Научная статья на тему 'Мониторинг кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в вузах'

Мониторинг кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ВУЗА / INNOVATION / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / RESEARCHER / INTELLECTUAL RESOURCES IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Валентина Петровна

Статья посвящена вопросам кадрового обеспечения инновационной деятельности высших 49 учебных заведений, роли профессорско-преподавательского состава в инновационной системе учебных заведений и основным тенденциям подготовки научно-исследовательских и педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with HR improvement to support innovation in the higher education institutions. In addition, the author discusses the training trends for scientific, research and teaching staff.

Текст научной работы на тему «Мониторинг кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в вузах»

столько прямыми выгодами, которых не так уж много, сколько выгодами косвенными. Принадлежность к научному сообществу стала хорошей рекламой, способствует авторитету в коммерческих кругах. Высоко ценятся также возможность тесного общения с другими фирмами, находящимися в сходных условиях, возможность сотрудничать с ними, организовывать совместные проекты и т.п.

В Шеффилдском университете есть сильный медицинский факультет и при нем -большой госпиталь. Поэтому в настоящее время активно обсуждается вопрос создания еще одного научно-исследовательского центра, специализированного на медико-биологических разработках.

Учитывая, что Россия в активную стадию инновационного развития вступила только в начале 2000-х годов, формы организации отечественных УНИКов будут отличаться от тех, которые создавались в европейских странах первой и второй группы, но для эффективного функционирования этих объектов инновационной инфраструктуры необходимо учитывать опыт функционирования аналогичных структур за рубежом.

Литература

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 2005.

2. www.investments.com (Дата обращения 1 февраля 2010 года)

3. www.raexpert.ru/researches/technopark/part2 (Дата обращения 7 февраля 2010 года)

УДК 378.4

Мониторинг кадрового обеспечения развития инновационной деятельности в вузах

Леонова Валентина Петровна,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

prorektor nir@mail.ru

The article deals with HR improvement to support innovation in the higher education institutions. In addition, the author discusses the training trends for scientific, research and teaching staff.

Статья посвящена вопросам кадрового обеспечения инновационной деятельности высших

учебных заведений, роли профессорско-преподавательского состава в инновационной системе учебных заведений и основным тенденциям подготовки научно-исследовательских и педагогических кадров.

Ключевые слова: инновационная деятельность, подготовка кадров высшей

квалификации, исследователи, интеллектуальные ресурсы вуза

Key Words: innovation, training of highly qualified personnel, researcher, intellectual resources in higher education

Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира:

• вместо относительной стабильности - перманентные изменения;

• географическая удаленность не является более препятствием для общения;

• локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции;

• происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств;

• экономика ориентируется на знания, инновации и информационные технологии. Современная система образования сталкивается с целым рядом проблем, среди которых

можно выделить ее отставание от требований рынка труда, снижение конкурентоспособности выпускников, снижение инвестиционной привлекательности самой системы образования. Подготовка специалистов не соответствует потребностям работодателей по содержанию, по численности обученных, по оперативности внесения изменений в требования к необходимым компетенциям по профессиям. Современная система образования должна быть направлена на формирование гибкой, с определенным набором ключевых компетенций личности, способной успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях информационного общества.

Информационное общество тесно связано с такими понятиями как «наукоемкая», «высокотехнологичная» и «инновационная» рыночная экономика. Главной опорой такого рынка наряду с материальным капиталом также интеллектуальный и человеческий капитал -производитель инноваций.

В настоящее время существует множество определений «инновации». Согласно нормативно-правовому акту, так называемому «Руководству Фраскати», принятом странами ОЭСР в 1993 году, «инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на

рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»3.

Инновация рассматривается как экономическая категория, поскольку определяется в качестве внедренного изобретения и, следовательно, структурного элемента социальноэкономической системы, которая, таким образом, и оказывается инновационной экономикой. Инновационная экономика - это не просто рыночная экономика, где «имеет место» инновационная деятельность, но именно структурно обеспеченный приоритет инновационной деятельности. Исследователи утверждают, что «приоритет должен быть отдан росту национальной экономики на основе не столько факторов производства и инвестиций, сколько фактора активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями экономического развития сегодня. Факторы производства и инвестиций - лишь средства научно-обоснованной инновационной

4

деятельности, а не ее цель» .

Общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может трансформироваться, развиваться и претендовать на место на мировом рынке, при этом развитие инновационной инфраструктуры должно стать приоритетной задачей государства.

Вузы участвуют в инновационной деятельности в двух ролях:

1. Учебные заведения являются инновационными организациями.

