Подводя итог статьи, необходимо сделать вывод, что складывается впечатление, что ни экономика, ни руководство области не слишком готово ставить тему и решать вопросы разработки и реализации масштабных инвестиционных проектов, а региональная банковская система не готова их финансировать. Однако жизнь настоятельно требует повернуться к этим проектам.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора со-
циально-экономического развития / Б.Д. Бабаев, Н.В. Боровкова, Е.Е. Николаева, А.Д. Николаев, А.И. Новиков, Е.А. Андрекус; под общ. ред. Б.Д. Бабаева. -Иваново: ПресСто, 2013.
2. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года: Приложение к Закону Ивановской области «О Стратегии социальноэкономического развития Ивановской области до 2020 года» от 11.03.2010 N 22-ОЗ.
3. Тосунян Г.А. Состояние и перспективы развития банков в регионах России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2012. - № 27 (470). Проникновение банковской сети в регионы.
Rodnina A.Yu. ^ekmarev V.V. Babaev B.D. Borovkova N.V.
THE PROBLEM OF FINANCING THE START-UPS IN THE REGION
The theme of ambitious investment projects and their financial support is highlighted in the article (regional aspect). Keywords: regional economy, region of depressive type, ambitious investment projects, regional banks, syndicated loan, financing of investment projects.
JEL-Kodbi: E 200, E 220, E 290, E 420, E 440, G 210, H 500.
УДК 378
Карнаух И.С. УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РФ
В данной статье рассматриваются различные аспекты процесса воспроизводства научных кадров в Российской Федерации. Особое внимание уделяется статистическим данным в сфере высшего образования, а также обстановки дел в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений страны. Автор публикации предлагает свою точку зрения на сложившиеся обстоятельства в сфере подготовки и воспроизводства научных кадров, а также предлагает некоторые рекомендации и возможные пути разрешения сложных вопросов.
Ключевые слова: воспроизводство научных кадров, уровень подготовки научных кадров, высшие учебные заведения, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, молодые специалисты.
Введение
В настоящее время в сфере подготовки и воспроизводства научных кадров наблюдаются тревожные тенденции, связанные, в первую очередь, с усложнением и отсутствием стабильности в социально-экономических и политических процессах, имеющих место в нашем обществе. Финансовая политика сегодняшнего дня направлена на усиление хозяйственной самостоятельности и культурной аутентичности регионов. Перенаправление управленческих решений на региональный и муниципальный
уровни может повлечь за собой разрушение единого культурно-образовательного пространства нашей страны. Финансовая политика и структурная перестройка хозяйственного устройства жизни страны в определенной мере ориентированы на то, чтобы в относительно короткие сроки оздоровить экономику. И методы реализации прямо противоположны поставленным целям и дело в том, что место образования как основы для воспроизводства научных кадров в реализации общегосударственной политики является уникальным и исключительным.
Только образование на сегодняшний день может считаться, пожалуй, единственным в своем роде социальным институтом, который являет собой подобие транслятора базовых ценностей и целей развития общества в РФ. В течении уже длительного времени наше общество переживает изменения в сфере социальных представлений, идеологических воззрений и понимания бытия в целом, что возлагает на образование функцию адаптации к новым жизненным условиям, которая в свою очередь позволяет удерживать на должном уровне процесс воспроизводства социального опыта, а также помогает принять и закрепить в общественном сознании и внедрить в практику новые политические ориентиры и реалии общественного развития.
В структуре национального хозяйства система образования представлена в качестве самостоятельной в системе других отраслей. Процесс воспроизводства научных кадров выстраивается по ведомственному принципу, Сама система образована и подчинена административным органам, что влечет за собой ее структурные деформации и приводит к обесцениванию и снижению качественного уровня образования в связи с отсутствием своевременного учета фона социально-политических изменений в стране.
