DOI 10.47576/2712-7559 2021 5 11 1064
УДК 37.01
Батаева Патимат Султановна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Кунтаева Хава Мовлединовна,
преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Майрханова Аминат Давудовна,
магистрант УОО, 1 курс, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются методы и формы образовательной деятельности. Определены и проанализированы методы убеждения, практики, поощрения и наказания. Выявлены наиболее популярные методы обучения. Задачей и конечной целью образования на данном этапе социального развития профессионального образования является формирование профессиональной личности, субъекта профессиональной деятельности с развитым чувством нравственности, справедливости и самоуважения.
Ключевые слова: образование; воспитание; организация; учреждения; СПО; культура.
UDC 37.01
Bataeva Patimat Sultanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Kuntaeva Khava Movledinovna,
Lecturer at the Department of General Technical Disciplines, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Kuntaeva. [email protected]
Mayrkhanova Aminat Davudovna,
graduate student of UEO, 1st year, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: [email protected]
INNOVATIVE PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK WITHIN THE ORGANIZATION
This article discusses the methods and forms of educational activities. Methods of persuasion, practice, encouragement and punishment are defined and analyzed. The most popular teaching methods have been identified. The task and ultimate goal of education at this stage of social development of vocational education is the formation of a professional personality, a subject of professional activity with a developed sense of morality, justice and self-respect.
Keywords: education; upbringing; organization; institutions; SPO; culture.
Актуальность реализации воспитательной работы в образовательных организациях среднего профессионального образования сегодня актуальна как никогда. От качества данного вида работы в ОО СПО зависит уровень развития духовно-нравственной культуры будущих специалистов среднего звена. Именно развитие духовности у выпускников ОО СПО способно нейтрализовать действие таких факторов окружающей действительности, как неблагополучная демографическая обстановка, увеличение показателей преступности, утрата патриотических чувств, снижение уровня здоровья и качества жизни. В связи с этим возникает необходимость серьезного пересмотра реализации системы воспитательной работы на всех ступенях развития образования, в том числе на ступени среднего профессионального образования.
Образовательные организации СПО являются одним из важнейших культурно-образовательных институтов. Их основная задача -подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека [12].
Феномен воспитания в отечественной научно-педагогической мысли неразрывно переплетается с духовно-нравственным формированием и развитием личности [1]. Все это постигается на основании гуманизации всей концепции среднего профессионального образования, цивилизованного и непосредственного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества путем применения обновленного содержания образовательных технологий, активных форм и методов обучения и воспитания. В конце XX - начале XXI столетия сложилась непривычная педагогическая ситуация, в которой любой педагог, любой педагогический коллектив могут проектировать структуру и содержание воспитательных систем, соответствующих как природе развития личности на том или ином этапе, так и культурно-историческим нормам и ценностям общества.
Цель воспитания в XXI в. - содействие полноценному развитию личности, формированию актуальных моральных качеств и гражданского самосознания. Доминантным принципом современного воспитания является принцип обеспечения выпускникам успешности в социуме [11]. Из этого следует, что воспитание на современном этапе счита-
ется имманентной частью системы профессионального образования в целом.
Программно-целевой аппарат воспитания обязан отвечать не только уровню развития, уже приобретенного студентом, но и «области его ближайшего развития» [13]. Именно поэтому воспитательный процесс в ОО СПО в настоящее время реализуется по соответствующим направлениям, приоритетными из которых считаются гражданско-правовое, культурно-нравственное, профессионально-трудовое.
Так, гражданско-правовое направление -это формирование социально активных студентов - граждан России, которое является первостепенным направлением воспитания и развития у них гражданственности, уважения к окружающему миру [4].
В свою очередь культурно-нравственное направление воспитания содержит в себе духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание, результатом реализации которых является интеллигентность - признак этической и гражданской зрелости личности, проявляющийся в уровне образования и общей культуре, чувстве справедливости, честности и порядочности, милосердии и склонности к сопереживанию [4]. Немаловажное значение для становления интеллигента имеет и рациональный подход к собственному здоровью, что определяется во многом системой физического воспитания в ОО СПО.
С развитием у обучающихся ОО СПО экологического понимания, подразумевающего совокупность взглядов и идей о наиболее благоприятном соотношении взаимодействия общества и природы в соответствии с актуальными интересами общества и возможностями природы, связано экологическое воспитание [3].
