Научная статья на тему 'Академический комплекс - центр инноваций АПК региона'

Академический комплекс - центр инноваций АПК региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семин А. Н.

Высшее профессиональное агрообразование России переживает процессы модернизации. Одна из генеральных задач решение проблемы существенного улучшения качества подготовки специалистов аграрного профиля на принципиально инновационной основе с использованием высокоэффективных и прогрессивных информа ционных технологий, а также передового мирового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академический комплекс - центр инноваций АПК региона»

Агрообразование

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ АПК РЕГИОНА

А.Н.СЁМИН,

ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии, профессор, академик РАЕН

Высшее

профессиональное агрообразование России переживает процессы

модернизации. Одна из генеральных задач - решение проблемы существенного улучшения качества подготовки специалистов аграрного профиля на принципиально инновационной основе с использованием высокоэффективных и прогрессивных информационных технологий, а также передового мирового опыта.

Следуя экономической теории технологического развития, Россия вступила в VI технологический уклад и его ключевыми факторами остаются информатика, микроэлектроника, генная инженерия и биотехнология. Сегодня на передний план выходят вопросы интеграции, отрабатывается новая, более жизнестойкая и эффективная модель, в основе которой лежит взаимодействие в звене: «власть - образование - наука - производство - предпринимательство» .

По отдельным направлениям требования хозяйственной практики, включая и агропромышленный комплекс, заметно опережают подготовку специалистов с высшим образованием. Такое состояние требует инновационных подходов. Для высшей школы инновационными аспектами стали: многоуровневая подготовка (специалист - бакалавр - магистр); введение Единого государственного экзамена и Г осударственных индивидуальных финансовых обязательств; конкурсное распределение госзаказа на подготовку специалистов; новые информационные технологии в образовании; университетские и академические комплексы; научно-образовательные центры; конкурсное распределение грантов по НИР; открытое аграрное образование; интеграция различных уровней образования; конкурсный отбор ведущих вузов; совершенствование организации практического обучения.

Современные специалисты с высшим аграрным образованием будут трудиться в условиях экономической глобализации и руководствоваться уже принципами и правилами Всемирной торговой организации.

Россия и сегодня остается крупнейшей аграрной державой мира. Имея чуть более 2,5% населения нашей планеты, мы располагаем 10% земель сельскохозяйственного назначения. Причем в их числе 35-40 млн. га чернозёмов - наиболее плодородных и ценных земель мира. Все это создает предпосылки для превращения России в XXI веке в крупнейшего мирового производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции.

Проблемная сфера приложения сил будущих выпускников агрообразова-тельных учреждений

Подготовка квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса продолжает оставаться актуальнейшей задачей. Причем акценты смещаются в сторону закрепления на производстве молодых специалистов. По оценкам экспертов, сегодня на селе более 5% первых руководителей хозяйств не имеют высшего аграрного образования, 10% руководителей -

практики, 20% со средним профессиональным образованием возглавляют хозяйства. Среди причин низкого уровня закрепляемости (18-22%) специалисты по мониторингу выделяют следующие: низкий уровень оплаты труда, отсутствие надлежащих жилищных условий, неразвитость социальной и инженерной инфраструктур.

Молодым специалистам приходится трудиться в условиях низкой технической оснащенности сельского хозяйства, отсутствия необходимых объемов высококачественного семенного материала, удобрений, сельскохозяйственных кормов, горюче-смазочных материалов и запасных частей. Приведем всего несколько цифр. Т ак, обеспеченность сельхозтоваропроизводителей в I квартале 2005 года тракторами составила 46% к потребности, плугами - 33%, культиваторами - 54%, сеялками - 73%. Общая потребность в финансовых средствах на восстановление техники составляет 41,3 млрд. рублей.

Среди трёх основных сфер агропромышленного комплекса наиболее устойчиво функционирует III сфера, а именно, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В I квартале 2005 года наблюдается рост объемов производства молочных продуктов, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и мясных консервов. Устойчиво функционирует птицепродуктовый подкомплекс Урала и России.

В условиях продолжающейся аграрной реформы будущим специалистам агропроизводства придется решать в АПК следующие важнейшие проблемы: проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей; введение в действие механизма по устранению диспаритета цен; укрепление материально-технической базы сельхозпредприятий; создание условий для социально-экономического развития сельских территорий; реализация в практической деятельности будущего Федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка Российской Федерации».

