Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев М. В., Галямова Э. М., Губин Е. И., Загуменнов Ю. Л., Кузеванова О. М.

В статье рассмотрена деятельность профессиональных образовательных организаций с точки зрения информационного, нормативно-правового, методического, дидактического и кадрового обеспечения. Происходящие изменения в системе образования России определяют необходимость обновления системы подготовки рабочих кадров. Глобализация предопределила повышение требований к качеству образовательных услуг, поиск средств и создание условий внедрения инновационных образовательных технологий, способных повысить эффективность подготовки персонала. Более того, возникают новые вызовы для управленцев образовательных организаций, от которых требуется постоянное включение в процесс модернизации и инновационной деятельности для развития профессиональных образовательных организаций и подготовки будущих специалистов. С постоянно возникающими вызовами в сфере профессионального образования способны справиться учебно-методические объединения, созданные специально для развития информационного и учебно-методического обеспечения организаций профессионального образования. К области их непосредственной деятельности относится разработка и внедрение инновационных педагогических программных средств, формирование и регулярное обновление единой структурированной базы данных, актуальной документации по разработке Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, примерных основных образовательных программ и связанных с ними нормативных и методических документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев М. В., Галямова Э. М., Губин Е. И., Загуменнов Ю. Л., Кузеванова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PERSONNEL SUPPORT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article considers the activities of professional educational organizations from the point of view of information, regulatory, methodological, didactic and personnel support. The ongoing changes in the Russian education system determine the need to update the system of training of workers. Globalization has determined the increase in requirements for the quality of educational services, the search for funds and the creation of conditions for the introduction of innovative educational technologies that can increase the effectiveness of staff training. Moreover, new challenges arise for the managers of educational organizations, who are required to be constantly included in the process of modernization and innovation in order to develop professional educational organizations and train future specialists. Educational and methodological associations created specifically for the development of information and educational and methodological support of professional education organizations are able to cope with constantly emerging challenges in the field of vocational education. Their direct activities include the development and implementation of innovative pedagogical software, the formation and regular updating of a single structured database, current documentation for the development of federal state educational standards for secondary vocational education, exemplary basic educational programs and related regulatory and methodological documents.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Информационное и кадровое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций

Максим Владимирович Афанасьев

кандидат юридических наук, старший инспектор организационно-методического отдела управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, Москва, Россия [email protected]

0000-0002-5784-7531 Эльмира Махмудовна Галямова

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института детства, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0002-0459-9060 Евгений Иванович Губин

доцент, кандидат физико-математических наук, доцент отделения информационных технологий

Инженерной школы информационных технологий и робототехники,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

Томск, Россия

[email protected]

© 0000-0002-7357-1598 Юрий Леонидович Загуменнов

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, учета и финансов, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Минский филиал, Минск, Белоруссия [email protected]

0000-0001-6930-2494 Ольга Михайловна Кузеванова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных наук и межкультурных коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ, Алтайский филиал, Барнаул, Россия [email protected]

0000-0002-0511-2437 Ольга Николаевна Логвинова

кандидат педагогических наук, начальник научно-методического центра содержания образования, Академия социального управления, Москва, Россия [email protected]

© 0000-0003-0172-0053

Юлия Алексеевна Соловьева

кандидат экономических наук, доцент, вице-президент по развитию регионов, Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», Москва, Россия [email protected]

0000-0003-3397-6221 Наталья Николаевна Уварова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и культуры здоровья, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия [email protected]

© 0000-0003-3166-4849 Марина Евгеньевна Успенская

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного дела, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва, Россия [email protected]

0000-0002-9274-6453 Ольга Петровна Чозгиян

кандидат педагогических наук, заместитель директора института, начальник департамента педагогики и методики, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия [email protected]

© 0000-0001-6481-7173

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726/Х5813-2648-3116-Ь Аннотация

