Научная статья на тему 'От сельскохозяйственной школы до университета'

От сельскохозяйственной школы до университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агрохимический вестник
WOS
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ / FOUNDATION AND FORMATION HISTORY / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА / AGRICULTURAL SCHOOL / ТЕХНИКУМ / TECHNICAL SCHOOL / ИНСТИТУТ / INSTITUTE / АКАДЕМИЯ / ACADEMY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Н. М.

Краткий исторический очерк о становлении Брянского государственного аграрного университета. Поэтапно проанализированы главные вехи истории вуза: основание сельскохозяйственной школы с ее преподавательским составом и материально-техническим оснащением; переход на новую ступень развития техникум; преобразование в институт; переименование в академию; получение статуса университета. Рассмотрено не только изменение структуры вуза, но и обеспечение учебного и научного процесса, а также быта студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From agricultural school to university

Short historical sketch about formation of Bryansk State Agrarian University is presented. The main milestones of higher education institution history (from foundation of agricultural school with its teaching structure and material equipment, transition to a new step of development technical school, transformation to institute, renaming into academy, obtaining the status of university) are described. Not only organizational statuses of higher educational institution are considered, but change of its teaching structure, ensuring educational and scientific process, life of students.

Текст научной работы на тему «От сельскохозяйственной школы до университета»

УДК 338

ОТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ДО УНИВЕРСИТЕТА

Н.М. Белоус, д.с.-х.н.

Брянский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]

Краткий исторический очерк о становлении Брянского государственного аграрного университета. Поэтапно проанализированы главные вехи истории вуза: основание сельскохозяйственной школы с ее преподавательским составом и материально-техническим оснащением; переход на новую ступень развития - техникум; преобразование в институт; переименование в академию; получение статуса университета. Рассмотрено не только изменение структуры вуза, но и обеспечение учебного и научного процесса, а также быта студентов.

Ключевые слова: история становления, сельскохозяйственная школа, техникум, институт, академия, университет.

FROM AGRICULTURAL SCHOOL TO UNIVERSITY

Dr. Sci. N.M. Belous

Bryansk State Agrarian University, e-mail: bgsha@bgsha. com

Short historical sketch about formation of Bryansk State Agrarian University is presented. The main milestones of higher education institution history (from foundation of agricultural school with its teaching structure and material equipment, transition to a new step of development - technical school, transformation to institute, renaming into academy, obtaining the status of university) are described. Not only organizational statuses of higher educational institution are considered, but change of its teaching structure, ensuring educational and scientific process, life of students.

Keywords: foundation and formation history, agricultural school, technical school, institute, academy, university.

У каждого учебного заведения своя, порой необычная, биография. Не исключение - Брянский государственный аграрный университет, корни истории которого уходят в двадцатые годы прошлого столетия. Осенью 1921 г. Брянским Губернским отделом профессионального образования на базе Ко-кинского совхоза было решено создать Кокинскую сельскохозяйственную школу и учебно-показательное хозяйство. В связи с этим было принято решение перевести в село Кокино преподавателей и учащихся Хотылевского сельскохозяйственного училища. Заведующим школой был назначен преподаватель-агроном Н.В. Масленников. Из Хо-тылево в Кокино было переведено 20 учащихся. Процесс организации Кокинской сельскохозяйственной школы завершился 15 декабря 1921 г. Школа первоначально специализировалась на садоводстве и огородничестве, располагалась на территории бывших имений Халаева и Мартынова. Школьные кабинеты, квартиры преподавателей и комнаты учащихся находились в бывшем помещичьем доме Н.Н. Халаева (ныне 4-й учебный корпус) [1].

В 1922-1924 гг. школой заведовал М.М. Симан-ков. С осени 1924 г. и до реорганизации школы в совхоз-техникум в 1930 г. школой руководил А.И. Рейнов. В 1924-1925 гг. в школе преподавали: А.И.

