Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационной политики наукоемкой организации'

Особенности формирования инновационной политики наукоемкой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУКОЕМКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПОРТФЕЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Тамара Ивановна, Шаламова Наталия Гавриловна, Демкина Ольга Витальевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с содержанием понятия «инновационная политика организации», а также исследуются подходы к ее формированию, в частности применительно к наукоемким организациям. Анализируются специфические характеристики наукоемких организации. На этой основе выделяются ограничительные условия, которые необходимо учитывать при разработке инновационной политики. Рассматриваются взаимосвязи таких категорий как инновационный потенциал организации, инновационный климат, положение наукоемкой организации. Даются рекомендации по определению инновационной стратегии организации в зависимости от состояния ее инновационного потенциала и инновационного климата на базе построения модифицированной SPACE-матрицы. В качестве базовых инновационных стратегий предлагается рассматривать наступательную, оборонительную, поглощающую и промежуточную стратегии. В статье раскрывается их сущность, и определяются наиболее приемлемые внешние и внутренние условия их реализации. В соответствии с базовой инновационной стратегией разрабатывается инновационная политика, целью которой является обеспечение обоснованного выбора перспективных инновационных проектов, способствующих повышению конкурентоспособности как самих организаций, так и выпускаемой ими наукоемкой продукции. Предлагаемая процедура отбора проектов предусматривает оценку их соответствия основным направлениям деятельности организации, выявленным с использованием корреляционного SWOT-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF DEVELOPMENT INNOVATION POLICY FOR HIGH-TECH ORGANIZATION

This article discusses issues related to the concept of «innovation policy», and explores approaches to its development, particularly with regard to knowledge-intensive organizations. Analyzed the specific characteristics of high-tech companies and on this basis are allocated restrictive conditions that need to be considered in the development of innovation policy. We consider the relationship between such categories as the innovative potential of the organization and innovation climate. Provides guidance on the definition of innovation strategy of the organization, depending on the state of its innovative capacity and innovation climate on the basis of the construction of the modified SPACE-matrix. As the base of innovative strategies proposed to consider offensive, defensive, and absorbing intermediate strategy. The article reveals their essence, and determined the most appropriate external and internal conditions for their implementation. In accordance with the basic innovation strategy developed innovative policy, which aims to ensure informed choice of promising innovative projects that enhance the competitiveness of both the organizations themselves and let their high-tech products. The proposed procedure provides for the selection of projects to assess their compliance with the main directions of the organization identified using correlation SWOT-analysis

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационной политики наукоемкой организации»

УДК 005.591.6 Т.И. Юрченко Н.Г. Шаламова О.В. Демкина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НАУКОЕМКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с содержанием понятия «инновационная политика организации», а также исследуются подходы к ее формированию, в частности применительно к наукоемким организациям. Анализируются специфические характеристики наукоемких организации. На этой основе выделяются ограничительные условия, которые необходимо учитывать при разработке инновационной политики. Рассматриваются взаимосвязи таких категорий как инновационный потенциал организации, инновационный климат, положение наукоемкой организации. Даются рекомендации по определению инновационной стратегии организации в зависимости от состояния ее инновационного потенциала и инновационного климата на базе построения модифицированной SPACE-мampuцы. В качестве базовых инновационных стратегий предлагается рассматривать наступательную, оборонительную, поглощающую и промежуточную стратегии. В статье раскрывается их сущность, и определяются наиболее приемлемые внешние и внутренние условия их реализации. В соответствии с базовой инновационной стратегией разрабатывается инновационная политика, целью которой является обеспечение обоснованного выбора перспективных инновационных проектов, способствующих повышению конкурентоспособности как самих организаций, так и выпускаемой ими наукоемкой продукции. Предлагаемая процедура отбора проектов предусматривает оценку их соответствия основным направлениям деятельности организации, выявленным с использованием корреляционного SWOT-aнaлuзa.

Ключевые слова: инновационная политика, наукоемкая организация, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная стратегия, перспективные инновационные проекты, портфель инновационных проектов.

