Научная статья на тему 'Современное состояние и особенности развития рынка рыбы и рыбной продукции'

Современное состояние и особенности развития рынка рыбы и рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
6138
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РЫБА И РЫБОПРОДУКТЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЦЕНОВАЯ КОНЪЮНКТУРА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / THE MARKET FISH AND FISH PRODUCTS / CONSUMPTION / PRICING / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Неуймин Д.С.

Развитие данного рынка рыбы и рыбопродуктов сопровождается объективными трудностями, в числе которых снижение объемов потребления рыбы различными категориями населения и недостаточное государственное регулирование отрасли. Формирование потребительского спроса и покупательская способность населения во многом зависит от ценовой конъюнктуры рынка. Поскольку основные виды рыб относятся к продуктам массового потребления, ценовое регулирование в данной отрасли имеет большое значение. Существенное влияние на ценовую конъюнктуру рынка рыбы и рыбопродуктов оказала переориентация импорта на поставки из других государств, что внесло существенные коррективы в сложившиеся логистические схемы. Наблюдается высокая зависимость отечественного рынка от зарубежных поставок рыбы и рыбопродуктов. Из-за снижения платежеспособного спроса населения наблюдается тенденция к сокращению объемов потребления до уровня ниже рекомендуемой медицинской нормы, которая составляет 22 кг/год на человека. Российский рынок рыбы и рыбопродуктов в настоящее время далек от насыщения. Особенностью рыбной отрасли России является то, что в среднем 55-57 % рыбной продукции продается в первичном виде или в самой элементарной разделке, в результате чего значительная часть добавленной стоимости, полученной при освоении общенационального ресурса, остается за пределами РФ. Основной стратегической целью развития рыбного хозяйства России на долгосрочную перспективу является обеспечение продовольственной безопасности путем удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары отечественного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current status and features of development of the market of fish and fish products

The development of this market of fish and fish products is accompanied by objective difficulties, including the decline in fish consumption in different categories of the population, insufficient government regulation of the sector. The formation of consumer demand and purchasing power of the population largely depends on the price conjuncture of the market. Since the main fish species are the products of mass social consumption, price regulation in this sector is of great importance. A significant impact on the price situation of the market of fish and fish products was provided by the reorientation of import on the supply from other countries that have made significant adjustments in the current logistics scheme. There is a high dependence of the domestic market from foreign supplies of fish and fish products. Due to the reduction of solvent demand of the population tends to decline in consumption to below the recommended health standards, which is 22 kg/year per person. Russian market of fish and fish products is currently far from saturation. A feature of the Russian fishing industry is that the average 55-57 % of fish production is sold in the primary or basic cutting, with the result that much of the added value derived during the development of a national resource that remains outside the Russian Federation. The main strategic objective of fisheries development of Russia in the long term to promote food security by meeting the effective demand of domestic market for fishery products of domestic production.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и особенности развития рынка рыбы и рыбной продукции»

УДК 639.2:339.13

Современное состояние и особенности развития рынка

рыбы и рыбной продукции

Current status and features of development of the market of fish and fish products

Доцент Д.С. Неуймин (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра экономики, тел. 8-910-757-17-75 E-mail: nds511@yandex.ru

Associate Professor D.S. Neuymin (Michurinsk State Agrarian University) chair of economics, tel. 8-910-757-17-75 E-mail: nds51 lfgjyandex.ru

Реферат. Развитие данного рынка рыбы и рыбопродуктов сопровождается объективными трудностями, в числе которых снижение объемов потребления рыбы различными категориями населения и недостаточное государственное регулирование отрасли. Формирование потребительского спроса и покупательская способность населения во многом зависит от ценовой конъюнктуры рынка. Поскольку основные виды рыб относятся к продуктам массового потребления, ценовое регулирование в данной отрасли имеет большое значение. Существенное влияние на ценовую конъюнктуру рынка рыбы и рыбопродуктов оказала переориентация импорта на поставки из других государств, что внесло существенные коррективы в сложившиеся логистические схемы. Наблюдается высокая зависимость отечественного рынка от зарубежных поставок рыбы и рыбопродуктов. Из-за снижения платежеспособного спроса населения наблюдается тенденция к сокращению объемов потребления до уровня ниже рекомендуемой медицинской нормы, которая составляет 22 кг/год на человека. Российский рынок рыбы и рыбопродуктов в настоящее время далек от насыщения. Особенностью рыбной отрасли России является то, что в среднем 55-57 % рыбной продукции продается в первичном виде или в самой элементарной разделке, в результате чего значительная часть добавленной стоимости, полученной при освоении общенационального ресурса, остается за пределами РФ. Основной стратегической целью развития рыбного хозяйства России на долгосрочную перспективу является обеспечение продовольственной безопасности путем удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары отечественного производства.

