Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И УЧЕТ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И УЧЕТ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин О. И., Васильева Е. С., Вдовина М. В., Долгорукова И. В., Каитов А. П.

В современном мире процессы автоматизации проникли во все сферы деятельности человека. Управление образовательными процессами обусловлено разными архитектурами программного обеспечения для поддержки обучения в образовательной организации, практическим применением информационных технологий, которые используются для сетевого доступа к защищенным образовательным ресурсам. Внедрение автоматизации в процессы управления сложными системами значительно сокращают объем вложенных ресурсов, не только финансовых, но и ресурсов времени. Использование информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) в процессах для автоматизации управления образовательными организациями является одной из первоочередных задач современной системы образования. Автоматизация управления средним профессиональным образованием (далее - СПО) в Российской Федерации является актуальной темой, поскольку внедрение информационных технологий в процесс управления деятельностью СПО позволит существенно снизить затраты времени для руководящего и педагогического состава на делопроизводство, планирование и ведение документации учебного процесса за счет снижения доли рутинного труда. В статье рассмотрены особенности таких актуальных направлений в управлении СПО как анализ обеспеченности учебной литературой, занятости выпускников и учет примерных основных образовательных программ. Подчеркнута необходимость автоматизации указанных направлений в управлении СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородин О. И., Васильева Е. С., Вдовина М. В., Долгорукова И. В., Каитов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF EDUCATIONAL LITERATURE, EMPLOYMENT OF GRADUATES AND REGISTRATION OF APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS: CURRENT DIRECTIONS OF AUTOMATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION MANAGEMENT PROCESSES

In the modern world, automation processes have penetrated into all spheres of human activity. The management of educational processes is due to different software architectures to support training in an educational organization, the practical use of information technologies that are used for network access to protected educational resources. The introduction of automation in complex systems management processes significantly reduces the amount of invested resources, not only financial, but also time resources. The use of information computer technologies in processes to automate the management of educational organizations is one of the priority tasks of the modern education system. Automation of the management of secondary vocational education in the Russian Federation is a topical topic, since the introduction of information technologies in the process of managing the activities of secondary professional education will significantly reduce the time spent for the leadership and pedagogical staff on office work, planning and maintaining the documentation of the educational process by reducing the share of routine labor. The article considers the peculiarities of such topical areas in the management of srekak analysis of the availability of educational literature, the employment of graduates and the accounting of approximate basic educational programs. The need to automate these areas in the management of secondary vocational education was emphasized.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И УЧЕТ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

Обеспеченность учебной литературой, занятость выпускников и учет примерных основных образовательных программ: актуальные направления автоматизации процессов управления средним профессиональным образованием

Олег Игоревич Бородин

кандидат социологических наук, проректор по экономике и финансам, Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия [email protected]

© 0000-0003-3893-3757

Елена Сергеевна Васильева

кандидат педагогических наук, преподаватель,

Международный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи,

Казань, Россия

[email protected]

© 0000-0001-7038-7771 Маргарита Владимировна Вдовина

доктор социологических наук, профессор факультета социологии, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0002-8617-2940 Ирина Владимировна Долгорукова

доктор социологических наук, доцент, профессор факультета социологии, Российский государственный социальный университет , Москва, Россия [email protected]

0000-0003-2151-7116 Александр Пилялович Каитов

кандидат социологических наук, доцент, доцент Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0003-2721-7448 Иван Владимирович Королев

кандидат социологических наук, заведующий лабораторией социологического анализа, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

[email protected]

©

0000-0002-1317-2317

Ирина Валерьевна Лескова

доктор социологических наук, кандидат политических наук, профессор, профессор факультета социологии, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия [email protected]

0000-0001-6083-6692 Ирина Александровна Медведева

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования,

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

[email protected]

0000-0003-3132-4078 Татьяна Владимировна Романова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия [email protected]

© 0000-0002-6280-0789 Сергей Геннадьевич Цапко

кандидат технических наук, доцент, доцент отделения информационных технологий Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия [email protected]

