Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы развития конъюнктуры регионального рынка рыбопродуктов'

Состояние, проблемы и перспективы развития конъюнктуры регионального рынка рыбопродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
867
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РЫБОПРОДУКТОВ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЦЕНА / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носкова Е. В.

В статье проведен анализ состояния регионального рынка рыбопродуктов (на примере Приморского края). Выделены перспективные направления его развития, вскрыты проблемы функционирования предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока России, которые не позволяют развиваться рынку рыбопродуктов, и приводят к снижению конкурентоспособности рыбной продукции на российском рынке. Проанализированы основные стратегические программы развития рыбного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы развития конъюнктуры регионального рынка рыбопродуктов»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 339.13

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЫБОПРОДУКТОВ

Е. В. НОСКО В А, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: noskova05@mail. ru Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье проведен анализ состояния регионального рынка рыбопродуктов (на примере Приморского края). Выделены перспективные направления его развития, вскрыты проблемы функционирования предприятий рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока России, которые не позволяют развиваться рынку рыбопродуктов и приводят к снижению конкурентоспособности рыбной продукции на российском рынке. Проанализированы основные стратегические программы развития рыбного комплекса.

Ключевые слова: рынок рыбопродуктов, спрос, предложение, цена, рыбохозяйственный комплекс, проблемы развития рынка.

Рынок рыбопродуктов является одним из самых динамично растущих среди всех сегментов продовольственного рынка России, но пока он еще крайне далек от насыщения. Данное обстоятельство объясняет значительный интерес к динамике развития данного рынка достаточно большого количества действующих субъектов как со стороны коммерческих предприятий, научно-исследовательских институтов, так и со стороны государства. В рамках данного исследования рассмотрим состояние и перспективы развития регионального рынка рыбопродуктов на примере Приморского края, вскроем ряд проблем, решение которых будет определять

успех развития рыбохозяйственного комплекса в будущем.

Приморский край обладает одним из крупнейших в системе рыбной промышленности страны рыбохозяйственным комплексом, что объективно обусловлено имеющейся на Дальнем Востоке мощной сырьевой базой и наличием трудовых ресурсов [8, 12]. В данном комплексе Приморского края насчитывается более 420 рыболовецких компаний, ведущих промысел водных биологических ресурсов в море, в пресноводных водоемах и в эстуарно-прибрежных системах [16]. Основные социально-экономические показатели рыбохозяйственного комплекса представлены в табл. 1.

Результаты анализа социально-экономических показателей рыбохозяйственного комплекса позволяют сделать вывод, что потребление рыбопродуктов прямо пропорционально производству данной продукции. Это говорит о том, что наличие стабильного спроса на рыбу позволяет предприятиям-изготовителям загружать свои производственные мощности для поддержания конъюнктуры рынка. Отсутствие государственной поддержки, непропорциональное распределение уровня квот на ловлю рыбы, низкая доля инвестиций и модернизированного оборудования — все это является серьезными

Таблица 1

Социально-экономические показатели рыбохозяйственного комплекса Приморского края в 2006—2010 гг. [13]

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Улов рыбы и добыча других 638,3 700,6 690,6 660,7 56,5**

морепродуктов*, тыс. т

В % к предыдущему году 100,6 109,8 98,6 95,7 129,1

Товарная пищевая рыбная продукция, 538,5 586,4 591,7 551,6 578,8

включая консервы, тыс. т

В % к предыдущему году 92,3 108,9 100,9 93,2 115,5

Консервы рыбные и из морепродуктов, 138,1 145,6 200,8 158,1 138,5

млн руб.

В % к предыдущему году 108,6 105,4 137,9 78,7 88,3

Потребление рыбы, кг в год на душу 26 28 29 29 29

населения

В % к предыдущему году 104,0 107,7 103,6 100,0 100,0

* Индексы промышленного производства за 2007—2010 гг. исчислены по натуральным показателям в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД). В качестве весов принят базисный 2008 г.