Summary. The development of this market of fish and fish products is accompanied by objective difficulties, including the decline in fish consumption in different categories of the population, insufficient government regulation of the sector. The formation of consumer demand and purchasing power of the population largely depends on the price conjuncture of the market. Since the main fish species are the products of mass social consumption, price regulation in this sector is of great importance. A significant impact on the price situation of the market of fish and fish products was provided by the reorientation of import on the supply from other countries that have made significant adjustments in the current logistics scheme. There is a high dependence of the domestic market from foreign supplies of fish and fish products. Due to the reduction of solvent demand of the population tends to decline in consumption to below the recommended health standards, which is 22 kg/year per person. Russian market offish and fish products is currently far from saturation. A feature of the Russian fishing industry is that the average 55-57 % of fish production is sold in the primary or basic cutting, with the result that much of the added value derived during the development of a national resource that remains outside the Russian Federation. The main strategic objective of fisheries development of Russia in the long term to promote food security by meeting the effective demand of domestic market for fishery products of domestic production.

Ключевые слова: рынок, рыба и рыбопродукты, потребление, ценовая конъюнктура, экспорт, импорт.

Keywords: the market fish and fish products, consumption, pricing, export, import.

€ Неуймин Д.С., 2017

Российский рынок рыбы и рыбопродуктов характеризуется как один из наиболее динамично растущих рынков продуктов питания, поскольку его емкость имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на это рыба и рыбопродукты в России на сегодняшний день остаются менее востребованными среди потребителей по сравнению с мясными продуктами. Среднедушевой объем потребления рыбы и рыбных продуктов россиянами в среднем в два раза меньше объема потребления мясной продукции, при этом превышает потребление мяса птицы, свинины и говядины.

Развитие и совершенствование рынка рыбы и рыбопродуктов сопровождается объективными трудностями - при общем дефиците рыбной продукции на отечественном рынке мощности большинства российских предприятий загружены не более чем на 50 %. Проблемы отечественных производителей рыбной продукции связаны с рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются недостаточное государственное регулирование отрасли и незаконный вылов рыбы [3].

Среди российских поставщиков преимущественная часть поставок приходится на предприятия Мурманской области (22-25 %), рыбная продукция из Приморского края составляет 7-10 % рынка, доля предприятий Санкт-Петербурга - 5-7 %, около 1,5 % рынка составляет продукция подмосковных рыбных хозяйств, еще 2-3 % представлены продукцией других российских регионов.

Если рассматривать производство рыбы по федеральным округам, то наибольший удельный вес в 2015 г. приходится на Дальневосточный федеральный округ - 2 073 тыс. т или почти 56 % общероссийского производства. На долю Северо-Западного федерального округа приходится 33 % производства рыбы и рыбопродуктов.

Несмотря на существенное преобладание Дальневосточного федерального округа в производстве рыбы, только пять его субъектов можно отнести к наиболее благополучным регионам, в которых население потребляет достаточное количество рыбопродукции. Это Сахалинская (30,0 кг на душу населения) и Магаданская (29,4 кг) области, Хабаровский (26,0 кг), Камчатский (26,0 кг), Приморский (25,7 кг) края.