Рейнов - сельскохозяйственная экономика и организация хозяйства, зоология, пчеловодство, сельскохозяйственная кооперация; А.В. Покровский (бывший священник Покровской церкви с. Кокино, расстрелян в 1938 г.) - русский язык, история, география, политэкономия, политграмота; К.М. Морозов - животноводство, химия, физика; А.В. Егоров - ботаника, садоводство, огородничество, сельскохозяйственное счетоводство. При поступлении абитуриенты сдавали вступительные экзамены по арифметике и русскому языку. Обучение длилось 3,5 года. Теоретические занятия проводили до обеденного перерыва, а после обеда были практические занятия в течение 4 часов. В школе действовала комсомольская ячейка, работал клуб [2].

В 1924 г. постановлением Губпрофобра Кокин-ская сельскохозяйственная школа была реорганизована в Кокинскую школу животноводства и молочного хозяйства с углубленным изучением технологии производства масла и сыра. К преподаваемым ранее предметам добавились бактериология молочного хозяйства, сельскохозяйственное счетоводство, молочное хозяйство и сельскохозяйственная кооперация [2].

В 1925 г. численность учеников возросла до 50 человек. Материальная база школы составляла: пашня - 150 дес.; сады - 27 дес.; огород - 3,25 дес.;

питомник плодовых деревьев на 12 тыс. саженцев -1 дес. (создан в 1923 г.); заливные луга в пойме Десны - 97 дес.; под усадьбами и строениями - 15 дес. Также в школьном хозяйстве имелись 2 водяные мельницы, амбары, склады, скотные дворы, кузница, рига, гумно, водокачка, мастерская. На скотных дворах содержались 17 лошадей, 30 коров и телят, 35 свиней и поросят, 19 овец, 14 гусей и 2 курицы [2]. Во время каникул учащиеся школы читали лекции крестьянам Брянской губернии. Темы лекций: «О паразитах человека и животных», «О садоводстве», «Многопольная система», «Значение травосеяния» и другие. О том, что лекция прочитана, соответствующим сельсоветом выдавалась справка, которую учащиеся предоставляли в школу. По окончанию школы выпускники были обязаны пройти годичный практикум [2].

В 1930 г. на базе сельскохозяйственной школы был организован Кокинский совхоз-техникум, который возглавил П.Д. Рылько. Техникум имел 1387 га земли, в том числе 150 га плодовых и ягодных насаждений, животноводческую ферму - более 500 голов КРС черно-пестрой эстонской и швицкой пород, 400 голов овец породы мерино-фляйш, завезенных из Германии, свиней крупно-белой породы - 600 голов, 38 лошадей, 200 пчелосемей, солидный парк сельскохозяйственных машин [1].

Надо отметить, что работа техникума не прерывалась и в годы Великой Отечественной войны, в этот период студенты и преподаватели, материальная база были эвакуированы в Воронежскую область. В 1943 г. сразу же после освобождения Брянщины от оккупантов техникум возобновил свою работу в Кокино. Для студентов были созданы более 20 лабораторий и специальных кабинетов, оборудованных киноустановками и магнитофонами, а также ботанический, растениеводческий и плодовый питомники. Весь совхоз - техникум превратился в своеобразную учебно-производственную лабораторию. Для плодоовощного отделения хорошей базой стал организованный при техникуме опорный пункт НИИ плодоводства Нечерноземной полосы РСФСР, руководителями которого были кандидаты сельскохозяйственных наук А.А. Высоцкий и И.В. Казаков [3]. Активно исследовал агрохимический состав почв совхоза-техникума П.З. Босек, который также провел огромную работу по флористике Брянской области. Силами учащихся и преподавателей был построен стадион с футбольным полем, волейбольными и баскетбольными площадками, что способствовало неоднократно добиваться призовых мест на Всесоюзных и Всероссийских соревнованиях среди сельскохозяйственных техникумов.

В 1980 г. на базе Кокинского ордена Трудового Красного Знамени совхоза-техникума был организован Брянский сельскохозяйственный институт.

