Научная статья на тему 'Новые специалисты для российского агропрома'

Новые специалисты для российского агропрома Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрное образование / сельскохозяйственный вуз / КАДРЫ / молодой специалист / ИННОВАЦИИ / agrarian formation / agricultural high school / Personnel / intern / Innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лубков А. Н.

В статье обобщены итоги «круглого стола» по стратегии развития аграрного образования и науки в XXI веке, состоявшегося в Уральской государственной сельскохозяйственной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article results of a round table on development strategy of agrarian science and education in the XXI-st century, taken place in the Ural state agricultural academy are generalised.

Текст научной работы на тему «Новые специалисты для российского агропрома»

№ 4 (70), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

115

Образование

НОВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМА

А.Н. ЛУБКОВ,

кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации, редактор журнала «Аграрный вестник Урала»

Ключевые слова: аграрное образование, сельскохозяйственный вуз, кадры, молодой специалист, инновации.

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42; тел. 8 (343) 350-97-49

В Уральской государственной сельскохозяйственной академии состоялся «круглый стол» по стратегии развития аграрного образования и науки в XXI веке. Ректоры крупнейших вузов, входящих в российскую ассоциацию «Агрообразование», пригласили к диалогу заместителя председателя комитета по аграрным вопросам Госдумы Александра Берестова. По единодушному мнению присутствующих, только эффективные отраслевые законы, агротехнологии и закрепление на селе квалифицированных кадров помогут развивать российское сельскохозяйственное производство.

Открывая встречу, ректор Уральской ГСХА, председатель регионального отделения ассоциации «Агрообразование» по Уральскому федеральному округу Александр Сёмин остановился на основных проблемах, волнующих агро-образовательное сообщество округа, механизмах решения инновационных задач, стоящих перед высшей школой, затронул проблемы сельских территорий, в которых предстоит работать будущим специалистам. В частности, он сказал: «За последние годы количество сельских населённых пунктов в регионе значительно сократилось. Только в Свердловской области сегодня насчитывается 198 сёл и деревень, где число жителей - менее десяти человек.

Подгорбунских П.Е.

(Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева)

Если в Европе люди стремятся жить в пригородах, то у нас такая тенденция ещё только получает развитие. Причина - в отсутствии развитой социальной инфраструктуры. В деревнях и сёлах практически бездействуют жилищные программы. У молодёжи не возникает мотивации возвращаться на работу в сёла».

По опросу студентов Уральской ГСХА, для молодых людей главными приоритетами жизни на селе являются условия труда и профессиональные перспективы. Но сегодня только около 40% выпускников российских аграрных вузов идут работать на село. В Свердловской области этот показатель не так пессимистичен. По статистике последних лет, примерно 65% получивших агрообразование трудятся в сельскохозяйственных организациях и на предприятиях агропромышленного комплекса. Особенно активно начали развиваться предприятия по переработке сельхозпродукции и выпуску нового ассортимента продуктов питания в Челябинской и Свердловской областях.

В Уральской государственной сельскохозяйственной академии уже создана служба трудоустройства выпускников. По словам ректора, студенты-старшекурсники быстро и легко адаптируются к рыночным условиям. В вузе налажено эффективное партнёрство со специалистами Минсельхозпрода Свердловской области, отраслевыми союзами и руководителями хозяйств, которые курируют факультеты академии. Отдельные сельхозпредприятия закрепляют специалистов и выделяют им жильё. Есть положительный опыт, когда студенты выпускных курсов имеют возможность построить собственный коттедж в том населённом пункте, где проходили производственную практику. Этот проект действует в агрофирме «Артё-мовский» Артёмовского района под патронажем Среднеуральской птице-

Сёмин А.Н. (Уральская ГСХА)

Берестов А.П. (Государственная Дума ЗС РФ)

фабрики. К позитивным изменениям можно отнести и программу льготного обучения в сельхозакадемии по целевым направлениям, действующую в Свердловской области. В отличие от других аграрных вузов здесь заключают договор целевой подготовки, по которому 50% затраченной суммы на обучение оплачивает областной бюджет. Муниципальное образование, родители будущего студента, вуз и сель-хозорганизация заключают трёх- и четырёхсторонние договоры, где прописываются будущее место работы специалиста, его ориентировочная заработная плата, условия трудовой деятельности, решение жилищного вопроса. Эта программа востребована - область готовит для себя кадры. В течение оговоренного срока специалисты по условиям целевых договоров работают на предприятиях АПК.

