Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ'

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная деятельность / инновационная политика / управление / инновационный менеджмент / конкурентоспособность / innovation / innovation activity / innovation policy / management / innovation management / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ордынская Марина Евгеньевна

В статье рассматривается понятие «инновационная политика», ее место в системе управления организацией, а также факторы, влияющие на ее выбор. Актуальность этого вопроса связана с тем, что грамотная инновационная политика позволяет повысить эффективность производственных процессов, решить проблему с ассортиментом, занять устойчивое положение на рынке, выделиться среди конкурентов и, соответственно, улучшить финансовое состояние и финансовую устойчивость организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY OF THE ORGANIZATION

The article examines the concept of “innovation policy”, its place in the organization’s management system, as well as the factors influencing its choice. The relevance of this issue is due to the fact that a competent innovation policy can improve the efficiency of production processes, solve the problem with the assortment, take a stable position in the market, stand out among competitors and, accordingly, improve the financial condition and financial stability of a commercial organization.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

112 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (73), 2023 УДК 338.2

Ордынская Марина Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент (e-mail: marina26577@rambler.ru)

Адыгейский государственный университет, г.Майкоп, Россия

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается понятие «инновационная политика», ее место в системе управления организацией, а также факторы, влияющие на ее выбор. Актуальность этого вопроса связана с тем, что грамотная инновационная политика позволяет повысить эффективность производственных процессов, решить проблему с ассортиментом, занять устойчивое положение на рынке, выделиться среди конкурентов и, соответственно, улучшить финансовое состояние и финансовую устойчивость организации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная политика, управление, инновационный менеджмент, конкурентоспособность.

Мир не стоит на месте, меняется рыночная среда: у потребителей появляются новые запросы и ожидания, появляются новые технологии, новая продукция и т.д. Поэтому каждая коммерческая организация для того, чтобы повысить эффективность своей деятельности и обеспечить себе конкурентные преимущества, должна исследовать имеющиеся тенденции на рынке и свой потенциал. Это возможно посредством реализации инноваций и рациональной инновационной политики.

Понятие инновации введено на законодательном уровне. Так, в законе №127-ФЗ [1] дано следующее определение инновации: это введенный в употребление новый / улучшенный продукт (товар, услуга), технологический процесс, новый метод продаж, организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Таким образом, инновационная деятельность связана с воплощением идей (результатов НИР, достижений НТП) в новом / усовершенствованном продукте (услуге), технологическом процессе, методе продаж и т. д.

Инновационная деятельность свойственна для организаций всех сфер экономики и масштаба деятельности. Однако, возможности субъектов малого бизнеса в реализации инноваций ограничены из-за необходимости существенных затрат на осуществление инновационных процессов.

Инновационная политика организации представляет собой совокупность методов воздействия управленческого механизма организации на разработку / усовершенствование продукции, услуг, технологий, организационных структур. Она предполагает выбор из возможных альтернативных путей осуществления инновационной деятельности и тесно взаимосвязана с маркетинговой и финансовой стратегией организации.

В теории инновационного менеджмента выделяются две разновидности инновационной политики организации. Первая разновидность осуществляется достаточно редко и связана с внедряемыми впервые идеями и технологиями. Это так называемый пионерский тип, позволяющий конкретной организации добиться изначального преимущества в конкурентной борьбе. Второй тип, при желании, может быть реализован любой организацией и связан с внедрением изобретений и технологий по опыту организаций-пионеров. Это так называемый имитационный тип, позволяющий существенно повысить эффективность хозяйствования посредством копирования передового опыта других организаций.

Процесс формирования инновационной политики состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (рисунок 1).

Рисунок 1 — Этапы реализации инновационной политики организации

Для общего руководства разработкой инновационной политики создается временная творческая группа из представителей основных подразделений организации и ее руководства.

Выбор конкретного варианта инновационной политики обусловлен теми целями, которые ставит перед собой менеджмент организации. Кроме того,

на выбор инновационной политики влияет ряд факторов, основные из которых представлены на рисунке 2.

Факторы, влияющие на выбор инновационной политики

Состояние фин<1псового, продуктового, сырьевого и др. рынков

Место организации на рынке, объем реализации ее товаров, их качество, цена, действия конкурентов

Экономическое положение и финансовое состояние организации

Соотношение собственных и заемных ресурсов

Льготы, получаемые организацией со стороны государства

Условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков

Рисунок 2 — Факторы, влияющие на выбор инновационной

политики организации

Анализ экономической литературы показал, что вопросы инновационной политики затронуты в многочисленных исследованиях в разных аспектах (государственном, региональном и на уровне организации). Такой анализ позволил выявить особенности инновационной политики и систематизировать их.

Особенности инновационной политики организации

осуществляется в соответствии с государственной инновационной политикой;

направлена на достижение стратегических целен;

способствует: раскрытию инновационного потенциала организации; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности; повышению конкурентоспособности за (мёт внедрени я инноваций;

обеспечивает: эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; реализацию интересов на всех уровнях (организации, работника, региона, государства); адаптацию организации к изменениям внешней среды: социальную направленность инновационной деятельности;

ориентирует на активность в конкурентной борьбе;

регулирует поведение персонала, нацеленного на инновационный тип развития организации

Рисунок 3 — Специфика инновационной политики организации

Любую организацию можно представить в виде открытой системы с внутренней средой и внешними связями с поставщиками, покупателями, конкурентами. Это предопределяет два момента, которые следует учитывать при формировании инновационной политики: давление рынка (организация подстраивается под рынок) и воздействие на рынок (выпуск нового продукта).

