Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНИКАМИ, ПРИМЕРНЫМИ ПРОГРАММАМИ И ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНИКАМИ, ПРИМЕРНЫМИ ПРОГРАММАМИ И ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНИКАМИ / ВЫПУСКНИКИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшаева Е. В., Глубокова Л. Г., Евстратова Т. А., Илюхина Г. И., Ковалева Н. И.

За последние годы система среднего профессионального образования (далее - СПО) претерпела значительные изменения и модернизации для того, чтобы соответствовать современным реалиям и запросам работодателей. Модернизация системы СПО осуществляется комплексно и направлена на решение ряда актуальных вопросов, от которых напрямую зависит развитие системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Разработанные примерные образовательные программы являются базисом для всего дальнейшего обучения в рамках основной образовательной программы среднего профессионального образования; наличие учебников и учебных пособий в свободном доступе и необходимом количестве - обеспечивает необходимой базой для изучения; в то время как уровень занятости выпускников по специальности является одним из показателей качества полученного образования. Значимость данных аспектов сложно преувеличить, а, следовательно, необходима нормативная база, способная регулировать вопросы, связанные с получением СПО обучающимися. В рамках данной статьи будут исследованы нормативно правовые акты, регулирующие обеспеченность учебниками, актуальными учебными программами, а также вопрос занятости выпускников в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакшаева Е. В., Глубокова Л. Г., Евстратова Т. А., Илюхина Г. И., Ковалева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY FRAMEWORK FOR MONITORING AND ACCOUNTING OF THE AVAILABILITY OF TEXTBOOKS, SAMPLE PROGRAMS AND EMPLOYMENT OF GRADUATES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

In recent years, the system of secondary vocational education has undergone significant changes and modernization in order to meet the modern realities and demands of employers. The modernization of secondary vocational education system is carried out in a comprehensive manner and is aimed at solving a number of topical issues on which the development of the system of training of skilled workers, employees and middle-level specialists directly depends. The model educational programs developed are the basis for all further education within the framework of the main educational program of secondary vocational education; the availability of textbooks and textbooks in free access and the necessary quantity - provides the necessary basis for study; while the employment rate of graduates in the specialty is one of the indicators of the quality of education received. The significance of these aspects is difficult to exaggerate, and therefore a regulatory framework is needed that can regulate issues related to the receipt of secondary vocational education by students. Within the framework of this article, regulatory acts will be investigated governing the provision of textbooks, current curricula, as well as the issue of employment of graduates in the secondary vocational education system.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНИКАМИ, ПРИМЕРНЫМИ ПРОГРАММАМИ И ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Нормативные основы контроля и учета обеспеченности учебниками, примерными программами и занятости выпускников в системе среднего профессионального образования

Елена Владимировна Бакшаева

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования,

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия 1епаЬак5Иаеуа[email protected]

© 0000-0002-4703-0640 Людмила Геннадьевна Глубокова

кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе, Финансовый университет при Правительстве РФ, Алтайский филиал, Барнаул, Россия [email protected]

© 0000-0002-4478-4973 Татьяна Анатольевна Евстратова

кандидат социологических наук, доцент, доцент факультета управления, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0002-4099-0761

Галина Ивановна Илюхина

кандидат социологических наук, доцент,

Российский государственный университет туризма и сервиса,

начальник учебно-методического центра ФуМо СПО уГпС 43.00.00 «Сервис и туризм»,

пос. Черкизово, Россия

[email protected]

0000-0002-8165-2486 Наталья Иосифовна Ковалева

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва, Россия [email protected]

© 0000-0001-5307-8723 Гульнара Альбертовна Ляукина

кандидат педагогических наук, начальник управления по воспитательной и социальной работе, ассистент, Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия [email protected]

© 0000-0002-0046-6586

Ольга Евгеньевна Матюнина

кандидат технических наук, исполнительный директор

Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий,

Российский новый университет,

Москва, Россия

[email protected]

