УДК 338.075
М.Г. МАГОМЕДОВ, А.А. РЕЗВАНОВ, И.Г. ФОМЕНКО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Проведен анализ состояния, выявлены проблемы развития предприятий рыбной промышленности. Исследованы тенденции и перспективы роста предприятий, учитывающие достижение устойчивого развития всех элементов бизнес-процессов от рыбопромысловика до конечного потребителя. Рассмотрены макроэкономические условия, установлены важнейшие факторы, обеспечивающие повышение устойчивости развития данных предприятий. Структурированы этапы движения материальных потоков на предприятии рыбной промышленности.
Ключевые слова: рыбопромышленные предприятия, программы развития, устойчивое развитие, переработка рыбных ресурсов, модели движения материальных потоков, природная среда.
Введение. Рыбная отрасль является важнейшей составляющей народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. Обеспечение населения рыбной продукцией, значительная часть которой импортируется из-за рубежа, является острой проблемой. В этой связи продовольственная безопасность ставится в прямую зависимость от устойчивого развития рыбной промышленности.
В современных условиях длительное время существовало несистемное правовое и экономическое регулирование рыбопромышленного комплекса в сочетании с непрозрачным бизнесом, в результате которого хозяйственная деятельность предприятий вынуждена была осуществляться в крайне сложных условиях, требующих незамедлительного решения следующих задач: разработка новых технологий глубокой переработки рыбы и морепродуктов, получение пищевых продуктов, биологически активных веществ нового поколения и кормовых продуктов из недоиспользуемых водных биологических ресурсов, более эффективная производственная деятельность рыбоперерабатывающих предприятий.
Указанные проблемы можно решить существующими методами повышения устойчивости производственных процессов на предприятии рыбной промышленности [1].
Устойчивое развитие предприятий рыбной промышленности. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание устойчивому развитию рыбной промышленности. Премьер-министр РФ В. Путин считает, что российская рыбная отрасль начинает преодолевать негативные тенденции пореформенных преобразований, развивается весьма эффективно. Выступая на совещании по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России, он сообщил, что в июле 2010 г. общий вылов водных биоресурсов составил около 2,5 млн т, что больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем он подчеркнул, что главным показателем успеха следует считать рост доли отечественной рыбной продукции на российском рынке [2].
Приоритетными вопросами развития рыбохозяйственного комплекса являются строительство и модернизация судов, формирование инфраструктуры переработки и хранения отечественной рыбной продукции, что позволит создать специализированные рыбные рынки в российских регионах.
Во Владивостоке (сентябрь 2010 г.) прошел V Международный конгресс рыбаков, на нем обсуждались наиболее острые проблемы отрасли, связанные с ее переходом в режим инноваци-
онного развития. В соответствии с Концепцией развития рыбного хозяйства РФ переход должен начаться с 2013 г. Для реализации Концепции необходимо решить ряд проблем:
- совершенствование законодательства и привлечение инвестиций;
- сохранение и использование осетровых рыб, обеспечение безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов;
- развитие и реализация инновационных процессов в рыбной промышленности;
- определение условий квотирования при ловле рыбы;
- создание отраслевых бизнес-инкубаторов [3].
В рамках Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.» планируется выделить более 60 млрд руб. на реконструкцию рыболовецкого флота, строительство новых судов и более глубокую переработку рыбного сырья, а также на воспроизводство и приумножение рыбных запасов страны.
Традиционным лидером по переработке рыбных ресурсов отечественного производства является Дальний Восток, на территории которого работают десятки государственных и частных заводов, специализирующихся на выращивании мальков горбуши, кеты, нерки и кижуча. Благодаря искусственному воспроизводству пополняются запасы рыбы. Программа предусматривает также и развитие марикультуры - искусственного выращивания товарной рыбы и других обитателей морских глубин. Отечественное воспроизводство рыбы является одним из факторов формирования устойчивого развития промышленных предприятий рыбной отрасли.
