Научная статья на тему 'Процесс управления маркетингом инноваций в организации'

Процесс управления маркетингом инноваций в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ORGANIZATION / INNOVATION / MARKETING OF INNOVATIONS / INNOVATIVE MARKETING / MARKETING POLICY / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свинцова Екатерина Анатольевна

В статье раскрываются актуальные причины для совершенствования инновационной политики в организации в современных экономических условиях, подчёркивается значимость маркетинговых мероприятий для любой организации, а также их развитие и инновационность. Рассматривается взаимосвязь маркетинговой и инновационной политики, описывается содержание инновационных процессов. Раскрывается понятие «Управление инновационным маркетингом», а также представлен обзор методов управления маркетингом инноваций в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION MARKETING PROCESS OF INNOVATION

The article reveals the actual reasons for improving the innovation policy in the organization in modern economic conditions, emphasizes the importance of marketing activities for any organization, as well as their development and innovativeness. The interrelation of marketing and innovation policy is considered, the content of innovative processes is described. The concept of “Innovative Marketing Management” is revealed, and also an overview of the methods of innovation marketing management in the organization is presented.

Текст научной работы на тему «Процесс управления маркетингом инноваций в организации»

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ИННОВАЦИЙ

В ОРГАНИЗАЦИИ Свинцова Е.А. Email:692@scientifictext.ru

Свинцова Екатерина Анатольевна - студент магистратуры, направление: маркетинг и управление бизнесом,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в статье раскрываются актуальные причины для совершенствования инновационной политики в организации в современных экономических условиях, подчёркивается значимость маркетинговых мероприятий для любой организации, а также их развитие и инновационность. Рассматривается взаимосвязь маркетинговой и инновационной политики, описывается содержание инновационных процессов. Раскрывается понятие «Управление инновационным маркетингом», а также представлен обзор методов управления маркетингом инноваций в организации.

Ключевые слова: организация, инновация, маркетинг инноваций, инновационный маркетинг, маркетинговая политика, инновационная политика.

ORGANIZATION MARKETING PROCESS OF INNOVATION

Svintsova E.A.

Svintsova Ekaterina Anatolyevna - graduate Student, DIRECTION: MARKETING AND BUSINESS MANAGEMENT, NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, NOVOSIBIRSK

Abstract: the article reveals the actual reasons for improving the innovation policy in the organization in modern economic conditions, emphasizes the importance of marketing activities for any organization, as well as their development and innovativeness. The interrelation of marketing and innovation policy is considered, the content of innovative processes is described. The concept of "Innovative Marketing Management" is revealed, and also an overview of the methods of innovation marketing management in the organization is presented.

Keywords: organization, innovation, marketing of innovations, innovative marketing, marketing policy, innovation policy.

УДК 658.5.012.7

В современных рыночных условиях инновационный аспект становится ключевым фактором во всех сферах функционирования и деятельности предприятия. Это объясняется, во-первых, стремительным развитием информационных технологий в мире, которые делают доступными обмен опытом, знаниями и успешными практиками между представителями структур из разных сфер деятельности, организационных культур, уровней развития бизнеса и т.п.

Во-вторых, информационные технологии привносят изменения не только в жизнь современного человека, но и влияют на деятельность и функционирование организаций: происходит упрощение многих процессов, их автоматизация, вследствие чего повышается производительность, эффективность, снижается риск человеческой ошибки.

Инновационная политика в организации призвана заниматься решением задач, которые позволяют повысить эффективность предприятия.

Следует отметить, что инновационная политика предприятия взаимосвязана с корпоративной, маркетинговой и финансовой стратегиями, являясь основой для их построения.

Грамотное сочетание маркетинговой и инновационной политики позволяет достичь наиболее высоких показателей развития организации. Инновационная политика позволяет корректировать ориентиры маркетинговой политики, а также приводит к завоеванию более высоких конкурентных позиций предприятия. В то же время, маркетинговая политика корректирует инновационную, направляя ее так, чтобы изменения в бизнес-процессах организации приводили к созданию условий, наиболее эффективных для удовлетворения именно тех потребностей общества, ради которых организация существует.

Согласно международным документам Oslo Manual, регламентирующими инновационную деятельность, инновация - это реализация нового или значительно усовершенствованного продукта (товара, услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового метода организации бизнеса [5, с. 15].

Технологическая продуктовая инновация представляется результатом создания и коммерциализации продукта или услуги с новыми или улучшенными потребительскими свойствами.

Инновационные процессы могут включать в себя, например, обновление оборудования или кадровых ресурсов, новые методы управления и организации труда либо все перечисленные изменения.

Современный инновационный процесс многогранен по своей структуре и охватывает не только организационные и технологические нововведения, но и социальные. В современных условиях главным конкурентным преимуществом предприятий становится способность работников к обучению. Экономическая деятельность предприятий требует инициативных, высококвалифицированных, творческих работников, которые вовлечены в процесс принятия решений. Такое участие способствует ускорению создания и внедрения инноваций и росту конкурентоспособности, способствуя мобилизации творческого потенциала коллектива.

В настоящее время конкурентное преимущество на рынке сохраняют те субъекты хозяйствования, которые создают эффективную систему управления инновационным маркетингом.

