управлению кадровыми ресурсами, а также для поддержания учебного процесса в вузе и производственной деятельности предприятий.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы от 7 февраля 2011 г.
2. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
3. Васильева Е.В. Сохранение баланса в информационном пространстве вуза на основе меодли движения интеллектуальных ресурсов: Монография / ГУУ. - М., 2009. - 136 с.
4. Совершенствование инфраструктуры воспроизводства кадрового потенциала вуза как стратегическое направление устойчивого развития его социальной и образовательной сферы / Афанасьев В.Я., Васильева Е.В. // Вестник ГУУ. 2011. № 20.
5. Методика определения параметров воспроизводства при управлении профессионально-квалификационной и возрастной структурами кадрового потенциала ВУЗа / Васильева Е.В. // Вестник ГУУ. 2012. № 20.
6. Управляемая ротация научно-педагогических кадров, проблемы, риски / Васильева Е.В., Линник В.Ю. // Вестник ГУУ. 2012. № 20.
7. Система компьютерного моделирования различных вариантов управления изменениями кадрового состава вуза / Афанасьев В.Я., Балашов В.В., Васильева Е.В., Линник В.Ю. // Вестник ГУУ. 2012. № 20.
А.А. Кузьмина
«EBOLOGNJА» КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«EBOLOGNJA» AS A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S INTERNATIONAL COOPERATION IN HIGHER EDUCATION
Аннотация: формирующееся в рамках Болонского процесса европейское образовательное пространство - это новая система управления обучением, но также и область для сотрудничества и обмена информацией на основе реализации стратегии "вВо1о^а" («Электронная Болонья»). Вузы должны не только сотрудничать между собой, но и осуществлять поддержку виртуальной мобильности студентов и преподавателей, содействовать сотрудничеству без границ между всеми заинтересованными в развитии сферы высшего профессионального образования сторонами.
Ключевые слова: интеграция, конкурентоспособность, образовательное пространство, образовательное учреждение, Болонский процесс, «Электронная Болонья».
Abstract: emerging under the Bologna Process European educational space - a new course management system, but also scope for cooperation and information exchange on the basis of the strategy eBolognja. Higher education should not only cooperate but also to undersupport virtual mobility of students and teachers, promote collaboration without borders between all stakeholders in the development of higher education stakeholders.
© А.А. Кузьмина, 2012
Keywords: integration, competitiveness, educational space, educational institution, the Bologna Process, «eBologn/а».
Рост международной открытости национальных культур своеобразно преломляется в системе образования. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, что находит свое отражение в содержании национальных систем высшего образования, которое стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой. Несмотря на то, что знание, как правило, является международным общественным благом, для которого не существует национальных границ, в современных условиях конкурентные преимущества стран в экономической области все больше связываются с конкуренцией в сфере науки и техники и, как следствие, конкуренцией в области подготовки квалифицированных кадров.
Интернационализация высшего образования представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс. Интернационализация высшего образования приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционных мер. По своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Но, интеграция мировой системы высшего образования - это процесс объединения, а не само объединение [1, с. 50]. Глобализация, которая представляет собой объективную реальность, требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике. Идет универсализация содержания образования, осуществляемая на основе существующих мировых универсальных коммуникационных систем в виде Интернет. Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков является, безусловно, благоприятной тенденцией.
Конечно, все учреждения и организации высшего образования административно автономны. Занимая свое специфическое место на рынке образовательных услуг, они взаимодействуют в форме сотрудничества или соперничества, вырабатывая основные ориентиры этого рынка. Пока международный аспект не является главным, не доминирует в деятельности образовательных организаций, но он присутствует как ориентир, некий стандарт для решения региональных и национальных задач, решаемых высшим образованием. Интеграция высшего образования в мировую систему - это объективный процесс, который не должен развиваться стихийно. Мировая общественность может и должна видеть и анализировать его положительные и отрицательные стороны, принимать важные управленческие решения по его координации и коррекции. Определяющую роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играют международное сотрудничество и такие международные организации, как ЮНЕСКО.
Интеграция в международное образовательное пространство в странах ЕС выражается в следующих формах:
- на протяжении нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления;
- подготовлены и приняты семь конвенций по взаимному признанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней,
создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС;
- широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавателями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых наднациональных программ ЕС (СОМЕТТ, ЕКЛБМШ, LINGUA, SOCRATES и др.).
Развитие интернационализации высшего образования создает предпосылки для более тесного международного сотрудничества университетов на институциональной основе. Университеты разных стран начинают объединять свои усилия в разработке и реализации образовательных программ разного типа и уровня. Подобная деятельность университетов обычно определяется как деятельность по разработке и реализации совместных учебных программ, когда стороны принимают на себя общие обязательства по поводу целей программы, ее учебного плана и организации, присваиваемых степенях. Речь идет о развитии во всем мире в последние годы совместных программ различного типа, и, прежде всего программ совместных или двойных дипломов, которые представляют наиболее тесную форму взаимодействия университетов в самом научно-образовательном процессе. Последние создают новые возможности синергии образовательных культур, роста качества образовательных программ, их привлекательности и конкурентоспособности, а на их основе - нового этапа развития сотрудничества университетов на институциональном уровне, когда международный элемент академической мобильности студентов и преподавателей становится встроенным, внутренним элементом самой программы.