2. Учебные заведения являются неотъемлемой частью инновационной инфраструктуры.

Как у инновационных организаций у вузов можно выделить три вида инноваций:

продуктовые, организационные, технологические. Реализация инноваций данного типа приведет к увеличению прибыли вуза за счет реализации новых образовательных услуг, освоению новых сегментов рынка, росту объемов продаж образовательных услуг, снижению себестоимости, повышению качества образования.

Как часть инфраструктуры вузы являются проводниками достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, способствуют активизации инновационной деятельности предприятий и организаций региона.

Важной задачей вузов является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, т.е. подготовка инновационно-ориентированной личности.

Одним из основных механизмов решения этой задачи является разработка многоуровневой системы подготовки кадров с учетом уровней повышения квалификации и переподготовки кадров, позволяющей осуществлять подготовку разных категорий слушателей

3 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел-Синтез», 1998.

4 Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе. М.: Наука, 2008.

по образовательным программам, составленным с учетом модульного принципа и накопительной системы обучения.

Основными каналами передачи знаний являются преподаватели вузов. К фундаментальным особенностям преподавателя высшей школы относятся следующие.

1. Профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специальной суммы знаний, расширение этих знаний в эмпирическом и теоретическом направлениях. Функции обучения и исследования в профессии преподавателя вуза органично переплетены.

2. Высокая автономность профессии. Поскольку главный объект деятельности преподавателя вуза - это совокупность научных знаний, то о преподавателе судят по его владению соответствующими знаниями и степени участия в их умножении.

3. Профессиональное мастерство преподавателя не является объектом «купли-продажи». Плата за обучение выступает лишь как плата за доступ к образовательным ресурсам высшей школы, а эффективность образования в равной степени зависит от обучающего и от обучаемого.

Отмеченные фундаментальные особенности профессии преподавателя высшей школы важно учитывать при установлении оценочных критериев кадрового потенциала высшей школы и выборе приоритетных направлений его модернизации.

Для выявления проблем кадрового обеспечения развития инновационной деятельности вузов, коллективом авторов ФГОУВПО «РГУТиС» было проведено исследование.

Указанное исследование проводилось по двум направлениям.

1. Исследование, основанное на вторичной информации: «Инновационная деятельность преподавателей вузов».

2. Полевое исследование: «Самоопределение работников вузов в инновационной системе учебного заведения».

Приведем некоторые результаты обозначенного исследования.

Основными формами инновационной деятельности преподавателей вузов являются следующие.

1. Подготовка и внедрение новых учебных программ и курсов.

2. Создание новых методических материалов и методик по различным дисциплинам.

3. Разработка и реализация научно-исследовательских проектов для использования в процессе преподавания.

Преподаватели участвуют в реализации ряда инновационных программ, практическими результатами которых являются:

• разработка и внедрение новых учебных программ;

• создание новых учебно-методических пособий;

• создание новых образовательных технологий;

• внедрение в учебный процесс и НИР новых приборов, оборудования, техники;

• развитие материальной базы для научных исследований и учебного процесса;

• совершенствование механизма взаимодействия вуза и рынка труда;

• патентование, создание новых разработок, изобретения;

• реализация исследовательских проектов в образовании;

• улучшение качества практики профессионального обучения;

• реализация инновационного образовательного процесса;

• модернизация инновационной инфраструктуры;

• введение новых специализаций в образовательный процесс;

• более эффективное использование информационных технологий;

• активизация международного сотрудничества вузов;

• привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности;

• создание образовательных ресурсов для дистанционного обучения;

• улучшение качества передаваемых студентам знаний.

По мнению большинства преподавателей, масштабы внедрения результатов, реализуемых с их участием инновационных программ локальны, соответственно результаты удастся внедрить только в некоторых вузах РФ соответствующих профилю разработок.

На рисунке 1 представлены данные, иллюстрирующие инновационную активность преподавателей.

С учетом того, что преподаватель является основной движущей силой инновационной деятельности вузов, рассмотрим проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров.

□ принимают активное участие

& принимают посильное участие

ЕЭ не принимают участие

Рис. 1. Степень участия преподавателей вузов в инновационной деятельности учебного заведения (в зависимости от ученой степени), %

Послевузовское профессиональное образование представляет собой систему повышения квалификации специалистов с высшим образованием с целью достижения ими нового, более высокого уровня знаний, умений и навыков, отвечающего приоритетам развития общества, потребностям экономики и рынка труда. Сегодня значение послевузовского образования актуализируется не только в плане подготовки специалистов высшей квалификации для науки и образования, но и для высокотехнологичных отраслей экономики, определяющих успех формирования национальной инновационной системы.

