4
Аграрный вестник Урала
№ 7 (73), 2010 г.
Экономика
КУРГАНСКАЯ СЕЛЬХОЗАКАДЕМИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
П.Е. ПОДГОРБУНСКИХ,
доктор экономических наук, профессор,
ректор, Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С.Мальцева_____________________
Ключевые слова: Курганская сельскохозяйственная академия, история создания и основные этапы развития высшего учебного заведения, достижения и перспективные проекты, инновационное образование, инновационная среда.
Курганский сельскохозяйственный институт был создан в военном 1944 году на базе Полтавского сельскохозяйственного института, эвакуированного в Курган в 1941 году. При возвращении полтавчан на родину многие профессора и доценты остались в Кургане и заложили основу учебнометодической и научной работы нашего вуза. В составе института было два факультета: агрономический и зоотехнический. В начале 1960-х годов усилиями ректора Н.Ф. Бугаёва была открыта аспирантура, чем был дан старт собственной подготовке научных кадров. В эти же годы приступили к строительству новой базы вуза в с. Лесниково. В 1965 году с учетом запросов производства был произведён первый набор на экономические специальности, чуть позже создан экономический факультет, а затем и ещё два инженерных факультета -механизации сельского хозяйства и строительный. В 1994 году институт был переименован в академию, носящую имя нашего знаменитого земляка, всемирно известного хлебороба Терентия Семёновича Мальцева. За 65 лет существования в вузе подготовлено около 30 тысяч специалистов для агропромышленного комплекса Урала, Зауралья, Сибири, Северного Казахстана и других регионов страны. Неоценимый вклад в формирование материальной базы и кадрового потенциала академии (института) внесли ректоры И.Р. Кун и В.Д. Павлов, в разное время возглавлявшие вуз, соответственно, на протяжении двадцати и двадцати пяти лет.
В настоящее время материальная база академии включает учебные корпуса общей площадью 54 тыс. кв. метров, 7 общежитий, санаторий-профилакторий, опытные поля, учебный полигон, бизнес-инкубатор, виварий, стадион, столовую, Дворец культуры. В распоряжении студентов 20 компьютерных классов (всего свыше 750 ком-пьютеров), объединенных в локальную сеть и имеющих выход в Интернет, библиотека с книжным фондом около 400 тыс. экземпляров.
В академии обучается свыше 7 тысяч студентов по 13 специальностям:
"Агрономия", "Агроэкология", "Зоотехния", "Стандартизация и сертификация (молочная, мясная и рыбная промышленность)", "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Экономика и управление на предприятии АПК", "Механизация сельского хозяйства", "Промышленное и гражданское строительство", "Товароведение и экспертиза товаров", "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства", "Пожарная безопасность", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции".
В аспирантуре по 11 специальностям, представляющим 4 направления наук (сельскохозяйственные, биологические, экономические, технические), проходят подготовку 117 аспирантов. Эффективность аспирантуры высокая: в срок защищается ежегодно 5565% выпускников. Молодые кандидаты наук пополняют ряды преподавателей академии, успешно работают в Курганском НИИ сельского хозяйства, в научно-производственном агрохолдинге "Кургансемена" и других организациях региона.
Научная деятельность была и остаётся одной из приоритетных в работе коллектива академии. К наиболее важным научным разработкам сотрудников академии, имеющим большое практическое значение, следует отнести выведение курганской породы крупного рогатого скота (утверждена в 1949 г.; профессор А.С. Попович), создание высокопродуктивной породы полутонкорунных овец (утверждена в 1989 г.; профессора В.М. Родионов, А.Л. Мальцев и др.); разработку и внедрение в производство ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур (профессор В.В. Немченко и др.), безопасной системы защиты растений от вредных организмов (профессор А.С. Степановских и др.), эффективной системы кормления сельскохозяйственных животных и птицы с использованием биологически активных веществ (профессора А.П. Булатов, Н.А. Лушников, И.Н. Мико-лайчик, С.Ф. Суханова и др.). Активную работу по модернизации зерноочистительных и семяочистительных
641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково; тел. З (35231) 4-41-40
линий, мельничного и молокоперерабатывающего оборудования региона проводят сотрудники факультета механизации сельского хозяйства (профессора П.Н. Лапшин, А.В. Фоминых, доценты В.Г. Чумаков, М.И. Мялин). По международным и российским грантам успешно проводят исследования сотрудники экономического факультета (профессора С.Г. Головина, А.М. Матвеев). В последние годы на научно-исследовательскую работу затрачивается ежегодно свыше 15 млн рублей из разных источников.