В последние десятилетия активизировала международное сотрудничество в сфере высшего образования и Российская Федерация. Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными, зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО, ТЕМПУС/ТАСИС, ДААД, Всемирным банком, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Британским Советом и др. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечено, что государство призвано обеспечить «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [2, с. 10]. При этом важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств. Общие тенденции создания и развития совместных образовательных программ пробивают дорогу и в высшем образовании России, хотя в достаточно скромных масштабах и специфических формах. Современные совместные программы российских вузов с зарубежными партнерами не являются до сих пор элементом долгосрочной государственной образовательной политики. Они создаются по инициативе отдельных университетов в результате установления ими прямых контактов с зарубежными партнерами.
Программы совместных и двойных дипломов в России, как формы наиболее тесного институционального сотрудничества университетов и перспективного средства интеграции в международное образовательное пространство, имеют значительную специфику. Она связана с их природой, особенностями появления и функционирования. Многие из таких программ вышли из программ технической помощи (например, ТЕМПУС), являются продолжением сотрудничества в рамках университетских партнерств по модернизации в российских университетах учебных планов и технологий обучения и оценки знаний студента, или перешли из
франчайзинга. В настоящее время успешно функционируют российско-английские совместные программы, сопровождающиеся присвоением совместных или двух дипломов. В их числе - программы Баумановского института на уровне Ph.D; магистерские программы Томского Политехнического Университета в области нефтяного машиностроения с Университетом Херриот-Ватт (Heriot-Watt University); Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН) с Манчестерским университетом по социологии, политическим наукам, менеджменту в образовании, праву; Академии Народного Хозяйства с Кингстонским Университетом по МБА; бакалаврская программа по экономике Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ с Лондонской школой экономики и политических наук. Набирают популярность и престиж российско-французские совместные программы, и в частности, программы, созданные Российским университетом дружбы народов с Университетом Ниццы София Антиполис («экономика и управление»), магистерские программы «Управление международными проектами» и «Международная торговля» с Национальным университетом наук, технологий и менеджмента (CNAM, Париж) и десятки других.
Главной их задачей было достижение международного уровня образования во взаимодействии с известными в Европе и Америке университетами (и в частности, сопоставимости собственной программы, ее учебного плана, учебных курсов, технологий обучения и оценки знаний). В этом смысле создание программ совместных/двойных дипломов в таких областях знаний, как социально-экономические науки, бизнес-образование и т.д. служит критерием их международной конкурентоспособности и признания. Сами эти программы являются необходимым шагом на пути к развитым формам совместных/двойных дипломов. В связи с этим представляется, что оценка эффективности подобных программ должна вестись, исходя из достижения общей задачи, поставленной ее участниками, а не только из соответствия общепринятым в Европе ключевым характеристикам таких программ.
Одной из важнейших характеристик европейских программ совместных или двойных дипломов является наличие процедуры автоматического признания периодов обучения и результатов экзаменов. В практике российские вузы прагматично решают эти вопросы, но процедура очень сложна, требует больших потерь времени и сил, прежде всего от студента. Приведение ее в соответствие с европейскими стандартами, наряду с использованием образовательных кредитов, способно радикально изменить ситуацию, не требуя больших затрат. Для европейских и американских университетов один из главных приоритетов в создании программ с российским вузом заключается в выходе на новые рынки образования, в расширении привлечения новых сильных студентов, усилении позиций и узнаваемости их дипломов на рынке труда в России, создании более благоприятных условий для преподавателей и исследователей в освоении эмпирического российского материала и, в конечном счете, укреплении международной конкурентоспособности университета. Для российских вузов, одним из первых приоритетов создания совместных с зарубежными университетами программ (прежде всего в форме двойных дипломов) является возможность осуществления международного признания своих дипломов, укрепления своего академического потенциала благодаря взаимодействию с зарубежными университетами, повышения качества и конкурентоспособности своей программы, создание новых больших возможностей развития своего академического персонала и обучения студентов, укрепления позиций на мировых рынках образования.
Многочисленный опыт показывает эффективность формирования в рамках вуза точек роста, роль которых исполняют совместные программы двойных дипломов, вовлекающие в непосредственное международное сотрудничество широкий круг студентов, преподавателей и администраторов. Студенты получают дополнительные возможности в овладении своей будущей профессией, получении богатого социально-
культурного опыта, большие гарантии будущей профессиональной востребованности в Европе и мире. Для российской высшей школы это один из каналов вхождения в сети ведущих мировых университетов и регулярного сотрудничества с ними, обеспечивающего реальную интеграцию российских вузов в международное пространство высшего образования. В то же время с точки зрения управления процесс интеграции российской системы высшего профессионального образования (ВПО) в общеевропейскую по сути своей слабо формализован, и только системные механизмы координации и взаимодействия вузов-участников Болонского процесса позволяют наиболее эффективно использовать потенциал российского образования для получения преимуществ как для сферы образования, так и для государства и каждого гражданина.