0000-0003-2480-3847

Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021

6 10.25726^3870-1985-1730-е Аннотация

В современном мире процессы автоматизации проникли во все сферы деятельности человека. Управление образовательными процессами обусловлено разными архитектурами программного обеспечения для поддержки обучения в образовательной организации, практическим применением информационных технологий, которые используются для сетевого доступа к защищенным образовательным ресурсам. Внедрение автоматизации в процессы управления сложными системами значительно сокращают объем вложенных ресурсов, не только финансовых, но и ресурсов времени. Использование информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) в процессах для автоматизации управления образовательными организациями является одной из первоочередных задач современной системы образования. Автоматизация управления средним профессиональным образованием (далее -СПО) в Российской Федерации является актуальной темой, поскольку внедрение информационных технологий в процесс управления деятельностью СПО позволит существенно снизить затраты времени для руководящего и педагогического состава на делопроизводство, планирование и ведение документации учебного процесса за счет снижения доли рутинного труда. В статье рассмотрены особенности таких актуальных направлений в управлении СПО как анализ обеспеченности учебной литературой, занятости выпускников и учет примерных основных образовательных программ. Подчеркнута необходимость автоматизации указанных направлений в управлении СПО.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование; автоматизация; управление; занятость; учебная литература; основные образовательные программы.

Введение

Управление системой СПО требует регулярного мониторинга состояния дел, контроля решения поставленных задач, что сопряжено с выполнением большого объема рутинных действий связанных с анализом информационных потоков и осуществлением документооборота внутри системы. Автоматизация процесса управления позволит существенно сократить время на решения ежедневных управленческих задач, что существенно повысит эффективность работы руководителей и педагогического состава.

Управление СПО является сложной социальной системой, отдельные составляющие которой выполняют различные виды деятельности и связаны меду собой информационными потоками, образующими в свою очередь единое информационное поле для всех составляющих системы. Оперирование информационными потоками с использованием информационных и коммуникационных технологий позволит максимизировать эффективность функционирования системы в целом.

Среди наиболее актуальных направлений автоматизации процессов управления СПО можно выделить учет обеспеченности учебной литературой, учет примерных основных образовательных программ (далее - ПООП), управления занятостью выпускников СПО, поскольку данные процессы являются наиболее трудоемкими. В вышеуказанных направлениях идет обработка больших объемов данных, что требует значительных затрат трудовых и финансовых ресурсов.

Материалы и методы исследования

Первым ученым, разработавшим концепцию информационной среды, был Ю.А. Шрейдер. В данной концепции информационная среда имела функции не только проводника информации, но и функционального начала, действующего на всех ее участников [ 11]. Вышеуказанная концепция подчеркивает, что информационное пространство, представляет собой систему образования в целом, состоящую из множества организаций, работающих по единым законам и взаимодействующих по определенным связям. При этом деятельность каждой из организаций является обособленной информационной средой. Управление такой организацией невозможно без взаимодействия с другими участниками системы образования, в результате чего руководителю приходится выполнять функции управления в нескольких разных информационных средах одновременно. Нужно понимать, что, несмотря на то, что среды неоднородны из-за специфики различных организаций, они функционируют как одна система [ 2].

Главное преимущество современных информационных технологий - это возможность повышения эффективности использования информационных ресурсов общества, в роли которых выступают изобретения, технологии, открытия, научные знания и передовой опыт. Рационализация информационных потоков, помимо снижения количества рутинных операций, также позволяет существенно сократить потребление и других видов ресурсов - социального времени, людских ресурсов, и как следствие - энергии, материалов и оборудования. Однако для реализации данного потенциала и органичной интеграции информационных систем в процесс управления и осуществления образовательной деятельности организациями СПО необходимы технически грамотные пользователи, что в свою очередь ставит перед системой образования глобальную задачу по подготовке миллионов специалистов в совершенстве владеющих необходимыми компетенциям в сфере информационных технологий [ 3].

На данный момент большинство наиболее успешных российских компаний успешно внедрили системы автоматизации управления производством, что позволило структурировать и упростить документооборот, оптимизировать затраты временных ресурсов и упростить принятие управленческих решений. Однако до недавнего времени на российском рынке программного обеспечения практически отсутствовали готовые решения, разрабатываемые для образовательных организаций. Основная масса разработанных ИКТ предназначены для предприятий торговли и производственных предприятий [5].

Повышение эффективности управления образованием в условиях современных реалий невозможно без глубокого и всестороннего анализа образовательной деятельности в целом, что, соответственно, влечет за собой резкое и значительное увеличение объема обрабатываемых данных. Решение данной проблемы за счет расширения штата вспомогательного персонала, единственными функциями которого будут лишь сбор, обработка и транспортировка данных ведет к необоснованным структурным изменениям в организации, дополнительным затратам на оплату труда, оснащение рабочих мест и подготовку специалистов [4].