Tamara Yurchenko Natalia Shalamova Olga Demkina

THE FEATURES OF DEVELOPMENT INNOVATION POLICY FOR HIGH-TECH ORGANIZATION

Annotation. This article discusses issues related to the concept of «innovation policy», and explores approaches to its development, particularly with regard to knowledge-intensive organizations. Analyzed the specific characteristics of high-tech companies and on this basis are allocated restrictive conditions that need to be considered in the development of innovation policy. We consider the relationship between such categories as the innovative potential of the organization and innovation climate. Provides guidance on the definition of innovation strategy of the organization, depending on the state of its innovative capacity and innovation climate on the basis of the construction of the modified SPACE-matrix. As the base of innovative strategies proposed to consider offensive, defensive, and absorbing intermediate strategy. The article reveals their essence, and determined the most appropriate external and internal conditions for their implementation. In accordance with the basic innovation strategy developed innovative policy, which aims to ensure informed choice of promising innovative projects that enhance the competitiveness of both the organizations themselves and let their high-tech products. The proposed procedure provides for the selection of projects to assess their compliance with the main directions of the organization identified using correlation SWOT-analysis

Keywords: innovation policy, knowledge-based organization, innovation, innovative development, innovation strategy, perspective innovative projects.

Научно-технический прогресс, развитие инноваций во всех сферах производственной и непроизводственной деятельности в корне меняют базовые условия хозяйствования и влияют на результаты деятельности организаций реального сектора экономики. Современные экономические условия, характеризующиеся напряженностью в политических отношениях между Россией и странами Запада, введенными санкциями, препятствующими отечественным предприятиям доступ к высоким

© Юрченко Т.И., Шаламова Н.Г., Демкина О.В., 2015

технологиям и инновационным продуктам, усиливают потребность в появлении и развитии таких организаций, которые способны восполнить этот разрыв в технологическом отставании России и выводе ее на качественно новый виток инновационного развития. Успех реализации этого пути во многом зависит от наличия механизма формирования и осуществления мероприятий, направленных на определение очередности разработки и внедрения перспективных инновационных проектов и способов их коммерциализации. В этой связи значимость и актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью разработки и проведения эффективной инновационной политики российскими организациями с целью повышения конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции на внутренних и внешних рынках [6; 7].

В ответ на такую потребность в российской экономике появляется особый тип организаций. В соответствии с классификацией организаций по превалирующему виду потребляемого ресурса они получили название наукоемкие. На основании исследования специфики таких организаций, был сделан вывод, что не только структура затрат является их особенностью. По результатам исследования были выявлены следующие характеристики наукоемких организаций:

- превалирование затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в структуре себестоимости;

- высокая доля экспериментальных работ в общем объеме производства наукоемкой про -

дукции;

высокий удельный вес высококвалифицированных научно-технических кадров; высокая степень неопределенности и рисковости деятельности;

ориентация на применение, освоение и использование результатов научно-технического

прогресса;

- превалирование доходов от коммерциализации результатов НИОКР в структуре выручки;

- правообладание на использование в собственном производстве и передачу сторонним организациям результатов перспективных разработок;

- использование передовых и инновационных технологий в выпуске конечной продукции;

- относительно частая смена не только ассортимента выпускаемой продукции, но и методов/ технологий их производства;

- относительно высокая норма амортизации активной части основных производственных фондов. В настоящее время основное оборудование наукоемких организаций развитых стран может обновляться раз в 3-5 лет, причем связано это не с физическим, а с моральным износом оборудования;

- ключевая роль государственной поддержки в развитии.

Приведенные особенности наукоемких организаций обуславливают специфические требования, предъявляемые к методам управления. Эффективность инновационной деятельности, которая является основой функционирования такого рода организаций, определяется, в первую очередь, наличием отлаженной системы отбора и инвестирования инновационных проектов. Для этого необходима разработка действенной инновационной политики, которая регламентирует инновационную деятельность и учитывает принципы и требования других политик организации.