Рис. Модель сетевого взаимодействия вузов (источник [3, с. 5])
Поэтому, для обеспечения эффективного взаимодействия российских вузов по основным направлениям Болонского процесса, необходимы унификация методов и правил участия в информационном обмене, оказание консультационной помощи, проведение мониторинга с целью анализа ситуации, выявление проблем и лучшей практики, подготовка аналитического материала для представления международным партнерам России, а также для принятия решений в интересах развития российской системы высшего образования. Информационные ресурсы по отдельным направлениям деятельности в рамках Болонского процесса формируются в головном вузе. Стратегия «еВо1о§п]а» («Электронная Болонья») позволяет осуществлять поддержку виртуальной мобильности студентов и преподавателей, содействовать сотрудничеству без границ
между всеми заинтересованными в развитии сферы высшего профессионального образования сторонами (см. рисунок).
Далее рассмотрим модель сетевого взаимодействия более подробно. Сетевое взаимодействие вузов в рамках реализации Болонского процесса используется при координации деятельности вузов в пределах своих федеральных округов; осуществляется консультационная поддержка всех участников сетевого взаимодействия по направлениям деятельности в рамках Болонского процесса. В зависимости от своего назначения информация в рамках системы сетевого взаимодействия может быть предоставлена в открытый и авторизованный доступ.
Реформа образования и Болонская декларация должны рассматриваться в самом широком и динамичном контексте. Тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. Таким образом, расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, США, а с недавнего времени - Австралия и Китай. Подготовка специалистов для зарубежных стран становится одной из наиболее выгодных статей экспорта, а подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны. Конкуренция на международном рынке образовательных услуг подталкивает вузы к созданию новых образовательных программ, осуществляемых на большем количестве языков, снижению стоимости обучения и т.п. Стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонентов», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и, в конечном итоге, превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы.
Основной целью Болонского процесса является расширение доступа к европейскому образованию, увеличение мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечение трудоустройства выпускников вузов за счет того, что академические ступени и другие квалификации должны быть сопоставимы и ориентированы на европейский рынок труда. Сетевое взаимодействие вузов в рамках реализации Болонского процесса представляет собой формирование логического объединения информационных ресурсов вузов-участников, предполагающее предоставление части ресурсов в общий доступ для совместного использования по определенным правилам через публичные сети. Таким образом, система сетевого взаимодействия вузов России и стран Европы является серьезным вкладом в развитие отношений в рамках международного образовательного процесса.
Литература
1. Лиферов А.П. Интеграционные процессы в мировом образовании: основные тенденции // Международный журнал по проблемам образования. - 1999.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - М., 2003.
3. Федеральный образовательный портал: http://www.ecsocman.edu.ru\ «Organizing network interaction among institutions of higher education - participants of
Bologna Process as basis for integration of Russian higher and professional education into the European one: practice, goals, functions, structure, perspectives».
Б.Д. Паштаев
ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕННОСТЬ
INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY: NATURE, CONTENT, DIRECTION
Аннотация: на основе анализа тенденций развития системы высшего профессионального образования раскрываются сущность, содержание и направленность инновационно-коммерческой деятельности преподавателя вуза.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя современного вуза, инновационно-коммерческая деятельность, критерии инновационно-коммерческой разработки.
Abstract: the nature, content and direction of the innovation and commercialactivity of the university teacher is revealed on the basisof the analysis of trends in higher education system development.
Keywords: professional competence of teachers of the modern university, innovation and commercial activity, the criteria of innovation and commercial development.
В отечественной системе высшего профессионального образования в настоящее время происходят процессы, которые можно назвать одним общим словом «модернизация», но, как нам представляется, на фоне происходящих процессов самым важным является процесс диверсификации модели вуза. В нашем исследовании, под диверсифицированной моделью вуза мы будем понимать современную вузовскую систему, которая характеризуется полифункциональностью (вуз выполняет социальную, культурно-воспитательную, обучающую, профессиональную, научно-исследовательскую, инновационно-коммерческую, сервисную и другие функции) и динамичностью (вуз постоянно развивается под влиянием изменений, происходящих под воздействием конъюнктуры рынка, конкуренции, изменения экономических отношений).
Целенаправленный анализ научной литературы позволил выявить три стратегии формирования новых типов университетов: путем модернизации существующих вузов; путем слияния существующих вузов; путем создания новых вузов [1, с. 5-45]. Безусловным преимуществом в происходящем процессе формирования новых типов университетов пользуются первые два пути, так как они связаны с наименьшими ресурсными издержками. Практически все модели современных университетов (национальных исследовательских, федеральных, исследовательских, инновационных, предпринимательских, корпоративных, региональных и др.) в своих целях и миссии содержат направленность на инновации, ориентированность на рынок образовательных и исследовательских услуг, коммерциализацию результатов своей деятельности и, следовательно, предъявляющих иные требования к профессиональной компетентности преподавателей, в них работающих.
Таким образом, мы выходим на компетентностную модель преподавателя современного вуза, которая должна быть дополнена инновационно-коммерческим компонентом в структуре его профессиональной компетентности. В нашем понимании
© Б.Д. Паштаев, 2012