Аспирантура является основной формой подготовки кадров в системе послевузовского профессионального образования. В настоящее время подготовка аспирантов в России осуществляется в высших учебных заведениях и в научно-исследовательских институтах.

Число научно-исследовательских институтов, занимающихся подготовкой аспирантов, превышает число соответствующих высших учебных заведений: в 2008 году аспирантура существовала в 823 НИИ и 673 вузах. В то же время численность аспирантов значительно выше в высших учебных заведениях: в 2008 году. 87% всех аспирантов проходили подготовку в вузах.

Постепенно происходит перераспределение организаций, ведущих подготовку аспирантов, между НИИ и вузами. В 1986 году на НИИ приходилось 67% организаций, готовящих аспирантов, в 1997 году - 58, в 2008 году - 50%.

С начала 1990-х годов многие вузы стали открывать аспирантуры. В 1991-1995 годах темпы роста числа вузов, ведущих подготовку аспирантов, достигали 8%. В последующие годы этот показатель стабилизировался на уровне 1-3%.

С 1994 года наблюдалось сокращение числа НИИ, осуществляющих подготовку аспирантов. И лишь с 2001 года отмечена положительная динамика этого показателя.

Постепенное сокращение численности аспирантов в России наблюдалось со второй половины 1980-х годов. Социально-экономический кризис начала 90-х годов повлек за собой резкое сокращение масштабов подготовки научных кадров в аспирантурах вузов и НИИ.

Обвальное снижение численности аспирантов приходится на 1992-1994 годы, когда этот показатель находился на уровне 75-80% к уровню 1989 года.

Преодоление негативных тенденций наблюдалось с 1995 года, когда показатель численности аспирантов превысил аналогичный показатель предыдущего года на 16%. Это было связано с постепенным преодолением кризисных процессов в экономике, появлением новых университетов и открытием в них аспирантур, расширением платных форм образования.

В период 1997—2006 годов была отмечена устойчивая положительная динамика увеличения численности аспирантов, хотя в последние три года интенсивность роста численности заметно упала. Если до 2000 года ежегодные темпы роста обучающихся в аспирантуре были выше 10%, то начиная с 2003 года их уровень не превышал 3% в год.

В целом показатели аспирантской подготовки в России определяются состоянием вузовской аспирантуры. По сравнению с 1997 годом численность аспирантов в вузах увеличилась более чем на 70%, в научно-исследовательских институтах - примерно на 35%. Распределение численности аспирантов по типам организаций (НИИ и вузы) в последнее десятилетие практически не меняется (13 и 87% соответственно), хотя в 1990 году 38% аспирантов проходили подготовку в НИИ.

Наиболее многочисленная возрастная группа аспирантов - до 26 лет (более 75%). За последние 10 лет произошло некоторое перераспределение аспирантов по возрастным группам - увеличение доли аспирантов в возрасте до 26 лет почти на 15% за счет уменьшения численности в других возрастных группах, что вызвано ростом числа аспирантов, поступивших в аспирантуру сразу после окончания вуза. С этим связано и постепенное, но имеющее устойчивую тенденцию снижение среднего возраста аспирантов до 26 лет (в 1997 году - 27 лет).

Тем не менее, средний возраст лиц, утвержденных ВАК Минобрнауки России в ученой степени кандидата наук, - 34 года. Этот показатель остается практически без изменений в последние годы.

Несмотря на положительную динамику подготовки аспирантов, произошло сокращение притока молодых исследователей в науку: ежегодное пополнение штатов научных организаций молодыми исследователями сократилось в среднем примерно на 40% по сравнению с 19601989 годами. Практически «выпало» поколение, которое должно было прийти в науку в 1990-е годы (те, кому сегодня 35-45 лет).

Доля исследователей в возрастной группе 35-40 лет составляет всего 13% от общего числа исследователей. Это самый низкий показатель по всем возрастным группам. Особенно низка доля исследователей этой возрастной группы в научных учреждениях, занимающихся стратегически важными исследованиями (ядерные и космические исследования, металлургия, приборостроение и др.).

За последние годы темпы притока молодежи в науку увеличились незначительно, и доля исследователей в возрасте до 30 лет не превышает в настоящее время 17%, в то время как большинство исследователей в российской науке (почти 70%) - старше 40 лет. Доля исследователей, имеющих степень кандидата наук, в возрастной группе старше 40 лет составляет 81%, т.е. пополнение числа исследователей выпускниками аспирантуры, защитившими кандидатские диссертации, незначительно, и вряд ли в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону.