В статье рассмотрена деятельность профессиональных образовательных организаций с точки зрения информационного, нормативно-правового, методического, дидактического и кадрового обеспечения. Происходящие изменения в системе образования России определяют необходимость обновления системы подготовки рабочих кадров. Глобализация предопределила повышение требований к качеству образовательных услуг, поиск средств и создание условий внедрения инновационных образовательных технологий, способных повысить эффективность подготовки персонала. Более того, возникают новые вызовы для управленцев образовательных организаций, от которых требуется постоянное включение в процесс модернизации и инновационной деятельности для развития профессиональных образовательных организаций и подготовки будущих специалистов. С постоянно возникающими вызовами в сфере профессионального образования способны справиться учебно-методические объединения, созданные специально для развития информационного и учебно-методического обеспечения организаций профессионального образования. К области их непосредственной деятельности относится разработка и внедрение инновационных педагогических

программных средств, формирование и регулярное обновление единой структурированной базы данных, актуальной документации по разработке Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, примерных основных образовательных программ и связанных с ними нормативных и методических документов.

Ключевые слова

информационное обеспечение; кадровое обеспечение; среднее профессиональное образование; профессиональные образовательные организации; учебно-методические объединения; нормативно-правовое обеспечение; примерная основная образовательная программа; фонд оценочных средств.

Введение

Профессиональное образование, относящееся к системе непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, сегодня воспринимается российским обществом не только как гарант, обеспечивающий процесс профессионального становления и развития личности по средствам овладения специальным набором компетенций в разрезе конкретных профессий, но и как образовательная платформа для качественной подготовки специалистов-практиков, отвечающим запросам национальной экономики.

В связи с этим сфера профессионального образования призвана обеспечить:

- формирование у обучающихся в условиях постоянности, последовательности и непрерывности комплекса знаний, умений и навыков, определяющих их социальную, общекультурную и профессиональную компетентности;

- профессиональную ориентацию и практическую направленность процесса обучения подростков с учетом реализации их потребностей;

- своевременную ориентацию (корректировку) направленности учащихся на основании проявленных интересов с целью повышения уровня их образованности и получения дополнительной профессиональной специализации;

- преемственность образовательного процесса за счет формирования профессионального мастерства на уровне среднего профессионального образования и последующего развития до получения диплома в сфере высшего профессионального образования [4].

Для современной государственной образовательной политики Российской Федерации свойственно помещение в центр образовательных отношений обучающегося с его интересами и мотивами, т.е. вектор развития системы образования остается неизменным - максимальная его гуманизация и демократизация. Однако ст. 26 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 обозначает, что в своей управленческой деятельности руководитель образовательной организации должен опираться на принципы единоначалия и коллегиальности, следовать нормам профессиональной этики, уважать права и законные интересы всех субъектов образования [11].

Несомненно, портрет современного руководителя включает в себя умение управлять стрессом, траекторией собственного поведения и проектированием действиями других людей, иметь системно-аналитический и прогностический тип мышления, быть адаптивным и гибким, способным стремительно реагировать на внутренние и внешние изменения, а также предпринимать соответствующие превентивные меры с целью сохранения устойчивости образовательной организации, ее развития и успешного функционирования. При этом руководитель должен всегда действовать в границах нравственных ориентиров и заданных нормативно-правовых требований [5].

При рассмотрении информационного обеспечения образовательных организаций профессионального образования стоит отметить, что его целью является систематизация и передача достоверной информации для последующей аналитической обработки и принятия эффективного управленческого решения. То есть информационное обеспечение рассматривается как совокупность:

1) системы кодирования и классификации информации;

2) унифицированных систем хранения документации;

3) комплексных схем информационных потоков;

4) методологии построения баз данных.

Для эффективного информационного обеспечения организации необходимо четко понимать цели, задачи и функции, возложенные на систему управления образовательной организацией, а также представлять потоки движения информации.

Развитие профессионального образования неизбежно требует создания принципиально нового учебно-методического обеспечения. Речь, в частности, идет о таких педагогических программных средствах, как электронные учебники, дистанционные учебно-методические комплексы по предметам и профессиям, создание, приобретение и распространение которых в учреждениях профессионального образования будет способствовать, в том числе, и решению задачи рационального и плодотворного использования компьютерной техники. Особую актуальность представляет приобретение и наработка средств обучения нового поколения, которые, в частности, позволят своевременно включать в учебный процесс материалы о новых производственных технологиях и материалах и тем самым способствовать повышению качества профессионального образования [1].