Результаты и обсуждение

Достижение высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [8] «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Поэтому с целью подготовки квалифицированных кадров и в соответствии с потребностями экономики необходимо внести актуальные изменения в примерные основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее -ПООП). В соответствии с Реестром профессиональных стандартов, утвержденным приказом Минтруда России от 29.09.2014г. №667н [6] для ПООП идет привязка к профессиональным стандартам.

В Порядке разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. №594 [9], указаны правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ. В данном документе указано, что ПООП включают в себя «рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

Для актуализации ПООП в соответствии с современными экономическими реалиями требуется проведение существенного объема работ, который в первую очередь будет связан с анализом потребностей в специалистах в каждой определенной отрасли экономики. В соответствии с этим будут проводится объемные работы по анализу, оценке, сравнению и актуализации ПООП с учетом задач опережающего развития.

Для повышения эффективности работ по оценке и верификации проектов примерных программ в соответствии с потребностями экономики, в том числе с учетом задач опережающего развития, а также сокращения ресурсов, направленных на реализацию выше поставленных задач, возникает необходимость в автоматизации данного процесса.

Нужно понимать, что именно методическое обеспечение, а конкретно, соответствие его содержания современным реалиям, выступает одним из важнейших индикаторов качества образовательного процесса. При этом обеспеченность СПО учебно-методической литературой является важнейшим показателем обеспеченности учебного процесса источниками информации.

С вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [8] появился основополагающий нормативный правовой документ в сфере образования, который обеспечивает формирование эффективных механизмов правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, реализации права на образование в полном объеме, государственных гарантий на получение качественного образования, укрепления защиты интересов личности в области образования.

В данном законе впервые было дано определение такому показателю, как качество образования. Одной из составляющих этого показателя является также комплектация специальностей обязательным учебно-методическим комплексом.

«Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий)» [21].

«Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет» [21].

«Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся» [21].

«Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов» [21].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2007 г. №10 [7] утвержден перечень государственных организаций, «уполномоченных для подготовки рецензий о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования». Таким образом, вышеуказанные организации должны предоставлять рецензию на всю учебную литературу, которая планируется к использованию в образовательной деятельности СПО. Проводится анализ соответствия содержания учебной литературы ФГОС, ПООП, а также «требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий, и современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности с учетом уровня профессиональной образовательной программы» [12].

Формирование фонда библиотек ОО СПО регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2002 г. №4066 [10]. Согласно данному приказу «учебные издания и документы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами. При этом объем фонда учебной литературы с экспертизой Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные организации, должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего учебного библиотечного фонда».

Согласно ФГОС, электронно-библиотечная система должна быть во всех образовательных организациях. Она должна содержать учебно-методическую литературу, которая обеспечивает образовательный процесс по всем направлениям подготовки. Вся используемая в образовательном процессе СПО учебная литература должна соответствовать требованиям, предъявляемым в ФГОС СПО по направлениям подготовки. Поэтому на первый план выходит задача автоматизации процесса анализа и контроля за показателями обеспеченности учебно-методической литературой ООП.

Согласно статье 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [8] «библиотечный фонд профессиональных образовательных организаций должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)».

Значительно увеличить эффективность управления процессами мониторинга обеспеченности учебного процесса СПО учебно-методической литературой и контроля ее актуальности можно путем автоматизации процесса создания отчетов об обеспеченности учебно-методической литературой дисциплин ООП. Внедрение автоматизации в данные процессы значительно уменьшит риски ошибочных решений и увеличит отдачу от работы учебно -методического отдела и кафедр, путем снижения их нагрузки.

Реализация задач, касающихся развития системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена с целью соответствия потребностям экономики, социальной сферы, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, в том числе с учетом обновления перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, требует:

- более эффективной ориентации ресурсов системы профессионального образования на решение задач по обновлению и актуализации библиотечных фондов, фондов электронных образовательных ресурсов в соответствии с содержанием предметных областей, востребованным конкретными отраслями экономики;

- повышения соответствия библиотечных и электронных фондов профессиональных образовательных организаций актуальным требованиям экономики и перспективным потребностям рынка труда.

Принятие управленческих решений по обозначенным выше задачам предполагает анализ и оценку текущей ситуации в образовательных организациях, реализующих программы СПО, что в свою очередь, делает необходимым обеспечение мониторинга укомплектованности печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, с целью получения достоверной информации о деятельности образовательных организаций - компетентные решения могут приниматься при условии наличия достоверной и актуальной информации.

Процесс анализа обеспеченности учебной литературой является очень трудоемким процессом, предполагающим обработку большого объема данных, поэтому возникает острая необходимость в его в автоматизации.