Стремительное развитие мировой конкуренции ставит качественно новые задачи по техническому переоснащению предприятий АПК, подготовке и переподготовке кадров на основе современных инновационных технологий.

Сегодня буквально во всех странах мира наблюдается настоящий бум в области подготовки инженерных кадров. Открываются новые технические вузы, расширяются факультеты, во всё больших масштабах «покупаются» инженеры за рубежом. Только в экономике США к 2006 году будет остро ощущаться нехватка специалистов более 440 инженерных направлений.

Система инженерного образования в АПК

Общие направления инновационного развития инженерного образования

Очевидно, что современная стратегия развития высшего технического образования в России должна строиться с учётом следующих основных факторов: научнотехнического прогресса, т.е. интенсивного обновления теоретических знаний и создаваемых на этой основе новых материалов, производственных технологий и образцов техники, а также новых отраслей экономики; зна-

Агрообразование

чительного увеличения массивов учебной информации; развития комплекса личностных и профессиональных требований к выпускникам, обучающихся по современным программам высшего технического образования; развития информационной техники, в том числе телекоммуникаций, а также информационных технологий и программных продуктов.

В русле реализуемой стратегии развития высшего технического образования можно выделить следующие происходящие инновационные процессы:

- подготовка специалистов (будущих научных работников в рамках магистерских программ, а также ин-женеров-исследователей в рамках инженерных программ) по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями;

- целевая подготовка специалистов к практической инженерной деятельности по интегрированным образовательно-производственным программам, реализуемым вузом совместно с ведущими производственными объединениями и предприятиями;

- формирование единой высокоразвитой информационной среды системы высшего профессионального образования путем интегрирования разработок вузов;

- разработка, апробация и внедрение в учебный процесс передовых педагогических методов и технологий, высоких информационных технологий и широкого спектра программных продуктов;

- развитие инновационных процессов различного назначения, формирование региональных, муниципальных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских инновационных структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;

- развитие спектра и, соответственно, перечня образовательных программ направлений и специальностей высшего технического образования;

- обновление содержания основных программ высшего профессионального образования в соответствии с развитием требований к выпускнику вуза, а также обусловленное новыми научными знаниями;

- разработка и реализация широкого спектра дополнительных образовательных программ для обеспечения удовлетворения потребностей студентов вуза, работников предприятий и организаций, а также других граждан (в том числе иностранных) в получении новых знаний.

Безусловно, нужна постоянная, ни на день не прекращающаяся работа по реформированию, модернизации инженерного образования с учётом колоссальных изменений, происходящих в науке и технике, экономике, социальной сфере. Изменившаяся социально-экономическая обстановка в нашей стране, глобализация мировой экономики, бурное развитие информационных технологий, всё возрастающая роль высоких технологий, как правило, использующих новейшие достижения естествознания, появление материалов, обладающих принципиально новыми свойствами, требуют от системы образования, а тем более инженерного образования, адекватной реакции, отвечающей вызовам времени.

Почти половина прироста ВНП одной из самых

высокоразвитых в промышленном отношении стран мира достигается за счет квалификации и изобретательности персонала.

Структура подготовки специалистов в вузе должна соответствовать спросу на рынке труда, его прогнозам на будущее. Но в условиях переходной экономики рынок труда в России четко не обозначился, окончательно не сформирован, поэтому делать какие-нибудь достоверные прогнозы на основе существующего спроса вряд ли возможно. Особенно это касается сельского хозяйства. В связи с этим при определении масштабов и структуры подготовки специалистов инженерных специальностей в сельскохозяйственных вузах необходимо ориентироваться на опыт мировой экономики и экономики АПК, в частности.

Уральская государственная сельскохозяйственная академия (У ральская ГСХА), используя новые возможности российского федерализма, значительно большую степень автономности, формирующиеся рыночные отношения, реализуя свою интеграционную модель регионального академического комплекса, пошла на значительную диверсификацию основных направлений деятельности, освоила стратегический менеджмент, маркетинг рынка труда и образовательных запросов различных демографических, профессиональных и социальных групп региона, научилась лоббировать свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти.

Согласно запросам рынка агропромышленного труда, Уральская ГСХА увеличивала число специальностей и специализаций, адекватно реагируя на развитие научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе. Следует заметить, что за десять последних лет число специальностей выросло в четыре раза, в том числе появились новые инженерного профили: «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», «Землеустройство».