В складывающихся условиях отсутствие твердых гарантий в части, касающейся полноценного образования, а, следовательно, и уровня воспроизводства научных кадров является угрозой экономической безопасности страны. Такая ситуация может быть скорректирована ясной и хорошо аргументированной образовательной политикой, гибким управлением культурно-образовательными процессами, фундаментальными научными разработками, специальной экспертно-прогностической службой по фиксации и оценке политических последствий государственных решений в сфере науки.
Социально-психологические аспекты воспроизводства научных кадров
Социально-психологические и психолого-педа-гогические основы условий воспроизводства научных кадров в РФ обусловлены подходом к образованию как к социо-культурной технологии.
К структурным характеристикам научных кадров можно отнести такие как: функциональную, профессиональную, квалификационную, возрастную. Под функциональной структурой научных кадров понимается распределение работников, занятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, экспериментах и разработках. Особенно важен и интеллектуальный потенциал специалистов, который выражен в совокупности природных способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приводятся в действие и используются для достижения определенных научно-технических целей при
затрате умственной энергии. А способностью ученых к изменению специализации, объекта исследования, места работы, места жительства и т.д. именуется мобильностью научных кадров. Такая мобильность способствует усилению интеграции различных областей знания, более полному удовлетворению общественных потребностей [5].
В самом общем виде кадры сферы науки подразделяются на такие группы: научные работники (включая ученых научно-исследовательских секторов ВУЗов, ведущих научные исследования), а также научно-руководящий персонал; научно-технический и научно-вспомогательный персонал; производственный персонал; административно-хозяйственный персонал.
Следовательно, формируя программу образования в условиях реформирования общества, необходимо определить точные и конкретные воздействия, которые окажут свое влияние на его строение и способы существования по выбранной системе характеристик. На сегодняшний день имеется богатая палитра программ развития образования: от комплексных и полидисциплинарных, до региональных и федеральных. В работе над их созданием принимали участие педагоги, психологи, управленцы, философы.
Культурно-историческое своеобразие России обусловлено ее специфичностью, которая по своему содержанию и своим организационным формам определяется не только новыми целями и задачами образовательного процесса, но и реальным взаимодействием личности с социо-культурной средой. В подобных условиях это взаимодействие выстраивается как многомерные и многочисленные связи личности с различными институтами общества и государства. Иначе говоря, задействованными становятся институты права, экономики, политики, науки, искусства, религии, здравоохранения, - которые выступают реальной образовательной площадкой, определяющей развитие личности. Однако стоит помнить о разности условий получения образования и его качества, а, следовательно, в данном контексте речь идет и об уровне воспроизводства научных кадров, которые существуют между центром (мегаполисами) и региональными образованиями (не всегда имеющие в своей структуре высшие учебные заведения). В перспективе речь должна идти о специально организованной системе образовательных центров, уровень развития выпускников которых будет задан особенностями различных общественных и государственных институтов.
Направление развития ступеней и подсистем образования
Высшее образование. По целому ряду общих характеристик российское высшее образование находится на уровне высокоразвитых стран. Однако
при этом имеют место негативные тенденции. Так, сокращается общее количество выпускников вузов. Начинает складываться диспропорция основных образовательных профилей, наблюдается резкое отставание материально-технической базы образования, на примере разницы между столичными и рядом региональных ВУЗов.
Централизованное государственное обеспечение связи высшего образования с другими сферами деятельности (определение и расчеты необходимого количества кадров, характер их подготовки и специализации, распределения и т.д.) фактически перестает работать. Различные государственные объединения (по крайней мере, пока) также не реализуют эти функции. В результате возникает разрыв между высшим образованием и другими сферами деятельности, имеющий целый ряд негативных последствии (прогрессирующая тенденция к увеличению числа невостребованных кадров высшей квалификации; быстрый рост количества выпускников, начинающих работать не по полученному в высшем образовании профилю; частичная потеря ВУЗами ориентации - кого же им готовить и как; принимающая опасные масштабы эмиграция из страны высококвалифицированных специалистов).