В то же время недостаточное потребление рыбы наблюдается в Чукотском автономном округе (17,7 кг), Еврейской автономной области (14,5 кг), Амурской области (14,0 кг) и Республике Саха (Якутия) (11,7 кг). При этом надо учитывать, что доля рыбопромышленного комплекса Дальневосточного региона в рыбном хозяйстве РФ составляет: по уловам рыбных и нерыбных объектов — 65-70 %; выпуску товарной пищевой продукции, включая консервы — 70 %; производству консервов — 30-35 %\ рыбной муки — 80-85 % (табл. 1).

Таблица 1

Динамика производства основных видов продукции рыбоводства в РФ, тыс. т

Виды продукции Год

2012 2013 2014 2015

Рыба, в т.ч.: - живая - свежая или охлажденная 1399 1461 1168 1175

740 704 540 560

659 757 628 615

Ракообразные немороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или охлажденные 44,5 52,7 55,5 67,9

Биоресурсы водные прочие 5,4 3,1 4,2 4,3

змядшиш! У

1ВТАЯШ

Отметим, что имеет место некоторое сокращение объемов производства, в первую очередь, живой рыбы. Производство ракообразных повысилось, что объясняется их высокой долей в структуре экспорта, повышением спроса на мировом рынке. Развитие рыбохозяйственного комплекса России в последние годы все больше определяется экспортной составляющей при сокращении внутреннего спроса [6].

В 2016 г. производство рыбной продукции в России выросло на 4 %. В том числе увеличился выпуск мороженого рыбного филе на 24,9 % - до 111,2 тыс. т, мороженой сельди - на 24,5 %, до 181,8 тыс. т; сельди всех видов обработки - на 18,1 %, до 220,8 тыс. т; консервов рыбных всех видов - на 4,4 %, до 365,2 тыс. условных банок.

В структуре производства товарной рыбной продукции преобладает мороженая рыба - до 66 % в 2015 г. и традиционно высока доля сельди всех видов (рис. 1).

копчЙ|ая соленая рыба рыба: 2% <(1фоме сельди); 1%

другие :Л-|м: 9%

морепродукты пищевые; 3% _ рыбное филе;

3%

сельдь всех видов обработки: 13%

мороженая рыба (кроме сельди!:

66%

Рис. 1. Структура производства товарной пищевой рыбной продукции, 2015 г.

Формирование потребительского спроса, покупательская способность населения во многом зависит от ценовой конъюнктуры рынка, на которую влияет множество факторов, в том числе инфраструктурного характера. Поскольку основные виды рыб относятся к продуктам массового потребления, ценовое регулирование в данной отрасли имеет большое значение.

За период исследования средний уровень потребительских цен существенно повысился по всем категориям рыбы и рыбопродуктов. В большей степени повышение наблюдается по рыбе лососевых пород, сельди соленой, мороженой рыбы и рыбным деликатесам (табл. 2).

Таблица 2

Динамика средних потребительских цен на рыбу и рыбопродукты, р./кг

Виды продукции Год

2012 2013 2014 2015 2015 к 2012,%

Рыба живая и охлажденная 121,90 132,22 144,30 177,68 145,8

Рыба соленая, маринованная, копченая 247,61 252,52 292,21 352,58 142,4

Соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы 822,48 887,09 1111,70 1326,26 161,3

Икра лососевых рыб, отечественная 2182,71 2757,59 2836,29 3014,48 138,1

Рыба мороженая разделанная (кроме лососевых пород) 117,98 127,82 154,29 190,92 161,8

Рыба мороженая и охлажденная разделанная лососевых пород 299,38 332,44 445,29 529,26 176,8

Окончание табл. 2

Виды продукции Год

2012 2013 2014 2015 2015 к 2012,%

Рыба мороженая неразделанная 85,67 90,79 110,65 138,16 161,3

Филе рыбное 188,43 186,20 224,38 280,61 148,9

Сельдь соленая 111,89 115,91 133,30 193,41 172,9

Филе сельди соленое 239,36 247,81 275,14 360,91 150,8

Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, за 350 г 57,76 60,50 70,12 91,94 159,2

Консервы рыбные в томатном соусе, за 350 г 39,78 42,39 47,94 59,22 148,9

Пресервы рыбные, за 350 г 93,49 100,19 109,44 136,90 146,4

Существенное влияние на ценовую конъюнктуру рынка рыбы и рыбопродуктов оказала переориентация импорта на поставки из других государств, что внесло существенные коррективы в сложившиеся логистические схемы. Россель-хознадзор закрыл поставки рыбы из европейских стран, в частности, Испании, Исландии, Великобритании, государств Прибалтики, Индонезии, до 90 % поставок из Норвегии, которая была основным поставщиком рыбного импорта в Россию, что объясняется действием санкционных мер.