Результатами культурно-нравственного воспитания обучающихся ОО СПО должны стать такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, моральные и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к труду и служению Отчизне.
Большое значение в формировании культурно развитой личности обучающегося ОО СПО играет трудовое воспитание студентов, выступающее как профессионально организованный и контролируемый процесс
приобщения студентов к предстоящей профессиональной деятельности, связанный с освоением квалификации.
Таким образом, воспитание в ОО СПО представляет собой процесс социализации и адаптации личности обучающихся к условиям современного мира. Содержание данного процесса базируется на ряде ключевых принципов: принцип целенаправленного влияния на формирование личности обучающегося; принцип личностного подхода, удовлетворяющий интересы личности; принцип непрерывного образования; принцип патриотизма, позволяющий соотносить интересы личности и государства; компетентное использование различных методов и форм обучения. А сам воспитательный процесс в системе среднего профессионального образования определяется в соответствии с интересами обучающихся, общества и страны в целом, со специфики образовательного процесса в образовательной организации.
Поэтому на сегодняшний день воспитание обучающихся ОО СПО - это неотъемлемая часть системы среднего профессионального образования.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
В настоящее время состояние воспитания в стране и в том числе в сфере СПО волнует многих. Воспитание является одной из важных функций образования. Как писал Н.И. Пирогов про воспитание в своей статье «Вопросы жизни», воспитание - это путь к «образованию людей», и «все готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми» [7]. Воспитание в образовательных организациях следует рассматривать не как педагогический акт или воспитательное мероприятие, а как ценностно-смысловую основу всего образовательного процесса. Педагогическая деятельность всегда была делом решения трудных вопросов. Сейчас, в условиях трансформации социально-экономических и политических основ жизни, модернизации высшей
школы, перехода на двухуровневую систему образования, приходится почти заново определять самые фундаментальные вещи: идеалы, цели, содержание воспитания.
Для правильной организации воспитательной работы в СПО следует руководствоваться основополагающими правилами и исходными положениями, то есть принципами воспитания. Принципы воспитания - это то, что преподаватель закладывает в процесс воспитания, и исходя из чего выстраивает свою воспитательную деятельность.
Рассмотрим принципы воспитания, приведенные Н.Л. Селивановой [14]. К основным она относит следующие принципы: принцип гуманистической направленности воспитания, деятельностного опосредования, системности воспитания, событийности воспитания и природосообразности.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает, что в основе воспитания в современном обществе должно лежать гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств должен определяться в первую очередь ценностью человека. То есть человек является главной ценностью гуманизма. Однако на практике хотя педагог декларирует ценность человека, в данном случае ценность обучающегося, но в какой-то реальной конкретной ситуации, особенно если за этим обучающимся есть определенные провинности, педагог встает в своих поступках на другую позицию. Поэтому выдержать принцип гуманистической направленности воспитания бывает достаточно сложно.
Принцип деятельностного опосредования заключается в том, что любое воспитание происходит в деятельности, и эффективное воспитание может осуществляться только в процессе совместной деятельности педагога, воспитателя и обучающихся, то есть в процессе познания проблемно-ценностного общения (труд, игра, спорт, туризм, художественное творчество и др.). То есть данный принцип реализуется лишь при условии, когда сам учащийся становится субъектом этой деятельности, активным ее участником, а не занимает пассивную позицию. Субъектность в педагогике чрезвычайно важна, так как воз -можно освоить что-либо, лишь являясь активным участником того или иного вида деятельности.
Принцип, который предполагает, что эффективное воспитание должно быть сообразно культуре данного общества, осуществляться в соответствии с его традициями, нормами и ценностями, а также с учетом культурных особенностей участников воспитательного процесса, называется принципом культуросообразности. Этот принцип особенно сложно реализуем в ситуации с миграцией. И многие сложности, которые возникают в этом плане в европейских странах, в частности, связаны с тем, что, с одной стороны, те кто приезжает в другую страну должны вписаться в культуру той страны, в которую они приехали, а с другой стороны, им надо сохранить свою собственную культуру, не потерять свою собственную национальную и гражданскую идентичность. Столкновение этих двух позиций нередко приводит к тем противоречиям и конфликтам, с которыми сейчас некоторые страны имеют дело и которые заканчиваются порой не только словесной дискуссией, но и иногда имеют очень печальный результат для ее участников.