В связи с непрерывным экономическим развитием образовательные организации профессионального образования также нуждаются в изменениях, направленных на их развитие. Профессиональная подготовка становится мобильной, гибкой, способной оперативно реагировать на внешнюю нестабильность, постоянно обновляемые требования к качеству подготовки квалифицированных специалистов. Данные преобразования невозможны без наличия обновляемой единой базы данных актуальной документации сферы среднего профессионального образования. Создание и ведение такой базы невозможно без привлечения к данной работе учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования (СПО).

Материалы и методы исследования

Образовательной системе среднего профессионального образования нужны лидеры -самостоятельные, активные, обладающие стрессоустойчивостью и умением решать педагогические проблемы и конфликты, способные налаживать вертикальные и горизонтальные управленческие коммуникации.

Выделяют следующие важные характеристики, которые, с одной стороны, выделяют управленческую деятельность и, с другой - определяют руководителя образовательной организации:

1) готовность нести персональную ответственность за результаты своей управленческой деятельности, вызванной спецификой управленческих отношений;

2) готовность выполнять свои обязанности в вариативных педагогических и управленческих ситуациях, а также в условиях возникновения временного и информационно-ресурсного дефицита;

3) готовность работать в открытой информационной среде;

4) готовность к взаимодействию с растущим числом коммуникативных контактов;

5) готовность проявлять высокую интенсивность и стрессогенность в управленческой деятельности [5].

Также от руководителя образовательной организации ожидают наличия обязательных психологических составляющих, в частности, таких как:

- отношение к управленческой деятельности;

- эмоциональная включенность в процесс организации управленческой деятельности;

- позитивное самосознание.

Кроме того, приказом Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. №113 утверждено Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования [12], согласно которому основными направлениями деятельности федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) [14] в среднем профессиональном образовании являются:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего профессионального образования.

Согласно данному направлению деятельности учебно-методическим объединением осуществляется:

- подготовка предложений в Министерство науки и образования Российской Федерации (Минобрнауки РФ) по проектам ФГОС среднего профессионального образования;

- принятие участия в разработке проектов ФГОС среднего профессионального образования;

- комплексное методическое сопровождение процесса реализации ФГОС среднего профессионального образования;

- подготовка предложений и рекомендаций по оптимизации перечня существующих профессий (специальностей) среднего профессионального образования.

2. Примерные образовательные программы.

Данное направление включает мероприятия по организации:

- процессов разработки и проведения экспертизы проектов примерных образовательных программ;

- взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам организации разработки и проведения экспертизы примерных программ.

3. Обеспечение качества и развития содержания СПО.

Данное направление деятельности предусматривает:

- организацию и проведение на постоянной основе мониторинга процесса реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности и государственного контроля в сфере образования;

- обеспечение комплексного учебно-методического и научно-методического сопровождения процессов разработки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования;

- совместное участие с бизнес средой (объединениями работодателей) в разработке фондов оценочных средств с целью оценивания знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;

- принятие участие в процессе независимого оценивания качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

4. Профессиональное совершенствование деятельности научно-педагогических работников ФУМО.

Предусматривает участвует в таких направления как:

- разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- разработка профессиональных стандартов [12].

Результаты и обсуждение

Широкий спектр полномочий федеральных учебно-методических объединений подчеркивает их значение в качестве неотъемлемого элемента государственных программ развития образования для обеспечения подготовки профессиональных кадров, ориентированных на внедрение передовых технологий в экономику России. Развитие потенциала учебно-методических объединений СПО особенно важно для обеспечения устойчивой работы ресурсов методического обеспечения всей системы среднего профессионального образования в России [2].

Разработка примерных рабочих программ и примерных фондов оценочных средств (ФОС) для промежуточной аттестации по общеобразовательным дисциплинам являются одним из наиболее важных и актуальных направлений деятельности учебно-методических объединений.

В образовательных организациях среднего профессионального образования обычно реализуется несколько образовательных программ параллельно, что усложняет процесс разработки фондов оценочных средств ввиду трудоемкости данного процесса.

Сама образовательная программа представляет собой сложную открытую систему, которая должна удовлетворять как требованиям ФГОС СПО, так и ряду других требований, например, строиться по модульному принципу, обеспечивать выполнение требований профессиональных стандартов и т.п. [13].

ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине должен создаваться с использованием определенных технологий, которые обеспечивают определенную степень унификации и стандартизации. При этом каждый ФОС должен сохранить свою индивидуальность.

В методических рекомендациях Минобрнауки РФ [9] обозначены следующие характеристики показателей и критериев оценивания освоенных дисциплин:

- во-первых, используемая система показателей и критериев оценки результата должны давать достоверную и объективную оценку;

- во-вторых, количество применяемых показателей и критериев должно быть оптимальным;

- в-третьих, используемые формулировки показателей и критериев должны быть понятными для всех субъектов образовательной системы: как для экзаменаторов, так и для наблюдателей и испытуемых.

Многочисленные преобразования системы образования Российской Федерации требуют формирования широкомасштабного внедрения инновационных технологий, направленности на повышение качества профессионального образования и конкурентоспособности образовательных организаций.

Реализация данных задач невозможна без формирования у руководителей профессиональных образовательных организаций новой мировоззренческой культуры при реализации традиционных функций управленческой деятельности - планирование, организация, мотивация и контроль.

Изменчивость внешней среды, следование образовательным трендам и процессам модернизации системы образования поднимают на новый уровень вопрос формирования и становления личностной, инновационной компетентности руководителя, его готовности к постоянному развитию и самообразованию, способности к всестороннему самоанализу (рефлексии) и т.д. [7]. Динамику внедрения образовательных технологий определяет именно инновационная активность руководителя образовательной организации, тогда как управленческая деятельность инновационного характера способствует принятию оперативных и эффективных решений, тем самым обеспечивая стабильность развития организации профессионального образования.

Таким образом, руководитель образовательной организации может считаться перспективным в том случае, если он способен оперативно реагировать на современные вызовы системы образования. Это означает, что индикатором сформированной инновационно-управленческой компетенции будет выступать набор дополнительных качеств личности руководителя, таких как жизнерадостность, самообразование и стремление к профессиональному росту, энергичность, независимость в суждениях, склонность к риску и к всесторонней рефлексии, ориентация на успех, готовность нести ответственности за принятые решения [7].

Следовательно, высокоэффективный управленческих процесс может быть охарактеризован следующим образом: решения руководитель принимает оперативно и они являются адекватными возникшей ситуации, при этом, сам руководитель демонстрирует способности анализировать, оценивать и прогнозировать ситуацию с учетом дефицита информации и возможных рисков.

Подводя итоги, важно отметить, что управление инновационным процессом в сфере образования следует рассматривать через совокупную призму таких элементов:

- выполнение рекомендаций и предписаний вышестоящих органов в сфере управления образованием;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение инновационных достижений педагогической науки и других смежных наук;

- освоение передового мирового и отечественного педагогического опыта;

- изучение образовательных интересов, мотивов и потребностей обучающихся;

- выдвижение новых идей, инновационных предложений;

- разработка, экспертиза и внедрение инновационных решений в деятельность образовательной организации;

- усиление инновационного потенциала образовательной организации за счет стимулирования развития у субъектов образовательного процесса способности к осуществлению инновационной деятельности.

В современных условиях перед руководителем образовательной организации стоят следующие перспективные задачи [7]:

1) формирование и ведение единой инновационной политики;

2) разработка системы стратегий, проектов, программ;

3) комплексное ресурсное обеспечение, мониторинг и контроль за ходом реализации инновационной деятельности;

4) мотивация, подготовка и повышение квалификации персонала;

5) формирование специальных коллективов (фокус-групп), нацеленных на решение проблемных ситуаций по средствам запуска инновационных проектов и создания инновационной образовательной среды.

Для того, чтобы внедрять инновации на базе образовательной организации, важным условием является создание и поддержание благоприятной творческой и доверительной атмосферы в коллективе, качество которой зависит от способностей как управленцев, так и рядовых работников, их готовности наладить крепкие партнерские отношения и благоприятный психологический климат в коллективе, поддерживать и стимулировать инновационные инициативы, развивать стремление к непрерывному образованию и повышению уровня квалификации каждого члена коллектива.