Реализация инновационной политики связана с определенными рисками (рисунок 4), которые нужно учитывать при реализации инноваций.

Рисунок 4 — Риски инновационной политики организации, обусловленные ее внутренней и внешней средой

Сложившаяся в настоящее время политическая и экономическая ситуация оказывает значительное влияние на инновационную политику, что отмечает ряд авторов.

Так, например, Карпова О.И. с соавторами [3] обозначили современные риски инновационной политики. Первая группа рисков — финансовые, которые обусловлены санкционной политикой и нестабильной экономической ситуацией. Они связаны с вынужденным сокращением валютной выручки, а также изменением ключевой ставки. Вторая группа рисков — кадровые, которые обусловлены современной политической ситуацией. Они связаны с эмиграцией персонала в сфере 1Т-технологий. Третья группа рисков — угрозы внедрения инноваций. Они также обусловлены совре-

менной политической и экономической ситуацией и связаны с невозможностью использования некоторых объектов интеллектуальной собственности, несущих инновации из-за отказа их владельцев от деятельности в России. Кроме того, в настоящее время возможности использования международного передового опыта в реализации инноваций ограничены в следствии прекращения деловых контактов в ходе санкционной войны.

Следует отметить ряд проблем, оказывающих негативное влияние на успешную реализацию инноваций и инновационной политики:

— длительность инновационных процессов;

— недостаточность финансирования инновационных проектов;

— ограниченность сфер распространения инноваций;

— недостаточность заинтересованность персонала в инновациях и др.

Таким образом, грамотная инновационная политика является основой

для инновационной деятельности. Она способствует раскрытию инновационного потенциала организации и достижению ею конкурентных преимуществ. Недостаточное внимание к инновационной политике может отрицательно сказаться на финансовом положении организации. Однако, вопросы реализации и оптимизации инновационной политики во многих организациях зачастую выходят на передний план только в связи с кризисной ситуацией в деятельности организации в процессе поиска путей выхода из кризиса. Эта ситуация заставляет управленческий персонал организации делать то, что планировалось в отдаленной перспективе и зачастую откладывалось на неопределенный срок [4].

Список литературы

1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ (в ред. от 24.07.2023 г.). // СПС Кон-сультантПлюс. - Москва, 2023.

2. Инновационные модели и инструменты управления промышленным предприятием : монография / С. В. Волков, Ю. В. Гапоненко, Г. С. Мерз-ликина, О. А. Минаева, Е. К. Пономарева, В. Ф. Трунина, О. М. Шаталова, С. А. Шевченко ; под науч. ред. Г. С. Мерзликиной ; ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 112 с.

3. Карпова, О. И. Риски инновационной политики коммерческой организации / О. И. Карпова, Л. И. Кулакова, А. В. Полянин // Современная экономика: проблемы и решения. - 2022. - № 6(150). - С. 68-83.

4. Попов, А. А. Инновационная политика как инструмент повышения конкурентоспособности организации / А. А. Попов, Ю. С. Лекарева // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 1(50). - С. 276-280.

5. Шевченко, С. А. Сущность инновационной политики предприятия / С. А. Шевченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 3-1. - С. 261-263.

Ordynskaya Marina Evgenievna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: marina26577@rambler.ru) Adyghe State University; Maykop, Russia; INNOVATION POLICY OF THE ORGANIZATION

Abstract: The article examines the concept of "innovation policy", its place in the organization's management system, as well as the factors influencing its choice. The relevance of this issue is due to the fact that a competent innovation policy can improve the efficiency of production processes, solve the problem with the assortment, take a stable position in the market, stand out among competitors and, accordingly, improve the financial condition and financial stability of a commercial organization.

Key words: innovation, innovation activity, innovation policy, management, innovation management, competitiveness.

УДК 334

Реброва Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: nastya.rebrova.03@bk.ru) Сухина Надежда Юрьевна, к.э.н., доцент (e-mail: nysukhina@gmail.com )

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Сложная геополитическая обстановка в мире привела к обострению экономических отношений между Россией, большинством европейских стран и США. Российские предприятия работают в условиях санкционных ограничений с 2014 года, однако если раньше они не оказывали заметного влияния на несырьевой сектор экономики, а в чем-то даже способствовали его развитию, то теперь санкции достигли беспрецедентных масштабов и зачастую выйти за пределы разумного.

Ключевые слова: санкции, производственные предприятия, инвестиции, экономическое давление, издержки производства, технологическая отсталость.

За последние несколько лет предприятия испытали на себе огромное количество трудностей. Едва компании начали адаптироваться к работе во время пандемии, как разразился новый, гораздо более серьезный кризис. Военный конфликт между Россией и Украиной повлиял на условия ведения бизнеса не только в России, но и в других странах. Резкий рост ставок по кредитам, инфляция и отсутствие долгосрочного планирования очень затрудняют ведение бизнеса, особенно если его масштабы невелики.

В настоящее время многие российские компании замедлили свое развитие и активно оптимизируют свои финансовые затраты, очень осторожно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.