неистощимое рыболовство
как фактор повышения эффективности
рыбной промышленности россии
Б. и. покровский,
кандидат технических наук, профессор, заведующий лабораторией
экономического обоснования новых проектов и программ E-mail: pokrovsky@tinro. ru
ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр», г. Владивосток
о. и. костюкова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: 15igor_kost@mail. ru А. Н. ШАРИН,
аспирант кафедры мировой экономики E-mail: sharin@bk. ru
Тихоокеанский государственный экономический университет, г. Владивосток
Рассматривается инновационный подход к проблеме повышения эффективности рыбной промышленности в целом и внешнеэкономической деятельности в частности, основанный на создании предприятия неистощимого рыболовства. Проанализированы преимущества данной формы организации рыбохозяйственного бизнеса, такие как повышение конкурентоспособности, положительное отношение общества в России и за рубежом, эффективная инвестиционная политика модернизации и импортозамещения.
Ключевые слова: стратегия, рыбная промышленность, предприятие неистощимого рыболовства, государственно-частное партнерство, вертикально интегрированные структуры, внешнеэкономическая деятельность.
С 1990-х гг. в развитии рыбной промышленности России преобладают негативные тенденции, которые привели к снижению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках. Одной из основных причин этого является низкая эффективность работы всей отрасли. Текущий финансовый кризис существенно ухудшил ситуацию. Несмотря на некоторые позитивные изменения в отрасли,
начавшиеся в 2009 г., инвестиции в основной капитал продолжают сокращаться. Так, по данным государственной статистики, за I квартал 2009 г. в рыболовстве и рыбоводстве они составили 85,8 % по отношению к соответствующему периоду 2008 г. На 1,9 процентных пункта снизились и темпы прироста добавленной стоимости.
Отсутствие единой стратегии внутриэкономи-ческого развития и внешнеэкономической деятельности в отрасли на фоне снижения вылова рыбных ресурсов (в 1990 г. Россия в составе СССР добывала рыбы почти в 2,5 раза больше, чем в 2008 г.) и роста экспорта (за последнее 10 лет он вырос в 2 раза) привело к неоправданному росту импорта. Тогда как внешнеэкономическая деятельность должна способствовать позитивным структурным сдвигам в отрасли, углублению специализации, совершенствованию производства, улучшению конъюнктуры внутреннего рынка, адаптации к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Сохраняющийся достаточно низкий уровень организации сбыта в оптовом и розничном звеньях, отсутствие холодильных мощностей ограничивают возможности потребления рыбы на внутреннем рынке.
Увеличение стоимости импортных материалов, используемых российскими предприятиями при подготовке продукции на экспорт, при выполнении текущих ремонтов, а также рост цен на топливо являются факторами, снижающими уровень прибыли предприятий, и, соответственно, ухудшающими их финансовое положение и возможности для приобретения и обновления основных фондов (последнее является одной из основных проблем в отрасли).
В свою очередь ухудшение финансового положения резко ограничивает возможности доступа к российским и зарубежным кредитным ресурсам, и совместно с отсутствием целевых установок развития рыбохозяйственных предприятий является причиной «запредельного» возраста рыбопромыслового флота и большинства перерабатывающих предприятий, выпуска продукции с низкой долей добавленной стоимости.
Рецессия в основных странах-потребителях конечной рыбной продукции из России оказывает влияние как на экспортеров рыбной продукции, так и на добычу и переработку. Отсутствие современной системы добычи, переработки, хранения, логистики, низкие финансовые возможности для обновления технической базы отрасли приводят к практике браконьерства, ведению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла) водных биологических ресурсов и являются базой для различных форм коррупции.
Потенциально угрожающим фактором является ожидаемое снижение объемов закупок российского сырья для переработки и выпуска конечной продукции в Китае. С 2005 г., по данным FAO ЦЫ, наблюдается существенное замедление динамики импорта рыбной продукции в КНР. Если темп прироста импорта в рыночных ценах в 2005 г. по отношению к 2003 г. составил более 66 %, то в 2007 г. к 2005 г. — 13 % (для сравнения: темпы прироста мирового импорта рыбных товаров в соответствующие периоды — 21 и 20 %).
Ситуация усложняется и существенным ужесточением конкуренции на мировом рыбном рынке. В странах — мировых лидерах отрасли — массово используются новейшие технологии производства и менеджмента, применяется гибкая ценовая политика. На их фоне отстающая в этих направлениях Россия утрачивает свои международные сравнительные преимущества. Значительно снижаются возможности отечественных производителей и продавцов рыбной продукции противостоять зарубежным конку-
рентам, которые активно внедряются на новые рынки и расширяют присутствие на освоенных, в том числе и на российском рынке [5] (табл. 1).
