Научная статья на тему 'Расчет и анализ ресурсных маркетинговых индексов объектов промысла Японского моря'

Расчет и анализ ресурсных маркетинговых индексов объектов промысла Японского моря Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЯПОНСКОЕ МОРЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕСУРСНЫЕ ИНДЕКСЫ / НЕДООСВАИВАЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОМЫСЛА / MARKETING ESTIMATION / MARINE BIOLOGICAL RESOURCES / JAPAN SEA / RESOURCE MARKETING INDEX / UNDEVELOPED RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровский Борис Иванович, Шарин Алексей Николаевич

Современное состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства характеризуются усилением соперничества среди стран за право использования водных биологических ресурсов, а также за рынки сбыта рыбопродукции. В сложившейся ситуации стратегической целью, как отмечено в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., является достижение уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу ведущей мировой державы. Таким образом, расширение научных исследований в этой области является одной из первоочередных задач. Инструментом, необходимым для выбора эффективных направлений государственного и частного инвестирования, проведения совместных исследований, формирования программ исследования и освоения ресурсов, могут стать стратегические ресурсные маркетинговые оценки, учитывающие изменение ценности ресурса в ходе технологических переделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Покровский Борис Иванович, Шарин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation and analysis of resource marketing indices for objects of commercial fishery in the Japan Sea

Current state of the world fishery and its main trends shows a strengthening of international competition for the control over fish products markets and legal rights on fish resources exploitation. According these circumstances, achievement of a high level of economic and social development in fishery industry, that will correspond to the status of leading world fishery power, is the strategic purpose for Russian Federation, as declared in the Concept of fishery development till 2020. Development of scientific researches is one of priorities in this conception. Strategic resource marketing estimation of fishery resources, taking into account a change of resource value during processing, would be used as effective method for making decision on investment in state and private enterprises and for developing programs of the resources research and exploitation.

Текст научной работы на тему «Расчет и анализ ресурсных маркетинговых индексов объектов промысла Японского моря»

2009

Известия ТИНРО

Том 159

УДК 338.45:639.2/.3(265.54)

Б.И. Покровский, А.Н. Шарин*

Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр, 690091, г. Владивосток, пер. Шевченко, 4

РАСЧЕТ И АНАЛИЗ РЕСУРСНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНДЕКСОВ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫСЛА ЯПОНСКОГО МОРЯ

Современное состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства характеризуются усилением соперничества среди стран за право использования водных биологических ресурсов, а также за рынки сбыта рыбопродукции. В сложившейся ситуации стратегической целью, как отмечено в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., является достижение уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу ведущей мировой державы. Таким образом, расширение научных исследований в этой области является одной из первоочередных задач. Инструментом, необходимым для выбора эффективных направлений государственного и частного инвестирования, проведения совместных исследований, формирования программ исследования и освоения ресурсов, могут стать стратегические ресурсные маркетинговые оценки, учитывающие изменение ценности ресурса в ходе технологических переделов.

Ключевые слова: маркетинговая оценка, водные биологические ресурсы, Японское море, маркетинговые ресурсные индексы, недоосваиваемые объекты промысла.

Pokrovsky B.I., Sharin A.N. Evaluation and analysis of resource marketing indices for objects of commercial fishery in the Japan Sea // Izv. TINRO. — 2009. — Vol. 159. — P. 392-400.

Current state of the world fishery and its main trends shows a strengthening of international competition for the control over fish products markets and legal rights on fish resources exploitation. According these circumstances, achievement of a high level of economic and social development in fishery industry, that will correspond to the status of leading world fishery power, is the strategic purpose for Russian Federation, as declared in the Concept of fishery development till 2020. Development of scientific researches is one of priorities in this conception. Strategic resource marketing estimation of fishery resources, taking into account a change of resource value during processing, would be used as effective method for making decision on investment in state and private enterprises and for developing programs of the resources research and exploitation.

Key words: marketing estimation, marine biological resources, Japan Sea, resource marketing index, undeveloped resource.

