И.Б. ИГНАТОВА, профессор, ректор
И.А. ГРИЧАНИКОВА, доцент, проректор по научной работе и международной деятельности
Социокультурная инноватика в вузе искусств и культуры
В статье раскрываются возможности применения методологии социокультурной инноватики в научно-инновационных исследованиях в сфере культуры, анализируются результаты их внедрения в практику управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузах творческого профиля на примере Г БОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры ».
Ключевые слова: социокультурная инноватика, социально-культурные инновации, научно-инновационные исследования, сфера культуры и искусств, вуз творческого профиля, управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью.
К началу XXI века научные знания об инновационных процессах вышли на качественно новый уровень и оформились в общую теорию инноватики. На сегодняшний день проблематика инновационного развития экономики, общества, государства широко представлена в научных публикациях, фундаментальных и прикладных исследованиях различных наук (экономики, социологии, педагогики, культурологии, философии и др.). При этом, как справедливо замечает Т.Ф. Берестова, «в среде управленцев социальной сферы (в частности, в управленческих органах в образовании, области культуры и искусства) преобладают подходы, разработанные в сфере экономики и материального производства. Это приводит к тому, что инновационная деятельность всех высших учебных заведений оценивается экономическими показателями. И участники инновационного процесса в системе подготовки кадров для социально-культурных учреждений не могут игнорировать эти обстоятельства» [1, с. 70]. Аналогичная практика присутствует и при оценке инновационной деятельности учреждений культуры и искусств.
С этой позицией нельзя не согласиться, особенно в оценке уникальнос-
ти инновационной деятельности в сфере культуры и искусств и подготовки для неё специалистов высшей квалификации. По результатам исследований М.Г. Вохрышевой, А.С. Запесоцкого, А.С. Кандыкова, Е.Л. Кудриной, Н.А. Пар-шикова, П.А. Подболотова, В.Я. Руша-нина, Р.Р. Юсупова и др., на сегодняшний день инновации проникают не только в производственные технологии, но и в такие процессы, где ценностные и смысловые контексты являются приоритетными. Инноватика сегодня активно воздействует на сферу производства духовных и материальных культурных ценностей, инициирует использование специфических приёмов и технологий, позволяющих внедрять в общественное сознание новые смыслы, проводить переоценку ценностей в системе традиционного мировосприятия, делать новые культурные акценты. Это и является принципиальным отличием между инновационными процессами в экономике, производственно-технологической сфере и инновационными процессами в сфере культуры и искусств, благодаря которым формируются прогрессивные направления социально-культурного развития общества.
В связи с этим Е.А. Малянов говорит о становлении особой ветви науч-
но-инновационных исследований - социокультурной инноватики - и определяет её как «научную теорию, изучающую природу, закономерности возникновения и развития инноваций в социально-культурной сфере, их субъектов, условий возникновения и реализации» [2, с. 195]. Введение и обоснование понятия «социально-культурная инновация» является важным условием устранения понятийно-терминологической путаницы, необоснованного приравнивания инноваций в сфере культуры и искусств к инновациям в наукоёмких производствах, экономике и менеджменте. С одной стороны, социально-культурные инновации сохраняют все основные свойства (критерии) инноваций в целом, такие как:
■ научно-техническая и научнотворческая новизна, т.е. научно обоснованные решения, применяемые впервые;
■ практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, образовании или других областях деятельности;
■ коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, и способно удовлетворить определённые запросы потребителей [3, с. 43].
С другой стороны, по отношению к социально-культурной инновации коммерческая реализуемость выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы особые усилия. Такая инновация имеет существенную особенность: ее эффективность и «инновационность» измеряются не экономически, а антропологически, т.е. она позволяет инициировать культуроформирующий процесс, создавать новые качества социальных отношений, формировать новые идеи и смыслы.
Изучение закономерностей развития социально-культурных инноваций необходимо для того, чтобы понять принципы формирования культурных смыслов, а также сформулировать методологические основы воспитания личности, способной стать субъектом социокультурного процесса. Подобный анализ даёт возможность выявить закономерности трансформации социокультурного пространства, являющегося питательной средой для развития инноваций. Предметом социокультурных инноваций выступают система духовных ценностей, культурных смыслов, моделей культурной самоидентификации и самореализации людей. Результатом этого типа инноваций являются качественные социально значимые преобразования в духовной жизни общества, что приводит к системным изменениям его структуры и параметров функционирования.
Одним из исходных постулатов социокультурной инноватики является трактовка инновационной деятельно-
сти как широкой социально-культурной практики, которая не сводится к экономико-хозяйственной и производственно-технологической деятельности. Такой подход позволяет преодолевать чрезмерную сосредоточенность на отдельных хозяйственных и технологических новациях и создавать комплексную стратегию инновационного развития общества.
Сегодня базовые идеи социокультурной инноватики глубоко интегрированы в систему подготовки специалистов высшей квалификации для сферы культуры и искусств. Она традиционно ориентирована на сложившуюся в течение многих лет систему учреждений культуры и осуществляется через сеть специализированных высших учебных заведений творческого профиля (театральные институты и училища, музыкально-педагогические институты и консерватории, художественные институты и академии живописи), среди которых наиболее «универсальными» являются вузы культуры и искусств.