С 2000 по 2007 г. стоимостные объемы экспорта рыбной продукции в рыночных ценах из России выросли на 70,5 %, а импорта — в 9,1 раза. Прирост суммарных показателей 10 мировых лидеров в этот же период составил по экспорту 80 %, по импорту — 43 %, мировой торговли рыбной продукцией — 69 и 64 % соответственно (расчеты произведены на основе данных FAO ЦЫ). За этот период в мировом импорте Россия переместилась с 28-го места на 15-е, а в экспорте с 13-го на 11-е.
В 2007 г. потребление рыбы и морепродуктов в стране составило более 2 млн т, при этом объем импорта только свежей и мороженой рыбы составил 870 тыс. т (рис. 1), а весь импорт по товарной группе «рыба и морепродукты» — почти 998 тыс. т. Таким образом, импортные товары составляют около 50 % всей потребляемой рыбной продукции в России.
Большие объемы импорта рыбных товаров обусловлены ненасыщенностью внутреннего продовольственного рынка как в сегменте массовой и недорогой рыбной продукции, так и в сегменте «брендовой», дорогостоящей рыбной продукции. Следовательно, отечественная продукция представлена в недостаточном количестве. Кроме того, основную долю в ней составляет рыба свежая и мороженая. При этом нарастает ввоз рыбных товаров с высокой степенью обработки (табл. 2), и, следовательно, с высокой добавленной стоимостью (филе, деликатесы, рыбные консервы и пресервы и др.).
1000
900 -
800
700 -
600 --
500
400 --
300
200
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
I |Тып т • Млн. долл.
Источник: Импорт в Россию основных товаров. URL: http://www. rusimpex. ru.
Рис. 1. Объемы российского импорта свежей и мороженой рыбы в 2000—2008 гг.
Они поступают из США, Таблица 1
Канады, Великобритании, Дании, Норвегии [6].
Таким образом, продолжается снижение конкурентоспособности страны на мировом отраслевом рынке и общегосударственной эффективности внешнеэкономической деятельности в отрасли, основной причиной которого является неразвитость внутреннего производства и потребления. Известно, что жесткая конкуренция на внутреннем рынке и емкий платежеспособный спрос внутри страны укрепляют бизнес и способствуют улучшению позиций государства на внешних рынках.
Несмотря на наметившееся улучшение ситуации в рыбной отрасли России с начала 2009 г, ожидать быстрых существенных позитивных перемен пока нет оснований. Наличие большого количества мелких предприятий в сфере промысла и продажи сырья фактически закрепляет положение, при котором со стороны покупателя российской продукции на мировом рынке выступают крупные международные корпорации с многомиллиардным оборотным капиталом, а со стороны продавца — мелкие добывающие компании, которые не в состоянии проводить само- Источник: Официальная статистика по импорту рыбы и морепродуктов в Россию в 2004—2007 гг. // стоятельную эффективную РК-Профи, 2008. № 63 (Ш). с. 4—27. ценовую политику, позволяющую обеспечить достижение целей развития отрасли и обновления ее основных фондов [1].