© 0000-0003-1757-8012

Зоя Валерьевна Паршикова

кандидат педагогических наук, методист

Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия [email protected]

© 0000-0001-7219-6434 Элина Григорьевна Швец

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории искусства, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0003-1821-0586 Татьяна Николаевна Юдина

доктор социологических наук, профессор, профессор факультета социологии, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0001-7785-8601

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/у8245-4657-1540-О Аннотация

За последние годы система среднего профессионального образования (далее - СПО) претерпела значительные изменения и модернизации для того, чтобы соответствовать современным реалиям и запросам работодателей. Модернизация системы СПО осуществляется комплексно и направлена на решение ряда актуальных вопросов, от которых напрямую зависит развитие системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Разработанные примерные образовательные программы являются базисом для всего дальнейшего обучения в рамках основной образовательной программы среднего профессионального образования; наличие учебников и учебных пособий в свободном доступе и необходимом количестве - обеспечивает необходимой базой для изучения; в то время как уровень занятости выпускников по специальности является одним из показателей качества полученного образования. Значимость данных аспектов сложно преувеличить, а, следовательно, необходима нормативная база, способная регулировать вопросы, связанные с получением СПО обучающимися. В рамках данной статьи будут исследованы нормативно правовые акты, регулирующие обеспеченность учебниками, актуальными учебными программами, а также вопрос занятости выпускников в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование; примерная основная образовательная программа; обеспеченность учебниками; выпускники среднего профессионального образования; нормативные правовые акты и методические документы.

Введение

Основной задачей СПО является решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [5].

Для достижения вышеуказанных целей права обучающихся, заложенные в Конституции Российской Федерации, Федеральном закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и ряде других законов и подзаконных актов, должны быть в полном объеме регламентированы.

Для выполнения поставленных задач важным аспектом является нормативное контролирование процесса обучения на всех этапах, начиная от разработки примерной основной образовательной программы (далее - ПООП) и заканчивая трудоустройством молодого специалиста.

Материалы и методы исследования

Автором в процессе написания статьи был проведен описательный анализ основных законодательных актов как в сфере образования относительно нормативных основ контроля и учета обеспеченности учебниками, примерными программами и занятости выпускников в системе СПО. Были изучены и проанализированы следующие нормативные правовые акты и методические документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [5].

2. Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» [9].

3. Конституция Российской Федерации [3].

4. Приказ Минпросвещения России от 18.11.2020 №650 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.01 Картография» [9].

5. Приказ Минпросвещения России от 17.11.2020 №647 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.02 Гидрология» [10].

6. Приказ Минобрнауки России от 23.03.2018 №208 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.01 Изготовитель арматурных сеток и каркасов» [11].

7. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [7].

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [2].

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.» [6].

10. Письмо Минпросвещения России от 21 мая 2020 г. №ГД-500/05 «О направлении рекомендаций» [4].

Разработка ПООП в СПО и внесение их в реестр

ПООП является основой образовательных программ и содержит в себе рекомендации относительно учебно-методической документации, объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения образовательной программы и т.д. Таким образом, разработка ПООП влияет на все аспекты реализации основной образовательной программы и качества образования по специальности в целом.

В соответствии со ст. 12 Закона об образовании образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [5].

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и с учетом соответствующих ПООП.

При этом ПООП разрабатываются на основании соответствующего ФГОС. По итогам экспертизы ПООП включаются в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой. Данный реестр находится в открытом доступе в сети Интернет.

В соответствии с Порядком разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. №594, определены правила разработки ПООП, проведения их экспертизы и ведения реестра ПООП.

Данным приказом установлено, что ПООП включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Реализация поставленных задач требует проведения федеральными учебно-методическими объединениями (далее - ФУМО) в среднем профессиональном образовании и иными участниками процесса разработки и актуализации ПООП существенного объема работы, связанной с анализом потребностей в компетенциях специалистов, анализом существующих примерных программ, проектов примерных программ, их оценкой, сравнением и верификацией с учетом задач опережающего развития [9].