Принцип полисубъектности подразумевает, что современное воспитание должно быть основано на согласовании и координации действий различных его субъектов. Такими субъектами могут выступать общественные организации, органы власти и т.д. Соответственно, чем больше усложняется структура современного общества, и чем больше усиливается социализирующие и воспитывающие роли различных субъектов, тем все сложнее реализация полисубъектной стратегии воспитания, так как достаточно сложно понять цели различных субъектов, какую идею несут субъекты в плане воспитания, скоординировать их деятельность и т.п.
Принцип системности воспитания очень точно охарактеризовал известный современный московский педагог-новатор и ученый Владимир Абрамович Караковский, который в свое время сказал, что «воспитание эффективно, если оно системно» [6]. В той или иной системе воспитания, выстраиваемой в каждом конкретном образовательном учреждении, не должно быть никаких случайностей. Все действия должны быть взаимосвязаны друг с другом. В ситуациях введения любой инновации в сферу воспитания могут возникнуть противоречия с традиционными устоявшимися действиям в этом учреждении, и
может, как следствие, произойти отторжение нововведений, так как система воспитания не может носить случайный характер и должна быть структурирована.
Принцип событийности воспитания появился сравнительно недавно. Это принцип, который предполагает, что для эффективного воспитания необходимо повседневную будничную жизнь учащихся насыщать яркими запоминающимися событиями, которые бы были привлекательными для них и обладали при этом достаточным воспитательным потенциалом. Для реализации принципа событийности проводятся различные мероприятия в образовательных организациях, которые носят такой яркий и привлекательный характер. Однако это не означает, что они не должны иметь серьезного содержания, то есть не стоит придерживаться только концепции «развлечь обучающихся» и организовывать события лишь развлекательного характера для привлечения их внимания. Сбалансированная и продуманная программа обеспечит, с одной стороны, необходимые мероприятия, а также будет способна научить молодых людей жить повседневностью. В этой ситуации должен работать так называемый амбивалентный подход, то есть двустороннее рассмотрение явления с противоположных сторон [4]. Данный подход предполагает, что если есть свобода, то должна быть ответственность, а если есть личность, то должна быть и общность.
Последний принцип проявил себя особенно ярко и был представлен достаточно давно еще в работах известного чешского педагога Яна Амоса Каменского. Это принцип приро-досообразности. Каменский сравнивал ребенка с растущим деревом, а воспитание и формирование понимал, как шлифовку этого дерева. Принцип природосообразности состоит в том, что эффективное воспитание должно строиться с учетом тех возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми педагоги имеют дело. Хотя в педагогической практике чаще учитываются лишь возрастные и индивидуальные особенности. Что касается гендерных различий, то они учитываются значительно реже. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс в образовательных учреждениях несколько усреднен и обобщен. Тем не менее эти особенности следует иметь в виду и по-
нимать, что определенное педагогическое влияние на юношей может не сработать на девушках, они могут оказаться к этому совершенно не восприимчивы, и наоборот.
Воспитание - это достаточно сложный про -цесс, который можно представить, как часть педагогического процесса, целенаправленного и организованного по своей структуре, с целью формирования и развития человека, который является субъектом воспитательной деятельности. Таким образом, знание основных принципов воспитания, а также использование тех или иных определений воспитательного процесса позволит преподавателям грамотно организовывать воспитательную работу и получать успешные результаты реализации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
В Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 г. поставлена цель - «обеспечение глобальной конкурентоспособности и технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» [8]. Значимую роль в достижении этой цели играет среднее профессиональное образование (СПО). Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием на российском рынке труда растет и составляет 30-36 % от общей потребности в кадрах [9]. Однако, согласно статистическим данным, в первые 2 года после освоения программы СПО трудоустраиваются лишь 30 % выпускников, из них по специальности - только половина; «в результате на выходе мы имеем систему подготовки кадров с коэффициентом полезного действия 15 % и стоимостью подготовки одного «эффективного» выпускника, сопоставимой со стоимостью обучения в Оксфорде» [2]. Повышение качества подготовки по программам СПО и востребованности выпускников этих программ на рынке труда возможно в том числе посредством совершенствования технологий их реализации.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки в реализации программ СПО применяются традиционные (основанные на традиционных (физических) ресурсах образования (слово учителя, учебник) технологии: развивающее обучение; коллективная система обучения; технологии организации исследовательской и
проектной деятельности обучающихся; технология модульного и блочномодульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекцион-но-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр); обучение в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии; система совокупной оценки учебных достижений «портфолио»; технологии интерактивного обучения [7].