Федеральная целевая программа - это первый правительственный документ, который создает настоящую юридическую основу для бюджетных инвестиций в рыбную промышленность России. Мировые лидеры рыболовства (Перу, Китай, Япония) уже приступили к модернизации национального законодательства с целью создать более благоприятные условия для развития рыбной отрасли. В рейтинге стран, специализирующихся на выращивании, ловле и переработке рыбы, Россия занимает восьмое место.
Федеральная целевая программа должна улучшить материально-техническое состояние отрасли. Так, по официальным данным, российские рыбаки вылавливают более 3 млн т рыбы в год, а пропускная способность наших портов - 1,3 млн т, т.е. Россия не в состоянии переработать выловленную рыбу.
Приоритетной задачей рыбной промышленности является не извлечение прибыли, а обеспечение продовольственной безопасности, снабжение населения рыбными продуктами питания. Во многих странах рыбные предприятия получают государственную поддержку, равную 20% стоимости произведенной продукции. Европейский фонд развития рыболовства располагает бюджетом в 4,3 млрд евро на 2007-2013 гг. В ЕС только на преодоление топливного кризиса и модернизацию рыболовного сектора экстренно выделено 2 млрд евро. Российская целевая программа обладает меньшими возможностями. Особенно, если учесть масштабы территорий, с одной стороны, и неразвитость инфраструктуры - с другой. Основная идея программы - обеспечить население страны рыбной продукцией. Вылавливать в 2013 г. нужно не 3 млн т, как сейчас, а 4,7 млн т. Тогда средний россиянин будет потреблять в год не 12,5 кг рыбной продукции, а 16 кг. При этом необходимо, чтобы на прилавках был рыбный товар разных ценовых сегментов, для различных категорий покупателей. В ближайшей перспективе (2011 г.) российская рыба начнет вытеснять с прилавков импортную. В динамике цен на импортную рыбу (как и на мясо) наблюдаются негативные тенденции, связанные с ростом зависимости от импортной продукции (рис.1).
сентябрь 2007 г. сентябрь 2008 г.
Рис.1. Сравнительная динамика средней цены на импортные рыбу и мясо (тыс. долл.)
(по данным Федеральной таможенной службы)
В 2013 г. доля российской рыбы в магазинах должна составлять 80%. Сейчас в среднем по стране импорт морепродуктов составляет 38%, а в крупных городах - более 60%. Проблема в данном случае не в отсутствии рыбы в розничной торговле, а в том, что часть прибавочной стоимости остается за границей, хотя могла бы укреплять экономику нашей страны. Но именно рост потребления, а не создание новых рабочих мест, и не увеличение налоговой базы являются приоритетными целевой программы [4].
Реализация Федеральной целевой программы приведет к развитию рыбного производства, увеличению потребления рыбы, налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
В табл.1 приведены данные работы организаций по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство». Они свидетельствуют о переменной динамике за 2003-2008 гг. Произошло увеличение числа организаций, уменьшение прибыли, увеличение рентабельности проданных товаров, улов рыбы и морепродуктов в среднем составляет 3200 т в год.
Таблица 1
Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» [5, с.253]
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число организаций (на конец года)1), тыс. 5,3 6,3 7,4 7,8 8,4 8,7
Индекс производства2), в процентах к предыдущему году 101,9 93,6 111,7 101,6 100,0 96,4
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 86,2 80,0 98,2 95,0 89,7 81,6
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)3), млн руб. -7194 3416 29 1955 4963 1811
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)3), процентов -3,3 3,7 5,2 4,2 8,4 8,8
Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тыс. тонн 3285 2965 3212 3264 3417 3315
1) По данным государственной регистрации.
2) По виду экономической деятельности «Рыболовство».
3) 2003-2007 гг. - по данным бухгалтерской отчетности. Знак (-) означает убыток (убыточность).
Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква- и марикуль-туры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. Пополнение рыбных запасов молоди ценных видов рыб рыбоводными предприятиями приобретает важное значение. Используя данные официальной статистики, можно сделать вывод, что осетровые, лососевые, частиковые запасы увеличиваются, но происходит снижение запасов молоди растительноядных рыб (табл.2).