В результате по итогам первого полугодия 2016 г. лидирующие позиции по импорту заняли Фарерские острова (21 % в структуре импорта рыбы и рыбной продукции), Чили (25 %) и Китай (17 %).

Несмотря на то что Россия входит в первую десятку крупнейших производителей рыбных товаров, следует отметить высокую зависимость отечественного рынка от зарубежных поставок. Так, на импортную рыбу в 2014 г. приходилось 32,3 % объёма потребления. В соответствии с «Доктриной продовольственной безопасности РФ на период до 2020 г.», удельный вес отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке должен достигнуть не ме-нее 80 %. Государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса», принятая в 2014 г., предусматривает долю отечественной продукции на российском рынке к 2020 г. на уровне 69,9-85 %. В течение 2014-2015 гг. наметилась тенденция к снижению объемов импорта рыбной продукции в Россию и увеличению объемов производства отечественными производителями [1].

Тем не менее, улов наиболее доступных видов рыбы в РФ, в частности, атлантической сельди, мойвы, кильки, которые традиционно потребляли широкие слои населения с различным уровнем доходов, на сегодняшний день сокращается. В результате наблюдается дефицит сырья и товарного предложения на рынке. Кроме того, резко повысились объемы экспорта рыбы. В 2014-2015 гг. до 80-90 % выловленной сельди отечественные предприятия экспортировали по причине более выгодных условий, чем на внутреннем рынке.

В результате, по данным Росрыболовства, потребление рыбы российскими потребителями по итогам 2016 г. может снизиться до 15 кг на человека, что на 7 кг меньше нормы рекомендуемой для здорового питания. Из-за снижения платежеспособного спроса населения наблюдается тенденция к сокращению объемов потребления (рис. 2). Линия тренда показывает устойчивость данной тенденции с 2011 г.

20161.

Рис. 2. Динамика потребления рыбы и рыбопродуктов в РФ на душу населения, кг

Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и рыбопродуктов в значительной мере связана с уровнем благосостояния семей. В настоящее время все более востребованной среди российских потребителей становится упакованная рыбопродукция. Среди основных факторов выбора определенной марки ведущую роль играет вкус продукта. Второе место по значимости для потребителей занимает фактор уверенности в качестве. Также одними из наиболее значимых факторов выбора упакованной рыбы и рыбопродуктов выступают доступность цены и постоянное наличие в продаже.

В целом же необходимо отметить, что российский рынок рыбы и рыбопродуктов в настоящее время далек от насыщения. Уровень потребления данных продуктов питания в России существенно отстает от европейского. Тем не менее, по данным Федеральной службы государственной статистики, с 1995 г. потребление рыбы и морепродуктов начало расти, связано это, прежде всего, с улучшением экономической ситуацией в стране, максимальное потребление выявлено в 2012-2013 гг. - почти 25 кг, после чего наметился спад (рис. 3).

2*

20

15

10

-24,8 -24.Я

12,8

1990 ]995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 201*. 2015 2016 ютребление рыбы и рыбопродуктов в т.ч. отечественного производства

Рис. 3. Потребление рыбы и рыбопродуктов в СССР и РФ на душу населения, кг/чел.

Говоря об особенностях потребительских предпочтений рыбной продукции на российском рынке, необходимо отметить, что в структуре розничного потребления преобладает замороженная рыба, на долю которой приходится до 65 % общего ее потребления. Также весьма востребована среди российских потребителей сельдь соленая, доля которой в потреблении составляет около 13 %. Затем с долей 9-10 % идет прочая рыбопродукция, в том числе замороженное рыбное филе. Наименьшие объемы потребления приходятся на балычные изделия, сушено-вяленую рыбу и икру.