Его первым ректором стал кандидат биологических наук, профессор Е.П. Ващекин, который проработал в этой должности до апреля 2003 г. [1].

Для организации аграрного вуза в Брянской области были созданы объективные предпосылки и условия. В феврале 1979 г. вышло Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС об ускоренном развитии Брянской области. В рамках реализации этого документа в с. Кокино в ноябре-декабре 1979 г. работала экспертная комиссия Министерства сельского хозяйства СССР по комплексной оценке материально-технической базы Кокинского сельскохозяйственного техникума для создания на его базе аграрного вуза. Было решено, что в институте начнут работать три факультета: агрономический и зооинженерный; механизации и экономики сельского хозяйства, а также среднего сельскохозяйственного образования. На первый курс были зачислены 425 студентов. С целью проведения учебных и производственных практик создано учебно-опытное хозяйство «Кокино». Ректорат, деканы факультетов и заведующие кафедрами развернули работу по формированию профессорско-преподавательского состава, организации учебно-воспитательного процесса, созданию лабораторной базы. В 1984 г. был открыт факультет заочного образования, в 1986 г. - факультет повышения квалификации руководителей и специалистов сельхозпредприятий, в 1988 г. - институту передан в качестве факультета Брянский филиал Московского гидромелиоративного института, в 1990 г. открыта аспирантура и чуть позже - докторантура [1].

На основании приказа МСХ и продовольствия РФ от 11 мая 1995 г. № 120 Брянский СХИ переименован в Брянскую государственную сельскохозяйственную академию. Это стало возможным благодаря настойчивой и эффективной работе коллектива под руководством Е.П. Ващекина, который придавал большое значение развитию материально-технической базы института. В течение нескольких лет были построены два учебных корпуса, студенческие общежития на 1300 мест, столовая на 450 мест, жилые дома на 550 квартир, детский сад на 280 мест, очистные сооружения, газораспределительная станция. Удвоена мощность котельной, завершена газификация, построено 7 км дорог с твердым покрытием [1].

В 1998 г. утвержден диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, в 1999 г. - диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям: 03.00.16 - экология, 03.00.27 - почвоведение, 06.01.05 - селекция и семеноводство, 06.01.09 -растениеводство. Создана учебно-опытная агроэко-логическая станция. Организован филиал академии - Брянский институт повышения квалификации

кадров АПК и агробизнеса (п. Мичуринский), а также Центр информационных технологий [4]. В

2002 г. начато издание информационного бюллетеня «Агроконсультант» АПК Брянской области, в

2003 г. - организован учебно-научный биотехнологический центр сельскохозяйственных растений.

В 2003 г. ректором академии избирают Н.М. Белоуса, доктора сельскохозяйственных наук, до этого директора Новозыбковской государственной сельскохозяйственной опытной станции ВИУА им. Д.Н. Прянишникова.

В 2004 г. структура Брянской ГСХА существенно изменилась в связи с изданием Федеральным агентством по сельскому хозяйству приказа от 27 августа 2004 г. № 28 «О реорганизации государственных образовательных учреждений в Брянской области». К образовательному учреждению присоединились ФГОУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации кадров агробизнеса» и ФГОУ СПО «Брянский механико-технологический техникум пищевой промышленности» в качестве его структурных подразделений. В этом же году построена агрометеорологическая станция и получена лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии, мониторингу окружающей среды на «Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей».

С 2005 г. начато издание научного журнала «Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии», издан первый выпуск научных трудов «Биологизация земледелия в Нечерноземной зоне России», открыт диссертационный Совет Д 220.005.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций.

В декабре 2005 г. академия успешно прошла процедуры повторного лицензирования и аккредитации: выданы соответствующие документы (Лицензия на право ведения образовательной деятельности; Свидетельство о государственной аккредитации).

