Наука и образование АПК региона
АГРАРНАЯ НАУКА И АГРООБРАЗОВАНИЕ В АПК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.Н. СЁМИН,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
Заслуженный экономист РФ, ректор Уральской ГСХА
Инновационное развитие агропромышленного комплекса нашей области невозможно без научного сопровождения и высокого кадрового потенциала.
В настоящее время агронаука и образование переживают процессы реформирования как на федеральном, так и на областном уровнях. Произошли структурные преобразования в Министерстве сельского хозяйства РФ. На базе бывших двух министерств, отвечавших за развитие науки и образования в России, создано единое Министерство образования и науки. Предприняты попытки укрепления вертикали по государственному управлению агропромышленным комплексом. Россия и ее АПК находятся в преддверии вступления в ВТО.
В системе агропромышленного комплекса Свердловской области НИОКР осуществляют, в основном, три организации: ФГУ «Уральский НИИ сельского хозяйства», ФГУ «Уральский научно-исследовательский ветеринарный институт», ФГОУ ВПО «Уральская ГСХА». Исследования проводятся по приоритетным направлениям аграрной науки. Среди них:
- создание новых высокопродуктивных сортов зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей, плодово-ягодных и кормовых культур;
- разработка энергосберегающих, экологически безопасных технологий возделывания картофеля, овощей, зерновых и кормовых культур;
- совершенствование методов селекционной работы и системы кормления в животноводстве;
- профилактика и лечение болезней скота и птицы;
- разработка моделей реформирования сельскохозяйственных предприятий.
Научные направления и конкретные темы исследований теперь рассматриваются не только на ученых советах научных учреждений, но обсуждаются и утверждаются на научно-техническом совете в Минсельхозпроде Свердловской области. Примечательным, начиная с нынешнего года, является проведение ежегодных открытых конкурсов НИОКР. Исполнители, ставшие победителями открытого конкурса, заключают специальные договоры через Минсельхозпрод, и согласно утвержденным лотам по каждому научному направлению и теме выделяются бюджетные средства, которые расходуются по целевому назначению.
Среди ведущих научных учреждений АПК области лидирующие позиции по освоению бюджетных средств, выделяемых на науку, занимает Урал-НИИСХоз (в 2001 г. выделено 10 млн. 699 тыс. рублей, в 2002 - 15 млн. 061 тыс. руб., в 2003 - 16 млн. 578 тыс. руб.); Уральский НИВИ (2001 - 273 тыс. руб., 2002 - 310 тыс. руб., 2003 - 325 тыс. руб.); Уральская госсельхозакаде-мия (2001 - 202 тыс. руб., 2002 - 204 тыс. руб., 2003 - 250 тыс. руб.).
Т ак, УралНИИСХозом создано и включено в государственный реестр селекционных достижений 67 сортов зерновых, зернобобовых, овощных, плодовых и ягодных культур, картофеля, отвечающих почвенно-климатическим условиям региона и современным требованиям производства. Разработаны технологии их выращивания и организовано семеноводство. Сорта зерновых культур селекции института возделываются на площади более 1,5 млн. гектар. Венцом научных изысканий по улучшению породных качеств крупного рогатого скота стало создание нового уральского типа чернопестрой породы, обладающего значительной продуктивностью.
Уральским научно-исследовательским ветеринарным институтом (в прошлом Свердловской научно-исследовательской ветеринарной станцией) совместно с учеными УрГСХА разработана комплексная программа оздоровительных противолейкозных мероприятий, в результате внедрения которой 23 района области полностью освобождены от лейкоза. В настоящее время совместно с Уральской госсельхозакадемией ведется внедрение разработанной эффективной системы оздоровительных мероприятий при острых вирусных инфекциях крупного рогатого скота, исследуется взаимосвязь экологических особенностей среды с заболеваемостью новорожденного молодняка КРС, осуществляется разработка программы эффективной профилактики заболеваний животных.
Уральская государственная сельскохозяйственная академия, интегрируя с отраслевыми институтами Рос-сельхозакадемии (ВИЖ, ВНИИВМиВ, ВНИИ военной микробиологии, ВНИЭТУСХ, ВНИИЭСХ, СЗ НИИЭСХ), УрО РАН (Институт экологии растений и животных, Институт экономики), по результатам своих исследований ежегодно патентует от 3 до 5 изобретений, разрабатывает серию рекомендаций, различного рода диагностику-мов, методических указаний, научно-практических рекомендаций. Внедряются в хозяйственную практику такие рекомендации, как ведение рациональной технологии воспроизводства стада крупного рогатого скота в условиях Свердловской области; современные приемы защиты почвы от водной эрозии; эффективные технологии получения высоких урожаев экологически безопасной сельскохозяйственной продукции; минимизация предпосевной обработки почвы; приемы биоло-гизации земледелия и др. Учеными академии разработана технология возделывания топинамбура, козлятника восточного и борщевика сибирского. Разработан способ гранулирования семян для гнездового посева. Заслуживает внимания разработанная ресурсосберегающая система предпосевной обработки почвы под озимую рожь и основные культуры поукосного посева. Представляют интерес такие изобретения, как получение порошкообразной массы из ягод и другого растительного сырья; способ предпосевной подготовки семян овощных культур с использованием перекиси водорода; стимулятор роста корневой системы и другие. Востребованы сельхозтоваропроизводителями Свердловской области и другими областями УрФО рекомендации по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, оптимизации производственных процессов и
Наука и образование АПК региона
созданию интеграционных формирований в АПК.
