Развитие кадрового потенциала образовательных организаций среднего профессионального образования с учетом требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновления отраслевых технологий и внедрения цифровых технологий
Екатерина Игоревна Грузинская
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Кубанский государственный университет, филиал в г. Новороссийск, Новороссийск, Россия romirka@list.ru
0000-0002-5551-5197 Галина Львовна Князева
кандидат педагогических наук, доцент департамента музыкального искусства
Института культуры и искусств,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
knyazevagl@yandex.ru
0000-0002-4516-504Х Наталья Валерьевна Кодола
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций
Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
Московский педагогический государственный университет,
Москва, Россия
nv.kodola@mpgu.su
0000-0001-9089-5917 Лидия Васильевна Козилова
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления
образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия lv.kozilova@mpgu.su
0000-0002-7650-2432 Георгий Сергеевич Купалов
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории,
обществознания и права Института гуманитарных наук,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
KupalovGS@mgpu.ru
0000-0001-6688-277Х Андрей Александрович Сорокин
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия SorokinAA@mgpu.ru
0000-0002-1057-8071
Любовь Ивановна Уколова
доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента музыкального искусства
Института культуры и искусств,
Московский городской педагогический университет,
Москва, Россия
ukolovali@yandex.ru
0000-0002-7346-3933 Галина Анатольевна Хмелева
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия galina.a.khmeleva@yandex.ru
0000-0003-4953-9560 Дмитрий Александрович Хорват
кандидат педагогических наук, начальник Управления культуры и молодежной политики, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, Россия dkmisis@mail.ru
© 0000-0002-8572-5777 Руслан Михайлович Чудинский
доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией педагогических измерений, Институт развития образования Воронежской области, Воронеж, Россия chudinsky@mail.ru
© 0000-0001-5449-9351
Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021
6 10.25726/и8593-2178-2931 -г Аннотация
Динамичное совершенствование образования, осуществляемое в настоящее время, влечет за собой изменения в системе профессионального образования. Сегодня широкое распространение приобретает постулат об использовании кадрового потенциала образовательной организации как основного ресурса реформирования системы среднего профессионального образования (далее -СПО). Кадровый потенциал рассматривается как возможность педагогов применять свои знания, умения и навыки для обеспечения устойчивости и развития образовательной организации СПО. Формирование и развитие кадрового потенциала образовательных организаций СПО подразумевает реализацию программ повышения квалификации педагогов, участие в обучающих мероприятиях по вопросам разработки (актуализации) федеральных государственных образовательных стандартов СПО, примерных основных образовательных программ СПО, стажировки, обмен лучшими практиками. В статье предложен комплекс мер, обеспечивающих развитие кадрового потенциала образовательных организаций СПО с учетом требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновления отраслевых технологий и внедрения информационных технологий.
Ключевые слова
квалифицированные педагогические кадры; кадровый потенциал; профессиональный стандарт; основные образовательные программы среднего профессионального образования; цифровые технологии; развитие.
Введение
В настоящее время система профессионального образования Российской Федерации претерпевает значительные трансформации. Это связано с общеэкономическими тенденциями в России, представленными на рис. 1.
Рисунок 1. Общеэкономические тенденции в России
На государственном уровне определены фундаментальные изменения нынешней системы профессионального образования в многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена с учетом научно-технологических трендов. На этапе глобальной модернизации российского общества приоритетным вектором системы СПО становится подготовка рабочих специалистов в соответствии с требованиями рыночной экономики. Базовые концептуальные положения преобразований в системе СПО закреплены в законодательных документах Правительства Российской Федерации [14; 15]. Так, согласно Государственной программе «Развитие образования», предусмотрено создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы СПО, которая обеспечит подготовку специалистов-практиков, своего рода «технической элиты» с рабочими навыками в соответствии с новым ФГОС и передовыми технологиями [3].
Основными точками бифуркаций в системе СПО становятся главные «киты» системы образования: ее содержание, инфраструктура, педагогические команды [8; 11]. Качественная реализация ФГОС требует высокой подготовки и профессионализма педагогических кадров. Ведущая роль в обеспечении качества образования принадлежит именно им. Педагогические кадры - это квалифицированные, профессионально подготовленные для педагогической деятельности работники, которые обладают специальным образованием, личными качествами и имеют определенный опыт работы в сфере образования. Внедрение ФГОС четвертого поколения и передовых технологий в процесс подготовки рабочих среднего звена требует обучения педагогических кадров системы СПО с целью формирования необходимых компетенций в вопросах ресурсного и технологического обеспечения образовательного процесса системы СПО. Педагогу принадлежит ведущая роль в учебном процессе. Он реализует образовательную программу в процессе обучения, а также принимает участие в формировании и обновлении содержания образования, в изменении его качества. Последнее возможно достичь с помощью повышения качества педагогических кадров за счет развития кадрового потенциала образовательной организации СПО.
