуза - это совокупность целенаправленных действий, проводимых вузом и обеспечивающих:

- комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;

- применение новых, в т. ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

- высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;

- интеграция образования, науки и инновационной деятельности;

- формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Следует подчеркнуть, что проектирование преподавателем вуза инновационной системы и управление ею - не самоцель. В конечном итоге она должна иметь выход в практику, способствовать развитию и саморазвитию инновационной культуры личности. Если рассматривать развитие инновационной системы вуза как необходимый компонент управления процессом профессионально-личностного развития преподавателя и студента путем создания благоприятных для этого условий, наиболее значимыми из них следует признать наличие инновационной системы в вузе и организованного инновационного пространства в окружающей субъектов инновационной деятельности среде, создаваемых и функ-

78(1 )/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ционирующих на гуманистической основе. Поэтому преподаватель вуза должен помнить о социальном и личностном смыслах инновационного образования и о том, что образовательная среда вуза в единстве её основных компонентов выступает комплексной формой организации основополагающих факторов развития личности студента, её творческого потенциала. Её содержанием является культура как многоплановый и разноуровневый компонент их профессиональной подготовки: от общей, национальной до профессиональной и специальной.

И еще на двух определениях необходимо остановиться, поскольку они употребляются в нашем исследовании и являются предметом инновационной деятельности преподавателя вуза.

Научно-инновационная разработка - это разработка, проводимая в рамках приоритетных направлений науки, технологий и техники в РФ, критических технологий РФ (утверждены президентом РФ 21.05.2006 г., Пр-843), по заказу и на средства федеральных, региональных, местных органов власти, учреждений и организаций разной формы собственности, юридических и физических лиц, университета и отвечающая критериям инновационности.

Учебно-инновационная разработка - это разработка (учебник, учебное пособие и программа, образовательная технология и ее психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, учебно-методический комплекс (УМК) в бумажном и электронном виде), проводимая по заказу и на средства федеральных, региональных, местных органов власти, учреждений и организаций разной формы собственности, юридических и физических лиц, университета и отвечающая критериям инновационности.

В своем исследовании мы используем критерии инновационности, которые были разработаны Л. Н. Харченко (4, с. 70-72):

- востребованность на рынке продукции, технологий, услуг, подтверждаемая наличием официальных заявок (заданий) на разработку;

- наличие заказчика (покупателя) на разработку (наличие договора, контракта);

- потенциальная коммерциализуемость (возможность продажи и получения прибыли, возмещения затрат);

- креативность (творческий характер разработки с оттенком прагматичности: зачем, для кого, как и что именно нужно создавать);

- конкурентоспособность (обладание преимуществами среди аналогов);

- высокая эффективность (экономическая, коммерческая, социальная, экологическая, пси-

холого-педагогическая, комплексная) использования в конкретных отраслях производства либо в образовательном и научно-исследовательском процессах;

- приростной эффект: внедрение инновации приводит не только к повышению эффективности в сфере её применения, но и к снижению затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;

- удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей в новых продуктах или способах;

- наукоёмкость (значительная доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

- уникальность (неповторимость, единственность в своем роде);

- оригинальность (необычность, самостоятельность, незаимствованная, авторская разработка).

Пожалуй, ключевым критерием, с позиций нашего исследования, среди названных критериев является коммерческая реализуемость, предполагающая, что новшество «воспринято» рынком, т. е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей. Реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах. Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Поэтому в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации, как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг.

В заключение отметим, что инновационная культура преподавателя вуза выступает как необходимое условие, средство и определенная часть содержания процесса подготовки будущего специалиста - гражданина и профессионала. Открывается следующая закономерность успешного функционирования и развития образовательной среды вуза: чем более адекватно представлена в ней инновационная культура (носителем которой должен являться преподаватель вуза) в совокупности своих основных компонентов как условие социального и профессионального воспитания, творческой деятельности обучаемого,

Е. А. Рогачева

Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза.

тем более он становится сознательным субъектом культурно-исторического процесса формирования и гармонизации собственных личностных и профессиональных характеристик; тем более успешнее решается проблема его социализации и профессионализации; тем свободнее осуществляется им процесс личностной самодетерминации в процессе этнокультурной и гражданской идентификации; тем оптимальнее осуществляется процесс его адаптации и интеграции в социальной и профессиональной сферах.

Наше столь детальное рассмотрение в данной публикации терминологии определяется тем, что исследуемая область нова для педагогического сообщества. Поэтому, для того чтобы быть успешным в инновационной деятельности, преподаватель вуза должен обладать терминологической и нормативно-правовой грамотностью в данной сфере деятельности.

Следующее важное условие успешности такой деятельности в современном вузе - это обеспеченность необходимыми ресурсами: инвестициями (т. е. источниками различных ресурсов); «человеческими ресурсами» (носителями и источниками компетенций, способными к интеллектуальному труду); технологической и методической оснащенностью преподавателей и сотрудников; необходимыми знаниями и информацией; технической оснащенностью рабочих мест.

Еще одно важное условие - это постоянная (необходимая и целесообразная) обновляемость знаний, кадров, обновляемость технического, технологического и методического оснащения, обеспечение обновления источников или программ инвестиций, обновляемость информационных и коммуникационных технологий, а также методов, обновляемость организационной структуры и корпоративной культуры вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственное управление: словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration») -М.: Петрополис, 2000.

2. Инновационная деятельность в классическом университете: термины и понятия / под ред. проф. В. А. Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - С. 25-26.

3. Инновационная деятельность в классическом университете: нормативно-правовые документы / под ред. проф. В. А. Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - С. 213-214.

4. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза: монография / под общ. ред. проф. Л. Н. Харченко. -Ставрополь: Изд-во «Агрус», 2011. - 200 с.

5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / авт. кол.: В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - 880 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 353, 638, 731.

Об авторе

Рогачева Елена Александровна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», документовед Ставропольского регионального центра информатизации, аспирант. Сфера научных интересов - проектно-менеджерские компетентности в условиях инновационной деятельности вуза. К^асИеуа_е @ stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.