Таблица 2
Выпуск молоди ценных видов рыб рыбоводными предприятиями в естественные водоемы и водохранилища4, млн штук [5, с. 255]
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
Выпуск молоди ценных видов рыб2) 6981,2 64 52,23) 6938,6 ,7 СО 1 4 7 7653,7
Из них: осетровых 70,6 70,3 59,6 72,1 70,6
лососевых 631,6 690,0 682,5 694,9 759,5
сиговых 61,5 59,5 45,4 34,5 59,8
растительноядных 97,7 86,4 83,3 77,1 68,5
частиковых 6111,6 5544,0 6065,9 6533,6 6689,5
1) По данным Росрыболовства.
2) 2003-2006 гг. - включая кефалевые.
3) Включая выпуск речных раков.
4) Включая миногу.
Российская Федерация традиционно является одним из крупнейших экспортеров рыбы. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции, ее конкурентоспособности, оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.
Достижение этой цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации, созданию эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач.
1. Разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей задачам его эффективного развития.
2. Формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего прозрачность системы их распределения.
3. Сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на эти ресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана.
4. Обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов.
5. Расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса.
6. Совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля над использованием и охраной водных биологических ресурсов в целях предотвращения и пресечения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж.
7. Четкое разграничение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования водных биологических ресурсов.
8. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических ресурсов.
9. Развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, формирование генофондовых коллекций и маточных стад ценных видов этих ресурсов.
10. Разработка комплексных мер по развитию аква- и марикультуры.
11. Приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее именуется - прибрежное рыболовство).
12. Развитие береговой инфраструктуры рыбопромышленного комплекса.
13. Разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота.
14. Создание условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции, его эффективной функциональной инфраструктуры.
15. Развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства.
16. Разработка государственной социальной стратегии в области рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающей оптимальную занятость и доходы населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
Основными направлениями реализации Концепции являются [5]:
- совершенствование управления водными биологическими ресурсами;
- регулирование промысловой деятельности и создание условий для поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации;
- организация и развитие прибрежного рыболовства, аква- и марикультуры;
- создание условий для работы российского рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана;
- совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и их сохранение;
- совершенствование проведения отраслевых научных исследований и системы образования.
Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:
- отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации;
- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;
- рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;
- резкое снижение запасов водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;
- обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- существенное несоответствие запасов отдельных видов водных биологических ресурсов мощностям рыбопромыслового флота, предназначенным для их вылова (добычи);
- высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств;
- структурные диспропорции и кризис в рыбохозяйственном комплексе, его дезинтеграция;
- сырьевая направленность экспорта рыбной продукции;
- слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.
Исходя из основных проблем отрасли в Концепции определяются цель и задачи рыбного хозяйства в Российской Федерации в целом и для конкретных предприятий в частности. Реализация цели предполагает решение задач по совершенствованию организации производства и производственных процессов.
Объем отечественного рыбного рынка составляет около 4,2-4,5 млн т рыбопродукции и морепродуктов, при этом 1,3-1,5 млн т - это импортная продукция. Таким образом, доля импортной рыбопродукции составляет около 33% в общем объеме рынка. Неэффективность отечественной промышленности обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции, предприятий и всей рыбной отрасли. Высокая доля импорта в структуре потребления, с одной стороны, и существующая в мире долгосрочная тенденция к глобализации рынков - с другой, указывают на неизбежность обострения конкуренции и необходимость выхода отечественных производителей на уровень международных мировых стандартов. В современном глобализирующемся мире формирование и повышение конкурентоспособности предприятий рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора экономики выступает одной из основных задач ведущих рыбопромышленных иностранных государств. В основе их деятельности лежат инновационные воздействия, базирующиеся на применении прогрессивных технологий, новых методов организации производства, активном маркетинге и реализации конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Ряд российских рыбных компаний предпринимают успешные попытки выхода на довольно сложный европейский рынок рыбной продукции. Между тем по ряду политических, экономических и других причин рыбный экспорт по существу состоит на 80-85% из сырья, а не из переработанной и готовой рыбопродукции.
Несомненно, что дальнейший прогресс рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом, что и положено в основу принятой Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса [6].
