2009
Известия ТИНРО
Том 156
УДК 338.45:001.76(571.56/6)
В.Н. Акулин, Б.И. Покровский*
Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр, 690091, г. Владивосток, пер. Шевченко, 4
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Дан ситуационный анализ и основные элементы текущих условий работы рыбохозяйственного комплекса российского Дальнего Востока. Рассматривается влияние глобализации рыбохозяйственных рынков на конкурентный потенциал российских рыбохозяйственных предприятий через введение международного Кодекса ответственного неистощимого рыболовства. В связи с возникновением кризиса топливных цен рассматривается новая стратегия развития рыбохозяйственного комплекса, связанная с созданием новых типов производственных организационно-экономических структур, способных выдерживать ожесточающуюся международную конкуренцию и воздействие системных негативных факторов.
Ключевые слова: конкурентный потенциал рыбохозяйственных предприятий, стратегия развития, Кодекс ответственного рыболовства, преодоление кризиса, "догоняющее" развитие, цепочка добавленной стоимости.
Akulin V.N., Pokrovsky B.I. Innovation strategy to overcome current crisis of the Far East fishery // Izv. TINRO. — 2009. — Vol. 156. — P. 370-374.
Situation analysis and the main elements of current terms of the Russian fishery in Far East are proposed. Its competitive capacity dependence on globalizing the world market of fish products after enactment of the Code of responsible inexhaustible fishery is analyzed. New strategy of the Russian Far East fishery development is considered as response to the fuel prices crisis. It consists of creating new types of economical relations and management structures in the fishery business able to stand the rough international competition and system negative factors.
Key words: globalization of fish products market, strategy of fishery development, Far East of Russia, situation analysis, Russian fishery, international competition, crisis of fuel prices.
Негативные последствия развивающегося кризиса топливных цен затрагивают все мировое рыболовство, но для России это особенно ощутимо из-за воздействия ряда негативных ключевых факторов.
1. Высокая энергозатратность добывающего и перерабатывающего флота — подавляющее большинство судов спроектированы и построены 20-30 лет назад, в период, когда стоимость топлива не была лимитирующей составляющей эксплуатационных затрат.
* Акулин Валерий Николаевич, кандидат биологических наук, заместитель генерального директора, e-mail: [email protected]; Покровский Борис Иванович, кандидат технических наук, профессор, заведующий лабораторией, e-mail: [email protected].
2. Катастрофически высокий "возраст" основных фондов (флот и береговые фонды были созданы в советский период); проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы (рыбная промышленность является отраслью с высокоинтенсивным использованием труда и привлечением больших объемов рабочей силы для береговых и морских предприятий).
3. Доминирующее положение морского рыболовства по отношению к прибрежному, большая удаленность районов промысла от пунктов базирования и ремонта флота и портов доставки продукции.
4. Рыбохозяйственная отрасль представлена сотнями мелких предприятий, отсутствуют крупные конкурентоспособные российские компании, имеющие экономический потенциал для формирования и реализации стратегий преодоления кризисных явлений в условиях долгосрочных ценовых войн с крупными конкурентами и корпорациями-покупателями, диверсификации производств, освоения новых технологий, новых технических средств.
5. Экспортная ориентация в условиях отсутствия потенциала конкуренции скорее переходит в зависимость от цен и условий работы на внешних рынках; в продукции, особенно экспортной, преобладает продукция с низкой добавленной стоимостью — это в основном сырец, подвергнутый достаточно простой обработке (разделка, обезглавливание); переход основных потоков экспорта рыбы и потоков, ориентированных на внешний рынок, под контроль крупных международных корпораций, так как по сути глобализация всех видов продовольственных производств фактически связана с открытием национальных границ этого экспорта, а также перспективных внутренних рынков — для доступа интернациональных "крупных игроков".
6. Фактическое отсутствие механизмов защиты мелкого и среднего бизнеса, недостаточная эффективность антикоррупционных барьеров.
Важными дополнительными факторами текущих условий работы рыбной промышленности Дальнего Востока являются:
глобализация производства и сбыта на внешних и внутреннем рынках;
принятие большинством стран Кодекса неистощимого ответственного рыболовства.
Безусловно, основным экономическим механизмом, воздействующим на ситуацию, является глобализация рыбохозяйственного производства и сбыта.
