Научная статья на тему 'Развитие системы непрерывного профессионального образования на Южном Урале'

Развитие системы непрерывного профессионального образования на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатуллин А. Н., Юдин М. Ф., Кабатов С. В.

Образование на современном этапе общественного развития превращается в одну из самых важных сфер деятельности, которая тесно связана со всеми другими областями жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы непрерывного профессионального образования на Южном Урале»

Агрообразование

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

А.Н. ГИЗА ТУЛЛИН,

М.Ф. ЮДИН,

С.В. КАБАТОВ,

Уральская государственная академия ветеринарной медицины, г. Троицк, Челябинская область

Образование на современном этапе общественного развития превращается в одну из самых важных сфер деятельности, которая тесно связана со всеми другими областями жизни.

Способность системы образования удовлетворять потребностям личности и общества в вы1сококачественны1х образовательные услугах влияет на перспективы экономического и духовного развития страны.

Поэтому одна из главных целей системы образования - эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальные задач России, Все это требует активизации деятельности высших учебные заведений в решении социально-экономических проблем,

Условия перехода к рыночной экономике сориентировали коллектив Уральской государственной академии ветеринарной медицины на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, В рамках работы по совершенствованию и развитию системы подготовки специалистов для аграрного сектора Урала в академии открыты и успешно развиваются новые специальности, такие, как товароведение и экспертиза, профессионально-педагогическое обучение, биоэкология, При академии был открыт аграрно-экономический колледж, в котором осуществлялась подготовка специалистов по программе среднего специального образования по восьми специальностям, По инициативе ректора академии, профессора В,Н,Лазаренко проведена кропотливая работа по созданию системы непрерывного образования на базе УГАВМ, Программа по формированию в городе Троицке центра аграрного образования быша одобрена Департаментом кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства России и Главным управлением образования и науки Челябинской области, Кроме аграрно-экономического колледжа УГАВМ по единым программам академии стали работать средние специальные заведения в Куртамыше, Шадринске, Кургане,

Важным этапом в создании системы непрерывной подготовки специалистов соответствующего уровня стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 января 2003 г, № 22-р о реорганизации Уральской государственной академии ветеринарной медицины Минсельхоза России и Троицкого аграрного техникума Минсельхоза России путем

присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделе-

ния, Организационные мероприятия по созданию академического комплекса потребовали поддержки правительства и Законодательного Собрания Челябинской области, Минсельхоза России и согласования с Минобразованием России, Минэкономразвития России, Минимуществом России и Минфином России, В результате удалось решить основную задачу - организовать систему непрерывной многоуровневой подготовки для АПК страны,

Реорганизуемый Т роицкий аграрный техникум вошел в эту систему - осуществился переход на сквозные учебные планы, позволяющие сократить сроки подготовки специалистов на 2-3 года, При сквозном планировании удалось устранить дублирование отдельных дисциплин, существенно укрепить материально-техническую базу практического обучения, повысить качество проведения лабораторных и практических занятий, В результате объединения лабораторий и кабинетов бывшего техникума с профильными кафедрами академии сложились благоприятные условия для отработки практических навыков у студентов колледжа, Обучающимся представилась возможность проходить производственную практику в учебном хозяйстве и на учебной ферме академии, Например, по специальностям механизация и электрификация сельского хозяйства, практические навыки теперь отрабатываются на автотрактородроме академии и кафедре механизации животноводства,

При реорганизации аграрного техникума произошло его объединение с аграрно-экономическим колледжем академии, теперь это крупное, успешно развивающееся учебное заведение, входящее в структуру академического комплекса, Благодаря поддержке академии удалось не только сохранить базовые специальности, но и совершенствовать качество подготовки специалистов для сельского хозяйства, В настоящий момент в колледже идет подготовка по следующим, крайне необходимым для АПК, специальностям: «агрономия», «ветеринария», «пчеловодство», «электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «товароведение», «экспертиза качества потребительских товаров», «технология мяса и мясных продуктов», «технология молока и молочных продуктов», «механизация сельского хозяйства», «экономика и бухгалтерский учет», «агрономия», По всем специальностям занятия проводят опытные преподаватели, в большинстве своем - это профессионалы высшей и первой квалификационной категории, кандидата наук, профессора, что способствует дальнейшему совершенствованию учебного процесса, который четко ориентирован на конкретные условия сельскохозяйственного производства, Растет процент выпускников, устроившихся на работу по специальности,

Принятие Правительством Российской Федерации соответствующего акта о создании академического комплекса путем реорганизации академии и Троицкого аграрного техникума послужило новым стимулом для формирования в УГ АВМ современной системы непрерывного профессионального образования, Академический комплекс в настоящее время объединяет несколько сельскохозяйственных образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы раз-