Исходя из обозначенных выше положений, целью статьи является определение комплекса мер, обеспечивающих развитие кадрового потенциала образовательных организаций СПО.
Материалы и методы исследования
Особенность среднего профессионального образования и повышение кадрового потенциала в системе СПО рассматривается в работах таких авторов, как Черноскутова И.А. [19], Жуков Г.Н. [5], Ларченко И.Н. [8], Кривошеев В.Ф. [2]. Проблеме кадрового потенциала в СПО посвящены материалы Леденевой И.Н. [9; 10], Даниловой Т.Н. [4], Резер Т.М. [17] и др. Для достижения цели исследования были использованы методы анализа и синтеза, структурно-логического анализа, метод изучения литературных и нормативных источников, обобщение педагогического опыта.
Стоит отметить, что на сегодняшний день этимология словосочетания «кадровый потенциал» не имеет однозначного определения. Его следует рассматривать как составную часть трудового потенциала, который включает в себя профессиональную и квалификационную сторону трудового потенциала. Кадровый потенциал образовательной организации СПО характеризует объем специальных знаний, умений и навыков, компетенций педагогов. Трудовой и кадровый потенциал в целом представляют собой количественную и качественную характеристику персонала организации. Они отражают ресурсный аспект социально-экономического развития организации.
По мнению авторов, наиболее полному определению кадрового потенциала соответствует такое понятие, как: «совокупность индивидуальных характеристик персонала и специальных профессиональных знаний и опыта, а также потенциальных возможностей, которые в процессе трудовой деятельности могут быть активированы и использованы организацией для достижения поставленных целей» [5; 6; 17].
Результаты и обсуждение
Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в части обеспечения цели «Повышение конкурентоспособности профессионального образования» включает реализацию серии важных мероприятий. Они предполагают в том числе реструктуризацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также обновление материально-технической базы и повышение квалификации всех педагогических и управленческих работников СПО в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями [16].
В нынешних динамично меняющихся условиях особую значимость для образовательных организаций, которые реализуют профессиональные образовательные программы СПО, приобретает наличие мобильных педагогов, способных к быстрой адаптации к флуктуациям в процессе модернизации профессионального образования, совершенствованию профессиональных образовательных программ СПО, а также обладающих навыками проектного управления структурно-технологическими трансформациями в организациях.
В системе СПО назрела необходимость формирования новых механизмов развития кадрового потенциала, готового внедрять изменения в организациях.
Анализ источников показывает, что под развитием кадрового потенциала следует понимать, прежде всего, развитие профессионально-квалификационных характеристик персонала, совершенствование его продуктивной способности к труду. Развитие кадрового потенциала может быть достигнуто путем эффективного использования квалификационного, психофизиологического и творческого потенциала.
На фоне этого развитию кадрового потенциала образовательной организации СПО препятствуют спектр нерешенных проблем, среди них [7]:
- недостаточное развитие нормативной правовой базы, регламентирующей методическую деятельность, а также отсутствие баз данных об актуальной нормативно-правовой документации по разработке ФГОС СПО, примерных основных образовательных программ (ПООП), и связанных с ними нормативных и методических документов;
- отсутствие у многих педагогов компетенций, которые необходимы для инновационной подготовки обучающихся;
- недостаточно развитая материально-техническая база;
- технологическое развитие требует пересмотра формального повышения квалификации педагогов;
- недостаточно развитая система сопровождения педагогов в контексте разработки учебно-методического обеспечения реализации профессиональной образовательной программы, потребность в которой возникает в связи с появлением новых профессий, изменяющие формы, методы, содержание и технологии обучения;
- отсутствие инструментария, обеспечивающего системный подход к проектированию ФГОС и ПООП в системе СПО и др.