В результате устранения торговых барьеров вся цепочка образования добавленной стоимости переходит под контроль официальных и неофициальных глобальных корпораций и усиливает противоречия между первичным звеном — добычей — и последующими звеньями — переработкой и сбытом. Результат разрешения этого «конфликта» в теории менеджмента определяется тем, к какому типу структур относится первичное звено — добыча и первичная переработка. Оно, например, может быть представлено самостоятельным малым предприятием или составной частью крупной конкурентоспособной вертикально интегрированной структуры (Акулин и др., 2006).
Вторым объективным фактором является введение Кодекса ответственного неистощимого рыболовства (КОНР), который наряду с задачами рациональной эксплуатации рыбохозяйственных ресурсов, основной своей целью, по мнению экспертов FAO (ФАО ..., 2000), ставит полное и всеобщее регулирование международной торговли рыбой, независимо от добровольной основы его применения.
Цена вопроса чрезвычайно высока: спрос на рыбу и рыбную продукцию растет опережающими темпами, приблизительно на 50 % опережающими темп спроса на потребление мяса, поэтому "глобальные игроки" стремятся к оказанию давления на внутренние рынки сырьевых стран и переключению потоков на валютоемкие рынки. Объем общих потоков мирового экспорта рыбы и рыбных продуктов составляет более 55 млрд амер. дол./год, при этом оценка чистой нераспределенной прибыли — около 16 млрд амер. дол./ год, что делает этот вид
371
деятельности очень важным источником валюты и получения дополнительной прибыли за счет разницы курсов валют. Вышеупомянутый объем нераспределенной прибыли превышает аналогичные цифры для таких товаров, как кофе, бананы, чай и мясо, вместе взятых (ФАО ..., 2000). Ужесточение доступа на валюто-емкие рынки (могут быть "зарегулированы" до 90 % стоимостных объемов мировых рынков) не дает держателям сырьевых ресурсов какого-либо экономического развития. Причем старение основных фондов и ухудшение кадрового потенциала стран-сырьевиков с каждым годом требует все больших объемов капиталовложений для модернизации и развития производства (за последние 10 лет стоимости этих затрат возросли на 50 %). При этом какие-либо реформы финансовых потоков и упрощения доступа на валютоемкие рынки для малых и средних добывающих предприятий представляются маловероятными в рамках существующих типов экономических отношений (Структура ..., 2003).
Вместе с тем опыт преодоления кризисов последних 20 лет показывает, что вместе с отрицательными эффектами они имеют и свою положительную сторону — предоставляют "бизнес-шанс", порождают новые решения, отсутствовавшие в экономике ранее.
Ответом на возникновение кризиса топливных цен должна стать новая стратегия рыбохозяйственного комплекса, связанная с созданием новых типов производственных организационно-экономических структур, способных выдерживать ужесточающуюся конкуренцию и воздействие негативных факторов — инфляцию, различие валютных курсов, кризисные явления в странах-участниках рынка рыбохозяйственной продукции.
В сценариях вариантов развития необходимо учитывать, что организационно-экономические изменения должны происходить в условиях глобализации всех рынков и быстрого роста рыбной и перерабатывающей промышленности ряда стран-конкурентов (Таиланд, Китай, Вьетнам, Чили и др.), которые уже готовы переходить на новый экономико-организационный уровень и занимать более высокое положение в международном разделении труда и на рыбохозяйственных рынках.
Запаздывание при проведении сценарного анализа экономик может приводить к потере конкурентных преимуществ и неоправданным финансовым и материальным потерям. Так, в качестве примера можно упомянуть, что за последние 5 лет в программных материалах перспектив развития отрасли не рассматривались варианты работы промышленности в условиях 50- и 100 %-ного роста цен на топливо, а это привело к тому, что не были рассмотрены вопросы ресурсосбережения, организационно-экономических мероприятий по снижению убытков отрасли, в том числе осуществления структурных перестроек отрасли в условиях кризиса топливных цен или возможного финансового кризиса. Кризис топливных цен является сигналом, приказывающим приступить к инновационным изменениям в отрасли и сообщающим о том, что была упущена возможность заблаговременной проработки этой проблемы.
Поскольку наша рыбная промышленность не входит в число лидеров в области передовых рыбохозяйственных технологий и эффективных маркетинговых решений, то единственно возможным является концепция "догоняющего" развития.
Мировой практикой установлено, что при "догоняющем" развитии наиболее эффективными являются инновационные вертикально интегрированные структуры.
Основным признаком эффективного развития для стран с экспортно-ориентированной экономикой являются темпы расширения номенклатуры товаров. Так, китайская экономика в 1972 г. присутствовала на рынке США в 9 % номенклатуры, а в 2001 г. — уже в 70 %. Такое расширение номенклатуры продукции вышеперечисленных стран с развитым рыбным хозяйством может
оказать значимое влияние на конкурентную ситуацию рыбной промышленности РФ, и в конечном итоге изменить ее роль в международном разделении труда в рыбной промышленности.