Агрообразование

личных уровней,

В состав академического комплекса кроме головного учреждения ФГОУ ВПО «УГАВМ» входят пять профессиональных училищ, восемь техникумов и колледжей и один вуз, Все учебные заведения, составляющие академический комплекс, сохраняют права юридического лица, имеют финансовую и хозяйственную самостоятельность, Все отношения между учебными заведениями строятся на договорной основе, Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК реализуется по сквозным профессиональным образовательным программам различных уровней,

В Челябинской области по этой системе начальное профессиональное образование получают 1056 учащихся пяти профучилищ: Аргаяшского ПУ-126, Уйского ПУ-107, Карталинского ПУ-128, Нагайбакского ПУ-114, Зауральского ПУ-113, Получив рабочую профессию (тракторист-машинист, автомеханик, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, повар-кондитер, плодоовощевод, продавец и т,д,), учащийся может продлить образование по программам СПО и стать специалистом среднего звена, или, при желании, может поступить в аграрно-экономический колледж академии для получения среднего специального образования, Затем может продолжить образование в стенах академии и получить диплом специальности высшей квалификации, Имеется возможность получения послевузовского образования в аспирантуре УГАВМ по 12 специальностям четырех отраслей наук,

В организационную структуру академического комплекса многоуровневой сквозной подготовки кадров для АПК входят также три сельскохозяйственных техникума Курганской области и два сельскохозяйственных техникума Республики Башкортостан, По сквозным программам СПО для аграрного сектора Курганской области готовятся следующие специалисты: в Курганском СХТ - ветфельдшеры; Куртамышском СХТ - бухгалтер, техник, товаровед; в Шадринском СХТ - бухгалтер, ветфельдшер, организатор фермерского хозяйства, Для АПК Республики Башкортостан в Аксеновском СХТ ведется подготовка по специальностям: агрономия, пчеловодство, зоотехния, ветеринария; в Баймакском СХТ

- по специальностям: агрономия, бухучет, ветеринария, зоотехния,

Недавно в академический комплекс вошел Ирбитс-кий СХТ (Свердловская область), где в соответствии с договором по сквозной программе СПО начали готовить специалистов по ветеринарии, зоотехнии, электрофикации,

Продолжительное время в г, Сибай при Сибайском институте Башкирского государственного университета на договорной основе ведется обучение студентов 1-11 курсов по специальности ветеринария, зоотехния, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, товароведение и экспертиза товаров, а с III курса студенты продолжают учебу в УГАВМ,

При создании академического комплекса решались три цели: во-первых, повышение эффективности и качества образовательного процесса; во-вторых, повышение эффективности использования интеллектуальных,

№ 2 (26), 2005 г.

Ещаншшш

37

материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов; в-третьих, создание более удобных условий учебы для сельской молодежи.

Вполне очевидно, что организация системы непрерывного профессионального образования в академическом комплексе позволяет решить одновременно целый спектр проблем - создание равных стартовых возможностей выпускникам сельских школ, доступность и качество аграрного образования, экономия финансовых средств и времени (срок подготовки специалистов сокращается на 2-3 года), четкая профессиональная ориентация молодых специалистов на сельскохозяйственное производство.

Агрообразование

По мнению министра образования и науки, высшая школа - это тот локомотив, которому по силам вытянуть всю систему образования в целом. На наш взгляд, академический комплекс - это новый, уникальный локомотив, которому действительно по силам вытянуть систему непрерывного профессионального образования в регионе. Организация многоуровневой подготовки кадров для АПК по сквозным учебным программам ведет к усилению интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, к совершенствованию всей системы непрерывного профессионального образования.

с

Статья написана на актуальную тему и освещает вопросы интеграции общеобразовательного процесса между учебными заведениями разного уровня. Необходимость такой интеграции диктуется возрастающими в условиях рыночных отношений требованиями к уровню подготовки специалиста.

Вместе с тем работа Академического комплекса по сквозным образовательным программам позволит решить целый ряд социальных проблем:

- максимально приблизить образовательные услуги к сельскому населению области;

- значительно снизить затраты семьям на образование детей;

\

- стимулировать профориентационную работу с сельской учащейся молодежью;

- экономить государственные средства на образование за счет сокращения общего срока на подготовку специалистов;

- значительно повысить закрепляемость молодых специалистов на рабочих местах.

В статье подробно раскрывается последовательность работы по созданию Академического комплекса в УГАВМ, что несомненно представляет интерес для вузовской общественности, а также для специалистов занимающихся вопросами подготовки кадров, образования.

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.