Новый этап цифровой революции, сделавший цифровые технологии общедоступным и надежным средством решения различных, в том числе образовательных задач, актуализировал внедрение в образовательный процесс СПО цифровых технологий. Внедрение таких технологий необходимо и с целью подготовки кадров для высокопроизводительных рабочих мест, число которых в соответствии со стратегическими документами к 2024 году должно составить 25 млн. На решение этой задачи направлены федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» (национального проекта «Образование») и «Кадры для цифровой экономики» (национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»).
Анализ практики использования цифровых технологий в реализации программ среднего профессионального образования показывает, что такие технологии не всегда способствуют развитию существующих и внедрению новых педагогических практик, зачастую автоматизируют неэффективные технологии.
В настоящее время в педагогической науке сложились предпосылки для разработки таких моделей:
- разработана и применяется в системе профессионального образования технология смешанного обучения, интегрирующая традиционную лекционно-семинарскую и цифровые технологии обучения;
- описаны уровни изменения педагогической практики с использованием цифровых технологий: замещение, улучшение, изменение, преобразование (А.Ю. Уваров [10]) и др.
Данные наработки требуют научного осмысления с позиций целей и специфики среднего профессионального образования.
Выполненный анализ стратегических и
методических документов, касающихся реализации программ среднего профессионального образования, позволил систематизировать традиционные технологии реализации программ СПО в соответствии с четырьмя приоритетными направлениями развития отечественного профессионального образования.
Приоритетное направление «Адаптация системы подготовки квалифицированных кадров под требования современной высокотехнологичной экономики» - технологии, обеспечивающие развитие интеллекта, креативности, критического мышления, универсальных компетенций:
- традиционные: технологии проблемного, развивающего, про-граммированного, интегративного обучения, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, решения исследовательских и творческих задач (ТРИЗ);
- цифровые: технология «перевернутый класс», интеллектуальные обучающие системы; технологическое конструирование с использованием специализированных устройств, робототехники; технологии группового создания и использования MR-приложений; видеоконференции, чат-боты, групповые компьютерные деловые игры, образовательные вебквесты.
С приоритетным направлением развития системы СПО «Усиление практической подготовки обучающихся» соотносятся технологии, позволяющие вовлекать обучающихся в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность и развивать у них профессиональные компетенции:
- традиционные: технологии дуального обучения, контекстного обучения, учебного проектирования, мастерских, игровые технологии;
- цифровые: технологии геймификации, «упаковки» традиционного содержания в учебные проекты, цифровые измерительные инструменты, виртуальные лаборатории, компьютерные тренажеры и симуляторы, технологии компьютерного моделирования.
Приоритетному направлению «Развитие сетевых форм обучения» соответствуют технологии гибкого формирования и реализации образовательных программ:
- традиционные: модульные технологии;
- цифровые: сетевые технологии, дис-
танционные образовательные технологии, технологии электронного обучения, цифровые учебно-методические комплексы; технологии организации учебных коммуникаций (чат-боты, мессенджеры, электронная почта, корпоративные универсальные коммуникационные системы, системы управления обучением (LMS), массовые открытые он-лайн-курсы; технологии электронного документооборота.
Приоритетную задачу «Усиление вариативности образовательных про-грамм» позволяют решать технологии, направленные на личностную ориентацию образовательного процесса:
- традиционные: технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, индивидуализации обучения, витагенного обучения;
- цифровые: технологии персонализированной организации образовательного процесса, адаптивного онлайн-обучения, настраиваемые учебные материалы, консультационные системы, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, технологии аутентичного оценивания, ассистивные технологии (для обучающихся с ОВЗ).
Матрица позволяет выбирать интегрируемые технологии. Здесь возможны два варианта сочетания традиционных и цифровых технологий:
- «взаимоусиление» - интегрируются технологии, обладающие одинаковыми возможностями, которые могут усилиться за счет интеграции;
- «взаимодополнение»- отбираются техно -логии, обладающие вза-имодополняющими, взаимокомпенсирующими возможностями.