При этом следует ориентироваться на то, что становление университетской специальности можно считать состоявшимся фактом, если в вузе по этому направлению сложилась аспирантура, открыты специализированные советы по защите диссертаций. Эти условия являются обязательными предпосылками формирования научных школ, что составляет стратегическую цель развития любого вуза.

В течение двух последних лет в Уральской ГСХА государственный экзамен по специальностям «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» и «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» проводится в соответствии с методическими рекомендациями по определению структуры и содержания Государственных аттестационных испытаний, принятыми УМО вузов по агроинженерному образованию, в два этапа. На первом этапе выпускники проходят тестовый контроль знаний в целом по специальности. Второй этап - решение конкретной инженерной задачи по специализации.

На основании требований к выпускнику был определен перечень основных учебных модулей - дисцип-

Агрообразование

лин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена. В тест включались задания в случайном порядке из следующих разделов: общеинженерная подготовка - 30 %; специальная - 40 %; экономика, организация, управление и право - 30 %. В инженерных задачах формулировались конкретные производственные стандартные и нестандартные ситуации, касающиеся технологий, технологического оборудования, их проектирования, эксплуатации и ремонта, а также организационно-экономических основ деятельности предприятия.

Организация государственного экзамена по предложенной схеме позволила систематизировать и обновить знания выпускников на завершающем этапе обучения, акцентировать их внимание на актуальных профессиональных вопросах.

Реальная инновационная деятельность в сфере инженерного образования предполагает, наряду с другими направлениями, развитие информационных технологий и дистанционного образования. В Уральской ГСХА вот уже на протяжении ряда лет этим вопросам уделяется особое внимание.

Дистанционное образование

Сегодня рынок информационных технологий в два раза превосходит весь мировой рынок топливно-энергетического комплекса и в четыре (!) раза - весь мировой рынок автомобильной промышленности. Использование новых технических средств привело к качественному преобразованию обучения на расстоянии, а также к формированию принципа пожизненного обучения.

Базой развития информационных технологий и дистанционного образования в Уральской ГСХА является информационная структура Свердловской области. С 1995 года на благо образования, науки, здравоохранения и культуры Среднего Урала работает межвузовская информационно-вычислительная компьютерная сеть ЕЦЫ№^ создание которой стало возможным прежде всего благодаря решениям Свердловской областной думы о финансировании целевых программ поддержки образования из однопроцентного сбора. В дальнейшем проект был поддержан Министерством науки и технологий РФ и Министерством образования РФ в рамках Межведомственной программы создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, были привлечены средства других программ и благотворительных организаций (Tempus/Tacis, ЖЕХ и т.д.). Сеть объединяет ведущие вузы, библиотеки и медицинские учреждения региона, по своим возможностям и используемым технологиям не уступает региональным научно-образовательным сетям США и Европы.

В соответствии с Программой развития Уральской ГСХА, разработанной на период до 2012 года, реализуется План развития дистанционного образования и новых информационных технологий в Академии. Основные его направления включают: оснащение кафедр и структурных подразделений средствами вычислитель-

ной техники и информатизации; развитие собственной транспортной телекоммуникационной инфраструктуры на базе волоконно-оптической связи с выходом в глобальную сеть Интернет; создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными; информационное обеспечение научно-исследовательской работы; создание интегрированной информационно-аналитической системы управления академии; подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженернотехнических кадров.

Заключены договоры с Научно-исследовательским вычислительным центром (НИВЦ) МГУ по коллективному доступу в информационную систему «Россия», Центральной библиотекой образовательных ресурсов (ЦБОР, г. Москва) по обеспечению доступа преподавателей, аспирантов и студентов к их электронным ресурсам - полнотекстовым версиям учебников и учебных пособий по основным дисциплинам и направлениям высшего профессионального образования. По нашему мнению, эффективное и оптимальное развитие Дистанционного образования в ВУЗах АПК возможно лишь при рациональном объединении ресурсов нескольких учебных заведений находящихся, например, на территории Уральского федерального округа.

Сущность новой государственной политики в области высшего профессионального образования заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к региональному управлению. Высшие учебные заведения становятся необходимым элементом инфраструктуры современного крупного города, любого сколько-нибудь серьезного регионально-административного образования. Ведущие вузы являются своего рода инкубаторами для наукоемких технологий, обеспечивают хорошие стартовые возможности для внедрения современных, в первую очередь информационно насыщенных технологий, научного и кадрового обеспечения инвестиционных проектов.