Если обеспеченность учебной литературой является одним из ключевых факторов качества СПО, то своеобразным маркером этого качества, показателем можно считать трудоустройство выпускников образовательных организаций. В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» [2] планируется «увеличение доли лиц, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска (к 2025 году - 59%)».

Для осуществления достоверного мониторинга занятости выпускников среднего профессионального образования необходимо организовать оперативное получение максимально полных и достоверных показателей трудоустройства выпускников.

Мониторинг и прогнозирование трудоустройства выпускников СПО ведется Министерством Просвещения Российской Федерации (далее - РФ) в рамках выполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ. А коллектив Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) предоставляет аналитическую, методическую и техническую поддержку этого процесса [ 13]. В рамках данного вида работ была разработана система мониторинга трудоустройства выпускников, «позволяющая проводить сбор данных о трудоустройстве выпускников, их обработку, анализ и верификацию» [14].

Центром бюджетного мониторинга была создана «Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников организаций профессионального образования». Разработанная методика позволяет получить данные о трудоустройстве (занятости) выпускников ОО системы СПО, в частности предоставляет информацию о трудоустройстве по каждой отдельно взятой специальности. Также методика позволяет провести анализ и сформировать достоверные показатели, которые позволяют оценить, эффективность процесса трудоустройства [16].

Разработанная методика направлена на реализацию следующих задач:

- сбор достоверных данных о трудоустройстве выпускников СПО;

- разработка и расчет показателей, которые оценивают результативность, оперативность и ресурсоемкость процесса трудоустройства выпускников СПО с проведением дальнейшего анализа его эффективности;

- формирования перечня востребованных специальностей, прогнозирования кадровых потребностей и в соответствии с этим корректировки ПООП в целях повышения качества подготовки выпускников;

- с помощью полученных оценок эффективности трудоустройства формирование проектов управленческих решений в предметной области.

Информацию о трудоустройстве своих выпускников предоставляют сами образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам СПО. Информация о трудоустройстве, поступающая от образовательных организаций, используется при формировании как государственной (Росстат), так и ведомственной статистической отчетности (региональных и федеральных органов исполнительной власти в сфере управления образованием) [13]. Однако, эти данные несколько «приукрашены», поскольку сами образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам СПО, заинтересованы в высоких показателях трудоустройства.

Информацией о занятости выпускников системы СПО владеют федеральные органы исполнительной власти:

1) Министерство обороны России (информация о выпускниках, призванных в ряды Вооруженных сил РФ и демобилизованных);

2) Министерство труда России (информация о выпускниках, состоящих на учете в службах занятости в качестве безработных);

3) Пенсионный фонд РФ (информация о заработной плате выпускников) [16].

Перечисленные федеральные органы исполнительной власти являются независимыми

источниками информации, и данная информация может использоваться для независимой оценки показателей трудоустройства выпускников системы СПО. Сегодня уже ведется работа, нацеленная на отработку межведомственного взаимодействия, целью которого станет получение объективной информации трудоустройстве (занятости) выпускников системы СПО.

Информация о трудоустройстве, которая предоставляется органами исполнительной власти, не позволяет увидеть реальную ситуацию востребованности выпускников СПО. Чтобы увидеть полную картину, необходимо получить информацию от работодателей и, непосредственно, от самих выпускников. Получение информации от этих групп позволяет получить непосредственную оценку выпускниками и работодателями влияния полученной специальности на реальную трудовую деятельность, оценку качества обучения и способов поиска работы. Росстат, к сожалению, не осуществляет сбор такой информации на постоянной основе [16].

Таким образом, использование вышеуказанной методики требует постоянного обновления базы данных о выпускниках СПО данными, которые будут получены из различных источников, что требует наличия автоматизированной системы учета. Также обработка такого большого объема информации требует значительных затрат ресурсов как временных, так и финансовых. Можно сделать вывод, что такой процесс в управлении СПО, как мониторинг занятости выпускников, является актуальным направлением автоматизации.

Заключение

Трудно переоценить значимость образования в наше время. В реалиях современной экономической и социальной ситуации в обществе именно качество образования является главным ресурсом устойчивого развития сообщества. Повсеместное использование ИКТ открывает новые перспективы в разных сферах современной жизни, в том числе и в образовании.