На сегодняшний день крупные оптовые компании делают ставку на развитие сегмента недорогой столовой рыбы - сельди, хека, минтая, путассу, горбуши. Вместе с тем заметно увеличивается спрос и на рыбу деликатесной группы. Значительна и продолжает возрастать доля продаж рыбной продукции в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба [2]. Тенденции в потреблении упакованной рыбной продукции, наблюдаемые в настоящее время на российском рынке, позволяют предположить, что в ближайшем будущем можно ожидать увеличения объемов потребления рыбы во всех видах и категориях, в особенности переработанной.

При сравнении среднедушевого потребления рыбы в РФ с ведущими мировыми рыболовными державами отметим, что Россия находится на пятом месте после Японии (65 кг/год на душу населения), Норвегии (47 кг/год), Китая (25 кг/год) и США (23 кг/год).

По предварительным данным Росстата в 2016 г. объем поставок рыбы и рыбопродуктов за пределы РФ снизился на 5,3 %, или 65,7 тыс. т и составил 1 млн 180 тыс. т. Снижение объемов произошло за счет сокращения поставок мороженой рыбы, при этом возрос экспорт продукции переработки. Так, увеличились поставки рыбного филе и прочего мяса рыб - на 12,4 %, до 79,8 тыс. т, готовой или консервированной рыбной продукции - на 12,3 %, до 9,1 тыс. т.

Лидером в экспортных поставках остается минтай мороженый. Тем не менее, в январе-августе 2016 г. его поставки снизились на 11,1 % - до 483,6 тыс. т. Сократился также экспорт мороженой сельди на 22,3 %по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 72,3 тыс. т.

Существенные изменения произошли за исследуемый период в объемах и структуре экспортно-импортных операций [3]. Объемы импорта рыбы и рыбной продукции снизились по всем основным категориям (рис. 4).

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400

:оо о

1701

8JJ

4?3

128ll26 ill

1811 Г ll

124 ■

94.8

513

I

III

1J» .1

107 86..Л

120 11 10,5

3kci4^t Иипорт I Эхспочт Экспорт Импорт Импорт

2011 2012 2013 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

159«

301

».J««

фсйорт Импорт 2015

■ ~1ыба енежая гати охлаж^нна^. з i исутпоианиЕ>1 :;<i" I (jn п,'^ т

■ оыба мороженая, за исключением рыбного фиге. гыс. т

филе рыбноеи прочег чясорп1бы свеж е. охаалденные или нфожены^гыс. т

Рис. 4. Динамика экспорта и импорта в РФ рыбы и рыбной продукции, тыс. т

Объем импорта рыбной продукции в РФ, по данным Росстата, за январь-ав1уст 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. уменьшился на 13 % и составил 307,5 тыс. т. В разрезе отдельных видов рыбы отметим, что мороженой мойвы ввезено на 69,5 % меньше аналогичного периода 2015 г. - 8,6 тыс. т, мороженой сельди на 53 % меньше - 11,7 тыс. т, мороженого лосося - на 20,1 %, 28,6 тыс. т. Увеличился объем импорта мороженой скумбрии на 32,2 % -до 39,4 тыс. т, мороженой форели - на 55 %, до 7,9 тыс. т.

Особенностью рыбной отрасли России является то, что в среднем 55-57 % рыбной продукции продается в первичном виде или в самой элементарной разделке. В структуре внутреннего российского производства 90 % составляет мороженая рыба с минимальной разделкой или вовсе без таковой. Аналогичная ситуация складывается по треске, пикше, тихоокеанским лососям, камбале и некоторым другим объектам. Более высокая степень переработки рыбы и рыбного сырья при увеличении потребления хотя бы на 20 % позволит в течение 5-7 лет довести потребление до 27 кг в среднем по стране, что соответствует и даже немного превышает медицинскую норму потребления.

По оценкам экспертов, сегодня половина добавленной стоимости, полученной при освоении общенационального ресурса, остается за пределами РФ. По итогам 2015 г., китайскими предприятиями из российского сырья произведено 440 тыс. тонн филе, что составило около 45 % мирового производства филе минтая. При этом на конечных рынках — в Европейском союзе, США, Японии — свыше 90 % минтая потребляется в виде филе, фарша и продуктов на их основе.