Принципиальной является связь высшего образования с культурой. Именно в системе высшего образования воспроизводится российская интеллигенция. В то же время последовательная реализация на протяжении десятилетий установки на подготовку грамотных исполнителей, в которых прежде нуждалась административно-командная система, вела к углублению разрыва между образованием и культурой. Необходима специальная программа, направленная на восстановление и развитие связей между образованием и культурой (и, прежде всего русской культурой и культурами других народов России), как двумя сторонами одного процесса поддержания жизне- и дееспособности социума. Очевидно, эта проблема не решается ни простыми идеологическими ходами, ни усилиями отдельных энтузиастов.
Важнейшим направлением развития воспроизводства кадрового потенциала является специальная организация работы студента на протяжении всей учебы в ВУЗе в комплексных полидисципли-нарных практико-ориентированных программах, направленных на решение той или иной фактической проблемы. Опыт работы в данной программе должен специально оцениваться и прорабатываться во время семинарских занятий, а сама работа обеспечиваться и организоваться на основе проблемно теоретических курсов.
Культивирование детско-взрослых образовательных общностей - перспектива развивающего обра-
зования. Изолированность образования от других сфер общественной практики проявляется в обособленности друг от друга возрастных «когорт», не связанных и не объединяемых никакими содержательно-практическими задачами. Идея создания института образования как института взросления, обеспечивающего максимально благоприятную среду развития для каждого культурно-антропологического возраста, наталкивается сегодня на систему всяких перегородок, где каждая возрастная группа «заперта» в определенном учебно-воспитательном пространстве и изолирована от других возрастных групп. Разрыв взаимонепонимания между поколениями, неприятие мировоззренческих и ценностных оснований друг друга, является очевидным показателем разрушения существующих механизмов социализации поливозрастных общностей, приводящего к криминализации детско-подросткового образа жизни.
С 2013 года в РФ введено трехуровневое высшее профессиональное образование: первый уровень -бакалавриат, второй уровень - магистратура, третий -аспирантура. Нормативным сроком по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» это два года на базе бакалавриата или специалитета. «Специали-тет» со сроком обучения не менее 5 лет (по дневной форме обучения) сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Докторантура. На наш взгляд, очень острой проблемой встает несоответствие между уровнем подготовки выпускников-специалистов ВУЗов и требованиями, предъявляемыми к выполнению научно-исследовательских работ. Указанное несоответствие наиболее ярко дает о себе знать в слабости математической подготовки выпускников как гуманитарных, так (и теперь это уже не редкость) выпускников технических специальностей.
Экспертные советы ВАК РФ выносят заключения о том, что в технических областях науки большая часть кандидатских и докторских диссертаций своей платформой выбирают исключительно эмпирический материал. Подобная тенденция характерна для соискателей, имеющих слабую математическую подготовку, а также отсутствия у них математической культуры.
Тем не менее, такое положение вещей не смущает научно-техническую сферу, статистика по которая демонстрирует как позитивную картину сектора, в котором ведется подготовка научных кадров высшей квалификации. Этот момент касается практически всех присутствующих здесь показателей: численность организаций, имеющие соответствующие условия для подготовки аспирантов и докто-
рантов; общая численность докторантов и пр.
Подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре
Число организаций, осуществляющих подготовку аспирантов, увеличилось с 1288 (1991 год) до 1629 (2012). В настоящее время рост произошел за счет открытия новых аспирантур в ВУЗах (с 410 до 718). В научно-исследовательских институтах за этот период число аспирантов сократилось с 878 до 811. За рассматриваемый период численность аспирантов ВУЗов увеличилась с 59,3 тыс. человек до 147,7 тыс. человек, то есть в 2,5 раза. Число организаций, осуществляющих подготовку докторантов, увеличилось с 312 (1991 год) до 653 (2013 год). За рассматриваемый период численность докторантов увеличилась с 1834 человека до 4242 человека, то есть в 2,3 раза, при этом в ВУЗах численность возросла в 3,3 раза, а в НИИ снизилась в 2 раза. Численность кандидатов наук с 1995 г. выросла в 2,6 раза и составила порядка 32 тыс. человек [8]. Схожее положение можно наблюдать и с присуждением ученой степени доктора наук. Общее число выданных дипломов возросло в 1,4 раза (с 2760 до 3917) [8].