«Рыбный союз» отмечает, что с 1 января 2009 г., когда на основании нормы закона «О рыболовстве» - вся выловленная российскими рыбаками рыба поступает для таможенного оформления на российский берег, фактические объемы начинают возрастать. Реальные оценки по факту прохождения таможенного оформления российскими рыболовецкими судами, в значительной мере превосходят фактические, что соответствует вышеуказанным условиям развития отрасли. Изменение порядка оформления улова рыбы позволит на 30% увеличить долю отечественной продукции на рынке. Новые правила позволят использовать мощности отечественных рыбоперерабатывающих предприятий, часть из которых работает не с полной нагрузкой.
До сих пор происходят случаи нарушения таможенного законодательства со стороны российских импортеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность: появление «серого»
импорта на таможне, недостоверность предоставления сведений на ввозимую в Россию рыбопродукцию, «манипуляция» импортерами со структурой и объемом, страной происхождения. При этом российский импортер нередко занижает таможенную стоимость продукции, что, безусловно, приводит к негативным последствиям для государства и для развития отечественного рыбного рынка, к снижению уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей, и как следствие этого -снижению конечной стоимости на импортную продукцию, что в дальнейшем приводит к ценовой неконкурентоспособности и снижению доли отечественной рыбопродукции в общем объеме рыбного рынка России.
В целях регламентации на импорт и соблюдения безопасности и качества продукции, Рос-сельхознадзор ограничил с 1 января 2009 г. импорт рыбы с заводов стран Евросоюза, Китая, Японии, Вьетнама. По приказу Минсельхоза действует регламент по выдаче разрешений на ввоз рыбной продукции, на основании которого экспортировать рыбу в Россию могут только те суда и предприятия, которые прошли аттестацию. Другим требованием является наличие российской компании-импортера. Одним из первых экспортеров, который привел предприятия в соответствие российским требованиям, стала Норвегия. Аналогичные процедуры проводятся еще в 26 странах, экспортирующих в Россию рыбу, в их числе Аргентина, Чили, Уругвай, Эквадор, Перу, Колумбия.
Для работы с импортной продукцией необходимо провести комплекс следующих мероприятий:
- проанализировать рынок, структурировать и сегментировать рынок, оценить и спрогнозировать ситуацию с собственным обеспечением отечественного вылова/производства и изменением конъюнктуры рынка, т.е. выявить существующий и ожидаемый дефицит или профицит, спрос/снижение объемов и цен на продукцию;
- по имеющимся различным источникам информации необходимо определить и проанализировать уровень отечественных и мировых цен на ту или иную рыбопродукцию и ее заменители;
- изучить фирменную структуру рынка, т.е. выявить круг потенциальных покупателей и потенциальных конкурентов;
- изучить условия работы на рынке: межправительственные соглашения, регулирующие ввоз/вывоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране-экспортере, а также особенности внутреннего законодательства в отношении нерезидентов, тарифы на транспортные услуги, страхование и другие существенные условия;
- выбрать формы и методы работы на изучаемом рынке, провести рекламные мероприятия;
- определить диапазон отходов и оптимальный уровень импортной цены;
- разослать коммерческие предложения потенциальным продавцам, заключить импортный контракт и приступить к его исполнению.
Для решения производственных задач предприятиям рыбной промышленности целесообразно использовать опыт введения системы менеджмента материальных и энергетических потоков на предприятии фармацевтического предприятия Merckle-Ratiopharm (ФРГ). Вычисляемые показатели относились к материалам, которые непосредственно вовлечены в производство. Было учтено около 90% потоков веществ и энергии. Преимуществом этого подхода признана простота картины потоков [7].
Модифицированный вариант схемы движения материальных потоков, адаптированный для рыбной промышленности, представлен на рис.2.
Предварительное определение потоков: установление количества закупаемого рыбного сырья, упаковки и т.д.