Современный вуз культуры и искусств - это многофункциональное учебное заведение, которое не только предоставляет образовательные услуги, но и ведёт научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Это обусловлено теми требованиями к профессиональным компетенциям, которые предъявляются к специалисту, работающему в сфере культуры и искусств. Приобретение выпускником высокого профессионального уровня за время обучения в вузе возможно только при условии построения образовательного процесса на основе интеграции с научно-исследовательскими и производственными процессами. Сочетание учебной и исследовательской деятельности позволяет, с одной стороны, поддерживать актуальность теоретических профессиональных
знаний, а с другой - формировать навык их постоянного самостоятельного совершенствования и потребность в саморефлексии. Подключение к образовательному процессу производственной деятельности, выходящей за рамки предусмотренной в учебном плане практики,- это для будущего специалиста возможность не только приобрести минимальные профессиональные навыки, но и конкретизировать поле своей профессиональной деятельности, обрести свой профессиональный «почерк», а также обнаружить и развить деловые качества. Для реализации этой модели профессионального образования в сфере культуры и искусств вузу необходимо переходить на инновационно-ориентированный путь развития [4, с. 27].
Исходя из этого многие российские вузы культуры и искусств инициируют и активизируют инновационные процессы в своей образовательной и научной среде. Подобная работа ведётся и в Белгородском государственном институте искусств и культуры (БГИИК). Образовательные услуги, предоставляемые вузом, охватывают следующие уровни: дополнительное образование детей и подростков, среднее профессиональное образование, двухуровневое высшее образование (бакалавриат и магистратура), послевузовское образование (аспирантура), повышение квалификации и переподготовка кадров, что составляет цепочку непрерывного образования с преемственностью учебных планов и программ и обеспечивает его системность и целостность. Соответствие качества подготовки специалистов современным рыночным требованиям обеспечивается развитием научно-творческой и инновационной составляющих деятельности БГИИК. Вуз ведет фундаментальные
и прикладные исследования по актуальным проблемам сферы культуры и искусств. К приоритетным относятся темы, направленные на совершенствование механизмов реализации государственной и региональной политики в сфере культуры, которые разрабатываются в рамках философских, филологических, педагогических, социологических наук, искусствоведения и культурологии. Среди них выделим следующие:
• формы воздействия культуры на все сферы общественной жизни, включая экономику;
• особенности государственной и региональной политики в сфере культуры в условиях глобализации;
• социокультурные условия развития личности;
• реализация проектов по сохранению и изучению историко-культурного наследия народов России;
• вопросы социокультурного проектирования культурных индустрий, совершенствования маркетинговых стратегий продвижения услуг в сфере культуры;
• социологические исследования в сфере культуры и искусств.
Научно-исследовательские и творческие изыскания, ориентированные на развитие услуг в сфере культуры и искусств, реализуются малыми инновационными студенческими предприятиями, функционирующими в рамках открытого при поддержке Правительства и губернатора Белгородской области бизнес-инкубатора БГИИК. В основе деятельности большинства предприятий лежит принцип культуроцентричности, согласно которому все виды инноваций в различных сферах, в том числе в культуре и искусстве, являются результатом развития и трансформации накопленных знаний и традиций.
Таким образом, в институте реали-
зуются основные принципы социокультурной инноватики. Они легли в основу концепции развития БГИИК на 2011-2016 гг., в соответствии с которой основными целями развития вуза являются: обеспечение высококвалифицированными кадрами учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов региона в сфере культуры и искусств; осуществление научной, инновационной и кадровой поддержки региональных программ развития, то есть выполнение институтом функций ведущего образовательного, научноинновационного и творческого ядра культурно-образовательной кластерной модели Белгородской области.
Ядром концепции является развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности. Её планирование и реализация ведутся с учётом современных задач, стоящих перед вузами творческого профиля, и основных постулатов социокультурной инноватики. С целью совершенствования инновационной деятельности была произведена структурная реорганизация управления научно-исследовательской
деятельностью, что позволило привести её в соответствие с инновационными целями и задачами развития вуза. В результате она включила в себя следующие элементы (рис.).
С момента вступления в силу данной организационной схемы процесс управления научно-исследовательской деятельностью стал приобретать более выраженный системный характер. Каждый из элементов структуры направлен на организацию и контроль ключевых аспектов научно-исследовательской деятельности, представляющих начальные этапы инновационного процесса: рождение инновационных идей, проведение прикладных исследований, создание научных разработок, инновационных моделей и технологий, оформление прав на интеллектуальную собственность.
Ключевую роль в стимулировании процесса рождения инновационных идей играет отдел организации и сопровождения НИР, который осуществляет научно-методическое и консультативное сопровождение научно-исследовательских работ (НИР), а также оказывает помощь в вопросах оформ-
ления документов для участия в конкурсах. Его основная задача - организация работы по привлечению различных структурных подразделений института, преподавателей и сотрудников к участию в научно-исследовательских программах, в разработке проектов с получением грантовой поддержки, что должно способствовать совершенствованию научно-исследовательской и инновационной деятельности института на конкурсной основе.