При участии Минсельхозпрода Свердловской области, по инициативе ученых Уральской ГСХА создано и успешно функционирует интегрированное формирование - Академический комплекс аграрного образования Свердловской области, объединивший 54 партнера
- юридических лица.
Проблема подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса продолжает оставаться актуальной. В области не хватает механизаторских кадров, особенно в сезон заготовки кормов и уборки урожая (750-800 чел. ежегодно). Сократилось число мастеров машинного доения I класса на 28%. Более 5% первых руководителей хозяйств не имеют высшего аграрного образования, 10% руководителей - практики, 20% со средним профессиональным образованием возглавляют хозяйства. Среди специалистов агропроизводства почти 40% не имеют высшего образования, среди руководителей среднего звена только каждый пятый имеет высшее образование.
Причин тому несколько. Но главной остается низкий уровень закрепляемости молодых специалистов. Этот показатель варьирует по годам и составляет, по различным источникам, от 12 до 22% (речь идет о выпускниках с высшим аграрным образованием). По данным Центра мониторинга социально-трудовой сферы села нашей академии, такой низкий уровень закрепляе-мости связан, в первую очередь, с низкой заработной платой молодых специалистов, отсутствием жилья. Молодые семьи обеспокоены отсутствием профессионального медицинского и культурного обслуживания, низким уровнем преподавания в сельских школах. Данные мониторинга, связанные с причинами вызывающими наибольшее беспокойство у тружеников села (рассматривались 24 основные причины), свидетельствуют о том, что наибольшее беспокойство у работников коллективных предприятий вызывают первые семь причин: материальное положение, будущее своих детей, состояние здоровья, политическая и экономическая ситуация в стране, медицинское обслуживание, опасение потерять работу и жилищные условия. У фермеров акценты расставлены несколько по иному. Первое ранговое место занимает вопрос стабильности политической и экономической ситуация в стране, второе - будущее детей, третье - нехватка техники и других материально-технических ресурсов, далее - состояние здоровья. В отличие от работников коллективных предприятий у фермеров материальное положение занимает пятое ранговое место. В отличие от данной категории работников фермеров волнуют на шестых и седьмых позициях отсутствие правовой защищенности и неуверенность в долговременном характере экономических реформ.
В рамках сложившейся системы непрерывного аграрного образования реализуется подготовленная Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Отраслевая целевая программа «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Свердловской области на 2002-2006 годы».
Данная программа воплощается в практику через следующие учебные заведения:
- Уральская государственная сельскохозяйственная
академия выпускает специалистов высшей квалификации по очной форме обучения по 420 человек в год (среднегодовая численность выпускников за последние три года);
- два техникума - Ирбитский и Режевской, Красноуфимский аграрный колледж, выпускающие 450 специалистов среднего звена для сельского хозяйства в год;
- четыре учебно-курсовых комбината, которые ежегодно готовят более четырех тысяч специалистов массовых профессий;
- Екатеринбургский институт переподготовки кадров и агробизнеса, в котором ежегодно 1500 руководящих работников повышают свою квалификацию.
В ходе кропотливой работы по повышению эффективности функционирования научных и образовательных учреждений в системе АПК Свердловской области нами был разработан ряд предложений:
1. Реализуемую отраслевую целевую программу «Кадровое обеспечение сельхозпроизводства Свердловской области на 2002-2006 гг.», утвержденную Министром сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, необходимо довести до статуса Правительственной областной программы и при рассмотрении законопроекта «Об областном бюджете на 2005 год» предусмотреть отдельной строкой расходы по ее реализации. В связи с исключительной актуальностью данной программы для аграрного сектора модернизировать ее, продлив до 2015 года, и после одобрения Правительством Свердловской области представить ее на рассмотрение Областной Думы.
2. Усовершенствовать механизм конкурсного отбора аграрных научных организаций и образовательных учреждений при реализации государственного заказа на НИОКР, финансируемого из бюджета Свердловской области. В действующую схему внести следующие изменения: предлагаемый перечень тематик со стороны конкурсантов направляется не только в Минсельхозпрод Свердловской области, но и конкретным сельхозтоваропроизводителям. Сельхозтоваропроизводители по результатам рассмотрения направляют свои заявки, в том числе и на внедрение уже законченных научных разработок, которыми располагают в значительном количестве научные и образовательные учреждения. По результатам рассмотрения конкурсных заявок заключаются соответствующие договоры на НИОКР, в которых, наряду с исполнителями, третьей стороной выступают уже конкретные сельхозтоваропроизводители, у которых будут внедряться инновации или проводиться соответствующие эксперименты. В этом случае возникает своеобразный синергетический эффект и, более того, исполнитель НИОКР уже может участвовать при распределении дополнительно полученной сельскохозяйственной продукции за счет внедрения того или иного новшества.