Именно ФУМО рассматривает проект ПООП и принимает решение относительно его одобрения или отклонения, при этом ФУМО может повторно рассматривать данный проект после доработки и устранения всех недочетов. Одобренный проект ПООП в установленные законодательством строки размещается в реестре.

Обеспечение учебниками и учебными пособия в СПО

Законодательство Российской Федерации закрепляет общедоступность и бесплатность СПО, в том числе и пользование библиотечными ресурсами, учебниками и учебными пособиями необходимыми для изучения основной образовательной программы.

Данные права закрепляются, в том числе, в основном законе страны - Конституции. Конституцией Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и СПО в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях в соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации [3].

Вопрос пользования непосредственно библиотечного-информационными ресурсами регулируется Законом об образовании.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются академические права на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации [5].

Согласно ч. 4. ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: организация предоставления СПО, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного СПО.

В силу ч. 2. ст. 18 Закона об образовании нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС [5].

Для проведения анализа были изучены ФГОС СПО по ряду профессий и было выявлено, что согласно п.4.3.4. Приказа Минпросвещения России от 18.11.2020 г. №650 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.01 Картография» библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные примерными основными образовательными программами.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке [9]. Аналогичные требования содержатся и в п. 4.3.4. приказа Минпросвещения России от 17.11.2020 №6 47 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.02 Гидрология» [10], п. 4.3.4. приказа Минобрнауки России от 23.03.2018 №208 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.01 Изготовитель арматурных сеток и каркасов» [11] и др.

Согласно ст. 44 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» при получении СПО обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [7]. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации согласно ч. 11 ст. 79 Закона об образовании [5].

В свою очередь образовательными организациями СПО разрабатывается Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися государственного бюджетного образовательного учреждения среднего специального образования, который содержит информацию о порядке формирования учебного фонда библиотеки.

Контроль и учет занятости выпускников в системе СПО

Одним из важнейших показателей качества образования любой образовательной организации СПО является, в первую очередь, трудоустройство выпускников и начало их профессиональной деятельности по полученной специальности. Одним из наиболее важных показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642) является увеличение удельного веса численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам СПО [2].

Исследования показывают, что при трудоустройстве выпускники СПО сталкиваются с рядом трудностей:

1. У выпускников отсутствует опыт работы, который, несомненно, является одним из наиболее важных условий при приеме на работы.

2. Заработная плата на рынке труда не соответствует ожиданиям выпускников.

3. Отсутствие рабочих место по специальности на региональном рынке труда, где пытается трудоустроится выпускник [1].

Для того, чтобы иметь возможность влиять на сложившуюся ситуацию необходимо обладать полной и достоверной информацией относительно трудоустройства выпускников СПО. В связи с чем, с целью контроля сложившейся ситуации на рынке труда и осуществления помощи выпускникам осуществляется мониторинг качества подготовки кадров.

Согласно п. 19 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.» было закреплено проведение ежегодного мониторинга качества подготовки кадров [6].

Так, на основании приказа Минпросвещения России №194 от 29 апреля 2020 г. «О проведении в 2020 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования» и письма Минпросвещения России от 30 апреля 2020 г. №ГД-347/05 «О проведении мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году» был проведен мониторинг качества подготовки кадров, в результате которого было выявлено, что:

- удельный вес численности выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, составляет 58,12% [15];

- отношение средней заработной платы выпускников образовательных организаций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования к средней заработной плате по экономике региона составляет 76,58% [15];

- средняя заработная плата выпускников образовательных организаций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования составляет 26,46 тыс. руб. [15].

