Шевченко С.А. ©
Кан. пед. наук, кафедра экономики и управления Волгоградский государственный технический университет
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию сущности понятия инновационной политики предприятия. На основе анализа экономической литературы выделены особенности инновационной политики предприятия и дано определение данного понятия.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная политика. Keywords: innovation, innovation, innovation policy.
Современный этап развития экономики связан с инновационными изменениями в деятельности хозяйственных организаций, которые позволяют им достичь конкурентных преимуществ в постоянно изменяющейся внешней среде. Однако далеко не все руководители положительно настроены на реализацию инноваций в своих организациях, инновационная политика в таких организациях не проводится, что негативно сказывается на их развитии.
Инновационная политика не проводится в организациях по различным причинам, одной из которых является отсутствие знаний у руководителя по теоретическим аспектам данного вопроса.
Инновации и инновационная деятельность
Рассмотрим сущность понятия инновационной политики. Понятие инновационной политики неразрывно связано с такими понятиями как «инновация», «инновационная деятельность».
Что касается инновации, то впервые к этому понятию обратился И. Шумпетер, который связывал с данным понятием изменения в промышленности. Изменения касались технологических процессов, организации производства, использования сырья, новой техники, рынков сбыта и др.
Другие авторы акцентируют внимание на экономическом содержании инновации, рассматривая инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [8] и приносит добавочный доход организации при появлении её на рынке [7].
В целом, можно отметить, что инновация - многоаспектное явление, признаками которого являются: использование достижений науки и передового опыта; создание благ (технологии) более высокого качества; целевое изменение в функционировании предприятия как системы, повышающее её эффективность; создание новой потребительской стоимости, произведённой на основе внедрения новых научно-технических достижений; способность удовлетворять конкретным общественным потребностям и давать те или иные положительные экономические эффекты; процесс создания, распространения и использования нового практического средства; процесс инвестирования финансовых средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования [9].
Что касается инновационной деятельности, то данное понятие определяется на законодательном уровне. С позиции Проекта Федерального закона от 5 апреля 2006 года «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» инновационная деятельность - деятельность по выполнению работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. В данном документе определены направления инновационной деятельности: создание новой или
©© Шевченко С.А., 2014 г.
усовершенствование уже имеющейся продукции; использование нового или усовершенствованного технологического процесса; продвижение на рынки новой продукции; повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности и др.
Инновационная деятельность имеет свои характерные черты, среди которых исследователи выделяют быстроту протекания процессов и их высокую изменчивость, способность накапливать «стратегический запас конкурентоспособности» [2]; высокий риск; многочисленность и неопределенность путей достижения цели и невозможность детального планирования [3].
Анализ экономических источников позволил выделить характерные особенности инновационной деятельности: использование достижений науки, техники и передового опыта, направленность инновационных идей на потребителя товаров (работ или услуг); высокая степень риска, инновационный потенциал предприятия, затратность и мотивация инновационной деятельности [10].
Инновационная политика предприятия
В российской экономике понятие инновационной политики впервые было определено на законодательном уровне в Проекте Федерального закона от 1 декабря 1999 года «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Закон определил понятие инновационной политики на государственном уровне как часть государственной социально - экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности.
Понятие инновационной политики рассматривается исследователями на различных уровнях: государственном, региональном и уровне предприятия.
Инновационная политика предприятия основывается на государственной инновационной политике, так как последняя является основой для проведения инновационной политики на региональном уровне и уровне предприятия, определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [11].
Анализ экономической литературы выявил наличие многочисленных исследований по вопросу инновационной политики предприятия.
Инновационная политика, являясь определяющей для инновационной деятельности предприятия и способствующая раскрытию инновационного потенциала [5], представляет систему инновационных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей предприятия [4]. Инновационная политика предприятия взаимосвязана с корпоративной, маркетинговой и финансовой стратегиями, являясь основой для их построения [1].
С позиции Ю.П. Морозова инновационная политика должна отвечать следующим требованиям:
- согласовывать интересы всех участников инновационного процесса;
- способствовать активности в конкурентной борьбе;
-обеспечивать адаптацию предприятия к изменениям внешней среды;
- способствовать социальной направленности инновационной деятельности;
- обеспечивать реализацию интересов на всех уровнях (предприятия, работника, региона, государства.
Анализ исследований различных авторов позволил выделить особенности инновационной политики предприятия и сформулировать данное понятие.
Таким образом, можно выделить следующие особенности инновационной политики предприятия:
- инновационная политика предприятия осуществляется в соответствии с
государственной инновационной политикой;
- инновационная политика предприятия должна способствовать раскрытию
инновационного потенциала предприятия;
- инновационная политика предприятия ориентирует на активность в конкурентной борьбе;
- инновационная политика предприятия - совокупность инновационных мероприятий предприятия, направленных на стратегические цели;
- инновационная политика предприятия обеспечивает адаптацию предприятия к изменениям внешней среды;
- инновационная политика предприятия способствует концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности;
- инновационная политика предприятия обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности;
- инновационная политика предприятия обеспечивает реализацию интересов на всех уровнях (предприятия, работника, региона, государства);
- инновационная политика предприятия регулирует поведение персонала, нацеленного на инновационный тип развития организации;
- инновационная политика предприятия способствует повышению конкурентоспособности за счёт внедрения инноваций;
- инновационная политика предприятия обеспечивает социальную направленность инновационной деятельности.
На основе выделенных особенностей сформулировано понятие инновационной политики предприятия.
Инновационная политика предприятия - это совокупность целей, задач, принципов и мероприятий в области инновационного развития предприятия, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности, адаптацию предприятия к изменениям внешней среды; достижение стратегических ориентиров развития; повышение конкурентоспособности предприятия; реализацию интересов на всех уровнях (предприятия, работника, региона, государства).
Литература
1. Ильдменов, С. В. Инновационный менеджмент/ С. В. Ильдменов, А. С. Ильдменов, В. П.
Воробьёв.— М.: Инфра-М, 2002. -208 с.-Серия «Вопрос-ответ»).
2. Карачаровский, В. Планирование инноваций современной фирмой/ В. Карачаровский// Экономист. 2008, №11.
3. Курс предпринимательства / под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. -М: Финансы, 1997. 284 с.
4. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент/ Ю.П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Оголева, Л. Н. Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс / Л. Н. Оголева, Р. Н.Федосова, В. М. Радиковский. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, кафедра «Экономика и региональноеразвитие»,2004.
6. Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» [Электронный ресурс]: постановление ГД ФС РФ от 01.12.1999 N 4685-2 ГД. - Режим доступа http://www.law7.ru.
7. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг./ Б.Санто.- М.: Прогресс, 1990.
8. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ./ Б. Твисс . -М.: Экономика, 1989.
9. Шевченко, С.А. Инновация как ключевая категория инновационной экономики: основные подходы к определению понятия / С.А. Шевченко//Вопросы экономических наук.- 2010. -№ 5.-С. 7-9.
10. Шевченко, С.А. Роль предприятий малого бизнеса в повышении инновационности российской экономики/ С.А. Шевченко// Креативная экономика. - 2010. - №12. -С.68-72
11. Уотермен, Р. Фактор обновления - как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: учебное пособие /Р. Уотермен. - М.:- Прогресс, 2008. -526с.
12. Шумпетер, Й. Теория экономического развития/ Й. Шумпетер . М.: Прогресс, 1982, с. 169.