В 2006 г. в академии был создан факультет энергетики и природопользования в результате переформирования факультета инженеров АПК и природообустройства во исполнение решения Ученого совета ФГОУ ВПО «Брянская ГСХА» от 20.12.2006 г. (протокол № 3) «О создании нового факультета в академии». Ученые академии приняли активное участие во II ассамблее Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» (Брянск), международных конференциях «Генетика в России и мире» и «Агрохимические приемы повышения плодородия почвы и продуктивности сельскохозяйственных культур в адаптивно-ландшафтных системах земледелия» (Москва). Издан второй выпуск научных трудов «Биологизация земледелия в Нечерноземной зоне России».

За высокоэффективное информационное и кон-

сультационное обеспечение АПК, механизацию возделывания малины и смородины и изыскания альтернативного способа обмолота зерновых культур коллектив ученых в 2006 г. награжден двумя Золотыми медалями ВВЦ (Москва). В 2007 г. за формирование высокопродуктивной быкопроизво-дящей группы коров коллектив ученых академии награжден Дипломом и Бронзовой медалью ВВЦ (Москва).

Учитывая высокий уровень организации исследований и результаты, достигнутые учеными академии в области агрохимии и агроэкологии, в 2009 г. вузом совместно с Россельхозакадемией была организована и успешно проведена международная конференция ученых-агрохимиков и агроэкологов стран СНГ [5].

В 2010 г. в состав академии вошли три средних учебных заведения: ФГОУ СПО «Новозыбковский сельскохозяйственный техникум», «Трубчевский аграрный колледж», «Брасовский промышленно-экономический техникум», расположенные в Брянской области. Была начата плодотворная работа по повышению качества образовательных услуг в присоединенных структурных подразделениях.

О росте авторитета академии свидетельствует тот факт, что в 2010 г. на ее базе Департаментом образования и научно-технологической политики Минсельхоза России было проведено совещание проректоров по научной работе сельскохозяйственных вузов России.

В декабре 2010 г. Рособрнадзором были проведены мероприятия по аккредитации учебного заведения: тестирование студентов, оценка учебно-методической деятельности, кадрового потенциала и материально-технической базы. Проверка прошла успешно, что позволило вузу получить государственную аккредитацию до 2016 г. [6].

С 2011 г. в рамках реализации государственной федеральной политики в области профессионального образования в академии была внедрена двухуровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура) по программам высшего профессионального образования в соответствии с федеральными образовательными стандартами третьего поколения.

В 2012 г. создан новый факультет среднего профессионального образования. Получена бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также по образовательным программам профессиональной подготовки. В этом же году по итогам мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации, Брянская ГСХА отнесена к эффективно функционирующим высшим учебным заведениям страны.

Результаты мониторинга 2013 г. подтвердили, что академия обладает высоким научно-образовательным потенциалом в деле подготовки высококвалифицированных специалистов аграрного профиля.

2014 г. стал весьма значимым в плане подтверждения высокого статуса академии на рынке образовательных услуг. Министерством образования и науки Российской Федерации была проведена оценка эффективности вузов по семи показателям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство выпускников и доля преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук по профильным направлениям. По итогам мониторинга эффективности деятельности вузов России Брянская ГСХА в третий раз подряд признана эффективным вузом. Кроме того в 2014 г. академия заняла второе место среди аграрных вузов Российской Федерации в рейтинге, проводимом Министерством сельского хозяйства [7].

Постоянное научное развитие и совершенствование позволило академии занять одну из лидирующих позиций на рынке образовательных услуг и в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12 ноября 2014 г. № 444 получить статус университета.

В настоящее время ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» - самый крупный научно-образовательный комплекс в регионе, в состав которого входят более 50 подразделений, в том числе 5 институтов. Количество студентов составляет около 10 тысяч студентов. Обучение осуществляется по 10 укрупненным группам, включающим 18 направлений подготовки бакалавров, 22 программы специалитета и 9 направлений подготовки магистров. Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по 4 отраслям наук, в состав которых входит 6 укрупненных групп.