На основе проведённых исследований сотрудниками академии за последние 5 лет защищено 15 докторских и 97 кандидатских диссертаций. Причём 5 сотрудников стали докторами наук в возрасте до 35 лет. В результате на 36 кафедрах вуза в настоящее время работают 36 штатных докторов наук и профессоров, 169 кандидатов наук и доцентов (соответственно 11 и 63 процента общей численности преподавательского состава). За 5 лет опубликовано 60 книг и монографий, 404 статьи в рецензируемых журналах, 37 учебников и учебных пособий с грифами министерств и учебно-методических объединений. Получено 36 патентов на изобретения. Это позволило успешно пройти в 2009 г. лицензирование и государственную аккредитацию.
Между тем, система российского образования,как и образование во всём мире переживает перманентные реформы, связанные с изменением экономической, социальной и образовательной политики. Экономические и политические реформы, сопровождающие глобализацию, привели к изменению роли знания, а следовательно и вузов в построении нового общества с устойчи-
Kurgan agricultural academy, history of creation and the basic stages of development of a higher educational institution, achievement and perspective projects, innovative formation, the innovative environment.
№ 7 (73), 2010 г.
Аграрный вестник Урала
5
вым экономическим ростом, высокими этическими и экологическими ценностями, надёжной социальной согласованностью. В таких условиях высшему образованию надлежит быть более гибким, мобильным и доступным, а его реформирование должно перейти с национального уровня на "наднациональный". Всё это потребовало скоординированных действий и унификации, проявление которой в рамках европейского пространства находит выражение в содержании Болонского процесса. В русле его реализации Курганская ГСХА осуществляет переход на многоступенчатую систему образования, начав набор бакалавров по направ-лениям "Экономика", "Менеджмент", "Агроинженерия", "Строительство", "Агрономия", "Агрохимия и почвоведение", "Зоотехния". Помимо этого большое внимание уделяется качеству образования и поддержанию высокого профессионального имиджа выпускников академии, сформировавшегося в регионе и за его пределами. Происходит расширение функций академии, совершенствуются инструменты и стили преподавания, создаются и развиваются новые структурные подразделения (учебно-методическое управление, отдел содействия трудоустройству выпускников, отдел качества и другие). Все эти изменения происходят в ответ на новые потребности и нужды производства и общества, на необходимость интеграции академии в меняющееся локальное и национальное пространство.
После принятия новых стандартов потребуется огромная методическая работа по составлению учебно-методических комплексов, принципиально отличающихся от существующих. В силу того, что студенты будут вправе "выстраивать" своё обучение сами, выбирая порядка 30% дисциплин самостоятельно, всё методическое обеспечение должно быть разработано и представлено студенту в момент его зачисления. Акцент в обучении будет сделан на получение компетенций и навыков, в связи с чем принципиально меняются технологии преподавания, формы ведения традиционных занятий - лекций, семинарских и практических занятий, а также инструменты и формы контроля. И, наконец, изменятся системы оценок как качества образования, так и качества обучения. Система кредитов, унифицирующая оценку качества и содержания подготовки, обеспечивает большой выбор для студента как с точки зрения перечня изучаемых дисциплин, так и места обучения. Одновременно, это означает мобильность образования в национальных и международных границах.