Очевидно, что создание современной технической базы и «прозрачного» бизнес-менеджмента рыбохозяйственной отрасли в рамках существующей структуры бизнеса является маловероятным по нескольким причинам:
• высокая стоимость новых основных фондов (строительство одного современного крупнотоннажного траулера составляет около 40—45
34 -
04 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Крупнейшие экспортеры рыбы и морепродуктов в Россию
Страна Год Объем, т Доля в общем Стоимость, Доля в общей
объеме, % тыс. долл. стоимости, %
Норвегия 2004 294 206 39,8 306 026 47,6
2005 349 405 40,3 447 867 47,0
2006 267 934 34,6 436 876 36,3
2007 372 556 37,3 629 310 36,3
Китай 2004 11 599 1,6 20 402 3,2
2005 19 750 2,3 38 041 4,0
2006 40 353 5,2 88 058 7,3
2007 79 440 8,0 174 364 10,1
Вьетнам 2004 6 047 0,8 5 641 0,9
2005 15 779 1,8 22 426 2,4
2006 53 509 6,9 106 790 8,9
2007 58 322 5,8 113 861 6,6
Великобритания 2004 58 263 7,9 45 061 7,0
2005 35 516 4,1 34 871 3,7
2006 36 001 4,7 55 215 4,6
2007 53 826 5,4 87 346 5,0
Дания 2004 30 951 4,2 37 300 5,8
2005 33 986 3,9 59 650 6,3
2006 33 126 4,3 82 546 6,8
2007 42 625 4,3 114 934 6,6
Исландия 2004 39 895 5,4 18 339 2,9
2005 49 463 5,7 24 425 2,6
2006 49 364 6,4 45 900 3,8
2007 39 416 4,0 43 217 2,5
Канада 2004 17 454 2,4 14 658 2,3
2005 27 059 3,1 33 752 3,5
2006 27 091 3,5 42 723 3,5
2007 32 634 3,3 58 856 3,4
Чили 2004 11 260 1,5 13 646 2,1
2005 19 392 2,2 29 842 3,1
2006 17 484 2,3 49 423 4,1
2007 27 906 2,8 88 854 5,1
Другие 2004 269 082 36,4 181 872 28,3
2005 317 457 36,6 261 358 27,4
2006 248 580 32,1 297 636 24,7
2007 290 884 29,2 420 631 24,3
Всего... 2004 738 757 100,0 642 945 100,0
2005 867 807 100,0 952 232 100,0
2006 773 442 100,0 1 205 167 100,0
2007 997 609 100,0 1 731 373 100,0
млн долл. США, а стоимость модернизации существующего типа крупнотоннажного траулера — 5 млн долл. и выше);
• отсутствие доступа к кредитным ресурсам при существующей платежеспособности предприятий и их юридической форме;
• перекапитализация ресурсной базы отрасли (наличие большого количества добывающего флота предельных возрастов, большая нагрузка на ресурсную базу отрасли).
Таблица 2
Структура российского импорта рыбы и морепродуктов в 2007 г.
Сегмент рынка Страна Объем, т Доля в общем объеме, % Стоимость, тыс. долл. Доля в общей стоимости, %
Сегмент массовой и недорогой рыбной продукции Китай 79 440 8,0 174 364 10,1
Вьетнам 58 322 5,8 113 861 6,6
Таиланд 13 276 1,3 31 894 1,8
Итого... 150 998 15,1 320 119 18,5
Сегмент «брендовой» рыбной продукции США 25 487 2,6 51 674 3,0
Канада 32 634 3,3 58 856 3,4
Дания 42 625 4,3 114 934 6,6
Великобритания 53 826 5,4 87 346 5,0
Норвегия 372 556 37,3 629 310 36,3
Итого. 527 128 52,9 942 120 54,3
Источник: Официальная статистика по импорту рыбы и морепродуктов в Россию в 2004—2007 гг. // РК-Профи, 2008. № 63 (174). С. 4—27.
Существующие проявления кризиса рыбной промышленности в первую очередь имеют структурный характер. Бизнес представлен большим количеством предприятий с изношенным оборудованием, что не дает оснований для подготовки крупных инвестиционных проектов, улучшающих конкурентную среду в рыбном хозяйстве.
Таким образом, существует необходимость стратегических решений, предполагающих формирование прогрессивной структуры бизнес-среды, ведущую роль в которой должны играть новые предприятия неистощимого рыболовства. Эффективность таких предприятий, создаваемых в соответствии с Кодексом ведения ответственного рыболовства FAO ЦЫ, связана с накоплением государством «ресурсного капитала» и понижением уровня ущерба водным биологическим ресурсам при ведении ННН-промысла [2] (который может достигать значений, сопоставимых со значениями собственного дохода от основного фактического вылова), а также введением в практику менеджмента ресурсов в рамках концепции максимального экономически обоснованного вылова (MEY) на основе действующей системы контроля и управления водными биологическими ресурсами.
Основным отличием практики применения показателя MEY является такое управление «ресурсным капиталом», при котором будет обеспечена его максимальная ценность на длительном интервале эксплуатации.
Основными элементами стратегии неистощимого рыболовства и накопления ресурсного капитала являются [4]:
1) оценка текущего состояния водных биологических ресурсов (ВБР), определение принципиальных возможностей достижения экономически обоснованного ресурсного максимума;
2) оценка величины ресурсного максимума и соответствующего ему уровня максимального экономически обоснованного вылова МЕ^
3) разработка и обоснование вариантов реализации стратегии достижения ресурсного максимума для данного вида ВБР.