Важно понимать, что без внедрения инноваций не возможен переход образовательной организации из экстенсивного состояния простого функционирования в качественно новый -интенсивный режим развития. Для этого управленческим кадрам целесообразно создать и поддерживать благоприятную среду для высокопродуктивной работы всего коллектива [6].

Неизбежно вторгаясь во все сферы жизнедеятельности, инновации также становятся частью образовательной среды и, соответственно, требуют принятия мер и внедрения изменений в структуре управления образованием.

Истинного руководителя отличает способность вести за собой коллектив, мотивировать каждого его члена к проявлению и развитию своих способностей и личностного потенциала. Настоящий руководитель не ограничивает пространство для инновационной деятельности коллег, а, наоборот, направляет устремления своих кадров, предоставляет свободу для их реализации, создает атмосферу творческого поиска. Эффективность деятельности такого руководителя - это всегда комплексная заслуга всего трудового коллектива, в котором уважают, ценят и учитывают мнение каждого при принятии управленческих решений.

Поэтому для современного руководителя также является актуальным необходимость ежедневно применять на практике свой инновационный потенциал, проводить на постоянной основе мониторинг и контроль за процессом реализации инновационной деятельности в образовательной организации по средствам сформированной у него инновационно-управленческой компетенции.

Ключевым аспектом на пути реализации инновационного подхода в образовательной организации является создание системы управления инновационной деятельностью педагогического коллектива, который представляет собой общность индивидуальных и коллективных субъектов, наделенными определенными должностными обязанностями полномочиями и ответственностью за выполнение возложенных на них управленческих функций.

Педагогический коллектив, принимая управленческие решения инновационного характера, может представлять свою деятельность в форме методического (педагогического) совета или заседаний цикловых комиссий. Такая форма организации инновационной деятельности позволит наладить эффективную координацию деятельности всех участников инновационного проекта. Также возможно создание специального координационного совета, членами которого могут стать как руководитель организации, председатели цикловых комиссий и преподаватели, имеющие опыт работы над научными и педагогическими проектами, так и ученые и/или представители социальных партнеров. Целью создания данного координационного совета является направление деятельности педагогического коллектива во вопросам разработки и внедрения в образовательный процесс инновационных решений.

Более того, руководствуясь необходимостью формирования содержания инновационной деятельности и создания условий для реализации инноваций в образовательном пространстве СПО, можно прибегнуть к созданию временных творческих коллективов из числа преподавателей, мастеров производственного обучения, сотрудников образовательной организации. Функционирование таких коллективов может быть как на временной, так и на постоянной основе. Так в контексте реализации инновационного прохода по формированию системы непрерывного образования с учетом компетентностной составляющей к основными направлениям деятельности временных творческих коллективов можно отнести подготовку теоретической базы для разработки модели системы непрерывного образования, включающую в себя обоснование требований к разработке, описание содержания образовательных программ, налаживание связей и обеспечение взаимодействия педагогического коллектива с социальными партнерами.

Следует отметить, что эффективное внедрение инновационного подхода, как и последующее достижение целей инновационной деятельности образовательной организации, невозможно без современного соответствующего материально-технического обеспечения, а именно программно-технического и информационного сопровождения процесса внедрения инноваций. Это значит, что для реализации дополнительных образовательных программ руководство образовательной организации, а также представители органов исполнительной власти должны позаботиться о создании необходимой материально-технической базы, содержащей требуемое компьютерное обеспечение, в том числе программные продукты, учебное оборудование и необходимые приборы и т.д.

Важное место в инновационной деятельности образовательной организации отводиться социальному партнерству, которое в образовательном пространстве затрагивает такие векторы модернизации как: совершенствование учебного и воспитательного процесса, организация практико-ориентированного подхода в обучении, развитие досуга обучающихся, повышение уровня квалификации членов педагогического коллектива и администрации, создание условий для проведения научно-методической и научно-исследовательской деятельности и т.д. [8].

В качестве форм такого взаимодействия могут выступать проведение совместных мероприятий, встреч, стажировок, консультаций, а также совместное посещение выставок, конференции, экскурсий и последующий обмен знаниями, впечатлениями и опытом. В связи с этим, целесообразно расширять круг социальных партнеров, что позволит повысить эффективности коммуникаций и сотрудничества между коллегиальными органами образовательной организации и различными представителями - партнерами.