Увеличение численности студентов и преподавателей потребовало пересмотра организационной схемы самой академии, перехода к новым структурам. За последние годы в Уральской ГСХА сложились: крупный региональный Центр повышения квалификации и переподготовки кадров; Центр сертификации; Центр мониторинга социально-трудовой сферы села; Маркетинговый центр и другие нетрадиционные для регионального вуза структуры. Многие из них являются открытыми и предоставляют образовательные, научные и консалтинговые услуги от школьников до сложившихся специалистов.

Развитие партнерских отношений в рамках Академического комплекса аграрного образования

Широко развито заключение договоров между Уральской ГСХА и эффективно функционирующими хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса. Предметами таких договоров стали: создание совместных кафедр; совместных научных и производственных лабораторий; инновационных центров и цент-

Агрообразование

ров внедрения прогрессивных технологий; совместное формирование базы практик для студентов агровуза; необходимой базы для осуществления повышения квалификации специалистов.

В Свердловской области по совместному решению Коллегии Минсельхозпрода области и Ученого совета Уральской ГСХА в качестве базы для проведения учебных практик, наряду с учебно-опытным хозяйством академии «Уралец», закреплены за вузом еще 15 хозяйств области с учетом их специализации и уровня инновационного развития. Особо следует подчеркнуть, что это самые лучшие хозяйства АПК уральского региона и не только региона, так как большинство из них входят в российский элитарный клуб «Агро-300».

В рамках договорных отношений созданы такие кафедры, как кафедра «Птицеводство», лаборатории которой размещены не только в академии, но и на птицефабриках «Среднеуральская» и «Рефтинская» - флагманах российского птицеводства.

На Среднеуральском заводе агромашин третий год функционирует кафедра «Проектирование и конструирование сельскохозяйственных машин и комплексов».

На комбинате «Мясной «Екатеринбургский» в рамках Генерального соглашения с академией эффективно функционирует совместная кафедра «Технологии производства и переработки сельхозпродукции». Ежегодно более 150 студентов факультета Технологий животноводства проходят здесь производственную практику.

Во исполнение заключенного Генерального соглашения между академией и Большеистокским ремонтно-техническим предприятием с базой снабжения создается кафедра академии «Т ехнический сервис и эксплуатация МТП», организована постоянно действующая выставка сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования. Обучение квалифицированных кадров механизаторов и инженерной службы хозяйств области осуществляется под руководством специалистов инженерного факультета академии и Института переподготовки кадров и агробизнеса. Предпродажную сборку новой техники и техническое обслуживание машин осуществляют студенты академии под непосредственным руководством специалистов Большеистокско-го РТПС и представителей заводов-изготовителей во время прохождения учебной и производственной практик.

В настоящее время в академии формируется модель комплексной практики студентов. На основании кадрового мониторинга, по договоренности с предприятиями на практику в них направляются группы студентов, включающие нескольких будущих специалистов: агрономов, зоотехников, ветеринаров, инженеров, специалистов по переработке, экономистов, менеджеров, землеустроителей. Во время практики такой студенческий отряд, после ознакомления с делами на производстве разрабатывает проект программы среднесрочного развития предприятия. Различные согласованные части программы становятся предметом дипломных работ выпускников. Ряд подобных проектов готовы поддержать активно развивающиеся предприятия АПК Свердловской области, в целях качественного улучшения своего персонала. Дальнейшее развитие подобной организации практик в масштабах области, а также Уральского

федерального округа предполагает формирование региональных программ с одновременным участием не только студентов аграрных вузов системы Минсельхоза России, но и Министерства образования и науки РФ -педагогических, медицинских, юридических, энергетических.

Уральская ГСХА активно сотрудничает с вузами города через структуру-интегратор - Совет ректоров города и Свердловской области. Коллегиально решаются вопросы по распределению бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета области на развитие образования и науки. Вузы города, включая и Уральскую ГСХА, реализуют совместные инновационные проекты, среди которых разработка «Стратегии развития муниципального образования - г. Екатеринбург», «Информатизация высших учебных заведений г. Екатеринбурга», «Народосбережение», «Повышение качества питания в студенческих столовых города и области» и другие.