Потребление Продажа Переработка Экологические
продукции через сеть спец. отходов процессы
магазинов производства -
комбинирование
Дальнейшая дифференциация потоков
Вычисление стоимостных характеристик рыбных потоков
1-й этап Поставщик: издержки соответствуют цене рыбных материалов с учетом стоимости транспортировки и процесса закупок
2-й этап Вход товара на предприятие: издержки хранения и эксплуатации оборудования для рыбной промышленности
3-й этап Производство: издержки по производству рыбы; издержки, связанные с персоналом
а
4-й этап:
4.1. Продукция, в том числе упаковка рыбы (издержки по хранению
и пересылке) выход товара на рынок
4.2. Отходы (издержки по переработке) в основе которых лежит процесс комбинирования
5-й этап:
5.1. Потребитель (издержки по вывозу, и транспортировке товара)
5.2. Реализация продукции вторичного производства
Рис.2. Анализ движения материальных потоков предприятия рыбной промышленности
(составлен по данным [7])
Проведем поэтапный анализ движения материальных потоков по данной схеме.
Первый этап - от поставщика рыбных ресурсов до входа товара на предприятие. Связанные с этим издержки соответствуют цене материалов с учетом стоимости транспортировки и процесса закупки.
Второй этап - от входа товара до промышленного производства рыбы. Возникают издержки, связанные с хранением и эксплуатацией оборудования (компрессоры, опреснительные установки и т.д.).
Третий этап затрагивает внутри производства издержки по производству рыбы и издержки, связанные с персоналом.
Четвертый этап разделен на продукцию, включая упаковку рыбы и отходы. Таким образом, на продукцию приходятся издержки по хранению и пересылке. С отходами связаны издержки по переработке, в основе которых лежит комбинирование.
Пятый этап начинается с выхода товара и заканчивается потребителем. Для продукта возникают издержки по вывозу, транспортировке. Кроме того, происходит реализация продукции вторичного производства (отходов). Необходимо принимать во внимание издержки, связанные с остаточными веществами (отходами). На четвертом и пятом этапах возникают экологические издержки; они составляют 10% издержек, связанных с остаточными процессами производства. Заключение. Важнейшими направлениями экономического развития России является формирование цивилизованного рынка рыбы, достижение устойчивого развития всех элементов бизнес-процессов от рыбопромысловика до конечного потребителя. Для этого необходима разработка, мер и конкретных действий по созданию конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, соблюдению стандартов качества и безопасности, технического регламента по выпуску, организация и функционирование рыбных бирж, логистическая инфраструктура, рыбные оптовые рынки и специализированные магазины, налаживание тесных контактов между представителями рыбных компаний и торговли. Обеспечение экологизации деятельности всех звеньев данной цепи создаст условия для рынка свободной и добросовестной конкуренции, что будет способствовать его устойчивому развитию и экологической безопасности деятельности предприятий рыбной промышленности.
Библиографический список
1. Дудакова И.А. Разработка методов повышения эффективности организации производственных процессов на предприятии рыбной промышленности / И.А. Дудакова, М.Г. Магомедов,
О.А. Чернецова // Современные проблемы экономики: коллективная монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.М. Крымова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. - С.102-112.
2. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России [Электрон. ресурс] / В.В. Путин // Рос. газ. «Экономика». - 2010. - 24 авг.- Режим доступа: www.rg.ru / news. html
3. Горбунов Г. Рыбак - рыбаку / Г. Горбунов // Рос. бизнес-газ. - 2010. - 7 сент. -№766(33).
4. Чкаников М. Рыбное направление правительства / М. Чкаников // Рос. газ. - 2008. -25 нояб. - №4798.
5. Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2009. - 525 с.
6. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года №1265-р. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.mcx.ru/documents /document/show/6409.191.htm.
7. Митупов Т. Перспективы развития рыбного рынка импортозамещения [Электрон. ресурс] / Т. Митупов. - Режим доступа: www.nasledie.ru
Материал поступил в редакцию 20.09.10.
References
1. Dudakova I.A. Razrabotka metodov povysheniya effektivnosti organizacii proizvodstvennyh processov na predpriyatii rybnoi promyshlennosti / I.A. Dudakova, M.G. Magomedov, O.A. Chernecova // Sovremennye problemy ekonomiki: kollektivnaya monografiya / pod obsch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.M. Krymova. - Rostov n/D: Izdatel'skii centr DGTU, 2010. - S.102-112. - In Russian.