Таким образом, в достижение эффективных результатов в инновационной деятельности профессиональной образовательной организации весомый вклад вносит формирование необходимого ресурсного обеспечения и правильное, рациональное управление как трудовыми, так и материально-техническими ресурсами [8].

Заключение

Таким образом, развитие деятельности профессиональных образовательных организаций требует не только повышения уровня кадрового и управленческого обеспечения, но и создание, и внедрение учебно-методического обеспечения, формирование, внедрение и обновление информационного и нормативно-правового обеспечения.

Учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования способны обеспечить эффективную и перспективную работу образовательных организаций и их органов управления.

Учебно-методическими объединениями осуществляется участие в разработке и методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, организация разработки проектов примерных образовательных программ, участие в разработке фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по общеобразовательным дисциплинам.

Список литературы

1. Березовский Б.М., Хузина С.А. Информационное обеспечение профессионального образования // Информационные ресурсы России. 2006.№1(89). С. 1-2.

2. Вождаева Л.И., Шейфель О.А., Васильева О.Г. Роль федерального учебно-методического объединения в повышении качества среднего профессионального образования // Образование. Карьера. Общество. 2018. №2(57). С. 16-18.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.03.2021).

4. Дробышева Е.А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. 2019. №36(274). С. 35-36.

5. Жуковский В.П., Зайнетдинова К.М., Жуковская Н.А. Профессиональная готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. 2019. №2. С. 11-15.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

7. Кузьмина С.А., Кузьмин Н.Е., Петрова И.В. Инновационно-управленческая компетентность руководителя как элемент эффективного ведения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. №32. С. 72-75.

8. Малиновский Е.С. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности педагогического коллектива профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. №4. С. 59-63.

9. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: утверждены Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 22.01.2015 № ДЛ-01/05вн // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL1_05_2015.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2021).

11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

12. Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. №13 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/72253622/#ixzz6p8qQuV39 (дата обращения: 01.03.2021).

13.Солонин С.И. Создание фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации. [Электронный ресурс] // Портал информационно-образовательных ресурсов: [портал]. URL: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/13510/1/Solonin.pdf#1 (дата обращения: 01.03.2021).

14. Список Федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Портал Федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании: [портал]. URL: https://fumo-spo.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).

Information and personnel support of professional educational organizations Maxim V. Afanasiev

Candidate of legal sciences, Chief inspector of the Organizational and methodological department

of the Management of the organization of the execution

of sentences not related to the isolation of convicts from society,

Federal Penitentiary Service of the Russian Federation,

Moscow, Russia

[email protected]

0000-0002-5784-7531 Elmira M. Galyamova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Deputy director for scientific work of the Institute of Childhood, Associate professor of the Department of research and creative activities in primary school, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0002-0459-9060 Evgeny I. Gubin

Associate professor, Candidate of physical and mathematical sciences,

Associate professor of the information technology department

of the Engineering school of Information technology and robotics,

National Research Tomsk Polytechnic University,

Tomsk, Russia

[email protected]

0000-0002-7357-1598 Yuri L. Zagumennov

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Professor of the Department of management, accounting and finance,

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Minsk Branch,

Minsk, Belarussia

[email protected]

© 0000-0001-6930-2494 Olga M. Kuzevanova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department

of general humanitarian sciences and intercultural communications,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Altai Branch,

Barnaul, Russia

[email protected]

© 0000-0002-0511-2437 Olga N. Logvinova

Candidate of pedagogical sciences, Head of the scientific and methodological center for the content of education, Academy of Social Management, Moscow, Russia [email protected]

0000-0003-0172-0053

Yulia A. Solovieva

Candidate of economic sciences, Associate professor, Vice president for regional development, Union «Professionals in the field of educational innovation», Moscow, Russia [email protected]

0000-0003-3397-6221 Natalia N. Uvarova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of pedagogy and health culture, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0003-3166-4849 Marina E. Uspenskaya

Candidate of technical sciences, Associate professor, Head of the Department of hotel and restaurant business, Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu.A. Senkevich, Moscow, Russia [email protected]