Образовательный процесс по программам среднего профессионального образования в университете и его филиалах осуществляется по 11 укрупненным группам, в состав которых входит 20 специальностей.

Аудитории вуза оснащены современными техническими средствами обучения, приборами, тренажерами и оборудованием, функционируют около 100 специализированных лабораторий, центр информационных технологий, опытное поле, автодром, полигон для учебной работы на сельскохозяйственной технике. Кстати, о технике. Она самая современная, т.к. университет сотрудничает с известной немецкой фирмой Krone, которая поставила уникальные макеты техники - единственные в России, столичная фирма «Сельхозтехника» поставила тракторы, оборотные плуги, опрыскиватель

«Примус». Также имеются современные тракторы, грузовые автомобили и сельскохозяйственная техника «Ростсельмаш». Благодаря созданию учебно-выставочного центра университета наши студенты изучают новейшую технику, к тому же им предоставлена возможность льготного получения водительского удостоверения.

Есть у нас и свои плантации, где выращивают ягоды, овощи, а затем студенты прямо на базе университета перерабатывают плодоовощную продукцию в собственном учебном мини-цехе, оснащенном современным оборудованием с компьютерным управлением. Имеется центр коллективного пользования приборным и научным оборудованием. Студенты занимаются на производственных кафедрах, которые открыты на различных предприятиях АПК региона, в том числе в «Брянской мясной кампании» агрохолдинга «Мираторг». Немаловажен и тот факт, что студенты, хорошо владеющие иностранными языками, имеют возможность проходить практику в Германии, Великобритании, США и других странах.

Учебный процесс обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив - 228 штатных работников, из которых 179 человек (78,5%) имеют ученую степень. Среди них 41 доктор наук, профессор (18,0%) и 138 кандидатов наук, доцентов (60,5%). Рост количества преподавателей высшей квалификации обеспечивается в основном за счет подготовки собственных научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре. Ежегодно преподаватели и сотрудники вуза защищают 1 -2 докторские и 8-10 кандидатских диссертаций.

В университете успешно функционируют научные школы:

- Биологизация земледелия и реабилитация ради-ационно-загрязненных сельскохозяйственных угодий (руководители - доктора сельскохозяйственных наук, профессора Н.М. Белоус, Г.П. Малявко, В.Е. Ториков, В.Ф. Шаповалов, О.В. Мельникова);

- Селекция плодово-ягодных культур (руководители - доктора сельскохозяйственных наук, профессора С.Д. Айтжанова и С.Н. Евдокименко);

- Оптимизация полевого кормопроизводства (руководители - доктора сельскохозяйственных наук, профессора А.В. Дронов, Н.С. Шпилев, В.В. Дьяченко);

- Вермитехнология и повышение плодородия почв (руководители - доктора сельскохозяйственных наук, профессора Е.В. Просянников, С.М. Пакшина);

- Оптимизация кормления сельскохозяйственных животных, птицы и совершенствование племенной работы в животноводстве (руководители -доктора сельскохозяйственных наук, профессора Л.Н. Гамко, Е.Я. Лебедько, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор Г.Г. Нуриев);

- Повышение воспроизводительной способности и иммунитета сельскохозяйственных животных (руководитель - доктор биологических наук, профессор Е.В. Крапивина);

- Профилактика заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы (руководитель - доктор биологических наук, профессор А.А. Менькова);

- Повышение срока эксплуатации и восстановление деталей сельскохозяйственной техники (руководители - доктора технических наук, профессора Г.В. Гурьянов, В.А. Погонышев, Е.Н. Христофоров, А.И. Купреенко).

Наряду с учебным процессом и научной деятельностью не менее важны условия, которые созданы для быта студентов. Прежде всего, все студенты обеспечиваются общежитием. В общежитиях имеется компьютерный зал, беспроводной Интернет, библиотека, комнаты отдыха. В одном из общежитий располагается лечебный профилакторий, где студенты могут поправить свое здоровье, получив необходимое обследование и многое другое.