* Покровский Борис Иванович, кандидат технических наук, профессор, заведующий лабораторией, e-mail: pokrovsky@tinro.ru; Шарин Алексей Николаевич, инженер, аспирант, e-mail: sharin@tinro.ru.

Введение

Одной из причин выбора Японского моря для комплексного анализа ресурсных маркетинговых индексов послужило наличие в нем большого разнообразия ценных и валютоемких объектов промысла. Всего в Японском море промысловыми являются более 170 видов рыб и беспозвоночных.

Современное состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства характеризуются усилением соперничества среди стран за право использования водных биологических ресурсов, а также за рынки сбыта рыбопродукции. В сложившейся ситуации стратегической целью, как сказано в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., является достижение уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу ведущей мировой державы (Концепция ..., 2003). В свою очередь в Кодексе ведения ответственного рыболовства ФАО, принятом большинством развитых рыбо-хозяйственных стран, подчеркивается, что меры по сохранению и управлению рыбными ресурсами должны быть основаны на принципах обеспечения долговременной устойчивости рыбных ресурсов на таком уровне, который способствует их оптимальному использованию и позволяет сохранить их в наличии для нынешнего и будущих поколений. Признавая, таким образом, в качестве первостепенной задачи сохранения и управления долговременное устойчивое использование рыбных ресурсов, государства и участники договоренностей по управлению рыбными ресурсами должны принимать меры, направленные на поддержание или восстановление запасов на уровне, способном обеспечивать максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов. При оценке альтернативных мер по сохранению и управлению необходимо учитывать их рентабельность и социальные последствия (Кодекс ..., 1995).

Рассматриваемая в данной статье система маркетинговых индексов позволяет совершенствовать механизм реализации концепции неистощимого рыболовства.

Цель данной работы — произвести экспериментальные расчеты по нескольким недоосваиваемым объектам Японского моря для того, чтобы определить их маркетинговую оценку и проанализировать, как изменяется индекс при появлении на рынке новых видов продукции, а также определить их инвестиционную привлекательность.

Материалы и методы

Экспортоориентированность дальневосточной рыбной промышленности и ее интеграция в международные производственно-сбытовые цепочки формирования прибавочной стоимости привели к необходимости адаптировать ресурсные оценки к условиям рыночной экономики.

Возможные варианты оценок запасов можно разбить на две широкие группы — биологическую и экономическую. В первой биологи имеют дело с изучением окружающей среды, динамикой рыбной популяции, влиянием человека на нее и т.д., чтобы показать уровень эксплуатации, не подрывая запасы. Во второй же группе возникает возможность уделять большое внимание экономическим показателям проектов исследования и эксплуатации ресурсов на всех стадиях цепочки образования прибавочной стоимости конечного продукта, получаемого из исследуемого и эксплуатируемого ресурса.

Маркетинговая оценка ресурсов основывается на комплексном использовании биологической, технологической и экономической информации и проводится в два этапа (рис. 1):

I. Определение маркетингового индекса доходности ресурса в расчете на 1 т объекта-сырца;

II. Выявление маркетинговой оценки ресурса в зависимости от индекса доходности и объема ОДУ.

Внутренний рынок

Внешний рынок

Рис. 1. Маркетинговая оценка рыбохозяйственных ресурсов. I этап — определение маркетингового индекса доходности ресурса в расчете на 1 т объекта-сырца; II этап — выявление маркетинговой оценки ресурса в зависимости от индекса доходности и объема ОДУ; ОДУ — общий допустимый улов; МИД — маркетинговый индекс доходности ресурса; МОР — маркетинговая оценка ресурса

Fig. 1. Fish resources marketing estimation. I stage — estimation of the fish resource marketing profitability index (per ton of raw fish); II stage — estimation of the fish resource marketing index taking into account the profitability index and total available catch; ОДУ — total available catch; МИД — marketing fish resource profitability index; MOP — fish resource marketing estimation