Термин «инновационная политика» не имеет однозначной трактовки в современных научно-методических источниках. В большинстве работ инновационная политика рассматривается на государственном либо региональном уровне. Согласно постановлению ГД ФС РФ № 4685-11 ГД от 01 декабря 1999 г. государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, направленная на стимулирование инновационной деятельности. В.Г. Медынский несколько расширил целевую направленность разработки инновационной политики: «инновационная политика - это часть социально-экономической политики, которая выражает отношение

государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники, реализации достижений науки и техники». Инновационная политика на региональном уровне определяется как «совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в отрасли, а также путей и средств их достижения на основе взаимодействия областных и федеральных органов управления» [11]. Ряд отечественных ученых [3; 4; 8], рассматривают инновационную политику как средство построения инновационной стратегии организации, определяющей цели и условия осуществления инновационной деятельности. Другие авторы [1; 10] акцентируют внимание на том, что инновационная политика организации представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выработку требований к определению видов и очередности внедрения инновационных проектов на базе соответствия их целям и ресурсной обеспеченности организации.

В классической работе М. Мескона [12], посвященной основам управления, определено, что достижение стратегических целей обеспечивается наличием краткосрочных и долгосрочных политик, программ, правил и процедур, т.е. политика организации ориентирована на реализацию стратегической цели. В данной статье инновационная политика организации определяется как комплекс мероприятий, направленных на регламентацию состава и очередности внедрения инноваций, с учетом наличия ресурсов и генеральной цели развития. Как уже отмечалось ранее, наукоемкая организация функционирует в условиях неопределенности, формируемой как изменениями факторов внешней среды, так и неопределенностью результатов деятельности организации. Это обуславливает необходимость учета будущего развития организации в процессе разработки перспективной инновационной политики, целью которой является создание условий для эффективной деятельности наукоемкой организации на основе стимулирования ее инновационной активности. Поскольку инновационная деятельность существенно отличается от рутинной деятельности организаций, что необходимо учитывать при разработке инновационной политики [9; 13], то требуется поиск путей модификации и адаптации используемого инструментария.

В первую очередь это касается методов диагностирования текущего положения и прогнозирования будущего положения организации. Наукоемкая организация, как и любая социально - экономическая система, развивается по синусоиде. Такой характер развития обусловлен воздействием факторов внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды могут быть описаны характеристиками среды ближайшего окружения организации (мезосреды), факторы внутренней - через характеристики самой организации и выпускаемого ею продукта. Исходя из этого, правомерно говорить о том, что текущее положение организации может быть определено как сочетание стадий жизненных циклов мезосреды, организации, продукта, и выражено следующей формулой:

Стек = Б(С1,С2,С3) (1)

где Стек - текущее положение наукоемкой организации; С1, С2, С3 - идентифицированный стадии жизненных циклов соответственно мезосреды, наукоемкой организации, наукоемкого продукта.

Прогнозируемое изменение текущего положения организации обуславливается сменой стадий жизненных циклов объектов, причем возможны следующие варианты: меняется одна стадия какого либо из рассматриваемых жизненных циклов, две либо все стадии жизненных циклов анализируемых объектов. Если жизненный цикл наукоемкой организации описывается 5 стадиями, наукоемкого продукта - пятью стадиями, а мезосреды - четырьмя, тогда возможно сто различных сочетаний стадий рассматриваемых объектов (5-5-4). Семь из них могут рассматриваться как базовые сценарии, исходя из следующих допущений: развитие объектов осуществляется эволюционно и предполагает последовательное прохождение каждой из рассматриваемых стадий, начиная с первой стадии. Поскольку в

условиях высокой неопределенности невозможно с достаточно высокой долей вероятности опреде -лить, какой из альтернативных сценариев будет реализован, предлагается проводить анализ по каждому из выявленных сценариев и дорабатывать тот из них, реализация которого будет наиболее возможной.