** Рыба живая, свежая и охлажденная.

препятствиями для эффективной работы комплекса. Показателем, указывающим на данную проблему, является износ основных фондов, который составил 31,6 % от полной стоимости фондов на конец 2010 г., в то время как процент их обновления составил всего 11,3 %.

В последние годы бюджетные средства на развитие рыбного хозяйства почти не направлялись. Так, в 2010 г. за счет средств федерального бюджета на развитие рыбоводства было использовано 202,4 млн руб. Весь объем инвестиций, который был направлен на переработку и консервирование рыбной продукции, был потрачен на приобретение новых основных средств: судов, машин и оборудования. Государство в настоящий момент старается усилить поддержку рыбохозяйственного комплекса, только за 2011 г. льготы составили порядка 7,5 млрд руб. Однако только 40 % выделенных средств было направлено на развитие глубокой переработки продукции и на модернизацию инфраструктуры, что говорит о неэффективности их использования. Большие надежды рыбаков края связаны с программой поддержки береговой переработки. В 2011 г. в территориальном бюджете на ее реализацию было заложено

189 млн руб. Всего же до 2013 г. включительно на эти цели планируется потратить 689 млн руб. [1, 6].

Индекс производства в 2010 г. по виду деятельности «Рыболовство» составил 129,8 %, этот показатель существенно выше по сравнению с 2009 г., что связано непосредственно с улучшением использования предприятиями квот на вылов рыбы (табл. 2).

Удельный вес Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в производстве рыбопродуктов в России составляет основную долю — 51 %, совокупные налоговые поступления дальневосточных рыбопромышленных предприятий в 2011 г. составили 12 млрд руб. [13]. Удельный вес Приморского края в производстве рыбных консервов, в выпуске рыбы живой, свежей или охлажденной в ДВФО составляет 33,3 % (по этому показателю край уступает Сахалинской области и Камчатскому краю; в производстве продуктов рыбных переработанных и консервированных — только Камчатскому краю).

Рыбохозяйственный комплекс Приморского края вносит весомый вклад в формирование валового регионального продукта — более 21 млрд руб. (5,8 %) и дает рабочие места почти 17 тыс. чел.

Таблица 2

индексы промышленного производства Приморского края в 2007—2010 гг.,

в % к предыдущему году [13]

Показатель 2007 2008 2009 2010

Рыболовство 77,5 104,0 111,5 129,8

Переработка и консервирование рыбы и морепродуктов 106,0 132,5 80,2 107,7

(2,8 % занятых в организациях края). Однако доля рыбохозяйственного комплекса в этих показателях ежегодно сокращается в связи со снижением предпринимательской активности и инвестиционных вложений в производство [13]. Более того, данная проблема является общероссийской и требует поддержки и активного вмешательства государственных органов.

Особо стоит подчеркнуть, что удаленность Приморского края от центральных районов России приводит к его оторванности от экономического пространства страны, затрудняет транспортировку рыбопродуктов в западную часть России в связи с высокими транспортными тарифами, что в итоге снижает конкурентоспособность рыбной продукции Дальнего Востока. В связи с этим приморские рыбопромышленные предприятия вынуждены расширять свои рынки сбыта за счет интеграции в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Сырьевая база рыбной промышленности Приморья, центром которого является г. Владивосток, всегда была достаточно обширна, и разведанные запасы почти всегда превышали возможности их освоения, что позволяет обеспечивать стабильный экспорт рыбного сырья. Продукция аквакультуры и марикультуры (выращивание морских и пресноводных организмов) признана стать одним из факторов обеспечения продовольственной независимости страны, насыщения внутреннего рынка, повышения занятости населения. В настоящее время в рыбохо-зяйственном комплексе, как было отмечено ранее, занято около 17 000 чел., что составляет 2,8 % от среднекраевой занятости в организациях края с заработной платой в 22 347,0 руб. [13]. Из всей численности работников рыболовства и рыбоводства края 5 489 чел. с заработной платой в 26 011, 9 руб. составляют трудовое население рыбного сектора Владивостока [16].