Расчет маркетингового индекса доходности объекта (среднеотраслевой цены на продукцию из 1т водных биоресурсов) осуществляется на базе структуры выпускаемой продукции, норм выхода и фактических оптовых цен на рыбные товары. Формула для расчета данного индекса имеет следующий вид:

n

I

тс

= I V. ■ Е ■ P,

i=l ' ' '

(1)

где I. c — маркетинговый индекс доходности объекта, USD/ т; V — объем сырца, направленный на производство /го вида продукции с 1 т сырца, т; Е. — выход готовой продукции, % к массе объекта-сырца; P. — цена /го вида продукции, USD.

Оптовые цены на рыбные товары определялись на основе сборников AHO «НТЦ "Дальрыбтехника"» (ДВ Экспресс-бюллетень ..., 2006, 2007, 2008) и других доступных информационных источников, в том числе по прайс-листам ведущих отраслевых компаний.

Нормы выхода продукции приняты в соответствии с действующими технологическими справочниками (Бассейновые нормы ..., 2007). Структура выпускаемой продукции оценена экспертно с учетом фактических данных и сложившейся конъюнктуры рынка.

I

Маркетинговая оценка ресурсов рассчитывается исходя из определенного ранее индекса доходности, объема ОДУ объекта и долей распределения его на внутренний и мировой рынки (Акулин и др., 2009). Формула для расчета маркетинговой оценки ресурса имеет следующий вид:

Est = I. ■ ОДУ ■ S, (2)

inc ^ '

где Est — маркетинговая оценка ресурса, тыс. USD; I.nc — маркетинговый индекс доходности объекта, USD/т; ОДУ — общий допустимый улов, тыс. т; S — доля рынка, %.

Целесообразность совместного использования биологических и маркетинговых оценок ресурсов состоит в том, что при экономическом анализе инвестиционной привлекательности природных ресурсов наличие только лишь данных о возможной стоимости продукции из 1 т водных биологических ресурсов (ВБР) считается совершенно недостаточным. С экономической точки зрения решающее значение здесь имеют возможность и условия получения долгосрочной прибыли от эксплуатации ВБР с учетом появления новых технологий переработки, новых конечных продуктов. Так, например, некоторые объекты могут иметь достаточно высокий индекс доходности с тонны сырца, но за счет низкого объема ОДУ их маркетинговая оценка может быть невысокой. И наоборот, объект может иметь относительно низкую доходность, однако за счет значительного объема ОДУ маркетинговая оценка рассматриваемого ресурса может быть достаточно высокой.

Одной из основных задач выявления маркетинговых оценок водных биологических ресурсов (рис. 2) является их дальнейшее ранжирование. Это позволяет рассмотреть варианты государственной политики по замещению эксплуатируемых видов, находящихся в депрессивном состоянии, на недоосваиваемые и малоизученные виды ВБР с учетом технических возможностей промысла, хранения, переработки и транспортировки продукции, возможных рынков сбыта, затрат на подготовку к промыслу и т.д.

Рис. 2. Стратегические задачи применения маркетинговых оценок ресурсов Fig. 2. Strategic problems for the fish resources marketing indices application

Маркетинговые оценки ВБР, так же как и другие экономические индексы, используются в качестве инструмента классификации и сравнения маркетинго-

395

вых показателей эксплуатируемых ресурсов (Акулин и др., 2009). При классификации объектов возможно объединение их по степени доходности в три группы: с низким, средним и высоким индексом доходности. При анализе международных рынков рыбопродукции могут сравниваться маркетинговые показатели из различных промысловых районов, рынков сбыта, типов промысловых судов и оборудования и т.д.

В целях расширения базовой системы индексов маркетинговой оценки ВБР авторами были разработаны следующие показатели: инвестиционный индекс ресурса, индекс инвестиционной привлекательности ВБР, индекс полноты ассортимента продукции.