Инновационная политика на уровне организации обычно разрабатывается на основе инновационной стратегии, которая, в свою очередь, определяется государственной инновационной политикой. На уровне организации различают следующие виды стратегий:

- наступательная инновационная стратегия нацелена на самостоятельную разработку инноваций и применяется, в основном, крупными организациями, которые располагают высококвалифицированным персоналом и могут вести жесткую конкурентную борьбу;

- оборонительная инновационная стратегия, целью реализации которой является освоение инноваций, прошедших апробацию; такая стратегия используется организациями со сложившейся долей на рынке, отработанной технологией производства, обученным персоналом;

- поглощающая инновационная стратегия предусматривает приобретение инноваций путем привлечения высококвалифицированных специалистов, покупку патентов, лицензий и «ноу-хау», покупку небольших компаний-разработчиков. Эту стратегию традиционно применяют средние и крупные наукоемкие организации с развитыми структурами для научно-технических разработок и свободными ресурсами для покупки и внедрения новых продуктов;

- промежуточная инновационная стратегия, основанная на дифференциации инновационных продуктов или проектов, применяется для любых видов наукоемких организаций с целью ухода от прямой конфронтации с лидерами рынка за счет усиления инновационного потенциала.

Тип инновационной стратегии рекомендуется определять для каждого базового сценария в зависимости от состояния инновационного потенциала и инновационного климата. В экономической литературе [5] под инновационным потенциалом понимается мера готовности организации выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, а также мера ее готовности реализо-вывать конкретные инновационные проекты в соответствии с внутренними возможностями. Оценка инновационного потенциала осуществляется по блокам: продуктовому, функциональному, ресурсному, организационному и блоку управления. Под инновационным климатом понимаются внешние условия функционирования наукоемкой организации, причем различают макро и микро климат. Поскольку в базовых сценариях прогнозируемые положения организации формируются на основе изменения стадий жизненных циклов мезосреды, организации и продукта, то правомерно утверждать, что при этом учитываются характеристики таких блоков инновационного потенциала, как продуктовый, функциональный, организационный, управления, а также инновационного микроклимата.

При определении типа инновационной стратегии дополнительно необходима оценка элементов ресурсного блока инновационного потенциала и инновационного макроклимата, которую предлагается проводить с использованием SNW- анализа [2] (таблицы 1 и 2). Полученные результаты - количество сильных и слабых сторон ресурсного потенциала и количество возможностей и угроз инновационного макроклимата являются координатами SPACE матрицы и отмечаются на ее осях. На рисунке 1 представлена SPACE-матрица, на положительной и отрицательной частях оси X которой отмечены соответственно количество сильных (6) и слабых (3) сторон ресурсного блока инновацион-ного потенциала; а на положительной и отрицательной частях оси У - количество возможностей (5) и угроз (4) инновационного макроклимата, являющихся результатами SNW-анализа иллюстративного примера, приведенного в таблицах 1 и 2. Отмеченные координаты, соединенные линиями, образуют многоугольник, в контуре которого можно построить вектор, указывающий на тип соответствующей инновационной стратегии.

Таблица 1

Оценка элементов блока инновационного потенциала

№ п/п Элементы ресурсного блока инновационного потенциала Качественная оценка позиции

Сильная (8) Нейтральная (К) Слабая

1. Материально-технические ресурсы

1.1. Научное оборудование, приборы и установки

1.2. Обеспеченность сырьем, материалами, комплектующими

1.3. Эффективность использования материально-технических ресурсов

2. Трудовые ресурсы

2.1. Численность и структура кадров подразделений НИОКР

2.2. Удельный вес высококвалифицированных работников в структуре промышленно -производственного персонала

2.3. Состав и квалификация руководителей

3. Информационные ресурсы

3.1. Научно-технический задел

3.2 Доступ к базам данных научно-технической информации

3.3. Патенты и ноу-хау V

4. Финансовые ресурсы

4.1 Доля направляемых на развитие денежных

4.2. Обеспеченность затрат на НИОКР собственными источниками средств

4.3. Возможность привлечения долгосрочных заемных средств

ИТОГО ОЦЕНКА РЕСУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА 6 2 3

Таблица 2

Оценка инновационного макроклимата

№ и/и Название фактора Качественная оценка позиции

Сильная (О) Нейтральная (К) Слабая (Т)

1. Социальная инфраструктура

1.1 Уровень образования

1.2 Уровень социальной стабильности

1.3 Отношение к научной деятельности в обществе

2. Технологическая и научно-техническая сферы

2.1. Уровень инновационной инфраструктуры

2.2. Соответствие отечественных разработок мировому уровню

2.3. Уровень инновационности продукта

3. Экономическая и финансовая сферы

3.1. Налоговая политика

3.2. Состояние национальной экономики (макроэкономическая стабильность)