Стоит отметить, что в условиях масштабного внедрения в СПО практико-ориентированных моделей обучения, соответствующих требованиям рынка труда, мировых стандартов важное значение приобретают педагогические компетенции и понимание специфики реализации обучения в соответствии с новым ФГОС СПО и современными вызовами. Сегодня педагогические работники должны обладать высоким уровнем теоретической подготовки и общепрофессиональными компетенциями, то есть личностно-деловыми качествами, обеспечивающими организацию и сопровождение учебно-производственного процесса, такими как (табл. 1):
Таблица 1. О эщепрофессиональные компетенции педагогов ОО СПО
Общепрофессиональные компетенции педагогических работников ОО СПО Организация образовательной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) профессиональных образовательных программ
- разработка примерных образовательных программ среднего профессионального образования (ПООП СПО);
- разработка комплексов обучающих модулей и методических материалов, обеспечивающих учебный процесс;
- актуализация учебно-методических комплексов, в том числе профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС
Педагогический контроль и оценка освоения обучающимися профессиональной образовательной программы в процессе промежуточной и итоговой аттестации
- разработка контрольно-оценочных материалов, основная функция которых служит для оценки образовательных результатов, в том числе контрольно-оценочных заданий в процессе обучения фундаментальных дисциплин в соответствии с определенной специализацией;
- разработка и формирование содержания примерных фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профиля по укрупненным группам профессий и специальностей и др.;
- оценивание результатов сформированности знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся на всех этапах освоения образовательных программ [18]
В процессе формирования профессиональной образовательной программы СПО начинают выдвигаться требования к кадровому и ресурсному обеспечению ее реализации. Если педагоги не обладают высоким уровнем теоретической подготовки и практическими навыками и не могут в полной мере обеспечить требующиеся для освоения квалификации условия, они не имеют право реализовывать образовательную программу и предоставлять образовательные услуги.
В связи с этим, авторским коллективом был определен комплекс мер, способствующих развитию кадрового потенциала образовательной организации профессионального образования (табл. 2).
Управление образованием: теория и практика I Management of education: theory and practice Том 11 (2021). №1(41) I Volume 11 (2021). Issue 1(41)
Таблица 2. Комплекс мер, способствующих развитию кадрового потенциала образовательной организации СПО
Меры, способствующих развитию кадрового потенциала образовательной организации СПО
1. Обеспечение доступности нормативной правовой базы системы СПО - создание обновляемых информационных баз данных об актуальной нормативно-правовой документации по разработке ФГОС СПО, ПООП, и связанных с ними нормативных и методических документов, а также обеспечение к ним доступа педагогов.
2. Совершенствование содержания подготовки педагогов в соответствии с международными стандартами на основе практико-ориентированных подходов к обучению.
3. Организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки (в очной и дистанционной форме), стажировок и педагогических мастерских педагогических кадров.
4. Развитие наставничества при реализации основных образовательных программ педагогическими кадрами.
б. Разработка и реализация новых моделей региональных программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе на основе сетевого взаимодействия.
6. Разработка профессиональных программ поддержки и личностного роста педагогических работников образовательных организаций СПО.
7. Участие педагогических работников в методических объединениях, педагогических и методических советах, предметных или цикловых комиссиях, научно-исследовательских и творческих группах.
В. Участие педагогических работников в практико-ориентированных семинарах, мастер классах, круглых столах, коллоквиумах, научно-практических конференциях по обсуждению разработанных ПООП СПО, обучающих мероприятиях по вопросам разработки (актуализации) ФГОС СПО, примерных основных образовательных программ СПО и др.
9. Вовлечение педагогических работников в проектные технологии.
10. Вовлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий обучения.
11. Проведение конкурсов методических разработок и профессионального мастерства (по выявлению лучших практик реализации образовательных программ СПО) с целью обмена опытом.
12. Совершенствование системы аттестации педагогов.
13. Организация индивидуальной работы по самообразованию и саморазвитию, индивидуальных консультаций и др.
Заключение
Степень педагогического мастерства и профессиональной подготовки педагогов СПО, их потенциал определяют эффективность реализации программ профессионального обучения и обеспечения реального сектора экономики Российской Федерации высококвалифицированными специалистами
Развитие кадрового потенциала требует, в первую очередь:
- создание современной организационно-педагогической среды, условия которой будут способствовать становлению профессиональной компетентности мастеров производственного обучения на основе непрерывного совершенствования и освоения ими новых методических и производственных технологий для повышения качества образования;
- постоянное обновление своих профессиональных знаний и компетенций на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли.
Создаваемые структуры дополнительного профессионального образования на основе внедрения современных средств, приемов и инструментов организации обучения станут катализатором обновления профессионального образования и совершенствования кадрового потенциала педагогов.
Список литературы
1. Александрова Н.Г. Особенности подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образовании // Материалы национальной научно-практической конференции «Интеграция наук - 2020». Краснодар, 2020. С. 116-122.
2. Буланже М.К. Развитие персонала на предприятии // Служба кадров, 2010. №10. С. 23-28.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.03.2021).