Стратегии предприятия неистощимого рыболовства различаются расчетным временем достижения уровня максимума ресурсного капитала и значениями общих величин ежегодного вылова.
К стратегическим целям менеджмента, обеспечивающим преимущества предприятия неистощимого рыболовства, относятся:
• достижение позитивных изменений в положении рыбохозяйственных предприятий на международном и внутреннем рынках, развитие бизнеса и вертикальной интеграции;
• создание нового имиджа рыбохозяйственного предприятия на международном и внутреннем рынках, формирование положительного отношения общества к рыбному бизнесу в России и за рубежом;
• мотивация предприятия на инновационные виды деятельности (модернизационная, технологическая, привлечение инвестиций для создания новых производств);
• прозрачность ведения бизнеса, соответствие деятельности предприятия условиям Кодекса ответственного рыболовства, легализация и полная переработка неконтрактного вылова;
• участие в процессах формирования «ресурсного капитала», обеспечение стратегий эксплуатации ВБР на условиях достижения максимального экономически обоснованного изъятия на продолжительном временном интервале (15—20 лет);
• активное участие в освоении, развитии и формировании стабильности рынков сбыта, их диверсификации.
Конкурентные преимущества неистощимого рыболовства строятся на приоритете крупных и пилотных предприятий и положительном отношении общества и заключаются в формировании производственных потоков продукции с высокой добавленной стоимостью, что позволяет создать на одно рабочее место в области добычи 4—5 новых рабочих мест в сфере переработки, логистики, рефрижераторного сервиса, опта, розницы, общественного питания и рекреации (в смежных и связанных с рыбным хозяйством отраслях). В этом также заключается роль данных предприятий в решении социально-экономических проблем.
Позитивные изменения на российском рынке рыбопродукции (в том числе и в области глубокой переработки, импортозамещения) позволят совершенствовать товарную структуру экспорта, вызвать приток инвестиций и квалифицированных иностранных партнеров в рыбохозяйственный сектор и повысить общегосударственную эффективность внешнеэкономической деятельности в отрасли.
Эффект усиливается и дополнительными возможностями повышения продовольственной безопасности страны и особенно ее рыбодобывающих регионов.
Формирование новой структуры бизнеса должно проходить с использованием интегрированной системы маркетинговых мероприятий, развитием маркетинговых цепей и участием в их работе рыбопромышленных организаций или ассоциаций, работой с менеджерами предприятий смежных и инфраструктурных отраслей.
При создании пилотных предприятий неистощимого рыболовства в существующих условиях единственно возможной является концепция «догоняющего» развития со стратегией «переноса технологий» (альтернатива этому варианту — концепция развития технологического лидера, но она пока не под силу отечественному бизнесу), которая должна быть обеспечена всеми формами государственной поддержки (юридической, налоговой, кредитной и финансовой). Для достижения цели необходимы снижение коррупции, создание атмосферы доверия между государством и бизнесом и проч.
Исходя из того, что при «догоняющем» развитии наиболее эффективными являются инновационные вертикально интегрированные структуры, представляются вполне очевидными следующие меры по организации рыбохозяйственного бизнеса: • создание крупных комплексных вертикально интегрированных инновационных рыбохо-зяйственных корпораций, работающих на морском и океаническом промысле и переработке
рыбы. Они будут способны приобретать современный флот и перерабатывающие мощности под государственные гарантии, иметь возможность создания российских производственно-сбытовых цепей для внутреннего рынка и рынков стран СНГ, а также импортозамещения и продвижения российской продукции на рынки развитых стран;
• обеспечение условий для прозрачности бизнеса и формирования основной части прибыли в рамках деятельности этих российских корпораций, которые должны работать на основе российских национальных стандартов неистощимого рыболовства и российского рыбо-хозяйственного аудита;
• плановое сотрудничество корпорации этого типа с ведущими исследовательскими рыбохо-зяйственными организациями по линии сертифицирования и стратегического маркетинга, что позволит решать задачи освоения малоизученных и недоосвоенных объектов промысла, разрабатывать совместные пилотные проекты по инновационным направлениям деятельности [1]. Поскольку при современном состоянии рыбо-
хозяйственной деятельности частные предприятия не в состоянии выполнять вышеперечисленные задачи, то можно считать наиболее рациональной юридической формой деятельности государственно-частное партнерство (ГЧП), при которой по мере роста экономической эффективности предприятия неистощимого рыболовства и его инвестиционной привлекательности может осуществляться продажа части акций новым квалифицированным партнерам с сохранением государственного пакета акций в предприятии. Средства от продажи акций предприятия должны направляться на финансирование новых видов рыбохозяйственной деятельности.