Примером взаимоусиливающей интеграции традиционных и цифровых технологий может выступить интеграция технологии развивающего обучения и интеллектуальных обучающих систем. Интеллектуальные обучающие системы и предоставление обучающимся большого объема фактологической информации может облегчить решение задач, направленных на развитие умений теоретического обобщения, формирование способности к переносу и расширению области приложения осваиваемых понятий. «Интеллектуальные алгоритмы дают возможность быстро восполнить необходимые знания и
облегчить понимание. Таким образом, существенно сокращается время, которое обучаемый тратит на знакомство с информацией, и это позволяет уделить больше времени формированию компетентности решения комплексных задач и выработке способности к переносу» [10].
Примером взаимодополняющей интеграции может выступить персонализированная организация образовательного процесса, интегрирующая традиционную технологию дифференцированного обучения и адаптивные обучающие программы.
С опорой на имеющиеся разработки (уровни изменения педагогической практики с использованием цифровых технологий [10], способы интеграции педагогических и цифровых технологий [5]) мы выделили применительно к специфике реализации программ СПО четыре модели интеграции традиционных и цифровых технологий по степени их дидактической продуктивности:
1. Модель «Дополнение» - концептуальные идеи традиционной технологии реализуются цифровыми средствами. Например, учебный видеоролик, мультимедийная презентация иллюстрируют содержание традиционной лекции; материалы для подготовки к семинарскому занятию размещаются на образовательной платформе с помощью облачных технологий; контрольные работы направляются преподавателю по электронной почте; при выполнении исследовательских и учебных проектов используются технологии больших баз данных; тестирование проводится в электронной форме и т.д.
2. Модель «Замещение» - цифровая технология, которая развивает идеи уже известной традиционной технологии. Например, дистанционное обучение с использованием цифровых технологий основывается на давно применяемой в педагогике идее: «люди учились, выписывая ученые книги, путешествуя за известными лекторами, просматривая просветительские передачи» [3]. «Норма диалогического решения учебных задач не взращена цифровыми технологиями, но стала фундаментом их относительно простого применения в образовательных системах» [3]. В основе адаптированных компьютерных обучающих программ, электронных курсов лежат идеи программированного обучения. Технология совокупной оценки обра-
зовательных достижений положена в основу технологии электронного портфолио. Идеи индивидуализированного обучения стали фундаментом разработки разнообразных открытых (массовых) онлайн-курсов. Видеоконференции - аналог технологий группового обучения и групповой дискуссии, виртуальные опыты - цифровой аналог лабораторных работ, обучающие компьютерные игры -аналог дидактических игр и т.д. Большинство цифровых технологий, позволяющих увлекательно представить информацию, организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей, уровня подготовки и интересов обучающихся, основаны на идеях гуманистической педагогики: учение без принуждения (Ш.А. Амонашвили, С. Л. Соловейчик), предоставление ученикам свободы выбора (Л.Н. Толстой, Ж.-Ж. Руссо, С. Френе, Р. Штай-нер), организация совместной деятельности учителей и учеников (Дж. Дьюи), педагогическая поддержка (О.С. Газман).
3. Модель «Развитие». Традиционная технология используется в сочетании с цифровой, но при этом ее функциональность существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику. Появляется возможность решать с ее помощью более широкий спектр задач, и традиционный перечень задач учебной работы расширяется. Цифровые технологии дают возможность по-новому формулировать и решать традиционные задачи. Пример: студенты создают учебный видеоролик и «цифровые повествования», готовят презентации не только для отчета о проделанной работе, но и для обучения одноклассников, размещения в сети и т.п. Здесь начинается переход от технического усовершенствования к преобразованию педагогической практики. Для использования дополнительной функциональности требуется изменять план и методику проведения занятий. Появляется возможность достигать новых результатов. В приведенном примере это не только взаимное оценивание и анализ того, что было сделано, но и развитие навыков цифровой коммуникации [10].
4. Модель «Трансформация» - интеграция цифровых и традиционных технологий дает синергетический эффект и способствует формированию новой педагогической практики. Примером такой интеграции может
служить технология смешанного обучения -интегрированная модель обучения с привлечением ресурсов сети Интернет, сочетающая очное аудиторное обучение и онлайн-обуче-ние, стимулирующее самостоятельную самообразовательную деятельность студентов с учетом их познавательных возможностей и образовательных потребностей. Эта технология «может быть рассмотрена как синерге-тическая, поскольку способствует преобразованию и обогащению взаимодействующих элементов разных технологий, модернизации образовательного процесса на основе использования современных технологий и методик онлайн-обучения» [5]. Смешанное обучение предполагает замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде, в виртуальном образовательном пространстве с использованием разнообразных форм взаимодействия между педагогом, студентом и интерактивными источниками информации. Часть образовательного процесса организуется в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, другая часть выносится в онлайн с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества [5]. При этом аудиторные занятия освобождаются от рутинных видов учебной работы, больше времени на занятиях посвящается обсуждениям трудных тем и заданий. Особое место в технологии отводится использованию онлайн-курсов не только для самостоятельного и углубленного изучения учебных дисциплин, но и для саморазвития и самообразования.