4. Данилова Т.Н. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. 233 с.
5. Жуков Г.Н. Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования // Вестник УМО по ППО. 2015. №2(49). С. 47-59.
6. Киршина, И.А. Кадровый потенциал и его структура на различных этапах инновационного процесса // Вестник Инжэкона. Серия «Экономика». 2011. №3(46). С. 419-421.
7. Кривошеев В.Ф. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Тезисы докладов II Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития». М., 2016. URL: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/450.doc (дата обращения: 01.03.2021).
8. Ларченко И.Н. Концептуальные подходы к развитию кадрового потенциала в системе начального и среднего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №6(16). С.109-112.
9. Леденева И.Н. Качество подготовки кадров в системе среднего профессионального образования // Вопросы структуризации экономики. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kachestvo-podgotovki-kadrov-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.03.2021).
10.Леденева И.Н. Повышение качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Саратов, 2010. 222 с.
11.Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. М.: ТОО «Люкс-арт», 2018. 398 с.
12. Ложкина Т.Ю. Развитие кадрового потенциала как условие решения стратегических задач системы профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2018. №1(19). С. 111-119.
13. Научно-методическое обеспечение массового внедрения моделей подготовки специалистов в рамках практико-ориентированного обучения / В.И. Блинов, О.Ф. Клинк, А.А. Факторович, Л.Н. Куртеева, Е.А. Рыкова, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина // Среднее профессиональное образование. 2016. №11. С. 25-29.
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2021).
15.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).
16. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [Электронный ресурс]: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3 // АУ «Институт развития образования»: [сайт]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/ 2019/nac.proekt/Федеральный_проект_Молодые_профессионалы.pdf#1 (дата обращения: 01.03.2021).
17. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2007. 50 с.
18.Сеногноева Н.А., Пахомова Л.В. Фонды оценочных средств в определении уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. С. 270-273.
19.Черноскутова И.А., Захарченко М.Ю. О модернизации обеспечения системы среднего профессионального образования педагогическими кадрами // Сборник статей «Возможности получения необходимых квалификаций в течение трудовой деятельности». М.: Изд-во МГПУ, 2016. С. 255-258.
Development of personnel potential of secondary vocational education organizations taking into account the requirements of the labor market, economy, world standards, updating of industry technologies and introduction of digital technologies
Ekaterina I. Gruzinskaya
Candidate of legal sciences, Associate professor, Head of the Department of humanities, Kuban State University, branch in Novorossiysk, Novorossiysk, Russia romirka@list.ru
© 0000-0002-5551-5197 Galina L. Knyazeva
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department
of musical arts of the Institute of culture and arts,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
knyazevagl@yandex.ru
0000-0002-4516-504X Natalya V. Kodola
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor of the Department
of journalism and media communications of the Institute of journalism, communications and media education,
Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia
nv.kodola@mpgu.su
© 0000-0001-9089-5917 Lydia V. Kozilova
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Associate professor
of the Department of educational systems management named after T.I. Shamova
of the Institute of social and humanitarian education,
Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia
lv.kozilova@mpgu.su
0000-0002-7650-2432 Georgy S. Kupalov
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department
of teaching methods of history, social studies and law of the Institute of humanities,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
KupalovGS@mgpu.ru
0000-0001-6688-277X Andrey A. Sorokin
Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the department,
Professor of the Department of teaching methods of history, social studies and law of the I nstitute of humanities,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
SorokinAA@mgpu.ru
© 0000-0002-1057-8071
Lyubov I. Ukolova
Doctor of pedagogical sciences, Professor, Professor of the Department
of musical arts of the Institute of culture and arts,
Moscow City Pedagogical University,
Moscow, Russia
ukolovali@yandex.ru
© 0000-0002-7346-3933 Galina A. Khmeleva
Doctor of economic sciences, Professor, Professor of the Department of world economy, Samara State University of Economics, Samara, Russia galina.a.khmeleva@yandex.ru
© 0000-0003-4953-9560 Dmitry A. Horvat
Candidate of pedagogical sciences, Head of the Department of culture and youth policy, National Research University of Technology «MISIS», Moscow, Russia dkmisis@mail.ru
0000-0002-8572-5777 Ruslan M. Chudinsky
Doctor of pedagogical sciences, Associate professor, Head of Laboratory of pedagogical measurements, Institute for the Development of Education of the Voronezh Region, Voronezh, Russia chudinsky@mail.ru
0000-0001-5449-9351
Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021
d 10.25726/U8593-2178-2931-z Abstract
The dynamic improvement of education currently being carried out entails changes in the system of vocational education. Today, the postulate on the use of the personnel potential of an educational organization as the main resource for reforming the system of secondary vocational education is becoming widespread. Human resources are considered as an opportunity for teachers to apply knowledge, skills and skills to ensure the sustainability and development of the educational organization of secondary vocational education. The formation and development of the personnel potential of educational organizations of secondary professional education implies the implementation of teacher training programs, participation in training events on the development (updating) of federal state educational standards, exemplary basic educational programs, internships, and the exchange of best practices. The article proposes a set of measures that ensure the development of the personnel potential of educational organizations of secondary vocational education, taking into account the requirements of the labor market, the economy, world standards, updating industry technologies and the introduction of information technologies.