В ходе предварительного анализа эффективности условного вертикально интегрированного предприятия неистощимого рыболовства был рассмотрен пример промысла минтая группой добывающих судов и одной плавучей рыбоперерабатывающей фабрики на базе модернизированного крупнотоннажного траулера, принимающего перегруз в районах крупных дальневосточных портов (Владивосток, Совгавань, Магадан), не совершающего продолжительных переходов и не выполняющего тралений (табл. 3). Добывающие суда и рыбоперерабатывающая фабрика входят в состав вертикально интегрированного предприятия неистощимого рыболовства, которое ведет полную переработку уловов, включая неконтрактную молодь и прилов (в расчетах использовался уровень 20 % от общего вылова), обеспечивая таким образом
Примечание. Анализ эффективности проведен с помощью программы «Project Expert 7 Professional».
Таблица 3
Эффективность подразделений условного вертикально интегрированного предприятия неистощимого рыболовства, долл.
№ п/п Показатель Группа добывающих судов (4 СРТМ) Мобильная рыбоперерабатывающая фабрика
1 Чистый объем продаж 19 884 692 44 103 335
2 Материалы и комплектующие 11 327 852 24 681 313
3 Суммарные прямые издержки 11 327 852 24 681 313
4 Валовая прибыль 8 556 840 19 422 021
5 Налог на имущество 291 316 176 871
6 Производственные издержки 1 540 764 562 317
7 Зарплата административного персонала — 167 656
8 Зарплата производственного персонала 3 959 896 1 666 981
9 Суммарные постоянные издержки 5 500 660 2 396 954
10 Амортизация 1 400 000 850 000
11 Проценты по кредитам — 657 968
12 Суммарные непроизводственные издержки 1 400 000 1 507 968
13 Прибыль до выплаты налога 1 364 864 15 340 229
14 Налогооблагаемая прибыль 1 364 864 15 340 229
15 Налог на прибыль 272 973 3 068 046
16 Чистая прибыль 1 091 891 12 272 183
17 Рентабельность чистой прибыли ^РМ), % 5 % 28 %
18 Выплаты в погашение кредита — 866 000
19 Баланс наличности на конец периода 1 091 891 11 406 183
работу, не допускающую ННН-промысла, снижая ущерб от выбросов неконтрактной части улова.
Результаты расчетов показывают невысокий уровень рентабельности добывающей группы судов в составе вертикально интегрированного предприятия, однако, неоспоримым преимуществом этой формы организации рыбохозяйственного бизнеса является бренд предприятия неистощимого рыболовства, позволяющий увеличивать стоимость конечного продукта на 7—10 % и обеспечивать предпочтительный спрос покупателей. В то же время включение добывающих судов в состав перерабатывающего комплекса с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью позволяет повысить рентабельность фабрики по отношению к принятой в настоящее время практике, а следовательно, и рентабельность инновационного предприятия в целом.
Таким образом, в существующих внешних условиях и при современном состоянии отечественной рыбной промышленности создание инновационных вертикально интегрированных предприятий неистощимого рыболовства на базе государственно-частного партнерства является актуальной мерой, способной улучшить экономическую ситуацию в отрасли и, как следствие, повысить эффективность внешнеэкономической деятельности в рыбном хозяйстве.
Список литературы
1. Акулин В. Н, Покровский Б. И. Инновационная стратегия преодоления современного кризиса рыбной промышленности Дальнего Востока // Известия ТИНРО. 2009. Т. 156. С. 370-374.
2. Дарькин С. М. Ответственная миссия Международного конгресса рыбаков по обеспечению долгосрочного и эффективного использования водных биоресурсов // Развитие международного сотрудничества в сфере эффективного использования водных биоресурсов. Материалы к пленарному заседанию 3-го Международного конгресса рыбаков. Владивосток, 2008. С. 6—11.
3. Импорт в Россию основных товаров. URL: http://www. rusimpex. ru.
4. Кодекс ведения ответственного рыболовства. Рим: ФАО, 1995. С. 65.
5. Официальная статистика по импорту рыбы и морепродуктов в Россию в 2004—2007 гг. // РК-Профи, 2008. № 63 (174). С. 4—27.
6. Стратегия устойчивого управления рыболовством и поддержания стабильности рынков рыбопродукции. Материалы 4-го Международного конгресса рыбаков. Владивосток, 2009. С. 74.