Интенсивный рост цен на рыбопродукты привел к снижению спроса со стороны российского

потребителя на данный вид продукции. В структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания доля рыбопродуктов остается нестабильной (табл. 3).

На фоне динамики индекса потребительских цен рост цен на рыбопродукты оставался одним из самых низких среди наблюдаемых групп видов продовольственных товаров до 2008 г. и, напротив, в 2009 г. эта группа товаров стала лидером по росту цен — 123 % к декабрю 2008 г. За последние 5 лет был зафиксирован самый высокий рост цен на рыбопродукты.

Рыба замороженная разделанная и неразделан-ная увеличилась в цене на 16,1—24,4 %, консервы рыбные — на 22,9 %, рыба соленая, маринованная, копченая, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы — на 30,9—35,4 % (рис. 1).

Можно констатировать, что связь между уровнем потребления и индексом потребительских цен на рыбу и рыбопродукцию нечеткая. Рыба — продукт жизненно важный, поэтому потребители приобретают его, невзирая на изменение цены, а вот с индексом цен на продукты питания потребление рыбопродукции имеет обратную зависимость, т. е. если уровень цен на продукты питания снижается, то потребители большую часть дохода тратят на приобретение рыбопродуктов.

В настоящее время рыбное хозяйство в большинстве развитых стран рассматривается как неотъемлемый компонент обеспечения продовольственной безопасности государства. Поэтому правительства, международные и общественные организации все чаще и настойчивее занимаются именно этой проблемой, проводят политику, гарантирующую достаточное и устойчивое обеспечение продовольствием по рациональным нормам и разнообразию с учетом особенностей вкусов и исторических традиций народного потребления [13, 16].

Существенное влияние на потребление рыбы и рыбопродуктов внутри страны оказывают неконт-

Таблица 3

Динамика индексов потребительских цен на рыбопродукты в Приморском крае в 2006 — 2011 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года), % [12, 13]

Вид продукции 2006 2007 2008 2009 2010 Июнь 2011 г.

Рыбопродукты, всего 106,3 105,6 110,3 123,0 107,0 107,4

В том числе:

- рыба и морепродукты пищевые 107,1 105,3 110,6 124,0 107,4 108,6

- сельди 105,2 107,4 109,0 115,7 101,8 101,6

- консервы рыбные 101,6 107,3 108,3 122,9 108,9 102,8

Продукты питания в целом 106,6 114,7 118,0 108,6 110,2 103,6

X

/ 1

125 120 US

ПО и

и

U

105 3 100 95 90

Потребление рыбопродукции

^^^Индекс роста цен на рыбопродукты, всего

^^»Индекс роста цен на продукты питания в целом

2006 2007 2008 2009

2010 Июнь 2011

Рис. 1. Соотношение индекса роста цен на продукты питания и цен на рыбопродукты в Приморском крае, 2006—2011 гг. [9, 12, 13, 15, 16]

ИУУУЦПотребление рыбопродукции

-Индекс роста цен на рыбопродукты, всего

2006

2007

2008

2009

2010 Июнь 2011

-4—Среднедушевые реально располагаемые доходы населения

Рис. 2. Соотношение индекса роста цен на рыбопродукты, индекса среднерасполагаемых доходов на душу населения и потребления рыбопродуктов в Приморском крае, 2006—2011 гг [9, 12, 15, 16]

ролируемый рост цен на нее (цены ряда массовых рыб по цене приблизились к стоимости мяса птицы, а многие из них уже превзошли эти цены) и низкая платежеспособность населения (рис. 2).

С 2008 г. связь между индексом реально располагаемых среднедушевых денежных доходов населения и потреблением рыбопродуктов прямая — рост первого показателя ведет к росту второго. В исследовании обосновывается вывод о том, что величина спроса на рыбопродукты зависит от неконтролируемых со стороны предприятий некоторых измеримых факторов: доходов, приходящихся на 1 чел., структуры распределения дохода в зависимости от величины цен, от численности и структуры населения и т. д.