Внедрение цифровых технологий в реализацию программ среднего профессионального образования - необходимое, но недостаточное условие для повышения качества образования. Необходима интеграция цифровых технологий с традиционными на основе взаимоусиления или взаимодополнения их дидактических возможностей. При этом каждая из интегрируемых технологий должна обладать высокими дидактическими возможностями, так как автоматизация неэффективных процессов лишь умножает их неэффективность.
Список литературы
1. Андрусенко, Ю.В. Перспективы развития совершенствования системы среднего профессионального образования / Ю.В. Андрусенко // Интеграция теории, методологии и практики в современных науках и образовании: материалы итоговой международной научно-практической конференции за 2015 год. - 2016. -С. 46-50.
2. Апасова, А.С. Технологии личностного и профессионального развития преподавателя среднего профессионального образования / А.С. Апасова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. -№ 6-2 (87). - С. 8-12.
3. Ахмадова, М.С. Проблемы развития системы среднего профессионального образования в России / М.С. Ахмадова // Актуальные проблемы и перспективные направления инновационного развития экономической науки: сборник научных трудов / Волгоградский государственный социально-педагогический университет; факультет экономики и управления. - Волгоград: ВГСПУ, 2016. - С. 21-25.
4. Болтунова, С.А. Развитие среднего профессионального образования в регионе / С.А. Болтунова, О.В. Ерашова // Новая экономика и региональная наука. - 2016. - № 3 (6). - С. 272-278.
5. Бирюкова, Л.И. Развитие кадрового потенциала предприятия на базе социального партнерства с учреждениями среднего и высшего профессионального образования / Л.И. Бирюкова // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 14-18.
6. Васильева, А.А. Подготовка квалифицированных рабочих в современных условиях развития среднего профессионального образования / А.А. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2016. - № 179. -С. 100-109.
7. Гришанов, В.В. Подходы к оцениванию уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников СПО в современных условиях реализации ФГОС СПО / В.В. Гришанов, С.Н. Копылов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции; под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. - 2019. - С. 46-50.
8. Евдокимова, Н.Н. Обучение переводу как средству развития речевых навыков студентов среднего профессионального образования / Н.Н. Евдокимова, М.П. Чекамеева // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева: в 3 частях; составитель А.В. Столяров; ответственный за выпуск П.В. Сенин. - Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2017. - С. 406.
9. Жуковский, В.П. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников среднего профессионального образования посредством организации сетевого взаимодействия образовательных организаций региона / В.П. Жуковский, С.В. Шанин // Образование через всю жизнь: непрерывное образова-
ние в интересах устойчивого развития материалы 14-й международной конференции. -2016. - С. 275-278.
10. Зюлева, В.В. Сравнительный анализ развития профессиональных компетенций транспортного производства среднего профессионального и высшего образования / В.В. Зюлева // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Второй всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -2017. - С. 206-210.
11. Кондратюк, Е.В. Развитие и организация познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования / Е.В. Кондратюк, В.К. Вин-ник // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2017. - С. 68-69.
12. Карлова, Е.П. Необходимость развития среднего профессионального образования / Е.П. Карлова, Н.Г Филипцова // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XVII Международной научно-практической конференции; под общей редакцией А.В. Туголукова. -2017. - С. 85-87.
13. Ломакина,Т.Ю. Пути развития научного потенциала педагогических работников СПО с учетом зарубежного опыта / Т.Ю. Ломакина, Н.В. Васильченко, Л.П. Кочнева // Отечественная и зарубежная педагогика. -2020. - Том 1. - № 3 (68). - С. 105-118.
14. Лавров, В.В. Развитие и совершенствование системы среднего профессионального образования / В.В. Лавров // Роль научной деятельности в формировании инновационной экономики. Образование как фактор социально-экономического развития общества: Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 122-126.