Keywords
qualified teaching staff; human resources capacity; professional standard; the main educational programmes of secondary vocational education; digital technologies; development.
References
1. Aleksandrova N.G. Osobennosti podgotovki pedagogicheskix kadrov dlya srednego professional'nogo obrazovanii // Materialy' nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Integraciya nauk -2020». Krasnodar, 2020. S. 116-122.
2. Bulanzhe M.K. Razvitie personala na predpriyatii // Sluzhba kadrov, 2010. №10. S. 23-28.
3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
4. Danilova T.N. Povy'shenie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelej special'ny'x disciplin uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. M., 2010. 233 s.
5. Zhukov G.N. Kadrovy'j potencial sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik UMO po PPO. 2015. №2(49). S. 47-59.
6. Kirshina, I.A. Kadrovy'j potencial i ego struktura na razlichny'x e'tapax innovacionnogo processa // Vestnik Inzhe'kona. Seriya «E'konomika». 2011. №3(46). S. 419-421.
7. Krivosheev V.F. Problemy' rosta kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyax modernizacii obrazovatel'nogo processa [E'lektronny'j resurs] // Tezisy' dokladov II Vserossijskoj konferencii «Professional'ny'e kadry' Rossii XXI veka: opy't, problemy', perspektivy' razvitiya». M., 2016. URL: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/450.doc (data obrashheniya: 01.03.2021).
8. Larchenko I.N. Konceptual'ny'e podxody' k razvitiyu kadrovogo potenciala v sisteme nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya my'sl'. 2012. №6(16). S.109-112
9. Ledeneva I.N. Kachestvo podgotovki kadrov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya // Voprosy' strukturizacii e'konomiki. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kachestvo-podgotovki-kadrov-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashheniya: 01.03.2021).
10.Ledenyova I.N. Povy'shenie kachestva podgotovki kadrov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. e'kon. nauk: 08.00.05. Saratov, 2010. 222 s.
11. Lipatov V.S. Upravlenie personalom predpriyatij i organizacij. M.: TOO «Lyuks-art», 2018. 398 s.
12.Lozhkina T.Yu. Razvitie kadrovogo potenciala kak uslovie resheniya strategicheskix zadach sistemy' professional'nogo obrazovaniya // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2018. №1(19). S. 111-119.
13.Nauchno-metodicheskoe obespechenie massovogo vnedreniya modelej podgotovki specialistov v ramkax praktiko-orientirovannogo obucheniya / V.I. Blinov, O.F. Klink, A.A. Faktorovich, L.N. Kurteeva, E.A. Ry'kova, I.S. Sergeev, E.Yu. Esenina // Srednee professional'noe obrazovanie. 2016. №11. S. 25-29.
14.O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. №204 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
15.Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
16.Pasport federal'nogo proekta «Molody'e professional/ (Povy'shenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovaniya)» [E'lektronny'j resurs]: prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. №3 // AU «Institut razvitiya obrazovaniya»: [sajt]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/2019/nac.proekt/ Federal'ny'j_proekt_Molody'e_professionaly'.pdf#1 (data obrashheniya: 01.03.2021).
17.Rezer T.M. Teoriya i texnologiya podgotovki mediko-pedagogicheskix kadrov v srednem professional'nom obrazovanii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Ekaterinburg, 2007. 50 s.
18.Senognoeva N.A., Paxomova L.V. Fondy' ocenochny'x sredstv v opredelenii urovnya sformirovannosti professional'ny'x kompetencij u studentov srednego professional'nogo obrazovaniya // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. №61-1. S. 270-273.
i9.Chernoskutova I.A., Zaxarchenko M.Yu. O modernizacii obespecheniya sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya pedagogicheskimi kadrami // Sbornik statej «Vozmozhnosti polucheniya neobxodimy'x kvalifikacij v techenie trudovoj deyatel'nosti». M.: Izd-vo MGPU, 2016. S. 255-258.