Для выделения методов управления инновационным маркетингом предприятия, следует дать определение понятию «управление инновационным маркетингом».

Классическим определением инновационного маркетинга считается innovative marketing - концепция маркетинга, согласно которой организация должна непрерывно совершенствовать свою продукцию и методы маркетинга [2].

Для эффективного управления инновационным маркетингом необходимо сформировать чёткие и достижимые цели, согласно стратегии развития предприятия. Главная цель управления инновационным маркетингом заключается в наиболее полном удовлетворении запросов покупателей, достижении эффективности и прибыльности предприятия на существующем и новых рынках. Достижение этих целей реализуется посредством неординарных маркетинговых мероприятий, которые обеспечивают укрепление целевых позиций организации в интересах роста объемов сбыта продукции и увеличения доли рынка.

Управление инновационным маркетингом - это метод ведения бизнеса, в котором традиционное управление маркетингом дополняется новыми методами маркетинга и новыми возможностями создания инновационных идей [3, с. 251].

Методы управления инновационным маркетингом зависят от стадии жизненного цикла товара. То есть, на стадии поиска идеи используемые методы носят в основном творческий и интуитивный характер (эвристические методы) и зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. При внедрении, производстве и коммерциализации нового товара управление инновационным маркетингом использует в основном классические методы маркетинга и менеджмента (комплекс

маркетинга). Следовательно, можно утверждать, что методы управления инновационным маркетингом носят множественный характер.

В традиционном управлении маркетингом основное место занимают классические методы (табл. 1). Однако современный маркетинг уходит от классических представлений, сформулированных в середине ХХ в. Ф. Котлером: то, что было эффективно в индустриальную эпоху, теряет смысл в постиндустриальном обществе.

Таблица 1. Классические методы управления маркетингом

Классические методы Суть классического метода Способы реализации

Экономико-математические Учет действия социально-экономических законов рыночного производства и обращения • Аналитические. • Статистические. • Логические. • Графические. • Теоретико-множественные

Социально-психологические Средство воздействия на социально-психологические отношения между объектом и субъектом управления маркетингом • Формирование эффективной мотивации к труду. • Приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда. • Использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду. • Формирование трудовых коллективов по принципу «команд» с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого члена. • Развитие традиций, способствующих сплочению коллектива.

Организационно-административные Координация усилий субъектов управления в достижении цели (имеют обязательную силу для исполнения) • Прямое воздействие на управляемый объект. • «Государственная директива»

В контексте данной работы целесообразно рассмотреть далее современные версии понятия «классический маркетинг», которые стараются приспособить его к современным условиям. Оно тесно взаимосвязано с понятием «комплекс маркетинга» («4Р»), которое является оперативным вариантом решений, принимаемых в процессе управления маркетингом на предприятии.

В маркетинговый комплекс включается вся деятельность, которую способно осуществить предприятие, чтобы увеличить спрос на свой продукт.

Эволюция управления маркетингом в значительной степени обусловлена необходимостью поиска системных инструментов маркетингового управления, который бы обеспечил субъекту устойчивое преимущество перед конкурентами и соответствующее положение на рынке. Суть этого процесса отражена в понятии «маркетинг микс» (marketing mix), предложенном гарвардским профессором Н. Борденом. При поиске эффективной пропорциональной системы управления маркетинговыми процессами, он образно сравнил уже имеющиеся в организации инструменты управления маркетингом с тестовыми и их общность назвал маркетингом-микс [3, с. 253].

Систематизация методов управления инновационным маркетингом затруднена ввиду их многообразия и различной результативности. Однако, наибольший интерес представляют эвристические методы. Это объясняется тем, что в отличие от большинства других методов, они могут использоваться на любой стадии жизненного цикла инновации.

В настоящее время инновационный маркетинг это в большей степени поиск способов расширения ёмкости рынка, прогнозирование потребительских предпочтений, потребностей и желаний. То есть, комплекс методов управления инновационным маркетингом - это совокупность практических мер воздействия на целевой рынок и потенциального потребителя инновации, а также своевременное гибкое реагирование на изменения конкурентной среды и потребительских предпочтений.

Таким образом, управление инновационным маркетингом, в конечном итоге, должно превратить предприятие в гибкую, саморегулирующуюся систему, занимающую значительную долю рынка в производства товаров определённой сферы. То есть, важными становятся вопросы, связанные с производством продукции, формированием продуманной ценовой политики и устойчивого спроса на нее, а также качественным продвижением товара на рынок. Следовательно, одна из главных задач производственного предприятия в настоящее время - поиск наиболее эффективных методов управления инновационным маркетингом.

Список литературы /References

1. Долженко Р.А. Использование краудсорсинга как источника инноваций и идей в организации // Вестник НГУЭУ, 2015. № 1. С. 224-237.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992. 736 с.

3. Макурина Ю.А. Методы управления инновационным маркетингом производственного предприятия // Научно-технические ведомости СПбПГУ. Экономические науки, 2012. № 1. С. 251-256.

4. Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г.Формирование механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник НГУЭУ,

2018. № 2. С. 321-333.

5. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А. Венчурный менеджмент. М.: ИД Высшей школы экономики, 2011. 437 с.

6. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Шевченко С.Ю. Управление проектами. М: Юрайт,

2019. 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.