3.3. Уровень финансирования НИОКР

Окончание таблицы

№ п/п Название фактора Качественная оценка позиции

Сильная (О) Нейтральная (N1 Слабая СГ)

4. Политико-правовая сфера

4.1. Уровень государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики

4.2. Законодательство в части регулирование прав на интеллектуальную собственность

4.3. Возможность международного сотрудничества

ИТОГО ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА 5 3 4

J \. О

^ Промежуточная N. 1 стратегия ) / ^ Наступательная ч 5 1 стратегия

W / (0,3)

\ 6

Оборонительная ^ч ( стратегия ) Поглощающая 1 стратегия

Т

Рис. 8РЛСБ-матрица, используемая для выбора стратегии

Началом вектора является точка с координатами (0;0), а координаты конца вектора (х ; у) определяются следующим образом:

X = 8 - = 6 - 3 = 3;

У = О - Т = 5 - 4 = 1.

В нашем примере конец вектора находится в квадранте О-8 8РЛСБ-матрицы, что позволяет рекомендовать организации использование наступательной инновационной стратегии (рисунок 1).

Определение приоритетности реализации перспективных инновационных проектов предлагается проводить на основе соответствия их перспективным направлениям деятельности организации, которые устанавливаются на базе использования корреляционного SWOT-aнaлизa. (таблица 3)

Таблица 3

Форма представления данных для оценки приоритетности разработки

инновационных проектов

Оценка приоритетности проектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пара Описание взаимодействия Перспективные направления Проект 1 Проект 2 Проект 3 Проект 4 Проект 5

В3:Сил1

У3:Сил3

ИТОГО

В соответствии с типом инновационной стратегии формируется инновационная политика, которая является основным инструментом управления инновационной деятельностью организации. Традиционно объектом управления инновационной деятельностью на уровне организации являются инновационные проекты. Таким образом, инновационная политика предполагает установление перечня приоритетных направлений работы в соответствии с выбранной инновационной стратегией с определением очередности работы над каждым проектом в зависимости от его конкретных характеристик и обеспеченности организации конкретными видами ресурсов.

Для окончательного отбора проектов оценивается их эффективность. При оценке деятельности наукоемкой организации, а также оценке перспективности проектов должны быть проанализированы следующие эффекты: научно-технический, социальный, экологический, экономический.

В заключение следует отметить, что разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности наукоемких организаций, что позволит повысить качество и сократить сроки принимаемых решений по отбору перспективных инновационных проектов за счет структуризации и формализации этого процесса.

Библиографический список

1. Антонова Ю.В. Инновационная политика как инструмент развития организации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vfmgiu.ru/Nauchnoe-obschestvo-Feniks-1208/Nashi_publikacii/Innovacionnaya_ ро1ШкаЛМех.Ыш1 (дата обращения: 22.02.2015).

2. Глухов В.В. Стратегический менеджмент инновационной организации: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации / В.В. Глухов [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: ГУУ, 2009. - 387 с.

3. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие / Е.Р. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.

4. Горская Ю.А. Инновационная политика и стратегии предприятий в сфере в розничной торговле // Инновационная деятельность. - 2011. - № 4(18) - Вып. 2. - С. 9-14.

5. Гунин В.Н. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», модуль 7 «Управление инновацими» / В.Н. Гунин. - М.: Инфра-М, 1999. - 328 с.

6. Демкина О.В. К вопросу о характеристике инновационно активных и наукоемких организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. - С. 93-97.

7. Демкина О.В. Особенности наукоемких организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - №14. - С. 134-137.

8. Евдокимова Л.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Л.О. Евдокимова, Л.С. Слесарева. - 2-е изд. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. - 168 с.

9. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие / B.C. Ефремов. -М.: Финпресс, 1998. - 192 с.

10. Квеско Р.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 160 с.

11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В.Г.Медынский - М.: Инфра- М, 2004. - 295 с.

12. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

13. Шаламова Н.Г., Шевырев В.А. Модификация методов стратегического анализа с учетом динамики развития экономических процессов // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. - №12. - С. 148-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.