Кроме того, на сотрудниках отдела лежит обязанность по координации работы подразделений института по выполнению целевых научных и ведомственных программ Минобрнауки РФ и других министерств, грантов различных научных фондов и др. Они отвечают за госрегистрацию НИР в соответствующих базах данных, обеспечивают организационное и научнометодическое сопровождение внутри-вузовских конкурсов грантов для преподавателей, аспирантов и студентов, а также адресно информируют научно-педагогических работников, аспирантов и студентов БГИИК о проводимых конкурсах грантов и программ.
Проректор по научной работе и международной деятельности
Научно-
исследовательское
управление
Отдел интеллектуальной собственности и мониторинга
------------------У
Рис. Структура управления научно-исследовательской деятельностью
Не менее важна для управления инновационными процессами деятельность отдела интеллектуальной собственности и мониторинга, который занимается вопросами создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. К таковым относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау (секреты производства), а также произведения науки, литературы и искусства. Основные задачи отдела: информационно-аналитическое обеспечение работ по созданию интеллектуальной собственности, правовая охрана и коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности, создаваемых при осуществлении учебной, научной и производственной деятельности в институте, защита его имущественных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности, а также защита имущественных и личных неимущественных прав их авторов.
Для решения этих задач отдел совместно с другими научными подразделениями осуществляет научно-методическое руководство патентной деятельностью по научно-исследовательским разработкам института, проводит анализ результатов учебно-методических и научных работ и выявляет созданные коммерчески значимые объекты интеллектуальной собственности. Сотрудники отдела осуществляют организационно-методическое обеспечение коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности, а также организуют и проводят маркетинговые исследования, касающиеся путей и перспектив коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности института.
Функции других отделов также тесно связаны с управлением инновационными процессами. Так, отдел НИРС в своей работе нацелен на вовлечение наиболее перспективных студентов в научно-исследовательскую деятельность вуза, стимулирование их инновационной активности. Отделаспиранту-ры и магистратуры ведет аналогичную работу с магистрантами и аспирантами. И хотя они по определению уже включены в научно-исследовательскую деятельность, необходимо более полно реализовывать их инновационный потенциал и выявлять коммерческую составляющую научных разработок. Издательство обеспечивает публикацию результатов научных исследований и распространение монографий, сборников научных трудов и другой печатной продукции по библиотекам и вузам Белгородской области и России.
В целом научно-исследовательское управление выполняет направляющую и координирующую функцию в вузе. Совместно с руководством им разрабатывается стратегия развития научно-исследовательской и инновационной деятельности БГИИК, в которой обозначены цели и направления, выявлены основные риски, определены необходимые ресурсы и сроки реализации целей.
Научно-исследовательское управление находится в постоянном тесном взаимодействии с ключевыми звеньями структуры вуза, непосредственно осуществляющими научно-исследовательскую деятельность (кафедрами, научно-исследовательскими центрами и лабораториями). Характер этого взаимодействия, его результативность в направлении развития инновационных процессов в БГИИК свидетельствуют о том, что построение управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузе творчес-
кого профиля на основе принципов социокультурной инноватики даёт положительный результат. По данным мониторинга, научная активность профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов за полгода возросла в 1,5 раза.
Таким образом, преобразование системы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в соответствии с основными положениями социокультурной инноватики позволило выявить новые, ранее мало использовавшиеся ресурсы развития инновационного потенциала профессорско-преподавательского состава вуза. Благодаря таким возможностям социокультурная инноватика всё более активно применяется в современных исследованиях социокультурных практик и в управлении научно-инновационной деятельностью в творческом вузе.
Литература
1. Берестова Т.Ф. Инновация и инновацион-
ная деятельность: пределы понятий // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. №3(15). С. 70.
2. Культурная динамика России в XXI веке:
ресурсы, преемственность, перспективы / Р.Г. Абдулатипов, А.Е. Бусыгин., И.Д. Кобзон и др. М.: Издательский дом МГУКИ, 2011. 320 с.
3. Оценка эффективности инноваций / И.П.
Завлин, А.В. Васильева. СПб.: Бизнес-пресса, 1998. 216 с.
4. Гричаникова И.А. Формирование иннова-
ционной инфраструктуры института, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг на базе системы интеграции образования, науки и производства // Модельный Дом культуры -инновационный ресурс социально-экономического развития территории: Сб. Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-19 сент. 2011 г.). Белгород: Политерра, 2011. С. 24-31.
IGNATOVA I, GRICHANIKOVA I. SOCIAL AND CULTURAL INNOVATION AT THE INSTITUTE OF ART AND CULTURE
The article shows the possibilities of using the socio-cultural innovation methodology in scientific innovational investigations in the cultural sphere. The results of its’ introduction to the practice of scientific-innovational and innovational activities management at higher educational institution of culture and art by the example of Belgorod State Institute of art and culture are analyzed.
Key words: social and cultural innovation, scientific-innovational investigations, sphere of culture and art, higher educational institution of culture and art, scientific-innovational and innovational activities management.