Опережающий рост цен на топливо и другие ресурсы производственного потребления по сравнению с темпом роста на рыбопродукты привел к высокой себестоимости продукции предприятий, занятых промыслом и переработкой рыбопродуктов. Повышение цен на энергоносители, материалы, тару, транспортные услуги ведет к повышению стоимости рыбопродуктов для конечных потребителей,

что в свою очередь приводит к сокращению внутреннего спроса на рыбопродукты и к вынужденному экспорту рыбных товаров, а экспортная ориентированность рыбохозяйственных предприятий ведет к тому, что цена на рыбу и морепродукты на внутреннем рынке неуклонно растет1. При этом конкурентные позиции российских экспортеров не всегда оказываются сильными, что значительно снижает эффективность внешнеторговых операций [6, 12].

Этот замкнутый круг спроса, предложения и цен на рынке рыбопродуктов приводит к необходимости регулирования данной сферы деятельности. Так, государство ставит перед рыбаками задачу по обеспечению граждан страны рыбой и к 2013 г. добиться, чтобы средний россиянин съедал за год 16 кг рыбной продукции (в настоящее время — 15 кг). Несмотря на то, что в Приморском крае фактическое потребление рыбных товаров выше рекомендуемых норм, данные свидетельствуют о значительном

1 По данным Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, в 2011 г. цены на рыбу мороженую неразделанную и разделанную, рыбу живую и охлажденную, филе рыбное, рыбу соленую, маринованную, копченую выросли на 5,1—13,5 %.

снижении среднедушевого потребления населением рыбы и рыбопродуктов. Так, в 1990 г. этот показатель составлял 52 кг, а в 2010 г. — 29 кг (снижение в 1,8 раза) [12, 13, 15].

Необходимо отметить, что злоупотребления в части нелегальных поставок на экспорт рыбы и морепродуктов без соответствующего учета и оформления уловов приобрели в крае огромные масштабы. Разница в данных по физическим объемам экспорта и ценам, фиксируемая Федеральной таможенной службой (ФТС России) и соответствующими службами Японии, Кореи и других стран-импортеров, — колоссальная, что свидетельствует об огромных потерях доходов Российским государством. Если сопоставить данные российских и иностранных таможенных органов, то получается, что продаетя на 1,5—2 млрд долл. меньше продукции, чем покупается. При этом необходимо учитывать, что проблемы ДВФО — это проблемы рыбной промышленности всей страны, так как на долю дальневосточных рыбохозяйственных предприятий приходится до 65 % общероссийского объема добычи водных биоресурсов [6, 11].

Можно также отметить и другие негативные тенденции на рынке рыбопродуктов. Например, насыщение рыбной продукцией внутреннего рынка в целом по ДВФО снижается из-за роста доли экспорта в общем объеме вылавливаемых ресурсов — с 41 % в 2008 г. до 45,5 % в 2011 г. При этом почти 90 % экспортируемой продукции направляется за границу в мороженом и охлажденном виде [5].

Восток России — богатейший рыбный край, однако даже население Сибири и Дальнего Востока не всегда и не везде может приобрести свежевыловлен-ные рыбопродукты. Рынки Приморского края «наводнены» браконьерской рыбопродукцией. Несмотря на то, что промысел краба и креветки полностью запрещен, на прилавках городских рынков дефицита этой продукции не наблюдается, то же касается и рыбопродуктов. Увеличение числа добывающих компаний в условиях ограниченных сырьевых ресурсов происходит за счет их перераспределения, а не освоения новых объектов лова. Мезанизм выделения лимитов на добычу рыбы и морепродуктов в малых объемах подталкивает рыбохозяйственные предприятия к браконьерству, так как полученная квота не дает возможности возместить произведенные затраты на промысловую деятельность [3, 5, 10].

В настоящий момент надзор в отношении рыбопромышленников, который осуществляется

Пограничной службой ФСБ России, Федеральной таможенной службой, Россельхознадзором, портовыми властями, не обладает едиными правилами его осуществления. Рыбаки вынуждены проходить многократные проверки, их суда и продукция необоснованно задерживаются, они подвергаются двойным наказаниям из-за различий в трактовке нормативно-правовых актов, произволу должностных лиц всех рангов, что приводит к большим непроизводительным потерям промыслового времени и убыткам, в результате — низкие производственные показатели.