Ежегодно около 400 юношей и девушек отдыхают на Черноморском побережье, оплачивая лишь проезд к месту отдыха. В течение года для студентов проводятся экскурсии. Кто учится на «хорошо» и «отлично» побывали в Минске, Бресте, Санкт-Петербурге, в некоторых городах Золотого кольца России.

Культурно-досуговый центр академии не проходит мимо талантов. Это всем известные ансамбли «Бабкины внуки» и «Горлица», академический хор и театр фольклора «Глаголи». Кстати, «Бабкины внуки» выступали на больших форумах в России и за рубежом - на ХХХ Олимпийских играх в Лондоне, на Олимпийских играх в Сочи-2014, на праздничных мероприятиях в Городе-Герое Севастополь и других.

Физкультуре и спорту уделяется особое внимание: постоянно проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу, вольной борьбе, тяжелой атлетике, дартсу и другим видам спорта. В

университете есть свои чемпионы. Например, бывший студент инженерно-технологического факультета Петр Чокан - чемпион Европы среди юниоров по гиревому спорту. Футбольная команда Брянского ГАУ выступает в первом дивизионе, из года в год радуя болельщиков своей игрой. На территории университета строиться современный физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном.

Нельзя не сказать и о самом студенческом городке, расположенном в живописном уголке природы. Рядом с университетом находится парк. Проходя по тенистым его аллеям, гости узнают, что в XIX в. этот парк входил в среднепоместную усадьбу Безобразовых, последний представитель которых по мужской линии - поручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Безобразов погиб в сражении с армией Наполеона.

Своеобразной «изюминкой» университета служит конноспортивная школа, которая создана в 1977 г. За три с лишним десятка лет она получила свое становление и продолжает развиваться. Для занятий в ней задействовано около 20 лошадей различных пород и их помесей: ахалтекинской, тра-кененской, ганноверской, буденовской, орловской и русской рысистых. Конноспортивную школу с большим удовольствием посещают студенты и аспиранты университета, школьники села Кокино и города Брянска.

В настоящее время отрасли сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности Брянской области динамично развиваются, поэтому наши выпускники востребованы на рынке труда, и это один из основных, если не самый главный рейтинг высшего учебного заведения.

Двери Брянского государственного аграрного университета всегда открыты для молодых людей - инициативных, трудолюбивых, творческих, коммуникабельных, добросовестных, ответственных, уверенных в себе и проявляющих завидное стремление к познанию избранной специальности.

Литература

1. Белоус Н.М. Брянская государственная сельскохозяйственная академия 30 лет на службе образования и науки // Агрохимический вестник, 2011, № 3. - С. 2.

2. Новожеев Р.В., Барынкин В.П. К вопросу о времени основания Брянской государственной сельскохозяйственной академии // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 2015, № 5. - С. 5-7.

3. Куликов И.М., Белоус Н.М., Евдокименко С.Н., Кулагина В.Л. Творческий путь и научное наследие академика РАСХН И.В. Казакова // Плодоводство и ягодоводство России: сборник научных работ ГНУ ВСТИСП Россельхоза-кадемии. - Т. XXXII, Ч. 1. - М., 2012. - С. 3-12.

4. Белоус Н.М. Хорошо подготовленные кадры - успех претворения в жизнь национального приоритетного проекта «Развитие АПК» // Первый инвестиционный форум. Материалы Форума. - Брянск, 2007. - С. 66-68.

5. Белоус Н.М. О научном сотрудничестве ученых ВНИИА, Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции и Брянской ГСХА // Плодородие, 2011, № 3. - С. 7-8.

6. Белоус Н.М. Труд во имя будущего // Аккредитация в образовании, 2013, № 66. - С. 56-57.

7. Белоус Н.М., Ториков В.Е. Стратегия инновационного развития научных исследований в Брянской государственной сельскохозяйственной академии // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 2010, № 2. - С. 4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.