Если сравнить данные мониторинга, проведенного в 2019 году [16], с проведенным в 2020 году, то можно увидеть, что результаты мониторинга 2020 г. показывают рост удельного веса численности выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования уменьшился на 4,01%, отношение средней заработной платы выпускников образовательных организаций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования к средней заработной плате по экономике региона увеличилось на 2,52%, а средняя заработная плата выпускников образовательных организаций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования увеличилась на 2,03 тыс. руб. [ 15].

Таким образом, мониторинг качества обучения по образовательным программам среднего профессионального образования дает реальное представление о состоянии занятости выпускников и является основой для принятия мер по способствованию трудоустройству выпускников. Ярким примером этого факта является письмо Минпросвещения России от 21 мая 2020 г. №ГД-500/05 «О направлении рекомендаций», в котором Министерство просвещения направляет рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования основываясь на результатах мониторинга.

По итогам рассмотрения результатов мониторинга Минпросвещения России пришло к выводу о необходимости следующих действий:

1. Должен быть создан координационный орган на уровне органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включающего представителей исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органов местного самоуправления, центров занятости населения, образовательных организаций, работодателей, рекрутинговых агентств и иных представителей по содействию трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - ПОО), в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ [4].

2. Для содействия трудоустройства выпускников необходимо задействовать возможности Центров опережающей профессиональной подготовки [12].

3. Должны быть созданы Центры содействия трудоустройству, которые будут оказывать посильную помощь выпускникам.

4. Необходимо предусмотреть возможность организации временных форм занятости выпускников, а также трудоустройства выпускников в подведомственные образовательные организации.

5. Рекомендуется организовать проведение видеоконференции с использованием дистанционных технологий с руководителями ПОО и выпускниками ПОО при участии представителей работодателей, центров занятости населения, рекрутинговых агентств и иных представителей по информированию о наличии вакансий на рынке труда, а также организовать информационное сопровождение вопросов трудоустройства выпускников ПОО и работу горячей линии по вопросу трудоустройства выпускников ПОО [12].

6. Деятельность ПОО по содействию трудоустройства выпускников должна предусматривать работу с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ [4].

К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ПОО, ресурсным учебно-методическим центрам СПО, Центрам содействия трудоустройству необходимо оказать консультационную поддержку выпускникам ПОО, в том числе выпускникам с инвалидностью и ОВЗ, изъявившим желание выйти на самозанятость, по вопросам видов деятельности, оформления самозанятости, включая вопросы по регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, налогообложения и т.д. [4].

Результаты и обсуждение

На основании проведенного анализа нормативных основ контроля и учета обеспеченности учебниками, примерными программами, а также занятости выпускников в системе СПО можно сделать вывод о наличие отлаженных нормативных механизмов контроля и учета в исследуемых аспектах среднего профессионального образования.

На законодательном уровне был регламентирован процесс разработки ПООП, проведение экспертизы ПООП на соответствие законодательству и размещение в общем доступе в реестре ПООП. Основополагающим документом, который регулирует процесс разработки ПООП является приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» [9] и в полной мере обеспечивает нормативный контроль в данной сфере реализации СПО.

Обеспечение учебниками и учебными пособия в СПО закрепляется на различных уровнях законодательства и направлено на реализацию прав обучающихся в их стремлении получить качественное образование. Данные нормы находят свое отражение как в Конституции Российской Федерации, Законе об образовании и ряде других нормативных правовых актов. Обеспечение гарантий получения СПО, включая обеспеченность учебниками и учебными пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Отдельно следует отметить, что законодательством предусмотрено обеспечение обучающихся с ОВЗ бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами тифлосурдопереводчиков и сурдопереводчиков.

Одним из наиболее важных показателей качества образования является трудоустройство выпускников в течение следующего года за годом выпуска. Для того, чтобы иметь возможность нормативного контроля над этим показателем проводился ежегодный мониторинг, который давал представления о конкурентоспособности выпускников СПО, получаемой ими зарплаты при трудоустройстве, а также служил основанием для принятия мер, направленных на оказание помощи выпускникам.