Основным драйвером развития образования на данный момент является интенсивная цифровизация практически всех его процессов - от управления организацией до непосредственно самого учебного процесса. Такие тенденции развития закономерно ведут к образованию новой информационной инфраструктуры образовательной среды, которая активно взаимодействует с информационным полем других систем посредством ИКТ. Важное значение в этом процессе занимает стремительное развитие технических средств и Интернета, которые являются «флагманом» в развитии автоматизированных систем управления образованием.

Большие объемы обрабатываемой информации и значительная трудоемкость процесса таких направлений в управлении СПО, как анализ обеспеченности учебной литературой, мониторинг занятости выпускников и учет примерных основных образовательных программ делают их актуальными направлениями для автоматизации.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.03.2021).

2. Еремина И.И., Карпова Н.В. Аспекты формирования информационной образовательной среды вуза в условиях многоуровневой подготовки обучаемых // Фундаментальные исследования. 2014. №11-12. С. 2724-2728.

3. Зубенко Д.П., Зубенко О.А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016. №12(67). С. 7-11.

4. Клишин А.П., Мытник А.А. Автоматизация деятельности учебного подразделения вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем». Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. С. 38-43.

5. Коваленко А.В., Пантелеева А.М. Автоматизация бизнес-процессов учебного центра // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №110. С. 388-400.

6. О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. №667н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70807194/ (дата обращения: 01.03.2021).

7. О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2007 г.№10 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90478/ (дата обращения: 01.03.2021).

8. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2021).

9. Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. №594 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/70709994/ (дата обращения: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении Примерного положения о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2002 г. №4066 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/1590785/ (дата обращения: 01.03.2021).

11.Полякова Г.В. Информационная образовательная среда: сущность, содержание, функционирование // Вестник московской государственной академии делового администрирования. Серия: философские, социальные и естественные науки. 2010. №5(5). С 137-143.

12. Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: [Электронный ресурс]: утвержден 24.04.2007 г. // Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты: [сайт]. URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_130297.html (дата обращения: 01.03.2021).

13.Серова Л.М., Мазаева К.А. Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. №3. С. 20-27.

14. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников // Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, 2011-2012. URL: http://симт.рф/

15. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632 // Федеральный портал «Российское образование: [портал]Ши https://edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 01.03.2021).

16.Федорова Е.А. Мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования как инструмент политики занятости // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. №S1. C. 58-66.

Provision of educational literature, employment of graduates and registration of approximate basic educational programs: current directions of automation of secondary vocational education management processes

Oleg I. Borodin

Candidate of sociological sciences, Vice-rector for economics and finance, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Volgograd, Russia [email protected]

0000-0003-3893-3757 Elena S. Vasilieva

Candidate of pedagogical sciences, Teacher,

International Competence Center - Kazan College of Information Technology and Communications,

Kazan, Russia

[email protected]

0000-0001-7038-7771 Margarita V. Vdovina

Doctor of sociological sciences, Professor of the faculty of sociology, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0002-8617-2940 Irina V. Dolgorukova

Doctor of sociological sciences, Associate professor, Professor of the Faculty of sociology, Russian State Social University, Moscow, Russia dolgorukovaiv@rgsu. net

0000-0003-2151-7116 Alexander P. Kaitov

Candidate of sociological sciences, Associate professor,

Associate Professor of the Institute of pedagogy and psychology of education,

Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russia

[email protected]

0000-0003-2721-7448 Ivan V. Korolev

Candidate of sociological sciences, Head of the Laboratory of sociological analysis, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0002-1317-2317

Irina V. Leskova

Doctor of sociological sciences, Candidate of political sciences, Professor, Professor of the Faculty of sociology, Russian State Social University, Moscow, Russia [email protected]

0000-0001-6083-6692 Irina A. Medvedeva

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Professor of the Department of theory,

history, music techniques and choral conducting,

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev,

Cheboksary, Russia

[email protected]

© 0000-0003-3132-4078 Tatiana V. Romanova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,

Associate professor of the Department of psychology and social pedagogy,

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev,

Cheboksary, Russia

[email protected]

0000-0002-6280-0789 Sergey G. Tsapko

Candidate of technical sciences, Associate professor, Associate professor

of the Department of information technology of the Engineering school of new manufacturing technologies, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia [email protected]

© 0000-0003-2480-3847

Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021

d 10.25726/Í3870-1985-1730-e Abstract

In the modern world, automation processes have penetrated into all spheres of human activity. The management of educational processes is due to different software architectures to support training in an educational organization, the practical use of information technologies that are used for network access to protected educational resources. The introduction of automation in complex systems management processes significantly reduces the amount of invested resources, not only financial, but also time resources. The use of information computer technologies in processes to automate the management of educational organizations is one of the priority tasks of the modern education system. Automation of the management of secondary vocational education in the Russian Federation is a topical topic, since the introduction of information technologies in the process of managing the activities of secondary professional education will significantly reduce the time spent for the leadership and pedagogical staff on office work, planning and maintaining the documentation of the educational process by reducing the share of routine labor. The article considers the peculiarities of such topical areas in the management of srekak analysis of the availability of educational literature, the employment of graduates and the accounting of approximate basic educational programs. The need to automate these areas in the management of secondary vocational education was emphasized.