Дальневосточные рыбаки и их коллеги из других регионов считают неэтичным по отношению к ним действующую систему пограничных, таможенных и ветеринарных процедур. Навязывание необоснованных платных услуг в виде ве-теринарно-санитарной экспертизы отечественной рыбной продукции, многочисленные проверки ветеринарной службой федерального уровня наших рыболовных судов и взаимоотношения с другими контролирующими органами в российских портах не позволяют оперативно обработать рыболовное судно в порту. Это приводит к затратам времени в 2—3 раза больше, чем за границей и, как следствие к увеличению нелегального промысла [5, 10].

Тем не менее рыбопромышленные организации стараются развивать рыбную промышленность, ежегодно Приморье и г. Владивосток становятся местом встречи рыбаков со всего мира на традиционных международных конгрессах рыбаков и рыбо-хозяйственных выставках, организаторами которых выступают Федеральное агентство по рыболовству, администрация Приморского края, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья. Данные мероприятия выполняют основную роль: позволяют обмениваться мнениями и вырабатывать конкретные предложения для становления цивилизованной, рыночной и прозрачной хозяйственной деятельности в системе международного сотрудничества. Интерес к данным мероприятиям растет из года в год, увеличивается количество участников, повышается статус мероприятия и расширяется его география [7].

Возможности эффективного развития рыбохо-зяйственного комплекса и его важнейшей составляющей — рыболовства — во многом определяются наличием государственной поддержки рыбохо-зяйственной деятельности. В настоящее время во исполнение поручений Президента РФ разрабаты-

вается комплекс мер, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса (табл. 4).

Между тем по причине низкой конкурентоспособности российского производства вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) усилит традиционную сырьевую ориентацию российского экспорта. Общее состояние мировой экономики и необходимый переходный период после вступления в ВТО, скорее всего, не позволят торговле продемонстрировать взрывной рост. Большинство экспертов оценивают подписание договора о вступлении России в ВТО и последствия этого решения для российского рыбного рынка весьма критично. Потенциальный плюс видится в увеличении экспорта рыбной продукции на новые рынки [2]. Эксперты видят опасность проникновения на российский рынок некачественной рыбной продукции, в основном аква-культурного происхождения, после возможного смягчения действующих в настоящий момент жестких ветеринарно-санитарных правил. Еще одна из потенциальных опасностей — это снижение импортных пошлин на некоторые виды рыбопродукции. Например, по лососевой группе снижение пошлины составит с 10 до 3 % в течение 5 лет. Это может привести к вытеснению рыбной продукции российского происхождения с внутреннего рынка. Наиболее сильный удар это нанесет российской аквакультуре (товарное выращивание рыбы), которая только начала понемногу развиваться в различных регионах страны. В новых условиях этот бизнес может не «выжить» [10].

Для защиты своей доли на рынке в рамках III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства отечественные производители предлагают государству совместно финансировать продвижение отечественной рыбы в России. Участники рыбного рынка хотят, чтобы государство присоединилось к финансированию мероприятий по продвижению в России отечественной рыбопродукции [1].

Предприниматели предлагают создать систему российской добровольной сертификации качества и безопасности рыбной продукции, а также сформировать программу по пропаганде здорового питания. Она должна популяризировать рыбу отечественных производителей с применением механизма государственно-частного партнерства. Подобная форма сотрудничества государства и бизнеса есть, например, в Норвегии.