Специалистами Уральской ГСХА были разработаны специальные Генеральные соглашения о партнерском взаимодействии в области образования, науки, производства и социальной сферы, которые на сегодняшний день подписаны с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами системы Рос-сельхозакадемии (г. Москва), а также со средними общеобразовательными школами Свердловской области, аграрными колледжами, учебно-опытным хозяйством «Уралец», Екатеринбургским институтом переподготовки кадров и агробизнеса, Уральским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. Во всех районах Свердловской области открыты сельскохозяйственные классы, в которых обучается около 1200 учащихся. В них ведется профориентационная работа и довузовская подготовка. Ежегодно до 65% человек, обучавшихся в сельхозклассах, успешно проходят вступительные испытания и становятся студентами Уральской ГСХА.

Научные исследования в рамках Академического комплекса аграрного образования

В системе Академического комплекса НИОКР осуществляют, в основном, три организации: Уральский НИИ сельского хозяйства, Уральский НИИ ветеринарии, Уральская ГСХА. В Уральской ГСХА принята научнотехническая программа на 2001 -2005 гг. и на период до 2015 г., охватывающая практически весь круг деятельности предприятий агропромышленного комплекса Уральского региона. Исследования проводятся по приоритетным направлениям агарной науки. Среди них:

- создание техники и энергетики нового поколения и формирование инженерно-технической инфраструктуры агропромышленного комплекса;

- разработка ресурсо-энергоэкономных, экологически безопасных и экономически оправданных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;

- создание новых высокопродуктивных сортов зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, плодово-ягодных и кормовых культур;

- разработка энергосберегающих, экологически безопасных технологий возделывания картофеля, ово-

Агрообразование

щей, зерновых и кормовых культур;

- совершенствование методов селекционной работы и системы кормления в животноводстве;

- профилактика и лечение болезней скота и птицы;

- разработка моделей реформирования сельскохозяйственных предприятий и другие научные направления.

Особую роль в системе АПК играет энергоэффективность всех стадий производства. В целом, эта отрасль представляет собой сферу производства возобновляемых ресурсов и поэтому должна быть приоритетной во всех федеральных и региональных программах ресур-со- и энергосбережения.

Важнейшей инженерной проблемой является использование вторичных источников энергии, главным образом, - это применение энергосберегающих технологий. Не случайно целевая программа ресурсо- и энергосбережения аграрного комплекса Урала предусматривает оптимизацию экологического состояния сельских поселений, строительство и обустройство дорог, ликвидацию воздействия загрязнений, использование биотехнологии для переработки отходов животноводства. Существенным разделом программы стало направление сохранения и развития интеллектуального ресурса, а именно, подготовка и переподготовка современных кадров по энергосбережению, целенаправленная деятельность по созданию новых рабочих мест в территориях, развитие и эффективное использование современных информационных технологий.

Научный потенциал Урала позволяет развивать высокие технологии с применением методов дистанционного зондирования в агропромышленном комплексе. В начале 90-х годов XX века в сельском хозяйстве появилось новое направление, получившее название «высокотехнологичное земледелие» (ВТЗ). ВТЗ позволяет контролировать качество почв, ареал и плотность распространения вредителей и многое другое. В настоящее время пять докторов сельскохозяйственных наук Уральской ГСХА, совместно с учеными УралНИИСХоза, приступили к освоению этих перспективных методов.

Преподаватели и сотрудники академии активно участвуют в Международных, Всероссийских и региональных конференциях, выставках и ярмарках: «Картофель», «ПРОМЭКСПО», «Золотая осень» г. Москва ВВЦ; «Урал-Сельхоз», «Инновации», «Человек и природа. Дачный сезон» г. Екатеринбург и другие. Выставочная деятельность академии отмечена многими почетными дипломами и медалями ВВЦ. Научные исследования академии интегрируются с различными учреждениями и предприятиями региона: Институтом леса УрО РАН, Институтом экологии растений и животных УрО РАН, УралНИИСХозом, Краснуфимской селекционной станцией и многими сельскохозяйственными предприятиями Уральского федерального округа.

В 2004 году было заключено 20 договоров НИОКР на общую сумму 7042 тыс. руб. Заказчиками выступили: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерство сельского хозяйства Челябинской области, Союз товаропроизводителей АПК, сельхозпредприятия различных форм собственности, птицефабрики, агротехсервисные предприятия АПК

Уральского региона.