Традиционно более низкий уровень потребления рыбы наблюдается в регионах, удаленных от основных мест ее добычи и переработки, то есть не имеющих выхода к морю. К числу таких субъектов относится Тамбовская область [5]. Несмотря на существенное снижение объемов производства товарной рыбы в хозяйствах Тамбовской области и, как следствие, сокращение объемов товарного предложения, рыбоводческие предприятия продолжают испытывать трудности с реализацией готовой продукции, которые носят как системный, так и инфраструктурный характер.

Потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения в регионе снизилось, что свидетельствует об уменьшении покупательской способности населения на фоне снижения реальных доходов населения и повышения цен на рыбу и рыбопродукты (рис. 5).

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 20М 2015

Рис. 5. Динамика потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения в Тамбовской области, кг/год

Основные производственные показатели развития отрасли в Тамбовской области на перспективу заложены в отраслевой программе «Развитие товарной аква-культуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы» и предусматривают увеличение объемов производства товарной рыбы до 1 700 т к 2020 г. Отметим, что в Тамбовской области наблюдается отклонение от планового уровня производства рыбы в сторону уменьшения, начиная с 2013 г., по итогам которого было произведено 950 т товарной рыбы вместо уровня в 1 260 т, предусмотренного отраслевой программой.

С учетом имеющихся тенденций предполагается принятие мер по увеличению производства товарной рыбы в Тамбовской области до уровня запланированных целевых индикаторов. В настоящее время рыбоводство региона занимается разведением преимущественно карповых пород рыб. Начиная с 2017 г., запланировано начало реализации инвестиционных проектов по разведению рыбы ценных пород, в том числе в установках закрытого водоснабжения. В первую очередь, речь идет о проекте «Тамбовский осетр», в рамках которого предусматривается разведение осетровых пород рыб, форели, африканского клариевого сома.

Значимость проекта во многом обусловлена тем, что в настоящее время местные производители обеспечивают не более 10 % необходимого объема потребления рыбы, который для Тамбовской области составляет около 23 тыс. т, исходя из рекомендуемой медицинской нормы 22 кг в год на человека. Необходимо отметить, что наиболее высокое потребление рыбы и рыбопродуктов в Тамбовской области наблюдалось в 2012 г., то есть динамика потребления в регионе соответствует уровню потребления на душу населения в общем по стране.

В целом развитие рынка рыбы и рыбной продукции сопровождается значительными трудностями. К таковым можно отнести неблагоприятную ценовую конъюнктуру, снижение потребительского спроса, низкий уровень переработки рыбного сырья и, как следствие, добавленной стоимости конечной продукции. Полагаем, что одной из основных проблем насыщения российского рынка доступной рыбной продукцией является экспортная ориентированность отечественного рыбо-хозяйственного комплекса, переориентация которого на внутренний рынок является ключевой задачей. В качестве возможных мер по ее решению можно рассматривать государственное регулирование квот на вылов рыбы и перераспределение их в пользу предприятий, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и в конечном итоге на импортозамещение; совершенствование законодательной базы в области использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; создание условий для преимущественной переработки рыбного сырья на отечественных предприятиях, увеличения количества рабочих мест, обновления производственных фондов рыбохозяйствен-ного комплекса страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворянинова, О.П. Сырьевая база водных биоресурсов как фактор обеспечения продовольственной безопасности страны [Текст] / О.П. Дворянинова, A.B. Соколов, А.З. Черкесов / / Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания,- 2015.- № 2 (6).- С. 22-29.

2. Лисовой, В.В. Научно-практическое обоснование технологии структурированных продуктов питания на основе растительного и рыбного сырья [Текст]: монография / В.В. Лисовой,- Краснодар, 2012,- 138 с.

3. Неуймин, Д.С. Особенности государственной поддержки и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в условиях импортозамещения [Текст] / Д.С. Неуймин, A.B. Бекетов, В.А. Кувшинов, А.И. Трунов / / Достижения науки и техники АПК. - 2016,- Т. 30,- Nо 5,- С. 12-15.