Также для улучшения функционирования рыбной промышленности дальневосточные рыбопромышленники выступили с инициативой увеличения

а ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и либ

абТ

и т с о н н е л ш

о р

п й о н б

ы р

я и т и в з

а р

а р

г

о р

п

а к и т с

и р

е т к

а р

а

3

1

7,

и'

0 2 0 2

о

д

е

а р

к

м о к

с р

о м

и р

П

в

о н

2 Й ое я £ § и

1« оз

то

сх

уо

е б

иы

о х о К

рн ое в т

юсе

ач

ет р о ея

пия он и е

л N по

И « ко

кс

око

ыи во

о 8

К ж ио

е

* о и л

пр

р

ит ев

^ и ад аоо сгк

«а о «

ли

^ О и ОЙ о крР

дт ос ро пр

е

ов

* §

к «

д

ои рт с о н чно

ота

т

амн

мя

8 8 „ аоо

ео иб

£

т за ал ра

Я т

е

ая н

х

л

а р

е

д

е

е ^

м

8 8

о н н е в

^ I Ǥ

з0 о0 х2

8 0 0 .2 8.

0

.гг

е01 тв2

0

«ч р

в0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а п в.

Н «

се

X -

о н

и6 в0

а6 р

С ^

О

Р а в т с

X

л е

и5

в0

а5 р

С ^

РЧ О

1=1 ■в о о»

С1>

1=1

о

г

о

я

"-и

С1>

В

С1> ¡Я

г м

Программа

Цель программы

Основное содержание программы

ш

3 §

§

Со

г

I

Краевая программа «Основные направления развития и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности рыбного хозяйства Приморского края до 2015 г»

Удовлетворение платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары, повышение эффективности и конкурентоспособности рыбохозяйствен-нош комплекса, достижение лидирующих позиций в региональной экономике по темпам роста и уровню эффективности, расширение рынков сбыта и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности

Реализация стратегической цели предполагает решение следующих задач:

- обеспечение стабильного роста объемов вылова рыбы и добычи морепродуктов на основе рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов;

- расширение ассортимента, качества и конкурентоспособности рыбной продукции;

- увеличение поставок рыбной продукции на внутренний рынок;

- обновление рыбопромыслового флота за счет списания изношенных, строительства и приобретения современных судов;

- реконструкция береговых обрабатывающих предприятий;

- совершенствование береговой обслуживающей и вспомогательной производственной инфраструктуры;

- обеспечение роста эффективности рыбохозяйственнош производства;

- улучшение экономического и социального положения жителей прибрежных районов;

- усиление роста роли государства в управлении рыбным хозяйством в крае

Дотации и субсидии

Помощь предприятиям Приморья, удаленным от логистических центров края

Утверждены порядок предоставления субсидий и размеры ставок для их расчета. Предприятиям, занятым в выпуске продукции из водных биоресурсов, будут возмещать часть затрат. Дотации на килограмм готовой продукции составят от 1,2 до 25 руб. в зависимости от ее вида. Еще одно направление программы — возможность получения льготных кредитов на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию производства. Предприятиям возместят 80 % ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Приобрести технологическое оборудование также будет возможно и в лизинг

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.

(утверждена Президентом РФ от 27.07.2001 № Пр-1387)

Достижение высокой эффективности морской деятельности, обеспечение устойчивого развития государства, защита и обеспечение национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, укрепление международного авторитета России

Комплексное использование возможностей экономического управления, которое включает:

- формирование благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе иностранных инвесторов, на основе совершенствования нормативной правовой базы и адресной государственной поддержки инвестиционных проектов;

- создание условий для переориентации поставок рыбопродукции на внутренний рынок;

- рациональное развитие и размещение составляющих морского потенциала Российской Федерации на региональных направлениях;

- создание условий для привлечения рабочей силы в приморские регионы Российской Федерации с неблагоприятными природными и климатическими условиями;

- реорганизацию стратегически важных, но неэффективно работающих судоходных компаний;

- ограничение доступа иностранного капитала к отдельным видам морской деятельности, влияющим на национальную безопасность Российской Федерации;

- поддержку наукоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в исследованиях, освоении и использовании пространств и ресурсов Мирового океана;

- создание условий, повышающих конкурентоспособность российского флота, портов и всей рыбной промышленности;

- государственную поддержку научных исследований в открытой части Мирового океана и морях России, создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане, новых технологических процессов и оборудования для безотходного производства;

- поддержание и развитие отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, навигации, связи и наблюдения, мониторинга загрязнения морей России, а также наземных центров приема спутниковой информации

N 00 О

N О н»

(А)

срока закрепления квот (права) на вылов биоресурсов в 2 раза (с 10 до 20 лет) либо пожизненно. Участники рынка уверены, что это позволит лучше планировать текущую работу и «создавать необходимый финансовый люфт на развитие предприятий» [6].