Рост значимости знания в экономике и обществе, активная утилизация академических достижений в сфере производства и услуг, сдвиг от национального и международного
научных сообществ к международным и глобальным исследовательским сетям приводят к внедрению предпринимательской парадигмы в образование и науку. Модернизация высшего образования становится важной национальной доктриной, без которой невозможно инновационное развитие России и её регионов. Неслучайно и в нашей стране ключевыми инновациями в образовании становятся: строительство крупных научно-образовательных комплексов (наукоградов); создание национальных и федеральных университетов; поощрение мобильности учёных, преподавателей, студентов и многое другое. В таких условиях помимо обычных функций (подготовка специалистов, воспитание) академия реализует и другие не менее важные задачи: диверсификация научных исследований, совершенствование образовательного процесса на основе научных достижений и разработок, культивирование связей науки с бизнесом, развитие новых форм образования, доступных людям на протяжении всей жизни, инновационные разработки по заказу предприятий.
Обеспечению нового качества образования могут способствовать и организационные инновации. Администрацией области и руководством академии инициируется реорганизация Курганской ГСХА путем присоединения к ней находящихся в ведении Минобрнауки федеральных ГОУ СПО "Куртамышский сельскохозяйственный техникум", "Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства", "Чашинский государственный а грарно-тех но логический колледж" в качестве территориально обособленных структурных подразделений академии. В результате присоединения техникумов к КГСХА в Курганской области будет создан крупный центр аграрного образования с общим контингентом студентов около 9-10 тыс. человек. Консолидация кадрового потенциала, материально-технической базы и учебно-методического обеспечения в рамках реорганизованной путём объединения структуры ускорит создание единой образовательной среды, способствующей наращиванию интеллектуального потенциала на основе наукоёмких технологий; достижение высокого уровня методического и информационно-технологического сопровождения учебного процесса и научной работы; концентрацию необходимых ресурсов для реализации инновационных технологий в обучении; координацию финансовых бюджетных и внебюджетных потоков; отслеживание и учёт приоритетов в районах области и регионе производственных, социокультурных и иных направлений развития.
Данное присоединение предполагает создание образовательного ком-
Экономика
плекса, где студенты в рамках одного образовательного учреждения (КГСХА) смогут получать разноуровневое (начальное, среднее и высшее) профессиональное образование. Рассматриваемые техникумы и колледж расположены непосредственно в сельских районах области. Реорганизация обеспечит территориальную доступность среднего и высшего профессионального образования сельскохозяйственного профиля для разных категорий населения и уменьшит отток молодежи из сельской местности. Научно-образовательный комплекса, созданный на базе Курганской сельхозакадемии и перечисленных государственных учреждений среднего профессионального образования, будет способствовать более гибкому реагированию на нужды региональной экономики и росту возможностей личности в получении востребованного уровня профессионального образования. Достоинствами предложенной модели, таким образом, являются: создание условий для
непрерывного образования, гибкость подготовки специалистов различного профиля, сокращённые программы обучения, направленность образовательного процесса на подготовку востребованных кадров для АПК области и региона.
Академия придаёт большое значение тесному взаимодействию и сотрудничеству с Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, Курганским НИИСХом, передовыми предприятиями области (закрытыми акционерными обществами "Картофель", "Глинки", "Разлив", ОАО "Кур-гансемена", ООО "Катайский гусеводческий комплекс" и др.). Постепенно Курганская сельхозакадемия становится центром инновационных разработок и исследований, имеющих высокую научную и практическую значимость как для организации современного учебного процесса, так и для динамичного развития АПК.
Вузы оказывают мультипликационное воздействие на экономические, социальные и культурные стороны жизни региона. Происходит не только известное влияние отраслевой структуры региона на формирование потребности в кадрах, спрос на тех или иных специалистов, их удельный вес в общей численности обучающихся, но и обратное влияние образовательных институтов на структуру занятости, динамику развития секторов экономики и, как итог, на благополучие области и региона в целом. Академия, интегрируя в своей деятельности не только образовательные и воспитательные функции, но и научные исследования и разработки, укрепляя связи с производством, способствует успешному ведению бизнеса компаний и инновационному развитию региона в целом.