Инвестиционный индекс ресурса позволяет определить объем необходимых инвестиций на сохранение рыбных ресурсов, управление ими и на научные исследования в этой области. Данный индекс рассчитывается для 1 т объекта-сырца:

1ИИР = X Ip/Vj + Р/ОДУ, (3)

1=1

где 1ИИР — инвестиционный индекс ресурса, USD/т; If — объем инвестиций для организации производства 1-го вида продукции в объеме V., USD; F — объем инвестиций научного и инновационного характера, необходимый для обеспечения условий неистощимой эксплуатации данного вида ресурса, USD; V. — объем производимой продукции для соответствующего варианта инвестиционной программы по производству i-го вида продукции, т.

Таким образом, рассчитав инвестиционный индекс ресурса, мы можем определить его индекс инвестиционной привлекательности:

1ИПР = 1inc 1ИИР (4)

где 1ИПР — индекс инвестиционной привлекательности ресурса, USD/ т; I.nc — маркетинговый индекс доходности объекта, USD/т; 1ИИР — инвестиционный индекс ресурса, USD/ т.

При анализе эффективности использования ресурсов, оценки полноты и сбалансированности использования биологического разнообразия ВБР можно применять индекс полноты ассортимента продукции. При его расчете сравниваются данные о товарной номенклатуре внутреннего и мирового рынков. Этот индекс показывает, насколько полно представлены на внутреннем рынке различные виды продукции из 1 т ВБР, и позволяет оценить потенциал национального рынка рыбопродукции.

Индекс полноты ассортимента продукции (I) определяется по формуле

i = q^, (5)

"внеш

где Явиут, Явиеш — количество наименований выпускаемой продукции из 1 т ВБР соответственно на внутреннем и мировом рынках.

Результаты и их обсуждение

По итогам реализации первого этапа исследования рассчитан маркетинговый индекс доходности объектов в расчете на 1 т сырца. Маркетинговый индекс доходности рассчитан исходя из фактических цен на продукцию объекта, сложившихся на внутреннем и мировом рынках за исследуемый период, норм выхода продукции объекта, а также структуры выпускаемой продукции. Индекс определяется для оптовых и розничных цен, а также на внутреннем и внешнем рынках (табл. 1).

Таблица 1

Межвидовой маркетинговый индекс доходности объектов Японского моря в расчете на 1 т сырца, USD/т

Table 1

Interspecies marketing index of profitability for the Japan Sea (per ton of raw fish)

Объект Внутренний рынок Внешний рынок

Опт Розница Опт

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Двустворчатые Н/д 5 760,00 4 618,61 Н/д 8 004,08 6 360,25 Н/д 6 624,05 5 311,40

Краб-стригун японикус - - - - - - Н/д Н/д 4 800,00

Кальмар тихоокеанский 1 783,58 2 137,95 1 927,62 3 001,69 3 785,64 3 538,35 - - -

Примечание. В связи с тем что рассматриваемые объекты являются недоосваива-емыми и малоиспользуемыми, некоторые данные, необходимые для расчетов, могут отсутствовать. Индекс для двустворчатых рассчитан экспертным методом на основе следующих данных: структура выпускаемой продукции и цена на эту продукцию взяты для анадары и спизулы; нормы выхода готовой продукции — мактра, мерценария.

Как видно из данных табл. 1, наиболее доходными из рассматриваемых объектов Японского моря являются двустворчатые. Их доходность на оптовом уровне с тонны сырца в среднем составляет 4,6 тыс. долл. США (4,4 тыс. долл. США для мерценарии и 4,8 тыс. долл. США для мактры).

Доходность глубоководного краба-стригуна японикуса с тонны сырца составляет 4,8 тыс. долл. США. Однако необходимо отметить, что практически весь добытый краб реализуется на внешнем рынке.

Доходность тихоокеанского кальмара с тонны сырца на уровне оптовой цены в 2008 г. составила 1,9 тыс. долл. США (на уровне розничной цены — 3,5 тыс. долл. США). Структура выпускаемой продукции из кальмара с учетом сложившейся конъюнктуры рынка следующая: кальмар неразделанный, тушка, филе, щупальца кальмара, кальмар сушеный, различные виды консервов и пресервов. Практически весь улов тихоокеанского кальмара остается на внутреннем рынке.