С чем же может быть связана такая разница в числе соискателей. По нашему мнению, такая ситуация, как правило, складывается в условиях коммерциализации в сфере подготовки научных кадров. Возможность платной основы обучения открывают двери в аспирантуру для людей, не обладающих достаточным потенциалом, способностями, талантами, столь необходимыми для будущих ученых. Есть грустная тенденция среди соискателей стремящихся к продолжению обучения в аспирантуре, для того чтобы можно было продлить отсрочку от прохождения военной службы. Другая, не менее значительная часть соискателей стремится к получению самой степени кандидата наук, как показателя престижа. Выпуск таких «ученых» имеет эффект замедленной бомбы, так как опасность проявляется в том, что после получения кандидатской степени они будут иметь приоритет при поступлении на работу в качестве преподавателей ВУЗов, то есть сами будут напрямую участвовать в процессе подготовки специалистов и научных кадров будущих поколений.
Помимо отмеченных причин, в последнее время зафиксирован стойкий рост числа кандидатов и докторов наук, такая ситуация характерна для тенденции упрощения требований к выносимым на защиту работам соискателей, которая не может быть оправданной попыткой либерализации в сфере подготовки и воспроизводства научных кадров. Число диссертационных советов начало резко увеличиваться после 1992 года. Благодаря тому, что ВАК России провела реструктуризацию, число диссертационных советов медленно пошло на
убыль, однако, в 2011 году их насчитывалось 3377 [8]. Большие вопросы возникают к подготовке ученых в области общественных и гуманитарных наук. Тому свидетельствуют последние скандальные проверки кандидатских и докторских диссертаций на оригинальность текста.
Еще один любопытный факт: помимо того числа людей, которым присваиваются степени важно соотношение между кандидатами и докторами наук. Если в 60-е годы прошлого столетие оно было примерно 1:10, то сегодня это 1:5 [8]. Этим мы хотим подчеркнуть реальное состояние дел в процессе воспитания и воспроизводства научных кадров. На лицо отсутствие результата положительной взаимосвязи между ростом числа «ученых» со степенями и званиями с ростом результативности научной деятельности. Мы позволяем себе прийти к выводу, что наличие, в особенности, это касается кандидатов наук, степени придают их обладателям определенную статусность и не являются показателем заинтересованности процессом познания или получением новых знаний в той или иной области. Такие соискатели изначально не планируют свое будущее в сфере НИР. Наглядный пример: кандидаты экономических наук, работающие в сферах бизнеса, банковском секторе и т.д.
Число докторов физико-математических наук уменьшилось на 16 %, химических наук - на 5 %. В области гуманитарных и социальных наук специализируются 48,9 % аспирантов, тогда как доля исследователей, работающих в этой сфере, составляет всего 5,2 %. Отношение выпуска из аспирантуры и докторантуры с защитой диссертации к общему выпуску составляет 28,3 % для аспирантуры и 33,3 % для докторантуры [8].
Цель по обеспечению притока в науку молодых кадров находится в тесной взаимосвязи с другой целью — воссозданием в стране системы раннего выявления талантливых детей и молодежи; отбором, подготовкой талантливых кадров и вовлечением их в научный процесс, особенно в связи с тем, что в настоящее время наблюдается процесс старения кадров в науке.
Обратимся к небольшой статистике. Возрастной состав исследователей: 31% - относится к группе до 40 лет, каждый второй (51%) старше 50 лет; 23% -пенсионного возраста. Среди аспирантов изъявляют желание работать после аспирантуры научными сотрудниками не более 20%. Планируют работать над докторской диссертацией 18,6% аспирантов, прежде всего юристы, политологи, историки, философы [8]. Возникла реальная опасность утраты преемственности поколений в науке.