References
1. Andrusenko Yu.V. Perspektivy' razvitiya sovershenstvovaniya sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya. Integraciya teorii, metodologii i praktiki v sovremenny'x naukax i obrazovanii: materialy' itogovoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii za 2015 god. 2016. S. 46-50.
2. Apasova A.S. Texnologii lichnostnogo i professional'nogo razvitiya prepodavatelya srednego professional'nogo obrazovaniya. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016. № 6-2 (87). S. 8-12.
3. Axmadova M.S. Problemy' razvitiya sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. Aktual'ny'e problemy' i perspektivnye napravleniya innovacionnogo razvitiya e'konomicheskoj nauki: sbornik nauchnyx trudov / Volgogradskij gosudarstvenny'j social'no-pedagogicheskij universitet; fakul'tet e'konomiki i upravleniya. Volgograd: VGSPU, 2016. S. 21-25.
4. Boltunova S.A. Razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya v regione / S.A. Boltunova, O.V. Erashova. Novaya e'konomika i regional'naya nauka. 2016. № 3 (6). S. 272-278.
5. Biryukova L.I. Razvitie kadrovogo potenciala predpriyatiya na baze social'nogo partnerstva s uchrezhdeniyami srednego i vy'sshego professional'nogo obrazovaniya. Aktual'ny'e problemy' razvitiya vertikal'noj integracii sistemy' obrazovaniya, nauki i biznesa:
e'konomicheskie, pravovy'e i social'ny'e aspekty: materialy' V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 14-18.
6. Vasil'eva A.A. Podgotovka kvalificirovanny'x rabochix v sovremenny'x usloviyax razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2016. № 179. S. 100-109.
7. Grishanov V.V. Podxody k ocenivaniyu urovnya sformirovannosti professional'ny'x kompetencij vypusknikov SPO v sovremenny'x usloviyax realizacii FGOS SPO / V.V. Grishanov, S.N. Kopy'lov. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy' 24-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod nauchnoj redakciej E.M. Dorozhkina, V.A. Fedorova. 2019. S. 46-50.
8. Evdokimova N.N. Obuchenie perevodu kak sredstvu razvitiya rechevy'x navy'kov studentov srednego professional'nogo obrazovaniya / N.N. Evdokimova, M.P. Chekameeva. Materialy' XXI nauchno-prakticheskoj konferencii molodyx ucheny'x, aspirantov i studentov Nacional'nogo issledovatel'skogo Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.P. Ogareva: v 3 chastyax; sostavitel' A.V. Stolyarov; otvetstvennyj za vy'pusk P.V. Senin. Saransk: MGU im. N.P. Ogareva, 2017. S. 406.
9. Zhukovskij V.P. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagogicheskix rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya posredstvom organizacii setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'ny'x organizacij regiona / V.P. Zhukovskij, S.V. Shanin. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': neprery'vnoe obrazovanie v interesax ustojchivogo razvitiya materialy' 14-j mezhdunarodnoj konferencii. -2016. S. 275-278.
10. Zyuleva V.V. Sravnitel'ny'j analiz razvitiya professional'ny'x kompetencij transportnogo proizvodstva srednego professional'nogo i vy'sshego obrazovaniya. Sovremenny'e problemy' professional'nogo obrazovaniya: opy't i puti resheniya: materialy' Vtoroj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. 2017. S. 206-210.
11. Kondratyuk E.V. Razvitie i organizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti studentov srednego professional'nogo obrazovaniya / E.V. Kondratyuk, V.K. Vinnik. Nauka segodnya: fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya: materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-x chastyax. 2017. S. 68-69.
12. Karlova E.P. Neobxodimost' razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya / E.P. Karlova, N.G. Filipczova. Perspektivy' razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnyx trudov po materialam XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; pod obshhej redakciej A.V. Tugolukova. 2017. S. 85-87.
13. LomakinaT.Yu. Puti razvitiya nauchnogo potenciala pedagogicheskix rabotnikov SPO s uchetom zarubezhnogo opy'ta / T.Yu. Lomakina, N.V. Vasil'chenko, L.P. Kochneva. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. Tom 1. № 3 (68). S. 105-118.
14. Lavrov V.V. Razvitie i sovershenstvovanie sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya. Rol' nauchnoj deyatel'nosti v formirovanii innovacionnoj e'konomiki. Obrazovanie kak faktor social'no-e'konomicheskogo razvitiya obshhestva: Materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 122-126.