Маркетинговая оценка ресурсов определяется для оптовых и розничных цен, для внутреннего и внешнего рынков (табл. 2).

Таблица 2

Маркетинговая оценка объектов Японского моря (подзоны Приморье) в расчете на объем ОДУ за 2006-2008 гг., тыс. USD

Table 2

Marketing estimation of the Japan Sea fish resources (Primorye subarea) for the total available catch in 2006-2008, thousand USD

Объект Внутренний рынок Внешний рынок Доля рынка, %

Опт Розница Опт Внутренний Внешний

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Кальмар тихоокеанский 362 959 413 693 315 166 610 844 732 521 578 520 - - - 100 0

- Приморье 285 373 320 693 250 592 480 270 567 846 459 986 - - -

Краб-стригун японикус - - - - - - Н/д Н/д 61 920 0 100

- Приморье - - - - - - Н/д Н/д 60 480

Двустворчатые - - - - - - - - - 20 80

- Приморье Н/д 751 602 Н/д 1 044 829 Н/д 3 455 2 409

Несмотря на то что тихоокеанский кальмар имеет самую низкую доходность с тонны сырца в числе рассматриваемых объектов, маркетинговая оценка

397

данного ресурса на оптовом уровне относительно высока. Стоимость тихоокеанского кальмара как ресурса имеет высокие значения (в 2008 г. она составила 315 млн долл.), так как данный объект имеет значительные объемы ОДУ (в 2008 г. — более 150 тыс. т). Необходимо отметить, что общий российский вылов в подзоне Приморье, по официальным данным, в последние годы сохраняется на уровне 300 т. Вылов иностранного флота, ведущего лов тихоокеанского кальмара в ИЭЗ России с июня по ноябрь, в последние годы колебался в пределах 1,0-7,5 тыс. т, а в 2006 г. превысил 14,0 тыс. т. Общее изъятие кальмара не превышает 9 % ОДУ. Следовательно, ресурсы тихоокеанского кальмара в водах России практически не используются.

Глубоководный краб-стригун японикус оценивается как ресурс почти в 62 млн долл. США. Его ОДУ составляет около 12 тыс. т в год. Официальный вылов этого краба, по данным ИС «Рыболовство», ежегодно отстает от допустимого улова. В 2007 г. общий вылов японского краба-стригуна составил 1,47 тыс. т, т.е. 11,7 % ОДУ.

Самую низкую маркетинговую оценку в подзоне Приморье из рассматриваемых объектов имеют двустворчатые. Это связано с небольшим уровнем ОДУ, который для мактры и мерценарии в подзоне Приморье в 2008 г. составлял всего лишь 0,652 тыс. т. В настоящее время промысел двустворчатых моллюсков в подзоне Приморье не ведется. Однако в последние годы наблюдается рост интереса к добыче данных объектов у рыбопромышленных организаций.

Рассмотрим, как изменяется индекс при появлении на рынке нового вида продукции на примере тихоокеанского кальмара. Для этого введем новый продукт — кальмар живой. Ориентировочная цена на этот продукт с условием сложившейся конъюнктуры рынка в Южной Корее составляет 5 дол. США/кг.

Ниже приведены расчетные данные для маркетингового индекса доходности тихоокеанского кальмара на внутреннем оптовом рынке (табл. 3).

Таблица 3

Расчет маркетингового индекса доходности для тихоокеанского кальмара (внутренний рынок — опт)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 3

Marketing profitability index estimation for japanese common squid (domestic market, wholesale)

№ п/п Вид продукции Доля сырца, направляемая на производство продукции с 1т сырца, % Объем сырца, кг Выход готовой продукции, % Выход готовой продукции, кг Цена, руб./кг Стоимость продукции, руб.