3. Внести предложение в адрес Правительства Свердловской области о решении вопроса на федеральном уровне о безвозмездной передаче в собственность Свердловской области имущественного комплекса ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» Уральской ГСХА, Екатеринбургского института переподготовки кадров и агробизнеса системы ДПО Минсельхоза РФ, научных учреждений системы Россельхозакадемии: Уральского НИВИ, УралНИИСХоза, станции садоводства и др. с пос-
Наука и образование АПК региона
ледующей трансформацией их в имущественный комплекс Ассоциации «Академический комплекс аграрного образования», что позволит повысить эффективность и качество научных разработок и образовательного процесса; рационально использовать интеллектуальный, материальный и информационный потенциал при проведении научных изысканий по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса Свердловской области, а также устранить имеющийся сегодня параллелизм в подготовке кадров для АПК и проведении научных исследований; уйти от мелкотемья и распыления средств на НИОКР; сосредоточиться на тех разработках, которые приносят быстрый и значительный экономический эффект.
4. Вернуться к решению вопроса о создании регионального научного Центра РАСХН, для чего обратиться в Правительство и к Г убернатору Свердловской области от имени Областной Думы с соответствующим ходатайством о его создании в столице Урала. Для этого имеются все объективные предпосылки, а также получены положительные решения Президиума Уральского отделения РАН, согласие Администрации Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.
5. Правительству Свердловской области при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать расходы на финансирование мероприятий по реализации мер агропродо-вольственной политики Свердловской области, исходя из четких приоритетов развития агропромышленного комплекса, сместив акценты с поддержки чисто технологического сектора в сторону вложений в интеллектуальные ресурсы и кадровый потенциал. Дифференцировать меры областной государственной поддержки на меры прямой (субсидии, компенсации, финансирование целевых программ и НИОКР, господдержка фермерства и пр.), косвенной (льготное налогообложение, льготное кредитование, агролизинг, сельскохозяйственное страхование и пр.) и опосредованной (проведение льготной налоговой политики в отношении промпредприя-тий, содействие развитию общественных формирований, выделение средств на осуществление госпрограмм, не связанных непосредственно с сельским хозяйством и пр.). Предусматривать расходы на меры господдержки АПК в объеме не менее 5% расходной части областного бюджета.
6. Необходимо полнее использовать потенциал машиностроительных и других заводов Свердловской области с целью повышения технической оснащенности основных отраслей АПК. Один из путей - интеграционное развитие агрокомплекса (создание агрохолдингов, агрофирм, концернов и консорциумов), а также серьезное и существенное послабление в части налогообложения промпредприятий, производящих сельскохозяйственную технику и оборудование для АПК. Вместе с тем необходимо уйти от такой практики взаимодействия с промышленными предприятиями, когда выделяются из бюджета технические субсидии и, не учитывая интересов сельхозтоваропроизводителей, по разнарядке Минсельхозпрода Свердловской области, например, направляются в хозяйства тракторы марки ВТ -160М, изго-
товленные на Уралвагонзаводе. Трактор изготовлен некачественно, каждые 20 мото-часов наблюдались различные отказы механизмов. Более того под данный трактор нет соответствующего шлейфа машин. В результате не достигнут ожидаемый экономический эффект от использования технической субсидии, не дополучена сельскохозяйственная продукция. Еще один пример - У ралхо-лод - изготовитель холодильных установок. Установки запущены в серийное производство, но не выдерживают никакой критики со стороны сельхозтоваропроизводителей. Кстати сказать, их также выделяли через технические субсидии. Предлагаем в механизм распределения технических субсидий внести изменения в части предоставления большей самостоятельности в выборе поставщика и номенклатуры технических ресурсов.
7. Увеличить ассигнования для проведения лизинговых операций как по федеральному, так и по областному лизингу, т.к. в настоящее время это самый эффективный механизм доукомплектации машинно-тракторного парка сельхозтоваропроизводителей Свердловской области. Наши расчеты показывают, что для доукомплектации МТП по действующим нормативам нам необ-
Наука и образование АПК региона
ходимо затратить 2,5 млрд. рублей. Лизинговая схема позволяет сократить эти ассигнования в 2,7 раза, а это красноречиво говорит об эффективности агролизинга. Чтобы реализовать такую задачу без механизма лизинга потребуется более пяти лет при условии направления всей господдержки АПК только на техническое оснащение, что на практике, конечно же, невозможно. В настоящее время в хозяйствах области выбытие техники в 7-9 раз опережает ее ввод.
В заключение еще раз обратим внимание на специфику и уникальность отрасли сельского хозяйства. В этой сфере экономики, в отличие от других отраслей, не могут с той же эффективностью быть реализованы рыночные механизмы по причине низкого уровня оборачиваемости капитала, высокого уровня риск-менеджмента, значительной зависимости от природных факторов, работы с биологическими существами, вот почему в мировой практике в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и государственная поддержка аграрного сектора, которая в среднем по отдельным странам в 30-40 раз превышает российскую.