2. Putin V.V. Vystuplenie na soveschanii po voprosam razvitiya rybohozyaistvennogo kompleksa Rossii [Elektron. resurs] / V.V. Putin // Ros. gaz. «Ekonomika». - 2010. - 24 avg.- Rejim dostupa: www.rg.ru / news. html - In Russian.
3. Gorbunov G. Rybak - rybaku / G. Gorbunov // Ros. biznes-gaz. - 2010. - 7 sent. -№766(33). - In Russian.
4. Chkanikov M. Rybnoe napravlenie pravitel'stva / M. Chkanikov // Ros. gaz. - 2008. -25 noyab. - №4798. - In Russian.
5. Rossiya v cifrah. 2009: krat. stat. sb. / Rosstat. - M., 2009. - 525 s. - In Russian.
6. Koncepciya razvitiya rybnogo hozyaistva Rossiiskoi Federacii na period do 2020 goda. Odobrena rasporyajeniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 2 sentyabrya 2003 goda №1265-r. [Elektron. resurs]. - Rejim dostupa: www.mcx.ru/documents /document/show/6409.191.htm. -In Russian.
7. Mitupov T. Perspektivy razvitiya rybnogo rynka importozamescheniya [Elektron. resurs] / T. Mitupov. - Rejim dostupa: www.nasledie.ru - In Russian.
M.G. MAGOMEDOV, A.A. REZVANOV, I.G. FOMENKO PRINCIPAL DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FISHING ENTERPRISES
The state and problems of fishing enterprise development are analysed. Growth trends and prospects considering sustainable development of all elements of business processes from fisher to end-consumer are investigated. Macroeconomic conditions are considered. Key factors providing stabilization of these enterprises are defined. Stages of product flows at the fishing enterprise are structured.
Key words: fishing enterprises, development programs, sustainable development, fishery processing, product flow models, natural environment.
МАГОМЕДОВ Магомед Гасанханович (р. 1967), профессор кафедры «Философия» Донского государственного технического университета, доктор социологических наук (2009), доцент (2005). Окончил Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения (1990).
Область научных интересов: экономика предприятия, социальные аспекты экономической политики.
Автор более 40 научных публикаций. [email protected]
РЕЗВАНОВ Александр Анатольевич (р. 1964), декан факультета «Инновационный бизнес и менеджмент» Донского государственного технического университета, доктор социологических наук (2010), доцент (2010). Окончил Ростовский государственный университет (1987) и Ростовский государственный экономический университет (2002).
Область научных интересов: экономика предприятия, социальные аспекты экономических стратегий.
Автор более 40 научных публикаций. [email protected]
ФОМЕНКО Игорь Геннадьевич (р. 1975), соискатель кафедры «Маркетинг и управление в сфере обслуживания»Донского государственного технического университета. Окончил Новочеркасский политехнический институт (1997) и Российскую государственную академию государственной службы при президенте РФ (2006).
Область научных интересов: экономика предприятия, экология.
Автор 8 научных публикаций.
Magomed G. MAGOMEDOV (1967), Professor of the Philosophy Department, Don State Technical University. PhD in Sociology (2009), Associate Professor (2005). He graduated from Rostov-on-Don Institute of Agricultural Engineering (1990).
Research interests: economics of enterprise, social aspects of economic policy.
Author of over 40 publications.
Alexander A. REZVANOV (1964), Dean of the Innovative Business and Management Faculty, Don State Technical University. PhD in Sociology (2010), Associate Professor (2010). He graduated from Rostov State University (1987) and Rostov State University of Economics (2002).
Research interests: economics of enterprise, social aspects of economic strategies.
Author of over 40 publications.
Igor G. FOMENKO (1975), Ed.D. Candidate of the Marketing and Management in Services Sector Department, Don State Technical University. He graduated from Novocherkassk Polytechnic Institute (1997), Russian State Academy of Civil Service under President of the Russian Federation (2006). Research interests: economics of enterprise, ecology.
Author of 8 publications.