1 Кальмар н/р мор. 10,0 100 97,0 97,00 63,14 6 124,58

2 Кальмар-тушка мор. 29,4 294 55,2 162,29 80,70 13 096,64

3 Кальмар очищенный 10,0 100 69,9 69,90 115,00 8 038,50

4 Кальмар-филе 32,6 326 51,2 166,91 93,50 15 606,27

5 Кальмар-щупальца мор.* - 620 19,0 117,80 40,50 4 770,90

6 Кальмар сушеный 3,0 30 - - - -

- кольца суш. - 15 13,0 1,95 258,61 504,29

- стружка суш. - 15 13,0 1,95 180,00 351,00

- щупальца суш.* - 30 6,1 1,83 460,00 841,80

7 Кальмар ж/б № 6 15,0 150 - - - -

- тушка - 150 36,8 55,20 97,27 5 369,30

- щупальца - 150 15,1 22,65 85,25 1 930,91

Итого 100 1000 - 697,48 - 56 634,19

USD/t 1 927,62

* Щупальца мороженые кальмара производятся из сырца, направляемого на производство тушки и филе; щупальца сушеные — из сырца, направляемого на производство сушеных стружки и колец.

Из данных табл. 3 видно, что при такой структуре выпускаемой продукции из тихоокеанского кальмара маркетинговый индекс доходности объекта составил 56,6 тыс. руб. за 1 т (1,9 тыс. долл. США).

При вводе в структуру выпускаемой продукции нового вида продукции (кальмар живой) индекс изменится (табл. 4).

Таблица 4

Расчет маркетингового индекса доходности для тихоокеанского кальмара с расширенной номенклатурой

Table 4

Marketing profitability index estimation for japanese common squid (expanded bill of goods)

№ п/п Вид продукции Доля сырца, направляемая на производство продукции с 1 т сырца, % Объем сырца, кг Выгход готовой продукции, % Выгход готовой продукции, кг Цена, руб./кг Стоимость продукции, руб.

1 Кальмар н/р мор. 5 50 97,0 48,50 63,14 3 062,29

2 Кальмар-тушка мор. 27 270 55,2 149,04 80,70 12 027,53

3 Кальмар очищенный 10 100 69,9 69,90 115,00 8 038,50

4 Кальмар-филе 30 300 51,2 153,60 93,50 14 361,60

5 Кальмар-щупальца мор. - 570 19,0 108,30 40,50 4 386,15

6 Кальмар сушеный 3 30 - - - -

- кольца суш. - 15 13,0 1,95 258,61 504,29

- стружка суш. - 15 13,0 1,95 180,00 351,00

- щупальца суш. - 30 6,1 1,83 460,00 841,80

7 Кальмар ж/б 66 15 150 - - - -

- тушка - 150 36,8 55,20 97,27 5 369,30

- щупальца - 150 15,1 22,65 85,25 1 930,91

8 Кальмар живой 10 100 98,0 98,00 146,90 14 396,40

Итого 100 1000 - 710,92 - 65 269,77

USD/t 2 221,54

Из данных табл. 4 видно, что при вводе нового вида продукции индекс может увеличиться на 8,6 тыс. руб. и составить 65,3 тыс. руб. (2,2 тыс. долл. США) за тонну.

Таким образом, перерасчеты маркетинговых индексов ВБР необходимо производить регулярно, поскольку условия целесообразности эксплуатации конкретных недоосваиваемых ВБР могут меняться из-за изменений рыночной конъюнктуры, появления новых технических средств, судов и т.д. Так, например, наличие в Азиатско-Тихоокеанском регионе специализированных судов для перевозки и хранения до 12 сут живорыбной продукции позволяет пересмотреть ресурсные и маркетинговые оценки ряда видов недоосваиваемых рыб, пользующихся спросом в США, Южной Корее и крупных городах стран Юго-Восточной Азии.

Пример расчета инвестиционного индекса ресурса (ИИР) и индекса инвестиционной привлекательности (ИПР) для недоосваиваемых объектов Японского моря (подзоны Приморье) представлен в табл. 5. Обобщенные данные о маркетинговой оценке ВБР — в табл. 6.