Профессиональная структура научных кадров - одна из наиболее стабильных характеристик, в целом она меняется медленно. Распределение доли кандидатов наук в общей численности исследователей по областям наук на протяжении последних 10 лет практически не изменилось. В гуманитарных науках более 40% исследователей имеют степень кандидата наук. В технических науках, где сосредоточено 64% всех российских исследователей, этот показатель в несколько раз ниже - 9%. В остальных областях наук (естественные, медицинские, сельскохозяйственные, общественные) доля кандидатов наук колеблется от 33 до 37%.

Удельный вес женщин среди исследователей, имеющих степень кандидата наук, в 2008 году составлял почти 40%. Причем доля исследователей-женщин со степенью кандидата наук велика во всех областях наук, а в некоторых даже выше, чем мужчин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данным Росстата, средний возраст исследователей российских организаций, выполняющих исследования и разработки, сегодня составляет 48,9 года. Средний возраст исследователей-кандидатов наук - 53,1 года, исследователей-докторов наук - 60,9 года.

Между тем воспроизводство кадров является необходимым условием эффективной деятельности вузов. Согласно оценкам специалистов, по сложившимся возрастным параметрам за 20 лет должно сменяться 60-70% кандидатов и 80-90% докторов наук, занятых в сфере высшего образования.

Система кадрового обеспечения сферы инноваций должна придать новое качество инновационной деятельности и привести к увеличению на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структуре производства.

Для этого необходимо:

• разработать механизм взаимодействия органов государственной власти, местного

самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной

55

инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций в интересах кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;

• модернизировать содержание и структуру профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в соответствии с потребностями инновационно ориентированных конкурентоспособных отраслей экономики;

• разработать и внедрить систему мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;

• создать сеть УНИКов на территориях с высокой концентрацией инновационного потенциала;

• создать условия для непрерывного профессионального роста профессорско-преподавательского состава, ведущего подготовку кадров для сферы инновационной деятельности и активно участвующих в инновационных программах;

• способствовать формированию инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров для сферы инновационной деятельности, пропагандировать успехи и передовой опыт подготовки кадров для инновационной сферы в средствах массовой информации.

В рамках системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности необходимо добиться расширения масштабов и достижения нового качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынков труда в интересах ускорения инновационного развития социально-экономической системы.

Экономика большинства индустриально развитых стран - это экономика технологических новаций. По оценкам экспертов, уровень и масштабы научно-технологических знаний будут удваиваться каждые пять лет. При этом возрастет технологичность научных знаний, их инструментальные возможности. Вузы, прежде всего университеты, должны не только быстро адаптироваться к инновационным процессам в общественной практике, но предвидеть будущие изменения в науке, технологиях и влиять на них.

При ранжировании преподавателями ряда выражений о приоритетных целях высшей

школы в качестве цели первого порядка было названо развитие науки и современных

технологий. Главную задачу системы высшего образования преподаватели вузов видят в

поступательном научно-технологическом развитии страны, обеспечивающем переход нашего

общества на принципиально новый технологический уклад и качественно новый уровень жизни

56

людей. Эту задачу возможно решить лишь в том случае, если преподаватели вузов сами находятся на переднем крае науки, а их деятельность в своей основе представляет единство преподавания и исследования, поскольку «университет есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование»5.

Задача университетского преподавателя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке.

Инновационная деятельность вузов направлена на решение следующих задач:

• развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной

системы;

• эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза,

формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

• коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;

• расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на

основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других

стран;

• повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность высших учебных заведений базируется на интеграции науки и образования. Экономическая основа такой интеграции представляет объединение ресурсов и механизмов научного и образовательного комплексов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации структуры науки и образования. Инновационная основа обеспечивает интеграцию инновационных потенциалов сферы науки и образования с целью активизации инновационной деятельности в российской экономике.

Литература

1. Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе. М.: Наука, 2008.

5 Романкова Л.И. Проблемы воспроизводства научно-педагогического потенциала высшей школы на современном этапе. М.: ИНИОН РАН, 2005.

2. Бышевец Н.Г., Сергиенко К.Н. Инновационные процессы в функционировании высших учебных заведениях физкультурного профиля. Киев: Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, 2009.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСП, 2008.

4. Романкова Л.И. Проблемы воспроизводства научно-педагогического потенциала высшей школы на современном этапе. М.: ИНИОН РАН, 2005.

5. Стриханов М.Н., Суворинов А.В. О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования // Инновации. 2003. № 9.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел-Синтез», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.