Нужен закон о статусе молодого специалиста Зарубежные стажировки для студентов, сельхозклассы для школьников - всё это реально работающие формы непрерывной подготовки новых людей для села. Но, по мнению ректоров вузов, комплексно решить проблему кадрового дефицита пока нельзя. Необходимо принимать федеральный закон о статусе молодого

Agrarian formation, agricultural high school, personnel, intern, innovations.

116

Аграрный вестник Урала

№ 4 (70), 2010 г.

Абрамов Н.В. (Тюменская ГСХА)

специалиста. Попытки издавать аналогичные законодательные акты в субъектах Федерации есть. Но к проблеме нужен комплексный подход. Если будет принят такой закон, мы получим совсем другую деревню с другими специалистами, отметили участники «круглого стола».

В процессе обсуждения особый интерес вызвала проблема развития инновационных площадок на базах вузов. «Будет отрабатываться ряд направлений, в частности, учебно-научные инновационные кластеры, технопарки, университетские и академические комплексы, - отметил ректор Уральской ГСХА Александр Сёмин. - Сегодня на территории Свердловской области работает учебно-научно-производственный комплекс «Артёмовский», действуют бизнес-инкубаторы. Хочется верить, что со временем всё это перерастёт в агротехнопарк «Академический» в посёлке Студенческий Белоярского района».

Депутат Госдумы Александр Берестов, отвечая на проблемные вопросы представителей вузов, отметил, что все присутствующие - специалисты в сво-

ей области, и возглавляемые ими учебные заведения готовят квалифицированные молодые кадры. Но при этом «наша задача «затачивать» - штучно готовить специалистов, которые будут работать в сфере производства сельхозпродукции эффективнее». Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам нижней палаты российского парламента заявил, что в ближайшей перспективе Россия должна «отщипнуть» у мирового продовольственного рынка значительную долю. Сегодня, по словам парламентария, она слишком мала. Развивать это направление должны отраслевые менеджеры нового поколения, знания и навыки которых закладываются не только в стенах академий, но и на опытно-производственных площадках. «Сложно представить молодого врача, не прошедшего практическую школу, - отметил парламентарий. - Не менее сложно работать на селе, не зная основ крестьянского труда. В условиях, когда стоит задача модернизации сельхозпроизводств, растут объёмы переработки сельхозпродукции, строятся новые агрокомплексы, нам нужны грамотные специалисты, прошедшие практическую школу и думающие по-рыночному. Современному АПК необходимы рентабельность, производительность и, в конечном итоге, конкурентоспособность».

В ходе диалога руководители сельскохозяйственных вузов неоднократно поднимали вопрос об изменении существующей законодательной базы. По мнению ректора Уральской государственной академии ветеринарной медицины Виктора Лазаренко, нужно принимать новые законы, которые позволят развиваться и сельскому хозяйству, и аграрным вузам страны. Александр Берестов парировал, что «не нужно ждать, когда кто-то что-то решит, нужно самим формировать предложения и активно выходить с ними на депутатов, на Минсельхоз». Сегодня, по словам парламентария, правительство страны обратило особое внимание на сельское хозяйство. «В 2000 году стартовал приоритетный

Образование

Четыркин Ю.Б. (Челябинская ГАА)

национальный проект, затем была разработана программа развития сельского хозяйства, в конце прошлого года мы приняли Доктрину российской продовольственной безопасности. Всё это говорит о том, что у российского правительства есть чёткие ориентиры, куда двигаться дальше», - отметил Берестов. - Но несмотря на это «расписанных» путей нет. Ведь аграрный сектор смело можно назвать уникальным, и любые проверенные рыночные механизмы здесь могут дать сбой, потому что очень активно вмешивается биологический фактор».

Инновационные площадки -аграрным вузам

Не секрет, что сегодня многие патенты и разработки отраслевых специалистов вузов кладутся «под сукно». В каждом учебном заведении есть приличный потенциал, накоплен опыт и интеллектуальный капитал, но всё это пока не востребовано. В аграрных вузах УрФО имеется около трёхсот патентов на изобретения с высоким экономическим эффектом, которые можно было бы реально использовать в сельхозпрактике. Однако региональные хозяйства жалуются на отсутствие денег; им порой не до изобретений и технологий. Если создавать инновационные структуры при вузах, возникает похожая проблема недостатка средств: банки отказываются кредитовать подобные предприятия. Зачастую при сегодняшнем финансировании вузовской науки по остаточному принципу ни одной сельхозакадемии не потянуть дополнительный комплекс практических исследований в рамках новых изобретений. С этой проблемой, как считают учёные, им в одиночку не справиться. По мнению ректоров, российскому Минсельхозу пора принимать программы поддержки агрообразования. С этим предложением они обратились и в аграрный комитет Государственной думы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.