Выводы

Одна из основных задач выявления маркетинговых оценок водных биологических ресурсов — это их ранжирование, которое позволяет рассмотреть варианты государственной политики по замещению эксплуатируемых видов, находящихся в депрессивном состоянии, недоосваиваемыми и малоизученными видами ВБР с учетом технических возможностей промысла, хранения, переработки и транспортировки продукции, возможных рынков сбыта, затрат на подготовку к промыслу и т.д.

Совместное использование биолого-экономических оценок ВБР является одним из неотъемлемых элементов реализации концепции неистощимого рыболовства, поскольку полученные данные могут применяться при анализе эффек-

Таблица 5

Данные для расчета ИИР и ИПР объектов промысла Японского моря

(подзоны Приморье)

Table 5

Data for IIR and ISIR calculation for fish resources in the Japan Sea (Primorye subarea)

Показатель Минтай* Кальмар тихоок. Краб-стригун японикус Двуств. моллюски

Объем необходимых инвестиций для организации производства, USD 5 830 000 3 000 000 1 080 200 200 000

Объем производимой продукции для соответствующего варианта инвестиционной программы, т 7 200 6 000 510 24

Объем инвестиций, необходимый для обеспечения условий неистощимой эксплуатации, USD 555 000 15 000 3 000 800

ОДУ 2008 г., т 374 000 130 000 11 955 652

Маркетинговый индекс доходности, USD/т 1 520,87 1 927,62 4 800,0 4 618,61

Маркетинговая оценка ресурса, тыс. USD 553 968 250 592 60 480 3 373

Примечание. Данные анализа инвестиционных проектов-аналогов и экспертных оценок. * Данные по минтаю приведены для Западно-Беринговоморской зоны как для объекта массового промысла.

Таблица 6

Система индексов маркетинговой оценки ВБР, 2008 г., долл. США

Table 6

Anticipators of marine biological resources marketing indices in 2008, USD

Объект МИД МОР ИИР ИПР

Минтай 1 521 553 968 000 811 710

Кальмар тихоокеанский 1 928 250 592 000 500 1 428

Краб-стригун японикус 4 800 60 480 000 424 4 376

Двустворчатые 4 619 3 373 000 2 084 2 534

тивности использования ресурсов, оценки полноты и сбалансированности использования биологического разнообразия ВБР.

Маркетинговые индексы ВБР, так же как и другие экономические индексы, применяются в качестве инструмента классификации и сравнения маркетинговых показателей эксплуатируемых ресурсов. При классификации объектов возможно объединение их по степени доходности в три группы: с низким, средним и высоким индексом доходности. При анализе международных рынков рыбопродукции могут сравниваться маркетинговые показатели из различных промысловых районов, рынков сбыта, типов промысловых судов, оборудования и т.д.

Применение ресурсных маркетинговых индексов дает возможность комплексного анализа биологической и экономической информации и подготовки на этой основе более полного множества допустимых вариантов принятия решения по эксплуатации, исследованию и инвестированию на освоение ресурсов и районов промысла.

Список литературы

Акулин В.Н., Покровский Б.И., Родин В.Е. Разработка методов формирования экспертных и расчетно-аналитических маркетинговых оценок морских биологических ресурсов // Вопр. рыб-ва. — 2009. — Т. 10, № 4(40). — С. 799-813.

Бассейновые нормы отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве продукции из рыб Дальнего Востока. — М. : ФАР, 2007. — 98 с.

ДВ Экспресс-бюллетень: мониторинг цен на рыбу и морепродукты по Дальневосточному региону. — Владивосток : АНО "НТЦ "Дальрыбтехника", 2006, № 1(68)-12(79); 2007, № 1(80)-12(91); 2008, № 1(92)-12(103).

Кодекс ведения ответственного рыболовства. — Рим : ФАО, 1995. — 65 с.

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. № 1265-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.