С 2001 года Уральская ГСХА организовала выпуск периодического издания - Всероссийский аграрный журнал «Аграрный вестник Урала» - печатный орган аграрных вузов и сельхозпредприятий Урала и России. Активными авторами статей в данном издании стали аспиранты, докторанты, а также ведущие ученые и практики агропромышленного комплекса страны.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) организуется на кафедрах и имеет две формы: выполняемая во внеучебное время и включенная в учебный процесс. Элементы научных исследований являются составной частью всех видов учебных занятий. Студенты активно участвуют в различных конференциях и олимпиадах.

Научные направления и конкретные темы исследований теперь рассматриваются не только на ученых советах научных учреждений, но и обсуждаются и утверждаются на научно-техническом совете в Минсельхозпроде Свердловской области. Примечательным является проведение ежегодных открытых конкурсов НИОКР. Ежегодно совместно с партнерами по академическому комплексу проводятся всероссийские научно-практические конференции молодых ученых под девизом: «Энтузиазм и творчество молодых ученых - агропромышленному комплексу Урала и России».

Социальное партнерство

Региональная система социального партнерства на Среднем Урале формируется в соответствии с областными законами, постановлениями Правительства и программами социально-экономического развития Свердловской области. Среди элементов региональной системы социального партнерства, способствующих эффективному развитию образования на индустриально развитой территории, следует выделить: законы об образовании, науке и научно-технической политике, о социальном партнерстве; Областную государственную целевую программу «Развитие материально-технического обеспечения системы образования в Свердловской области на 2003-2005 годы».

Серьезным шагом на пути развития социального партнерства в сфере образования и науки стало заключение Соглашения между вузами города и Правительством Свердловской области. В этом документе довольно таки четко прописаны обязательства сторон, а в приложении обозначены конкретные мероприятия, направленные на развитие высшего образования и уральской науки, а также указаны источники финансирования и сроки исполнения. В отдельных случаях Правительство через областные министерства выступает государственным заказчиком специалистов с высшим образованием. Так, например, Минсельхозпрод Свердловской области ежегодно в рамках четырехсторонних договоров (Академия - Министерство - Районное управление сельского хозяйства - Студент) выступает в качестве заказчика специалистов с высшим аграрным образованием (в среднем по 150 человек в год на шести факультетах академии).

С сентября 2003 года начал функционировать Ака-

Агрообразование

демический комплекс аграрного образования Свердловской области. Он был создан при участии двух областных министерств (Минсельхозпрода и Минобра Свердловской области), а также 54 партнеров - юридических лиц агропромышленного комплекса. Т акое объединение заинтересованных лиц в ассоциацию всецело соответствует принципам социального партнерства. Силами академического комплекса возможно более полно реализовать систему непрерывного аграрного образования, которая легла в основу областной отраслевой целевой программы «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Свердловской области на 20022006 годы». Программа воплощается в практику силами партнеров по академическому комплексу, среди которых следует выделить учебные заведения: Уральскую государственную сельскохозяйственную академию (выпускает специалистов высшей квалификации по очной форме обучения по 420 человек в год); два техникума, Ирбитский и Режевской, а также Красноуфимский аграрный колледж (около 1000 специалистов среднего звена для сельского хозяйства в год); четыре учебно-курсовых комбината, которые ежегодно готовят более 4000 кадров массовых профессий; Екатеринбургский институт переподготовки кадров и агробизнеса, в котором ежегодно 1500руководящих работников повышают свою квалификацию.

Академический комплекс решает и другие задачи. Среди них:

• содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей и принципах развития глобального информационного общества;

• формирование, развитие и реализация принципов и технологий открытого информационно-образовательного пространства непрерывного типа, обеспечивающих рациональную передачу знаний и навыков;

• содействие ведению научной, учебно-методической, научно-исследовательской и практической деятельности по созданию, развитию и внедрению эффективных образовательно-профессиональных программ и технологий непрерывного образования; объединение творческих потенциалов профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, специалистов предприятий и организаций - членов Ассоциации для создания, развития и внедрения, эффективных образовательно-профессиональных программ и технологий систем непрерывного общего и профессионального аграрного образования;

• участие в научном, производственном, правовом, финансовом, материально-техническом и ином обеспечении проектов и программ развития непрерывного образования; организация и разработка программ и проектов создания и внедрения современных программных продуктов и информационных технологий;

• аккумулирование средств для развития и совершенствования структур системы непрерывного образования и материального поощрения ее участников.