Заключение

На всех уровнях законодательства закрепляются права обучающих относительно получения качественного образования. Нормативно-правовое регулирования в сфере получения СПО закладывает нормативные основы контроля и учета обеспеченности учебниками, примерными программами и занятости выпускников в системе СПО

Анализ нормативных актов в сфере образования показал, что законодательство Российской Федерации регулирует как обеспеченность учебниками, примерными образовательными программами, так и вопрос занятости выпускников в системе СПО, что влияет на повышения качества образования в целом. Кроме того нормативная правовая база не только регулирует процесс получения СПО, но и направлена на получение информации о результатах и принятии соответствующих мер на основании полученных данных.

Список литературы

1. Валеренко А.А. Основные проблемы занятости выпускников учреждений среднего профессионального образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №47. С. 125-129.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.03.2021).

3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.03.2021).

4. О направлении рекомендаций [Электронный ресурс]: письмо Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. №гД-500/05 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353684/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 01.03.2021).

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

6. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 20152020 гг. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. №349-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (дата обращения: 11.03.2021).

8. Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. №594 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70709994/ (дата обращения: 01.03.2021).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.01 Картография [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 18 ноября 2020 г. №650 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373574/ (дата обращения: 01.03.2021).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 05.02.02 Гидрология [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 17 ноября 2020 г. №647 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_371122/ (дата обращения: 01.03.2021).

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.01 Изготовитель арматурных сеток и каркасов Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2018 г. №208 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_296109/ (дата обращения: 01.03.2021).

12. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Рожкова. 2-е изд., испр. М.: Издательство Юрайт, 2016. 324 с.

13. Правовая политика в сфере образования: словарь / под ред. А.В. Малько, Д.А. Смирнова. М.: Проспект, 2017. 160 с.

14. Степанов А.А. Совершенствование системы подготовки рабочих кадров в Российской Федерации на основе методики оценки эффективности деятельности образовательных организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2019. 213 с.

15.Характеристика системы СПО в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Главный информационно-вычислительный центр: [сайт]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo (дата обращения: 01.03.2021).

16.Характеристика системы СПО в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Главный информационно-вычислительный центр: [сайт]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&year=2019 (дата обращения: 01.03.2021).

Regulatory framework for monitoring and accounting of the availability of textbooks, sample programs and employment of graduates in the system of secondary vocational education

Elena V. Bakshaeva

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of theory, history, music techniques and choral conducting, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia lenabakshaeval [email protected]

0000-0002-4703-0640 Lyudmila G. Glubokova

Candidate of economic sciences, Associate professor, Deputy Director for teaching, Financial University under the Government of the Russian Federation, Altai branch, Barnaul, Russia [email protected]

0000-0002-4478-4973 Tatyana A. Evstratova

Candidate of sociological sciences, Associate professor, Associate professor of the Faculty of management, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0002-4099-0761 Galina I.Ilyuxina

Candidate of sociological sciences, Associate professor, Russian State University of Tourism and Service,

Head of the teaching and methodological center FEMA SVE EGPS 43.00.00 «Service and Tourism»,

Cherkizovo vil., Russia

[email protected]

0000-0002-8165-2486 Natalya I. Kovaleva

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of hotel and restaurant business,

Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu.A. Senkevich,

Moscow, Russia

[email protected]

© 0000-0001-5307-8723 Gulnara A. Lyaukina

Candidate of pedagogical sciences, Head of the Department of educational and social work, Assistant, Kazan State Energy University, Kazan, Russia [email protected]

© 0000-0002-0046-6586

Olga E. Matyunina

Candidate of technical sciences, Executive director of the Institute of information systems

and engineering and computer technology,

Russian New University,

Moscow, Russia

[email protected]

© 0000-0003-1757-8012 Zoya V. Parshikova

Candidate of pedagogical sciences, Methodologist of the Institute of secondary vocational education named after K.D. Ushinsky, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0001-7219-6434 Elina G. Shvets