Научными исследованиями и разработками занимаются три четверти российских ВУЗов. В то же время согласно статьям 8 и 9 Федерального закона «О высшем после вузовском профессиональном
образовании»: «... Осуществление научной деятельности входит в число основных задач высших учебных заведений и является обязательным...» [6]. Численность исследователей сократилась в 2,5 раза. Средний возраст докторов наук 58,7 года, кандидатов - 49,2 года. Большая часть исследований, выполняемых преподавателями, осуществляется индивидуально (61,1%), в творческих коллективах (37,9%). Доля студентов, имеющих склонность к научной работе, составляет не более 6-8%. Наиболее высок данный показатель среди студентов педагогических, гуманитарных и медицинских факультетов (15%) [8].
Члены корреспонденты и академики. Парадоксальным фактом является и увеличение числа академиков государственных академий наук на фоне отсутствия подобного, предполагаемого и правомерно ожидаемого, увеличения выдающихся результатов в науке. Параллельно с озвученным процессом происходит сокращение численности исследователей, снижения качества и результативности научной и научно-технической деятельности.
Цитируя п.16 Устава РАН, мы видим, что «.действительными членами академии избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения, а членами-корреспондентами академии избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами» [3].
Понижение уровня предъявляемых требований к научной результативности кандидатов в члены государственных академий наук имеет тенденцию к их преобразованию в нечто, подобное, закрытым научным организациям, доступ к которым смогут иметь только высокопоставленные государственные чиновники и крупные деятели бизнеса.
Еще немного статистики. В академическом секторе науки на сегодняшний день занято 143 тыс. человек, в том числе 80,6 тыс. исследователей. Кадровый состав научных учреждений РАН упал со 160,9 тыс. человек до 97,8 тыс. человек, или в 1,6 раза. С 1990 по 2011 год доля работников высшей научной квалификации в научных учреждениях РАН осталось практически на одном уровне (соответственно 71,8% и 72,2%). При этом увеличилось абсолютное и относительное число академиков (с 223 до 344), членов-корреспондентов РАН (с 405 до 480), докторов наук (с 7316 до 10082) и уменьшилось абсолютное число удельного веса кандидатов наук (с 31204 до 24210). Число исследователей РАН с региональными отделениями сейчас составляет 54,6 тыс. человек или около 15% от общей численности исследователей в РФ. Идет процесс старение кадров исследователей. Еще не так давно число пенсионеров в РАН составляло 28%, в настоящее время их 34%. Более 63% докторов наук также находятся в пенсионном возрасте[8].
Выводы
1. Для изменения положения дел в сфере
подготовки и воспроизводства научных кадров требуется изменение Положение о порядке присуждения ученых степеней (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002г. №74) [2], однако, любое изменение имеет два полюса: как положительный, так и отрицательный.
Во-первых, если установить правило для представления к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, при соблюдении которого, таким правом будут обладать только лица, работающие на постоянной основе в научной сфере или в сфере образования, в сложную ситуацию будут поставлены выпускники ВУЗов.
Во-вторых, такую же обратною сторону возымеет условие при котором соискатель ученой степени кандидата наук должен иметь стаж научной или научно-педагогической работы не менее нескольких лет.
В-третьих, можно вести речь и об увеличении обязательного числа публикаций (как статей для кандидатов, так статей и монографий для будущих докторов) и, о проведении серьезной работы в секторе изданий, утвержденных ВАК РФ.
Образовательные стандарты ВУЗов по специальностям гуманитарного и общественного профиля следует соотносить с процессом развития научного приборостроения в соответствующих областях наук. Такие коррективы будут способствовать усилению естественнонаучной и математической подготовительной базы обучающихся, а значит и усиление подготовки научных кадров. Такого рода меры необходимы в связи с потребностью обучающихся на гуманитарных направлениях будущих специалисты в том, чтобы подготовка включала в себя усиленную программу по естественнонаучной и математической линии, что будет отвечать современным тенденциям. Этим тенденциям характерны процессы интеграции и переплетения наук. Они обращаются к возможностям математического моделирования сложных социально-экономических процессов.