Партнеры по академическому комплексу совместно с депутатами Законодательного собрания Свердловской области работают над реализацией предложений ученых и педагогов по повышению эффективности фун-

кционирования научных и образовательных учреждений в системе АПК Свердловской области:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выполняемую отраслевую целевую программу «Кадровое обеспечение сельхозпроизводства Свердловской области на 2002-2006 гг.» планируется довести до статуса Правительственной областной и предусмотреть отдельной строкой расходы по ее реализации. В связи с исключительной актуальностью данной программы для аграрного сектора модернизировать ее, продлив до 2015 года.

2. Необходимо усовершенствовать механизм конкурсного отбора аграрных научных организаций и образовательных учреждений при реализации государственного заказа на НИОКР, финансируемого из бюджета Свердловской области.

3. Внести предложение в адрес Правительства Свердловской области о решении вопроса на федеральном уровне о безвозмездной передаче в собственность Свердловской области имущественного комплекса ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» Уральской ГСХА, Екатеринбургского института переподготовки кадров и агробизнеса системы ДПО Минсельхоза РФ, научных учреждений системы Россельхозакадемии: Свердловской НИВС, УралНИИСХоза, Станции садоводства с последующей трансформацией их в имущественный комплекс Ассоциации «Академический комплекс аграрного образования», что позволит повысить эффективность и качество научных разработок и образовательного процесса.

4. Дифференцировать меры областной государственной поддержки на меры прямой (субсидии, компенсации, финансирование целевых программ и НИОКР, господдержка фермерства и пр.), косвенной (льготное налогообложение, льготное кредитование, агролизинг, сельскохозяйственное страхование и пр.) и опосредованной (проведение льготной налоговой политики в отношении промпредприятий, содействие развитию общественных формирований, выделение средств на осуществление госпрограмм, несвязанных непосредственно с сельским хозяйством и пр.). Предусматривать расходы на меры господдержки АПК в объеме не менее 5% расходной части областного бюджета.

5. Необходимо полнее использовать потенциал машиностроительных и других заводов Свердловской области с целью повышения технической оснащенности основных отраслей АПК. Один из путей - интеграционное развитие агрокомплекса (создание агрохолдингов, агрофирм, концернов и консорциумов), а также серьезное и существенное послабление в части налогообло-

Агрообразование

жения промпредприятий, производящих сельскохозяйственную технику и оборудование для АПК.

б.Увеличить ассигнования для проведения лизинговых операций как по федеральному, так и по областному лизингу, т.к. в настоящее время это самый эффективный механизм доукомплектации машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей Свердловской области. Наши расчеты показывают, что для доукомплектации МТП Свердловской области по действующим нормативам нам необходимо затратить 2,5 млрд. рублей. Лизинговая схема позволяет сократить эти ассигнования в 2,7 раза, а это красноречиво говорит об эффективности агролизинга.

Информационная система академического комплекса создается как составная часть информационной инфраструктуры Свердловской области. Интеграция информационных ресурсов, обеспечивающих деятельность ассоциации, проектируется в форме информационного портала. В его структуре предполагается включение следующих основных рубрик: «Система образования», «Юридическая консультация», «Периодические издания», журнал «Аграрный вестник Урала», «Выставки, ярмарки, конференции и совещания», «Лидеры и передовики АПК Среднего Урала», «Вакансии», «Предприятия АПК Уральского федерального округа», «Студенческое общение», «Состояние природной среды», «Патентная информация», «Бизнес информация», «Оптовые рынки по закупкам сельхозпродукции, аукционы, биржи».

Созданный региональный академический комплекс позволяет: во-первых, улучшить качество подготовки специалистов; во-вторых, повысить эффективность проведения НИОКР; в-третьих, обеспечить передачу производству знаний, новых технологий через выпускников вузов; в-четвертых, снизить материальные затраты на проведение НИР и подготовку выпускников; в-пятых, повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и молодых ученых.

Накопленный опыт формирования и развития интеграционных структур, хотя ещё и небольшой, позволяет сделать заключение о том, что только комплексное и системное решение проблем аграрного образования, включая и развитие академических комплексов как инновационных систем, позволит поднять отечественное агрообразование на новый качественный уровень, добиться достаточного конкурентного положения на мировом рынке агрообразовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.