Сложившаяся практика работы крупных рыбохозяйственных корпораций указывает на незначительную долю конечной рыночной стоимости (около 15 %), формируемую на этапе добычи сырья. Следующее звено цепи добыча-реализация-переработка обеспечивает порядка 60 % рыночной стоимости, и, наконец, на уровне реализации образуется порядка 25 % добавочной стоимости.
Таким образом, в вертикально интегрированной компании на 1 работающего в добыче будет приходиться около 5 рабочих мест во взаимодействующих подразделениях компании. При этом мировая практика показывает, что малый и средний бизнес не может быть альтернативой крупным вертикально интегрированным компаниям (поскольку малый и средний бизнес в странах с высоким и средним уровнем доходов существует в условиях крупных дотаций, рассматриваемых государством как обязательный и безусловный элемент разделов государственной политики, связанных с поддержкой избирателей-налогоплательщиков).
Представляются вполне очевидными следующие меры по организации рыбо-хозяйственного бизнеса:
— создание комплексной вертикально интегрированной рыбохозяйственной компании, работающей на морском и океаническом промысле и переработке белой рыбы, — Дальневосточной рыбохозяйственной корпорации с основной производственной базой в Приморском крае. Предварительный анализ показывает, что в случае приведения в соответствие мощностей добывающего флота и ОДУ, исходя из условия полной загрузки судов можно будет сократить 50-60 % имеющегося добывающего флота (с учетом его старения), работающего на промысле белой рыбы. Крупная рыбохозяйственная корпорация будет иметь возможности приобретения современного флота и перерабатывающих мощностей под государственные гарантии, а также возможность создания российских производственно-сбытовых цепей для российского рынка, рынков СНГ и ближнего зарубежья, а также импортозамещения продукции на российском рынке и продвижения российской продукции на рынки развитых стран;
— создание в последующем на основе использования флота, высвобождающегося с морского и океанического промысла белой рыбы, Дальневосточной рыбохозяйственной корпорации прибрежного промысла с основной производственной базой также в Приморском крае;
— создаваемые корпорации должны работать на основе российских национальных стандартов неистощимого рыболовства и российского рыбохозяйствен-ного аудита и обеспечивать условия прозрачности бизнеса и формирования основной части прибыли в рамках деятельности этих российских корпораций;
— плановое сотрудничество промышленных корпораций с ФГУП "ТИН-РО-центр" (это положение следует считать очень существенным, так как фактически ТИНРО-центр является одним из немногих инновационных звеньев рыбохозяйственного комплекса РФ, являющихся конкурентоспособными с точки зрения действующих условий международной конкуренции) по линии рыбо-хозяйственного сертифицирования и стратегического маркетинга позволит решать задачи освоения малоизученных и недоосвоенных объектов промысла, формировать совместные пилотные проекты по инновационным направлениям деятельности;
— господдержка создаваемых рыбохозяйственных корпораций может быть связана с предоставлением преференций при выделении сырьевых ресурсов, предоставлении дотаций на топливо, госгарантий на вновь строящиеся, приобретаемые и модернизируемые суда;
— очень важным в условиях предлагаемого подхода к преодолению кризисной ситуации, связанной с ростом цен на топливо, является создание системы
государственных закупок рыбопродукции по фиксированным ценам для социальных групп с низким уровнем дохода (по аналогии с госзакупками сельскохозяйственной продукции), в этих условиях наиболее эффективным является комплексное решение проблемы: формирование государственного заказа по номенклатуре продуктов; дотирование рыбохозяйственных предприятий-производителей; разработка рецептуры и технологии конечных продуктов; рекламная и маркетинговая деятельность; организация сбыта конечной продукции через сеть крупных коммерческих сбытовых организаций.
Список литературы
Акулин В.Н., Покровский Б.И., Родин В.Е. Принцип разработки пилотных проектов: подход к преодолению системного кризиса рыбной промышленности // Вопр. рыб-ва. — 2006. — Т. 7, № 4(28). — С. 544-552.
Структура потребления рыбных товаров // Рыб. хоз-во. — 2003. — № 4. — С. 23-24.
ФАО: перспективы мирового производства рыбных продуктов в 2010 г. //
Рыб. хоз-во. — 2000. — № 5. — С. 49.
Поступила в редакцию 3.10.08 г.