Что же необходимо предпринять для привлечения молодежи в науку. Во-первых, необходимо добиться повышения умственной активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу творчества, то есть вторгнуться в сферу, которая всегда считалась неподвластной рациональному внешнему воздействию.
Во-вторых, в рыночной экономике важен не сам по себе инновационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции. Коммерческий критерий играет решающую роль и в оценке значимости труда новаторов. Таким образом, подход современных компаний к стимулированию труда в инновационном процессе определяется двумя
главными моментами - стремлением максимально активизировать творческую личность и направить эту активность на достижение конкретного экономического результата.
2. В настоящее время, к сожалению, имеет место тенденция, которую можно охарактеризовать как снижение уровня подготовки научо-педагогических кадров, что влечет за собой понижение качества профессионального образования. Во многих отраслях знания возникают такого рода проблемы, но сложнее всего дело обстоит в сфере гуманитарных и общественных наук, так как именно в указанных областях знания материальные средства познания, можно сказать, отсутствуют вовсе, а к математическим средствам познания прибегают очень редко. Такая ситуация создает искусственные условия, при которых из работы исключается проведение научного эксперимента, а следовательно, и анализ результатов эксперимента, который в свою очередь демонстрировал бы отклонение системы гипотез от результатов измерений. Подобный исход подменяет научное знание обыденным, так как первое не имеет достаточной обоснованности в данной связи. В связи с отсутствием средств, которые могли оснастить оборудованием, различными необходимыми приборами, а также укрепить математический аппарат научного труда в области гуманитарных и общественных наук, - отсутствие такого спектра инструментов закрывает перспективы и какие-либо возможности в принципе, к углублению и расширению процесса научного познания, который чаще всего имеет более многомерную и сложную структуру, в сравнении с техническими и естественными науками.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N° 568. О Федераль-
ной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.kadryedu.ru/i/post03032012.pdf (дата обращения: 17.11.2013).
2. Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74. Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней. [Официальный сайт] / Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. - URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/ ?id54=4 (дата обращения 29.10.2013)
3. Российская Академия Наук. [Официальный сайт] - URL: http://www.ras.ru/about/rascharter/ members.aspx?print=1 (дата обращения: 01.11.2013).
4. «Российская газета» - федеральный выпуск № 4849 от 13.02.2009. [Официальный сайт] - URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (дата обращения: 01.11.2013).
5. Спанова Б.Ж. Состав и функциональные особенности научно-технических кадров в инновационной сфере. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.rusnauka.com/11_EISN_2010/Economics/ 64500.doc.htm (дата обращения: 15.11.2013).
6. ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125 - ФЗ. [Электронный ресурс] - URL: http:// elementy.ru/library9/fz125.htm (дата обращения:
22.10.2013).
7. [Электронный ресурс] - URL: http: // webotvet.ru/articles/opredelenie-obrazovanie. html (дата обращения: 18.10.2013).
8. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.google.ru/ url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CC8QFjAB& url=http%3A%2F%2Fwww.nii-ecos.ru%2Finformation_ analytical_materials%2Fdoc%2Fprof_education.doc&ei=muaIUtN sobDhBLLtg0AE&usg=AFQjCNFGNMB_Qr3BUTipIt0GR4CHK-Riig&bvm=bv.56 64333 6,d.bGE (дата обращения:
15.11.2013).
Karnaukh I.S. PRODUCTIVE CAPACITY OF RESEARCHERS IN RUSSIA
In this article various aspects ofprocess of reproduction of scientific shots in the Russian Federation are considered. The special attention is paid to statistical data in spheres of receiving the higher education, and also a situation of affairs in postgraduate study and doctoral studies of higher educational institutions of the country. The author of the publication offers the point of view, regarding developed circumstances in the sphere ofpreparation and reprеoниduction of scientific shots, and also some recommendations and possible ways ofpermission of difficult questions.
Keywords: reproduction of scientific shots, levels of preparation of scientific shots, higher educational institutions, bachelor degree, magistracy, postgraduate study, doctoral studies, young specialists.