© 0000-0002-9274-6453 Olga P. Chozgian

Candidate of pedagogical sciences, Deputy director of the institute, Head of the Department of pedagogy and methodology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0001-6481-7173

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/X5813-2648-3116-b Abstract

The article considers the activities of professional educational organizations from the point of view of information, regulatory, methodological, didactic and personnel support. The ongoing changes in the Russian education system determine the need to update the system of training of workers. Globalization has determined the increase in requirements for the quality of educational services, the search for funds and the creation of conditions for the introduction of innovative educational technologies that can increase the effectiveness of staff training. Moreover, new challenges arise for the managers of educational organizations, who are required to be constantly included in the process of modernization and innovation in order to develop professional educational organizations and train future specialists. Educational and methodological associations created specifically for the development of information and educational and methodological support of professional education organizations are able to cope with constantly emerging challenges in the field of vocational education. Their direct activities include the development and implementation of innovative pedagogical software, the formation and regular updating of a single structured database, current documentation for the development of federal state educational standards for secondary vocational education, exemplary basic educational programs and related regulatory and methodological documents.

Keywords

information support; staffing; secondary vocational education; professional educational organizations; educational and methodological associations; legal and regulatory support; an exemplary basic education programme; evaluation fund.

References

1. Berezovskij B.M., Xuzina S.A. Informacionnoe obespechenie professional'nogo obrazovaniya // Informacionny'e resursy' Rossii. 2006.№1(89). S. 1-2.

2. Vozhdaeva L.I., Shejfel' O.A., Vasil'eva O.G. Rol' federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya v povy'shenii kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya // Obrazovanie. Kar'era. Obshhestvo. 2018. №2(57). S. 16-18.

3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [E'lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

4. Droby'sheva E.A. Sovremennoe sostoyanie i problemy' razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Molodoj ucheny'j. 2019. №36(274). S. 35-36.

5. Zhukovskij V.P., Zajnetdinova K.M., Zhukovskaya N.A. Professional'naya gotovnost' rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii k upravlencheskoj deyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psixologiya, sociokinetika. 2019. №2. S. 11-15.

6. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya texnologiya sozdaniya komand. SPb.: Rech', 2004. 304 s.

7. Kuz'mina S.A., Kuz'min N.E., Petrova I.V. Innovacionno-upravlencheskaya kompetentnost' rukovoditelya kak e'lement e'ffektivnogo vedeniya innovacionnoj deyatel'nosti v professional'noj obrazovatel'noj organizacii // Sborniki konferencij NIC «Sociosfera». 2015. №32. S. 72-75.

8. Malinovskij E.S. Resursnoe obespechenie innovacionnoj deyatel'nosti pedagogicheskogo kollektiva professional'noj obrazovatel'noj organizacii // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018. №4. S. 59-63.

9. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke osnovny'x professional'ny'x obrazovatel'ny'x programm i dopolnitel'ny'x professional'ny'x programm s uchetom sootvetstvuyushhix professional'ny'x standartov [E'lektronny'j resurs]: utverzhdeny' Ministrom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii D.V. Livanovy'm 22.01.2015 № DL-01/05vn // Portal Federal'ny'x gosudarstvenny'x obrazovatel'ny'x standartov vy'sshego obrazovaniya: [portal]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL1_05_2015.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).

10.O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [E'lektronny'j resurs]: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. №204 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

11.Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

12.Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob uchebno-metodicheskix ob''edineniyax v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj Federacii ot 13 marta 2019 g. №13 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: http://base.garant.ru/72253622/#ixzz6p8qQuV39 (data obrashheniya: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Solonin S.I. Sozdanie fonda ocenochny'x sredstv dlya provedeniya promezhutochnoj attestacii. [E'lektronny'j resurs] // Portal informacionno-obrazovatel'ny'x resursov: [portal]. URL: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/13510/1/Solonin.pdf#1 (data obrashheniya: 01.03.2021).

14.Spisok Federal'ny'x uchebno-metodicheskix ob' edinenij v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs] // Portal Federal'ny'x uchebno-metodicheskix ob' edinenij v srednem professional'nom obrazovanii: [portal]. URL: https://fumo-spo.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.