В целом по результатам анализа можно выделить следующие проблемы развития рынка рыбопродуктов:

• высокая доля импорта рыбопродуктов на российском рынке среди переработанной и упакованной продукции. До 80 % ассортимента приходится на долю зарубежных производителей. Зависимость от импорта чревата многими негативными последствиями, в том числе непривлекательной ценовой политикой на внутреннем рынке;

• высокая доля экспорта сырьевых ресурсов необработанной рыбы, что также влияет на увеличение импортной продукции на прилавках магазинов из российского сырья;

• рост цен на топливо — другой негативный фактор для насыщения рынка доступной рыбопродукцией. На Дальнем Востоке добывают самые «народные» сорта рыбы: лосось, минтай, сельдь. Но ловить «народную» рыбу становится невыгодно. Цена топлива снижает рентабельность рыбацкого бизнеса;

• проблема оперативной сдачи нашими рыбаками уловов в отечественные порты;

• проблема браконьерства;

• проблема наличия рыбопродуктов неподтвержденного качества, опасных для потребителей. Для решения этой проблемы требуется создание оптового рынка;

• проблема качества продукции в связи с устареванием оборудования обрабатывающей промышленности из-за отсутствия инвестирования;

• проблема инвестирования и пр.

Стоит признать, что большинство выявленных в ходе анализа проблем является системным, поэтому требует скоординированных действий по их решению как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государства.

Список литературы

1. Жебит М. Россиян приучат рыбку есть // Известия. 21.02.2012. URL: http://www. izvestia. ru/news/516199.

2. Зверев Г. Сети и крючки ВТО. 30.01.2012 // РБК daily. URL: http://www. rbcdaily. ru/market/ opinion/562949982683329.

3. Митупов Т. Комментарий журналу «Новости торговли» / записала Наталия Кузнецова. 18.08.2008. URL: http://mitupov. viperson. ru/wind. php?ID=485497&soch=1.

4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена Президентом РФ от 27.07.2001 Пр-1387 URL: http://www. npacific. ru/np/sovproblem/law/zakon/doctrina. htm.

5. Национальная рыбная биржа теперь появится и в России. 08.11.2007 // Экспертный канал «Феде-ралПресс». URL: http://www. expert. ru.

6. Писарева К. Рыба берега не любит // Коммерсант (Владивосток). 20.10.2011. № 197 (182). URL: http://www. kommersant. ru/doc-y/1798460.

7. Резолюция учредительной конференции работников рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного федерального округа по проведению III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. 24.01.2012 // РИА Fishnews. ru. URL: http://www. fishnews. ru/rubric/iii-vserossiyskiy-s-ezd/4919.

8. Романова И. М. Исследование конкурентной среды на рынке рыбной промышленности Приморского края // Практический маркетинг. 2006. № 2.

9. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Рос-стат. M., 2011.

10. Рыбная отрасль запуталась в сетях бюрократии. 21.02.2012 // РИА Fishnews. ru. URL: http:// www. fishnews. ru/news/17869.

11. Рыбная отрасль Приморья: проблемы получения инвестиций и сбыта продукции тормозят развитие. URL: http://www. morprom. ru/ articles/16590.

12. Рыбохозяйственный комплекс Приморья. 2009: Сборник с аналитической запиской // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2009.

13. Рыбохозяйственный комплекс Приморья. 2011: Сборник с аналитической запиской // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2011.

14. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004—2010 гг. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2004.

15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. URL: http://www. primstat. ru.

16. Форпост у океана — Владивосток. 2011: Статистический ежегодник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.