Keywords

secondary vocational education; automation; management; employment; educational literature; Basic educational programmes.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [E lektronny'j resurs]: utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. №1642 // Ministerstvo prosveshheniya Rossijskoj Federacii: [sajt]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

2. Eryomina I.I., Karpova N.V. Aspekty' formirovaniya informacionnoj obrazovatel'noj sredy' vuza v usloviyax mnogourovnevoj podgotovki obuchaemy'x // Fundamental'ny'e issledovaniya. 2014. №11-12. S. 2724-2728.

3. Zubenko D.P., Zubenko O.A. Napravleniya avtomatizacii obrazovatel'noj deyatel nosti // Vestnik NGIE I. 2016. №12(67). S. 7-11.

4. Klishin A.P., My'tnik A.A. Avtomatizaciya deyatel'nosti uchebnogo podrazdeleniya vuza // Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacii v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii: opy't resheniya social'ny'x i e'konomicheskix problem». Tomsk: Nacional'ny'j issledovatel'skij Tomskij gosudarstvenny'j universitet, 2014. S. 38-43.

5. Kovalenko A.V., Panteleeva A.M. Avtomatizaciya biznes-processov uchebnogo centra // Politematicheskij setevoj e lektronny'j nauchny'j zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. №110. S. 388-400.

6. O reestre professional'ny'x standartov (perechne vidov professional'noj deyatel'nosti) [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity' RF ot 29 sentyabrya 2014 g. №667n // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/70807194/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

7. O recenzirovanii uchebny'x izdanij, ispol'zuemy'x v obrazovatel'nom processe obrazovatel'ny'x uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo, srednego professional'nogo, vy'sshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 15 yanvarya 2007 g.№10 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90478/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [E'lektronny'j resurs]: Federal'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

9. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki primerny'x osnovny'x obrazovatel'ny'x programm, provedeniya ix e'kspertizy' i vedeniya reestra primerny'x osnovny'x obrazovatel'ny'x programm [E'lektronny'j resurs]: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 maya 2014 g. №594 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/70709994/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

10.Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o formirovanii fonda biblioteki srednego special'nogo uchebnogo zavedeniya [E'lektronny'j resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21 noyabrya 2002 g. №4066 // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/1590785/ (data obrashheniya: 01.03.2021).

11.Polyakova G.V. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda: sushhnost', soderzhanie, funkcionirovanie // Vestnik moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: filosofskie, social'ny'e i estestvenny'e nauki. 2010. №5(5). S 137-143.

12. Poryadok polucheniya recenzij na uchebny'e izdaniya, ispol'zuemy'e v obrazovatel'nom processe obrazovatel'ny'x uchrezhdenij nachal'nogo professional'nogo, srednego professional'nogo, vy'sshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: [E'lektronny'j resurs]: utverzhden 24.04.2007 g. // Innovacii i predprinimatel'stvo: granty', texnologii, patenty': [sajt]. URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_130297.html (data obrashheniya: 01.03.2021).

13.Serova L.M., Mazaeva K.A. Trudoustrojstvo vy'pusknikov po danny'm monitoringa uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2013. №3. S. 20-27.

14.Sistema interaktivnogo monitoringa trudoustrojstva vy'pusknikov II Centr byudzhetnogo monitoringa Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011-2012. URL: http:IIsimt.rfI

15.Federal'ny'e gosudarstvenny'e obrazovatel'ny'e standarty' srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya [E'lektronny'j resurs]: utverzhdeny' prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 05 iyunya 2014 g. №632 // Federal'ny'j portal «Rossijskoe obrazovanie: [portal].URL: https:IIedu.ruIabiturIact.86Iindex.php (data obrashheniya: 01.03.2021).

16.Fedorova E.A. Monitoring trudoustrojstva vy'pusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya kak instrument politiki zanyatosti II Zhurnal novoj e'konomicheskoj associacii. 2014. №S1. C. 58-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.