4. Романова, A.C. Анализ рынка рыбы и рыбной продукции [Текст] / A.C. Романова, С.Л. Тихонов // Аграрный вестник Урала.- 2015.- № 1 (131).- С. 80-85.

5. Смагин, Б.И. Уровень сельскохозяйственной освоенности территории как фактор экономического роста и эффективности аграрного производства [Текст] / Б.И. Смагин, С.К. Неуймин // Никоновские чтения,- 2007,- № 12,- С. 99-102.

6. https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/61900.html [Электронный ресурс]

7. Лисовой, В.В. Белковый изолят из отходов прудовой рыбы / В.В. Лисовой, О.С. Бояринцева, М.Б. Мирзоян // Сб. «Перспективные биотехнологии переработки сельскохозяйственного сырья», Краснодар, 2008,- С. 128-130.

8. Лисовой, В.В. Применение ультрафильтрации в малоотходной технологии переработки прудовой рыбы // Сб. «Современные биотехнологии переработки сельскохозяйственного сырья и вторичных ресурсов», 2009,- С. 126-127.

9. Неуймин, Д.С. Управление конкурентоспособностью как направление совершенствования маркетинга на сельскохозяйственном предприятии / / Вестник Сумского национального аграрного университета,- 2011. -№ 5 (2). - С. 185-189.

REFERENCE

1. Dvoryaninova О.Р. Syr'evaya baza vodnykh bioresursov kak faktor obespeche-niya prodovol'stvennoy bezopasnosti strany [Source of raw materials of water biore-sources as factor of ensuring food security of the country] Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK - produkty zdorovogo pitaniya, 2015, No 2 (6), pp. 22-29 (Russian).

2. Lisovoy V.V. Nauchno-prakticheskoe obosnovanie tekhnologii strukturiro-vannykh produktov pitaniya na osnove rastitel'nogo i rybnogo syr'ya [Scientific and practical justification of technology of the structured food on the basis of vegetable and fish raw materials], Krasnodar, 2012, 138 pp. (Russian).

3. Neuymin D.S. Osobennosti gosudarstvennoy podderzhki i regulirovaniya ryn-kov sel'skokhozyaystvennoy produktsii v usloviyakh importozameshcheniya [Features of the state support and regulation of the markets of agricultural production in the conditions of import substitution] Dostizheniya nauki i tekhniki APK, 2016, T. 30, No 5, pp. 12-15 (Russian).

4. Romanova A.S. Analiz rynka lyby i rybnoy produktsii [Analysis of the market of fish and fish production] Agrarnyy vestnik Urala, 2015, No 1 (131), pp. 80-85 (Russian).

5. Smagin B.I. Uroven' sel'skokhozyaystvennoy osvoennosti territorii как faktor ekonomicheskogo rosta i effektivnosti agrarnogo proizvodstva [Level of agricultural familiarity of the territory as factor of economic growth and efficiency of agrarian production] Nikonovskie chteniya, 2007, No 12, pp. 99-102 (Russian).

6. https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/61900.html [Elektronnyy resurs] (Russian).

7. Lisovoy V.V. Belkovyy izolyat iz otkhodov prudovoy ryby [Proteinaceous isolate from waste of pond fish] Perspektivnye biotekhnologii pererabotki sel'skokhozyaystven-nogo syr'ya, Krasnodar, 2008, pp. 128-130 (Russian).

8. Lisovoy V.V. Primenenie ul'trafil'tratsii v malootkhodnoy tekhnologii pererabotki prudovoy ryby [ Application of ultrafiltration in low-waste technology of processing of pond fish] Sovremennye biotekhnologii pererabotki sel'skokhozyaystvennogo syr'ya i vtorichnykh resursov», 2009, pp. 126-127 (Russian).

9. Neuymin D.S. Upravlenie konkurentosposobnost'yu как napravlenie sovershenstvovaniya marketinga na sel'skokhozyaystvennom predpriyatii [ Management of competitiveness as the direction of improvement of marketing at the agricultural enterprise] Vestnik Sumskogo natsional'nogo agrarnogo universiteta, 2011, No 5 (2), pp. 185-189 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.