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of theories and histories of art,

Russian State University of Humanities,

Moscow, Russia

[email protected]

0000-0003-1821-0586 Tatyana N. Yudina

Doctor of sociological sciences, Professor, Professor of the Faculty of sociology, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0001-7785-8601

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/y8245-4657-1540-O Abstract

In recent years, the system of secondary vocational education has undergone significant changes and modernization in order to meet the modern realities and demands of employers. The modernization of secondary vocational education system is carried out in a comprehensive manner and is aimed at solving a number of topical issues on which the development of the system of training of skilled workers, employees and middle-level specialists directly depends. The model educational programs developed are the basis for all further education within the framework of the main educational program of secondary vocational education; the availability of textbooks and textbooks in free access and the necessary quantity - provides the necessary basis for study; while the employment rate of graduates in the specialty is one of the indicators of the quality of education received. The significance of these aspects is difficult to exaggerate, and therefore a regulatory framework is needed that can regulate issues related to the receipt of secondary vocational education by students. Within the framework of this article, regulatory acts will be investigated governing the provision of textbooks, current curricula, as well as the issue of employment of graduates in the secondary vocational education system.

Keywords

secondary vocational education; an exemplary basic education programme; provision of textbooks; graduates of secondary vocational education; normative legal acts and methodological documents.

References

1. Valerenko A.A. Osnovny'e problemy' zanyatosti vy'pusknikov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya // Lichnost', sem'ya i obshhestvo: voprosy' pedagogiki i psixologii. 2014. №47. S. 125-129.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [E lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

4. O napravlenii rekomendacij [E'lektronny'j resurs]: pis'mo Ministerstva prosveshheniya RF ot 21 maya 2020 g. №GD-500/05 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353684/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt].

URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

6. Ob utverzhdenii kompleksa mer i celevy'x indikatorov i pokazatelej kompleksa mer, napravlenny'x na sovershenstvovanie sistemy' srednego professional'nogo obrazovaniya, na 2015-2020 gg. [E'lektronny'j resurs]: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 marta 2015 g. №349-r // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_176010/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'ny'm programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 iyunya 2013 g. №464 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150312/ (data obrashheniya: 11.03.2021)

8. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki primerny'x osnovny'x obrazovatel'ny'x programm, provedeniya ix e'kspertizy' i vedeniya reestra primerny'x osnovny'x obrazovatel'ny'x programm [E'lektronny'j resurs]: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 maya 2014 g. №594 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/70709994/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 05.02.01 Kartografiya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 18 noyabrya 2020 g. №650 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373574/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

10.Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 05.02.02 Gidrologiya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva prosveshheniya Rf ot 17 noyabrya 2020 g. №647 [E'lektronny'j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_371122/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

11.Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 08.01.01 Izgotovitel' armaturny'x setok i karkasov E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 marta 2018 g. №208 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296109/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

12.Obrazovatel'noe pravo: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / pod obshh. red. A.I. Rozhkova. 2-e izd., ispr. M.: Izdatel'stvo Yurajt, 2016. 324 s.

13.Pravovaya politika v sfere obrazovaniya: slovar' / pod red. A.V. Mal'ko, D.A. Smirnova. M.: Prospekt, 2017. 160 s.

l4.Stepanov A.A. Sovershenstvovanie sistemy' podgotovki rabochix kadrov v Rossijskoj Federacii na osnove metodiki ocenki e'ffektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'ny'x organizacij: dis. ... kand. e'kon. nauk: 08.00.05. M., 2019. 213 s.

15.Xarakteristika sistemy' SPO v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs] // Glavny'j informacionno-vy'chislitel'ny'j centr: [sajt]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/7rrFspo (data obrashheniya: 01.03.2021).

16.Xarakteristika sistemy' SPO v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs] // Glavny'j informacionno-vy'chislitel'ny'j centr: [sajt]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo&year=2019 (data obrashheniya: 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.